Научная статья на тему 'Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего обязательного образования'

Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего обязательного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич

Цель данной статьи изучение национально-языковой проблемы вообще и языка обучения в частности, представлен теоретический и практический материал для комплекса общественных наук: политологии, социологии, истории, педагогики. Метод. Принцип диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа. Результаты. В ходе исследования было установлено, что в исследуемый период дагестанские школы были обеспечены программами, учебниками и учебно-методическими пособиями по русскому языку. Многие школы перешли на кабинетную систему занятий. Выводы. Из года в год повышалась успеваемость учащихся по русскому языку, большая работа проводилась в республике по обеспечению школ учительскими кадрами по русскому языку. Обращение к изучению данного вопроса позволяет показать характер и многообразие процессов, имеющих место в дагестанских школах в изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего обязательного образования»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67)

Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего обязательного образования

© 2017 Мугутдинова Н. Ш., Ибрагимов И. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи - изучение национально-языковой проблемы вообще и языка обучения в частности, представлен теоретический и практический материал для комплекса общественных наук: политологии, социологии, истории, педагогики. Метод. Принцип диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа. Результаты. В ходе исследования было установлено, что в исследуемый период дагестанские школы были обеспечены программами, учебниками и учебно-методическими пособиями по русскому языку. Многие школы перешли на кабинетную систему занятий. Выводы. Из года в год повышалась успеваемость учащихся по русскому языку, большая работа проводилась в республике по обеспечению школ учительскими кадрами по русскому языку. Обращение к изучению данного вопроса позволяет показать характер и многообразие процессов, имеющих место в дагестанских школах в изучаемый период.

Ключевые слова: родной язык, русский язык, школа, образование, обучение.

Формат цитирования: Мугутдинова Н. Ш., Ибрагимов И. Г. Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего обязательного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. T. 11. № 2. С. 5-9.

The Language of Learning Issue in Dagestan Ethnic School During the Period of Implementing the General Secondary Compulsory Education

© 2017 Naida Sh. Mugutdinova, Ibragim G. Ibragimov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is studying the ethno-linguistic problem in general and the language of learning in particular. The authors present the theoretical and practical material for the social science complex: Politology, Sociology, History, Pedagogy. Method. The principle of dialectical logic and the theory of cognition, historicism and system analysis. Results. During the study they found that in the analyzed period Dagestan schools were provided with programs, textbooks and teaching materials in Russian. Many schools switched to the cabinet system of teaching. Conclusions. Every year the pupils' progress in Russian increased, in the republic much work was carried out on providing the schools with the teaching staff in Russian. Appealing to the study of this problem allows showing the character and diversity of the processes taking place in the Dagestan schools in the period of study.

Keywords: native tongue, Russian, school, education, training.

For citation: Mugutdinova N. Sh., Ibraginov I. G. The Language of Learning Issue in Dagestan Ethnic School During the Period of Implementing the General Secondary Compulsory Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 5-9. (In Russian)

Введение

Глубокое изучение национально-языковой проблемы вообще и языка обучения, в частности, в структуре общественных отношений представляет несомненный теоретический и практический интерес для целого комплекса общественных наук: политологии, социологии, этнографии, истории, педагогики. Национально-языковые проблемы теснейшим образом связаны с духовным ростом, с вопросами религиозного и светского образования и воспитания.

Общеизвестно, что родной язык является наиболее понятым и доступным средством просвещения и обучения грамоте. Эта установка явилась основополагающим принципом обучения в любой школе. С помощью родного языка легче осуществить политическое, экономическое и культурное развитие народа. Важнейшее значение для детей родной язык имеет на начальных этапах обучения грамоте, так как он усваивается с раннего детства и является главным средством развития мышления у детей [3, с. 65].

Результаты и их обсуждение

Развитие регионального образования в Дагестане началось в основном с постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Дагестанской АССР «О начальной школе на родном языке» от 23 октября 1922 года [5, с. 20]. Начальная школа была создана на аварском, даргинском, лакском, кумыкском языках. А для лезгин, табасаранцев, рутульцев, агульцев, цахурцев, которые в определенной степени владели тюркским (татарским, азербайджанским) языком, создавались школы на основе этого языка с использованием литературы, выпускавшейся в Баку.

Кайтагцы, кубачинцы должны были получать национальное образование на даргинском языке, а народности андоцезской группы - на аварском. Предметы на родном языке в 20-30-х гг. в дагестанской национальной школе занимали около 90% учебного времени, то есть 16-18 ч. в неделю, а русский язык изучался со второго класса, и

на него отводилось 6 часов в неделю, то есть один урок в день. Русский и родной языки преподавались одним учителем, что позволяло формировать соответствующие знания и навыки по усвоению русского языка на базе родного [7].

