Научная статья на тему 'Некоторые проблемы организации управления воспроизводством кадров в Дагестане (70-80-е гг. Xx В. )'

Некоторые проблемы организации управления воспроизводством кадров в Дагестане (70-80-е гг. Xx В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / QUALIFIED PERSONNEL / VOCATIONAL SCHOOLS / SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович, Султанбеков Рабадан Магомедович, Мугутдинова Наида Шамильевна

На основе архивных документов и материалов прессы анализируются проблемы организации управления воспроизводством в Дагестане в эпоху «застоя». Увеличение числа квалифицированных рабочих в рассматриваемый период свидетельствует о его значении в развитии наиболее сложных профессий. Особое внимание уделено деятельности партийных и советских органов власти по координации действий межотраслевых органов управления воспроизводством трудовых ресурсов в Республике Дагестан. Изучение этих вопросов позволяет более полно и глубоко понять механизмы застоя советского общества, причин, почему наша страна не перешла на новый уровень развития, уровень постиндустриального информационного общества. Выводы и результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения развития профессионального образования в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович, Султанбеков Рабадан Магомедович, Мугутдинова Наида Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF MAN-RESOURCES REPRODUCTION MANAGEMENT IN DAGESTAN (70-80s of 20th Century)

In this article on the basis of archival documents, press materials, the problems of organization of reproduction management in Dagestan in the era of “stagnation” are considered. The increase in the number of skilled workers in that period, suggests its importance in the development of the most complex professions. Special attention is paid to the activities of the Party and Soviet authorities to coordinate the actions of inter-sectoral bodies of management of reproduction of labor resources in the Republic of Dagestan. The study of these issues allows us to understand more precisely and deeply the mechanisms of stagnation of the Soviet society, the reasons why our country did not passed to a new level of development, which was the level of post-industrial information society. The findings and results of the study can be the basis for further research on the development of vocational education.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы организации управления воспроизводством кадров в Дагестане (70-80-е гг. Xx В. )»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 2

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

УДК 94 (470.67) DOI 10.23683/0321-3056-2018-2-43-46

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ КАДРОВ В ДАГЕСТАНЕ (70-80-е гг. XX в.)

© 2018 г. М.Р. Гасанов a, P.M. Султанбеков a, Н.Ш. Мугутдинова a

a Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

SOME PROBLEMS OF MAN-RESOURCES REPRODUCTION MANAGEMENT IN DAGESTAN (70-80s of 20th Century)

M.R. Gasanov a, R.M. Sultanbekov a, N.Sh. Mugutdinova a

a Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia

Гасанов Магомед Раджабович -

доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой истории,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, Россия.

Е-mail: pismo@dspu.ru

Султанбеков Рабадан Магомедович -

кандидат исторических наук, доцент,

кафедра истории,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, Россия.

Е-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru

Мугутдинова Наида Шамильевна -

кандидат исторических наук, доцент,

кафедра истории,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, Россия.

Е-mail: pismo@dspu.ru

Magomed R. Gasanov -Doctor of History, Professor, Head of the History Department, Dagestan State Pedagogical University,

M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala, 367003, Russia. E-mail: pismo@dspu.ru

Rabadan M. Sultanbekov -

Candidate of History, Associate Professor,

History Department,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala, 367003, Russia. E-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru

Naida Sh. Mugutdinova -

Candidate of History, Associate Professor,

History Department,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala, 367003, Russia. E-mail: pismo@dspu.ru

На основе архивных документов и материалов прессы анализируются проблемы организации управления воспроизводством в Дагестане в эпоху «застоя». Увеличение числа квалифицированных рабочих в рассматриваемый период свидетельствует о его значении в развитии наиболее сложных профессий. Особое внимание уделено деятельности партийных и советских органов власти по координации действий межотраслевых органов управления воспроизводством трудовых ресурсов в Республике Дагестан. Изучение этих вопросов позволяет более полно и глубоко понять механизмы застоя советского общества, причин, почему наша страна не перешла на новый уровень развития, уровень постиндустриального информационного общества. Выводы и результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения развития профессионального образования в республике.

Ключевые слова: образование, квалифицированные кадры, профессионально-технические училища, среднее образование.

In this article on the basis of archival documents, press materials, the problems of organization of reproduction management in Dagestan in the era of "stagnation " are considered. The increase in the number of skilled workers in that period, suggests its importance in the development of the most complex professions. Special attention is paid to the activities of the Party and Soviet authorities to coordinate the actions of inter-sectoral bodies of management of reproduction of labor resources in the Republic of Dagestan. The study of these issues allows us to understand more precisely and deeply the mechanisms of stagnation of the Soviet society, the reasons why our country did not passed to a new level of development, which was the level ofpost-industrial information society. The findings and results of the study can be the basis for further research on the development of vocational education.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

Keywords: education, qualified personnel, vocational schools, secondary education.

