Научная статья на тему 'Состояние трудового обучения и профориентации школьников в период обязательного среднего всеобуча (1959-1985 гг. )'

Состояние трудового обучения и профориентации школьников в период обязательного среднего всеобуча (1959-1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / КОМБИНАТ / УЧЕНИЧЕСКИЕ БРИГАДЫ / ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Сулейманов Микаил Ибрагимович, Раджабова Зарифа Кабиловна

В статье рассматривается трудовое воспитание школьников, организация их общественно-полезного труда в годы осуществления всеобщего среднего образования с учетом особенностей городов и районов республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна, Сулейманов Микаил Ибрагимович, Раджабова Зарифа Кабиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние трудового обучения и профориентации школьников в период обязательного среднего всеобуча (1959-1985 гг. )»

N 8, St.-Petersbourg, 1862. 8. Schiefner A. Awarische Texte (herausgegeben von A. Schiefner) // Memories de I'Akademie imperiale des sciences des St.-Petersbourg, II serie. T. XIX. N 6. St.-Peterbourg, 1873. References

1. Dagestanskaya Pravda, 30, September, 2011. 2. Dagestanskaya Pravda, 6, July, 2002. 3. Krasny Dagestan, 8, August, 1928. 4. Magomedov M. I. Humanitarian Dagestan: language, culture, education. Makhachkala, 2013. 5. Uslar P. K. Kolkhs // Notes of the Caucasian division of the Russian geographical society. XIV. Vol. 2. Kazan, 1891. P. 395. 6. Chikobava A. S. P. Uslar and scientific study of mountain Iberian-Caucasian languages // Iberian-Caucasian linguistics. VII. Tbilisi, 1955. P. 462. 7. Schiefner A. Versuch über das Awarische // Mémoires de I'Academie imperiale des sciences de St.-Petersbourg, VII serie, t. V, N 8, St.-Peters-bourg, 1862. 8. Schiefner A. Awarische Texte (herausgegeben von A. Schiefner) // Memories de I'Akademie imperiale des sciences des St.-Petersbourg, II serie. T. XIX. N 6. St.-Peterbourg, 1873. Literatura

1. Dagestanskaja pravda, 30 sentjabrja 2011. 2. Dagestanskaja pravda, 6 ijulja 2002. 3. Krasnyj Dagestan. 8 avgusta 1928. 4. Magomedov M. I. Gumanitarnyj Dagestan: jazyk, kul'tura, obrazovanie. Mahachkala, 2013. S. 424-425. 5. Uslar P. K. O kolhah // Zapiski Kavkazskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshhestva. XIV. Vyp. 2. Kazan', 1891. S. 395. 6. Chikobava A. S. P. Uslar i voprosy nauchnogo izuchenija gorskih iberijsko-kavkazskih jazykov. Iberijsko-kavkazskoe jazykoznanie. VII. Tbilisi, 1955. S. 462. 7. Schiefner A. Versuch über das Awarische // Mémoires de I'Academie imperiale des sciences de St.-Petersbourg, VII serie, t. V, N 8, St.-Petersbourg, 1862. 8. Schiefner A. Awarische Texte (herausgegeben von A. Schiefner) // Memories de I'Akademie imperiale des sciences des St.-Petersbourg, II serie. T. XIX. N 6. St.-Peterbourg, 1873.

Статья поступила в редакцию 15.06.2015

УДК 94(470.67)

СОСТОЯНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СРЕДНЕГО ВСЕОБУЧА (1959-1985 гг.)

THE STATE OF THE LABOUR TRAINING AND VOCATIONAL GUIDANCE OF PUPILS IN THE PERIOD OF THE GENERAL COMPULSORY EDUCATION (1959-1985)

© 2016 Мугутдинова Н. Ш., Сулейманов М. И., Раджабова З. К.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2016 Mugutdinova N. Sh., Suleymanov М. I., Radzhabova Z. К.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается трудовое воспитание школьников, организация их общественно-полезного труда в годы осуществления всеобщего среднего образования с учетом особенностей городов и районов республики Дагестан.

Abstract. The authors of the article consdider the pupils' labour education, their socially useful labour during the implementation of the compulsory secondary education, with consideration of the peculiarities of cities and districts of the Republic of Dagestan.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja trudovoe vospitanie shkol'nikov, organizacija ih obshhestvenno-poleznogo truda v gody osushhestvlenija vseobshhego srednego obrazovanija s uchetom osobennostej gorodov i rajonov respubliki Dagestan.

Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовое обучение, школа, комбинат, ученические бригады, школьники, учителя.

Keywords: labour education, labour training, school, complex, pupils' teams, pupils, teachers. Kljuchevye slova: trudovoe vospitanie, trudovoe obuchenie, shkola, kombinat, uchenicheskie brigady, shkol'niki, uchitelja.

Вся история человечества свидетельствует о том, что вопросам трудового воспитания, трудовой подготовки подрастающего поколения во все времена уделялось большое внимание. Без труда человек не может существовать, он для него объективная необходимость. Уровень жизни любого общества непосредственно зависит от степени эффективности труда людей, от его постоянного совершенствования.

В рамках исследуемой проблемы отметим, что в Дагестане, как и во всей стране, внимание со стороны общества к проблемам трудовой подготовки школьной молодежи Дагестана было усилено еще в период подготовки к обязательному всеобщему среднему образованию [1. С. 43].

Особенно хороших результатов в трудовом воспитании школьников в городах республики достигали школы № 5, 8, 37 города Махачкалы, № 4 города Буйнакска, № 11 города Дербента и др. [2].

В трудовом воспитании школьников более тесными стали контакты между педагогическими коллективами и шефствующими предприятиями промышленности и сельского хозяйства.

Так школа № 5 города Махачкалы и завод им. М. Гаджиева имели давние связи по организации общественно-полезного и производительного труда учащихся. Заводом были оборудованы чебные мастерские по техническому обслуживающему труду для учащихся 2-7 классов, выделены инструменты, оборудование по обработке металлов и дерева. Так, ученики 2-3 классов обрабатывали бирки, тки, 5-6 классов - формировали картонную тару, семиклассники работали в мастерских завода, выполняя конкретные заказы «Дагрембыттехники», а учащиеся старших классов раз в неделю переступали порог заводской проходной как рабочие и занимали свои рабочие места на участке «Юность» [3].

Также особого внимания заслуживала совместная работа по трудовому воспитанию учащихся школы № 8 и приборостроительного завода города Махачкалы. Завод ежегодно оказывал помощь школе в вопросах укрепления и расширения материальной базы. Предприятие оснастило современными приборами и аппаратурой физическую лабораторию школы и кабинет машиноведения [4. С. 53-56].

В городах республики был накоплен значительный опыт трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся. Здесь, как показала жизнь, наиболее удачной

формой подготовки к труду и профориентации учащихся явился межшкольный учебно-производственный комбинат.

Во второй половине семидесятых годов во исполнение постановления Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» в Дагестане немало внимания уделялось вопросам создания и организации работы этих комбинатов [5].

Так, 18 августа 1978 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ для улучшения трудового обучения учащихся», на основании которого бюро обкома КПСС и Совет Министров ДАСССР утвердили в декабре 1978 г. комплексный план развития народного образования республики. Планом, рассчитанным на 19791982 гг., предусматривалось создание во всех городах, а их было 7, учебно-производственных комбинатов, а во всех сельских средних и восьмилетних школах - круглогодичных учебно-производственных бригад. Но план не был выполнен и к указанному сроку учебно-производственные комбинаты удалось создать только в трех городах, а круглогодичные учебно-производственные бригады не были созданы ни в одной из школ республики [6. С. 573].

Однако определенная работа в этой области все-таки проводилась. Об этом свидетельствуют следующие данные.

Так, если в 1976 г. функционировал всего один межшкольный учебно-производственный комбинат в Ленинском районе города Махачкалы, то уже в 1985 г. во всех городах Дагестана имелось 11 учебно-производственных комбинатов с количеством 13663 обучающихся школьников [7. С.13].

Первый межшкольный учебно-производственный комбинат стал функционировать в Ленинском районе города Махачкалы. Здесь по каждому профилю были закрепленные предприятия (завод им. М. Гаджиева, приборостроительный завод, мебельное объединение «Каспий», «Дагрыбпром», «Дагшвейобъединение» и др.).

Эти предприятия с большой ответственностью и заботой относились к оснащению помещений межшкольного учебно-производственного комбината. С их помощью было оборудовано 26 классов, кабинетов и лабораторий, ими было выделено 22 мастера производственного обучения с высшим и средним специальным образованием.

