Научная статья на тему 'Наказания в китайском праве династии Мин'

Наказания в китайском праве династии Мин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4825
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ МИН / MING DYNASTY / КИТАЙ / CHINA / КИТАЙСКОЕ ПРАВО / CHINESE LAW / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / НРАВО / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО / MEDIEVAL LAW / ДИНАСТИЯ ТАН / TANG DYNASTY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоваров Николай Данилович

В данной статье будет рассмотрена система уголовных наказаний китайской династии Мин, с использованием исторического, аналитического и дедуктивных методов. Предметом данного исследования является пенитенциарная система уголовного кодекса династии Мин. Также будет уделено внимание видам наказаний, разновидности карательных мер и их значимости для средневекового китайского социума. Будут рассмотрены субъекты и объекты преступления. В настоящее время тема китайского право является малоизученной в истории государства и права зарубежных стран, в связи с этим данная работа будет представлять интерес не только для специалистов в области истории, но и для юристов как описание образца оригинального (самобытного) права, которое было эффективным для организации определенного типа национального общества, каковым являлось общество средневекового китайского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Punishments in the Chinese law of the Ming Dynasty

This article shall provide analysis of the system of criminal punishment at the time of the Ming Dynasty China with the use of historical, analytical and deduction methods. The object of studies involves the penitentiary punishment systems in the Criminal Code of the Ming Dynasty. Attention shall be paid to the types of punishments, punitive measures and their value for the medieval Chinese society. The author also views subjects and objects of crime. This study is within the scope of the science of history of state and law of foreign states. Currently the topic of Chinese law is not sufficiently studied in the science of history of state and law of foreign states, that is why this study is of interest to both lawyers and historians as a description of the original (authentic) law, which was efficient for the organization of a certain type of national society of the medieval Chinese state.

Текст научной работы на тему «Наказания в китайском праве династии Мин»

ИСТОРИЯ ПРАВА

Н.Д. Пивоваров*

Наказания в китайском праве династии Мин

Аннотация. В данной статье будет рассмотрена система уголовных наказаний китайской династии Мин, с использованием исторического, аналитического и дедуктивных методов. Предметом данного исследования является пенитенциарная система уголовного кодекса династии Мин. Также будет уделено внимание видам наказаний, разновидности карательных мер и их значимости для средневекового китайского социума. Будут рассмотрены субъекты и объекты преступления. В настоящее время тема китайского право является малоизученной в истории государства и права зарубежных стран, в связи с этим данная работа будет представлять интерес не только для специалистов в области истории, но и для юристов как описание образца оригинального (самобытного) права, которое было эффективным для организации определенного типа национального общества, каковым являлось общество средневекового китайского государства. Ключевые слова: династия Мин, Китай, китайское право, наказание, нраво, средневековое право, династия Тан.

Китайское право времен династии Мин считается классическим. Начало его формирования положил в первой половине XIV в. н.э. основатель китайской династии Мин Чжу Юаньчжан, уделявший большое внимание созданию Свода законов. Монарх лично принимал участие в его создании, и поэтому китайское право династии Мин приобрело форму кодифицированного правового источника с приложением, состоящим из дополнительных постановлений, которые, в свою очередь, детализировали, поясняли право применения основных статей закона.

В данной статье будет подробно разобрана система наказаний «Да мин люй цзе фу ли» (Законов великой династии Мин; уголовный кодекс династии Мин), также будут детально рассмотрен каждый из видов наказаний с пояснением разновидности субъектов и объектов преступлений. Кроме того, внимание будет уделено истории наказаний в Китае во времена правления династий, предшествовавших Мин.

Уголовный кодекс династии Мин не содержит какого-либо общего акта, который давал бы представление о пенитенциарной системе, предусматривавшийся данным сводом законов. Сведения о ней разбросаны по многим законам, дополнительным постановлениям и юридическим таблицам. Наиболее важной и существенной частью ее являлись 5 видов наказаний (у син).

Применение наказаний в Древнем Китае приравнивалось к карательному походу против

врага. «С помощью благой силы даумиротворяют Серединное государство, с помощью наказаний (син) внушают страх четырем варварам».

