К вопросу о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний с Русской православной церковью в рамках реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
■ Н.А. МЕЛЬНИКОВА - доцент кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;
Д.О. МАТВЕЕВ - адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России
В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия ФСИН России с религиозными организациями в рамках постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проанализирован положительный опыт отдельных территориальных органов уголовно-исполнительной системы (УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) в данной сфере. Авторами обосновывается необходимость создания центров социальной реабилитации при непосредственном участии представителей традиционных конфессий.
Ключевые слова: постпенитенциарная адаптация; реабилитация осужденных; взаимодействие уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями; центр социальной реабилитации; традиционные конфессии.
To the question on interaction of the Federal penal service with the Russian orthodox church in the framework of rehabilitation
of persons released from prison
■ N.A. MELNIKOVA - Associate Professor of the Chair of Administrative Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law;
D.O. MATVEEV - Adjunct of the Chair of Administrative Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article discusses issues of organization and interaction of the Federal Penal Service of Russia with religious organizations in the framework of the post-penitentiary adaptation of persons released from prison, analyses positive experience of some territorial organs of Penal System in this field (UFSIN of Russia in Voronezh region, UFSIN of Russia for Saint-Petersburg and Leningrad region). The authors substantiate the necessity of creation of centers of social rehabilitation with the direct participation of representatives of traditional confessions.
Key words: post-penitentiary adaptation; rehabilitation of convicted persons; the interaction of the Penal system with religious organizations; the center of social rehabilitation of traditional confessions.
В пенитенциарной литературе широкое распространение получили такие понятия, как социальная адаптация, ресоциализа-ция, социальная реабилитация, постпенитенциарная адаптация и т.п. В УИК РФ при перечислении задач уголовно-исполнительного законодательства используется только один термин - социальная адаптация1. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в контексте раскрытия содержания воспитательной работы с осужденными указывается на необходимость их ресоциали-
зации2. При этом смысл данных терминов не раскрывается.
Социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе предполагает создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приспособление (приобщение) осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения к жизни на свободе3. Важно подчеркнуть, что такие мероприятия должны осуществляться не только в процессе отбывания наказания, но и после освобождения из мест лишения свободы. Последний
этап предусматривает полное восстановление освобожденного в правах и защиту его законных интересов. В научной литературе данный период называют постпенитенциарной адаптацией, социальной реабилитацией4.
Активными субъектами реализации мероприятий по социальной адаптации являются не только ФСИН России, но и другие органы государственной власти, местного самоуправления, общественность, религиозные организации.
Взаимодействию органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России с религиозными организациями уделяется большое внимание. Неоспоримо то положительное влияние, которое представители традиционных конфессий оказывают на осужденных. Сотрудничество учреждений ФСИН России с представителями религиозных организаций не только позитивно сказывается на воспитательном процессе в отношении осужденных, но также является средством профилактики распространения в их среде экстремистских идей, сектантства.
На сегодняшний день наиболее широко представленным в местах лишения свободы вероисповеданием является православие: его приверженцами являются около 80% верующих осужденных. С начала 90-х гг. прошлого столетия представителями Русской православной церкви проводится колоссальная работа в исправительных колониях и СИЗО: возведено более тысячи храмов и молитвенных комнат, почти в каждом исправительном учреждении организована православная община, последние годы
активно действует система дистанционного православного образования в местах лишения свободы, в результате все большее число осужденных приходит к православной вере. С 2010 г. в УФСИН России по Республике Мордовии, Камчатскому краю, Вологодской и Саратовской областям стартовал пилотный проект по привлечению православных священнослужителей к работе в исправительных учреждениях на штатной основе5.
Вместе с тем остро стала ощущаться необходимость как духовного, так и социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в рамках их реабилитации. Значительное число осужденных после отбытия назначенного срока наказания остается без социальных связей, средств к существованию, не может найти работу и жилье. При этом священнослужитель, осуществлявший духовное руководство над таким прихожанином в период его нахождения в исправительном учреждении, может помочь окормляемому разве что только советом. Указанные обстоятельства способны стать причиной совершения освободившимся нового правонарушения. Так, согласно статистическим данным ФСИН России уровень рецидива в последние годы остается стабильно высоким. В 2012 г. количество лиц, впервые осужденных к лишению свободы, составило 263 710 чел., осужденных повторно - 140 004, осужденных три раза и более - 181 374; в 2013 г. количество лиц, впервые осужденных к лишению свободы, составило 245 546 чел., осужденных повторно - 129 024, осужденных три раза и более - 185 3686 (диаграмма 1).
Характеристика лиц, осужденных к лишению свободы в период с 2011 по 2013 гг.
