Научная статья на тему 'Преступления, направленные против института семьи, в китайском уголовном праве времен империи'

Преступления, направленные против института семьи, в китайском уголовном праве времен империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1166
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ МИН / MING DYNASTY / КИТАЙ / CHINA / КИТАЙСКОЕ ПРАВО / CHINESE LAW / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО / MEDIEVAL LAW / ДИНАСТИЯ ТАН / TANG DYNASTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоваров Н.Д.

В данной статье будет рассмотрена система преступлений, направленных против института семьи, изложенных в кодексах династий Тан, Мин и Цин, с использованием исторического, аналитического и дедуктивного методов. Предметом данного исследования являются преступления и предусмотренные за их совершение наказания. Будет подробно рассмотрен нравственный императив китайского общества того времени, который лег в основу китайского права, направленного на защиту семьи. В настоящее время тема китайского право является малоизученной в истории государства и права зарубежных стран, в связи с этим данная работа будет представлять интерес не только для специалистов в области истории, но и для юристов как описание образца оригинального (самобытного) права, которое было эффективным для организации определенного типа национального общества, коим являлось общество средневекового китайского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimes against the institution of family in the Chinese criminal law of the time of the Empire

The article shall present the analysis of the system of crimes against the institution of family, as expressed in the Codes of the Quin, Ming and Tang Dynasties with the use of analytical, historical and deductive methods. The object of studies concerns crimes and punishments. The author shall provide a detailed analysis of the moral imperative of the Chinese society of the time, which had formed the foundation for the Chinese law for the protection of family. This study concerns history of state and law of the foreign states. Currently the issues of Chinese law are not sufficiently studied in the science of history of state and law of the foreign state. Thus, this article may be of interest to both the professional historians and for the lawyers, since it provides examples of original (authentic) law, which was efficient for the organization of a certain type of national society, which was the society of the medieval Chinese state.

Текст научной работы на тему «Преступления, направленные против института семьи, в китайском уголовном праве времен империи»

Н.Д. Пивоваров*

Преступления, направленные против института семьи, в китайском уголовном праве времен Империи

Аннотация. В данной статье будет рассмотрена система преступлений, направленных против института семьи, изложенных в кодексах династий Тан, Мин и Цин, с использованием исторического, аналитического и дедуктивного методов. Предметом данного исследования являются преступления и предусмотренные за их совершение наказания. Будет подробно рассмотрен нравственный императив китайского общества того времени, который лег в основу китайского права, направленного на защиту семьи. В настоящее время тема китайского право является малоизученной в истории государства и права зарубежных стран, в связи с этим данная работа будет представлять интерес не только для специалистов в области истории, но и для юристов как описание образца оригинального (самобытного) права, которое было эффективным для организации определенного типа национального общества, коим являлось общество средневекового китайского государства.

Ключевые слова: династия Мин, Китай, китайское право, наказание, право, средневековое право, династия Тан.

Согласно «Ли», солнце является на северо-востоке, а луна — на западе. Смысл этого образа — муж и жена. Каждый из них равен, и на жене держится весь дом.

В своей книги «Китайцы» известный китайский писатель, ученый и переводчик Линь Юйтан, живший в конце XIX — начале XX в., указывает на бесправное положение женщин в китайском обществе. Но в то же время замечает, что китайская женщина, при отсутствии многих прав, обладает таким правом, как право на брак, а это становится оружием для завоевания таких прав, как права жены или матери. По мнению Линь Юйтана, после вступления в брак китайская женщина получает нечто большее, чем «призрачные европейские права и свободы женщин», она становиться Женой, Матерью, Хозяйкой в семье, что, в свою очередь, дает ей статус в китайском обществе.

Исходя из ментального отношения китайцев к женщине как настоящей или будущей матери, жене, можно ответить на вопрос, почему же китайское законодательство имперского периода имело такое большое количество инструментов защиты института семьи и его главного субъекта — женщины. На примере кодексов династий Тан, Мин, Цин в данной статье будут рассмотрены механизмы, способы и инструменты защиты семьи в древнем китайском праве.