Наказание носило предостерегающий и устрашающий характер по отношению к потенциальным преступникам. «Наказания — лекарство для излечения от мятежей»; «Накажи одного человека и люди Поднебесной испугаются и не осмелятся своевольно совершать дурные дела». Философ-неоконфуцианец Чжу Си (время правления династии Сун) настаивал на необходимости неотвратимого наказания, на том, что нельзя «не предать смерти убийцу, не наказать того, кто ранил человека».

В свою очередь, юристы старого Китая полагали, что наказание способно и перевоспитать: «Применение наказаний направлено на то, что бы изменить душу человека, побудить его к добру, поэтому за незначительное преступление и назначается легкое наказание, с тем что бы [наказанный] мог исправить свою ошибку. А за большие преступления выносятся тяжкие наказания, чтобы предостеречь ими многих»1.

Традиционная китайская историография относила возникновение системы 5 наказаний, включавшей клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ступней ног, оскопление и

1 Ян Хунле. Влияние китайского права на право государств Восточной Азии. Шанхай, 1937. Ссылка на китайский источник приведена в авторском переводе на русский язык. — Прим. ред.

© Пивоваров Н.Д., 2015

* Пивоваров Николай Данилович — главный специалист Администрации городского округа Химки Московской области, соискатель кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [os_box@ mail.ru]

129346, Россия, г. Москва, Анадырский пр-д, д. 41.

смертную казнь, к временам легендарных правителей Яо и Шуня (XXIV—XXIII вв. до н.э.). Однако современные исследования свидетельствуют о том, что доктрина у син возникла не раннее периода Чжаньго (V—III вв. до н.э.), причем перечисленные 5 наказаний являлись, по-видимому, лишь частью более широкого круга карательных мер, использовавшихся на практике.

В ханьскую эпоху клеймение, отрезание носа, отрубание ног и кастрация были отменены. Однако имеются сведения о выделении в это время, а также в царстве Вей (220—254 гг.), Цзинь (265—317 гг.) и Лян (502—557 гг.), из действовавшей в них пенитенциарной системы группы из 5наказаний, в которую каждый раз включались несколько иные элементы.

В составленных почти одновременно (563 и 564 гг.) кодексах государств Северное Чжоу (557— 581 гг.) и северное Ци (550—577 гг.) категория у син обрела новый смысл — она стала означать главные виды наказаний и в этом качестве вошла практически во все последующие своды законов.

Начиная с танского времени закрепляется единообразный порядок перечисленных у син в юридических кодексах: они располагались по принципу постепенного усиления. Выстроенной таким образом лестнице наказаний придавалось большое значение.

Фактически стандартная, «классическая» форма «пяти видов наказаний» была установлена при династии Суй и воспринята династией Тан. Статья Кодекса Тан, предусматривавшая «пять видов наказаний», охватывала практически 3 тыс. преступлений.

В минскую эпоху в у син входили: порка тонкими батогами, порка толстыми батогами, высылка, ссылка и смертная казнь.

Глава 1 памятника Да мин люй цзе фу ли посвящена мерам наказаний и принципам применения законов (мин ли).

К каждому из 5 в ышеперечисленных видов наказаний у син применялось по нескольким степеням.

1. Наказание тонкими батогами

Что касается наказания тонкими батогами (чи), то оно подразделялось на 5степеней:

10 ударов (возможный откуп (шу) от наказания составлял 600 вэней медной монетой); 20 ударов (возможный откуп от наказания составлял 1 гуань 200 вэней медной монетой); 30 ударов (возможный откуп от наказания составлял 1 гуань 800 вэней медной монетой); 40 ударов (возможный откуп от наказания составлял 2 гуаня 400 вэней медной монетой); 50 ударов (возможный откуп от наказания составлял 3 гуаня).

Термин, обозначающий наказание тонкими батогами, — чи син — в переведенном памятнике чаще всего выступает в сокращенной форме — чи. Эта экзекуционная мера в качестве официального наказания была введена в царствование западно

ханьского императора Вэнь-ди (собственное имя Лю Хэн, 179—157 гг. до н.э.)2. В 167 г. до н.э. он одобрил предложение первого министра (чэнсяна) Чжан Цана и главного цензора (юйши дафу) Фэн Цзина заменить отрезание носа 300, а отрубание левой ноги 500 ударами бамбуковой палки.

При его приемнике императоре Цзин-ди (собственное имя Лю Ци, 156—141 гг. до н.э.), поскольку осужденные часто умирали под палками, количество ударов было сокращено соответственно до 300 и 200 (156 г. до н.э.), а затем (144 г. до н.э.) — до 200 и 100.

