Научная статья на тему 'Истоки современного федерализма в России'

Истоки современного федерализма в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / СЕПАРАТИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / АНАЛИЗ / КОНЦЕПЦИЯ / ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ / УЧЕНИЕ / ФЕДЕРАТИВНАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бураева К. Т.

В статье рассматривается концепция преобразования Российской империи на федеративных началах и вклад отечественных мыслителей, которые отстаивали необходимость федеративной России. Приводятся конкретные факты, которые позволили перейти от унитарного к федеративному строительству России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки современного федерализма в России»

бураева к.т. истоки современного федерализма в россии

21

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ К.Т. бураева*

Аннотация. В статье рассматривается концепция преобразования Российской империи на федеративных началах и вклад отечественных мыслителей, которые отстаивали необходимость федеративной России. Приводятся конкретные факты, которые позволили перейти от унитарного к федеративному строительству России.

Ключевые слова: Москва, Северный Кавказ, Чеченская Республика, федерализм, межнациональные отношения, национальная политика, федеративное устройство, федеральный центр, унитарное государство, сепаратизм, интеграция, история, политология, социология, юриспруденция, анализ, концепция, Швейцарская конфедерация, учение, федеративная доктрина.

концепцию преобразования России на федеративных началах обосновывали многие российские мыслители, общественные деятели, ученые и публицисты. среди них были не только этнические русские, но и представители нерусских народов. Видное место в ряду этих мыслителей занимает известный российский историк конца XIX века м. драгоманов. По мнению историка, Россия должна была быть поделена на десять автономных областей (штатов), объединенных по федеративным законам и традициям. каждую автономную область или штат должны были возглавлять областная дума, избираемая народом по демократическим процедурам. общефедеральная законодательная деятельность, по мнению ученого, должна была стать прерогативой двух дум: Государственной думы, избираемой всем народом, а также союзной палатой, члены которой направляются туда областными думами. следует подчеркнуть, что о федерализме в России мечтали известные ученые-обществоведы второй половины XIX века. среди них следует выделить м.м. ковалевского, с.А. муромцева, Б.н. чичерина и других.

среди ученых, мыслителей России XIX века выделялись и противники федерализма. из декабристов наиболее принципиальную позицию занимал П. Пестель. он был уверен в том, что федеративное устройство государства несет в себе «почву для саморазрушения», «скрытые причины» развала, а для России он особенно непригоден, так как она самая большая страна, где проживают слишком разнородные народы, многие из которых являются малочисленными и отставшими в своем экономическом, политическом и культурном развитии. П. Пестель считал недопустимым всерьез изучать проблемы федерализма. Вслед за П. Пестелем такие же позиции и проповедовал русский ученый а. Ященко. он находил достаточные аргументы, убеждая своих читателей и единомышленников в том, что для России федерализм будет саморазрушающимся элементом. А. Ященко считал, что федерализм

как политическое средство объединения различных народов для России не является актуальной проблемой. он исходил из того, что в России давно сложилось общее политическое пространство, где имеется надежная государственность со всеми вытекающими отсюда возможностями. Разумеется, и П. Пестель и а. Ященко, а также их единомышленники, при всей обоснованности ряда их интересных мыслей и выводов относительно обновления государственного строя в России, оказались неправы в вопросах федеративного устройства. сказанное особенно относится к началу ХХ века, когда проблемы преобразования России на федеративных началах приобрели особо актуальный характер.

существенный скачок в развитии российского федерализма произошел в ноябре 1917 года, когда огромная унитарная страна провозгласила себя федеративной. 2 (15) ноября 1917 года совет народных комиссаров РсФсР принял «декларацию прав народов России», подписанную В.и. Яениным и И.В. сталиным, где были изложены концептуальные права всех нерусских народов страны. В декларации подчеркивалось решительное и бесповоротное освобождение всех народов России, которые угнетались царским режимом. Революционный документ, подписанный руководителями советского государства, обещал нерусским народам «право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств» [1].

18 января 1918 года на III Всероссийском съезде советов была принята «декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой говорилось, что отныне Россия становится Российской советской Федеративной социалистической Республикой, основанной на добровольном союзе свободных наций [2].

28 января 1918 года федеративное устройство РсФсР было закреплено в конституции РсФсР

* Бураева К.Т. - аспирант Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова ([email protected]).

