УДК 343.8
К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации
С. Л. БАБАЯН - старший научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Научно-исследовательского института ФСИН России, профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, доцент
В статье анализируются теоретические вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы: понятие, виды, принципы, субъекты, закономерности и механизмы; определяются объективные и субъективные критерии, показатели оценки успешности данного процесса; предлагается включить общественное наблюдение и оказание социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в перечень вопросов, которые должны решать органы местного самоуправления.
Ключевые слова: постпенитенциарная ресоциализация; социальная адаптация; социальная реабилитация; социальная поддержка; социальная защита; постпенитенциарный контроль.
S. L. BABAYAN - Senior Researcher at the Department of Methodologies Development of Execution of Criminal Penalties without Imprisonment of the Center of Penal Problems and Psychological Support of Professional Work of the Employees of the Penal System of the Scientific-Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law of the Russian State University of Justice, Dsc. in Law, Associate Professor
On the issue of post-penal resocialization
The article discusses the theoretical issues of the process of resocialization of persons released from prison: concept, types, principles, subjects, laws and implementation mechanism. There are defined objective and subjective criteria, indicators to measure the success of this process. It is proposed to involve public supervision and social assistance to persons released from prison to the list of issues to solve local governments.
Keywords: post-penal resocialization; social adaptation; social rehabilitation; social support; social protection; post-penal monitoring.
Выдающийся ученый-пенитенциарист Н. А. Стручков отмечал, что ресоциализация осужденных состоит из двух этапов - пенитенциарного (осуществляемого в период отбывания наказания) и постпенитенциарного (реализуемого после освобождения). Содержание ресоциализации осужденных представляет собой многоплановую организаторскую деятельность исправительных учреждений, которая направлена на реализацию целей уголовного наказания в процессе его исполнения1. По мнению Ю. В. Баранова, ресоциализация осужденных, лишенных свободы и освобожденных из мест лишения свободы, является повторной, возобновленной формой социализации, развивающейся по системе постепенного постижения предметов окружающего мира и социума. Она представляет процесс окультуривания и развивается в сфере межкультурной коммуникации, опираясь на базовые концепты (видение, понимание) их жизнедеятельности в рамках исправительного учреждения и вне его2. Таким образом, ресоциализация лиц, лишенных свободы, представляет собой систему юридических, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, которая направлена на реализацию целей уголовного наказания, социализацию личности преступника, восстановление у них утраченных социально полезных связей, оказание им содействия в бытовом и трудовом устройстве, защиту прав и законных интересов осужденных.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 г. № 874-р, от 23.09.2015 г. № 1877-р)3 одним из основных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы является уменьшение уровня рецидивной преступности среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в исправительных учреждениях, а также проведения мероприятий по адаптации в обществе освобождающихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества.
Ресоциализация лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений, связана с определенными сложностями, так как потеря ими общественно полезных связей и качеств носит глубокий характер4. Постпенитенциарная ресоциализация представляет собой комплексную систему и результат социальной помощи, поддержки, защиты и воспитательного воздействия на конкретную личность в целях формирования готовности удовлетворять свои потребности, законные интересы и объективные права законопослушным способом (задача минимум) и полноценно функционировать в обществе (задача максимум)5. Основу данного процесса составляют восстановление, сохранение, формирование социально полезных связей и отношений лица, освобожденного из мест лишения свободы, оздоровление его микросреды, включение в различные виды позитивной деятельности, в том числе разрешение собственных проблем и самосовершенствование на всех этапах ресоциализации после освобождения из пенитенциарного учреждения6. Постпенитенциарная ресоциализация тесно связана с такими понятиями, как социальная помощь, поддержка, защита, постпенитенциарный контроль, медико-социальная помощь, социальная реабилитация.
Ее структура состоит из трех основных элементов: вторичной социализации (освобождение от вредных тюремных привычек и «переобучение» социально полезным навыкам); социальной адаптации после освобождения из исправительного учреждения (приспособление к изменившимся жизненным условия и усвоение социально полезных связей); социальной реабилитации (восстановление утраченного социального статуса). Данные элементы взаимосвязаны и рассматриваются в диалектическом единстве.