Диаграмма 1
350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000
302 891
189 019
245 546
181374
129 024
□ Лица, осужденные впервые
□ Лица, осужденные повторно
□ Лица, осужденные три и более раз
2011 год
2012 год
2013 год
Интересным представляется опыт Русской православной церкви в сфере работы с разными категориями осужденных. Так, наиболее уязвимы среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, несовершеннолетние. В связи с этим в Синодальном отделе по тюремному служению Русской православной церкви была разработана Концепция создания, функционирования и развития православных реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы7. В соответствии с ней планируется создание реабилитационных центров двух разновидностей - приходящего типа и круглосуточного пребывания.
Реабилитационные центры для приходящих подростков предполагают возможность нахождения в них в течение определенного времени днем. Персонал центров может оказывать духовную поддержку, обучать основам православия, давать юридические и психологические консультации, а также организовывать летние лагеря, экскурсии и паломнические поездки. В центрах предусматривается функционирование трапезной, секций и кружков различной направленности.
Центр для приходящих может быть в форме реабилитационного центра, центра психологической поддержки, кризисного центра. Преимущество данного типа центра заключается в том, что несовершеннолетний, посещая его, остается не оторванным от семьи, ночует дома, в родных стенах.
Однако полагаем, что наиболее эффективным должен стать вариант, когда подростки находятся в центре постоянно, живут в общине, соблюдая морально-этические и религиозные нормы.
Формы создания центра круглосуточного пребывания - приют, социальная гостиница, центр реабилитации. Основное преимущество такой модели состоит в том, что дети изолированы от негативного влияния улицы и находятся под постоянной опекой со стороны персонала центра. Вопросы создания и функционирования реабилитационных центров данного типа должны решаться при комплексной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления.
Реализация названной концепции позволит частично или полностью реабилитироваться несовершеннолетним, относящимся к группе риска, за счет привития им морально-нравственных навыков, а при желании и
основ православной веры. Нахождение несовершеннолетних в центре может сопровождаться вовлечением в учебный процесс, в том числе предусматривается обучение профессиональным навыкам, приобретение рабочих специальностей.
Финансирование реабилитационных центров для несовершеннолетних планируется осуществлять из средств епархий и уголовно-исполнительной системы, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на аналогичные мероприятия, предусмотренные отдельными программами различного уровня. Примером служит целевое выделение благотворительному фонду «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» из бюджета Санкт-Петербурга суммы в 6 млн руб., составившей более 50% годовых расходов на реабилитацию подростков. Концепцией допускается использование и иных источников дохода, не связанных с коммерческой деятельностью.
Следует отметить, что на сегодняшний день центры постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних осужденных уже функционируют в ряде субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурге, Воронежской, Московской областях и др.) Так, в Центре социальной адаптации имени Василия Великого в период проживания в нем подростка определяются круг проблем и причины срывов в социальном поведении последнего, намечаются возможные пути социализации несовершеннолетнего8. Подростков приучают к самостоятельному принятию решений, осознанию ответственности за свои поступки. Центр заключает с родителями договоры о сотрудничестве, согласно которым те обязуются посещать индивидуальные занятия со специалистами, чтобы подготовиться к возвращению своего ребенка-правонарушителя в семью. На предприятии ООО «Новое поколение» созданы условия для совмещения трудовой занятости, обучения, групповой и индивидуальной воспитательной работы, социальной помощи, досуга и отдыха несовершеннолетних осужденных, а также подростков, склонных к совершению правонарушений9.
Затрагивая тему постпенитенциарной адаптации взрослых осужденных, нельзя не упомянуть об опыте совместной деятельности УФСИН России по Воронежской области и Воронежской и Борисоглебской епархии. С февраля 2005 г. в с. Костенки Хохольско-го района Воронежской области действует православная община социальной реабилитации бывших осужденных, рассчитанная
на 50 чел. В настоящее время готовится к открытию общежитие на 10о чел.
УФСИН России по Воронежской области и епархией выработана четкая схема принятия в общину. Информация о деятельности общины, ее целях и задачах публикуется в ведомственной газете управления «Преступление и наказание» и епархиальном издании «Преображение в темнице». Также сведения об общине размещаются на стендах объявлений в исправительных учреждениях.
Православный священник, окормляющий исправительное учреждение, совместно с администрацией последнего и старостой православного прихода готовят ходатайства о принятии бывших осужденных в число братии после освобождения. После этого учреждение посещает представитель реабилитационного центра (либо по его поручению окормляющий священник) и проводит с кандидатом собеседование на предмет поступления в общину.
В общине построен и освящен православный храм в честь святой Анастасии Узорешительницы, а также обустроен для приема паломников святой источник в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». С целью трудоустройства осужденных функционируют пилорама, ферма, насчитывающая более 200 голов мелкого и крупного рогатого скота, разводятся домашняя птица и кролики, на площади в 30 га, переданной общине во временное пользование администрацией района, выращиваются картофель и кукуруза. Предполагается дальнейшее расширение видов хозяйственной деятельности общины.
