Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов'

Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / PREPARATION OF FUTURE TEACHERS / ДЕТИ / ПРОЯВИВШИЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ / CHILDREN WHO HAVE SHOWN OUTSTANDING ABILITY / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / GIFTED CHILDREN / ВЫЯВЛЕНИЕ / IDENTIFICATION / TRAINING AND DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ / NATIONAL SYSTEM OF IDENTIFYING AND DEVELOPING YOUNG TALENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В статье предложен авторский подход к проектированию и реализации профессионально-методической подготовки будущих учителей математики к выявлению, обучению и развитию детей, проявивших выдающиеся математические способности, в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, комплекса мер по ее реализации, ряда других нормативных документов. Обозначены цели изучения, планируемые результаты и примерное содержание раздела «Методика обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности» дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями». Структура содержания раздела представлена тремя модулями. Первый связан с изучением психолого-педагогических и философских аспектов одаренности. Также в модуле рассматривается нормативно-документальное обеспечение обучения, воспитания и развития одаренных учащихся. Второй модуль включает в себя общие вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. В третьем модуле представлены частные вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. В заключение статьи приведены рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей математики в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WHO HAVE SHOWN OUTSTANDING ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE CONCEPT OF THE NATIONAL SYSTEM OF IDENTIFYING AND DEVELOPING YOUNG TALENTS

In the article the author's approach to the design and implementation of professional-methodical training of future teachers of mathematics to identify, train, and develop children who have shown outstanding mathematical abilities, in the context of the requirements of the Concept of a national system of identifying and developing young talents, a set of measures for its implementation, a number of other normative documents. Objectives of the study, expected outcomes and approximate contents of the section "Methods of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities" discipline "Methods of teaching mathematics to children with special educational needs". The structure of the content presented in three modules. The first is the study of the psychological and philosophical aspects of giftedness. The module also discusses the regulatory documentation of training, education and development of gifted students. The second module includes General questions of methodology of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities. In the third module considered the particular questions of methods of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities. In conclusion, the article presents recommendations on organization of educational and research activity of future teachers of mathematics in the context of the requirements of the Concept of a national system of identifying and developing young talents.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»

Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ...

УДК 376.016: 51

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ, В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

© 2016

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация. В статье предложен авторский подход к проектированию и реализации профессионально-методической подготовки будущих учителей математики к выявлению, обучению и развитию детей, проявивших выдающиеся математические способности, в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, комплекса мер по ее реализации, ряда других нормативных документов. Обозначены цели изучения, планируемые результаты и примерное содержание раздела «Методика обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности» дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями». Структура содержания раздела представлена тремя модулями. Первый связан с изучением психолого-педагогических и философских аспектов одаренности. Также в модуле рассматривается нормативно-документальное обеспечение обучения, воспитания и развития одаренных учащихся. Второй модуль включает в себя общие вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. В третьем модуле представлены частные вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. В заключение статьи приведены рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей математики в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей; дети, проявившие выдающиеся способности; одаренные дети; выявление, обучение и развитие одаренных детей; общенациональная система выявления и развития молодых талантов.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WHO HAVE SHOWN OUTSTANDING ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE CONCEPT OF THE NATIONAL SYSTEM OF IDENTIFYING AND DEVELOPING YOUNG TALENTS

© 2016

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University, Saratov (Russia)

Abstract. In the article the author's approach to the design and implementation of professional-methodical training of future teachers of mathematics to identify, train, and develop children who have shown outstanding mathematical abilities, in the context of the requirements of the Concept of a national system of identifying and developing young talents, a set of measures for its implementation, a number of other normative documents. Objectives of the study, expected outcomes and approximate contents of the section "Methods of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities" discipline "Methods of teaching mathematics to children with special educational needs". The structure of the content presented in three modules. The first is the study of the psychological and philosophical aspects of giftedness. The module also discusses the regulatory documentation of training, education and development of gifted students. The second module includes General questions of methodology of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities. In the third module considered the particular questions of methods of teaching mathematics students who have shown outstanding mathematical abilities. In conclusion, the article presents recommendations on organization of educational and research activity of future teachers of mathematics in the context of the requirements of the Concept of a national system of identifying and developing young talents.

