Научная статья на тему 'Структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики на основе историзации математического образования (для студентов фундаментальных специальностей классических университетов)'

Структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики на основе историзации математического образования (для студентов фундаментальных специальностей классических университетов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УЧЁНЫЙ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALITY / SCIENTIST / MATH TEACHER / PROFESSIONAL PREPARATION / MATH EDUCATIONS HISTORISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобзина Ю. В.

В статье описывается структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики, разработанная с учётом выделенных автором принципов историзации математического образования студентов классической математической специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобзина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF A PERSONALITY DEVELOPMENT OF A FUTURE SCIENTIST AND A MATH TEACHER

The structure of a personality development of a future scientist and a math teacher that is done according to the marked by the author principles of math educations historisation of math students is described in the article.

Текст научной работы на тему «Структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики на основе историзации математического образования (для студентов фундаментальных специальностей классических университетов)»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Ю.В. ЛОБЗИНА, аспирант кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета

Тея. 89202833528; yvlobzina@mail.ru

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ личности БУДУЩЕГО УЧЁНОГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ)

В статье описывается структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики, разработанная с учётом выделенных автором принципов историзации математического образования студентов классической математической специальности.

Ключевые слова: личность, учёный, преподаватель математики, профессиональная подготовка, историзация математического образования.

В результате освоения образовательной программы выпускник классической математической специальности - будущий математик и преподаватель математики -должен стать профессионально подготовленным специалистом. Под профессиональной подготовкой студента классической математической специальности (студента-математика) будем понимать получаемую в процессе образования в вузе:

- фундаментальную научную подготовку, основывающуюся на специальных математических знаниях, получаемых в результате освоения общепрофессиональных математических дисциплин - математического анализа, алгебры, геометрии, топологии, теории дифференциальных и интегральных уравнений и др.;

- профессионально-педагогическую подготовку, базирующуюся на психологопедагогических и методических знаниях, необходимых для организации эффективного образовательного процесса и в вузе, и в школе;

- общекультурную подготовку, опирающуюся на общегуманитарные, социальноэкономические знания, позволяющие сформировать широко образованную, социально адаптированную личность.

Важным компонентом профессиональной подготовки студентов-математиков является их историко-математическая подготовка, которая раскрывается через профессионально-ценностные историко-математические знания и выступает важной составляющей профессионально-личностной культуры учёного и преподавателя.

Историзация математического образования студентов-математиков имеет специфику, определяющуюся в первую очередь особенностями их профессиональной подготовки.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования классической математической специальности [4], знакомство с практикой преподавания студентам-математикам позволили выделить такие особенности их профессиональной подготовки.

Высокий уровень специальной научно-теоретической подготовки студентов классической специальности. Действительно, студенты-математики в ходе обучения, как правило, получают значительный уровень фундаментальной научно-математической подготовки. Согласно государственному образовательному стандарту высшего про-

© Ю.В. Лобзина

фессионального образования [4] цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин и цикл общепрофессиональных дисциплин составляет чуть менее 60% часов теоретического обучения студента-математика в вузе, не учитывая учебного времени на специальные дисциплины и дисциплины специализации. Это:

- общепрофессиональные дисциплины (математический анализ, алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, интегральные уравнения, функциональный анализ, топология, теория функций комплексного переменного, уравнения с частными производными, теория вероятностей, математическая статистика, вариационное исчисление и др.) - около 42%;

- общие математические и естественнонаучные дисциплины (физика, концепции современного естествознания, теоретическая механика и др.) - около 17%.

В результате такой солидной общепрофессиональной подготовки выпускник-математик должен ставить и решать задачи, соответствующие его квалификации; строить математические модели для описания различных явлений и производить их анализ и т.п. Кроме того, в условиях развивающейся науки математик должен уметь пересматривать свои накопленные в процессе обучения знания, для чего ему необходимо видеть математические дисциплины в системе и взаимосвязи.