Всего через общину прошло более 800 чел., освободившихся из мест лишения свободы. Многие создали семьи, 3 человека приняли монашеский сан и ушли в монасты-
ри. Свыше 100 реабилитантов приобрели собственное жилье, устроились на постоянную работу в Воронеже и Воронежской области10.
Полагаем, что опыт Воронежской православной общины по реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, необходимо применять в других епархиях Русской православной церкви, а также привлекать к этой деятельности представителей иных традиционных конфессий. В связи с этим считаем целесообразным заключение государством в лице Федеральной службы исполнения наказаний соглашений с основными традиционными конфессиями России (православие, ислам, буддизм, иудаизм) о создании подобных центров во всех субъектах Российской Федерации, а также обеспечение их финансирования с возможным привлечением средств различных негосударственных организаций.
Таким образом, проведенный анализ показал, что проблему ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на сегодняшний день возможно решить путем привлечения потенциала традиционных религиозных конфессий, среди которых наиболее широко представленной в местах лишения свободы является Русская православная церковь. Ее деятельность по ресоциализации осужденных после освобождения играет важную роль в профилактике преступлений, помогает оградить таких лиц от влияния преступных группировок, восстановить их социально полезные связи. При этом следует учитывать, что силами одной только Русской православной церкви в этом деле не обойтись, необходимы широкое привлечение общественности и содействие со стороны государственных органов.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3369.
2 См.: Там же. 2010. № 43. Ст. 5544; 2012. № 24. Ст. 3213.
3 См.: Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы междунар. студенческой науч.-практ. конф. М., 2006. С. 4.
4 См., напр.: Беляева Л.И. Правовое обеспечение ресоциализации лиц, отбывших наказание, в ретроспективном обозрении // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 3 (23). С. 66-72; Савардунова В.Н. Теоретические, социальные и психолого-педагогические механизмы ресоциализации осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 5. С. 40-48; Баранов Ю.В. Проблемы ресоциализации и механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы
1 Sm.: SZ RF. 1997. № 2. St. 198; 2014. № 26 (ch. 1). St. 3369.
2 Sm.: Tam zhe. 2010. № 43. St. 5544; 2012. № 24. St. 3213.
3 Sm.: Shamsunov S.H. Sovremennye problemy organizacii truda i social'noj reabilitacii osuzhdennyh s uchetom trebovanij mezhdunarodnyh standartov // Mezhdunarodnye standarty ispolnenija nakazanij i rossijskaja penitenciarnaja praktika: Materialy mezhdunar. studencheskoj nauch.-prakt. konf. M.,
2006. S. 4.
4 Sm., napr.: Beljaeva L.I. Pravovoe obespechenie resocializacii lic, otbyvshih nakazanie, v retrospektivnom obozrenii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 3 (23). S. 66-72; Savardunova V.N.Teoreticheskie, social'nye i psihologo-pedagogicheskie mehanizmy resocializacii osuzhdennyh // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie.
2007. № 5. S. 40-48; Baranov Ju.V. Problemy resocializacii i mehanizma resocializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody i osvobozhdennyh ot jetogo nakazanija // Tam zhe. 2009. № 5. S. 11-15.
и освобожденных от этого наказания // Там же. 2009. № 5. С. 11-15.
5 См.: Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению - основные направления работы и деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 2. С. 31.
6 См.: www.fsin.su
7 См.: Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы. http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 05.06.2014 г.).
8 См.: Автономов А.С. Ювенальная юстиция. М., 2009. С. 125.
9 См.: Справка по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании юве-нальных технологий судами общей юрисдикции. www.oprf.ru
10 См.: Письмо Федеральной службы исполнения наказания от 21.06.2013 г. «О направлении передового опыта».
5 Sm.: Sinodal'nyj otdel Moskovskogo patriarhata po tjuremnomu sluzheniju - osnovnye napravlenija raboty i dejatel'nosti // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2011. № 2. S. 31.
6 Sm.: www.fsin.su
7 Sm.: Koncepcija sozdanija, funkcionirovanija i razvitija reabilitacionnyh centrov dlja nesovershennoletnih, okazavshihsja v trudnoj zhiznennoj situacii, a takzhe osvobodivshihsja iz mest lishenija svobody. http://www.patriarchia.ru (data obrashhenija: 05.06.2014 g.).
8 Sm.: Avtonomov A.S. Juvenal'naja justicija. M., 2009. S. 125.
9 Sm.: Spravka po rezul'tatam obobshhenija informacii sudov sub#ektov Rossijskoj Federacii ob ispol'zovanii juvenal'nyh tehnologij sudami obshhej jurisdikcii. www. oprf.ru
10 Sm.: Pis'mo Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanija ot 21.06.2013 g. «O napravlenii peredovogo opyta».