Вторичная социализация представляет собой процесс приспособления, установления и выяснения отношений освобожденного с изменившейся социальной средой, восприятие или невосприятие им новых нравственных требований, социальных ценностей, убеждений и ориентаций микросреды. Социализацию должны обеспечивать
специализированные государственные органы и учреждения.
Содержание социальной адаптации представляет собой сложный длительный процесс приспособления к господствующим в обществе нравственным ценностям, правовым установлениям, который включает в себя целый комплекс социальных институтов. Освобожденный из исправительного учреждения вступает в различные общественные отношения, усваивает определенные социальные роли и адаптируется к новым трудовым и бытовым условиям жизни и т. д. Именно в период «привыкания» к новым условиям жизни на свободе проверяются и закрепляются достигнутые в исправительных учреждениях результаты воспитательного воздействия7.
Термин «реабилитация» означает восстановление в правах, восстановление доброго имени, прежней репутации, воссоздание или компенсация нарушенных функций8. Процесс реабилитации включает в себя активную легальную деятельность со стороны государственных и общественных институтов, направленную на восстановление правового статуса бывшего осужденного, который пользуется всеми предусмотренными законом правами, частично утраченными в период отбывания наказания в виде лишения свободы, а также утверждение в сознании социально полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей.
Не следует забывать, что после отбытия уголовного наказания лица, освобожденные из мест лишения свободы, не всегда разрывают прежние преступные связи. Если освобожденный вновь попадает под воздействие уголовной среды, то решение задачи его ресоциализации представляется затруднительным, поэтому кроме социальной помощи для некоторых категорий бывших осужденных предусмотрен еще постпенитенциарный контроль. По мнению Д. Н. Сергеева, это формализованный социально-правовой персонифицированный контроль, который осуществляется специально уполномоченными субъектами в виде правоохранительных органов в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, включающий в себя применение системы мер, направленных на предотвращение вероятности совершения контролируемым лицом новых преступлений9. Например, данный контроль установлен за условно-досрочно освобожденными, на которых решением суда в течение оставшейся
неотбытой части наказания возложено выполнение обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, а также за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, которым судом в порядке ст. 173.1 УК РФ установлен административный надзор.
Многие осужденные нуждаются в помощи в связи с трудоустройством по месту жительства или пребывания. Зачастую работодатели и трудовые коллективы не желают принимать на работу ранее судимых, отбывших наказание в местах лишения свободы, не только по причине сокращения рабочих мест, уголовного прошлого этих лиц, но и их невысокой квалификации. В то же время нельзя допускать, чтобы эти лица превратились в изгоев, так как это будет способствовать повышению уровня рецидивной преступности и росту социальной напряженности в обществе. Важно на федеральном уровне создать систему стимулирования работодателей, принимающих на свои предприятия лиц, отбывших наказание, с предоставлением различных налоговых льгот и преференций, а также обеспечить возможность получения бывшими заключенными новой специальности или повышения квалификации. Закон Российской Федерации о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, должен создать определенные федеральные стандарты, на основе которых собственные нормативные акты с учетом местных возможностей и бюджетного обеспечения могут принять субъекты Российской Федерации, что обеспечит сокращение рецидивной преступности в стране.