В программных документах советского государства периода 70-80-х гг. XX в. отмечалось, что механизм управления и его организационная структура должны совершенствоваться на всех уровнях и во всех звеньях народного хозяйства, включая четкое определение функций прав и ответственности органов управления и предприятий. Обращалось внимание на органическое сочетание интересов государства и трудовых коллективов, улучшение системы планирования народного хозяйства, исходя из требований повышения социально-экономической эффективности общественного производства и действенности всей совокупности экономических расчетов и стимулов хозяйственного механизма [1, с. 17].

В 70-80-е гг. XX в. управление трудовыми ресурсами Дагестана в целом по стране осуществлялось различными органами. Прогнозы численности трудовых ресурсов и их распределения по сферам занятости и отраслям народного хозяйства разрабатывали научные организации. Планирование формирования и распределения трудовых ресурсов, составление балансов на уровне народного хозяйства осуществлялись в Госплане СССР совместно с Госкомтруда СССР и министерствами. Подготовка кадров производилась учебными заведениями Госпро-фобра СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР, учебными заведениями отраслевых министерств и непосредственно на предприятиях.

С целью усиления координации деятельности различных органов управления воспроизводством трудовых ресурсов формировались межведомственные советы. Например, при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР был создан межведомственный совет по повышению квалификации руководящих работников и специалистов, при Министерстве просвещения СССР - по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию молодежи, при Государственном Комитете СССР по профессионально-техническому образованию - межведомственный совет по профессионально-техническому образованию и повышению квалификации рабочих. Создание таких межведомственных советов в определенной мере способствовало усилению межотраслевой скоординированности действий по воспроизводству отдельных категорий работников (рабо-

чих, специалистов с высшим и средним специальным образованием). Однако они не обеспечивали рациональное взаимодействие функций управления воспроизводством всех категорий работников, полное преодоление ведомственной разобщенности параллелизма в подготовке квалифицированных кадров. Так, созданный при Министерстве высшего и среднего образования СССР межведомственный совет координировал повышение квалификации руководящих кадров и специалистов по всем отраслям народного хозяйства, но не занимался координацией подготовки специалистов в целом с учетом потребности в них народного хозяйства.

По мнению многих экономистов, необходимо было выделить в народнохозяйственном комплексе специальный комплекс «Образование и воспроизводство кадров», который бы являлся объектом самостоятельного планирования и управления [2, с. 54].

В 70-80-е гг. в Дагестане усилилось внимание ученых и практических работников к вопросу о создании единой системы образования и подготовки кадров, включающей дошкольные задания, общеобразовательные школы, ПТУ, средние специальные и высшие заведения, систему переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.

Государственные органы власти и управления принимали ряд решений о дальнейшем расширении подготовки квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства, что потребовало дальнейшего роста и совершенствования системы профессионально-технического образования.

Большое значение для улучшения подготовки квалифицированных рабочих через систему профессионально-технического образования имело создание нового типа профтехучилищ, дающих наряду с рабочими специальностями полное среднее образование. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1970 г. «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» отмечалось, что в условиях широкого внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники возрастают требования к культурно-техническому уровню рабочих, и получение среднего образования становится необходимым условием для подго-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

товки квалифицированных рабочих по наиболее сложным профессиям.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 23 июля 1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» ставилась задача расширять и укреплять средние профтехучилища как наиболее перспективную форму подготовки молодого пополнения рабочего класса. Постановление содержало меры, осуществление которых позволило создать все необходимые условия для развития и плодотворной работы этого нового типа учебного заведения.

Претворяя в жизнь решения партии и правительства, партийные и советские органы, органы профтехобразования республики развернули работу по дальнейшему развитию системы профтехобразования и совершенствованию подготовки квалифицированных кадров. За 1964-1979 гг. было открыто 3 сельских профессионально-технических училища (СПТУ № 5 - в Цудахаре, СПТУ № 6 - в Хасавюрте, СПТУ № 7 в с. Черня-евка) для подготовки квалифицированных механизаторов, трактористов-машинистов широкого профиля, механизаторов животноводческих ферм, электромонтеров сельской электростанции [3].

В 70-е гг. велась работа и по переводу сельских профтехучилищ в категорию средних - СПТУ № 1 (г. Буйнакск), СПТУ № 2 и СПТУ № 6 (г. Хасавюрт), СПТУ № 3 (п. Огни), СПТУ № 7 (с. Чер-няевка). На начало 1979 г. в республике было 5 средних сельских ПТУ и 2 СПТУ обычного типа. Для реорганизации СПТУ в средние в училищах создавались необходимые условия, укреплялась их учебно-производственная база.

За один 1975 г. на приобретение сельхозтехники этим училищам было выделено 367 тыс. рублей [4], а за годы 9-й и 10-й пятилеток сельские профтехучилища получили 265 тракторов и комбайнов, 91 автомашину и 300 единиц другой сельскохозяйственной техники [5].

Следует отметить, что в сельских профессионально-технических училищах проводилась работа и по перестройке учебного процесса в соответствии с повышенными требованиями. Лаборатории и учебные мастерские сельских училищ оснащались монтажно-демонтажной техникой, обеспечивающей проведение учебного процесса в соответствии с учебными планами и программами. Для организации производственного обучения все СПТУ к концу рассматриваемого периода располагали учебными хо-

2018. N0. 2

зяйствами. В 1977 г. Совет Министров ДАССР выделил дополнительно 325 гектаров пахотной земли для организации учебных хозяйств [6], что в конечном счете способствовало повышению качества профессиональной подготовки специалистов.

