УДК 343.825 ИРИНА НИКОЛАЕВНА ФЕДОТОВА,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин (Владимирский юридический институт ФСИН России),
e-mail: [email protected]
УЧАСТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время практически все исправительные учреждения в той или иной мере взаимодействуют с конфессиональными объединениями. При этом основной груз пастырского служения несет Русская православная церковь (РПЦ), что полностью соответствует конфессиональной структуре нашего общества в целом.
Работа религиозных организаций с осужденными осуществляется по четырем основным направлениям: 1) культовая практика, то есть отправление обрядов; 2) духовно-нравственное просвещение и воспитание верующих; 3) реализация гуманитарных проектов; 4) помощь в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Религиозные объединения играют весьма значимую роль в процессе ресоциализации осужденных. Не случайно сотрудничество с конфессиональными институтами гражданского общества рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных направлений в развитии российской уголовно-исполнительной системы. Взаимодействие должно осуществляться не только в ходе отбывания наказания, но и на этапе постпенитенциарной адаптации освободившихся, поскольку только в этом случае совместные усилия ФСИН России и религиозных организаций могут обеспечить полноценную реинтеграцию осужденных в общество.
Ключевые слова: религиозные объединения, уголовно-исполнительная система, взаимодействие, ре-социализация осужденных.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) содержит полномасштабную программу преобразований, направленных на обновление пенитенциарной системы. Одной из конечных целей реализации Концепции является сокращение рецидивной преступности за счет повышения качества социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи осужденным.
Для достижения данной цели необходимы не только поиск новых форм и методов исправительного воздействия на правонарушителей, но и активизация сотрудничества с институтами гражданского общества, среди которых особая роль отводится конфессиональным объединениям. Общеизвестно, что религия, как никакая другая форма духовной культуры, способствует нравственному совершенствованию человека, а следовательно, может выполнять исключительную по значимости воспитательную функцию. Тем более если учесть, что, согласно результатам социологических опросов, к числу верующих себя относит подавляющее большинство осужденных.
© Федотова И. Н., 2016
Наша задача заключалась в том, чтобы дать оценку современного уровня взаимодействия российской УИС с религиозными организациями в сфере ресоциализации осужденных и высказать мнение о перспективах этого сотрудничества.
Понятие «ресоциализация» образует содержательную основу Концепции. Она представляет собой комплекс психолого-педагогических, правовых, экономических, организационных и иных мер, применяемых с целью формирования у осужденного способности и готовности к включению в нормальные условия жизни общества после отбытия наказания. Важно учесть, что процесс ресо-циализации состоит из двух этапов, первый из которых осуществляется в исправительном учреждении, а второй - уже на свободе. Качество ресоциализации можно с полным основанием считать главным критерием эффективности всей пенитенциарной системы, так как от того, насколько полноценно адаптируются среди своих сограждан бывшие осужденные, напрямую зависит уровень рецидивной преступности, а значит, и безопасность общества в целом.
Религиозные организации придают важное значение социальной адаптации осужденных. Как указал в одном из своих выступлений председатель Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, задача церкви - помочь заключенному сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество и через возрождение религиозности помочь ему после выхода на свободу найти в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных за решеткой социальных связей.
К настоящему времени ФСИН России заключены соглашения о сотрудничестве с Русской православной церковью (РПЦ), Советом муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной сангхой России. Утверждена Программа основных направлений взаимодействия ФСИН России и Российского союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) на 2011-2016 гг.
Статистические данные о тюремном служении религиозных объединений, как правило, представлены в разрозненном виде: либо на страницах периодических изданий, где публикуются статьи руководителей конфессий, либо на Интернет-сайтах религиозных организаций. Наиболее новая систематизированная статистика, доступная исследователям в настоящее время, относится к марту 2013 г. и показывает, что на тот момент в местах лишения свободы функционировало 581 культовое сооружение: православных церквей - 519 (89,3 %), мусульманских мечетей - 51 (8,8 %), буддийских ду-ганов - 7 (1,2 %), костелов Римско-католической церкви - 4 (0,7 %). Были оборудованы 702 молельные комнаты, из них 453 (65 %) - православные. В УИС действовало 1283 помещения, специально предназначенных для отправления осужденными религиозных обрядов. При этом общее количество исправительных учреждений составляло 1020. За последние два года число культовых сооружений и помещений дополнительно увеличилось и, по данным на 1 мая 2015 г., составило 1325, в том числе 621 храм и 704 молельные комнаты.