Следует отметить, что некоторые субъекты уже приняли подобные законы. Так, например, в Республике Башкортостан действует Закон от 03.03.2009 г. № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», в соответствии с ч. 1 ст. 9 которого органы государственной власти республики в пределах своих полномочий оказывают лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, содействие в трудоустройстве (поиске подходящей работы), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения учитывают данную категорию лиц при осуществлении мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Если обратиться к зарубежному опыту, то процесс трудоустройства начинается еще тогда, когда осужденный находится в местах
лишения свободы. Так, в США осужденному за полгода до освобождения предоставляется право временного выхода на свободу. Он имеет возможность проконсультироваться со специалистом службы занятости, переговорить с работодателями и заблаговременно решить вопрос о своем трудоустройстве. После этого некоторое время осужденный посещает место работы прямо из пенитенциарного учреждения. Как только он заработает начальные денежные средства для существования и снимет жилье, его освобождают из данного учреждения10.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации созданы службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказывающие помощь в трудоустройстве, предоставлении временного жилья, получении временной регистрации и т. д.11 Так, в Красноярском крае работает служба социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. За 10 мес. 2014 г. за помощью в данную службу обратилось 558 чел., освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, из них 464 чел. просили помощи в трудоустройстве, 51 - в предоставлении временного жилья, 27 - в получении временной регистрации, остальным требовались юридические и иные консультации. В структуре службы функционирует специализированное кадровое агентство, занимающееся трудоустройством бывших осужденных12.
Работа по постпенитенциарной ресоци-ализации, проводимая муниципалитетами, свидетельствует об их заинтересованности в решении вопросов оказания помощи освободившимся из мест лишения свободы и ведения общественного контроля. В свою очередь органам власти субъектов Российской Федерации целесообразно поддерживать такое стремление представителей органов местного самоуправления. Так, в Бурятии постановлением Правительства Республики от 06.07.2012 г. № 411 утверждена Концепция государственной политики по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. В Свердловской области обсуждается проект Концепции государственной политики Свердловской области до 2020 г. в сфере социальной адаптации и ресоциали-зации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Концепция предусматривает,
что в качестве одного из субъектов ее реализации являются органы местного самоуправления, которые включаются в механизм межведомственного взаимодействия13. В связи с этим представляется актуальным включить общественное наблюдение и оказание социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в перечень вопросов, которые должны решать органы местного самоуправления.
К числу основных принципов постпенитенциарной ресоциализации относятся гуманность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, социальная справедливость, доступность и универсальность, адресность, добровольность, конфиденциальность, стимулирование способности к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций, толерантность, обеспечение реализации указанными лицами права на свободный выбор занятости.
Видами постпенитенциарной ресоциали-зации являются:
1) социальная помощь, которая представляет собой систему разносторонних мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых органами социальной защиты и другими государственными учреждениями и организациями, а также институтами гражданского общества, для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития;
2) социальная поддержка как специальная система мер, направленных на подкрепление, сохранение либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее социально уязвимых категорий лиц, освободившихся из мест лишения свободы, испытывающих особые трудности, затрудняющие их постпенитенциарную реабилитацию;
3) социальная защита, которая включает в себя систему общих мероприятий, оказываемых представителями государственных органов, неправительственных и общественных организаций, по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Она предусматривает социальное обеспечение (обслуживание, получение на общих основаниях пенсий, пособий, льгот и других выплат), социальное страхование (медицинское, личное, имущественное и т. д.), которые должны быть минимально достаточными для удовлетворения базовых потребностей указанных лиц, поддержания их жизнеобеспечения и деятельности;
4) осуществление постпенитенциарного контроля за условно-досрочно освобожденными, на которых решением суда в течение оставшейся неотбытой части наказания возложено выполнение обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, а также за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которым судом в порядке ст. 173.1 УК РФ установлен административный надзор;
5) медико-социальная помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Такое освобождение предоставляется осужденному по следующим основаниям: наступление психического расстройства, которое лишает осужденного возможности осознавать характер своих действий либо руководить ими; заболевание иной тяжелой болезнью, которое препятствует отбыванию наказания. При этом болезнь осужденного должна содержаться в перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»;
6) социальная реабилитация - процесс восстановления социальных функций, ролей, статуса освободившихся из мест лишения свободы, утраченных ими в связи с совершением преступления, осуждением и отбыванием наказания в местах лишения свободы в условиях изоляции и законного ограничения в некоторых правах и свободах; начинается в исправительном учреждении и продолжается в постпенитенциарный период до восстановления способности индивида к полноценному социальному функционированию. Эффективность социальной реабилитации достигается комплексом медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и социальных мер.