Однако далеко не каждый студент-математик в процессе обучения способен сразу систематизировать изучаемый математический материал. Как показывает практика, студенты воспринимают изучаемые математические дисциплины обособленно: им не всегда удаётся установить возможную связь между ними; проследить полезность методов одного математического направления науки в раскрытии и доказательстве утверждений другого. Опорой в составлении такой целостной системы математических знаний и соответственно в совершенствовании фундаментальной научной математической подготовки студентов может послужить изучение научного наследия известных математиков, посвятивших свои исследования разным областям математической науки; знакомство с историей создания их научных трудов и т.п.

Отсутствие специализированныхпрофессио-нально-педагогических дисциплин в основной образовательной программе студентов классических специальностей. Профессионально-педагогическая подготовка чрезвычайно важна для выпускника классической специальности. Действительно, знакомство с квалификационной характе-

ристикой выпускника-математика, приведённой в государственном стандарте высшего профессионального образования [4], показало, что одним из объектов его профессиональной деятельности кроме научно-исследовательских центров, производственных предприятий, органов управления и т.п. являются образовательные учреждения, в частности учреждения среднего и высшего профессионального образования. И как показывает практика, 20-30% выпускников, получивших эту специальность, становятся преподавателями. Это требует серьёзного уровня профессионально-педагогической подготовки студента классической специальности. Студент-математик - потенциальный преподаватель математики - должен усвоить основные особенности организации учебно-воспитательного процесса в ссузе/вузе, а возможно, и в школе, обрести определённые навыки преподавания математических дисциплин. Кроме того, у студента как у будущего преподавателя должен сформироваться определенный набор личностных качеств, которые позволят ему успешно заниматься педагогической деятельностью, строить межличностное общение с коллегами, студентами и учащимися. Однако в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки математика не входят дисциплины, обеспечивающие достаточную методическую готовность потенциального преподавателя к эффективной педагогической деятельности. Специализированная профессионально-педагогическая подготовка студентов-математиков осуществляется в основном за счёт включения в учебный процесс дисциплин регионального (вузовского) компонента и факультативных дисциплин: например, методики преподавания математики и курса истории математики, помогающих будущему педагогу осмыслить современный опыт преподавания и историю становления своего предмета.

Приведём пример используемых учебных пособий по истории математики, написанных для студентов-математиков, - это книги К.А. Рыбникова [12, 13], А.П. Юшкевича [16-18]. В них отражены лишь отдельные моменты и стороны развития математики как науки, что, безусловно, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента-математика. К сожалению, в этих пособиях очень ослаблена, а иногда не затрагивается совсем персоналистическая составляющая курса истории математики. На наш взгляд, будущему преподавателю для совершенствования профессионально-педагогической подготовки более полезны сведения о педаго-гах-классиках, заложивших основы преподава-

ния математических дисциплин и внесших значительный вклад в дело становления математического образования нашей страны, о профессиональных особенностях их педагогической деятельности, о профессионально значимых качествах преподавателя, отраженных в этой деятельности. Это в некоторой степени будет компенсировать недостаток профессионально-педагогической и методической подготовки будущих педагогов и отчасти вооружать их полезными психолого-пе-дагогическими знаниями, необходимыми для организации эффективного образовательного процесса. Поэтому процесс историзации математического образования студентов-математиков, проводимый в ходе профессионально-педагогической подготовки, должен иметь, на наш взгляд, персоналистическую направленность. В этом случае студенты - будущие преподаватели -на примере классиков науки и образования будут приобретать профессионально ценные качества педагога, приобщаться к проблемам педагогической деятельности, находить возможные пути реализации себя на педагогическом поприще и т.п.

Формирование личности студента классической специальности в двух направлениях - как учёного и как преподавателя высшей школы, а также определение приоритетов этих направлений в процессе будущей профессиональной деятельности.