22

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

1918 года [3]. Для государственного устройства России этот факт трудно переоценить. С 1918 года начался новый этап федеративного строительства в нашей стране. А в 1922 году возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Следует подчеркнуть, что новое федеративное государство было основано на суверенитете своих субъектов и объединил в единый союз как унитарные государства, т. е. многие союзные республики (например, Украинскую ССР, Белорусскую ССР и др.), так и федеративное (РСФСР) государство. Объединение суверенных союзных советских и автономных республик в составе СССР стало возможным на базе ленинской национальной политики, которая отличалась добровольным характером единства народов в едином многонациональном государстве или, в более широком смысле, федеративном образовании [4]. В первые годы советской власти большевики проводили в жизнь «качественно новую национальную политику, которая отличалась подлинным равноправием, взаимовыгодным сотрудничеством во благо успешного развития и функционирования огромного федеративного государства» [4]. В отличие от других партий дореволюционной России, большевики прекрасно понимали, что «единственный путь объединения народов в едином многонациональном государстве - это подлинно демократическое решение национального вопроса, реализация права народов на свободное самоопределение» [5]. Главными принципами построения РСФСР и СССР были принцип добровольности субъектов, их политико-правовое равноправие, демократический централизм, готовность идти на помощь друг к другу. Важнейшим принципом построения советской федерации был национальный. Характер федеративных связей в советской федерации был обусловлен природой советской национальной государственности. Обращаю внимание и на то, что исторически возникло два вида федерации: федерация на базе автономии (РСФСР) и федерация как союз равноправных суверенных республик (РСФСР, СССР) [6]. Заметим и то, что К. Маркс и Ф. Энгельс были противниками федерации. Тем не менее они допускали, что в отдельных случаях, в силу конкретных исторических обстоятельств федерация может стать одним из средств разрешения национального вопроса, обеспечивая благоприятные взаимоотношения между различными народами. В условиях резкого обострения межнациональных отношений между Англией и Ирландией и непрекращающейся национально-освободительной борьбы ирландского народа против английского диктата в конце 60-х гг. XIX в. К. Маркс много раз подчеркивал необходимость упразднения унии между Англией и ирландией (была заключена в 1801 году) и заменой ее союзом на федеративных началах [7]. К. Маркс считал возможным и полное отделение Ирландии от Англии, если

«равный и свободный союз» окажется невозможным [12]. Необходимо отметить, что В.И. Ленин, И.В. Сталин и некоторые другие руководители большевистской партии до 1917 года не разделяли идеи федерализма для России. Правда, в отдельных исключительных случаях В.И. Ленин допускал федерацию, исходя из конкретно-исторических условий момента. Однако в целом и он, и И.В. Сталин до социалистической революции 1917 г. оставались в принципе противниками федеративного устройства государства. Отвергая федерацию в России в 1912-1914 гг., В.И. Ленин в тоже время оставался сторонником образования федеративного государства на Балканах [13]. Уже в период Октябрьской социалистической революции произошел пересмотр взглядов В.И. Ленина и некоторых других руководителей партии на создание в России федеративного государства. «Простое сравнение высказываний В.И. Ленина о федерации, - пишет В.С. Шевцов, - относящихся к рассматриваемым периодам истории, с полнейшей убедительностью доказывает, что если до 1917 года он в принципе отрицал ее целесообразность, то в период, непосредственно предшествовавший революции, и в особенности после нее, признал необходимость федерации. Важное значение имеет тот факт, что допустимость федеративного устройства России как государства многонационального признавалась не как исключение из общего правила, а в связи с переоценкой взглядов на роль и значение федерации в условиях социализма в принципе» [6, с. 67]. Пересмотр концептуальных взглядов В.И. Ленина и других руководителей партии и Советского государства на федерацию, надо полагать, означал дальнейшее развитие учения о федерации.

Изучая причины, заставившие пересмотреть взгляды на федерацию В.И. Ленина, других руководителей большевистской партии, следует, на мой взгляд, учитывать изменившиеся исторические условия, революционную обстановку, при которых острота национального движения, проблемы межнациональных отношений, проблемы сепаратизма внутри России обусловливали необходимость обращения серьезного внимания на «переходные формы, чтобы учесть, в зависимости от конкретно исторических особенностей каждого отдельного случая, переходом от чего к чему данная переходная форма является» [10]. необходимо подчеркнуть, что В.И. Ленин всегда ратовал за крупное централизованное государство, где бы не было ни великодержавных русских шовинистов, ни местных националистов. В.И. Ленин отстаивал демократические принципы, свободу и равноправие народов, которые бы в крупном централизованном государстве давали возможность рабочему классу наилучшим образом организоваться, сплотиться, развернуть революционную борьбу против буржуазии. Однако ко времени Октябрьской социалистической

