• ••
Известия ДГПУ, №1, 2017
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94
РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школы
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (1984 г.)
THE SECONDARY SCHOOL REFORM AND THE MAIN DIRECTIONS FOR THEIR IMPLEMENTATION
IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN (1984)
© 2015 Мугутдинова Н. Ш., Магомедова Р. М., Алиев А. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Mugutdinova N. Sh., Magomedova R. M., Aliev А. М.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена исследованию реформ общеобразовательной школы в 1984 году. Авторы статьи рассматривают пути решения узловых проблем образования: повышения качества учебновоспитательного процесса, укрепления материальной базы школы, роль учителя в обществе, трудовое воспитание и др.
Abstract. The article deals with the study of reform of the secondary school in 1984. The authors discuss the ways of solving the key problems of education: improving the quality of the educational process, strengthening the material base of schools, the teacher’s role in the society, employment, work education, etc
Rezjume. Stat'ja posvjashhena issledovaniju reform obshheobrazovatel'noj shkoly v 1984 godu. Avtory stat'i rassmatrivajut puti reshenija uzlovyh problem obrazovanija: povyshenija kachestva uchebno-vospitatel'nogo pro-cessa, ukreplenija material'noj bazy shkoly, rol' uchitelja v obshhestve, trudovoe vospitanie i dr.
Ключевые слова: образование, реформа, школа, трудовое воспитание, модернизация, педагогические кадры, общество, интернат.
Keywords:: education, reform, school, work education, modernization, teaching staff, society, boarding school.
Kljuchevye slova: obrazovanie, reforma, shkola, trudovoe vospitanie, modernizacija, pedagogicheskie kadry, obshhestvo, internat.
Реформой школы 1984 г. выдвигались такие узловые проблемы, как: повышение качества учебно-воспитательного процесса, укрепление материальной базы школ, роль учителя в обществе, трудовое воспитание и другие. Школьная реформа внесла существенные изменения в структуре классов общеобразовательных школ. Реформа школы 1984 г. дала определенный толчок к дальнейшему развитию народного образования.
В апреле 1984 года Верховным Советом СССР было принято постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [3. С. 8].
Люди старшего поколения, наверное, помнят, сколько разговоров было вокруг школьной реформы 1984 г., какие надежды на нее тогда возлагались. Да и не удивительно, это было время перемен в нашей стране, и, несмотря на то, что сфера образования является одной из самых консервативных в обществе, не коснуться ее эти перемены и преобразования не могли.
В основе этой политики лежали два базовых стратегических приоритета:
1. Развитие образования как одного из ведущих факторов модернизации и демократизации российской жизни.
8
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
2. Модернизация и демократизация самого образования как специального института и образовательной политики [4. С. 89].
Реформа школы 1984 г. дала определенный толчок к дальнейшему развитию народного образования. Реформой школы 1984 г. перед государственными и общественными организациями, перед органами народного образования и педагогическими коллективами школ были выдвинуты задачи по искоренению недостатков в сфере школьного образования. Самая главная, самая основная задача заключалась в том, чтобы поднять работу школ на новый, более качественный уровень, соответствующий потребностям современного общества. В соответствии с реформой 1984 г., школа должна была растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Школьная реформа внесла существенные изменения в структуру классов общеобразовательных школ [5. С. 74].
Впервые в стране обучение детей начиналось с 6-ти лет. Начальная школа стала опять 4-х летней. Впервые в стране неполная средняя школа стала 9-летней. Полная средняя общеобразовательная школа состояла из 10-11 классов (т. е. стала 11летней). Таким образом, школьная структура Советского Союза была приближена к общемировым стандартам [5. С .102].
За всеми школами Дагестана (в соответствии с реформой школы) были закреплены базовые предприятия, которые на правах своих структурных подразделений должны были создавать школьные и межшкольные мастерские, учебнопроизводственные комбинаты, учебные цехи и участки, ученические рабочие места на предприятиях, стационарные полевые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Было установлено, что базовое предприятие выделяет оборудование, технику, материалы, комплектующие изделия, землю для пришкольных учебно-опытных участников, планируют и организуют производственную деятельность, оплачивают труд школьников [5. С. 131].
Решения апрельского (1984 г.) Пленума Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) потребовали коренного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации, дальнейшего совершенствования форм и методов подготовки подрастающего поколения к труду и самостоятельной жизни.