Действительно, студент-математик, как будущий учёный и как потенциальный преподаватель математических дисциплин, должен учиться распределять время и усилия между научной деятельностью и процессом преподавания. Причём, как показывает практика, молодой специалист, начавший работать в вузе, действует односторонне. Он отдает предпочтение либо научно-исследовательской деятельности, в этом случае страдает учебно-воспитательный процесс, либо преподаванию, не уделяя достаточного внимания научным изысканиям. Равномерно распределять силы между научной и педагогической работой способен далеко не каждый учёный. Однако оба названных вида деятельности способствуют развитию личности учёного и преподавателя и взаимно дополняют друг друга: наука помогает преподавателю быть в курсе наиболее актуальных проблем преподаваемых математических дисциплин, творчески подходить к их преподаванию и сохранять профессиональную пригодность, а процесс преподавания (лекции, семинары, дискуссии на занятиях) позволяет учёному-математику активизировать мыслительную деятельность, совершенствовать организацию собственного научного труда и манеру из-

ложения научного материала. Поэтому умение совмещать науку и преподавание является необходимым условием успешного самоутверждения учёного и преподавателя, развития его творческой индивидуальности, что подтверждает Н.И. Пирогов: «Тот, кто преподает и исследует, тот светом своего знания и светит, и греет» [9, с. 185].

Учёный-педагог, не имеющий опыта научной работы и преподавания, может научиться этому только у своих учителей, а также у педагогов-клас-сиков. Как показывает практика, эффективным в данном случае является использование конкретных примеров педагогов-математиков, сыгравших важную роль в становлении и совершенствовании процесса преподавания математики, в развитии математики как науки, умевших рационально организовывать свою деятельность, разумно совмещать научно-математические исследования и преподавание. Такие примеры помогают будущему учёному-математику и преподавателю не только научиться распределять своё время в процессе научных занятий и педагогической деятельности, но и понять сущность и социальную значимость будущей профессии, позволяют показать, насколько обширной и значительной может быть деятельность учёного и преподавателя. Ведь профессионально подготовленный специалист-математик, как предполагается, должен быть широко образованным человеком, имеющим достаточно высокую общекультурную подготовку и не замыкающимся только на проблемах своих научных исследований и вопросах преподавания математических предметов.

Стремление к формированию целостной и разносторонне образованной личности студента-ма-тематика классической специальности. Студент-математик, как выпускник классического вуза, должен обладать широким спектром знаний в области многих других наук и культур, а не только математики, в частности в области гуманитарных, социально-экономических наук, различных видов исскуства и т.п. В идеале это человек с самостоятельной жизненной позицией, весомыми убеждениями, морально-ценностными установками, комплексом гражданских качеств. Развитию личности студента-математика и формированию его гражданской позиции значительно способствует знакомство с активными жизненными взглядами известных деятелей отечественного математического образования, с примером их неустанного служения науке, с их разносторонней общественно полезной деятельностью, порою абсолютно не связанной с основным профессиональным научным интересом.

Воспитание будущих учёных-математиков, преподавателей высшей школы как представителей российской интеллигенции. Действительно, процессы модернизации системы высшего образования современной России обусловливают необходимость воспитания квалифицированных научно-педагогических кадров, которые в будущем могут составить значимую часть отечественной научной элиты. На наш взгляд, важно сформировать у будущих преподавателей высшей школы, совмещающих научно-исследовательскую деятельность с педагогической, чувство собственной профессиональной значимости - на исторических примерах классиков математической науки и математического образования показать важность для современного российского общества научно-педагогической элиты - социальной группы людей, профессионально занимающихся умственным трудом, формирующих культуру подрастающего поколения студентов, являющихся нравственным эталоном общества.

Выделенные особенности профессиональной подготовки студентов классической математической специальности позволили доопределить задачу, стоящую перед вузами, готовящими учёных и преподавателей математики. Она заключается в формировании гуманной, творческой, широко образованной личности учёного и преподавателя с уровнем подготовки, качественно соответствующим запросам общества и государства, профессионала как в научной деятельности, так и в преподавании. Поэтому весь образовательный процесс, в частности содержание историзации математического образования, используемые при этом формы учебно-профессиональной работы в вузе должны быть направлены на формирование личности учёного-педагога нового типа, с чёткой гражданской позицией, устоявшимися мировоззренческими взглядами, прочными убеждениями, высокой научно-методической подготовкой и уровнем профессиональной культуры, обеспечивающими успешное решение типовых и творческих задач профессионально-научной деятельности, эффективный выбор наиболее оптимальных способов решения различных проблем организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

