Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты подготовки осужденных к постпенитенциарной социальной адаптации'

Психолого-педагогические аспекты подготовки осужденных к постпенитенциарной социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты подготовки осужденных к постпенитенциарной социальной адаптации»

благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Также среди значимых терминальных ценностей были указаны сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение.

В соответсвии с качественной интерпритацией методики количественные показатели имеют следуюшие значения. Высокое материальное положение. Высокий балл по данному показателю отражает у руководителей стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Также среди значимых терминальных ценностей были указаны сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение. В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности, имеющие индивидуальную направленность: - в структуру доминирующих ценностей всех испытуемых входит ценность хорошего здоровья; - в число личностно значимых ценностей женщин-руководителей входят любовь, общение, познание и стремление к прекрасному; - в число значимых ценностей высшего руководящего звена и экономистов входит, кроме общечеловеческих ценностей (любовь, общение), ценность высокого материального благосостояния. Знание приоритетных ценностей и ведущих потребностей позволяет руководству оптимизировать производственную деятельность в интересах предприятия.

Список использованной литературы:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 240 с.

2. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. - М.: Дело ЛТД., 1995. - 255 с.

3. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. - М.: МГУ, 1989. - 426 с.

© Игембаева К.С., Магзумова Н.К., 2017

УДК 376

О.В. Киселева ВЮИ ФСИН России Г. Владимир, Российская федерация

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Проблема адаптации к жизни в обществе освобождающихся из исправительных учреждений осужденных весьма актуальна, так как напрямую связана с профилактикой рецидивной преступности.

Особенность человеческой адаптации состоит в том, что она непосредственно связана с социализацией человека и является основным механизмом усвоения личностью социально-приемлемых норм поведения. В отличии от «социализации», представляющей последовательный процесс формирования личности под влиянием определенных социальных условий, понятие «социальная адаптация» определяет активное освоение личностью или группой в относительно короткий отрезок времени новой социальной среды, возникшей либо в результате перемещения, либо при изменении социальных условий [1].

Необходимо отметить, что комплексное психолого-педагогическое воздействие на осужденных в течение всего периода пребывания в исправительном учреждении в целом направлено на их исправление и подготовку к нормальной социальной жизни после освобождения. На заключительном этапе отбывания наказания возникает необходимость закрепления усвоенных ими социально-психологических механизмов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

функционирования, а так же ознакомления их с алгоритмами конкретных практических действий, полезных для успешной адаптации к жизни в обществе.

Подготовка осужденных к постпенитенциарной социальной адаптации на заключительном этапе отбывания наказания требует достаточной интенсивности. За шесть месяцев до освобождения осужденные зачисляются в Школу по подготовке к освобождению, где с ними в свободное от работы и учебы время проводятся практические и лекционные занятия. Также эти занятия посещают лица, готовящиеся к условно-досрочному освобождению. Кроме того исправительное учреждение оказывает конкретную помощь в трудовом и бытовом устройстве освобождающихся осужденных, в оформлении необходимых документов, оказывает социальную помощь в соответствии с действующим законодательством.

В отличие от адаптации индивида к условиям исправительного учреждения, которая сопровождается психолого-педагогическим содействием со стороны персонала, постпенитенциарная адаптация предполагает самостоятельное включение бывшего осужденного в новую среду. Освободившись из мест лишения свободы, он оперативно должен решить вопрос регистрации по месту жительства, трудоустроиться и материально себя обеспечивать, а так же при необходимости повышать свой профессионально-образовательный уровень. Причем эти действия необходимо осуществлять на фоне позитивных отношений с семьей, близкими и окружающими, соблюдения всех правил и нравственных норм общества, ведения здорового образа жизни. То есть задачи перед бывшим осужденным стоят достаточно сложные. Поэтому в пенитенциарных учреждениях при организации работы по подготовке осужденных к предстоящей жизни на свободе необходимо учитывать ряд социально-психологических условий и аспектов, влияющих на успешность процесса адаптации.

Одним из важнейших является мотивационный аспект, который заключается в стойком желании человека в дальнейшем не совершать противоправные деяния и интегрироваться в нормальную социальную жизнь. Важны психологическая установка на законопослушное поведение и осуществление самоконтроля за собственными действиями.