Приведенные цифры свидетельствуют не только о том, что храмы и молельные комнаты существуют повсеместно, но и о том, что есть учреждения, где имеется по несколько культовых объектов, относящихся к разным конфессиям. К марту 2013 г. в местах лишения свободы было создано 1299 религиозных общин, из них 830 - православные (58 900 осужденных), 279 - мусульманские (10 600 чел.), 15 - буддийские (1270 чел.), 95 - РС ЕХБ (1850 чел.), 60 - Российского объединенного союза христиан веры евангельской - пятидесятников
(1240 чел.), 8 - иудейские (85 чел.), 12 общин осужденных других вероисповеданий. Общины объединили более 74 тыс. осужденных, что составило 10,6 % от среднесписочной численности контингента.
Анализ статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день практически все исправительные учреждения в той или иной мере взаимодействуют с конфессиональными объединениями. Основной груз пастырского служения в УИС несет РПЦ, что полностью соответствует конфессиональной структуре нашего общества в целом.
Работа религиозных организаций с осужденными осуществляется по четырем основным направлениям: 1) культовая практика, то есть отправление обрядов; 2) духовно-нравственное просвещение и воспитание верующих; 3) реализация гуманитарных проектов; 4) помощь в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В рамках каждого из этих направлений религиозные объединения вносят свой вклад в духовное преображение личности осужденного, что способствует эффективной ресоциализации. Приобщение к регулярному участию в богослужениях, как правило, благотворно влияет на моральный облик человека и его взаимоотношения с окружающими. Так, исследования, проведенные в учреждениях, где есть православные общины, показали, что у воцерковленных осужденных, то есть тех, кто входит в состав общин, уровень дисциплины в среднем вдвое выше, а количество рецидивов преступлений в 2,6 раза ниже, чем у невоцерков-ленных.
Развить и закрепить позитивные изменения в сознании верующих во многом помогает изучение основ религии, поэтому конфессиональные объединения уделяют пристальное внимание духовно-нравственному просвещению и воспитанию осужденных. Наибольших успехов на этом поприще добилась РПЦ, практикующая обучение осужденных религии как в очной, так и в заочной форме. Очное обучение проводится в воскресных школах при исправительных учреждениях. Преподавание в воскресной школе осуществляет священник, закрепленный за данным учреждением. Из-за большой занятости далеко не все священнослужители могут найти время для проведения уроков в школе, поэтому в качестве альтернативной формы религиозного просвещения используется заочное обучение. В роли организатора этой работы выступает Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению. При отделе функционирует Центр духовного просвещения в местах лишения свободы. В число задач Центра входят дистанци-
онное обучение осужденных основам веры, а также оказание помощи тюремным общинам в формировании и пополнении духовной литературой православных библиотек.
Начиная с 2003 г. под эгидой Центра реализуется проект «Общецерковная система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы». В осуществлении проекта участвуют Центр духовной поддержки православных общин в заключении Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и Отдел тюремного служения Московской духовной академии и семинарии. Учащимся высылаются необходимая духовная литература и учебно-методические материалы, включающие в себя тематику контрольных работ и рекомендации по их подготовке. Проверкой работ занимаются студенты миссионерского факультета ПСТГУ, Московской духовной академии и старших курсов семинарии. Схожая методика практикуется в Центре православной педагогической культуры при Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина. Авторский коллектив сотрудников Центра под руководством доктора педагогических наук, профессора В. А. Беляевой разработал и внедрил учебно-методическое пособие «Основы православного вероучения», специально предназначенное для дистанционного обучения в системе ФСИН России. Аналогичные по своему замыслу курсы основ православия подготовлены и используются в Екатеринбургской и некоторых других епархиях.
Объединения иных конфессий осуществляют религиозное просвещение своих единоверцев, как правило, в форме заочных курсов. По данным на март 2013 г., для осужденных было организовано в общей сложности 232 воскресные школы и 88 курсов. Во многих учреждениях УИС созданы специальные библиотеки религиозной литературы. Благодаря усилиям духовенства они пополняются с каждым годом, например, суммарный фонд православных тюремных библиотек к концу 2014 г. превысил 250 тыс. экземпляров.
