Н.Д. Пивоваров*
Источники древнекитайского права
Аннотация. Китай является страной, обладающей древней историей и богатым культурным наследием. По сути, Китай можно назвать «Римской империей Азии». Культуры многих азиатских народов сформировались во многом благодаря китайской культуре. Долгое время эта страна выступала объектом изучения и интересов европейских государств, но до настоящего времени тема ее правовой культуры остается малоизученной. Примечательность правовой культуры Китая заключается в том, что в отличие от европейских правовых культур она развивалась самостоятельно, и поэтому является полностью самобытной. В данной статье, используя исторический, аналитический и дедуктивный методы, мы вкратце рассмотрим историю становления китайского права с древних времен до начала XX в. Также отметим, что данная статья посвящена китайскому праву только времен имперского периода. Ключевые слова: Китай, династия Тан, династия Мин, династия Цин, история права.
Китайское право как юридический феномен возникло в Китае с появлением государственности. По сведениям, собранным сэром Чалонером Алабастером1, первое указание на существование закона в Китае относится к 2852 г. до н.э. Оно находится в положениях о браке, издание которых приписывают легендарному основателю китайской нации, первому императору Фу Си, одному из пяти легендарных китайских императоров.
По преданию, изложенному Н.Я. Бичури-ным2 в труде «Китай в гражданском и нравственном уложении»3, писанные уголовные законы впервые появились в Китае в 2282 г. до н.э. в 76-е лето царствования государя Яо4. По данному уложению за важные преступления предусмотрены такие наказания, как клеймение лица, резание носа, отсечение ног, оскопление и смерть. За важные преступления, заслуживающие по каким-либо обстоятельствам снисхождения, назначалась ссылка. За легкие преступления определялось наказание плетью в суде, в учебных заведениях —
1 Заметки и комментарии на китайское уголовное право / сост. Е. Алабастером по материалам, собранным сэром Ча-лонер Алабастером, быв. ген. консулом в Китае. Владивосток: Паров. типо-литогр. газ. «Дальний Восток», 1903. С. 1.
2 Начальник русской духовной миссии в Пекине, архимандрит Православной российской церкви, дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии.
3 Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном уложении. М.: Восточный Дом, 2002. С. 135-136.
4 Четвертый из «Пяти Древних Императоров», сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо. Перечень пяти императоров может варьироваться в зависимости от источника. Согласно версии Сыма Цяня, это: Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь
палкой. Маловажные преступления, заслуживающие снисхождения, наказывались легче, а иногда даже прощались. Однако если преступления умышленно повторялись, они не заслуживали снисхождения.
По сведениям профессора Е.И. Кычанова5, в период «Весны и осени» (722—481 гг. до н.э.)6 законы записывались на бронзовых треножных сосудах.
В период Сражающих царств7 (403—221 гг. до н.э.) Ли 1уй из государства Вей составил первый свод законов из шести глав, носивший название «Фа цзин», что в переводе с китайского языка означает «Канон законов». Хотя этот свод законов не обнаружен до настоящего времени, по традиции он считается предком всех последующих китайских кодексов.
Из законодательства династии Цинь (246— 207 гг. до н.э.) до нашего времени дошли законодательные акты и административные постанов-ления8, записанные на бамбуковых пластинках. Считается, что данными актами пользовался в своей судебной практике некий Си (262—217 гг. до н.э.), чиновник империи Цинь.
При анализе древнекитайского законодательства необходимо остановится на двух философ-ско-политических школах древнего Китая: конфуцианской школе и школе легистов. Эти школы
5 См.: Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.: Наука, 1986. С. 62.
6 Период «Весны и осени» (также период Чуньцю, кит. упр. пиньинь: СЬйпдш 8Ь1^1, палл.: Чуньцю Шидай) — период китайской истории с 722 до н.э. по 481 до н.э., соответствующий летописи Чуньцю, составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточное Чжоу.
7 Чжань го.
8 Данные законодательные акты были обнаружены в 1975 г.
в местечке Шуйхуди, уезда Юньмэн, провинции Хубэй.
*
© Пивоваров Н.Д., 2015
Пивоваров Николай Данилович — главный специалист отдела судебно-претензионной работы Управления правового обеспечения Администрации городского округа Химки Московской обл. [os_box@mail.ru]
129346, Россия, г. Москва, Анадырский пр-д, д. 41, кв. 60.
оказали большое влияние на формирование китайской модели права.
Во времена Конфуция (551—479 гг. до н.э.) в отдельных царствах впервые стали появляться законы. Это встретило критику со стороны Конфуция.
В «Цзочжуани» сохранились следующие высказывания Конфуция по поводу кодекса законов, отлитых на треножниках в царстве Цзинь в 513 г. до н.э.: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд9, и он исправится»10.
Во взглядах Конфуция правила ли11 должны были выполнять функции законов. Конфуций спешил заменить обычное право, на котором держалась жизнь общин, и нарождающееся законодательство на реконструируемые им нормы поведения ли.