бураева к.т истоки современного федерализма в россии

23

революции и Гражданской войны, когда произошел распад военно-бюрократического единства Российской империи, в период расцвета сепаратизма во многих национальных окраинах, разгула анархии и беспорядков, создание федерации в России стало насущной необходимостью, шагом вперед от разрозненности трудовых народных масс различных национальностей к их революционному объединению. замечу, что большевики подвергались другими партиями России беспощадной критике за то, что в программе по национальному вопросу они еще в 1903 году сформулировали пункт «О праве нации на самоопределение» и это, по мнению оппонентов, должно было привести, в случае победы большевиков, к распаду централизованного государства. Отвечая на эти упреки, В.И. Ленин подчеркивал: «нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций» [11]. Огромное значение для создания советской федерации, как подчеркивалось выше, имела новая национальная политика Советского государства. Нерусские народы России, в том числе и мусульманские, на конкретных примерах убеждались в принципиальной разнице между старой национальной политикой и советской. Кроме того, трудящиеся массы разных национальностей и разных вероисповеданий объективно потянулись к русскому народу, видя в нем весомый оплот интернационализма, а также прочные экономические, политические, культурные и духовные связи. Без учета этих обстоятельств трудно представить сложный путь, который определял объективную потребность в образовании Советского многонационального государства. Большевистская концепция самоопределения нации органично включает в себя государственность

- наиболее действенный гарант свободного национального существования. Строительство социалистической федерации, ее высшей формы

- СССР осуществлялось в соответствии с принципами большевистской национальной политики. Научная периодизация процесса становления федерации независимых советских республик

- СССР - определена в резолюции XII съезда РКП(б) по национальному вопросу. В резолюции содержится обстоятельная характеристика поэтапного развития форм сотрудничества суверенных советских республик со дня возникновения федеративных связей между ними и до создания Союза ССР. В резолюции XII съезда РКП(б) по национальному вопросу отмечается четыре этапа развития форм сотрудничества народов. Первый этап - начальный период социалистической революции, который характеризовался един-

ством революционных действий трудящихся всех национальностей; с победой социалистической революции трудящиеся массы впервые почувствовали себя самостоятельными национальными величинами; сотрудничество народов в этот период имело ряд проблем, которые не давали сформироваться в четкую форму. Второй этап - образование военно-политического союза в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда интересы самозащиты национальных республик оказались на первом плане. Третий этап - образование хозяйственного союза в послевоенный период, кода вопросы восстановления разрушенных войной заводов и фабрик, других производительных сил встали на повестку дня, и требовалось объединение материальных ресурсов для восстановления народного хозяйства и укрепления обороны. Четвертый этап - развитие форм сотрудничества, когда военно-политический и хозяйственный союзы были дополнены дипломатическим союзом [7, с. 74-75].

таким образом, были созданы необходимые условия для создания качественно новой федерации - Союза Советских Социалистических Республик, объединившего суверенные Советские Социалистические Республики. В первые годы своего существования Советская Россия оставалась короткое время унитарным государством, хотя включала в свой состав все нерусские территории и народы, входившие до 1917 года в состав Российской империи. Однако очень скоро Россия провозгласила себе федеративным государством уже в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанной В.И. Лениным и принятой III Всероссийским съездом Советов. Таким образом, в Декларации был сформулирован концептуальный принцип федеративного устройства Советского государства, что юридически означало равноправие всех народов, населяющих советскую страну. Выражая настроение и волю абсолютного большинства трудящихся масс различных национальностей к созданию свободного и добровольного объединения, в первую очередь, трудящихся классов - рабочих и крестьян, Декларация ограничивала свою задачу определением концептуальных основ федерации советских республик России, давая возможность народам каждой республики право принимать решение на своем полномочном съезде Советов. На этих съездах предполагалось выяснить, на каких основаниях трудящиеся массы советских республик должны были участвовать в федеральном правительстве и других федеральных государственных учреждениях.

