Научная статья на тему 'Историзация образовательного процесса в вузе'

Историзация образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕФЕРЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ИСТОРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURE-CENTERED APPROACH / HISTORIZATION OF LEARNING MATERIAL / RETROSPECTION / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николенко Наталия Сергеевна

Проблема реализации принципа культуросообразности высшего образования обсуждается в контексте задачи наполнения учебного материала историческим содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николенко Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historization of educational process as a methodic problem

Historization of educational process in the context of culture-centered paradigm is considered. The article is based on the idea that the learning courses must be enriched with the retrospective material. Furthermore, historization implies personalization of the subject material.

Текст научной работы на тему «Историзация образовательного процесса в вузе»

140 Высшее образование в России • № 12, 2009

ние педагогического мастерства на послевузовском этапе обучения преподавателей высшей медицинской школы. М.: Русский врач, 2009. 134 с.

5. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Матушкин

Н.Н. Диверсификация системы профессионального образования на основе ис-

пользования дуальных программ // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 39-46.

Васильев Ю.М. Путь врачей-педагогов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова // Социология власти. 2009. №4. С. 82-86.

VASILIEV Y, SHURUPOVA R. ADDITIONAL TRAINING OF PHYSICIANS FOR TEACHING PRACTICE

Training of physicians (pharmacists) for teaching practice is considered as a possible solution of the problem of insufficient educational skills of faculty staff. Portrait of ideal (professional) physician-educator (pharmacist-educator) is formed by using the poll data.

Keywords: additional professional training, higher medical education, physicians-educators, professional faculty staff.

Н.С. НИКОЛЕНКО, ст. преподаватель Московский государственный индустриальный университет

Историзация образовательного процесса в вузе

Проблема реализации принципа культуросообразности высшего образования обсуждается в контексте задачи наполнения учебного материала историческим содержанием.

Ключевые слова: историзация содержания вузовского образования, культурологический подход, референтация образовательного пространства, историзация образования.

Идея «историзации» вузовского образования вписывается в парадигму культурологического подхода к формированию его содержания, при котором усваиваемое студентами знание адекватно вплетается в контекст общечеловеческой культуры, приобретая для студента глубокий личностный смысл, сообразный с его гносеологическим потенциалом и практической направленностью [1]. Под историзацией учебного знания будем понимать органичное встраивание истории отрасли науки, проецирующейся на ту или иную учебную дисциплину, в канву традиционного предметного содержания. Сегодня это реализуется в учебном процессе, например, посредством введения для студентов гуманитарных специальностей курса «Концепции современного естествознания», которому имманентно присущ историко-научный компонент, а также включения в государственные образовательные стандарты кур-

сов типа «Историяматематики», «История физики » и т.п. Однако такой подход не исчерпывает проблемы полноценной истори-зации учебного знания - хотя бы потому, что, с одной стороны, материал исторических курсов в режиме обособленного чтения оказывается оторванным от содержания тех наук, история которых излагается, а с другой - студенты многих специальностей все равно оказываются им неохваченными, так как далеко не во всех вузах находится необходимый бюджет учебного времени. Элективные курсы, в содержание которых включается панорамный материал, относящийся к ретроспективе научного знания конкретного профиля, заявленную проблему также не решают. Зачастую они не уходят от фрагментарности, примитивного просвещенчества и вкусовщины, позволяющих преподавателю варьировать историко-научное наполнение курса абсолютно произвольно, выбирая персоналии

Научный дебют

141

и этапы развития науки безотносительно к их хронологической последовательности и реальной значимости в процессе становления той или иной отрасли научного знания.

Прежде всего нужно обратить внимание, что в ряде случаев для полноценного усвоения фрагмента научного знания требуется знакомство с его генезисом, ознакомление студентов с ретроспективой изучаемого знания, т.е. осознанное понимание исторических особенностей ряда этапов его развития - главным образом, путем воспроизведения логики борьбы научных идей. Таковой, например, является ситуация, когда изучается теория строения атома и вытекающие из нее следствия: ее практически невозможно объяснить без упоминания об ультрафиолетовой катастрофе (начало XX в.), о квантах излучения, опытах Резерфорда, модели Бора, без представления значительной части исторической панорамы событий тех лет [2].

