28.12.2008 № 64 «О практике применения судами к уголовной ответственности за налоговые преступления» (далее - Пленум).
Пленум был подготовлен на основании анализа судебной практики по вопросам налоговых преступлений, и стал одним из основных нормативно-правовых актов содержащих признаки и характеристики налоговых преступлений [5, с. 6].
Если действия налогоплательщика причиняют ущерб государству и обществу вследствие совершения налогового и другого преступления в сфере экономической деятельности, он может быть привлечен к уголовной ответственности независимо от извлечения им личной имущественной выгоды.
Список литературы /References
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ. № 7-ФКЗ, № 2-ФКЗ. № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс ».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64// СПС «КонсультантПлюс».
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ Бец Е.Д. Email: [email protected]
Бец Екатерина Дмитриевна - студент, юридический факультет, Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: работа посвящена анализу правового статуса членов семьи и брачно-семейным отношениям по кодексу «Тан люй шу и» в средневековом Китае в период правления династии Тан. Рассмотрены основные положения средневекового китайского семейного права, в том числе статус младших и старших родственников, нормы заключения и расторжения брака, а также наказания за нарушение традиционных брачно-семейных норм. Приведены примеры традиций и обычаев в средневековой китайской семье. Затронуты статьи законодательства, а именно главы, касающиеся семейного права. Отдельное и значительное внимание уделяется уголовным разъяснениям династии Тан, так как именно в этом источнике подробно рассмотрены члены семьи как субъекты правоотношений. Ключевые слова: правовое положение, право средневекового Китая, "Тан люй шу и ", династия Тан.
LEGAL STATUS OF FAMILY MEMBERS IN MEDIEVAL CHINA
Bets E.D.
Bets Ekaterina Dmitrievna - Student, FACULTY OF LAW, ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE RUSSIAN LEGAL ACADEMY OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: work is devoted to the analysis of legal status of family members and the matrimonial relations under the code "Tan Lui Shu i " in medieval China in the period of government of the Tang dynasty. Basic provisions of medieval Chinese family law, including, the status of younger and senior relatives, standards of the conclusion and divorce and also punishment for violation of traditional matrimonial norms are considered. Examples of traditions and customs in the medieval Chinese family are given. The articles of legislation, namely the chapters dealing with family law, are touched upon. Separate and considerable attention is paid to the criminal explanations of the Tang dynasty, since it is in this source that the members of the family are examined in detail as subjects of legal relations.
Keywords: legal status, right of medieval China, "Tan Lui Shu i", Tan's dynasty.
УДК 341.96
В средневековом китайском обществе имелись четко-определенные традиции и статьи законодательства, которые затрагивали практически все сферы жизни, в том числе и статус членов семьи.
Следуя обычаю, заключение брака осуществлялось родителями жениха и невесты, и, как правило, это были отцы семейства [1]. Иногда они сговаривались о помолвке, когда дети еще не достигли и года. В большинстве случаев, жених и невеста видели друг друга впервые на свадьбе.
Однако в Танском законодательстве статья 188 предоставляла мужу право выбора жены без влияния родителей, но для этого требовалось определенное условие: он должен находиться вдалеке от них, выполняя общественные или личные дела. Особое место в системе законов занимали административные статуты — «лин». «Лин» отличались от уголовных законов «люй» тем, что носили характер предписаний и не предусматривали наказание за их невыполнение. Нормы «лин» династии Тан регулировали брачный возраст: девочкам - 13 лет, мальчикам - 15. Статья 182 Тан Люй шу и запрещала браки среди однофамильцев, даже если их родственная связь была далека, если же запрет был нарушен, то молодожёны карались двумя годами каторги [2].
Китайцы сохраняли свою веру в символы во всём, даже при оформлении поручительств. Данные требования заключались на листках красного цвета, именно этот цвет считается символом процветания и счастья, даже свадьбы пытались выдержать в этих тонах.
Далее начиналась семейная жизнь, которая была не совсем легкой для женщины и совершенно беззаботной для мужчины. Женщина должна была быть абсолютно покорна воле мужчин: «Если ее зовут, она немедленно должна приходить на зов; если ей приказывают уйти, она должна немедленно уйти» [5, ст. 297].
Право династии Тан, да и практически всего средневекового Китая становилось больше на сторону мужа, нежели жены. Хоть жена и называлась ровней, но на самом деле она приравнивалась к младшим родственникам, так свидетельствуют разъяснения к кодексу. Побои со стороны мужа регулировались уголовными наказаниями только в тех случаях, когда было нанесено телесное повреждение, а именно наличие крови (шан Ш). Если деяние совершенно
прилюдно, то следовало наказание 60 ударами тяжелых палок. Но если жена наносила побои, то не нужно было «шан», достаточно слов, незначительных повреждений мужа и жена отправлялась на год каторги. За убийство жены по Танскому законодательству муж наказывался удавлением, а если с применением колюще-режущего предмета - обезглавливание.
