СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
О.А. Павлова
Одно из требований, предъявляемых к выпускнику педвуза, - наличие готовности осуществлять воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета [1]. Как указывалось многими педагогами-математиками (В.В. Бобыниным, Н.Я. Виленки-ным, Г.И. Глейзером, И.Я. Депманом, С.И. Шохор-Троцким, В. Шидлов-ским, А.Я. Хинчиным и др.), осуществлению нравственного воспитания личности учащегося в рамках уроков математики способствует, в частности, привлечение историко-математи-ческого материала.
Однако опрос, проведенный среди учителей математики и студентов, выявил недостатки в подготовке будущего учителя математики к осуществлению нравственного воспитания учащихся средствами истории математики. Осознавая важность использования различных сведений из истории математики для решения методических задач, о личных качествах ученых считают нужным и находят возможность говорить лишь 18,7% учителей. Только 32% учителей осознают возможности персоналистической составляющей истории математики для реализации патриотического воспитания и 12% для формирования морально-волевых качеств личности. 68% учителей не смогли выделить эпизоды из ис-
тории математики, способные внести вклад в формирование личности учащихся. Остальные смогли упомянуть один или два таких эпизода.
Все это говорит о необходимости разработки и внедрения системы подготовки будущих учителей математики к использованию истории математики в качестве средства нравственного воспитания учащихся.
Основной задачей нравственного воспитания личности является задача формирования нравственного идеала - образа совершенного человека, основу личности которого составляют такие качества, как патриотизм, гуманизм и уважение к людям, интернационализм, трудолюбие и организованность, честность и правдивость, простота и скромность, принципиаль- 29 ность и ответственность.
Наибольшим потенциалом для нравственного воспитания личности обладает персоналистическая составляющая истории математики - материалы о жизни и творчестве известных ученых-математиков. Формированию патриотизма способствует знакомство с отечественными учеными-математиками. В свою очередь знакомство с жизнью и творчеством известных ученых-математиков следует осуществлять с использованием максимального разнообразия организационных форм учебно-воспитательного процесса (ис-торизированные уроки и внеклассные
3 / 2007
Преподаватель.!!
ЕК
мероприятия; коллективная, групповая и индивидуальная формы историза-ции) и форм включения историко-ма-тематического содержания в учебно-воспитательный процесс (знаково-сло-весная историзация: исторические экскурсы, очерки, беседы, рассказы, дискуссии и диспуты, биографические очерки, историзмы в математических объектах, обращение к хрестоматиям по истории математики или воспоминаниям известных людей; образно-пространственная историзация: представление информации в виде хронологических таблиц, карт, схем, моделей, демонстрация портретов известных математиков и деятелей науки, картин, характеризующих эпоху, старинных фолиантов и лент времени; исследовательская историзация: выполнение учащимися творческих заданий).
Таким образом, нравственное воспитание учащихся средствами истории математики - сознательное организуемое воздействие учителя на учащихся, опирающееся на знакомство с жизнью и творчеством известных ученых-математиков, с целью формиро-30 вания у воспитуемых моральных свойств и качеств личности.
Готовность будущего учителя математики к нравственному воспитанию средствами истории математики мы рассматриваем как сложное, многоуровневое личностное образование, включающее мотивационный, ориен-тационный, содержательный и дея-тельностный компоненты.
Мотивационный компонент предполагает наличие понимания необходимости и значимости данного вида деятельности; интереса и позитивного отношения к данному виду деятельности; потребности осуществлять данный вид деятельности.
Ориентационный компонент включает знания и представления о целях и задачах нравственного воспитания, которые могут быть решены средствами истории математики.
Содержательный компонент предполагает наличие знаний в области истории и методологии математики, включая реконструкцию исторических фактов и приведение их в систему; знаний о воспитательном потенциале историко-математического материала, включая сведения о жизни и творчестве известных ученых-математиков; знаний об основных формах включения историко-математическо-го содержания в учебно-воспитательный процесс, в наибольшей степени способствующих реализации нравственного воспитания.
Деятельностный компонент предполагает наличие умений, связанных с данным видом деятельности.
Многоуровневость готовности будущего учителя математики к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики как сложного личностного образования отражается нами в структурной схеме.
