Научная статья на тему 'Основные направления развития среднего специального и профессионально-технического образования в республике Дагестан в 1960-1980 гг'

Основные направления развития среднего специального и профессионально-технического образования в республике Дагестан в 1960-1980 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИЛИЩА / ШКОЛА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ВЫПУСКНИКИ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Сулейманов Микаил Ибрагимович, Раджабова Зарифа Кабиловна

В статье рассматривается развитие среднего специального и профессионально-технического образования в республике, а также подготовка квалифицированных рабочих для сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Сулейманов Микаил Ибрагимович, Раджабова Зарифа Кабиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития среднего специального и профессионально-технического образования в республике Дагестан в 1960-1980 гг»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

13

4. CSA RD. Op. 47. D. 21. L. 34. 5. CSA EP. Op. 31. D. 17. L. 62. 6. Sagidov G. Sh. Risen from darkness // Agitator's Notepad. 1971, # 2. P. 34. 7. CSA RD. F. 352-p. Op. 55. D. 128. L. 73. 8. CSA RD. F. 168-p. Op. 47. D. 23. L. 17. 9. CSA RD. Op. 77. D. 11. L. 43. 10. CSA RD. F. 168-p. Op. 20. D. 148. L. 32. 11. CSA EP. Op. 42. D. 98. L. 12. 12. CSA RD. F. 1100. Op. 70. D. 127. L. 12. 13. CSA RD. Op. 74.

D. 132. L. 17.

Literatura

1. Magidov H. G. Ocherki kratkoj istorii razvitija obrazovanija v Dagestane. Mahachkala, 1998. S. 239.

2. CGA RD. F. 168-r. Op. 33. D. 172. L. 6. 3. CGA RD. F.34-r. Op. 60. D. 937. L. 69. 4. CGA RD. Op. 47.

D. 21. L. 34. 5. CGA RD. Op. 31. D. 17. L. 62. 6. Sagidov G. Sh. Podnjavshajasja iz t'my // Bloknot agita-tora. 1971, № 2. S. 34. 7. CGA RD. F. 352-r. Op. 55. D. 128. L. 73. 8. CGA RD. F. 168-r. Op. 47. D. 23.

L. 17. 9. CGA RD. Op. 77. D. 11. L. 43. 10. CGA RD. F. 168-r. Op. 20. D. 148. L. 32. 11. CGA RD. Op. 42.

D. 98. L. 12. 12. CGA RD. F. 1100. Op. 70. D. 127. L. 12. 13. CGA RD. Op. 74. D. 132. L. 17.

Статья поступила в редакцию 21.04.2015

УДК 37 (470.67)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В 1960-1980 гг.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPECIAL AND VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 1960-1980s

© 2015 Мугутдинова Н. Ш., Сулейманов М. И., Раджабова З. К.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Mugutdinova N. Sh., Suleymanov М. I., Radzhabova Z. K.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается развитие среднего специального и профессиональнотехнического образования в республике, а также подготовка квалифицированных рабочих для сельского хозяйства.

Abstract. The authors of the article discuss the development of the secondary special and vocational education in the Republic, as well as qualified workers’ training for the agriculture.

Rezjume. V stat’e rassmatrivaetsja razvitie srednego special'nogo i professional’no-tehnicheskogo obrazovanija v respublike, a takzhe podgotovka kvalificirovannyh rabochih dlja sel'skogo hozjajstva.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, училища, школа, преподаватели, педагогические коллективы, выпускники, подготовка квалифицированных рабочих.

Keywords: technical vocational education, colleges, school, teachers, teaching staff, school-leavers, qualified workers’ training.

Kljuchevye slova: professional’no-tehnicheskoe obrazovanie, uchilishha, shkola, prepo-davateli, ped-agogicheskie kollektivy, vypuskniki, podgotovka kvalificirovannyh rabochih.

Проблема кадров, их подготовки и наиболее эффективного использования в народном хозяйстве всегда была и ныне остается актуальной.

На современном этапе развития российского общества все более возрастает соци-

альная и экономическая роль профессионально-технического образования, являющегося источником развития и совершенствования системы профессиональнотехнического образования, его организации, содержания, форм и методов профес-

14

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

сионально-технической подготовки во всех ее аспектах.