Во времена Конфуция, когда большинство населения входило в общины с их органами самоуправления, сила личного примера продолжала играть немалую роль. Взоры людей были обращены прежде всего на руководителей общины, глав больших семей. Поскольку им приходилось вершить суд в общинах, то они были сами обязаны следить за соблюдением норм обычного права, и не только наблюдать, но являть собой образец их выполнения. В каждой общине или патронимии нормы обычного права были обязательны для всех. Конфуций заимствовал эту идею всеобщности и всеобязательности норм поведения, вывел ее за рамки небольшого коллектива и распространил уже в пределах всего
9 Чувство стыда у китайцев появляется в результате «потери лица». Наипервейшая характеристика психологии китайцев — это осознание «лица», то есть чувство собственного достоинства и достоинства других. «Лицо» — это то глубоко личное, что идентифицирует душу. «Лицо» уникально, и поэтому в любой ситуации взаимоотношений в социуме нужно «сохранить лицо», а «потеря лица» равносильна гражданской смерти: ведь с этим лицом придется жить дальше в окружении своего клана, друзей и врагов. Отсюда и рождается чувство стыда. См.: Девятов А.П. Практическое китаеведение. М.: Восточная книга, 2007. С. 124.
10 Придавая огромное значение ритуалу как важному средству управления Конфуций одновременно отрицательно относился к введению наказаний на основе законов.
11 Значение ли достаточно объемно: оно включает в себя: жэнь — человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам и сородичам; сяо — сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчинение им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций также выделяет уступчивость (жан) в качестве отдельного элемента. Со временем бюрократия трансформирует понятия уступчивости в вежливость и сделает его неотъемлемой частью правил. Сущность ли (правил) вырабатывалась Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах по отношению ко всему, например, к взаимоотношениям между людьми и даже к отношению к порученным делам.
государства. Он наделил ли идеей всеобщности и обязал всех, включая и правителя, соблюдать весь комплекс норм, связанных с ли.
«Если верхи любят ли, то в народе не сыщется ни одного, кто бы решился не проявить почтительности; если верхи любят справедливость, то в народе не сыщется ни одного, кто бы решился не подчиниться; если верхи любят честность, то в народе не сыщется ни одного, кто решился бы не быть искренним»12.
Управлять народом надлежит лишь на основании ли: «Учитель сказал: "Если верхи любят ли,
11 13
то использовать народ легко »13.
Разумеется, для всех возможных ситуаций и положений нельзя использовать одно и то же ли — должен быть некий высший принцип, критерий для определения ли. Таким критерием и выступает ли «долг — справедливость». Конфуций никогда не давал точного определения ли, но неоднократно использовал этот термин: «Совершенный муж не восстанет против общества и не следует ему, он действует в соответствии с ли»; «Достижение богатства и почестей путем нарушения ли — столь же далеко от меня, как облака в небе»; «Совершенный муж восприимчив к ли, ничтожные же люди восприимчивы только к выгоде»14.
По этим отрывкам можно понять, что ли — это принцип должного, или моральный императив. Из вышесказанного мы видим, что Конфуций был проповедником гуманного подхода к управлению государством. Он не уделял большого внимания законам, за нравственную основу он принимал добродетель, а в качестве инструмента, отчасти выполняющего функции закона, он использовал правила поведения ли.
Идеи школы легистов были противоположны идеям конфуцианства.
Основателем легистской школы является Шан Ян15. Полемизируя с конфуцианцами, он критиковал образ гуманного правителя как нечто нереальное. По его мнению, гуманный правитель не в состоянии управлять государством и не способен навести порядок в собственной стране. Одним из качеств гуманного правителя должно быть человеколюбие. Шан Ян сказал об этом следующее: «Человеколюбивый может быть человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить людей быть человеколюбивыми; справедливый может
12 Конфуций. Луньюй (Изречения) / пер. с кит. М.: Терра, 2009. С. 78.
13 Там же. С. 65.
14 Там же. С. 85.
15 Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) — государственный деятель Древнего Китая, живший в циньскую эпоху, один из
основоположников философской школы фацзя, то есть.
«законников» (легистов, от лат. lex — закон), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
любить других людей, но он не может заставить людей любить друг друга. Отсюда становиться ясным, что одного человеколюбия и справедливости еще недостаточно для того, чтобы добиться хорошего управления в Поднебесной»16. Хорошее правление, по мнению Шан Яна, возможно лишь там, где правитель опирается на единые, обязательные для всех законы.
В отличие от Конфуция, главным методом управления государством Шан Ян считает закон:
♦ Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием, властью. Закон — это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники.