Начало реформы дало возможность школам республики значительно усилить свое внимание к указанным проблемам. Следствием этого явилось, в частности, то, что уже с 1985 г. практика работы педколлективов некоторых школ республики обогатилась новой формой вовлечения школьников к участию в общественно полезном и производительном труде [5. С. 81].
Реформа школы потребовала также пересмотра подходов республиканских партийных и советских органов и отделов народного образования к вопросам подбора, подготовки и расстановки квалифицированных кадров учителей. Начиная с 1985-1986 учебного года, учитывая потребности школ республики в высококвалифицированных учителях трудового обучения, значительно был расширен ежегодный набор студентов на первый курс индустриально-педагогического факультета Дагестанского педагогического института, повышены требования к уровню профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения и т. д.
В условиях реформы общеобразовательной и професиональной школы особую актуальность приобрела проблема материально-технического обучения, дальнейшего улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Поэтому в республике с взятием курса на перестройку и обновление всех сторон жизни общества была пересмотрена система закрепления базовых организаций, предприятий, учреждений, колхозов и совхозов. Исходя из окружающей реальности и с учетом особенностей города, района и села за некоторыми школами в качестве базовых закрепились сразу несколько школ, а многие школы стали структурными подразделениями предприятий, колхозов, совхозов и др. [4. С. 123].
Как и по всей стране, в Дагестане, на всех уровнях (республиканском, районном, городском, сельском) проводилась деятельная работа по реализации школьной реформы.
Тщательно разработанные мероприятия по практическому выполнению школьной реформы были обсуждены на сессии Верховного Совета Дагестана, на заседаниях Совета Министров и коллегии Минпроса Дагестана, на сессиях районных и городских советов депутатов трудящихся [1].
Министерством просвещения республики были изданы совместные приказы со всеми министерствами, управлениями и трестами Дагестана по выполнению школьной реформы соответствующими отраслями.
Ход практической реализации школьной реформы в Дагестане был проверен представительной бригадой Совета Министров РСФСР в ноябре 1984 г., а 16 декабря был вынесен для обсуждения на заседании Совета Министров Российской Федерации с приглашением Председателя Совета Министров Дагестана, министра просвещения Дагестана и начальника управления профтехобразования Дагестана. Бригадой совета Министров РСФСР в проекте протокольного решения было отмечено, что «Совет министров Дагестана», исполкомы городских, районных советов народных депутатов, органы и учреждения народного образования республики, выполняя постановление Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной шко-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
9
лы» проводили целенаправленную работу по осуществлению реформы школы» [4. C. 127].
Одним из направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы являлось совершенствование работы по преподаванию и изучения русского языка в качестве средства межнационального общения. Еще 1979 г. в Совет Министров СССР пришло постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию, изучению и преподаванию русского языка в союзных республиках», в которых ставилась задача дальнейшего изучения филологического образования и подготовки специалистов по русскому языку [7].
Русский язык стал важным фактором экономического, политического, и культурного сближения всех народностей и национальных групп республики, языком дружбы и единения.
Материалы Всесоюзных переписей населения свидетельствуют о широком распространении русского языка в Дагестане. По данным переписи 1979 г., 60,3 % дагестанцев называли русский язык вторым языком, которым они свободно владели (по переписи 1970 г. их было 41,7 %) [5. C. 178].
Корме того, 10254 дагестанца называли русский язык своим родным языком. Это означает, что почти все взрослое население республики, начиная со школьного возраста и старшие, свободно владеет русским языком [5. C. 181].
Постановление Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему совершенствованию изучения и преподавания русского языка было принято педагогическими коллективами Дагестана как боевая программа действий. В этом отношении много позитивного можно извлечь из практики работы Дагестанского государственного университета и Дагестанского педагогического института (ныне ДТПУ). Здесь были разработаны специальные программы по улучшению преподавания русского языка.
Символично, что решением Советов вузов было введено преподавание русского языка на всех факультетах.
В июне 1984 года в Махачкале состоялась республиканская научно-практическая конференция «Русский язык - язык межнационального общения» [2].
Эта конференция состоялась в Дагестанском педагогическом институте. За два дня ее участники прослушали несколько десятков докладов и научных сообщений, в которых подняты актуальные проблемы улучшения преподавания русского языка в учебных заведениях, подготовке кадров, специалистов и учителей, роли и места русского языка в национальных республиках.