В 60-е годы позитивные перемены произошли в системе начального профессионально-технического образования страны. Расширилась сеть учебных заведений, этой важной для подготовки квалифицированной рабочей смены системы. В 1961 г. в СССР уже насчитывалось 3600 профессионально-технических школ и училищ с общим контингентом учащихся 520 тыс. человек [1. С. 178].

В дагестанской АССР к тому времени имелось 6 школ и училищ профессионально-технического образования, в которых обучалось 1286 учащихся [2].

В 1958 г. в Дагестане насчитывалось 11 учебных заведений профессиональнотехнического образования готовивших квалифицированных рабочих по 26 специальностям, из них 19 - для промышленности и 7 - для сельского хозяйства [3]. 1656 рабочих для промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства выпустили эти учебные заведения в 1960 г. В том же году 188 квалифицированных рабочих подготовили технические училища ДАССР [4. С. 80].

При профессионально-технических учебных заведениях создавались различные технические и предметные кружки, которыми руководили инженернотехнические работники. Они способствовали пополнению специальных знаний, обогащению общего кругозора, воспитанию у будущих рабочих чувств коллективизма и товарищества [5. C. 279]

Выпускники технических учебных заведений направлялись на работу на промышленные предприятия, стройки, в транспортные организации и на сельскохозяйственное производство ДАССР, других районов страны.

В 1960 г. в Дагестане появились первые вечерние профессионально-технические учебные заведения. Это открыло работающей молодежи возможность повышения общего образования и овладения соответствующей производственной специальностью без отрыва от производства. С начала 60-х годов заметно возросли контингенты учащихся профессионально-технических школ, соответственно и выпуски из этих школ. Так, в 1960 г. в училищах и школах профессионально-технического образования было подготовлено 1656 рабочих. Всего за 4 года седьмой пятилетки (1962-1965) этими учебными заведениями было подготовлено для народного хозяйства 9633 молодых рабочих [6. С. 180]. В 1962-1963 учебный год в Избербашском техническом училище обучалось 245 учащихся. [7]

Следует отметить, что развитие системы профессионально-технического образования в Дагестане в рассматриваемый период характеризовалось появлением, а затем и существенным ростом подготовки квалифицированных рабочих на селе. Уже в 1963 г. сельскими профтехучилищами республики было подготовлено 250 рабочих, а в следующем 1964 г. - 909 [8. С. 80]. Это имело большое значение, так как служило важным подспорьем в обеспечении квалифицированными кадрами рабочих все больше оснащающегося современной техникой сельского хозяйства и других сфер производства на селе.

Другое новшество, вошедшее в практику в рассматриваемый период, состояло в том, что наряду с дневными профессионально-техническими училищами квалифицированных рабочих стали готовить в значительном количестве вечерние профтехучилища и их отделения.

В 1962-1964 гг. этими училищами и отделениями было подготовлено 1226 квалифицированных рабочих [9. С. 283].

На 1 января 1970 г. в Дагестане насчитывалось 17 профессионально-технических учебных заведений, в которых обучалось 5107 учащихся. Уже в 1973 г. в Дагестане имелось четыре средних профтехучилища: два городских и два сельских. В них были созданы новые учебные мастерские и лаборатории, кабинеты по техническим и общеобразовательным дисциплинам, которые постоянно пополнялись оборудованием [10. С. 122]. В профтехучилищах, преобразованных в средние, обучалось 1454 человека [1].

Всего в 1971-1973 гг. в профтехучилищах было подготовлено 13103 квалифицированных рабочих, из них для промышленности - 3103 человека [12]. Однако, такой уровень подготовки квалифицированных рабочих не удовлетворял растущие потребности народного хозяйства.

В 70-е годы велась работа и по переводу сельских профтехучилищ в категорию средних - СПТУ № 1 (г. Буйнакск), СПТУ № 2 и СПТУ № 6 (г. Хасавюрт), СПТУ № 7 (с. Черняевка). На начало 1979 г. в республике было 5 средних сельских ПТУ и 2 СПТУ обычного типа. Для реорганизации СПТУ в училищах создавались необходимые условия, укрепилась их учебнопроизводственная база. За один 1975 год на приобретение сельхозтехники этим учащимся было выделено 367 тыс. руб. [13]. А за годы девятой и десятой пятилетки сельскими профтехучилищам было выделено 265 трактатов, 100 комбайнов, 91 автомашина и 300 единиц другой сельскохозяйственной техники [14].