Если начальная школа была школой на родном языке, то совсем иных подходов требовал учебный процесс в неполной и полной средней школе. Язык не мог сохранить свою монополию. Это было связано не столько с тем, что невозможно было разработать учебники по естественным и точным предметам на родном языках из-за отсутствия соответствующей научной терминологии, но и с тем, что овладение этими предметами на русском языке давало возможность сохранения единого политического, экономического и образовательного пространства в Советском Союзе и выхода горских учащихся в мир русской и европейской культуры с хорошим знанием русского языка и предметов естественно-математическо-го цикла.

Но со второй половины 30-х годов и примерно до середины 50-х годов постепенно сохраняется количество предметов на родных языках. Так с 5 класса и до конца всего курса обучения языком преподавания становится русский язык с сохранением родного языка как предмета обучения.

В 60-х годах в республике сложились следующие типы национальных школ с подготовительным классом:

- школы, в которых начальное обучение до третьего класса велось на родном языке, то есть на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, азербайджанском, татском, начиная же с третьего класса, все предметы изучались на русском языке, а родной язык преподавался как предмет;

- школы, в которых обучение после продолжительной подготовки велось на русском языке, а родной язык в 1 -8 классах изучался как предмет;

- школы, в которых обучение с самого начала учебного процесса организовывалось

на русском языке без преподавания родных языков.

Так русский язык для дагестанцев стал языком сотрудничества, братства, дружбы и сближения горцев не только между собой, но и со всеми народами России. Нет такого уголка в Дагестане, население которого в той или иной степени не владело бы русским языком. Так, например, при всесоюзной переписи населения 1959 г. около 10 тыс. дагестанцев называли русский язык своим родным языком [2].

На русском языке горцы писали научные труды, создавали художественные произведения, благодаря ему приобщались к передовой российской и мировой науке и культуре. Русский язык помогал развитию и расцвету родных языков, их взаимообогащению и взаимовлиянию, складыванию общедагестанской культуры. Поэтому было естественно, что многие родители-дагестанцы в этих условиях отдавали предпочтение учебе детей на русском языке во все годы обучения.

Первыми в нашей республике перевод на русский язык обучения, начиная с подготовительного класса, осуществляли еще в 1953/54 учебном году школы с агульским, рутульским и цахурским составом учащихся [8].

Принятый в 1958 г. Верховным Советом СССР закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране» предоставил советским гражданам право выбирать, на каком языке будут обучаться их дети [9].

Важным шагом, имеющим огромное значение в развитии политической, экономической и культурной жизни Дагестана, явилось решение бюро обкома КПСС и Совета Министров ДАССР в 1961 г. о переводе обучения детей в Дагестанской национальной школе с 1964/65 учебного года на русский язык начиная с третьего класса [10].

В целях уменьшения перегрузки учащихся Дагестанских национальных школ и успешной подготовки их к переводу на русский язык обучения с третьего класса этим же постановлением было признано целесообразным восстановить

подготовительные классы в национальных

школах республики. Это постановление в огромной степени способствовало дальнейшему развитию изучения русского языка, хотя и не без ущерба для изучения родных языков.

В целях развития устной русской речи и совершенствования организации учебно-воспитательной работы в дагестанской национальной школе открывались подготовительные классы для шестилеток [6, с. 12]. Так как во всех типах национальных школ русский язык с первых шагов обучения изучался в качестве второго языка одновременно с родным, то перед детьми возникали определенные трудности, ибо обычно они приходили в школу без знаний русского языка, либо с весьма слабыми знаниями.

Так, в первой половине 70-х гг. Министерством просвещения Дагестана, районными отделами народного образования велась более активная работа по приему детей шестилетнего возраста в подготовительные классы дагестанских национальных школ, и она давала положительные результаты. В 1971/72 учебном году шестилетними классами был охвачен 24591 учащийся, а в 1972/73 учебном году - 26740 учащихся. В 1975/76 учебном году в основном во всех национальных школах Дагестана уже функционировали подготовительные классы с шестилетним составом учащихся [11].

В подготовительных классах

национальных школ с русским языком обучения сложилась система

целенаправленного развития русской речи с введением во втором полугодии изучения начал грамоты. Чтение и письмо в этот период становятся дополнительными средствами развития навыков устной речи учащихся.

Так, органами народного образования Дагестана были составлены развернутые планы мероприятий по выполнению постановлений Совета Министров СССР от 13 октября 1978 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию изучения и

преподавания русского языка в союзных республиках» [4, с. 31-47] и от 16 октября 1978 г. «О мерах по дальнейшему улучшению преподавания русского языка в национальных школах республики» [11].

