Научная статья на тему 'Латентная преступность сквозь призму истории функционирования правового государства'

Латентная преступность сквозь призму истории функционирования правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / УКЛОНЕНИЕ ОТ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕЗАКОННОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич, Курбанов Махач Ахмедович

Цель. Опираясь на принцип историзма и с учетом известных принципов функционирования правового государства, предпринята попытка выявления причин и условий существования в нашей стране латентной преступности. Опредмечены основные детерминанты, ей способствующие, а также механизм борьбы с ней. Методы. В качестве основного метода авторами избран системный анализ основных причин и условий существования в условиях России латентной преступности и таким образом обозначены основные причины, способствующие существованию и проявлению этого асоциального явления. Результаты. Предложены рекомендации по минимизации в условиях постсоветской России случаев проявления латентной преступности. Вывод. Сформулированные авторами рекомендации теоретического и практического характера могут способствовать изжитию из реальной правовой жизни фактов проявления латентной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич, Курбанов Махач Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Латентная преступность сквозь призму истории функционирования правового государства»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30/94 / UDC 30/94

Латентная преступность сквозь призму истории функционирования правового государства

©2016Магаррамов М. Д.1, 2, Омаров А. А.2, Курбанов М. А.2

1 Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Опираясь на принцип историзма и с учетом известных принципов функционирования правового государства, предпринята попытка выявления причин и условий существования в нашей стране латентной преступности. Опредмечены основные детерминанты, ей способствующие, а также механизм борьбы с ней. Методы. В качестве основного метода авторами избран системный анализ основных причин и условий существования в условиях России латентной преступности и таким образом обозначены основные причины, способствующие существованию и проявлению этого асоциального явления. Результаты. Предложены рекомендации по минимизации в условиях постсоветской России случаев проявления латентной преступности. Вывод. Сформулированные авторами рекомендации теоретического и практического характера могут способствовать изжитию из реальной правовой жизни фактов проявления латентной преступности.

Ключевые слова: латентная преступность, юрисдикционные органы, правовое государство, принципы функционирования правового государства, правовой нигилизм, уклонение от регистрации преступлений, незаконное прекращение производства по уголовным делам, уголовно-правовая статистика.

Формат цитирования: Магаррамов М. Д., Омаров А. А., Курбанов М. А. Латентная преступность сквозь призму принципов функционирования правового государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 10-15.

The Latent Crime through the Prism of the History

of Constitutional State Functioning

©2016 Magarram D. Magarramov 1 2, Аrslanali ^ Omarov 2,

Мahach ^ Kurbanov 2

1 Regional Сenter of Ethnopolitical Research, Dagestan scientific center, RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Based on the principle of historicism, and taking into account the well-known principles of the functioning of the rule of law, the authors attempt to identify the causes and conditions of the latent crime existence in our country. They objectify the key determinants contributing to it, as well as a mechanism to combat it. Methods. The main method chosen by the authors is a systemic analysis of the root causes and conditions of existence in Russia latent the criminality and thus identified the main reasons for the existence and manifestation of this anti-social phenomenon. Results. The authors give recommendations for minimizing the latent crime cases in post-Soviet Russia. Conclusion. The theoretical and practical recommendations formulated by authors may contribute to eradicating the real legal facts of life manifestations of latent crime.

Keywords: latent crime, jurisdictional bodies, constitutional state, principles of functioning the constitutional state, rule of law, principles of the rule of law, legal nihilism, evasion of registration of crimes, illegal termination of criminal proceedings, criminal and law statistics.

For citation: Magarramov M. D., Omarov A. A., Kurbanov M. A The Latent Crime through the Prism of the History of Constitutional State Functioning. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 10-15. (In Russian)

Введение

В многочисленной криминологической литературе современной России имеется достаточное количество публикации, в рамках которых рассматриваются вопросы профилактики преступлений, включая латентных. Однако, проблема борьбы с общей и латентной преступностью в условиях формирования основ правового государства остается почти не разработанной. Желанием провести такой анализ и мотивировано обращение к этой теме.

Цель и методы исследования

Следует отметить, что правовой анализ обозначенной проблемы необходимо произвести с учетом требований основополагающих принципов функционирования правового государства. К ним, в частности, можно отнести: господство права во всех сферах жизни общества, торжество правового закона, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством, наличие эффективных форм контроля за выполнением нормативно-правовых актов и др.