В после ханьскую эпоху экзекуция тонкими батогами применялась почти при всех династиях. Правда, в период после падения династии Хань и до воцарения Суй порка тонкими батогами чаще всего использовалась в качестве сопутствующей, а не основной кары, причем количество ударов варьировалось в разные эпохи.

В суйской империи экзекуция тонкими батогами была внесена в свод законов в качестве одного из основных стандартных наказаний, и этот порядок сохранялся затем почти до конца периода Цин.

В Син Тан шу («Книга (о династии) Тан в новом изложении») сообщается, что во время Хань тонкие батоги изготавливались из бамбука, а в последующие эпохи из ветвей растения чу.

В минскую эпоху тонкие батоги изготавливались в соответствии с образцом, выдававшимся из казны. Их делали из мелких ветвей растения, называвшегося цзин, которое в наиболее обиходных словарях определяется как «терновник», «колючий куст». С ветвей, использовавшихся в качестве орудия наказания, должны были быть соструганы места сочленения сучков, кроме того, не разрешалось набивать на них гвозди или наклеивать какие-либо посторонние предметы.

Первоначально удары тонкими батогами наносились по спине, но уже Цзин-ди отдал распоряжение наказывать по ягодицам. В после хань-ское время область приложения тонкими батогами расширилась так же на спину и бедра. В танский период, согласно одним источникам, был утвержден порядок, в соответствии с которым удары наносились в равных долях по ягодицам и бедрам, согласно другим — лишь по бедрам. В сунскую эпоху экзекуция тонкими батогами производилась лишь по ягодицам, и эта практика была воспринята всеми последующими династиями.

2. Наказание толстыми батогами

Наказание толстыми батогами (чжан) также подразделялось на 5 степеней:

♦ 60 ударов (возможный откуп от наказания

3 гуаня 600 вэней медной монетой);

• 70 ударов (возможный откуп от наказания

4 гуаня 200 вэней медной монетой);

2 Как неофициальное наказание она применялась еще в эпоху Цинь (255-207 гг. до н.э.).

♦ 80 ударов (возможный откуп от наказания

4 гуаня 800 вэней медной монетой);

• 90 ударов (возможный откуп от наказания

5 гуаней 400 вэней медной монетой);

• 100 ударов (возможный откуп от наказания

6 гуаней медной монетой).

Термин «наказание толстыми батогами» — чжан син — в «Своде законов» часто сокращают в чжан3.

В некоторых источниках встречаются сообщения об отдельных случаях применения наказания толстыми батогами крупных сановников в Вос-точно-Ханьской империи (25—220) и царстве У. Цзинские декреты, содержащие сведения о размерах толстых батогов и сырье для их изготовления, а также некоторые указы правителей царства Сун и империи Северная Вей (386—534) свидетельствуют о существовании данной карательной меры в эти периоды. Более того, в Северовэйском государстве был утвержден порядок применения толстых батогов как орудия дознания при допросах узников. Однако как общеприменимое наказание экзекуция толстыми батогами по-видимому впервые была включена в Лянский кодекс (503 г.). В Севе-роциском и Северочжоуском сводах законов она вошла в состав 5 наказаний в качестве самого легкого из них. В суйский период при создании системы у син на место самой легкой кары, взамен битья толстыми батогами, было поставлено наказание тонкими батогами, а первое передвинуто на одну ступеньку выше, которую ранее занимала порка плетьми, теперь вообще исключенная из числа эк-зекутивных мер. Эта градация сохранялась и при всех последующих династиях, за исключением Лянской, при которой, как уже говорились, не существовало системы у син.

Различие между тонкими и толстыми батогами в минский период было ничтожным и составляло всего лишь 1,59 и 1,64 мм, так как диаметр тонкого конца у них, которым и производилась экзекуция, соответственно равнялся 5,38 и 6,97 мм, а толстого — 8,5 и 10,14 мм, длина тех и других — 110,95 см. В этих официально установленных стандартах поражает, как и в суммах откупов, умопомрачительная точность, которая вряд ли существовала на практике, а скорее всего, была зафиксирована только на бумаге.