Аспект направленности личности непосредственно связан с мотивационным. Направленность личности с ее ценностными и мировоззренческими составляющими, в отличии от темперамента и характера, поддается психолого-педагогическому и социальному воздействию. Правильно-организованная воспитательная работа в исправительном учреждении способна сформировать гуманистическую направленность личности у осужденного.

Познавательный аспект является обязательной составляющей успешной адаптации осужденных к новой, изменившейся за время отбывания ими наказания, среде. И чем больше времени они находятся в исправительном учреждении, тем более ощутимыми будут изменения за его пределами. Поэтому так важна постоянная информация о социально-политической обстановке и материально-техническом прогрессе современного общества.

Аспект психологической готовности к социально-значимым действиям на свободе непосредственно связан с преодолением чувства собственной ущербности, неуверенности в себе. Проблемы такого рода хорошо решаются на психологических тренингах.

Аспект позитивного социального окружения основывается на содействии осужденным в поддержании и укреплении полезных социальных связей. Идеальным условием успешной адаптации человека к жизни на свободе после освобождения может являться включение его в систему социально-полезных связей (семьи, трудового коллектива, религиозной организации).

Аспект реализации материальных потребностей освободившихся осужденных играет одно из первоочередных значений. Так как отсутствие средств к существованию может перечеркнуть все остальные условия нормальной адаптации и интеграции в социум. Необходимо качественное решение вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождающихся из исправительных учреждений.

Аспект содействия и корректного контроля процесса социальной адаптации освободившихся из исправительного учреждения в постпенитенциарный период со стороны государственных органов, правоохранительных структур и общественных организаций является достаточно важным при переходе осужденного в статус свободного человека. Это связано с тем, что в местах лишения свободы осужденные

постоянно находятся под тотальным контролем персонала и обеспечиваются государством всем необходимым, что приводит к формированию у них иждивенчества и несамостоятельности как типичных черт личности. Поэтому непосредственно после освобождения и в течение некоторого дальнейшего времени им необходим контроль и социальная помощь.

Работу по подготовке осужденных к последующей адекватной постпенитенциарной адаптации невозможно в полной мере осуществить только в рамках исправительного учреждения. Так как некоторые аспекты адаптационного процесса лиц, освобожденных из мест лишения свободы, связаны уже с пребыванием их вне стен учреждения. В Российской Федерации пока отсутствует четкая регламентированная система постпенитенциарной адаптации. Контролирующие функции возложены на участковых уполномоченных отделов внутренних дел.

Следует отметить, что специальных служб, оказывающих комплексное содействие в социальной адаптации лицам, освободившимся из исправительных учреждений, в нашей стране пока не создано. Поэтому перед освобождением акцент делается на то, чтобы научить осужденных при необходимости после освобождения обращаться в разнообразные органы и учреждения (органы внутренних дел, организации здравоохранения, службы занятости, органы местного самоуправления, пенсионные фонды, различные службы и организации социальной защиты населения, общественные и религиозные организации и др.).

Нельзя не согласиться с мнением В.А. Агаяна о необходимости комплексного реформирования всего постпенитенциарного процесса новыми подходами, которые учитывали бы социальное развитие современной России [2].

Список использованной литературы:

1. Киселева О.В. К вопросу понятийно-теоретических аспектов социальной адаптации // Социальные отношения. - 2016. - № 4 (19). - С.63-67

2. Агаян В.А. Аспекты постпенитенциарной адаптации лиц после отбывания наказания в исправительных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования- 2014. - № 6. - С.18

© Киселева О.В., 2017

УДК 740

Ж. А. Ширинбекова

Магистр психологических наук. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан А. С. Кошан Студентка группы ПС-31. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан А. Ш. Насирова Магистр психологических наук. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

ИНТУИЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Аннотация

В данной статье дана общее определение понятиям интуиция и процесс принятия решения. Рассматривается роль интуиции в принятии решений, его влияние на жизнь человека и проблема использования интуиции в современном мире. Проведен анализ теоретических источников, посвященных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.