Заметим, что успешность процесса формирования правового государства и обеспечения функционирования развитого гражданского общества в условиях современной России обусловлена оптимизацией и совершенствованием работы правоохранительных и правоприменительных органов в направлении борьбы с общей и латентной преступностью. Поскольку факт наличия в обществе такой преступности свидетельствует о недостаточно эффективной деятельности юрисдикционных органов государства, аномии права, росте правового нигилизма среди людей, снижении уровня их общей и правовой культуры. Такие тенденции являются крайне нежелательными как для государства, так и для общества. Поскольку каждый случай преступления - это не просто нарушение установленного правопорядка и законности, а посягательство на справедливые начала, заложенные в действующей системе права. Вместе с тем, преступность в государстве вселяет в сознание людей неверие в силу государственных органов по наведению правопорядка, обеспечению подлинной справедливости, реальную защиту

их прав и свобод. Допущение такого положения дел, смирение с этим является потворством криминалу и росту преступности.

Периодизация материала

Успешность и результативность работы правоохранительных и правоприменительных органов в направлении борьбы с общей и латентной преступностью обусловлена каждодневной работой органов прокуратуры, иных государственных органов по реализации требований основополагающего принципа функционирования правового государства - принципа господства права во всех сферах жизни общества, торжество правового закона. На самом деле, обеспечить такое положение дел - задача не из легких, поскольку путь от правового нигилизма граждан к признанию его ценности и значимости достаточно сложен и тернист. Необходима кропотливая профилактическая работа с людьми не только работников правоохранительных и правоприменительных органов, но и учреждений воспитания и образования. Ведь значительная часть преступлений, включая латентных, совершается умышленно, а это значит, что для таких людей действующее в стране право не представляет сколько-нибудь значимую ценность. В их деятельности, поведении возобладают преступные инстинкты и чувства. Человек, в отношении которого совершается преступление, для них также не является ценностью. К примеру, в нашей стране было «зарегистрировано более 20 тысяч преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов правопорядка. При исполнении служебных обязанностей получили ранения 3602 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел. Погибли от рук бандитов 322 сотрудника. Пятерым посмертно присвоены звания Героя России» [2. С. 6]. Погибшие люди при исполнении ими служебных обязанностей или служебного долга в идеальном обществе - это его гордость и совесть. Для преступников же их жизнь не представляла и не представляет никакой положительной значимости. И, к большому сожалению, определенная часть преступлений, совершенных в отношении ра-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

ботников правоохранительных и правоприменительных органов, по известным причинам также остается в латентном состоянии.

В 2015 году по всей стране было зарегистрировано около 2 миллионов преступлений. Благо, что это на 8,5 процента меньше, чем в 2014 году. Очевидно, что имеется существенная разница между зарегистрированными и нераскрытыми преступлениями. Мы не ошибемся, если скажем, что нераскрытые преступления, хотя и являются зарегистрированными, при условии их дальнейшего нераскрытия, все же имеют тенденцию быть названными латентными по субъекту(ам) их совершения по той простой причине, что в их отношении не вынесен обвинительный приговор суда и они не понесли заслуженного наказания.

К большому сожалению, огромное количество зарегистрированных преступлений остаются не раскрытыми по разным причинам объективного и субъективного характера. Но обнадеживает то, что в 2015 году количество таких преступлений значительно снизилось.

Вместе с нераскрытыми преступлениями остается значительный массив незаяв-ленных и незарегистрированных преступлений, обладающих в силу таких своих качеством латентности. Причины их совершения связаны с основными сферами жизни общества, то есть в своей основе латентные преступления имеют социальный и экономический характер. И поэтому одной из панацей обуздания общей и латентной преступности является неукоснительное воплощение в реальной жизни принципа «господства права во всех сферах жизни общества и торжество правового закона». Более того, в соответствии с этим принципом в обществе для обуздания административных проступков и преступлений должны быть исключены проявления «телефонного права», либо несовершенства уголовного законодательства, выражаемые в простонародье примерно так: «закон, что дышло, куда повернул - туда и вышло», «закон, что паутина, шмель проскочит, а муха - завязнет». То есть уголовное законодательство должно быть четким, совершенным и недвусмысленным. При этом не должно быть его избирательного применения в зависимости от социального положения - рангов и занимаемых постов, имущественного и должностного положе-

ния, расы, национальности, вероисповедания. Одним словом, реализация вышеупомянутого принципа функционирования правового государства требует исполнения положений, такого основополагающих принципа уголовного процесса - равенства граждан перед законом и судом.