Кроме того, здесь силами и на средства базовых предприятий было построено два цеха по металлообработке площадью 160 м2 и один деревообрабатывающий цех площадью 120 м2. Кабинеты, цеха и лаборатории явились структурными подразделениями соответствующих предприятий и организаций [8. С. 35].

Благодаря четкой организации всей работы в межшкольном производственном комбинате Ленинского района города Махачкалы ежегодно производили обучение по 12 профилям 2200 учащихся 9-10 классов из 14 школ города. Здесь им была предоставлена возможность выбирать профиль трудового обучения. Старшеклассники в зависимости от своих склонностей осваивали металлообработку, деревообработку, радиоэлектронику, автодело, швейное дело, кулинарию, машинопись и другие виды труда. Учась, они вместе с тем производили материальные ценности. Например, за 1977-1978 и 1978-1979 учебные годы межшкольным учебно-производственным комбинатом было выпущено продукции на общую сумму 21 тысяча рублей, а в 1981-1982 учебном году, выполняя заказы производства, он произвел продукцию на 77292 рубля [9. С. 3].

Многие учащиеся, обучавшиеся здесь, получив квалификационные удостоверения, после окончания средней школы шли работать на предприятия по приобретенным профилям. Много труда вложил в успешную работу межшкольного учебно-производственного комбината Ленинского района города Махачкалы Н. Б. Маначиханов, работавший его первым директором в 1975-1982 гг. [10].

Во второй половине 70-х годов были созданы учебно-производственные комбинаты в городах Хасавюрте, Кизляре, Буйнакске, а также в Советском районе города Махачкалы.

В первой половине 80-х годов в республике были созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты и в городах Дербенте, Кизилюрте, Каспийске, а также в селении Буглен Буйнакского района.

Отмечая заботу, проявленную к межшкольным учебно-производственным комбинатам, министр просвещения РСФСР Ве-селов Г. писал: «Много внимания уделяется созданию и работе учебно-производственных комбинатов в Дагестанской АССР» [11. С. 10].

Важным стимулом для усиления трудового воспитания школьников стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду» [12].

Таким образом, количество ученических бригад в последующий период значительно возросло. Так, если в 1977 г. в Дагестане было создано всего 712 ученических производственных бригад с охватом около 40 тысяч школьников, то уже через два года функционировало 750 ученических производственных бригад, в которых к 1979 г. насчитывалось более 56 тысяч старшеклассников. За этими бригадами было закреплено более 10 тыс. га. земли, в том числе 4,5 тыс. га. - под кукурузу, 2,1 тыс. га. - под виноградники, 800 га садов и т. д. [13. С. 48].

Так, в республике в первой половине 80-х годов был достигнут значительный рост количества ученических площадей, охватываемых ими. Уже в 1985 г. в Дагестане насчитывалось около 950 ученических бригад, за которыми было закреплено около 14 тыс. га. земли. Ежегодно они вырабатывали сельскохозяйственную продукцию на 10-14 млн. руб. [14].

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду» [15. С. 47], принятое в декабре 1977 года, способствовало улучшению состояния работы по организации общественно-полезной деятельности учащихся во внеклассной и внешкольной работе, что привело к значительному расширению форм и методов.

Так, в Дагестане в 1980-1985 гг. функционировало 47 Домов пионеров, во всех городах были станции юных техников, юных натуралистов и другие внешкольные учреждения, которые оказывали большую помощь школам в трудовом воспитании и профориентации учащихся. В них функционировали технические кружки: авиамодельные, автомодельные, судомодельные, радиотехнические, электроники и автоматики, конструкторские, фотолюбительские и др. Например, за 19781979 учебный год в республике насчитывалось 1250 технических кружков, охватывающих 20 тыс. учащихся [16].

Таким образом, наладилась система подготовки квалифицированных учителей трудового обучения для всех звеньев общеобразовательных школ Дагестана.

В изучаемые годы в республике сложилась определенная система повышения квалификации и педагогического мастерства учителей труда через различные курсы и семинары.

Обязательное всеобщее среднее образование занимало видное место в становлении системы трудового воспитания подрастающего поколения, в формировании у школьников и их родителей уважительного отношения к труду, к людям труда и ориентации учащихся, прежде всего, для работы в сфере материального производства.