♦ [Метод, при помощи которого] умный правитель управляет Поднебесной, заключается в следующем: надлежит во всех делах следовать закону, а награждать согласно личным заслугам... Однако ныне правители поступают по-иному. Они не следуют закону, полагаясь лишь на собственное мнение; они не обращают никакого внимания на людей, имеющих заслуги, и выдвигают людей, пользующихся [незаслуженной] славой. Эффективность законов зависит от степени
доступности их народу. Шан Ян говорил: «Не следует создавать законы, доступные лишь умным, ибо не все люди умны; не следует создавать законы, доступные лишь мудрым, ибо не все люди мудры. А потому совершенномудрые, создавая законы, непременно должны их делать ясными и доступными восприятию, с точными определениями, доступными как умным, так и глупым. Надлежит учредить высших и низших чиновников-законников, дабы наставляли они Поднебесную и уберегали десять тысяч человек от опасных заблуждений. Поэтому, когда Поднебесной правит совершенномудрый, никого не казнят, но не потому, что отсутствует (статья) о смертной казни, а потому что существующие законы и предписания ясны и доступны пониманию. Надзор за осуществлением (законов) должны вести высшие и низшие чиновники-законники, они руководят (народом) и разъясняют ему (суть законов)»17.
Шан Ян возлагал большие надежды на законодательную систему. Введение единых, обязательных для всех государственных законов должно было лишить аристократию ее привилегированного положения. Шан Ян, разрабатывая свою концепцию закона, стремится наделить правителя неограниченной властью. Правитель в его учении является творцом законов, он не обязан обсуждать свои идеи и планы с чиновниками и представителями аристократии. Это и является доказательством того, что Шан Ян был сторонни-
ком абсолютной монархии, в отличие от конфуцианцев, допускавших критику и даже смещение царя в случае нарушения им норм морали. Шан Ян не допускает мысли о каком-либо наказании для правителя, нарушившего закон. Максимум, на что способен Шан Ян, — это призывать правителя соблюдать свои же законы: «умный правитель относиться бережно к законам и установлениям. Он не внимает рассуждениям, противоречащим закону; он сам не совершает поступков, противоречащих закону. Он должен внимать рассуждениям, соответствующим закону; он должен увязывать свои поступки с законом»18.
Поскольку правитель является творцом законов, а действия правителя не подлежат обсуждению, то исключается всякая критика законов.
При создании своей концепции законов Шан Ян предполагал многие трудности, с которыми ему придется столкнуться. Введение новой системы законов способствовало установлению нового типа связи между государством и обществом: правитель — общинник. При помощи государственного аппарата правитель устанавливал контакт с общинниками19. Данный тип связи ущемлял не только права аристократии, но и органов общинного самоуправления. Шан Ян понимал, что жизнеспособность законов зависит от того, как их воспримут на местах. Поэтому он неоднократно напутствовал правителя советами о том, чтобы он учитывал обычаи и устои народа: «Если совершенномудрый, управляя государством, устанавливает законы, исходя из обычаев народа, то он добивается порядка в царстве; при обследовании дел государства он уделяет внимание основному, и тогда все идет, как полагается. Когда же [законы] устанавливаются без учета обычаев, а при обследовании дел государства не уделяется внимания основному, то хотя законы и будут установлены, люди перестанут подчиняться, возникнет много трудностей и не удастся ничего достигнуть».
Также Шан Ян вероятно считал необходимым сохранить за общиной ряд ее традиционных прав и привилегий. Об этом свидетельствуют следующие рекомендации правителю: «Если порядок в государстве покоится на суждениях семьи, [оно] достигнет владычества (в Поднебесной)»20.
Следующее высказывание конкретизирует мнение о представителях органов местного самоуправления: «поэтому (государство), где дела решаются на основании суждения (каждой) десяти общин, — слабое; государство, где дела решаются на основании суждения (каждой) пяти общин, — могущественное».
16 Шан Ян. Книга правителя области Шан / пер. с кит. М.: Ладомир, 1993. С. 62.
17 Шан Ян. Указ. соч. С. 32.
18 Шан Ян. Указ соч. С. 52.
19 Как отмечалась ранее, социальная структура Китая того времени состояла из социальных групп «общин», семей.
20 Шан Ян. Указ соч. С. 58.
Также Шан Ян упомянул о способах защиты прав индивида от государственного произвола на местах: «Если (кто-либо из государственных должностных лиц) в своих отношениях с народом не будет следовать закону, то люди могут обратиться к высшему чиновнику-законнику, и тот обязан объяснить им, какое наказание ожидает (чиновника), нарушившего закон. Эти люди должны ознакомить провинившегося с мнением высшего чиновника-законника»21. По-видимому, это право распространилось лишь на лояльных жителей царства.
Шан Ян первым советует правителю узаконить частную собственность, тем самым учитывая интересы богатых общинников: «Когда сто человек гонятся за одним зайцем, они делают это отнюдь не из желания разделить его на сто частей, а лишь потому, что (никто) не установил своих прав (на этого) зайца (и наоборот); если даже весь рынок будет наводнен продавцами зайцев, то и тогда вор не посмеет украсть зайца, ибо право (собственности) на него уже установлено».
