Научная статья на тему 'Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования'

Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / HISTORICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В статье предложен подход к проектированию и реализации историко-методической подготовки будущих учителей математики в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, ряда других нормативных документов. Обозначены цели, структура и примерное содержание рассматриваемого вида профессиональной подготовки в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского». Цели подготовки ориентированы преимущественно на развитие предметно-методической культуры будущего бакалавра педагогического образования. Структура подготовки представлена тремя модулями. Первый (пропедевтический) модуль (1-7 семестры) является неотъемлемой частью дисциплин предметной (элементарная математика; алгебра; геометрия; математический анализ и др.) и методической (методика обучения математике, методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями; дополнительное математическое образование школьников; методика профильного обучения математике и др.) подготовки и включает элементы истории математики и истории школьного математического образования при изучении отдельных тем вышеназванных дисциплин. Второй (основной) модуль дисциплина «История школьного математического образования в России и за рубежом» (8 семестр). Третий (заключительный), вариативный, модуль (8 семестр) включается в программу подготовки бакалавра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает исследование исторического аспекта выбранной для написания темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION

The approach to the design and implementation of historical and methodological training of future teachers of mathematics in the context of the requirements of Federal state educational standards of General education, number of other frameworks proposed in the article. Objectives, structure and sample content of this type of training in National Research Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky marked. The purpose of the training is focused primarily on the development of subject-methodical culture of future bachelors of pedagogy. The structure of training is represented by three modules. The first (introductory) module (semesters 1-7) is an integral part of the disciplines of the subject (elementary math; algebra; geometry; mathematical analysis, etc.) and methodological (methods of teaching mathematics; methods of teaching mathematics to children with special educational needs; supplementary mathematical education of schoolchildren; methods of profile training mathematics, etc.) training includes elements of history of mathematics and history of school mathematics education in the study of individual topics above mentioned disciplines. The second (main) module discipline «History of school mathematics education in Russia and abroad» (8 semester). The third and final variable module (8 semester) is included in the bachelor study program in case if his final qualifying work involves the study of the historical aspect of writing for selected topics.

Текст научной работы на тему «Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

педагогические науки

Кондаурова Инесса Константиновна | ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ...

УДК 376.016: 51

ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Саратов (Россия) Аннотация. В статье предложен подход к проектированию и реализации историко-методической подготовки будущих учителей математики в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, ряда других нормативных документов. Обозначены цели, структура и примерное содержание рассматриваемого вида профессиональной подготовки в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского». Цели подготовки ориентированы преимущественно на развитие предметно-методической культуры будущего бакалавра педагогического образования. Структура подготовки представлена тремя модулями. Первый (пропедевтический) модуль (1-7 семестры) является неотъемлемой частью дисциплин предметной (элементарная математика; алгебра; геометрия; математический анализ и др.) и методической (методика обучения математике, методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями; дополнительное математическое образование школьников; методика профильного обучения математике и др.) подготовки и включает элементы истории математики и истории школьного математического образования при изучении отдельных тем вышеназванных дисциплин. Второй (основной) модуль - дисциплина «История школьного математического образования в России и за рубежом» (8 семестр). Третий (заключительный), вариативный, модуль (8 семестр) включается в программу подготовки бакалавра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает исследование исторического аспекта выбранной для написания темы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; историко-методическая подготовка; будущие учителя математики.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION

© 2016

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University, Saratov (Russia) Abstract. The approach to the design and implementation of historical and methodological training of future teachers of mathematics in the context of the requirements of Federal state educational standards of General education, number of other frameworks proposed in the article. Objectives, structure and sample content of this type of training in National Research Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky marked. The purpose of the training is focused primarily on the development of subject-methodical culture of future bachelors of pedagogy. The structure of training is represented by three modules. The first (introductory) module (semesters 1-7) is an integral part of the disciplines of the subject (elementary math; algebra; geometry; mathematical analysis, etc.) and methodological (methods of teaching mathematics; methods of teaching mathematics to children with special educational needs; supplementary mathematical education of schoolchildren; methods of profile training mathematics, etc.) training includes elements of history of mathematics and history of school mathematics education in the study of individual topics above mentioned disciplines. The second (main) module - discipline «History of school mathematics education in Russia and abroad» (8 semester). The third and final variable module (8 semester) is included in the bachelor study program in case if his final qualifying work involves the study of the historical aspect of writing for selected topics.