Структура готовности будущего учителя математики к нравственному воспитанию учащихся средствами истории математики
Деятельность^ компонент
Содержательный компонент
О р и е н т а ц и о н н ы й к о м п о н е н т
М о т и в а ц и о н н ы й к о м п о н е н т
В данной схеме мотивационный компонент выполняет роль фундамента, а остальные компоненты
Преподаватель_ХК|
ЕК
3 / 2007
надстраиваются последовательно над ним. Исходя из построенной схемы можно выделить 4 основных уровня готовности: низкий (отсутствует мотивация к данному виду деятельности), базовый (есть мотивация, отсутствуют необходимые знания и умения), средний (есть мотивация, а также - отдельные знания и умения) и высокий (сформированы все компоненты готовности).
При разработке системы подготовки будущего учителя математики к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики мы опирались на два основополагающих принципа: принцип взаимопроникновения и принцип соответствия. Принцип взаимопроникновения предполагает обращение к потенциалу дисциплин различных блоков содержания образования для осуществления процесса подготовки и осуществление взаимного проникновения содержания данных дисциплин. Принцип соответствия предполагает, что при разработке целей, задач, содержания, форм, методов, средств подготовки будущего учителя к реализации нравственного воспитания необходимо опираться на те же компоненты, свойственные непосредственно самой деятельности преподавателя по реализации нравственного воспитания.
Цель разрабатываемой системы -обеспечить функционирование процесса подготовки. Исходя из принципа соответствия, содержание процесса подготовки включает персоналис-тическую составляющую истории математики и математического образования и раскрытие возможностей данной составляющей для осуществления нравственного воспитания.
Система подготовки будущего учителя математики к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики включает два модуля. В рамках инвариантного модуля новое содержание и необходимые формы работы органично встраиваются в традиционно изучаемые курсы: математические дисциплины, историю математики и математического образования, педагогику, теорию и методику обучения математике. Вариативный модуль предполагает чтение спецкурсов и спецсеминаров специальной направленности и индивидуальную научную работу студента над данной проблематикой в рамках курсовых и дипломных работ. Результат функционирования системы - сформированная у будущего учителя математики готовность к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики.
Педагогическими условиями формирования основных компонентов готовности к нравственному воспитанию являются следующие условия: использование преподавателем в процессе подготовки студентов к нравственному воспитанию содержания, приемов, методов и форм работы, соответствующих тем, которые будут использованы будущими учителями в их работе в связи с решением задач нравственного воспитания учащихся средствами истории математики; использование преподавателями различных дисциплин историко-математическо-го содержания в качестве средства нравственного воспитания будущих учителей математики; включение студентов в деятельность по осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики; акцентирование внимания студентов на ин-
3 / 2007
Преподаватель^_
ВЕК
формации, характеризующей личностные и профессиональные качества педагогов-математиков.
Исходя из выделенных в результате теоретического исследования педагогических условий формирования основных компонентов готовности будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся средствами истории математики, был разработан курс «Жизнь и творчество выдающихся деятелей математики и математического образования как средство нравственного воспитания» и создан его методический аппарат. Данный курс является компонентом второго вариативного модуля системы подготовки будущего учителя к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики.
Специфическими особенностями курса являются гуманитарное (раскрывающее человеческую личность) содержание курса; модульное построение содержания; высокий уровень креативности, что обусловлено системой индивидуальных профессионально-ориентированных творческих за-32 даний для студентов.
В рамках первого модуля (технологического) выявляется потенциал истории математики как средства нравственного воспитания и раскрываются способы и формы включения историко-математического содержания в учебно-воспитательный процесс. Второй модуль связан со знакомством с жизнью и творчеством выдающихся деятелей математики и математического образования и раскрытием их педагогических взглядов и профессиональных качеств личности.
Экспериментальная работа осуществлялась посредством внедрения данного курса в процесс подготовки студен-
тов 5 курса математического отделения физико-математического факультета КГПУ им. К.Э. Циолковского.
Полученные в результате эксперимента данные об уровне готовности будущих учителей математики к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики (на основе сравнения характеристик экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента) были обработаны статистическими методами. Была отслежена положительная динамика роста всех компонентов готовности студентов к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики в экспериментальной группе. В результате удалось подтвердить эффективность разработанной системы формирования готовности будущего учителя к осуществлению нравственного воспитания средствами истории математики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие. [Текст] / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М., 2002.
Преподаватель^_
ВЕК
3 / 2007