обращаю внимание на естественную тягу друг к другу народов России, которые уже на протяжении столетий живут в едином государстве и всегда хотели (по крайней мере, абсолютное большинство из них) жить в федера-

ТОМ 15

№ 1 2 0 15

24

вопросы истории

тивном государстве, где бы учитывались не только государственно-языковые особенности, но и другие стороны культуры и быта больших и малочисленных наций. Национальная политика большевиков давала эти возможности, о которых многие нерусские народы Российской империи веками мечтали. Вступив на путь построения социалистического государства, народы сплотились вокруг РСФСР, которая явилась прообразом СССР. На протяжении первых лет советской власти накапливался опыт добровольного объединения различных народов, которые все свои усилия направили на строительство социалистического государства. Впервые принцип федерации был положен в Советском государстве в основу соглашений двух независимых суверенных республик - Российской и Украинской. В постсоветский период, с приобретением независимости и суверенитета Украина постепенно отходила от принципов интернационализма и братства, а в начале 2014 года здесь начались крупномасштабные боевые действия по уничтожению самопровозглашенных республик - донецкой народной и Луганской народной. данная межнациональная война1 может быть охарактеризована еще и как Гражданская война, так как в ней участвуют с обеих сторон русские и украинцы. Нынешние украинские руководители во главе с П. Порошенко и А. Яценюком пытаются даже переписать историю Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны. Не вдаваясь в подробности усилий руководителей современной Украины, отмечу только «историческое открытие» премьер-министра Арсения Яценюка, который, находясь в Германии 9 января 2015 года (прибыл туда с просьбой о финансовой поддержке), заявил о том, что во время Великой Отечественной войны Советский Союз вторгся на территорию Украины и Германии2. После такого заявления, на которое западные политики и государственные деятели, в целом средства массовой информации Европы никак не среагировали, остается только сожалеть и сочувствовать безграмотности премьер-министра Украины.

3 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров Советской России принял «манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской ради». В этом политико-правовом документе официально признавалась

независимость Украины и подтверждалась ее право «совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской республикой о федеративных и тому подобных взаимоотношениях между ними» [11, с. 143]. Замечу, что после приобретения независимости и суверенитета между Украиной и Россией, ставшими советскими республиками, установились федеративные отношения. Это были особые отношения, отличавшиеся не только славянским родством. Характерной особенностью взаимоотношений России и Украины в тот период было то, что ими впоследствии характеризовались федеративные отношения советского многонационального государства. Разумеется, не только такими отношениями ограничивались взаимные симпатии и взаимная тяга друг к другу народов России и Украины. Они имели право сознавать и другие формы государственно-правовых взаимоотношений как независимые советские республики, с учетом, разумеется, многих обстоятельств внутренней и внешней обстановки того сложного периода.

10 июля 1918 года I Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию в истории Российского государства - Конституцию РСФСР, где было законодательно закреплено образование РСФСР. Таким образом, подводя итоги начального периода сотрудничества советских народов, можно констатировать, что с созданием РСФСР и принятием Конституции завершается первый этап добровольного объединения народов, входивших в состав Советской России.

Трудно переоценить роль созданного в годы Гражданской войны в России военно-политического союза как формы сотрудничества народов (вторая половина 1918 г. - конец 1920 г.) [6, с.77] в деле строительства федеративного государства. Военно-политический союз независимых советских республик стал особым этапом в развитии и укреплении советской федерации. В декрете ВЦИК от 1 июня 1919 года «Об объединении Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» подчеркивались права и обязанности вышеперечисленных республик. декрет стал значительным событием федеративного строительства. В основу декрета была положена работа В.И. Ленина «Проект директивы ЦК о военном единстве» [12], где подчеркива-

1 Межнациональная война - масштабное социально-политическое явление, представляющее собой жесточайший акт разрешения территориальных, национальных, религиозных и других противоречий между народами (в том числе в одной федерации) вооруженными средствами. Межнациональная война порождается глубинными причинами, носящими как объективный, так и субъективный характер. Ее содержание соответствует национально-стратегическим целям, достигаемым насильственными (вооруженными) методами. Главным орудием ведения межнациональной войны являются (в масштабах одной страны) незаконные (то есть не предусмотренные конституцией государства) вооруженные формирования (боевики), способные вести активные боевые действия. Межнациональная война приводит к большим человеческим жертвам, утрате материальных и духовных ценностей, созданию «образа врага», разрушительно воздействует на общественно-политическую, демографическую, межнациональную обстановку не только в зоне боевых действий, но и за ее пределами (Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Издание второе. Владикавказ, 1998. С. 200).

2 Заявление Яценюка о вторжении СССР в Украину и Германию.