При отборе историко-математического материала, направленного на формирование личности студента-математика, целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Принцип историзма служит базисом историко-математических исследований [2, 6, 7, 10, 14]. Он предусматривает:

- построение процесса профессиональной подготовки студентов на традициях отечественной математической науки и образования;

- учёт специфики развития отдельных направлений математической науки при изучении вузовских математических дисциплин;

- исследование исторического научного вклада учёных в развитие математики;

- выявление морально-нравственных убеждений, ценностных установок известных деятелей науки и образования прошлого, исследование их мировоззренческих взглядов в процессе изучения жизнедеятельности, качественное внедрение выделенных нравственных ценностей и взглядов учёных в процесс формирования личности студентов.

Принцип персоналистической направленности предполагает осуществление историзации математического образования посредством обращения к ее персоналистической составляющей, т.е. к примерам личностей учёных и педагогов, которые своим служением и преданностью науке и образованию составили славу России.

Принцип научности и профессиональной направленности предполагает построение обучения на историческом материале подлинно научного характера, в частности анализ оригиналов научных работ (статей, докладов) отечественных учёных, по тематике, соответствующей научно-исследовательским интересам будущих учёных. Ретроспективный анализ научных достижений учёных-математиков не только положительно сказывается на развитии творческой мыслительной активности студента, что делает его профессионально пригодным для продуктивной научно-исследовательской деятельности, но и помогает будущему математику проследить весь путь научного математического знания, ознакомиться с методами математических исследований в конкретных математических разработках, что, безусловно, повышает уровень его фундаментальной научной подготовки по предмету.

Принцип культуросообразности является одним из передовых в современном образовании [8, 15]. История математики, традиции отечественной математической науки и образования являются мощным педагогическим средством формирования математической культуры, являющейся частью личностной культуры, с одной стороны, и неотъемлемым компонентом национальной культуры - с другой стороны. Поэтому воспитание будущего преподавателя и математика целесообразно строить на основе таких важных культурных

ценностей, которые составляют потенциал истории образования и науки. Такими ценностными элементами, на наш взгляд, могут являться компоненты научно-педагогического наследия известных педагогов-математиков, классиков отечественной науки и образования, которые имели важное образовательное, научное или прикладное значение в период функционирования в отечественной научной математической школе или в системе отечественного математического образования.

Принцип соответствия проявляется в соответствии:

- целей историзации математического образования и содержания историко-математического материала целям и содержанию учебно-воспитательного процесса студентов классической математической специальности (другими словами, исторический материал должен способствовать решению задач воспитания личности выпускника-математика, в частности развитию его духовнонравственных качеств и формированию ценностных установок; развитию творческой активности; должен дополнять и расширять содержание тех математических дисциплин, которые изучаются студентами согласно государственному образовательному стандарту и составляют значимую часть их профессиональной подготовки);

- уровня преподавания содержанию предлагаемого исторического материала (так, преподаватель, обращающийся к научному творчеству учё-ного-математика на занятии, должен сам понимать и уметь объяснять основные математические приёмы, методы доказательств, используемые автором в научных работах и т.п.);

- уровня подготовки слушателей (студентов) сложности предлагаемого исторического материала (историзация математического образования на высоком уровне, необходимом студентам классической специальности университета, возможна лишь в том случае, когда студенты имеют серьёзную теоретическую подготовку по математике);

- результатов историко-математической подготовки требуемому уровню сформированности профессионально значимых качеств и профессиональных умений студента как будущего учёного-математика и преподавателя математики.

Эти принципы взаимно дополняют друг друга и действуют во взаимосвязи, которая проявляется, в частности, в непрерывном обращении к примерам исторических личностей.

Структура процесса формирования личности будущего учёного и преподавателя опирается на принципы процесса историзации математическо-

го образования студентов классической математической специальности и содержит следующие компоненты: мотивационный, целевой, содержательный и организационно-деятельностный.