К субъектам постпенитенциарной ресоциализации относятся государственные органы социальной защиты и обеспечения населения, центры социальной реабилитации, общественные и религиозные организации, попечительские советы, иные объединения, а также частные лица, которые имеют возможность оказать помощь и содействие в социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из исправительных учреждений.
Для оценки успешности рассматриваемого процесса необходимо определить объективные и субъективные критерии.
Объективные критерии постпенитенциарной ресоциализации представляют собой внешние признаки (примерное поведение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, честное и добросовестное отношение к труду, учебе, точное и неуклонное соблюдение законов и правил человеческого общежития, участие в общественной жизни учреждений, организаций и др.).
Субъективные критерии лиц характеризуются степенью (уровенем) удовлетворенности новыми социальными ролями, желанием добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к обществу, семье, трудовому коллективу и др.
В обществе для оценки уровня постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и проживающих по месту их жительства или регистрации, целесообразно использовать следующие показатели:
1) уровень рецидивной преступности среди данной категории лиц;
2) доля среди них трудоустроенных по месту жительства или регистрации;
3) доля лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и направленных уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании органом субъекта Российской Федерации в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме (дома престарелых, дома инвалидов и т. д.);
4) степень обеспеченности жилой площадью и уровень предоставления постоянной или временной регистрации;
5) доля лиц, продолживших обучение в средних или высших образовательных организациях, а также лиц, поступивших в образовательные организации;
6) уровень обеспеченности в сфере охраны здоровья;
7) уровень организация взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан в целях социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также уровень организационно-правового обеспечения защиты прав и законных интересов указанных лиц;
8) уровень толерантного отношения общества к лицам, освободившимся из мест лишения свободы и проживающих по месту жительства или регистрации.
К механизму постпенитенциарной ресо-циализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, относятся:
- социальная диагностика - анализ состояния объектов (лиц, освободившихся из мест лишения свободы) в различных сферах их жизнедеятельности с целью определения проблем их функционирования с использованием методов диагностической беседы, наблюдения, интевьюирования, анкетирования, тестирования, а также корреляции;
- социальная терапия - система целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с целью их социального и психологического оздоровления;
- социальная коррекция - деятельность субъектов постпенитенциарной ресоциа-лизации по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которые не соответствуют общепринятым ценностям и стандартам, с помощью методов восстановления, компенсирования, стимулирова-
ния и контроля со стороны органов государственной власти и местного управления.
Исходя из вышеизложенного представляется важным принять закон Российской Федерации о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который создаст федеральный стандарт, в результате чего субъекты Российской Федерации смогли принять собственные нормативные акты с учетом местных возможностей и бюджетного обеспечения. В данном законе следует предусмотреть понятие, виды, принципы, субъекты, критерии и показатели, а также закономерности и механизм постпенитенциарной ресоциализации. Кроме того, необходимо регламентировать полномочия государственных организаций, а также возможность участия институтов гражданского общества (общественные объединения, религиозные организации, благотворительные общества и граждан) по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
I ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. С. 50.
2 См.: Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 10.
3 См.: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_106055/ (дата обращения: 21.01.2016).
4 См.: Алмазов Б. Н. О человеческом факторе в организации работы по социальной реабилитации криминального контингента // Уголовное наказание: социальное благо или зло? : материалы 8-й международ. науч.-практ. конф. памяти проф. М. И. Ковалева (Екатеринбург, 18-19 февр. 2010 г.) / отв. ред. И. Я. Козаченко. Екатеринбург, 2012. С. 67.
5 См.: Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие / под ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2006. С. 24.
6 См.: Голодов П. В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 2 (34). С. 30-34.
7 См.: Долженкова Г. Д. и др. Пути совершенствования социальной работы с осужденными в учреждениях ФСИН России : метод. рекомендации. М., 2005. С. 25; Шиловская А. Л. Правовые и организационные аспекты совершенствования работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных организаций с лицами, освобождаемыми и освобожденными из воспитательных колоний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 14.
8 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М., 2000. С. 464.
9 См.: Сергеев Д. Н. Социально-правовые грани постпенитенциарного контроля : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 20, 21.