Как и любая семья, китайская семья берет свое начало с момента вступления ее членов в

брак. В свою очередь, данное действие регулировалось уголовным законодательством в таких случаях, как:

■ замужество или женитьба во время траура по отцу, матери или мужу;

■ замужество или женитьба во время нахождения отца или матери в тюрьме;

■ вступление в брак с беглой женщиной;

■ сводничество во время траура по отцу или матери;

■ двоеженство;

■ женитьба по обоюдному согласию на замужней женщине.

Замужество или женитьба во время траура по отцу, матери или мужу

Соблюдение траура у китайцев являлось общепринятым и обязательным. Данная традиция берет свое начало в учении Конфуция. Для Конфуция одним из важнейших ритуалов являлся погребальный обряд. Конфуций активно проповедует тщательное соблюдение всех тонкостей данного обряда, а также соблюдение траура. Его ученик Цзэн-цзы замечает: «Если будем тщательно соблюдать все траурные церемонии, связанные с похоронами родителей, и должным образом чтить память предков, то добродетели народа возрастут»1.

1 Уголовные установления Тан с разъяснениями / пер., коммент. В.М. Рыбакова. Цзюани 1-8. СПб.: Петербург. Востоковедение, 1999. С. 9.

© Пивоваров Н.Д., 2015

* Пивоваров Николай Данилович — главный специалист Администрации городского округа Химки Московской области, соискатель кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [os_box@ mail.ru]

129346, Россия, г. Москва, Анадырский пр-д, д. 41.

Соблюдение ношения траура по умершим родственникам подразумевало: соблюдение поста, ношение специальной траурной одежды, изготовленной из грубого полотна, а иногда и ношение посоха, отсутствие праздной жизни, в том числе запрет на участие или проведение каких-либо торжественных или увеселительных мероприятий на протяжении определенного отрезка времени, как правило, от 3 лет до нескольких месяцев. Процедура соблюдения траура регулировалась как нормами обычного права, так и законодательством.

Древнейшим литературным памятником, описывающим систему траура, является трактат «Или» (У-ГУ), а точнее, его глава «Санфу», что в переводе означает траурные одежды.

В «Законах Великой Династии Мин» и приложениях постановлений «Да Мин Люй Цзи Цзе Фу Ли» подробно описаны виды и порядок ношения траура по родственникам.

Что касается вступления в брак во время траура по смерти отца или матери, согласно нормам Танских уголовных законов, любой, кто женился или вышел замуж во время траура по отцу, матери или мужу, карается 3 годами каторги.

В период династии Мин данная норма претерпела незначительные изменения. Наказание, согласно ст. 111 Кодекса Великой Династии Мин, было смягчено до 100 ударов толстыми батогами.

Чтобы понять, какое смысловое значение несли вышеупомянутые наказания, следует рассмотреть их более подробно.

В уголовном кодексе Тан под наказанием каторгой понималось порабощение лица, совершившего данное преступление. Данное наказание являлось глубоким позором для людей, живших в китайском обществе времен империи. Люди, сосланные на каторгу, как правило, содержались в тюрьме и обязаны были исполнять различные работы, такие как: несение караульной службы, постройка и ремонт городских стен и других государственных объектов, вспомогательная работа в учреждениях. Для женщин каторжные работы заключались в ткачестве или толчении риса. Обычно каторжные работы осуществлялись в приграничных районах страны, которые зачастую подвергались набегам соседствующих с Китаем варварских племен, в связи с чем только само проживание в данных районах являлось большим риском, не говоря уже о несении караульной службы и других работах.

Что касается наказания ударами толстыми батогами, то под толстыми батогами подразумеваются палки, изготовленные из прутняка конопле-волистного. Толщина толстых батогов составляла 6,97 мм, а длина 110,95 см. В эпоху Тан и Мин удары толстыми батогами наносились по спине, бедрам и ягодицам. Данное наказание считалось достаточно тяжелым, далеко не все мужчины могли его вынести, не говоря уже о женщинах.

Замужество или женитьба во время

нахождения отца или матери в тюрьме

Когда кто-либо из близких родственников, таких как дед и бабка по мужской линии, отец или мать, находится в тюрьме за преступления, наказуемые смертью, а их сын или внук, дочь или внучка по мужской линии женится или выходит замуж, то данное действие подвергается наказанию в виде 1,5 лет каторги. В том случае если преступление вышеуказанных родственников наказывается ссылкой, то брачующиеся по мужской линии подвергаются 1 году каторги, в ситуациях с каторгой — брачующиеся подвергаются 100 ударами тяжелыми палками.