3. Высылка

Следующий вид наказания, является наказание высылкой (ту), который подразделялся на 5 степеней:

♦ 1 год и 60 толстых батогов (возможный откуп

от наказания 12 гуаней медной монетой);

• 1,5 года и 70 толстых батогов (возможный откуп от наказания 15 гуаней медной монетой);

♦ 2 года и 80 толстых батогов (возможный откуп

от наказания 18 гуаней медной монетой);

3 Этот иероглиф в зависимости от его контекста может означать как орудие экзекуции, так и процесс: «палка; порка; наказание батогами; бить палками (батогами)».

• 2,5 года и 90 толстых батогов (возможный откуп от наказания 21 гуань медной монетой);

♦ 3 года и 100 толстых батогов (возможный откуп от наказания 24 гуаня медной монетой). Данный вид наказания является смешанным.

Он включал 4 экзекутивных меры: порку толстыми батогами, удаление с постоянного места жительства на определенный срок, выполнение в течение этого срока принудительных работ (и или цзюй и), во время отбывания сковывание ног железной цепью весом в 3 цзяня (= 1,8 кг).

Что же касается названия ту, то его появление относят к кодексу династии Северное Чжоу.

Содержание рассматриваемого наказания не было полностью идентичным в разные исторические периоды, не говоря уже о разном характере принудительных работ. В одни эпохи оно сопровождалось телесными наказаниями плетью, тонкими или толстыми батогами, обриванием головы, клеймением, заковыванием в цепи и т.д., в другие — эти дополнительные элементы отсутствовали, однако две черты были присущи всегда — изоляция осужденного на определенное время от привычных условий жизни и социальной среды, и принуждение к выполнению тяжелого физического труда.

4. Ссылка

Наказание ссылкой (лю) имело 3 степени: Выдворение за 2000 ли и порка 100 толстыми батогами (возможный откуп от наказания 30 гуа-ней медной монетой);

Выдворение за 2500 ли и порка 100 толстыми батогами (возможный откуп от наказания 33 гуа-ня медной монетой);

Выдворение за 3000 ли и порка 100 толстыми батогами (возможный откуп от наказания 36 гуа-ней медной монетой).

Данному наказанию подвергались лица, совершавшие тяжелые преступления. Они выдворялись в необжитые места внутри страны, в пограничные районы, а также в округа и уезды на морском побережье, и до конца дней своих не могли вернуться на родину.

Ян Хун-ле считал, что наказание ссылкой применялось во все периоды китайской истории, начиная с эпохи Чуньцю, хотя в источниках вплоть до VI в. до н.э. использовались разные наименования.

Чень Гу-юань полагал, что ссылка в качестве одного из 5 основных стандартных наказаний впервые была включена в кодекс династии Северная Вэй. Отправка в пограничные гарнизоны (цянь шу) и ссылка на окраины (си бянь), которые практиковались ранее, Чень Гу-юань трактовал как наказание, более близкое к изгнанию. Совершенно бесспорно, что, начиная с уложения государства Северное Чжоу, ссылка под названием лю непременно входила во все последующие своды законов, хотя ее содержание отличалось в разных династиях. В частности, минское

право, во многом копировавшее танский кодекс, тем не менее не воспринимало имевшейся в нем нормы об обязательном привлечении ссыльных к году принудительных работ в месте поселения.

5. Смертная казнь

Такой вид наказания, как смертная казнь (сы син), в минском уголовном законодательстве имело 2 разновидности:

Удавление (цзяо) и обезглавливание (чжань) (возможный откуп от наказаний 42 гуаня медной монетой).

Минское право предусматривало в качестве стандартных видов капитального наказания лишь обезглавливание (чжань) и удавление (цзяо). Начало этой практики было положено суйским кодексом.

В свою очередь, данные виды смертной казни подразделялась на две группы:

Предание смертной казни за караемые смертной казнью преступления, не допускающие замены приговора, не дожидаясь подходящего времени (то есть приведение приговора немедленно, без обжалования).

В данной группе в отдельную подгруппу выделялось предание смертной казни за караемые смертной казнью преступления, не допускающие замены приговора осенью.

Предание смертной казни за караемые смертной казнью преступления, допускающие замены приговора.

В первой группе такой вид смертной казни, как удавление (цзяо), предусматривалось 11 статьями Законов Великой династии Мин.

Например, такому наказанию по ст. 115 подвергался человек, взявший в жены или наложницы жену умершего брата.

В случае если жена или наложница избила мужа, и в результате чего он стал калекой, по ст. 338 она каралась смертной казнью через повешенье.