Мотивационный компонент связан с мотивационной готовностью будущих учёных и преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности и опирается на чувство гордости за отечественную математическую науку и преподавание, преданность науке и образованию; уважение личности преподавателя и учёного со стороны окружения, коллектива; принадлежность представителей вузовской науки к российскому научному сообществу, слою интеллигенции российского общества; повышение уровня собственной профессиональной подготовки и др.

Целевой компонент направлен на постановку целей формирования личности будущего учёного и преподавателя математики:

- образовательных (повышение образовательного уровня студентов посредством знакомства с творческой деятельностью учёных-математиков прошлого, анализа их научных трудов, разъяснения способов получения математических результатов; формирование разностороннего математического кругозора путём изучения истории развития различных направлений математической науки; овладение методологией научного исследования, способами организации труда учёного на основе изучения научно-педагогической деятельности конкретной исторической личности; формирование системы знаний об истории преподавания отдельных математических дисциплин, входящих в современный университетский программный курс классических специальностей);

- профессионально-развивающих научно-исследовательской направленности (воспитание культуры математического мышления; развитие творческого стиля мышления, выработка умения креативного решения возникающих профессиональных проблем, поиска эффективных нестандартных способов преодоления затруднений и т.п.; формирование критических взглядов на математические проблемы прошлого и современности; развитие исследовательских навыков учёного; формирование научного мировоззрения; развитие способности к самообразованию в области математических наук и самовоспитанию в процессе усвоения математических знаний и формирования навыков математического исследования; развитие стремления к популяризации науки среди своих коллег и в будущем среди своих учеников^;

- профессионально-развивающих педагогической направленности (знакомство студентов-

математиков как будущих преподавателей с исторически сложившимися традиционными методами преподавания математических дисциплин на основе изучения педагогической деятельности педагогов-классиков высшего математического образования; изучение отдельных приёмов и особенностей педагогической деятельности преподавателя высшей школы и др.);

- воспитательных (формирование системы общечеловеческих ценностей: нравственных (доброта, забота, терпимость к окружающим, совесть), политических (гражданственность, свобода, ответственность), художественно-эстетических (культура деятельности, творчество, красота, гармония) через обращение к научно-педагогическому наследию русской математической школы и образования; возбуждение интереса к математике и математическому образованию за счёт осознания богатства внутреннего содержания предмета, красоты научного знания и истинного значения математики для развития других наук; формирование патриотических чувств, чувства истинной гордости за отечественное математическое образование и науку посредством знакомства с деятельностью отечественных педагогов-математи-ков, служивших делу развития математического просвещения; развитие моральных и волевых качеств, профессионально важных для будущего учёного и преподавателя (уверенности в собственных силах, стремления к достижению научных результатов, трудолюбия, научного упорства, ответственности за собственные научные достижения и т.п.) на примере личностных качеств педагога-класси-ка; воспитание уважения к научно-педагогическому труду коллег, к математическим и методическим достижениям прошлого через знакомство с работами, выполненными творцами математического знания).

Содержательный компонент определяет особенности отбора содержания исторического материала для осуществления процесса историза-ции математического образования, т.е. ориентацию на принципы историзации математического образования студентов классической математической специальности:

рассмотрение историко-математического материала, отвечающего программному материалу дисциплин и тематике вопросов, изучаемых студентами классической специальности на учебных занятиях в вузе (принцип историзма, принцип соответствия);

изучение и анализ доступных научных трудов отечественных математиков в той области математической науки, которая входит в круг научных

интересов будущих учёных (принцип историзма, принцип персоналистической направленности, принцип научности и профессиональной направленности);

работа с «ярким» историко-математическим материалом, иллюстрирующим важность и значимость математической науки для всеобщего научного знания, демонстрирующим компоненты общечеловеческой и математической культуры, которые формируются в процессе математического образования в вузе (принцип историзма, принцип культуросообразности).

Организационно-деятельностный компонент определяет методические особенности историзации математического образования студентов-ма-тематиков, позволяет рационально определить форму организации процесса историзации образования студентов-математиков.