Keywords: Training; historical and methodological training; future teachers of mathematics.

Одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [1, с. 16] к предметным результатам освоения базового курса математики в школе - формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации. Для этого в содержание школьного математического образования включен раздел «История математики» (историческая линия) [2, с. 341]. Сказанное повышает значимость в современных условиях историко-методической подготовки будущих учителей математики (вид профессиональной подготовки, основой которого является органичное сочетание системы знаний по отечественной и зарубежной истории, истории математики, истории методики обучения математике и истории школьного математического образования).

В методике обучения математике последних двух десятилетий имеют место исследования (С.В. Белобородова, М.Ф. Гильмуллин, Ю.А. Дробышев, Т.С. Полякова и др.), в которых достаточно подробно освещена изучаемая проблема. Так, С.В. Белобородовой [3] обоснована необходимость профессионально-педагогической направленности историко-математической подготовки будущих учителей математики и построена

соответствующая методическая система (цели, содержание, методы, формы, средства). М.Ф. Гильмуллин [4] выделил психолого-педагогические условия эффективной историко-математической подготовки будущих учителей (опора на научно-обоснованную методическую систему; направленность на формирование методических умений по применению принципа историзма и историко-генетического метода обучения; ориентация на развитие математической культуры будущего учителя). Ю.А. Дробышев [5] рассмотрел вопросы, связанные с формированием методических умений по работе с историко-математическим материалом. Т.С. Полякова [6] предложила целостную концепцию историко-мето-дической подготовки будущих учителей математики в педагогическом университете, направленную на повышение их историко-методической компетентности.

Опираясь на указанные работы [3; 4; 5; 6], охарактеризуем цели, структуру и содержание историко-методи-ческой подготовки будущих учителей математики, сложившейся в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Цели историко-методической подготовки заключаются в:

- формировании целостной системы историко-мето-

Кондаурова Инесса Константиновна | педагогические

ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ... науки

дических знаний учителя математики;

- показе динамики и движущих сил развития отечественного и зарубежного математического образования на различных этапах истории, влияния на него математических и методических идей, а также выдающихся персоналий;

- раскрытии перспектив математического образования в России и за рубежом в 21 веке;

- проведении сравнительного анализа и изучении методического опыта отечественного и зарубежного математического образования;

- формировании умений использовать историко-ма-тематический материал в процессе школьного обучения математике;

- развитии предметно-методической культуры будущего бакалавра.

Историко-методическая подготовка учителя математики состоит из трех взаимосвязанных модулей.

Первый (пропедевтический) модуль (1-7 семестры) является неотъемлемой частью дисциплин предметной (элементарная математика; алгебра; геометрия; математический анализ и др.) и методической (методика обучения и воспитания математике, методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями; дополнительное математическое образование школьников; методика профильного обучения математике и др.) подготовки и включает элементы истории математики и истории школьного математического образования при изучении отдельных тем вышеназванных дисциплин.

Второй (основной) модуль - дисциплина «История школьного математического образования в России и за рубежом» (8 семестр). Это завершающая и обобщающая (для психолого-педагогического и предметно-методического циклов) дисциплина. Программа дисциплины составлена с учетом требований [1-2] и с опорой на исследования Т.С. Поляковой [6], Ю.М. Колягина [7], Р.С. Черкасова [8], А.П. Юшкевича [9; 10] и др.

Содержание дисциплины.

Математика и математическое образование на Руси в допетровский период: от Киевской Руси до конца 17 века.

Математическое образование в России в эпоху Петра

I.

Леонард Эйлер и математическое образование в России.

Математическое образование в России второй половины 18 века.

Математическое образование в России первой половины 19 века: создание российской модели классической системы школьного математического образования.

Движение за реформацию российской модели классической системы школьного математического образования конца 19 - начала 20 веков.