Keywords: the preparation of future teachers; children who have shown outstanding ability; gifted children; identification, training and development of gifted children; national system of identifying and developing young talents.

«Внимание Министерства образования и науки РФ в 2016 году будет сосредоточено на поддержке талантливых детей», - заявила Наталия Третьяк в интервью «Учительской газете» в начале января 2016 года. Неспособных детей не бывает, и задача системы образования - выявить талант ребенка и помочь ему развиться [1]. Повышенное внимание государства к одаренным детям нашло отражение в ряде нормативных документов последних лет: Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года) и Комплексе мер по ее реализации (утвержден 26 мая 2012 года, №2 2405п-П8); Указе президента «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (с изменениями внесенными Указом Президента от 25 июля 2014 года, № 530); Правилах выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (утверждены Постановлением Минобрнауки РФ от 17 ноября 2015 года, № 1239). Одним из основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Концепции [2] обозначено развитие

системы подготовки соответствующих педагогических кадров.

Для того чтобы каждый одаренный ребенок в процессе обучения математике не остался без достаточного учительского внимания, становится актуальной проблема подготовки педагогов, имеющих ясное представление об особенностях одаренных детей и их потребностях, способных осуществлять своевременную диагностику и коррекцию развития. Центральным звеном такой подготовки в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» является один из разделов дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями». Это обязательная дисциплина вариативной части блока «Дисциплины (модули)», изучаемая в 6-7 семестрах. Для ее успешного освоения необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами при изучении дисциплин: «Педагогика» (1-2 семестры), «Психология» (1-2 семестры), «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (5 семестр), «Методика обучения и воспитания (математика)» (1-5 семестры), «Элементарная математика»

Кондаурова Инесса Константиновна педагогические

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ... науки

(1-7 семестры) и прохождении учебной психолого-педагогической практики (3 семестр). Освоение дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» является основанием для успешного изучения дисциплин: «Методика углубленного обучения математике» (7-8 семестры), эффективного прохождения педагогической практики (7 семестр), успешной сдачи междисциплинарного государственного экзамена (8 семестр) и качественного выполнения курсовой (6 семестр) и выпускной квалификационной (бакалаврской) работ (8 семестр).

Целями освоения дисциплины являются:

- формирование готовности будущего бакалавра педагогического образования (профиль - математическое образование) к обучению математике учащихся с особыми образовательными потребностями (учащихся, проявивших выдающиеся математические способности; учащихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, русский язык для которых не является родным);

- развитие предметно-методической культуры будущего бакалавра педагогического образования.

В результате освоения раздела дисциплины, посвященного обучению математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности (6 семестр), будущие учителя математики должны:

- знать: психолого-педагогические и организационные особенности процессов обучения, воспитания и развития учащихся, проявивших выдающиеся математические способности; общие вопросы методики обучения математике детей с особыми образовательными потребностями с исключительностью выше среднего; частную методику обучения математике математически одаренных детей;

- уметь: проводить (совместно с другими специалистами) первичную диагностику особых образовательных потребностей у математически одаренных учащихся; осуществлять мониторинг образовательных результатов математически одаренных учащихся с учетом их возраста, особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы; формулировать цели обучения, воспитания и математического развития одаренных учащихся; отбирать и конструировать предметное содержание согласно целям и задачам обучения, воспитания, развития на основе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся с учетом их образовательных потребностей и познавательных интересов; выбирать соответствующие методы и формы обучения, обеспечивающие максимальную включенность всех учащихся в образовательный процесс; выделять в многообразии средств обучения те, которые соответствуют уровню актуального и потенциального развития учащихся; применять наиболее эффективные методы, средства, формы организации обучения математике; использовать в будущей профессиональной деятельности инновационные психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными кон-тингентами учащихся; организовывать обучение конкретным темам курса математики с учетом особых образовательных потребностей учащихся;

- владеть: способами осуществления обучения, воспитания и развития математически одаренных учащихся средствами учебного предмета «Математика»; способами самостоятельного приобретения и представления необходимых профессиональных знаний.