В соответствии с основными направлениями реформы школы в Дагестане был взят курс на специализацию школ, создание развлекательной сети школ и классов с углубленным изучением предметов естественно-гуманитарного цикла. Такие школы и классы уже в 1987/88 учебном году начали функционировать во всех городах, Гуниб-ском, Кулинском, Ногайском, Чародинском и Акушинском районах.
В целях целевой подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для горных и высокогорных районов республики, начиная с 1987 г., был создан интернат на полном государственном обеспечении с контингентом в 90 человек из числа учащихся, окончивших 8 классов, где обучение и воспитание осуществлялось преподавателями, методистами Дагестанского педагогического института, что дало возможность произвести отбор для зачисления в соответствующие факультеты института для дальнейшего их направления в школы.
Начиная с 1 сентября 1986 г. во всех средних школах учащиеся 9-10 классов изучали предмет «Основы информатики и ЭВТ», школы получили 3275 микрокалькуляторов, создавались более 100 кабинетов информатики и ЭВТ. Были созданы дисплейные классы в школе с физикоматематическим уклоном в городах: Махачкала, Кизляр, Хасавюрт, Каспийск, в Гунибском и Дербентском районах. С помощью базовых предприятий дисплейный класс был оборудован в СШ № 6 г. Кизилюрта, базовое предприятие «Эльтав» выделил для Кировского УПК передвижной дисплейный автобус [4. C. 32].
Улучшение методической подготовки, ведение непрерывной педагогической практики, закрепление за каждым институтом базовых школ, профтехучилищ, внешкольных учреждений - эти нововведения школьной реформы сближали педагогические вузы с их «производством» - школой.
Многие преподаватели нашли эффективные формы сотрудничества со школой, создавалась действенная система отбора будущих студентов, в течение трех лет после окончания института.
Создавались учебно-научно-производственные комплексы, включающие филиалы кафедр, научно-исследовательские лаборатории и экспериментальные участки предприятий. Это послужило улучшению практической подготовки учителей.
И так, реформа школы 1984 г. дала определенный толчок к дальнейшему развитию народного образования и внесла существенные изменения в структуру классов общеобразовательных школ.
Литература
1. Дагестанская правда. 11 июля. 1985. 2. Дагестанская правда. 5 июня. 1984. 3. Днепров Э. Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999. 4. Исмаилов А. Р., Алиев
А. О. Проблемы образования науки и культуры Дагестана во II половине XX - нач. XXI в. Махачкала 2006. 5. Магидов Х. Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала. 1998.
10
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
6. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбилейный статистический сборник. Махачкала. 1972. 7. ЦГА РФ. Ф.р.-130. Оп.1. Д.113.Л.1.
References
1. Dagestanskaya Pravda. July, 11. 1985. 2. Dagestanskaya Pravda. June, 5. 1984. 3. Dneprov E. D.
Three sources and three component parts of the current school crisis. M., 1999. 4. Ismailov A. R., Aliev
A. O. Problems of education, science and culture of Dagestan in the second half of the 20th - the beginning of the 21st cc. Makhachkala, 2006. 5. Magidov Kh. G. Sketches of the brief history of the development of education in Dagestan. Makhachkala. 1998. 6. The economy of the Dagestan ASSR to the 50th anniversary of the USSR. Jubilee statistical collection. Makhachkala. 1972. 7. CSA OF THE RF. F. R.-130. Op. 1.
C. 113. L. 1.
Literatura
1. Dagestanskaja pravda. 11 ijulja. 1985. 2. Dagestanskaja pravda. 5 ijunja. 1984. 3. Dneprov Je. D. Tri istochnika i tri sostavnye chasti nyneshnego shkol'nogo krizisa. M., 1999. 4. Ismailov A. R., Aliev A. O.
Problemy obrazovanija nauki i kul'tury Dagestana vo II polovine XX - nach. XXI v. Mahachkala 2006.
5. Magidov H. G. Ocherki kratkoj istorii razvitija obrazovanija v Dagestane. Mahachkala. 1998.
6. Narodnoe hozjajstvo Dagestanskoj ASSR k 50-letiju obrazovanija SSSR. Jubilejnyj statisticheskij sbornik.
Mahachkala. 1972. 7. CGA RF. F.r.-130. Op.1. D.113.L.1.
Статья поступила в редакцию 20.09.2014 г.