Большую помощь органам народного образования в решении многочисленных проблем, связанных с обучением русскому языку учащихся дагестанских национальных школ: разработке программ, методической литературы, учебников, улучшении изучения и преподавания русского языка, повышении эффективности обучения оказали Научно-исследовательский институт школ им. А. А. Тахо-Годи и Институт усовершенствования учителей.

В результате школы были обеспечены программами, учебниками и учебно-методическими пособиями по русскому языку. Многие школы перешли на кабинетную систему занятий, 429 средних и восьмилетних школ из 594 имели кабинеты русского языка и литературы. Таким образом, из года в год повышалась успеваемость учащихся по русскому языку. Если в 1977/78 учебном году она составила 98,9 %, то в 1978/79 - 99,1 %.

После введения всеобщего среднего образования в школах республики много внимания уделялось преподаванию русского языка. Большая работа проводилась в республике по обеспечению школ учительскими кадрами по русскому языку.

За 1980-1985 гг. была усилена работа по обеспечению национальных школ учителями

1. Валиева Г. Д. Исторический опыт осуществления обязательного всеобщего среднего образования в условиях Дагестанской АССР (1959-1985 гг.). Махачкала, 2015. 173 с.

2. Даниялов А. Д. Единой семьей - к общей цели // Советский Дагестан. 1968. № 1. С. 3-12.

3. Магидов Ш. Г. Сближение наций, содружество языков. Нальчик, 1982. 165 с.

4. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М., 1987. 247 с.

5. Русский язык - язык межнационального

1. Valieva G. D. Istoricheskiy opyt osushchestvleniya obyazatel'nogo vseobshchego srednego obrazovaniya v usloviyakh Dagestanskoy ASSR [Historical experience of implementing the compulsory general secondary education in the conditions of Dagestan ASSR (1959-1985)]. Makhachkala, 2015. 173 p. (In Russian)

2. Daniyalov A. D. One family to a common goal. Sovetskiy Dagestan [Soviet Dagestan]. 1968. No. 1. Pp. 3-12. (In Russian)

русского языка и литературы, имеющими высшее образование, совершенствованию методов и средств обучения, увеличению количества издаваемых учебников, учебных и методических пособий и повышению их качества.

Так, к началу 1984/85 учебного года в школах Дагестана работало более пяти тысяч учителей русского языка, из которых 96% имели высшее образование. За указанный период в результате целенаправленной работы учителей русского языка уровень знаний учащихся значительно повысился [1, с. 73].

Заключение

Однако состояние изучения русского языка в первой половине 80-х гг. в Дагестане не удовлетворяло возросшие потребности республики. Эта работа должна была быть поднята на качественно более высокий уровень. Реализация всех постановлений и распоряжений органов власти требовала претворения в жизнь целого ряда дополнительных практических мер, способных обеспечить прочное и всестороннее овладение русским языком. Обращение к изучению данного вопроса позволяет показать характер и многообразие процессов, имеющих место в дагестанских школах в изучаемый период.

общения народов СССР. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 1980. 354 с.

6. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 34-р. Оп. 30. Д. 52. Л. 27.

7. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 89. Д. 814. Л. 10.

8. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 23. Д. 75. Л. 16-17.

9. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 62. Д. 45б. Л. 9.

10. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 66. Д. 49. Л. 2.

11. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 67. Д. 12. Л. 7.

3. Magidov Sh. G. Sblizhenie natsiy, sodruzhestvo yazykov [Rapprochement of Nations, the Commonwealth languages]. Nalchik, 1982. 165 p. (In Russian)

4. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Sbornik normativnykh aktov [Public education in the USSR. Collection of normative acts]. M., 1987. 247 p. (In Russian)

5. Russkiy yazyk - yazyk mezhnatsional'nogo obshcheniya narodovSSSR [Russian, the language of the peoples' interethnic communication in the

Литература

References

USSR]. Materials of scientific-practical conference. Makhachkala, 1980. 354 p. (In Russian)

6. Central State Archive of the Republic of Dagestan (CSA RD). F. 34-r. Inv. 30. C. 52. L. 27. (In Russian)

7. CSA RD. F. 1-p. Inv. 89. C. 814. L. 10. (In Russian)

8. CSA RD. F. 34-p. R. Inv. 23. C. 75. L. 16-17. (In Russian)

9. CSA RD. F. 34-p. Inv. 62. C. 45b. L. 9. (In Russian)

10. CSA RD. F. 34-p. Inv. 66. C. 49. L. 2. (In Russian)

11. CSA RD. F. 34. Inv. 67. C. 12. L. 7. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Мугутдинова Наида Шамильевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Naida Sh. Mugutdinova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Ibragim G. Ibragimov, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Принята в печать 25.02.2017 г.

Received 25.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.