Для минимизации случаев латентных преступлений крайне важно, чтобы каждое обращение человека и гражданина в полицейский участок по поводу преступлений было рассмотрено и зарегистрировано. По ним должны приниматься меры предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным кодексами. О некоторых проблемах, связанных с такими процедурами говорил в свое время бывший прокурор Республики Дагестан государственный советник юстиции первого класса А. И. Назаров. С его слов «наши проверки свидетельствуют о том, что при приеме, регистрации и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях продолжают иметь место серьезные нарушения законности. Органами прокуратуры республики «было выявлено и поставлено на учет свыше 750 преступлений, что на 20% больше», чем за прошлый период. По каждому факту укрытия преступлений от учета и регистрации приняты меры прокурорского реагирования, проведены служебные проверки, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности [1. С. 3]. Такая работа под руководством государственного советника юстиции 2 класса Шахнавазова Рамазана Абдусамадовича прокуратурой Республики Дагестан проводится и ныне.

Учитывая сказанное, можно обозначить несколько тенденций, а именно: а) прокуратура Республики Дагестан, обеспечивая соблюдение законности и правопорядка, стремится, чтобы каждое совершенное преступление было зарегистрировано; по ним принимались меры, предусмотренные рамками действующего уголовного и уголовно-процессуального закона; б) такие действия прокуратуры значительно снижают пласт латентной преступности, ограждают человека и гражданина от последующих противоправных посягательств со стороны преступных элементов; в) реа-лизовывают принцип неотвратимости наказания и, тем самым, имеют профилактический, превентивный характер в отношении последующего преступного поведения разных лиц.

Обнадеживает наметившаяся тенденция по изменению прежней системы регистрации преступлений, когда соответствующая статистика преступлений могла негативно сказаться на служебной деятельности лиц, осуществлявших регистрацию преступлений. Сегодня прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.

Вместе с тем, для существенного подрыва базы общей и латентной преступности необходимо, чтобы пострадавшие от случаев преступлений из формального субъекта, который должен подать заявление о правонарушении или преступлении, становились активными союзниками сотрудника полиции. Поскольку это позволяет ему не только содействовать полицейскому в исполнении его служебных обязанностей, но и контролировать его работу.

И в самом деле, без партнерского взаимодействия населения с правоохранительными и правоприменительными органами работа по борьбе с латентной и всей другой преступностью будет обречена на неудачу. И чтобы не допустить такого развития событий являются вполне оправданными действия МВД России в направлении гуманизации ее деятельности. О намерении работать в этом русле говорил бывший руководитель полицейского министерства. С его слов «важным направление стала гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органов правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан. Потребовалось создание и внедрение эффективной системы контроля за деятельностью полиции со стороны гражданского общества». Без взаимного доверия между гражданским обществом и юрисдикцион-ными органами государства, обуздать проблемы с преступностью в обществе вряд ли удастся. Ведь к каждому потенциальному преступнику не приставишь полицейского. Но, в то же самое время, почти каждый случай преступления совершается в условиях очевидности, то есть имеются свидетели, могущие в дальнейшем дать обвинительные показания против лиц, совершивших преступление. И, чтобы их получить, важны доверительные, партнерские отношения между населением и соответ-

ствующими правоохранительными и правоприменительными органами. О работе полиции в этом же русле неоднократно говорил министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев.

Взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством, как принцип функционирования правового государства, является важной теоретической установкой, обязывающей государство и его органы привлекать лиц, совершившие общественно-опасные деяния к уголовной ответственности. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации считает самым важным объектом уголовно-правовой охраны жизнь и здоровье человека и гражданина. Поэтому, каждое преступление, совершенное в отношении личности, не должно оставаться безнаказанным. Ибо безнаказанность порождает вседозволенность и деградацию общественных нравов. Учитывая необходимость недопущения такого сценария развития событий, нужно постоянно реа-лизовывать положения одного из принципов уголовного права - принципа неотвратимости наказания. Государство обязано в полном объеме финансировать перечень мероприятий по защите свидетелей и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование и правосудие.

Ответственность чиновников органов государства должна носить реальный, а не декларативный характер. Только при таком положении дел каждый человек и гражданин хотя бы под страхом и угрозой уголовного наказания не будут совершать преступления, а если и совершили, то при четкой и слаженной работе правоохранительных и правоприменительных органов у них не будет шансов избежать уголовной ответственности. При такой работе можно ожидать существенного снижения преступности, включая латентной ее части.

Процессу минимизации случаев латентных преступлений существенную поддержку и влияние оказывает ответственность личности перед государством. Мы ранее говорили о необходимости налаживания партнерских взаимоотношений между работниками правоохранительных органов и гражданами. К сказанному добавим, что гражданин правового государства, ставший свидетелем совершения преступления в отношении интересов личности, общества и государства, не должен быть

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

пассивным созерцателем. Он обязан сотрудничать с правоохранительными и правоприменительными органами, давать свидетельские показания в отношении лиц, совершивших преступления. С другой стороны, государственные органы должны обеспечить безопасность свидетеля, а также членов его семьи. На самом деле, только тесное взаимодействие человека и гражданина с юридикционными органами государства на разных этапах привлечения лица к уголовной ответственности может помочь делу минимизации у нас в стране числа латентных преступлений.