Общественные и гуманитарные науки

• ••

15

Следует отметить, что в сельских профессионально-технических училищах проводилась работа и по перестройке учебного процесса в соответствии с промышленными требованиями.

Одним из лучших в республике в эти годы стало среднее сельское ПТУ № 2. В период девятой пятилетки среднегодовой контингент учебного заведения составлял 800 учащихся, а к концу десятой пятилетки - 1060 человек. [5]

Во второй половине 70-х годов в системе профессионально-технического образования были осуществлены некоторые организационные и учебно-производственные изменения, имевшие целью дальнейшее усиление связи учебных заведений с предприятиями, производством, усовершенствование профессиональной направленности обучения учащихся, улучшения подготовки квалифицированных рабочих технического профиля.

Осуществилось преобразование городских профтехучилищ, где для этого имелись соответствующие условия, в технические училища. В 1979 г. 5 городских профтехучилищ были реорганизованы в технические. Контингент учащихся технических училищ составил 1289 человек. [5. С.125]

В 1979-1980 учебном году в системе профтехобразования Дагестанской АССР доля средних и технических училищ достигла 86% [15].

В технических училищах республики готовились специалисты: машинист машин, огнеупорщик, слесарь-инструментальщик, токарь-универсал, штамповщик, токарь-револьверщик, слесарь по ремонту промышленного оборудования, электрик по ремонту и эксплуатации промышленного оборудования, монтажник радиоаппаратуры и приборов.

В 1980 г. технические училища Дагестана выпустили 1100 квалифицированных

рабочих для промышленных предприятий и строительных организаций.

В 1981-1985 гг. было открыто 3 училища на 1206 ученических мест. В 1985 г. в 28 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 13644 учащихся. Во второй половине десятилетия количество учебных заведений системы профтехобразования и контингент их учащихся оставались в целом стабильными [12. С. 179].

В рассматриваемые годы значительные перемены произошли в качестве уровня подготовки рабочей смены в учебных заведениях. Профессионально - технические училища стали в основной своей массе средними, т.е. дающими, наряду с соответствующей рабочей квалификацией, общее среднее образование. В сети системы учебных заведений профессионально-технического образования большое место заняли технические училища. Уже в последнем году одиннадцатой пятилетки (1985) они подготовили 3206 квалифицированных рабочих [14. С. 179].

В целом система профтехобразовния республики, как и по всей стране, в этот период стала развиваться более динамично. Был сделан новый шаг вперед в совершенствовании всех сторон деятельности профтехшколы.

О возрастании роли профессиональнотехнических училищ в обеспечении хозяйства квалифицированными рабочими говорит тот факт, что за годы восьмой пятилетки ими было подготовлено 8519 квалифицированных рабочих, а за 1971-1980 годы 27993 учащихся было выпущено ГПТУ и 3678 - техническими училищами [15].

На 1 января 1980 г. в республике существовало 9 городских профессиональнотехнических училищ и 6 технических училищ. По сравнению с 1971 г. число учащихся в профтехучилищах увеличивалось в 1,7 раза [16].

Литература

1. Ананьева Е. С. Роль профессионально-технических училищ в подготовке квалифицированных рабочих 1971-1980 гг. // Вопросы подготовки и воспитания кадров народного хозяйства в ДАСССР 19461980 гг. Махачкала, 1987. С. 122. 2. Дагестанская правда. 1962. 28 декабря. 3. Дагестанская правда. 1980. 12 марта. 4. Дагестанская правда. 1983. 16 июля. 5. Каймаразов Г. Ш. Образование и

наука в Дагестане в XX веке. Махачкала, 2007. С. 279. 6. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Махачкала, 1976. С. 180. 7. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Махачкала, 1987. С. 179. 8. Советский Дагестан за 45 лет. Махачкала, 1971.