Так же следует обратить внимание, что в кодексе упоминается только оскорбление мужа женой, обратной ситуации кодекс не предусматривает. Нужно отметить, что уголовные установления разграничивали «умысел убить отца или мать нынешнего мужа» и «умысел убить человека», тем самым, разделяя семейные и иные общественные отношения. Смысл семьи, как и в нынешнее время, заключался в продолжении рода.
На этот счет китайцы имели свою точку зрения, их взгляды основывались на гендерном неравенстве. Родившийся мальчик был показателем удачного брака, поднимал статус матери, а к девочке относились менее почетно. Регулировались и отношения между братьями и сестрами. За нанесение побоев старшим братьям и сестрам по статье 328 следовало наказание в виде 2,5-3 лет каторги, в зависимости от тяжести побоев.
Китайский кодекс немало внимания уделяет старшим родственникам: дедушкам, бабушкам. Рассматривая 345 статью кодекса, можно прочесть, что каждый, кто подал донос на деда или бабку по мужской линии либо на отца или мать, наказывается удавлением. Дело здесь идёт о преднамеренном доносе, так называемом «гу гао», о преступление, по которому не полагается общесемейной ответственности и которое не является умыслом измены или тяжелее.
Средневековый Китай отдавал большую роль учению, учению именно тому, что дает старший по роду, в частности это касалось мужской линии. За нарушение наставлений, дававшихся от старших родственников, сыновьями или внуками полагалось 2 года каторги. В качестве субъектов наставления могли выступать дедушка, бабушка или отец, мать. Причем данная процедура оформлялась в виде доноса на своих младших родственников. Практика подачи иска в суд остаётся и на сегодняшний день, государство оказывает значительное влияние на институт семьи и его членов в отдельности, может благодаря этому в данной стране такое почетное отношение в плане брачно-семейных отношений.
Как правило, средневековая китайская семья не ограничивалась наличием мужа, жены и детей. Немаловажное место в доме занимала наложница, ее положение тоже достаточно подробно регламентировалось нормами права. Наложницы подразделялись на «ин» и «цэ». «Ин»-наложницы чиновников с пятого ранга и выше, «цэ»-наложницы нижестоящих служащих и простых людей [4]. Супруг не мог взять в жены вторую женщину, это каралось годом каторжных работ. По статусной иерархии наложница шла ниже статуса жены. Наложница называла жену госпожой, тем самым подчеркивая доминантность супруги хозяина над ней. Жена без всяких последствий могла убить наложницу, если было доказано, что преступление произошло непредумышленно. Танский кодекс четко описывал правонарушения каждого члена семьи, так, например, за «Избиение или словесное оскорбление женой или наложницей отца или матери мужа» женщины наказывались 3 годами каторги или обезглавливанием соответственно. Если же дед, бабка, мать или отец по мужской линии избили внука, вызвав состояние фейцзи (если поясница или спина скрючилась, либо одна конечность усохла), то получали наказание 100 ударов тяжелыми палками.
Законодательством предусмотрены нормы по защите нравственности. Данные законы регламентировали вступления во внебрачные связи и наказание за данное деяние. Муж мог вступать в связи помимо жены и наложницы, с жительницами «весёлых кварталов», но ни с кем другим.
Брак в эпоху Тан не носил нерасторжимого характера. Причиной развода с женой могли стать воровство, её болтливость, ревность, распутство,
неспособность служить родителям мужа, отсутствие детей, тяжелое заболевание. Но в уголовных разъяснениях было прописано и наказание за развод. Дело в том, что распространялись ограничения на вышеупомянутые 7 причин, например, если муж развелся, а у жены нет второго дома, то он наказывался 100 ударами тяжелых палок. Если женщины уходили, не предупредив мужа, то они наказывались 2 годами каторги.
Хоть Танский кодекс и опирался на семь причин развода, но вносил свои коррективы. Предусматривался развод по обоюдному согласию без какой-либо ответственности, впервые за историю древнего и средневекового Китая законодательство стало обращать внимание на чувства. Что касается самой процедуры развода, то составлялся документ, где были указаны причины развода. После этого муж желал жене ещё раз выйти замуж.
Список литературы /References
1. Крашенинникова Н.А. История права Востока: Курс лекций. М.: Российский открытый университет, 1994. 163 с.
2. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 9-16. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 177 с.
3. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 26-30. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. 166 с.
4. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 17-25. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. 207 с.
5. Фицджеральд Ч.П. История Китая. М.: Центрполиграф, 2008. 640 с.