Отдельного упоминания заслуживают гуманитарные проекты, реализуемые религиозными организациями в местах лишения свободы. Так, РПЦ ежегодно проводит Всероссийский смотр религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением». Он включает в себя две чередующиеся конкурсные программы: конкурс православной иконописи «Канон» и конкурс православной живописи «Явление» (например, в 2013 г. был организован конкурс «Канон», в 2014 г. - «Явление»). Итоги конкурса подводятся в рамках Международных рождественских образовательных чтений.
Осужденные, занявшие призовые места, награждаются почетными званиями лауреатов и грамотами Синодального отдела по тюремному служению, а православные общины, выдвинувшие конкурсантов-победителей, получают ценные подарки в виде предметов богослужебной утвари (евхаристический потир, напрестольное Евангелие в металлическом окладе, напрестольный крест и др.). Проведение таких мероприятий имеет не только большое нравственное, но и эстетическое значение, создает условия для развития творческих способностей осужденных.
Действенным средством социальной адаптации осужденных является переписка с единоверцами. Она помогает людям, находящимся в местах лишения свободы, почувствовать свою сопричастность к обществу. Переписка с осужденными -членами православных общин организуется с 2001 г. В этой работе участвуют студенты духовных учебных заведений и миряне-волонтеры. Аналогичную практику развивают объединения других конфессий, в частности РС ЕХБ. Переписка ведется на уровне поместных церквей. С осужденными переписываются пасторы и волонтеры, которые либо на регулярной основе посещают места лишения свободы, либо принимают участие в проповеднических экспедициях, таких как широкомасштабный проект «Евангелие - заключенным России», который стартовал в 2004 г. и за одиннадцать лет охватил почти все регионы страны.
Огромную роль в процессе ресоциализации играют проекты, направленные на восстановление социально полезных контактов осужденных, в первую очередь связей с семьями. Один из наиболее наглядных примеров - благотворительная программа «Рождественская елка ангела», известная также под названием «Соединяем мосты». Она осуществляется начиная с 2003 г. РС ЕХБ и Российским объединенным союзом христиан веры евангельской - пятидесятников (РОСХВЕ). Проект реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, республиках Татарстан и Башкортостан, а также некоторых других регионах. Члены местных религиозных организаций баптистов и пятидесятников, участвующие в тюремном служении, предлагают осужденным, у которых есть дети дошкольного и школьного возраста, заполнить анкеты о своих семьях. Перед новогодними праздниками в общинах производится сбор пожертвований среди прихожан, и на эти деньги волонтеры приобретают и рассылают детям осужденных подарки (игрушки, сладости, сувениры); к каждому подарку прилагается поздравительная открытка от отца. Получив подарок, ребенок пишет отцу ответное письмо или рисует открытку. Эта нестандартная
форма благотворительности отлично зарекомендовала себя на практике как средство сохранения и укрепления родственных связей осужденных.
Наряду с программой «Рождественская елка ангела» РС ЕХБ реализует ряд других гуманитарных проектов. С 2006 г. осуществляется программа «Здравствуй, школа!», предусматривающая оказание помощи воспитательным колониям (в виде покупки компьютеров, аудио- и видеотехники, учебников, канцтоваров, спортивного инвентаря, одежды и обуви). За период с 2008 по 2012 год воспитательным колониям было передано материальных ценностей на сумму почти 11,5 млн руб. В 2012-2013 гг. РС ЕХБ организовал проповедническую экспедицию «Молодежь против наркотиков» с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркотической зависимости. Участники экспедиции посетили более трех десятков исправительных и воспитательных колоний, расположенных в Центральной части Европейской России, Поволжье, на Урале и в Западной Сибири.
Все изложенное относится к первому этапу ре-социализации, осуществляемому в условиях пенитенциарного учреждения. Результаты этой работы необходимо закрепить после освобождения, оказав бывшим осужденным практическое содействие, прежде всего в поиске работы и жилья. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует общегосударственная система постпенитенциарной реабилитации. Об этом свидетельствуют официальные данные ФСИН России. Так, в 2012 г. из мест лишения свободы было освобождено 249,3 тыс. чел., из них помощь в трудовом и бытовом устройстве получили 49,3 тыс. чел., то есть только 20 % от общего числа освободившихся.