Данное обращение Шан Яна нашло свое воплощение в циньском законодательстве.
Китайская аристократия времен Шан Яна была политически могущественна, базируясь на институте наследования административных должностей и рангов знатности. Таким образом, аристократия была фактически независима от правителя. Она не только не выполняла своей функции проводника по отношению к высшей власти в структуре того общества, но и противодействовала ей.
Поэтому Шан Ян предлагал правителю лишить аристократию ее традиционных прав и ввести новую систему — систему назначения на должность и присвоение рангов знатности. Он считал, что с внедрением данной системы правитель сосредоточит в своих руках всю полноту политической власти и поднимется над аристократическим сословием.
Разработанные им законодательство, метод наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки — все это было направлено на абсолютизацию царской власти и максимально возможного на тот момент административно-социального контроля над деятельностью семьи, общины и других подвластных форм социальной организации людей (армия, рынки и т.п.).
Основными и наиболее привилегированными сословиями в обществе были объявлены земледельцы и воины. Также Шан Ян уделял большое внимание служащему сословию, пытаясь создать новый тип чиновников, обязанных своим благополучием государству и, следовательно, заинтересованных в упрочнении новой системы управления. Одним из самых действенных
21 Шан Ян. Указ соч. С. 43.
средств была отмена сословных ограничений при выдвижении на должность, что, в свою очередь, позволило создать условия для постоянного обновления бюрократического аппарата. Выступая против сословного ограничения и разработав новую систему рангов знатности, он создавал новый привилегированный слой, новую аристократию вместо той, которая в самом начале появления государственности в Китае также получала свои титулы за собственные заслуги перед государством.
Своими призывами к борьбе со злоупотреблением чиновников и введению строго надзора за действиями администрации Шан Ян пытался ограничить произвол всех чиновников независимо от должности и занимаемого поста.
Шан Ян воплотил свою теорию в жизнь в 356—350 гг. до н.э. путем проведения целого комплекса реформ. Об этом свидетельствуют Ши цзи (исторические записки) придворного историка династии Хань Сыма Цяня.
В 356 г. до н.э. Шан Ян провел следующие преобразования:
Приказал народу разделиться на [группы] по пять и десять [семей], установил [систему] взаимного наблюдения ответственности [за преступления]. Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен напополам; тот, кто донесет о преступнике, будет награжден так же, как [воин], отрубивший голову врага; скрывших преступника наказывать так же, как и [воина], сдавшегося врагу.
Те из народа, кто, имея [в семье] двух и более мужчин, не разделили [с ними хозяйства], платят двойной налог.
Имеющий воинские заслуги, получает от правителя ранг знатности в соответствии с [установленным] порядком. Тот, кто сражается [с другими] из-за личных интересов, подвергается суровым или легким наказаниям, в зависимости от тяжести преступления.
Большие и малые — те, кто, усиленно трудясь [на ниве] основного занятия, пашут, ткут, производят много зерна и шелка, освобождаются от несения трудовых повинностей. Извлекающие выгоду из второстепенных занятий (торговля и ремесло), а также бедные из-за [собственной] лени должны быть превращены в рабов.
[Члены] знатных домов, не имеющие воинских заслуг, рассматриваются как не имеющие права быть внесенными в списки знати. Для [обладателя] каждого [ранга] устанавливается четкое деление в [размере] частных полей, [количестве] домов, слуг, служанок и в [виде] одежды. Имеющим заслуги — оказывать почести, не имеющим оных — не разрешать роскоши даже при богатстве.
Также с осуществлением замыслов Шан Яна во внешней политике царство Цинь вступало в полосу непрерывных войн, начинало побеждать армии своих соседей, превращаясь в одно из самых могущественных китайских государств.
Свое практическое применение теория Шан Яна получила благодаря деятельность основателя династии Цинь и первого императора Китая Ин Чженя (Цинь Шихуана), который был сторонником философии Шан Яна.
Цинь Шихуан, мудрый и опытный политик, после захвата шести царств в целях успокоения конфуцианцев, наряду с почитанием легистских положений, провозгласил себя миротворцем, почитателем конфуцианской гуманности (жэнь) и сыновней почтительности (сяо). Однако на практике он оставался верен легизму. В дальнейшем легизм стал официальной идеологией циньской империи.
Следуя учению Шан Яна, Цинь Шихуан разделил страну на округа и уезды, назначив их управителями преданных ему людей. Должности и ранги в империи не передавались по наследству. Роль чиновников сводилась к беспрекословному и точному выполнению приказов правителя; император стал обладателем всей политической власти.
Цинь Шихуан стремился использовать метод поощрения Шан Яна для тех, кто служил ему верой и правдой. На должность вышестоящих чиновников назначались, как правило, жители царства Цинь. Поэтому многие из наиболее успешных чиновников смогли быстро продвинуться по службе. Цинь Шихуаном была разработана система наказаний, состоящая из двенадцати видов смертной казни. Одним из двенадцати видов смертной казни является уничтожение трех родственных патронимий: отца, матери, жены. Данный вид основан на системе круговой поруки, при его исполнении уничтожалось более тысячи человек22.
