Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентации личности руководителей'

Исследование ценностных ориентации личности руководителей Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
330
42
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Игембаева К.С., Магзумова Н.К.

В данной статье излогается психологические особенности руководителей и приводиться краткий теоретический обзор личности современного руководителя. В процессе исследования была использована методика М.Рокича «ценностные ориентации личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентации личности руководителей»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

приобретаемые с опытом, - как компенсаторные механизмы, позволяющие развивать эмоциональный интеллект путем тренировки [3, с.132].

Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет группы способностей: самопонимание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки. Эмоциональный интеллект по Д. Гоулмену относиться к классу смешанных моделей эмоционального интеллекта и рассматривается как сочетание когнитивных, личностных, мотивационных черт.

Наибольшее распространение в практике получила модель эмоционального интеллекта Д. Люсина. В основе модели лежит представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект, включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность [4, с. 48].

Эмоциональный интеллект не является врожденно характеристикой, а формируется в различных возрастных периодах под определенным воздействием. Развитый эмоциональный интеллект является фактором успешности во многих видах деятельности, а развитие эмоционального интеллекта позволяет позитивно влиять на межличностные отношения. Cпиcок использованной литературы:

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007.- № 5.-С. 57-66.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.: «Академия», 2004. - 544 с.

3. Дэвид Райбак. Как использовать эмоциональный интеллект в работе. - Киев, 2005. - С. 450.

4. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009.-№ 4. - С. 47-62.

© Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У., 2017

УДК 159.99

К.С. Игембаева

Магистр психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан Н.К. Магзумова Магистр педагогики и психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В данной статье излогается психологические особенности руководителей и приводиться краткий теоретический обзор личности современного руководителя. В процессе исследования была использована методика М.Рокича «ценностные ориентации личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Руководитель, ценности, ценностные ориентации, личность, современный руководитель, индивидуальный

стиль руководителя.

Социально-экономические преобразования в Казахстане в настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. В настоящее время процесс формирования и развития казахстанских современных руководителей все более привлекает к себе внимание исследователей. Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной. Актуальность изучения ценностных ориентаций современных руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие) [1, с. 125].

Цель нашего исследования - выявить особенности ценностных ориентаций современных руководителей. Для большинства теорий, которые можно отнести к биологическому, или естественно научному уровню психологии, ценности не являются научными, т.е. эмпирически верифицируемыми категориями. Наиболее ярко, по нашему мнению, это формулируется в теории К.Левина, который сознательно исключает ценностные суждения из системы научных психологических понятий. [2, с. 15].

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, Л.И.Анцыферовой, В.С.Мухиной, А.А.Бодалева, Г.Г.Дилигенского, В.Г.Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности -ценностные ориентации - формирует общество. [3, с. 56].

Индивидуальный стиль руководства, принятый начальником, оказывает сильнейшее влияние на групповую систему ценностей принятые в коллективе В нашем исследовании приняли участие 53 руководителей: начальники служб и отделов, руководители промышленных предприятий, а также руководители социальной сферы. Всего - 18 женщин и 35 мужчин. Возраст испытуемых - от 25 до 53 лет. В нашем исследовании мы использовали методику М.Рокича «ценностные ориентации личности». Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся прежде всего те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группировки исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т.е. ценностей-целей) теста М.Рокича. (Рисунок 1)

I Широт* ВИЛ ЯДОВ

В системе терминальных ценностей руководителей наиболее высокий значимость имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе, свобода. Средние показатели по методике - счастливая семейная жизнь, интересная работы, продуктивная жизнь, общественное признание и развлечения. Такие ценности, как творчество, красота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств) характеризуется большей ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость. Таким образом, предпочтения в ценностях у наших руководителей практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. (Рисунок 2)

В соответсвии с качественной интерпритацией методики количественные показатели имеют следуюшие значения. Высокое материальное положение. Высокий балл по данному показателю отражает у руководителей стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070

благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Также среди значимых терминальных ценностей были указаны сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение.

В соответсвии с качественной интерпритацией методики количественные показатели имеют следуюшие значения. Высокое материальное положение. Высокий балл по данному показателю отражает у руководителей стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Также среди значимых терминальных ценностей были указаны сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение. В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности, имеющие индивидуальную направленность: - в структуру доминирующих ценностей всех испытуемых входит ценность хорошего здоровья; - в число личностно значимых ценностей женщин-руководителей входят любовь, общение, познание и стремление к прекрасному; - в число значимых ценностей высшего руководящего звена и экономистов входит, кроме общечеловеческих ценностей (любовь, общение), ценность высокого материального благосостояния. Знание приоритетных ценностей и ведущих потребностей позволяет руководству оптимизировать производственную деятельность в интересах предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 240 с.

2. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. - М.: Дело ЛТД., 1995. - 255 с.

3. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. - М.: МГУ, 1989. - 426 с.

© Игембаева К.С., Магзумова Н.К., 2017

УДК 376

О.В. Киселева ВЮИ ФСИН России Г. Владимир, Российская федерация

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Проблема адаптации к жизни в обществе освобождающихся из исправительных учреждений осужденных весьма актуальна, так как напрямую связана с профилактикой рецидивной преступности.

Особенность человеческой адаптации состоит в том, что она непосредственно связана с социализацией человека и является основным механизмом усвоения личностью социально-приемлемых норм поведения. В отличии от «социализации», представляющей последовательный процесс формирования личности под влиянием определенных социальных условий, понятие «социальная адаптация» определяет активное освоение личностью или группой в относительно короткий отрезок времени новой социальной среды, возникшей либо в результате перемещения, либо при изменении социальных условий [1].

Необходимо отметить, что комплексное психолого-педагогическое воздействие на осужденных в течение всего периода пребывания в исправительном учреждении в целом направлено на их исправление и подготовку к нормальной социальной жизни после освобождения. На заключительном этапе отбывания наказания возникает необходимость закрепления усвоенных ими социально-психологических механизмов