Таким образом, в результате мер, принятых партийными и советскими органами, органами профтехобразования республики, по совершенствованию профессионально-технического образования улучшилось качество подготовки специалистов. Открытие новых и реорганизация существовавших училищ позволила увеличить прием учащихся в них. Соответственно увеличился выпуск специалистов сельскими профессионально-техническими училищами. Если в 1954-1958 гг. в них было подготовлено 3780 механизаторов (трактористов, машинистов, механиков-комбайнеров), то за годы восьмой пятилетки - 6839, а за 1971-1980 гг. - уже 18 238 механизаторов, животноводов, мелиораторов и других специалистов [7].

Однако подготовка кадров механизаторов не поспевала за быстрым ростом технической оснащенности колхозов и совхозов. В Дагестане в 1978 г., например, на 100 тракторов приходилось 98 трактористов. Для проведения уборочных работ в две смены не хватало 7720 механизаторов [8].

Хотя кадров механизаторов стало готовиться больше, обеспеченность ими колхозов и совхозов не улучшилась. Так, если в 1965 г. на каждый трактор, имевшийся в хозяйствах Дагестана, приходилось 1,04 тракториста-машиниста, то в 1976 г. 0,98 [9].

Велика была и текучесть механизаторских кадров. В 1976 г., например, из колхозов и совхозов республики выбыло 700 механизаторов [10]. Из-за этого в частности, несмотря на значительный рост подготовки механизаторов, их численность в колхозах и совхозах росла медленно. Тем не менее руководители многих колхозов и совхозов мало внимания уделяли вопросам подготовки и закрепления механизаторских кадров на селе.

В целом подготовка квалифицированных кадров через систему профессионально-технического образования республики значительно отставала от потребностей народного хозяйства и по числу выпускников, и по номенклатуре специальностей. Как было отмечено на собрании партийно-хозяйственного актива республики по профессионально-техническому об-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

разованию (июнь 1985 г.), «система профтехобразования пока удовлетворяет лишь четвертую часть потребности промышленности и сельского хозяйства в рабочих массовых профессий» [11]. Причина этого в недостаточном развитии сети профессионально-технических училищ, в том числе средних, слабой работе профориентации учащихся общеобразовательных школ.

Все эти проблемы требовали к себе самого серьезного отношения, поскольку перспектива социально-экономического, научно-технического и духовного прогресса во многом закладываются системой и качеством образования.

Литература

1. Резервы аграрной экономики : материалы Все-союзн. эконом. совещания по проблемам агропромышленного комплекса (26-27 марта 1984 г.). М.: Политиздат, 1984. 351 с.

2. Иванченко В.М. Совершенствование организации управления // Вопросы экономики. 1984. № 8. С. 52-60.

3. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 62. Д. 17. Л. 54.

4. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 63. Д. 220. Л. 82.

5. ЦГА РД. Ф.р-1271. Оп. 2. Д. 240. Л. 419.

6. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 63. Д. 634. Л. 234.

7. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 63. Д. 639. Л. 206.

8. Комсомолец Дагестана. 1978. 14 февр.

9. Багандов А.М. Курсом научно-технического прогресса. Махачкала, 1984. С. 67.

10. Дагестанская правда. 1977. 19 марта.

11. Дагестанская правда. 1985. 1 июля.

References

1. Rezervy agrarnoi ekonomiki [Provisions of the Agrarian Economy]. Proceedings of All Union Economical Meeting on Issues of Agro-industrial Complex (March 26-27, 1984). Moscow: Politizdat, 1984, 351 p.

2. Ivanchenko V.M. Sovershenstvovanie organi-zatsii upravleniya [Improving the organization of management]. Voprosy ekonomiki. 1984, No. 8, pp. 52-60.

3. TsGA RD [Central State Archives of the Republic of Dagestan]. Fund r-168. In. 62. File 17. L. 54.

4. TsGA RD [Central State Archives of the Republic of Dagestan]. Fund r-168. In. 63. File 220. L. 82.

5. TsGA RD [Central State Archives of the Republic of Dagestan]. Fund r-1271. In. 2. File 240. L. 419.

6. TsGA RD [Central State Archives of the Republic of Dagestan]. Fund r-168. In. 63. File 634. L. 234.

7. TsGA RD [Central State Archives of the Republic of Dagestan]. Fund r-168. In. 63. File 639. L. 206.

8. Komsomolets Dagestana. 1978, Febr. 14.

9. Bagandov A.M. Kursom nauchno-tekhnicheskogo progressa [The Course of Scientific and Technological Progress]. Makhachkala, 1984, p. 67.

10. Dagestanskaya pravda. 1977, March 19.

11. Dagestanskaya pravda. 1985, July 1.

Поступила в редакцию / Received 19 апреля 2018 г. / April 19, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.