Наличие эффективных форм контроля за выполнением нормативно-правовых актов - не менее важный принцип функционирования правового государства. Активная реализация государственными органами, органами местного самоуправления этого принципа существенно сужает поле общей и латентной преступности. Ведь понятно, что прокурорские, полицейские, судебные и иные формы контроля за выполнением государственными служащими, служащими органов местного самоуправления, а также гражданами действующих нормативно-правовых актов является надежным заслоном на пути роста числа латентных преступлений. Ранее мы говорили о той работе, которую выполняют прокурорские и полицейские работники в направлении совершенствования работы по регистрации каждого случая преступления, принятия по ним соответствующим мер, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законом. Вме-

сте с тем, огромную работу по минимизации случаев латентных преступлений проделывают работники Следственного комитета РФ, структурных подразделений ФСБ России, ФСНК и Счетной палаты. Эффективность контроля указанных ведомств за выполнением нормативно-правовых актов минимизирует число преступлений по той простой причине, что каждый орган в пределах своей компетенции способствует регистрации случаев преступлений, установлению контроля за процессом привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Заключение

Завершая публикацию, следует отметить, что преступность - это социальное явление, и эффективно ей можно противостоять, только объединив усилия государственных органов и населения. Ибо только совместное, консонансное взаимодействие населения, правоохранительных и правоприменительных органов является одной из гарантий обуздания преступности у нас в обществе, включая латентной ее части. Вместе с тем крайне важно проводить борьбу правоохранительных и правоприменительных органов с латентной преступностью с учетом содержания рассмотренных принципов функционирования правового государства. Таким образом, работа в этом направлении будет осуществлена с учетом теоретических, научных положений и реальной практики ее проведения.

Литература

1. Магомедов А. Правовое поле без сорня- 2. Фалалеев М. Полиции - год. Реформа про-

ков // Дагестанская правда. 2012. 18 января. должается // Российская газета. 2012. 1 марта.

№ 11. № 44.

References

1. Magomedov A. Pravovoe pole bez sornyakov [Legal field without weeds]. Dagestanskaya Pravda. 2012. January, 18. No. 11. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магаррамов Магаррам Джабраилович,

доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), ведущий научный сотрудник Регионального центра этнопо-

2. Falaleev M. Politsii - god. Reforma prodolzhaetsya [Police turns a year. Reform continues]. Rossiyskaya Gazeta. 2012. 1, March. No. 44. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Magarram Dzh. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights, Dagestan State Pedagogical University (DSPU); leading researcher, Regional Center of Ethno-Political Studies (RTSEI), Dagestan Scientific Center (Dagestan

литических исследований (РЦЭИ) Дагестанского научного центра (ДНЦ) Российской академии наук (РАН), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Омаров Арсланали Абдуллаевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой правоведения и прав человека, профессор, ДГПУ Махачкала, Россия; email: [email protected]

Курбанов Махач Ахмедович, кандидат экономических наук, доцент кафедры правоведения и прав человека, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail. com

Принята в печать 25.04.2016 г.

Scientific Center) of the Russian Academy of Sciences (RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Arslanali A. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), the head of the chair of Law and Human Rights, professor, DSPU, Makhachkala, Russia.; e-mail: [email protected]

Mahach A. Kurbanov, Ph. D. (Economy), assistant professor, the chair of Law and Human Rights, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Received 25.04.2016.

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94 (470.67) / UDC 94 (470.67)

Подготовка театральных и музыкальных кадров в средних специальных учебных заведениях Дагестана

в 1960-1970 гг.

©2016 Мугутдинова Н. Ш., Раджабова З. К.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки театральных и музыкальных кадров в средних специальных учебных заведениях Дагестана. Рост числа культпросветработников в рассматриваемый период достиг апогея, что позволяет сделать вывод о его важности в развитии культурной жизни нашей республики.

Ключевые слова: образование, музыкальная школа, училище, культура, подготовка кадров, театральное искусство.

Формат цитирования: Мугутдинова Н. Ш., Раджабова З. К. Подготовка театральных и музыкальных кадров в средних специальных учебных заведениях Дагестана в 1960-1970 гг. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 15-18.

The Theatre and Music Staff's Training in Secondary Specialized Educational Institutions

of Dagestan in 1960-1970s

©2016 Naida Sh. Mugutdinova., Zarifa К. Radzhabova,

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The authors of the article discuss the aspects of theatrical and musical personnel's training in secondary special educational institutions of Dagestan. The increase in the number of cultural enlight-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.