10 См.: Спасенников Б. А., Голодов П. В. Зарубежный опыт пенитенциарной деятельности: обзор литерату-
1 Sm.: Rybak M. S. Resocializacija osuzhdennyh k lisheniju svobody: problemy teorii i praktiki : dis. ... d-ra jurid. nauk. Saratov, 2001. S. 50.
2 Sm.: Baranov Ju. V. Resocializacija osuzhdennyh k lisheniju svobody i osvobozhdennyh ot jetogo nakazanija: teoretiko-metodologicheskie i pravovye osnovy : dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2008. S. 10.
3 Sm.: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_106055/ (data obrashhenija: 21.01.2016).
4 Sm.: Almazov B. N. O chelovecheskom faktore v organizacii raboty po social'noj reabilitacii kriminal'nogo kontingenta // Ugolovnoe nakazanie: social'noe blago ili zlo? : materialy 8-j mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. pamjati prof. M. I. Kovaleva (Ekaterinburg, 18-19 fevr. 2010 g.) / otv. red. I. Ja. Kozachenko. Ekaterinburg, 2012. S. 67.
5 Sm.: Social'naja rabota v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme : ucheb. posobie / pod red. Ju. I. Kalinina. Rjazan', 2006. S. 24.
6 Sm.: Golodov P. V. Sredstva ispravlenija osuzhdennyh: problemy klassifikacii i pravovoj reglamentacii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 2 (34). S. 30-34.
7 Sm.: Dolzhenkova G. D. i dr. Puti sovershenstvovanija social'noj raboty s osuzhdennymi v uchrezhdenijah FSIN Rossii : metod. rekomendacii. M., 2005. S. 25; Shilovskaja A. L. Pravovye i organizacionnye aspekty sovershenstvovanija raboty organov gosudarstvennoj vlasti, organov mestnogo samoupravlenija i negosudarstvennyh organizacij s licami, osvobozhdaemymi i osvobozhdennymi iz vospitatel'nyh kolonij : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2008. S. 14.
8 Sm.: Kratkij slovar' sovremennyh ponjatij i terminov / sost. i obshh. red. V. A. Makarenko. M., 2000. S. 464.
9 Sm.: Sergeev D. N. Social'no-pravovye grani post-penitenciarnogo kontrolja : dis. ... kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2016. S. 20, 21.
10 Sm.: Spasennikov B. A., Golodov P. V. Zarubezhnyj opyt penitenciarnoj dejatel'nosti: obzor literatury // Na puti k grazhdanskomu obshhestvu. 2016. № 1 (21). S. 30-34.
ры // На пути к гражданскому обществу. 2016. № 1 (21). С. 30-34.
11 См.: Голодов П. В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 81-88.
12 См.: Тюремный портал России. URL: М1:р://р^оп^е. ru/trud/2800-sluzhba-socialnogo-soprovozhdeniya-lic-osvobodivshihsya-iz-mest-Msheniya-svobody-krasnoyarskogo-kraya.html (дата обращения: 25.05.2016).
13 См.: Сергеев Д. Н. Эволюция муниципального контроля в сфере исполнения уголовных наказаний // Проблемы права. 2013. № 5 (43). С. 14-20.
11 Sm.: Golodov Р. V. Zarubezhnyj ору: i регереМ:^ sozdanija sluzhby ргоЬасИ V Rossii: organizacionno-pravovye aspekty // Vestnik prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2011. № 2 (14). S. 81-88.
12 Sm.: Tjuremnyj роА:а1 Rossii. URL: http://prisonlife. ru/trud/2800-sluzhba-socialnogo-soprovozhdeniya-lic-osvobodivshihsya-iz-mest-lisheniya-svobody-krasnoyarskogo-kraya.html ^а obrashhenija: 25.05.2016).
13 Sm.: Sergeev D. N. Jevoljucija municipal'nogo коПгоуа V sfere ispolnenija ugolovnyh nakazanij // Problemy prava. 2013. № 5 (43). S. 14-20.