Общая трудоемкость дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (из них 108 часов (3 зачетных единицы) отводится на изучение раздела «Методика обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности»). Приведем примерное содержание соот-104

ветствующего раздела дисциплины.

Модуль 1. Психолого-педагогические и философские аспекты одаренности. Нормативно-документальное обеспечение обучения, воспитания и развития одаренных учащихся.

Концепции одаренности. История изучения одаренности. Философское понимание одаренности (Платон, И. Кант, И. Фихте, Гегель, Дж. Локк, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев и др.). Психолого-педагогические исследования одаренности (А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Доман, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Л. Терстоун, П. Торренс, Дж. Фельдхьюсен, Э.А. Голубева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Б.М. Теплов и др.).

Особенности развития одаренных детей. Основные теории развития личности. Формы проявления одаренности. Актуальная и потенциальная, явная и скрытая, ранняя и поздняя одаренность.

Особенности развития познавательной сферы одаренных детей (любопытство-любознательность-познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к задачам дивергентного типа, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, хорошая память, устойчивость и широта интересов и др.).

Особенности психосоциального развития одаренных детей (самоактуализация, перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, повышенная уязвимость, юмор и др.). Возрастные и гендерные особенности развития одаренных детей.

Диагностика детской одаренности. Основные варианты организации диагностического обследования детской одаренности: экспресс-диагностика, долговременные организационно-педагогические

модели диагностики детской одаренности.

Методики диагностики одаренности: для педагогов («Интеллектуальный портрет», «Характеристика ученика»); для родителей («Карта интересов», «Карта одаренности», методики оценки общей одаренности).

Модуль 2. Общие вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

Приоритетные цели обучения математике детей, проявивших выдающиеся математические способности (обеспечение предметной подготовки (с углублением и расширением отдельных тем образовательного стандарта, обуславливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в данной области знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся; освоение новых видов деятельности и активное использование новых информационных технологий; создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности математически одаренного ребенка; развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь (Рабочая концепция одаренности).

Основные общие принципы обучения математике детей, проявивших выдающиеся математические способности (развивающего и воспитывающего обучения; индивидуализации и дифференциации обучения; учета возрастных возможностей и др.).

Основные направления разработки содержания образования одаренных детей в России и за рубежом. Стратегии, опирающиеся на изменение количественных параметров содержания образования (стратегия ускорения (увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала); стратегия интенсификации (повышение интенсивности обучения за счет увеличения объема). Стратегии обучения одаренных детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании об-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ...

разования (стратегия - «индивидуализация обучения»); стратегия - «обучение мышлению»; стратегия - «социальная компетенция»; стратегия - «исследовательское обучение»; стратегия «проблематизации». Модели обогащения содержания образования (по Дж. Рензулли; по А.И. Савенкову). Вертикальное и горизонтальное обогащение содержания образования одаренных детей. Программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» (Н.Б. Шумакова). Дифференциация содержания математического образования с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

Методы и технологии обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. Метод исследования как основа обучения одаренных детей. Учебное исследование в детском саду (методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками). Учебное исследование в условиях школы (общая характеристика методики; постановка проблемы; поиск вариантов решения и сбор материала; обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов).

Формы организации обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

Средства обучения учащихся, проявивших выдающиеся математические способности (книгопечатная продукция; печатные пособия; электронные образовательные ресурсы; экранно-звуковые пособия; технические средства обучения; демонстрационные пособия; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; игры и игрушки).