Следуя заветам Шан Яна, Цинь Шихуан всячески поощрял занятия сельским хозяйством. Тысячи безземельных и малоземельных обедневших общинников были переселены на захваченные территории на льготных условиях, в виде освобождения от трудовой повинности и награждены рангами знатности. В государстве Цинь земледелие, в отличие от торговли, считалось основным занятием.
Политика Цинь Шихуана вызвала протест со стороны конфуциански настроенной знати. Ссылаясь на примеры из древней истории, они начали предрекать скорую гибель династии. В этих условиях Цинь Шихуан принял решение об уничтожении «конфуцианской литературы». Большая группа конфуцианских ученых численностью 460 человек была заживо закопана в
землю, а остальные сосланы за границу. Также репрессиям подверглись музыканты, множество музыкальных инструментов было потоплено в бурлящих водах реки Хуанхэ. Непосредственно поводом к такой расправе послужила антиправительственная деятельность конфуцианцев.
В начале следующей династии Хань в праве еще царила легистская концепция, но благодаря Дун Чжун-шу (179—104 гг. до н.э.) китайское право постепенно стало «конфуцианизироваться». Именно его концепция параллельности воспитания и наказания подразумевала под понятием ли — средство проявления и развития хорошего, а под фа — средство пресечения и устранения плохого, соединив тем самым в правотворчестве принципы легист-ской и конфуцианской школ.
Законы династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) существовали в виде кодификаций. Хотя кодексы этой династии не сохранились до наших дней, но уже сунский ученый Ван Инлинь сделал попытку их реконструкции по различным материалам, дошедшим до его эпохи.
Уже при династии Хань сложилась система китайских уголовных законов люй, которые являлись ядром китайских законов, а также система вспомогательных статутов лин, которые дополняли законы люй. Законы люй — это наследие предшествующих китайских императоров, а статуты лин — это те дополнения, которые были составлены и введены последующими императорами. При династии Хань между лин и люй не было существенного различия. Однако в дальнейшем оно появилось. Своды законов люй включали в себя только уголовные законы, а своды статутов лин перестали быть собранием императорских указов и утвердились в качестве «независимого» кодекса, включавшего в себя все неуголовные, административные законы. Такое различие между люй и лин сохранилось вплоть до кодекса династии Мин («Мин Люй») и минских статутов («Мин Лин»).
При шести династиях (375—583 гг.)23, династиях Суй (589—619 гг.) и Тан (618—907 гг.) кодексы люй24 и статуты лин25 составлялись параллельно. Каждая династия имела свой кодекс и свои
22 Данный вид казни был особо ужасен для китайцев в связи с тем, что уничтожался фактически весь род, а это означало, что по умершему никто не сможет соблюсти погребальный ритуал (чтение молитв, ритуальные возжигания и жертвы и т.п.), который, по преданиям китайцев, был необходим для души умершего в загробном мире.
23 Шесть династий Ьш СЬао, 220-589 гг.) — понятие китайской историографии, характеризующее период между падением династии Хань и основанием династии Суй. Наряду с периодом Воюющих царств (ок. 465-221 до н.э.) представляет собой эпоху, когда Китайская империя находилась в состоянии раздробленности. Поскольку это состояние традиционно описывалось как кризисное, последующие историки видели свою задачу в отслеживании конкурирующих династийных линий — для правильного наименования периодов при летоисчислении, соблюдения ритуалов и вынесения моральных суждений о становлении и гибели царств, претендовавших на держание «небесного мандата».
24 Понятие «люй» относится непосредственно к законам уголовного права.
25 Понятие «лин» относится к законам гражданского и административного права.
статуты, а при династии Суй и в первый период правления Тан и кодекс и статуты подвергались пересмотру каждое царствование (чао). Последний император династии Суй Ян Гуан отличался жестокостью, которая нашла отражение и в законах династии, вызывавших всеобщее возмущение. После свержения Ян Гуана его племянником Ли Юаньем (храмовое имя Гао-цзу) наступило время новой династии Тан.
Первым дошедшим до нашего времени полным кодексом является кодекс династии Тан — «Тан люй шу и», составленный под руководством императора Тай-цзуна (627—629 гг.). Кодекс династии Тан во многом следовал кодексу династии Суй, а непосредственными их предшественниками были кодекс и статуты династии Северная Ци (549—579 гг.), именовавшиеся «Хэ-цин люй лин» («Уголовные законы и статуты годов царствования Хэ-цин, 562—565»), в свою очередь, восходившие к законам династии Северная Вэй (386—535 гг.).