Также, в соответствии со ст. 352, в случае нанесения лицами словестного оскорбления деду, бабке, отцу или матери, а также если подобные оскорбления были нанесены женой или наложницей деду, бабке, отцу или матери мужа, то они подвергались смертной казни через повешенье.

Смертная казнь через обезглавливание в первой группе предусматривалась 27 статьями.

Таким наказаниям подвергались лица, избившие своего учителя (ст. 334); рабы и работники, совершившие прелюбодеяния с женой или дочерью главы семьи (ст. 394); взявшие в жены или наложницы наложницу отца или деда, а также жену брата отца (ст. 115).

Смертная казнь через обезглавливание, относящаяся к подгруппе первой группы, то есть к смертным казням без замены приговора осенью, предусмотрена 78 статьями.

Например, смертной казни через обезглавливание подвергаются крупные сановники, само-

вольно подободравшие и назначившие чиновников (ст. 49); приближенные к императору чиновники, разглашавшие важные секретные дела посторонним (ст. 70); торговцы контрабандной солью, оказавшие сопротивление при аресте (ст. 149); офицеры и солдаты, первые отступившие с боевых позиций, а также бежавшие из рядов войск, осаждающих вражеский город (ст. 228).

Также смертная казнь через удавление, входящая в данную подгруппу, была предусмотрена 59 статьями.

Ей подвергались женщины, оставившие мужа, находившегося в бегах, и в связи с этим вышедшие вторично замуж (ст. 123); проповедники и наставники, притворяющиеся, что на них нисходят ложные духи (ст. 181); лица, самовольно вошедшие на императорскую кухню, а также в то место, где находился император (ст. 203); солдаты, троекратно бежавшие с места службы (ст. 238); мужья, избившие жену до смерти (ст. 338).

Смертная казнь в виде обезглавливания, относящаяся ко второй группе, предусмотрена всего лишь 4 статьями, а смертная казнь путем удавления всего лишь 7 статьями.

Для этого во всех крупных государствах на территории Китая применялось большое количество официально узаконенных разновидностей смертной казни. В последующее время от суйского порядка было сделано отступление лишь при династии Юань, когда в число стандартных наказаний вместо удавления было внесено разрезание на куски.

Детальное знакомство с Да Мин люй цзи цзе фу ли показывает, что пенитенциарная система минской эпохи не исчерпывалась 5 видами наказаний. На практике количество карательных мер и их видов было гораздо больше и разнообразней.

Также уголовный кодекс династии Мин обладал обширным арсеналом карательных мер, разновидности которых разобраны ниже.

В качестве первой из разновидностей рассмотрена такая карательная мера, как «разрезание на куски» (лин чи).

Данное наказание применялось к особо опасным преступникам. Существуют две версии относительно времени появления данного вида наказания. Первая версия гласит, что данное наказание было введено в период Пяти династий (907—960), а другая — в эпоху Ляо. Также имеются сведения, что к данному виду наказания прибегали и в империи Сун. Определение лин чи охватывала разные способы лишения жизни обвиняемого. Самым простейшим является четвертование: осужденному сначала отрубали руки и ноги, а затем перерезали горло. Более изощренный метод включал в себя последовательное отрезание частей лица и конечностей, после чего производили вспарывание грудной клетки и живота, казнь завершалась выставлением головы на шесте на всеобщее обозрение. Самый жестокий прием

умерщвления состоял в срезании маленьких кусочков плоти с тела преступника.

Данная карательная мера применялась к преступникам, замыслившим переворот, или участникам коллективного сговора, при этом не проводилось разграничение на главарей и соучастников (ст. 277); к лицам, замысливших убить или убивших родственников (ст. 307); за убийство женой или наложницей мужа (ст. 308).

Всего данная карательная мера применялась в 10 статьях Законов Великой династии Мин.

Следующей карательной мерой являлось обращение в рабство (вей ну). Данная мера наказания предусматривалась 6статьями, в отличие от Древней Греции, где обращением в рабство наказывался в основном невозврат долга кредитору. В Китае подвергались ей лишь преступники одной категории, которых можно было считать правонарушителями в полном смысле слова. Преимущественно же она предназначалось для родственников, виновных в особо опасных антигосударственных и уголовных преступлениях, причем круг привлекаемых к ответственности зависел от тяжести деяния, совершенного их сородичем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отправка в солдаты (чун цзюнь) также входила в группу карательных мер. В кодексе Чжу Юань чжана данная мера наказания предусматривалась всего лишь 29 статьями, причем в 2 из них она выступала в качестве заменяющего (ст. 8 и 10), а в остальных — основного наказания. Однако практически в части основного наказания речь шла о 3разных карательных мерах.