Этапы реформирования и контрреформирования советской модели классической системы школьного математического образования.

Российское математическое образование 90-х годов 20 века.

Научно-методическое наследие выдающихся русских математиков-методистов. Педагогическое наследие математиков-методистов региона.

Основные тенденции и перспективы развития школьного математического образования в России в 21 веке. Значимость математического образования в развитии современной цивилизации. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Современная система отечественного математического образования. Общее и дополнительное математическое образование. ФГОС общего образования. Программы по математике. Вариативные учебники. Разнообразие технологий обучения математике. Перспективы развития математического образования.

Сравнительный анализ и изучение передового педагогического опыта отечественного и зарубежного 78

школьного математического образования.

Использование историко-научного материала при изучении математики: а) в начальной школе; б) в 5-6 классах; в) в 7-9 классах; г) в 10-11 классах.

Например, для учащихся 7-9 классов (углубленный курс) обязательным для изучения является следующий материал [2, с. 356-357]: «Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки. Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П.Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э.Галуа. Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных координат. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я. Бернулли, А.Н.Колмогоров. От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа п. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Роль российских учёных в развитии математики: Л.Эйлер. Н.И.Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н.Колмогоров. Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие флота, А.Н.Крылов. Космическая программа и М.В.Келдыш».

В качестве основного средства обучения по дисциплине «История школьного математического образования в России и за рубежом» в Саратовском госуниверситете используется учебное пособие [11]. Структурно пособие состоит из двенадцати глав. В конце каждой главы есть задания, которые помогают студентам организовать самостоятельную деятельность по изучению дисциплины. Например, после изучения главы 1 «Математика и математическое образование на Руси в допетровский период: от Киевской Руси до конца 17 века» студентам предлагается выполнить следующие задания:

1. Подберите материалы на одну из тем: «Кирик Новгородец - первый русский математик»; «Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева».

2. Разработайте план внеклассного занятия на одну из тем: «Древнерусская нумерация»; «Старинные задачи из математических рукописей XVII века».

В пособие [11] включен раздел «Творческие задания». Содержащиеся в разделе задания направлены на расширение историко-методического кругозора студентов. Приведем пример одного из творческих заданий.

Задание 12. Сравнительный анализ методики обучения математике в России и за рубежом.

Примерное содержание. Сравнительный анализ целей, содержания математического образования, методов, средств и форм обучения математике в России и одной и зарубежных стран. Модернизация обучения и воспитания (проблемы обновления учебно-воспитательного процесса, экспериментальные школы, новые средства обучения и т.п.).

Третий (заключительный), вариативный, модуль (8 семестр) включается в программу подготовки бакалавра в том случае, если его выпускная квалификационная ра-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

педагогические науки

Кондаурова Инесса Константиновна | ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ...

бота предполагает исследование исторического аспекта выбранной для написания темы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // М1р://минобрнауки.рф/ documents/938.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // М1р://минобрнауки.рф/ documents/938.

3. Белобородова С.В. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителей математики в педвузах: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 163 с.

4. Гильмуллин М.Ф. Психолого-педагогические основы историко-математической подготовки будущих учителей // http://history-math.blogspot.ru/2012_09_01_ archive.html.

5. Дробышев Ю.А. Историко-математический аспект в методической подготовке будущего учителя. Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. 156 с.

6. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики в педагогическом университете: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону., 1998. 36 с.

7. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. М.: Просвещение, 2001. 318 с.

8. Черкасов Р.С. История отечественного школьного математического образования // Математика в школе. 1997. №№ 2-4.

9. Хрестоматия по истории математики. Арифметика и алгебра. Теория чисел. Геометрия / Под ред. А.П. Юшкевича М.: Просвещение, 1976. 318 с.

10. Хрестоматия по истории математики. Математический анализ. Теория вероятностей / Под ред. А.П. Юшкевича. М.: Просвещение, 1977. 224 с.

11. Кондаурова И.К., Кочегарова О.С., Терновая Н.А. История школьного математического образования в России и за рубежом. Саратов: Наука, 2012. 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.