Научная статья на тему 'Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая'

Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12688
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ДРЕВНИЙ КИТАЙ / КОНФУЦИАНСТВО / ТАЛИОН / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна

Рассматривается развитие системы наказаний в традиционном праве Китая начиная с глубокой древности до империи Тан. Подчеркивается влияние религии, тесная взаимосвязь религиозных ценностей и правовых норм. Исследуются основные правовые системы древности, делается вывод о наличии общих подходов в решении вопросов о целях наказаний и их видах. Характерным моментом для древневосточных государств является закрепление в законодательстве и правоприменительной практике принципа талиона, т.е. воздаяния равным за равное. Анализируется возникновение системы «у син», ее развитие и окончательное закрепление в уголовном праве Китая. Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что система «у син» возникла, вероятно, в период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). В период Суй (VI в.) складывается система «пяти видов наказаний», которая была воспринята и в период династии Тан. Уголовные установления Тан более чем на тысячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь. Целями наказаний были устрашение, восстановление социальной справедливости, предупреждение преступлений и перевоспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purposes and Тypes of Punishment in the Traditional Law of China

The article deals with the development of the system of punishments in the traditional law of China, from the deep antiquity to the Tang Empire. It emphasizes the influence of religion, the close relationship of religious values and legal norms. The ancient basic legal systems are investigated and a conclusion is drawn about the existence of common approaches to solving the problems of the purposes of punishment and its types. A characteristic moment for the ancient Eastern states is the consolidation in the legislation and law enforcement practice of the talion principle, i.e. retribution equal to the equal. The origin of the "wu xing" system, its development and its final fixing in the criminal law of China are analyzed. Modern studies allow us to conclude that the system of “wu xing” was probably originated in the Zhan Guo period (5th -3rd centuries BC). During the Sui dynasty (6th century), a system of "five types of punishments" was formed, which was also received during the Tang dynasty. Tang's criminal institutions, for more than a millennium, streamlined the system of five basic punishments: blows with thin sticks, blows with thick sticks, hard labor, exile and death penalty. The goals of the punishments were intimidation, restoration of social justice, crime prevention and re-education.

Текст научной работы на тему «Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая»

УДК 34:94(510) ББК 67.3(5Кит)3

Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая

О.Г. Моисеева

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Purposes and Тypes of Punishment in the Traditional Law of China

O.G. Moiseeva

Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассматривается развитие системы наказаний в традиционном праве Китая начиная с глубокой древности до империи Тан. Подчеркивается влияние религии, тесная взаимосвязь религиозных ценностей и правовых норм. Исследуются основные правовые системы древности, делается вывод о наличии общих подходов в решении вопросов о целях наказаний и их видах. Характерным моментом для древневосточных государств является закрепление в законодательстве и правоприменительной практике принципа талиона, т.е. воздаяния равным за равное. Анализируется возникновение системы «у син», ее развитие и окончательное закрепление в уголовном праве Китая. Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что система «у син» возникла, вероятно, в период Чжаньго (У-Ш вв. до н.э.). В период Суй (VI в.) складывается система «пяти видов наказаний», которая была воспринята и в период династии Тан. Уголовные установления Тан более чем на тысячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.

Целями наказаний были устрашение, восстановление социальной справедливости, предупреждение преступлений и перевоспитание.

Ключевые слова: уголовное право, Древний Китай, конфуцианство, талион, виды наказаний.

DOI 10.14258/izvasu(2018)6-07

The article deals with the development of the system of punishments in the traditional law of China, from the deep antiquity to the Tang Empire. It emphasizes the influence of religion, the close relationship of religious values and legal norms. The ancient basic legal systems are investigated and a conclusion is drawn about the existence of common approaches to solving the problems of the purposes of punishment and its types. A characteristic moment for the ancient Eastern states is the consolidation in the legislation and law enforcement practice of the talion principle, i.e. retribution equal to the equal. The origin of the "wu xing" system, its development and its final fixing in the criminal law of China are analyzed. Modern studies allow us to conclude that the system of "wu xing" was probably originated in the Zhan Guo period (5th -3rd centuries BC). During the Sui dynasty (6th century), a system of "five types of punishments" was formed, which was also received during the Tang dynasty. Tang's criminal institutions, for more than a millennium, streamlined the system of five basic punishments: blows with thin sticks, blows with thick sticks, hard labor, exile and death penalty.