Литература

1. Веселов Г. М. Наши заботы // Школа и производство. 1983. № 7. 2. Забота партии и правительства о благе народа: Сб. док. М., 1980. 3. Игнатенко А. При меньших затратах // Дагестанская правда. 30 января 1983. 4. Магидов Х. Г. Трудовое обучение в дагестанских школах // Народное образование. 1979. № 10. 5. Материалы о состоянии народного образования в ДАССР за 1987 г. 6. Муцалханов М. С. Трудовая подготовка школьной молодежи Дагестана в послевоенное сорокалетие (1951-1991 гг.) // История и география Дагестана: Труды преп. Вып.5. Махачкала, 2004. 7. Сборник документов по трудовому обучению. М., 1983. 8. ЦГА РД. ф. 34-р. Оп.61. Д. 40. Л. 7. 9. ЦГА РД. ф. 34-р Оп. 41. Д.27. Л. 34. 10. Савина Р. М. Наша подмога // Школа и производство. 1978. № 3. 11. ЦГА РД. Ф. 34 р. Оп. 69. Д. 92. Л. 16. 12. ЦГА РД. Ф.34-р. Оп. 56. Д.39. Л.4. 13. ЦГА РД. Ф34-р. Оп. 55. Д.310. Л.5. 14. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 33. Д. 61. Л. 25. 15. ЦГА РД. Ф 1-п. Оп. 2. Д.1258. Л. 41. 16. Формирование трудовой и общественно-политической активности школьников: Сб. ст. Махачкала. 1983.

References

1. Veselov G. M. Our cares // School and production. 1983. #7. 2. The concern of the party and the government for the welfare of the people: Coll. docs. M., 1980. 3. Ignatenko A. At a lower cost // Dagestanskaya Pravda. January, 30, 1983. 4. Magidov Kh. G. Vocational training at schools in Dagestan // People's Education. 1979. #10. 5. Materials on the state of public education in DASSR in 1987. 6. Mutsalkhanov M. S. Labour training of pupils in Dagestan during the post-war 40 years (1951-1991) // History and geography of Dagestan: Works of lect. Vol. 5. Makhachkala, 2004. 7. Collection of documents on labor education. M., 1983. 8. CSA RD. F. 34-p. Op. 61. C. 40. L. 7. 9. CSA RD. F. 34-p Op. 41. C. 27. L. 34. 10. Savina M. R. Our help // School and production. 1978. # 3. 11. CSA RD. 34 F. R. Op. 69. C. 92. L. 16. 12. CSA RD. 34 F. R. Op.56. D. 39. L. 4. 13. CSA EP. F34-R. Op. 55. C. 310. L. 5. 14. CSA EP. 34 F. R. Op. 33. D. 61. L. 25. 15. CSA EP. F 1-p. Op. 2. C. 1258. L. 41. 16. The formation of labour and political activity of pupils: Coll. articles. Makhachkala. 1983.

Literatura

1. Veselov G. M. Nashi zaboty // Shkola i proizvodstvo. 1983. № 7. 2. Zabota partii i pravitel'stva o blage naroda: Sb. dok. M., 1980. 3. Ignatenko A. Pri men'shih zatratah // Dagestanskaja pravda. 30 janvarja 1983. 4. Magidov H. G. Trudovoe obuchenie v dagestanskih shkolah // Narodnoe obrazovanie. 1979. № 10. 5. Ma-terialy o sostojanii narodnogo obrazovanija v DASSR za 1987 g. 6. Mucalhanov M. S. Trudovaja podgotovka shkol'noj molodezhi Dagestana v poslevoennoe sorokaletie (1951-1991 gg.) // Istorija i geografija Dagestana: Trudy prep. Vyp.5. Mahachkala, 2004. 7. Sbornik dokumentov po trudovomu obucheniju. M., 1983. 8. CGA RD. f. 34-r. Op.61. D. 40. L. 7. 9. CGA RD. f. 34-r Op. 41. D.27. L. 34. 10. Savina R. M. Nasha podmoga // Shkola i proizvodstvo. 1978. № 3. S. 53-56. 11. CGA RD. F. 34 r. Op. 69. D. 92. L. 16. 12. CGA RD. F.34-r. Op.56. D. 39. L. 4. 13. CGA RD. F34-r. Op. 55. D.310. L.5. 14. CGA RD. F. 34-r. Op. 33. D. 61. L. 25. 15. CGA RD. F 1-p. Op. 2. D.1258. L. 41. 16. Formirovanie trudovoj i obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti shkol'nikov: Sb. st. Mahachkala. 1983.

Статья поступила в редакцию 13.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.