Первая представляла собой зачисление невоеннообязанных лиц в армию, то есть тех, кто не принадлежал к наследственному военному сословию.

Вторая мера состояла в разжаловании военных чиновников в рядовые.

Третья — фактически сводилась к переводу солдат из одних подразделений в другие: из столицы на места, а на периферии — из своих подразделений в соседние или пограничные части.

Со временем данные карательные меры стали распространенными и присутствовали в большинстве дополнительных постановлений. В данных правовых актах, в отличие от законодательных статей, имеется назначение места отбывания наказания в зависимости от тяжести преступного деяния.

Также, в сравнении с законодательными статьями, дополнительные постановления содержат еще одно нововведение: в них встречается упоминание о сроках отбывания рассматриваемого наказания. Они выражались словами чжун энь шень (до конца своих дней) и юнюань (навечно) и, следовательно, это либо соответствовало продолжительности жизни заключенного, либо даже распространялось на его потомков.

В законодательных статьях, включающих положение об отправке в солдаты, эта карательная мера предстает в виде комбинированного наказания в

связи с тем, что осужденные перед этапированием должны были подвергаться порке 100 ударами толстыми батогами. Однако в дополнительных постановлениях про телесные экзекуции ничего не говорится. Поэтому возникает вопрос, предусматривались ли меры телесного экзекуционного характера дополнительными постановлениями. Ответ на данный вопрос содержится в дополнительном постановлении 94 гл. 1, трактующем об общих принципах применения законодательных актов, которое гласило: «всех приговоренных к отправке в солдаты... освобождать от... следуемого по закону приведения в исполнение наказания толстыми батогами». Поскольку, указывалось выше, после приведения такого телесного наказания, как порка 100 толстыми батогами, многие даже не выживали, не говоря уже о серьезных проблемах со здоровьем, данное решение несомненно было принято в целях сохранения здоровья осужденным, столь необходимого для исправного несения солдатской службы.

Данным карательным мерам подвергались лица, вступившие в свиту чиновников, чтобы скрыться от повинностей (ст. 88); евнухи, сопротивляющиеся обыску при входе и выходе в императорский город (ст. 210); офицеры, тайно продававшие воинское оружие (ст. 233); офицеры, за совершение лично-корыстного преступления подлежащие наказанию высылкой или ссылкой, должны быть отправлены в различные вэи, находящиеся на соответствующем географическом расстоянии (ст. 8).

Выселение в Застенный Китай в качестве простолюдинов также являлась карательной мерой в эпоху Мин. Данная карательная мера применяется к гражданскому сословию. Она встречается лишь в дополнительных постановлениях, и в подавляющем большинстве случаев выступает в едином блоке с отправкой в солдаты, налагающейся на подчиненных военным органом. В принципе, данное наказание можно считать модификацией отправки в солдаты невоеннообязанных. Появление ее в минской правовой системе можно рассматривать как стремление форсировать хозяйственное освоение земель, примыкавших к Великой китайской стене.

В качестве карательной меры также применялась ссылка с 3 годами принудительных работ. Данная карательная мера налагалась на лиц, совершивших преступление против правосудия, оговоривших кого-либо в совершении преступления, караемого смертной казнью, если приговор оклеветанному не был приведен в исполнение.

Рассмотрев в данной статье подробно систему наказаний минской эпохи, можно сказать, что китайская правовая система имела на то время достаточно обширный арсенал санкционных норм. Пенитенциарная система Китая династии Мин обладала достаточно большим объективным составом, то есть охватывала большое количество преступных деяний. Данная система являлась суровой и жестокой, такой

вид наказания, как смертная казнь, встречается в кодексе династии Мин достаточно часто. При подробном изучении кодекса можно увидеть, с какой большой почтительностью законодатель относится и охраняет традиции китайского народа, такие как почитание траура, как учит уважительное отношение к членам семьи и, прежде всего, к родителям, и требует почитать различные религиозные ритуалы. В свою очередь, по законодательству можно судить и о законодателе. И если вкратце обратиться к политике и жизни основателя династии Мин, можно увидеть достаточно сурового, а иногда и жестокого прави-