The goals of the punishments were intimidation, restoration of social justice, crime prevention and re-education.

Key words: criminal law, Ancient China, Confucianism,

talion, types of punishments.

Важнейшими регуляторами общественных отношений являются религия и право. Для них характерны: универсальность, традиционность, формирование системы действий ритуального характера. Древневосточным государствам присуща тесная взаимосвязь между религиозными ценностями и правовыми нормами. Религия оказала существенное влияние на развитие древневосточного права, в том числе в аспекте целей и видов наказаний.

Впервые теологические представления о цели наказания были сформулированы в Ветхом завете. Наказание рассматривалось как воздаяние за зло, которое устранялось по принципу талиона: «око за око, зуб за зуб». Идея эквивалентности наказания совершенному преступлению в литературе именуется «принципом равного возмездия» (ответной справедливости) [1, с. 137], или «законом расплаты» [2, с. 22].

Наказание преследовало цель восстановления социальной справедливости, а также исправления преступника и предупреждения совершения преступлений. М.Д. Шаргородский писал: «Наказание исторически обосновывалось религиозными требованиями, а для всех религий было характерным требование мести и возмездия» [3, с. 249].

Религиозные воззрения на преступления и наказание оказали большое влияние на правовое регулирование данных институтов в Древнем Египте. Преступление рассматривалось не в качестве греха, а как заблуждение, особого рода болезнь, которая вызвала неадекватное поведение [4, с. 43]. В «Поучении гераклеопольского государя сыну Мерикара» говорится: «Остерегайся карать опрометчиво; не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроится эта страна» [5, с. 195].

Принцип талиона как воздаяния равным за равное был сформулирован и закреплен и в других древневосточных государствах. В законах древневавилонского царя Хаммурапи он нашел последовательное выражение. Статья 196 гласит: «Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз» [6, с. 44]. В статье 200 Законов Хаммурапи говорится: «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб» [6, с. 44].

В основе религиозных воззрений Древней Индии «лежит учение о воздаянии — возмездии за все благие и дурные поступки» [7, с. 43]. Законы Ману говорили о назначении наказания по принципу талиона, но при этом не было четкого соответствия между причиненным ущербом и наказанием. «Тот член, каким человек низший ударит высшего, — а именно он у него должен быть отрезан — таково предписание Ману» [7, с. 115]. Нарушение дхармы всегда приводило к наказанию, но не обязательно для преступника, иногда наказывались его потомки. «Адхарма, совершенная в этом мире, не сразу дает плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, она подрезает корни совершающего его. Если наказание падает не на самого преступника, то на сыновей, если не на сыновей, то на внуков» [7, с. 102].

Много внимания законы Ману уделяют принципу справедливости при назначении наказания. Несправедливые наказания могут негативно сказаться на том, кто выносит приговор. Как правило, правосудие осуществлял царь вместе с брахманами. Они могут погубить «крепость, страну, мир... даже мудрецов и богов» [8, с. 233]. Законы Ману устанавливают и закрепляют те качества, которым должен соответствовать человек, применяющий наказания. Он должен быть «чистым, правдивым, следующим тому, что сказано в шастрах, имеющим хо-

роших помощников и умным» [7, с. 105]. Наказание рассматривалось законами Ману как весьма важное средство управления государством и регулирования поведения людей. «Весь мир подчиняется только посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир служит пользе» [7, с. 105].