Диагностика результативности обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности. Диагностика предметных, метапредмет-ных и личностных результатов. «Индивидуальная карта учета результатов обучения и развития одаренного учащегося» (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого показателя).

Типы образовательных организаций для обучения и развития одаренных детей (дошкольные образовательные организации (детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка и т.п.); общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии и тд.); организации дополнительного образования).

Модуль 3. Частные вопросы методики обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

Математика как средство математического развития дошкольников и младших школьников. Обучение математике учащихся 5-6 классов, проявивших выдающиеся математические способности. Избранные вопросы методики обучения алгебре и началам анализа математически одаренных учащихся. Избранные вопросы методики обучения геометрии математически одаренных учащихся.

Важное место в системе профессионально-методической подготовки будущего учителя к работе с одаренными детьми отводится учебно-исследовательской работе [2-8], которую в современных условиях желательно выстроить в контексте требований Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В комплексе мер по реализации Концепции [9] говорится о необходимости разработки научно-методического сопровождения работы с одаренными детьми: программ психолого-педагогического сопровождения, эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ, форм работы и т.п.

В учебном процессе при выполнении различных учебно-исследовательских заданий важно предлагать студентам изучить имеющиеся или самостоятельно разработать посильные элементы научно-методического сопровождения выявления, обучения и развития одаренных детей [10-13].

Так, при изучении раздела дисциплины «Методика

обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности» предусмотрено выполнение контрольной работы «Методическая разработка одной из тем школьного курса математики для учащихся, проявивших выдающиеся математические способности» [14].

В контрольной работе необходимо осветить (в произвольной последовательности) следующие вопросы.

1. Анализ рабочей программы, учебников и учебных пособий для учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

2. Пропедевтика изучения темы.

3. Методика введения математических понятий.

4. Работа над алгоритмами, правилами, теоремами.

5. Методика обучения учащихся решению задач.

6. Диагностика результативности изучения темы.

7. Организация изучения темы (тематический план, планы-конспекты уроков) с учетом возрастных (познавательных, гендерных, психосоциальных и других особенностей развития математически одаренных детей). Подготовка дидактических материалов.

8. Использование при изучении темы средств наглядности, технических средств обучения, современных образовательных технологий (включая информационные), а также цифровых образовательных ресурсов.

9. Воспитание и развитие учащихся при изучении темы.

10. Внеурочная работа.

После изучения раздела дисциплины «Методика обучения математике учащихся, проявивших выдающиеся математические способности» будущим бакалаврам педагогического образования предлагается выполнить курсовую работу на одну из предложенных ниже тем [14].

1. Основные тенденции и перспективы развития математического образования одаренных учащихся в России.

2. Сравнительный анализ методики обучения математике одаренных учащихся в России и за рубежом.

3. Формирование математической культуры одаренных школьников.

4. Гендерный подход к обучению математически одаренных детей.

5. Урок математики для учащихся, проявивших выдающиеся математические способности.

6. Основные формы изучения одаренными детьми нового математического материала.

7. Закрепление знаний одаренными учащимися при изучении математики.

9. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний одаренными учащимися.

10. Контроль знаний у математически одаренных учащихся.

11. Инновационные технологии в обучении математике одаренных учащихся.

12. Региональный опыт обучения математике одаренных учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Одаренным детям разрешат пропускать уроки // http://pedsovet.Org/content/view/26452/251/#comments.

2. Абрамова Т.А. О личностной готовности педагога к работе с одарёнными детьми // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 5-7.

3. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

4. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14._

Кондаурова Инесса Константиновна

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ..

5. Бочарова Е.А. Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 14-16.

6. Тахмазова Ф.М. Дидактические требования к деятельности центров детского творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 103-106.

7. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 98-104.

8. Будник С.В. Портфолио как способ оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 15-17.

9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // http://www.kremlin. ru/events/president/news/14907.

10. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 79-83.

11. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.

12. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

13. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

14. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.