бураева к.т истоки современного федерализма в россии

25

лась необходимость тесного объединения народов республик во имя достижения сохранения и укрепления советской власти, обеспечения независимости республик, дальнейшего укрепления взаимопонимания и дружбы между народами. К этому следует добавить, что Украинская ССР в январе 1919 года обратилась к правительствам РСФСР, Белорусской ССР, а также Латвии, Литве и Эстонии с призывом заключить тесный «оборонительный союз». Этот призыв снова был подтвержден в обращении Центрального Исполнительного Комитета Украинской ССР, а 18 мая 1919 года «ЦИК УССР принял постановление об объединении военных сил Советских республик, поручив своему Президиуму обратиться в ЦИК всех Советских республик с предложением выработать конкретные формы организации единого фронта революционной борьбы» [6, с.77]. Следует отметить, что в постановлении Центрального Исполнительного Комитета Украинской ССР подчеркивалась необходимость более тесного объединения Вооруженных Сил всех Советских республик, более тесного союза народов, держаться ближе к РСФСР как к центру революционной и пролетарской солидарности. С аналогичными инициативами выступили и другие Советские республики: Латвия, Белоруссия, Литва. Руководители этих республик договорились о создании военного союза республик, а затем съезды Советов Украины, Латвии, Белоруссии, Литвы рассматривали его как этап в развитии своих федеративных связей с РСФСР» [6, с.78]. Федеративная система Советского государства сыграла выдающуюся роль в эпоху больших испытаний и серьезных проблем. Дружба и взаи-

мопонимание народов, федеративное устройство нашего Отечества стали в годы Великой Отечественной войны символами могущества, целенаправленности и стойкости. Благодаря федеративному устройству, советской национальной политике в послевоенный период народы Советского Союза в кратчайшие сроки преодолели последствия самой страшной войны, которая обрушилась на нашу Родину в июне 1941 года.

Краткие выводы. Советское государство олицетворяло качественно новые взаимоотношения между народами. Даже буржуазные критики признавали единство и братство советских народов. Они отмечали другие недостатки совместного проживания в рамках РСФСР и СССР, о которых в настоящей статье нет необходимости останавливаться. Неопровержимым историческим фактом остается сегодня и то, что народы бывшего Советского государства в кратчайший исторический срок объединились и создали мощную экономику благодаря индустриализации и коллективизации, с которыми руководящая Коммунистическая партия успешно справилась к началу Великой Отечественной войны. Разумеется, социалистическая модернизация промышленности и сельского хозяйства нашей страны не обошлась без серьезных ошибок, просчетов и перегибов. Они имели место, и вряд ли есть необходимость их сегодня отрицать. Однако фактом остается и то, что советская национальная политика, федеративное устройство нашего Отечества, несмотря на допущенные ошибки и перегибы, сыграли выдающуюся роль в гигантском скачке СССР по пути прогресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Издание третье. - Владикавказ. 2000. С. 188.

2. Антология мировой политической мысли. Т. V. С. 221234. Постановление Х Всероссийского съезда Советов об образовании СССР. 30 декабря 1922 года // Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. - М., 1939. С. 156255.

3. Конституция РСФСР 1918 года. hist.msu.ru

4. Дзидзоев В.Д., Хадиков А.К. Этапы национально-государственного строительства в Осетии и проблемы современной этнополитики (исторический и политико-правовой анализ). - Владикавказ, 2014. С. 382.

5. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. С. 202.

6. Шевцов В.С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М., 1978. С. 65.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Второе издание. - М.: ИПЛ. 1975-1981 гг Т. 31, С. 318; Т. 32, С. 531.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Второе издание. - М.: ИПЛ. 1975-1981 гг. Т. 22, С. 238.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. - М., 1958-66. Т. 22. С. 142, 151-152, 155.

10. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. - М., 1958-66. Т. 33. С. 72.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. - М., 1958-66. Т. 35. С. 115.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. - М., 1958-66. Т. 38, С. 400-401.

THE SOURCES OF CONTEMPORARY FEDERALISM IN RUSSIA

K.T. Buraeva

Postgraduate of NOSU, VladiKavcaz ([email protected])

Abstract. The article deals the conception of reorganization of the Russian Empire on the basis of federative beginnings and the contribution of Russian thinkers who defended the need of federative Russia. Concrete facts that permitted to pass from unitary to federative building of Russia are given in the article.

Keywords: Moscow, North Caucasus, the Chechen Republic, federalism, international relations, national policy, federative structure, federal centre, unitary state, separatism, integration, history, politology, sociology, jurisprudence, analysis, conception, Swiss Conference, teaching, federative doctrine.

ТОМ 15

№ 1 2 0 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.