Преступление и наказание в Китае рассматривались как явления взаимосвязанные, и наказание являлось «воздаянием за совершенное преступление» [9, с. 151]. В Древнем Китае применялся принцип талиона. Мэн-цзы писал: «Когда человек убил отца другого человека, то другой убьет его отца, когда человек убьет брата человека, то другой убьет его старшего брата» (цит. по: [9, с. 54]).

Для Древнего Китая также характерно влияние религии на развитие права. Прежде всего речь идет о конфуцианстве.

Сторонники идей Конфуция считали, что управление не должно строиться на основе суровых законов. С помощью наказаний невозможно установление гармоничного порядка в обществе. Наказания не способны привести к достижению согласия в обществе, а наоборот, содействуют существованию противоречий и конфликтов. Конфуций заявлял, что «если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность» [10, с. 58].

Конфуцианцы считали, что наказание может и перевоспитать. Конфуций выступал против применения смертной казни. «Вы же осуществляете управление, так зачем Вам убивать. Вам только стоит захотеть добра, и народ станет добрым. Ведь благие способности совершенного мужа подобны ветру, тогда как благие способности маленьких людей подобны траве, а трава склоняется, когда дует ветер» [11, с. 157].

Для традиционного права Китая характерным является то, что оно развивалось прежде всего как право уголовное. Нормы уголовного права пронизывали все другие отрасли права и носили как бы «надотрас-левой» характер. С. Кучера отмечает: «Уже в древности, характеризуя правопорядок, установившийся в Китае, ученые ханьского периода отмечали (и в их сознании это было, по-видимому, явлением вполне нормальным) его пенитенциарный характер» [12, с. 366].

Для обозначения понятия наказания в Древнем Китае использовали иероглиф «син». «Син» означает «наказание за преступление». Он состоит из фонемы «цзин» и семантемы «нож». Нож часто являлся орудием исполнения наказания. В Древнем Китае сложилась система «у син», которая включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание од-

ной или обеих ног (ступней), кастрацию и смертную казнь.

Рассматривая представления китайцев (хуася) в древности о том, что лежит в основе китайского права, С. Кучера приводит цитату из «Шу цзин» («Книга истории»): «Люди (племени) мяо управлялись при помощи наказаний, а не (путем) применения духовного начала. Они ввели пять (видов) жестоких наказаний (син), называемых законом (фа)» [12, с. 350]. Система пяти наказаний базируется на одном из основополагающих понятий китайской философии: «у син» (пять элементов; пять стихий; пять действий; пять столбцов; пять переходов). Пять Первоэлементов (огонь, земля, металл, вода, дерево) составляют все сущее.

Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что система у син возникла гораздо позднее, вероятно, в период Чжаньго (У-111 вв. до н.э.). На практике применяемые наказания были гораздо разнообразнее.

Историк династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.) Сыма Цянь, живший в 11-1 вв. до н.э., составил Ши цзи («Исторические записки»), в которых в том числе рассмотрел виды наказаний, которые существовали в Китае. В «Ши цзи» упоминаются пять видов наказаний. Помимо этого, в качестве наказания применялась ссылка. «Ссылкой смягчались пять тяжелых наказаний» [13, с. 140]. Кроме того, говорится о телесных наказаниях плетью и палками. «Плеть служила для наказания чиновников, палки — для наказания при обучении» [13, с. 140].

Сыма Цянь не ограничился анализом современного ему уголовного права династии Хань, он описал более ранний период китайской истории, отмечая наличие в древности жестоких и изощренных наказаний. «Когда человек совершает проступок, его не наставляют, а применяют тяжелые телесные наказания, и если кто-то пожелал бы исправиться и заняться добрым делом, у него нет пути к этому. Мы весьма сожалеем об этом порядке» [14, с. 237]. Сыма Цянь писал об отрубании конечностей, сдирании кожи, отрубании коленных чашечек, клеймении.