С. 80. 9. Советский Дагестан за 40 лет. С. 80. 10. Рабочий класс СССР (1956-1965). Сб. статей. М.,

1969. С. 178. 11. Текущий архив ДР УПТО. Из отчетов о подготовке и выпуске квалифицированных

рабочих 1971-1980 гг. 12. ЦГА РД. ф.р.1271-р. Оп. 1. Д. 69. Л. 208. 13. ЦГА РД. ф. 1271-р. Оп. 1. Д. 117. Л. 71. 14. ЦГА РД. ф.1-п. Оп. 2. Д. 3884. Л. 5. 15. ЦГА РД. ф. р-1271. Оп. 2. Д. 225. Л. 9.

16. ЦГА РД. ф. р-1271. Оп. 2. Д. 226. Л. 3.

References

1. Ananyeva E. S. The role of vocational schools in skilled workers' training in 1971-1980 // The training and education of staff of national economy in DASSR. 1946-1980, Makhachkala, 1987. P. 122.

16

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

2. Dagestanskaya Pravda, 1962, December, 28. 3. Dagestanskaya Pravda, 1980, March, 12.

4. Dagestanskaya Pravda, 1983, July, 16. 5. Kaymarazov G. S. Education and science of Dagestan in the

20th century. Makhachkala, 2007. P. 279. 6. The national economy of the Dagestan ASSR for the 50th

anniversary of the USSR formation. Makhachkala, 1976. P. 180. 7. The national economy of the Dagestan ASSR in the eleventh five-year plan. Makhachkala, 1987. P. 179. 8. Soviet Dagestan in 45 years. P. 80.

9. The Soviet of Dagestan for 40 years. Makhachkala, 1966. P. 80. 10. The working class of the USSR

(1956-1965). Coll. articles. M., 1969. P. 178. 11. The current archive of DR UPTO. From reports on the

training and graduation of qualified workers, 1971-1980. 12. CSA RD. f. p.1271-p. Op. 1. D. 69. L. 208.

13. CSA RD. f. 1271-p. Op. 1. D. 117. L. 71. 14. CSA RD. f.1-p. Op. 2. D. 3884. L. 5. 15. CSA EP. f. p-

1271. Op. 2. D. 225. L. 9. 16. CSA EP. f. p-1271. Op. 2. D. 226. L. 3.

Literatura

1. Anan'eva E. S. Rol' professional'no-tehnicheskih uchilishh v podgotovke kvalificirovannyh rabochih 19711980 gg. // Voprosy podgotovki i vospitanija kadrov narodnogo hozjajstva v DASSSR 1946-1980 gg. Ma-hachkala, 1987. S. 122. 2. Dagestanskaja pravda. 1962. 28 dekabrja. 3. Dagestanskaja Pravda, 198,

12 marta. 4. Dagestanskaja Pravda, 1983, 16 ijulja. 5. Kajmarazov G. Sh. Obrazovanie i nauka v Dage-stane v XX veke. Mahachkala, 2007. S. 279. 6. Narodnoe hozjajstvo Dagestanskoj ASSR k 50-letiju obra-zovanija SSSR. Mahachkala, 1976. S. 180. 7. Narodnoe hozjajstvo Dagestanskoj ASSR v odinnadcatoj

pjatiletke. Mahachkala, 1987. S. 179. 8. Sovetskij Dagestan za 45 let. Mahachkala, 1971. S. 80.

9. Sovetskij Dagestan za 40 let. S. 80. 10. Rabochij klass SSSR (1956-1965). Sb. statej. M., 1969.

5. 178. 11. Tekushhij arhiv DR UPTO. Iz otchetov o podgotovke i vypuske kvalificirovannyh rabochih 19711980 gg. 12. CGA RD. f. r.1271-r. Op. 1. D. 69. L. 208. 13. CGA RD. f. 1271-r. Op. 1. D. 117. L. 71.

14. CGA RD. f.1-p. Op. 2. D. 3884. L. 5. 15. CGA RD. f. r-1271. Op. 2. D. 225. L. 9. 16. CGA RD. f. r-1271. Op. 2. D. 226. L. 3.

Статья поступила в редакцию 13.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.