Следующим кодексом стал кодекс династии Сун (960—1270 гг.) — «Сун син тун» («Собрание уголовных законов династии Сун»), который является результатом переработки специальной комиссией кодекса династии Хоу Чжоу (951—960) — «Да Чжоу син тун». Этот кодекс был завершен в 963 г. и первоначально назывался «Чжун сян дин син тун» («Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов»). Кодекс Сун почти полностью копирует кодекс династии Тан. В нем было лишь слегка изменено расположение материалов и заменены иероглифы, ставшие неприемлемыми для правящей сунской династии Чжао.
Также до нашего времени дошли кодексы последних китайских династий Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644—1912 гг.), история возникновения которых подробно рассмотрена далее.
Правовые проблемы привлекли внимание основателя минской династии Чжу Юаньчжана задолго до его вступления на императорский престол. Первая датированная запись на эту тему относиться к 1364 г., когда Чжу Юаньчжан провел со своими сановниками специальное совещание для обсуждения проблем, связанных с разработкой нового законодательства.
В разгар подготовки к провозглашению империи Чжу Юаньчжан назначил комиссию из 20 человек во главе с первым канцлером Ли Шань-чаном для создания законов (люй) и декретов (лин).
В своей работе комиссия должна была руководствоваться следующим напутствием Чжу Юаньчжан: «В законах ценится простота и соответствие. Необходимо сделать так, чтобы язык был точным, основные положения ясными, и каждый человек легко понимал их. Если статей слишком много или одно дело можно толковать так и сяк, то возникает возможность облегчать и утяжелять наказания. В результате безнравственные и корыстолюбивые чиновники могут плести
интриги и совершать злоупотребления, поэтому такие законы годны для тех, кто жесток и бесчеловечен, и, наоборот, губительны для честных и добропорядочных людей. Это нехорошие законы. Нужно стремиться добиваться максимальной точности, чтобы таким образом устранить многочисленные злоупотребления.
Если сеть частая, то в воде нет крупной рыбы; если законы суровые, то в государстве нет безупречных людей. Вы должны вложить всю душу в составление и рассмотрение законов. Все статьи о мерах наказания ежедневно представляйте мне. Я в личных беседах с вами обсужу их, надеюсь, что таким образом мы создадим вечные законы».
Комиссия завершила свою работу в рекордно короткий срок: уже 23 декабря 1367 г. ею была представлена «книга» (шу), насчитывавшая 285 законов и 145 декретов. Таким образом, к моменту провозглашения империи, по существу, было составлено два кодекса. Один целиком принадлежал к области уголовного права, другой тематически был значительно шире: включенные в него общеобязательные предписания формировали основополагающие начала общественного и государственного порядка.
Кодекс, созданный комиссией Ли Шань-чана, оказался недолговечным: 6 января 1374 г. глава Ведомства наказаний Лю Вэй-цянь и другие лица получили повеления составить новые законы.
Работа комиссии Лю Вэй-цяня протекала при постоянном внимании к ней императора. Каждый составленный раздел переписывался набело и представлялся ему на рассмотрение. Рукопись расклеивалась на стенах двух крытых галерей дворца, очевидно, для ознакомления и обсуждения ее высшими сановниками.
Комиссия завершила составление своего труда 12 апреля 1374 г. Она включила в него: 288 «старых законов» (в это число вошли 285 статей прежнего кодекса и 3 статьи, созданные за годы существования империи); 36 статей, являвшихся результатом переработки декретов; 123 статьи, «отобранные из танских законов для восполнения пробелов»; 31 статью, представлявшую собой «законы, составленные в связи с каким-нибудь делом» (возможно, в основу их были положены судебные решения (прецеденты), вынесенные по различным случаям); 128 статей «дополнительных законов» (сюй люй).
Эти 606 статей по примеру танского законодательства были разбиты на 30 глав и одновременно тематически сгруппированы в 12 разделов: «Охрана запретных мест», «Должностные обязанности чиновников», «Домохозяйства и бракосочетания», «Конюшни и зернохранилища», «Самовольные действия администрации», «Разбой и воровство», «Драки и тяжбы», «Мошенничество и подделки», «Разнородные законы», «Аресты
и побеги», «Вынесение приговоров и тюрьмы», «Меры наказания и принципы применения законов». Приведенные наименования полностью совпадали с танским кодексом.
Император Чжу Юаньчжан распорядился обнародовать и ввести в действие новый законодательный сборник. Он получил наименование Да Мин люй («Законы Великой династии Мин»).
Согласно источникам, некоторая законодательная деятельность продолжалась и в последующие годы: производился пересмотр отдельных статей и создавались новые законы. В 8-м месяце 22-го г. (19 сентября 1389 г.) правления под девизом Хун-у эта работа завершилась кардинальной ревизией последнего варианта кодекса. В новом варианте осталось всего 460 статей. Они были сгруппированы в 7 разделов, и подразделены на 30 глав.
Источники не сообщают, какое наименование получил этот сборник. По приказу Чжу Юаньчжана новый кодекс сразу же был опубликован и введен в действие26.
Также стоит упомянуть о книге, которая наложила отпечаток на его окончательный облик.