Конфуцианская историческая традиция также относит происхождение системы наказаний ко времени легендарных мудрецов. В «Обозрении законов» (32-92 гг.) Бань Гу говорит: «Поскольку сами со-вершенномудрые обладали просветленной и мудрой природой, они непременно постигали желания Неба и Земли. Определяя правила этикета, создавая поучительные наставления, устанавливая законы и вводя наказания, они действовали, следуя чувствам народа, принимая Небо за образец и подражая Земле» [15, с. 149].

В китайских источниках указано, что происхождение пяти видов наказаний произошло еще в леген-

дарные времена (III тыс. до н.э.). «Истоки всего этого очень древние, восходят ко времени Хуанди», — писал Бань Гу [15, с. 149].

В дальнейшем, в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) к пяти наказаниям были добавлены еще четыре: ссылка, откуп от наказания, удары кнутом, разрывание на четыре части.

От династии Шан был унаследован институт каторжных работ, лишения свободы на срок: год, два года, три года. Использовалось также в качестве наказания за проступок кратковременное лишение свободы. Оно заключалось в сидении на камне с нравоучительным текстом. Осужденный прикреплялся к камню наручниками. Срок варьировался от трех до 13 дней. После отбытия назначенного срока преступник отправлялся на каторжные работы сроком до года.

Согласно преданиям, правитель Чжоу Му-ван (1001-947 гг. до н.э.) приказал составить сборник законодательства, позднее ставший известным как «Законы Люя». В данном законе нашла отражение система «у син». В уложении Му-вана выделяют пять основных видов наказания: клеймо тушью на лице, отрезание носа, отрубание руки, кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц для женщин, смертная казнь. В период династии Чжоу наказания, применяемые в Китае, зависели от того, когда был присоединен удел к территории государства. При наказании новых, недавно созданных уделов использовался свод легких наказаний, мирно живущих уделов — средних наказаний, для взбунтовавшихся уделов — свод тяжелых наказаний. Также на применение наказаний влияло, было совершено преступление в мирное или военное время.

На практике кроме основных наказаний применялся и целый ряд других: отрезание ушей, обращение в рабство, битье палками.

В период Сражающихся царств Ли Куй создал первый систематизированный кодекс «Фацзин». Ли Куй служил в царстве Вэй при знаменитом правителе Вэнь-хоу (424-387 гг. до н.э.) и его сыне У-хоу (386-371 гг. до н.э.). «Фацзин» состоит из шести частей: «О разбое», «О воровстве», «О заключенных», «Об аресте», «Разнообразные законы», «Об избрании меры наказания». Этот кодекс представляет собой достаточно систематизированный свод писанного права.

В 359 г. до н.э. Шан Ян на основе «Фацзин» составляет сборник «Циньское право». Шан Ян увеличил количество телесных наказаний, преступлений, караемых смертной казнью, ввел новые наказания: продалбливание головы, выламывание ребер и варка в котле. После объединения шести царств под властью царства Цинь действие цинь-ских законов распространяется на всю террито-

рию объединенного Китая. Для империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) характерно господство идей ле-гизма. Устрашение окончательно становится основной целью наказания.

В период династии Хань происходят изменения в подходах к назначению отдельных видов наказаний и отказ от чрезмерно жестоких. Император Вэнь-ди (202-157 гг.) говорил: «Ведь наказания доходят до того, что отрубают конечности и прокалывают кожу, а ведь они до конца жизни не отрастут. Пусть будут отменены и чем-нибудь заменены телесные наказания» [15, с. 157]. По приказу императора была изменена система наказаний. Например, тех, кто подлежит наказанию отрезания носа, карать 300 ударами бамбуковых палок. Тех, кто подлежит наказанию отрезания левой ноги, карать 500 ударами бамбуковых палок.

Еще один император династии Хань — Цзин ци (188-141 гг. до н.э.) продолжил политику, направленную на смягчение наказаний. Он издал рескрипт, установивший, что наказание 500 ударами бамбуковых палок уменьшается до 300, а наказание 300 ударами — до 200, указывая на то, что нанесение большого количества ударов бамбуковыми палками фактически очень часто приводит к смерти или тяжелым увечьям.