Религиозные объединения со своей стороны прилагают усилия к тому, чтобы снизить остроту проблемы. Для бывших осужденных, у которых нет определенного места жительства, открываются приюты, дома ночного пребывания, организуется бесплатное питание и снабжение одеждой. Наиболее активно эту работу ведут РПЦ, РС ЕХБ и РОСХВЕ. В рамках Соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и РПЦ православными приходами создаются фонды оказания помощи освобождающимся осужденным. На собранные прихожанами деньги производится закупка продуктов, одежды и обуви для нуждающихся; при храмах и монастырях действуют благотворительные столовые.
В некоторых регионах функционируют православные реабилитационные центры, специально предназначенные для бывших осужденных. Пожалуй, наиболее удачным стал опыт Воронежской митрополии. С 2005 г. в с. Костенки Воронежской
области существует православная община, в которую принимают освободившихся осужденных. Она располагает общежитием на 100 мест и арендованными сельскохозяйственными угодьями, таким образом, членам общины предоставляются условия для проживания и трудоустройства. За годы существования общины через нее прошло более 800 бывших осужденных, из числа которых лишь 10 человек (1,25 %) в дальнейшем повторно совершили преступление. Православные реабилитационные центры для бывших осужденных функционируют также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской областях, на Камчатске.
Весомый вклад в дело постпенитенциарной адаптации осужденных вносит РС ЕХБ. Силами этого религиозного объединения организовано более 100 христианских центров социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Деятельностью центров охвачены Москва, Московская, Владимирская, Калужская, Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Рязанская, Ивановская, Тамбовская, Курганская области и некоторые другие субъекты Российской Федерации. Еще три реабилитационных центра для бывших осужденных: в Красноярском крае, Кемеровской и Иркутской областях - были открыты на средства РОСХВЕ. Характерная особенность центров, созданных баптистами и пятидесятниками, состоит в том, что эти учреждения параллельно выполняют две тесно взаимосвязанные функции. С одной стороны, освободившиеся осужденные получают содействие в трудовом и бытовом устройстве, а с другой - тем из них, кто страдает алкогольной или наркотической зависимостью, предоставляется возможность для бесплатного лечения, поскольку без решения этой медико-социальной проблемы продуктивная постпенитенциарная реабилитация невозможна.
Подводя итоги можно отметить, что религиозные объединения играют весьма значимую роль в процессе ресоциализации осужденных. Не случайно сотрудничество с конфессиональными институтами гражданского общества рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных направлений в развитии российской уголовно-исполнительной системы. Следует подчеркнуть, что взаимодействие должно осуществляться не только в ходе отбывания наказания, но и на этапе постпенитенциарной адаптации освободившихся, так как только в этом случае совместные усилия ФСИН России и религиозных организаций могут обеспечить полноценную реинтеграцию осужденных в общество.
IRINA NIKOLAEVNA FEDOTOVA,
phd in history, associate professor, associate professor of humanitarian disciplines department (Vladimir law institute of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
PARTICIPATION OF RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN THE REHABILITATION OF CONVICTED PERSONS AT THE PRESENT STAGE OF THE PENAL SYSTEM REFORMING
Annotation: the analysis of statistical data allows to draw the conclusion that at the present time almost all correctional institutions in one way or another interact with faith-based associations. Thus the main burden of pastoral Ministry bears the Russian Orthodox Church that is fully consistent with the confessional structure of our society as a whole.
The work of religious organizations with the prisoners is carried out in four main areas: 1) religious practice, that is, a ritualistic exercise; 2) spiritual and moral education of the believers; 3) humanitarian projects; 4) assistance in the social adaptation of persons released from places of deprivation of liberty.
Religious associations play a very important role in the process of re-socialization of prisoners. Not by chance the cooperation with faith-based civil society institutions is regarded as one of the most promising directions in the development of the Russian penal system. Moreover, it should be emphasized that the interaction should be carried out not only during incarceration, but also at the stage of post-penitentiary adaptation released, since only in this case, a joint effort of the FPS of Russia and religious organizations can provide a full reintegration of convicts into society.
Key words: religious associations, penal system, interaction, re-socialization of convicts.
© Fedotova I. N., 2016