Библиография:

теля, который наказывал своих подчиненных за малейшие проступки, но в тоже время и не лишенного справедливости. Чжу Юань чжан был яростным ревнителем китайских традиций и глубоко духовным человеком. Достаточно вспомнить его двенадцатидневный пост и моления духам Неба в засуху, после которого хлынул продолжительный ливень. В целом его правление оказало положительное влияние на историю китайского народа и, прежде всего, дало Китаю кодифицированное и соответствующее сво-емувремени законодательство и сложную административную и судебную систему.

1. Законы Великой Династии Мин: в 2 ч. / пер. и прим. Н.П. Свистунова. М.: Вост. лит., 1997—2002. Ч. 1. 573 с.; Ч. 2. 408 с.

2. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.: Наука, 1986. 264 с.

3. Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М.: Молодая гвардия, 2008. 452 с.

4. Непомнин О.Е., Иванов Н.А. Типология азиатских обществ. М.: Вост. лит., 2010. 440 с.

5. Общество и государство в Китае: XLI научная конференция: уч. зап. Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3. М.: Вост. лит., 2011. 440 с.

6. Пирс К. Войны Китая. Под знаменем небесного дракона. М.: Эксмо, 2008. 248 с.

7. Рейн К. Китай. История страны. М.; СПб.: Мидгард, 2008. 544 с.

8. Сыма Цянь. Исторические записки / пер., под ред. А.Р. Вяткина. Т. 9. М.: Вост. лит., 2010. 623 с.

9. Ян Хунле. Влияние китайского права на право государств Восточной Азии. Шанхай, 1937. [оригинал на кит. яз.]

References (transliteration):

1. Zakony Velikoj Dinastii Min: v 2 ch. / per. i prim. N.P. Svistunova. M.: Vost. lit., 1997-2002. Ch. 1. 573 s.; Ch. 2. 408 s.

2. Kychanov E.I. Osnovy srednevekovogo kitajskogo prava. M.: Nauka, 1986. 264 s.

3. Maljavin V.V. Povsednevnaja zhizn' Kitaja v jepohu Min. M.: Molodaja gvardija, 2008. 452 s.

4. Nepomnin O.E., Ivanov N.A. Tipologija aziatskih obshhestv. M.: Vost. lit., 2010. 440 s.

5. Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae: XLI nauchnaja konferencija: uch. zap. Otdela Kitaja IV RAN. Vyp. 3. M.: Vost. lit., 2011. 440 s.

6. Pirs K. Vojny Kitaja. Pod znamenem nebesnogo drakona. M.: Jeksmo, 2008. 248 s.

7. Rejn K. Kitaj. Istorija strany. M.; SPb.: Midgard, 2008. 544 s.

8. Syma Cjan'. Istoricheskie zapiski / per., pod red. A.R. Vjatkina. T. 9. M.: Vost. lit., 2010. 623 s.

9. Jan Hunle. Vlijanie kitajskogo prava na pravo gosudarstv Vostochnoj Azii. Shanhaj, 1937. [original na kit.jaz.]

Материал поступил в редакцию 23 августа 2014 г.

Punishments in the Chinese law of the Ming Dynasty

PIVOVAROV, Nikolay Danilovich — chief specialist of the City District Administration of the City of Himki of the Moscow Region, postgraduate student of the Department of History of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University. [os_box@ mail.ru]

129346, Russia, Moskva, Anadirsky prospect, 41.

Review. This article shall provide analysis of the system of criminal punishment at the time of the Ming Dynasty China with the use of historical, analytical and deduction methods. The object of studies involves the penitentiary punishment systems in the Criminal Code of the Ming Dynasty. Attention shall be paid to the types of punishments, punitive measures and their value for the medieval Chinese society. The author also views subjects and objects of crime. This study is within the scope of the science of history of state and law of foreign states. Currently the topic of Chinese law is not sufficiently studied in the science of history of state and law of foreign states, that is why this study is of interest to both lawyers and historians as a description of the original (authentic) law, which was efficient for the organization of a certain type of national society of the medieval Chinese state. Keywords: Ming Dynasty, China, Chinese law, punishment, law, medieval law, Tang Dynasty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.