В соответствии с выделенными принципами историзации математического образования студентов классической математической специальности, определяющими содержание компонентов процесса формирования личности будущего учё-ного-математика и преподавателя, структуру процесса формирования личности будущего учёного и преподавателя математики на основе историзации математического образования можно представить следующим образом (рис.1).

Формирование личности будущего учёного и преподавателя математики

и

организационно-деятельностны й компонент

содержательный компонент

целевой компонент

мотивационный компонент

У

У

У

у

Рис.1. Структура процесса формирования личности будущего учёного и преподавателя на основе историзации математического образования

В качестве формы организации обучения, эффективно способствующей формированию личности будущего учёного и преподавателя, мы пред-

лагаем использовать лекционно-семинарские историко-математические курсы, повышающие качество профессиональной подготовки студентов, актуализирующие и обогащающие методические и специальные предметные знания студентов-матема-тиков, направленные на развитие различных характеристик творческой личности, способствующие формированию духовно-нравственных качеств

будущего преподавателя и учёного-математика.

Структура формирования личности будущего учёного и преподавателя математики на основе историзации математического образования может быть использована при совершенствовании профессиональной подготовки студентов других классических специальностей (физиков, информа-тиков, биологов, химиков и др.).

Библиографический список

1. Авдеева Т.К. Профессиональная подготовка и нравственное воспитание будущего учителя математики на трудах классиков математического образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Т.К. Авдеева. - М., 2005. - 30 с.

2. Белобородова С.В. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителя математики в педвузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.В. Белобородова. - М., 1999. - 163 с.

3. Бурова Н.А. Курс истории математики как фактор гуманизации и гуманитаризации математического образования в педвузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.А. Бурова. - Новосибирск, 2000. - 196 с.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 010100 Математика [Текст]. - М., 2000.

5. Дробышев Ю.А. Александр Яковлевич Хинчин - математик и педагог [Текст] / Ю.А. Дробышев // Математика в современном мире: материалы 2-й Российской научно-практической конференции 8-9 октября 2004 года, Калуга / Под ред. Ю.А. Дробышева. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. - С. 5-20.

6. Дробышев Ю. А. Историко-математический аспект в методической подготовке учителя [Текст]. Монография. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. - 156 с.

7. Дробышев Ю.А. О целях подготовки учителя к реализации принципа историзма при обучении учащихся математике и возможностях их достижения [Текст] / Ю.А. Дробышев // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики: Межвузовский сборник научных трудов: Вып. 2 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - С. 31-40.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и спец. - М.: Логос, 1999. - 382 с.

9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

10. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете [Текст]: дис. ... докт. пед. наук. - Ростов н/Д., 1998. - 391 с.

11. Романов Ю.В. Теория и методика историзации геометрической подготовки учителя математики в педагогическом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Ю.В. Романов. - Ростов н/Д., 2002. - 240 с.

12. Рыбников К.А. История математики [Текст]. Т.1. - М.: Изд-во Московского университета, 1960. - 191 с.

13. Рыбников К.А. История математики [Текст]. Т.2. - М.: Изд-во Московского университета, 1963. - 336 с.

14. Томилова А.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализации в педагогическом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 1998. - 230 с.

15. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

16. Юшкевич А.П. История математики. С древнейших времен до начала Нового времени [Текст]. Т.1. - М.: Наука, 1970. - 352 с.

17. Юшкевич А.П. История математики. Математика XVII столетия [Текст]. Т. 2. - М.: Наука, 1970. - 301 с.

18. Юшкевич А.П. История математики [Текст]. Математика XVIII столетия. Т. 3. - М.: Наука, 1972. - 496 с.

Y.V. LOBZINA

THE STRUCTURE OF A PERSONALITY DEVELOPMENT OF A FUTURE SCIENTIST AND A MATH TEACHER

The structure of a personality development of a future scientist and a math teacher that Is done according to the marked by the author principles of math educations historisation of math students is described in the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: personality, scientist, math teacher, professional preparation, math educations historisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.