В том случае если субъект преступления женился на наложнице или вышла замуж как наложница, наказание смягчается на 3 степени. Также в комментарии к статье указано, что если кто-то сделал это по велению бабки или деда по мужской линии, либо отца и матери, не подлежит наказанию. Однако в соответствии с общеобязательным установлением запрещено устраивать свадебный пир.

В Минский период согласно ст. 112 наказание за аналогичное преступление было смягчено. Например, за вступление в брак виновные подвергались наказанию 80 ударами толстыми батогами, а берущих наложниц наказывали 2 степенями легче. Комментарий в отношении повелений родственников и родителей остался без изменений.

Все нормы двух вышеперечисленных преступлений направлены на соответствие брачных традиций китайского общества того времени этической норме межчеловеческих отношений мин цзяо. Под данным термином, согласно словарю М.Ю. Ошанина, стоит понимать систему взглядов о долге, долг и воздействие воспитанием, этические и дидактические нормы учения, догмы конфуцианства, то есть система мин цзяо фактически основывалась на понятии сяо2 — сыновней почтительности, которая была основой любой китайской семьи, общины и государства в целом.

Вступление брак с беглой женщиной

Под беглой женщиной понимается женщина, совершившая преступление и бежавшая. В том случае если человек, вступивший с ней в брак, знал о данных обстоятельствах, он подвергается тождественному с данной женщиной наказанию. Если наказанием за преступление, совершенное женщиной, является смерть, то для мужчины наказание уменьшается на 1 степень.

В период Династии Мин данная норма предусматривалась ст. 117 гл. 6 Законов Великой Династии Мин и не была подвергнута какому-либо изменению со времен династии Тан.

2 Понятие сяо было разработано Конфуцием.

Двоеженство

За двоеженство Танское законодательство предусматривало наказание в виде 1 года каторги. В том числе семья женщины получает наказание, уменьшенное на 1 степень (100 ударов тяжелыми палками). Если мужчина женился обманным путем, то он подвергается наказанию 1,5 годами каторги, при этом семья жены не подлежала наказанию. Если кто возвел наложницу в жены или рабыню в наложницы, наказывался 1,5 годами каторги.

Женитьба по обоюдному согласию на замужней женщине

К преступлениям, направленным против семьи, относится также женитьба по обоюдному согласию на замужней женщине. Наказание за данное преступление регламентировалось ст. 187 Танского кодекса, которая гласила, что всякий, кто женится на замужней женщине или отдает ее в жены, приговаривается к 2 годам каторги.

Остальные виды преступлений, направленных против института семьи:

■ низведение жены в наложницы;

■ прелюбодеяние;

■ кровосмешение:

■ развратные действия;

■ вступление в брак;

■ преступления, направленные против авторитета старших;

■ аборты.

Прелюбодеяние

Всякий, кто вступил в развратные сношения, наказывается 1,5 годами каторги. В том случае если у женщины есть муж, наказывается 2 годами каторги.

Как и в современном российском праве, в Танском кодексе субъектом преступления являлся мужчина.

Если же буцюй3, цзаху или гуаньхУ вовлек в развратные сношения лично свободного человека, то наказание для него увеличивается на 1 степень.

Если свободный человек вовлек в развратное сношение казенную или частную рабыню, то наказание подразумевает 90 ударов тяжелыми палками.

Также если кто-либо вовлекал в развратные сношения жену буцуя или жену или дочь цзаху или гуаньху наказывался 100 ударами тяжелыми палками. Исключение составляло, если субъектом преступления являлся хозяин буцюя, в этом случае он не подлежал ответственности.

В том случае если в процессе вышеуказанного преступления субъектом преступления было применено насилие, то к каждому данному случаю наказание увеличивалось на 1 степень. Если в про-

Рабы, принадлежащие частным семьям.

Рабы, принадлежащие сельскохозяйственному управ-

цессе изнасилования потерпевшей было нанесено тяжелое телесное повреждение, например перелом конечности или более тяжелая травма, то наказание определялось как за тяжелое телесное повреждение, полученное в драке, и увеличивалось на 1 степень. Но стоит понимать, что наказание не рассчитывалось, как, например, в современном уголовном праве по совокупности преступлений, китайские судьи выбирали наиболее тяжелое наказание, имеющее место в данном случае.