Борьба императора Чжу Юаньчжана за оздоровление государственного аппарата, традиционно склонного к казнокрадству, мздоимству, волоките и другим злоупотреблениям, а также стремление сгладить остроту социальных противоречий привели к появлению двух сборников императорских посланий, адресованных всем подданным империи, и прежде всего служащим административных органов.
Один из таких сборников состоит из трех частей. Первая была подготовлена к печати в ноябре 1385 г. И вышла под названием Юй чжи да гао («Высочайше составленные великие рескрипты»). Работа над второй — Юй чжи да гао сюй бянь («Продолжение Высочайше составленных великих рескриптов») и третьей — Юй чжи да гао сань бянь («Третья часть Высочайше составленных великих рескриптов») соответственно была закончена в апреле 1386 г. и январе 1387 г.
Все рескрипты, помещенные в Да гао, пронумерованы и имеют собственные заголовки, напоминая таким оформлением статьи законодательного кодекса династии Мин. Всего в указанном сборнике насчитывается 204 статьи.
Основное содержание рескриптов — обличение злоупотреблений и неблаговидных действий различных властей и нечиновных лиц, часто сопровождающееся и вынесением суровых наказаний виновным, нередко не предусмотренных кодексом.
В период правления Чжу Юаньчжан Да гао превратились в источник прецедентного права.
26 До настоящего времени дошла даже корейская копия этой версии минских законов, опубликованная в XIV в.
Во времена Чжу Юаньчжан наряду с законами стал применяться еще один вид правовых установлений — так называемый ли. В отличие от первых, рассчитанных на длительный срок, последние издавались в качестве временной меры, призванной дополнять и корректировать основные законы.
29 мая 1397 г. была составлена новая версия, которую источники именуют Дай Мин люй гао («Законы Великой Династии Мин с добавлениями из великих рескриптов»), ибо по повелению Чжу Юаньчжана в законы были внесены важнейшие положения из Да гао.
Таким образом, в результате тридцатилетней работы был создан окончательный вариант минского кодекса. Китайские историки права дают ему чрезвычайно высокую оценку, определяя его как высшую ступень в развитии китайского законодательства дореспубликанского периода.
В период правления династии Цин, он имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой — к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. Например, в нем были перечислены должности чиновников в каждом из 1293 уездов империи.
При династии Цин тексты свода законов не составлялись каждой династией заново, изменения вносились в законы предшествовавших им династий. В 1644 г. цинский двор поручил особой комиссии рассмотреть минский свод законов Да-мии люй с целью внесения в него изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений ли. По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать; впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять-десять лет. Этот второй свод законов назывался Дацин люйли («Основные законы и постановления Великой династии Цин»). Он ставил маньчжурских завоевателей в привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания другим — более легким или менее унизительным.
Наряду с государственным законодательством, нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими
общинами, купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу неодинаковости условий жизни в различных районах обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Оценивая значение последнего в системе социального регулирования традиционного Китая, следует иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал хозяйственно-ато-мизированное общество с господством натурального хозяйства и мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай, традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка, были сферой уголовного законодательства.
Кодекс династии Цин образует собрание законов Да-цинь люй ли. Причем люй, в значительной мере опирающийся на систему «Юнь-лэ», представляет собой основной, первоначальный кодекс во времена, когда цинская династия твердо упрочнила свою власть; что же касается ли — то это последующие постановления, издающиеся время от времени.
Кодекс описывает не династическое, а национальное установление. Глава государства при каждом новом нормативном акте, являющемся продолжением ли, должен не следовать личному воззрению, а руководствоваться всеми известными общими принципами, распространенными по всей стране. О данных принципах рассказывается ниже.
Дацин люй ли предусматривал около 3000 преступлений, многие из них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной ссылкой, ударами большой и малой палками. По остальным преступлениям предусматривалась либо ссылка в дальние гарнизоны, либо обращение в рабство. Все виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение.
Вместе с тем допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни, а также наем других лиц для отбывания наказания (в случае, например, битья палками).
Некоторые преступления влекли за собой наказание не только виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко применялись пытки.
Как и многие другие своды законов средневековья, Дацин люй ли описывал преступления преимущественно в форме казусов. Причем чем
опаснее были те или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и различных подзаконных актах. Например, Дацин люй ли устанавливал ответственность за совершение десятков видов убийств, которые, в свою очередь, детализировались на более конкретные составы в зависимости не только от формы вины, количества преступников и т.д., но и от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т.п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда или бабки, отчима или мачехи; менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата; наконец, при определенных условиях, совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.
Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований, делало невозможной систематизацию общественно опасных деяний. В результате этого Дацин люй ли и представал в виде собраний огромного числа казусов.