Пример из другой области. При изучении физико-математических основ компьютерной томографии целесообразен исторический экскурс в проблему, подчеркивающий, что сама идея этого метода созрела в науке уже во второй половине 30-х гг. ХХ в., но его практическая реализация в клинической практике началась лишь в 70-е гг., когда появились компьютеры достаточного быстродействия, позволявшие решать большое число сложных математических уравнений, а также способные представлять в квазицвете изображения исследуемых органов на экране.

Важным культурологическим аспектом данной темы является вопрос о том, может ли история чему-нибудь научить. Он связан с иллюстрацией тезиса об относительности научных истин: некогда казавшаяся незыблемой истина может быть свергнута с пьедестала или существенно ограничена в правах, и наоборот, то, что некогда казалось ересью, впоследствии может сформироваться в перспективное научное направление или, по крайней мере, в проблему, описываемую языком науки. К числу при-

меров, актуальных для естественно-научных курсов, относятся известные исторические фрагменты, например, разгром генетики на печально известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 г., обернувшийся глубоким отставанием нашей страны по данному направлению, или идеологическая критика педологии в середине 1930-х гг., следствием которой стала неразработанность целостного взгляда на развитие личности ребенка и известные перекосы в практическом воспитании.

К жанру исторических уроков относятся и менее глобальные события, когда пренебрежение той или иной «мелочью», условием, относимым к разряду случайностей, погрешностей и т.п., уводило исследователя от важного обстоятельства, которое впоследствии проявлялось и требовало кардинального пересмотра всех основ. В качестве примера можно привести упомянутую выше проблему разработки физических и технических основ рентгеновской компьютерной томографии. На начальных этапах ее развития и вплоть до недавнего времени казался малосущественным факт, что при томографическом обследовании источник рентгеновского излучения дает не монохроматическую волну, а широкий диапазон длин волн. Однако диагностическая база данных со временем показала многочисленные случаи повышенной дозовой нагрузки на пациента — рентгеновское излучение относится к числу радиоактивных. В конце ХХ в. разработчики томографии поняли, что причиной дозовых нагрузок, опасных для жизни пациентов, являлась именно не-монохроматичность рентгеновского излучения, и сегодня наука вновь занимается поиском возможностей сделать используемое излучение монохроматичным и тем самым снизить дозовую нагрузку. Это показывает, что пренебрежение частностями иногда опасно и за него приходится дорого платить.

Существует еще один не затронутый выше пласт историзации содержания обучения в вузах. Он связан с выдвинутой

142 Высшее образование в России • № 12, 2009

проф. А.С. Запесоцким идеей референта-ции образовательного пространства, реабилитирующей социальную и индивидуальную значимость общественного идеала, ориентацию на персонифицированный идеал и деятельное, осмысленное отождествление обучающимся себя с этим идеалом [3]. По мысли культуролога, насыщение предметного содержания образования духовными референтами следует рассматривать как важнейшее условие эффективного учебного процесса. Проблема сводится к отысканию значимых образцов, способных стать своеобразной точкой отсчета в конструировании собственного профессионального маршрута.

К таковым мы считаем возможным отнести личности известных ученых-есте-ствоиспытателей различных эпох, деятельность которых непосредственно связана с изучаемым предметным материалом. Среди них могут быть и признанные корифеи, и ученые нашего времени, которые обогатили науку и технику различными открытиями и изобретениями, принесшими значимый положительный эффект [4]. Многие их биографии являют яркий при-

мер подвижничества, нравственного подвига, бескорыстного служения высоким идеалам.

На наш взгляд, поиск конкретных форм и способов включения персонифицированной истории техники и естественных наук в содержание образования представляет собой актуальную методическую проблему.

Литература

1. См.: Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.

М., 1968; Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

2. См.: Пайпс А. Гении науки. М., 2002. 448 с.;

Ерохина Т., Коржуев А, Дмитриева В. Ретроспекция в содержании вузовского обучения // Высшее образование в России. 2008. №8. С. 160-162.

3. Запесоцкий А.С. Методологические и тех-

нологические основы образовательной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.

4. Бурдина Е., Коржуев А., Мерзликина Н.

Педагогическое образование преподавателей и история науки в лицах. // Высшее образование в России. 2007. №3. С. 137-140.

NIKOLENKO N. HISTORIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AS A METHODIC PROBLEM

Historization of educational process in the context of culture-centered paradigm is considered. The article is based on the idea that the learning courses must be enriched with the retrospective material. Furthermore, historization implies personalization of the subject material.

Keywords: culture-centered approach, historization of learning material, retrospection, personalization.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.