К преступлениям, относящимся к прелюбодеянию, относятся также развратные сношения рабов с лично свободными людьми, предусмотренные ст. 414 Цзюань 26 Уголовного кодекса Тан. Преступники, а конкретно в данном случае — раб, вовлекший в развратные отношения лично свободного человека, подлежит наказанию 2,5 годами каторги. По аналогии с санкциями по вышеуказанным преступлениям, относящимся к прелюбодеянию, если при совершении данного преступления человек применил насилие, он подвергался ссылке, при этом данная санкция дополнялась 160 ударами тяжелыми палками. Если преступником были нанесены тяжкие телесные повреждения, то он подвергался удавлению.

Если же буцюй или раб вовлек в развратные сношения хозяйку или родственницу хозяина или жену родственника хозяина близости цзи, то он подлежал удавлению. Женщине же наказание уменьшается на 1 степень. При совершении насилия преступником, он подвергался обезглавливанию. В этом случае женщина не подлежала ответственности.

Наказание за развратные сношения с буцюйем или рабом разнятся в зависимости от близости родственных связей объекта преступления. Например, за развратные сношения с родственницей или женой родственника хозяина близости сыма или ближе, преступник подвергается наказанию в виде ссылки, а женщина ссылкой на 2 000 ли. При совершении насилия положено удавление.

Если объектом преступления, совершенного буцюйем или рабом, становилась наложница хозяина или его родственника, наказание уменьшается на 1 степень, как если бы это была жена хозяина или родственника хозяина.

Все, что касается санкций, применяемых к женщинам, которые по взаимному согласию с преступником были вовлечены в развратные сношения, описано в ст. 415 Цзюаня 26 Уголовного кодекса Тан. В данной статье говорится, что при наличии согласия со стороны женщины во всех перечисленных выше преступлениях, относящихся к прелюбодеяниям, они подлежат такому же наказанию, как и мужчины. Как уже упоминалось выше, при совершении насилия со стороны преступника женщина не подлежит наказанию.

В период династии Цин наказанием за прелюбодеяние являлись каторжные работы для муж-

чины и наказание плетьми для женщины и заключение ее в тюрьму. При условии того, что муж дал согласие на прелюбодеяние, наказание для мужчины в этом случае смягчается до 100 ударов тяжелыми палками и ссылке на 3 года. Жена подвергается наказанию — 90 ударов тяжелыми палками и ссылкой на поселение на 2,5 года (ссылка может быть заменена штрафом). А муж получает наказание в 90 ударов тяжелыми палками.

При условии совершения данного преступления в траурный период наказание увеличивается на 2 степени.

Как указывает в своем труде5 Ч. Алабастер, китаянки, как правило, при уличении их в таких преступлениях, как прелюбодеяние, для защиты своей чести совершали самоубийство, и наказание уже не настигало виновниц.

Кровосмешение

Стоит отметить, что к преступлению кровосмешения относится множество преступлений, описанных в Танском кодексе, но все эти преступления можно разделить на две группы. Первая группа — совершение развратных действий лицами, не состоящими в брачных отношениях, а вторая группа — вступление в брак лицами, состоящими в родстве.

В Танском кодексе ст. 411 разд. 10 (разнородные уголовные преступления) было предусмотрено уголовное наказание за кровосмешение, называющееся — дословно — как развратные сношения с родичами близости сымс/6 или женами таковых.

Всякого, кто вовлек в развратные сношения кого-либо из родственников близости сыма или ближе, либо жену близости сыма или ближе, так же как и дочь от другого мужа своей нынешней жены или своих сводных сестер, ждет наказание 3 годами каторги. При совершении в процессе вышеуказанных преступлений насилия, наказание назначается в виде ссылки за 2 000 ли. В том случае если в процессе преступления было нанесено тяжелое телесное повреждение, то в виде наказания предусматривалось удавление.

Если объектом преступления является наложница, то наказание уменьшается на 1 степень.