Буквально накануне революции 1911 г. была проделана большая работа по совершенствованию Дацин люй ли, приведению его норм в соответствие с реалиями китайского общества. Из Кодекса было исключено большое количество устаревших положений, такие, например, как уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. К Дацин люй ли как к своду законов обращались суды и после падения империи Цин. Во многих своих положениях он действовал до 5 мая 1931 г., то есть до вступления в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики. Что касается цинского Свода узаконений (Дацин хуэйдянь), то он практически прекратил свое действие с провозглашением республики.
Благодаря сведениям, собранным Н.И. Би-чуриным, мы можем увидеть как цинское правительство доносило законы до народа. Гражданские и военные чиновники в городах ежемесячно в 1-е и 15-е числа каждого месяца обязаны собираться в присутственное место, куда сходились ученые, военные и разночинцы слушать царские поучения и законы. Чиновники садились на тюфячки в восточной и западной стороне залы. Чтец становился на северо-восточной стороне лицом к западу и открывал чтение. Старики, военные и разночинцы слушали, стоя вкруг крыльца. В каждой слободе и деревне управляющие назначали сборное место, выбирали одного из уважаемых старейшин главою общины и трех или четырех из
уважаемых людей — очередными. Эти выборные лица ежемесячно в 1-е и 15-е числа собирали и старых и малолетних и читали им царские наставления и законы. По своей сути данные собрания носили нравоучительный характер.
В этих собраниях читали народу законы воспретительные, предостерегающие от преступлений, а временные предписания правительства обыкновенно выставлялись на больших досках во всенародных местах селения, чтобы каждый из жителей мог ознакомиться с ними. Что касается царских поучений, они были изложены в 16 главах и составляли «евангелие» китайцев. Данные поучения основывались на общих нравственных
Библиография:
принципах китайского народа, которые, в свою очередь, являлись неотъемлемой частью китайского законодательства.
В данной статье в четком хронологическом порядке была рассмотрена история становления права в Китае. Особое внимание уделено процессу кодификации китайского права. Уникальность китайской правовой системы заключается в том, что вплоть до начала XX в. она просуществовала без какого-либо правопреемства. Это означает, что на протяжении всего существования китайской государственности до недавних пор китайское право являлось самодостаточным и полностью отвечало потребностям китайского общества того времени.
1. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном уложении. М.: Восточный Дом, 2002. 423 с.
2. Девятов А.П. Практическое китаеведение. М.: Восточная книга, 2007. 562 с.
3. Заметки и комментарии на китайское уголовное право / сост. Е. Алабастером о материалам, собранным сэром Чалонер Алабастером, быв. ген. консулом в Китае. Владивосток: Паров. типо-литогр. газ. «Дальний Восток», 1903. 310 с.
4. Конфуций. Луньюй (Изречения) / пер. с кит. М.: Терра, 2009. 432 с.
5. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.: Наука, 1986. 264 с.
6. Шан Ян. Книга правителя области Шан / пер. с кит. М.: Ладомир, 1993. 392 с.
References (transliteration):
1. Bichurin N.Ja. Kitaj v grazhdanskom i nravstvennom ulozhenii. M.: Vostochnyj Dom, 2002. 423 s.
2. Devjatov A.P. Prakticheskoe kitaevedenie. M.: Vostochnaja kniga, 2007. 562 s.
3. Zametki i kommentarii na Kitajskoe ugolovnoe pravo / sost. E. Alabaster po materialam, sobrannym serom Chaloner Alabasterom, byv. gen. konsulom v Kitae. Vladivostok: Parov. tipo-litogr. gaz. «Dal'nij Vostok», 1903. 310 s.
4. Konfucij. Lun'juj (Izrechenija) / per. s kit. M.: Terra, 2009. 432 s.
5. Kychanov E.I. Osnovy srednevekovogo kitajskogo prava. M.: Nauka, 1986. 264 s.
6. Shan Jan. Kniga pravitelja oblasti Shan / per. s kit. M.: Ladomir, 1993. 392 s.
Материал поступил в редакцию 13 апреля 2014 г.
Sources of the ancient Chinese law
PIVOVAROV, Nikolai Danilovich — Chief Specialist of the Department of the Judicial and Complaints Division of the Legal Guarantees Office of the Administration of the City District of Himki of the Moscow Region. [os_box@mail.ru]
129346, Russia, Moskva, Anadyrskiy proezd, 41, kv. 60.
Review. China has long history and rich cultural heritage. It may be called "The Roman Empire of Asia". The cultures of many Asian peoples were formed to a great extent thanks to the Chinese culture. For a long time this state was an object of studies and interests of many European states, but to the current time its legal culture is not sufficiently studied. The specificity of the Chinese legal culture is due to the fat that unlike the European legal cultures, it developed independently, and it is completely authentic. The article involves historical, analytical and deductive methods. It provides the brief overview of the history of the formation of the Chinese law from the ancient times to the early XX century. It also should be noted that this article is limited to the Chinese law of the time of the Empire. Keywords: China, Tang Dynasty, Ming Dynasty, Qin Dynasty, history of law.