В дальнейшем императоры продолжали уменьшать количество ударов палками, провозглашая, что «битье палками должно служить воспитанию преступников» [15, с. 158].

При династии Северный Вэй (431 г.) традиционная система наказаний стала включать в себя обезглавливание («чжань»), удавление («сяо»), каторжные работы со ссылкой («лю»), каторжные работы без ссылки («ту»). Стало применяться также наказание в виде битья толстыми палками («чжан»).

В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими («чи»). Фактически в это время окончательно складывается система «пяти видов наказаний», которая была воспринята и в период династии Тан и нашла отражение в Уголовных установлениях Тан «Тан люй шу и» 653 г.

Уголовные установления Тан более чем на тысячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.

Самым легким из основных наказаний было битье тонкими палками. Эта мера в качестве наказания была введена в царствование западно-ханьского императора Вэнь-ди (179-157 гг. до н.э).

Следующим видом наказания были удары толстыми палками. Можно встретить упоминание о на-

личии данного вида наказаний с начала правления династии Восточная Хань (25-220 г.). В качестве основного вида наказания битье толстыми палками появляется в кодексе династии Лян (503 г.).

Каторга рассматривалась как мера наказания, которая предполагала превращение преступника в раба. Каторга — это порабощение, которое позорило преступника. В «Тан люй шу и» указано, что данный вид наказания существовал со времен Чжоу (1045-220 гг. до н.э.).

Ссылка представляла собой сочетание каторжных работ с отправкой преступников в отдаленные районы Китая и даже за его пределы. Наказание ссылкой применялось начиная с периода Чуньцю (722-479 гг. до н.э.). В качестве одного из основных видов наказаний ссылка была закреплена в уложении государства Северное Чжоу (557-581 гг.).

Высшей мерой наказания была смертная казнь. Существовало две разновидности смертной казни: обезглавливание и удавление. Казнь через обезглавливание появилась в глубокой древности, во времена легендарного Желтого императора (ок. 2600 г. до н.э.), а удавление — в эпоху Чжоу.

На основе многочисленных источников сделан убедительный вывод о существовании в Китае символических наказаний. Система символических наказаний позволяла без применения к виновному крайне жестоких мер, вплоть до смертной казни, путем морального воздействия оказать на преступника весьма ощутимое влияние. Виновный отлучался от коллектива, выставлялся на всеобщее осуждение и порицание. Тем самым реализовывалась одна из целей наказания — перевоспитание.

Для права Древнего Китая характерно влияние религии, прежде всего конфуцианства, что выразилось в подходах к назначению наказания, реализации цели наказания — перевоспитания, особенно в период правления династии Хань, когда постепенно произошло возрождение конфуцианских идей и принципов и провозглашение конфуцианства официальной идеологией империи.

Постепенно происходит изменение пяти основных видов наказаний. Главная тенденция выразилась в отказе от членовредительских и позорящих наказаний. Начиная с династии Суй «у син» включает: смертную казнь, ссылку, каторжные работы, удары толстыми палками, удары тонкими палками. Данная система наказаний также была закреплена в Уголовных установлениях Тан «Тан люй шу и» 653 г., и продолжала существовать в Китае в течение нескольких сотен лет.

Библиографический список

1. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. — М., 2000.

2. Головащенко С. Право в Ветхом завете // Религия и право. — 2000. — № 4.

3. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголовному праву. — СПб., 2003.

4. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. — М., 2011.

5. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. — СПб., 2005.

6. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

7. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

8. Законы Ману. — М., 2002.

9. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. — М., 1986.

10. Конфуций. Я верю в древность. — М., 1998.

11. Лунь Юй. Классическое конфуцианство. — СПб., 2000.

12. Кучера С. История, культура и право Древнего Китая. — М., 2012.

13. Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 2001. — Т. 1.

14. Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 2001. — Т. 2.

15. Крашенинникова Н.А. История права Востока. — М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.