Также к преступлениям кровосмешения относятся развратные сношения с женами старших и младших братьев деда по мужской линии и со старшими и младшими сестрами деда по мужской линии, а также с двоюродными тетками по мужской линии — то есть жены двоюродных братьев отца по мужской линии и двоюродные сестры отца по мужской линии, также старшие и младшие сестры

5 Заметки и комментарии на китайское уголовное право / тест. Е. Алабастером по материалам, собранным сэром Ча-лонер Алабастером, быв. ген. консулом в Китае. Владивосток: Паров. типо-литогр. газ. «Дальний Восток», 1903.

6 К данным родственникам принадлежали троюродные братья и сестры отца, жены братьев прадеда по мужской линии.

матери и жены братьев и жены сыновей братьев. Наказанием за такое преступление предусматривалась ссылка за 2000 ли, а если было применено насилие, то наказывалось удавлением.

Также к преступлениям, относящимся к кровосмешению, можно отнести развратные сношения с наложницами отца или деда по мужской линии (ст. 413).

Главным условием этого преступления является наличие у наложницы детей от отца или деда по мужской линии. В том случае если у наложницы не имеется детей от отца или деда, предусматривается наказание, о котором говорилось раннее, в виде снижения на 1 степень полагающегося наказания за совершение аналогичного преступления в отношении жены родственников близости сыма.

Также если кто-либо вовлек в развратные сношения жен старших и младших братьев отца или его младших и старших сестер, старшую или младшую сестру сына или внука по мужской линии, жену правнука по мужской линии или дочь сынов, наказывается удавлением.

Тому, кто вовлек в развратные сношения рабыню, имеющую от отца или деда по мужской линии детей, наказывается уменьшенным на 2 степени наказанием, то есть 3 годами каторги.

Во времена династии Цин наказание за кровосмешение было ужесточено: к ссылке на 3 года добавлялось телесное наказание в виде 100 ударов бамбуками. При совершении насилия над родственницей, падчерицей и родственниками более удаленного родства преступник подвергался обезглавливанию.

Все вышеперечисленное относится к развратным сношениям с родственниками и подпадает под категорию преступлений кровосмешения. В данную категорию также входят преступления по вступлению в брак с родственниками.

К таким преступлениям относится брак между однофамильцами (ст. 182 Цзюанем 14). Данная статья гласит, что вступление в брак однофамильцев карается 2 годами каторги для обоих. В случае если субъекты преступления являются родственниками близости сыма, то данное преступление расценивается как развратное сношение и подлежит наказанию в соответствии со ст. 411, то есть 3 годам каторги.

Если брак был заключен между свойственниками, связанными отношениями траура и принадлежащими один — к старшему поколению, другой — к младшему, или же со старшей или младшей сестрой по матери, рожденной от другого отца, ровно как с дочерью прежнего мужа жены, во всех этих случаях данные преступления будут квалифицироваться как развратные сношения.

В том случае если субъектами преступления являются дочери, двоюродные, троюродные сестры дедов и бабок по мужской и женской линии, двоюродные, троюродные сестры матерей и их

дочери, старшие и младшие сестры мужей дочери, то оба нарушителя наказываются 100 ударами тяжелыми палками.

Во времена династии Мин наказание за брак между однофамильцами предусматривалось ст. 113 гл. 6 Законов Великой Династии Мин и выражалось в 60 ударах толстыми батогами и расторжении брака, также все свадебные подарки конфисковались в казну.

Низведение жены в наложницы

Согласно ст. 178 Цзюаня 13 Танского уголовного кодекса, в том случае если муж низвел жену в наложницы или возвел рабыню в жены, он подлежит наказанию 2 годами каторги, а любой, кто возвел рабыню в наложницы, наказывается 1,5 годами каторги.

В Законах Великой Династии Мин наказание за данное преступление предусматривалось ст. 109 Кодека и было изменено на 100 ударов толстыми батогами за низведение жены в наложницу. В том случае если при живой жене муж возводит наложницу в жены, наказание предусмотрено в 90 ударов толстыми батогами.

Преступления, направленные против

авторитета старших

Тема заботы о старших, пожилых людях, прежде всего о родителях, проходит красной нитью через все суждения Конфуция об идеальном обществе. Эта тема также является одной из основ учения Конфуция. Как уже было упомянуто выше, Конфуций разрабатывает и пропагандирует понятие сяо (сыновней почтительности), которое должно закрепить установленные им нормы поведения людей.

Главная функциональная значимость понятия сяо — это идея преемственности поколений, уважения к традициям своей семьи, а через нее и традициям китайского народа (этноса) (хуа ся).

Концепция сяо не была придумана Конфуцием, он взял те нормы поведения, которые еще сохранились в некоторых больших семьях и патро-нимиях, по-новому переосмыслил их, обобщил и распространил во всем обществе.

Из всего вышеизложенного следует, что люди старшего поколения являлись носителями не только традиций семьи, но и традиций всего китайского народа и пользовались большим авторитетом в китайском социуме того времени.

Китайское право особо жестоко карало лиц, преступные действия которых были направленны против уважаемых людей. К данной группе людей относились: муж, дед, бабка, старшие братья и сестры, родственники старшего поколения.

Если преступное действие заключалось в избиении кого-либо из вышеуказанных людей, то виновный подвергался смертной казни через удавление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, аналогичной каре подвергались лица, нанесшие словесные оскорбления кому-либо из вышеперечисленных уважаемых старшин, то есть фактически наказание за оскорбление старшего было тождественно наказанию за умышленное убийство.

Любое оскорбление, нанесенное человеку, это прежде всего оскорбление его чести и его честного имени. Оскорбление человека, обладающего авторитетом, гораздо более значительно. Любое оскорбление порождает чувство стыда. Известный российский военный китаевед А.П. Девятов в своей книге «Практическое китаеведение» говорит о том, что чувство стыда у китайцев появляется в результате «потери лица». Основная характеристика психологии китайцев — это осознание «лица», суть — чувство собственного достоинства и достоинства других. «Лицо» — это то глубоко личное, что идентифицирует душу. «Лицо» уникально, и поэтому в любой ситуации взаимоотношений в социуме нужно «сохранить лицо», а «потеря лица» равносильна гражданской смерти, ведь с этим лицом придется жить дальше в окружении своего клана, друзей и врагов. Отсюда и рождается чувство стыда.

Согласно данной психологической характеристике отношения китайцев к своей чести, становится понятным, почему китайский законодатель того времени подвергал виновных высшей мере наказания за нанесение оскорбления чести старших людей.

Аборты

Наказание за данное преступление появилось в китайском праве лишь во времена династии Цин. В заметках Ч. Алабастера говорится о том, что данное преступление влечет сравнительно умеренное наказание. Ч. Алабастер сравнивал китайское право с европейским правом, так как, согласно Кодексу Наполеона, насильственное прерывание беременности влекло за собой наказание смертной казнью. В китайском праве династии Цин виновный7 подвергался наказанию только пожизненной ссылкой, даже в случае смертельного исхода для матери. В праве династии Цин данное преступление подразделялось на 2 вида: совершенное медицинским способом (операция) и передачей соответствующего медицинского препарата для совершения аборта. Второй вид предусматривал наказание для участника в виде 100 ударов бамбуковыми палками и ссылке на 3 года, если участником была женщина, то наказание заменялось штрафом.

В заключение статьи хотелось бы отметить, что право любого народа является зеркалом народного менталитета. Из приведенных выше санкций за преступления, направленные против института семьи, видно, как трепетно государство относилось

7 В данном случае под виновным понимается человек, осуществлявший медицинскую операцию по прерыванию

беременности.

к таким субъектам семьи, как мать, отец и старшее поколение. Также видно наличие странных, непонятных для европейцев видов преступлений, которые связанны непосредственно с конфуцианским учением, которое являлось одним из базисов нрав-

Библиография:

ственного императива китайского общества того времени. Проведя сравнительный анализ данного традиционного нравственного императива и норм права, можно проследить его диктующую роль по отношению к государственным законам.

1. Законы Великой Династии Мин: в 2 ч. / пер. и прим. Н.П. Свистунова. М.: Вост. лит., 1997—2002. Ч. 1. 573 с.; Ч. 2. 408 с.

2. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.: Наука, 1986. 264 с.

3. Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М.: Молодая гвардия, 2008. 452 с.

4. Непомнин О.Е., Иванов Н.А. Типология азиатских обществ. М.: Вост. лит., 2010. 440 с.

5. Общество и государство в Китае: XLI научная конференция: уч. зап. Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3. М.: Вост. лит., 2011. 440 с.

6. Пирс К. Войны Китая. Под знаменем небесного дракона. М.: Эксмо, 2008. 248 с.

7. Рейн К. Китай. История страны. М.; СПб.: Мидгард, 2008. 544 с.

8. Сыма Цянь. Исторические записки / пер., под ред. А.Р. Вяткина. Т 9. М.: Вост. лит., 2010. 623 с.

9. Уголовные установления Тан с разъяснениями / пер., коммент. В.М.Рыбакова. Цзюани 1—8. СПб.: Петербург. Востоковедение, 1999. 384 с.

10. Уголовные установления Тан с разъяснениями / пер., коммент. В.М. Рыбакова. Цзюани 9—16. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2001. 304 с.

11. Уголовные установления Тан с разъяснениями / пер., коммент. В.М. Рыбакова. Цзюани 17—25. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2005. 384 с.

12. Уголовные установления Тан с разъяснениями / пер., коммент. В.М. Рыбакова. Цзюани 25—30. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2008. 416 с.

References (transliteration):

1. Zakony Velikoj Dinastii Min: v 2 ch. / per. i prim. N.P. Svistunova. M.: Vost. lit., 1997-2002. Ch. 1. 573 s.; Ch. 2. 408 s.

2. Kychanov E.I. Osnovy srednevekovogo kitajskogo prava. M.: Nauka, 1986. 264 s.

3. Maljavin V.V. Povsednevnaja zhizn' Kitaja v jepohu Min. M.: Molodaja gvardija, 2008. 452 s.

4. Nepomnin O.E., Ivanov N.A. Tipologija aziatskih obshhestv. M.: Vost. lit., 2010. 440 s.

5. Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae: XLI nauchnaja konferencija: uch. zap. Otdela Kitaja IV RAN. Vyp. 3. M.: Vost. lit., 2011. 440 s.

6. Pirs K. Vojny Kitaja. Pod znamenem nebesnogo drakona. M.: Jeksmo, 2008. 248 s.

7. Rejn K. Kitaj. Istorija strany. M.; SPb.: Midgard, 2008. 544 s.

8. Syma Cjan'. Istoricheskie zapiski / per., pod red. A.R. Vjatkina. T. 9. M.: Vost. lit., 2010. 623 s.

9. Ugolovnye ustanovlenija Tan s raz'jasnenijami / per., komment. V.M.Rybakova. Czjuani 1-8. SPb.: Peterburg. Vosto-kovedenie, 1999. 384 s.

10. Ugolovnye ustanovlenija Tan s raz'jasnenijami / per., komment. V.M.Rybakova. Czjuani 9-16. SPb.: Peterburg. Vosto-kovedenie, 2001. 304 s.

11. Ugolovnye ustanovlenija Tan s raz'jasnenijami / per., komment. V.M.Rybakova. Czjuani 17-25. SPb.: Peterburg. Vostokovedenie, 2005. 384 s.

12. Ugolovnye ustanovlenija Tan s raz'jasnenijami / per., komment. V.M.Rybakova. Czjuani 25-30. SPb.: Peterburg. Vostokovedenie, 2008. 416 s.

Материал поступил в редакцию 23 августа 2014 г.

Crimes against the institution of family in the Chinese criminal law of the time of the Empire

PIVOVAROV, Nikolay Danilovich — chief specialist of the Administration of the City District of Himki of the Moscow region, postgraduate student of the Department of History of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University. [os_box@ mail.ru]

129346, Russia, Moskva, Anadirskiy proezd, 41.

Review. The article shall present the analysis of the system of crimes against the institution of family, as expressed in the Codes of the Quin, Ming and Tang Dynasties with the use of analytical, historical and deductive methods. The object of studies concerns crimes and punishments. The author shall provide a detailed analysis of the moral imperative of the Chinese society of the time, which had formed the foundation for the Chinese law for the protection of family. This study concerns history of state and law of the foreign states. Currently the issues of Chinese law are not sufficiently studied in the science of history of state and law of the foreign state. Thus, this article may be of interest to both the professional historians and for the lawyers, since it provides examples of original (authentic) law, which was efficient for the organization of a certain type of national society, which was the society of the medieval Chinese state. Keywords: Ming Dynasty, China, Chinese law, punishment, law, medieval law, Tang Dynasty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.