УДК 343 .833 ВАЛЕНТИН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ РЫБАКОВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ВКЛЮЧЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РАБОТУ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ШТАТНОЙ ОСНОВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Реферат: на протяжении многих веков Россия имела добрую традицию духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения свободы. Сегодня институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах принудительного содержания. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу. Для того чтобы успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание осужденных, необходимо решить проблему закрепления тюремных священнослужителей в исправительных учреждениях на штатной основе. Деятельность священников на территории исправительных учреждений регламентирована соглашениями между территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний и централизованными религиозными организациями. При этом к заключенным допускаются представители лишь тех объединений, которые имеют государственную регистрацию.
Ключевые слова: священнослужители, исправительные учреждения, осужденные, Русская православная церковь.
В отличие от нынешних тюремных священнослужителей в царской России их коллеги числились штатными сотрудниками администрации исправительных учреждений. Такое положение было закреплено инструкцией Комитета министров в мае 1831 г. К 1911 г. в качестве официальных должностных лиц в российской системе исполнения наказаний трудилось 390 священников, 34 дьякона и 238 псаломщиков.
В помощь тюремному духовенству создавались общественные организации, собиравшие средства на церковные нужды и дополнительные выплаты служителям. Только в 1908 г. на эти цели было собрано более 105 тыс. руб. Именно благодаря таким пожертвованиям в тюрьмах нередко формировались библиотеки, приобретались необходимые материалы для реставрации церквей.
Со второй половины 1980-х годов администрация в обход официальных инструкций начинает допускать в исправительные учреждения представителей церкви. Сначала - в виде исключения, а сейчас - в полном соответствии с действующим законодательством.
На сегодняшний день Русская православная церковь (РПЦ) осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества. Особое внимание, на наш взгляд, РПЦ необходимо уделить духовно-нравственному просвещению лиц, находящихся в местах лишения свободы. В исправительных учреж-
© Рыбаков В. В., 2016
дениях церковь обязана осуществлять не только духовно-нравственное воспитание самих заключенных, но и духовное окормление сотрудников уголовно-исполнительной системы, исповедующих принадлежность к православию.
Положительных отзывов заслуживает проект, инициированный Федеральной службой исполнения наказаний, по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание.
5 марта 2010 г. Священный Синод Русской православной церкви постановил образовать Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями.
Деятельность Синодального отдела по тюремному служению в России регламентируется:
- соглашением о сотрудничестве между Русской православной церковью и Минюстом России от 21 декабря 1999 г;
- соглашением о сотрудничестве между ГУИН Минюста России и Синодальным отделом Мос-
ковского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями от 28 августа 2003 г.;
- соглашением о сотрудничестве Русской православной церкви и Федеральной службы исполнения наказаний от 22 февраля 2011 г.;
- Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской православной церкви, а также членов их семей от 2 февраля 2013 г.
На сегодняшний день в исправительных учреждениях страны несут послушание более тысячи священнослужителей, функционируют 529 тюремных храмов, более 400 молитвенных комнат. Принимаются меры к созданию института тюремных священнослужителей на штатной основе. Именно об этом шла речь на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с директором ФСИН России 1 апреля 2014 г., состоявшейся в резиденции Предстоятеля Русской православной церкви, на которой было решено продолжить работу в отношении становления института тюремных капелланов на штатной и/или нештатной постоянной основе в учреждениях УИС России.
Для определения механизма финансирования института тюремных капелланов решено проработать вопрос материального обеспечения пребывания духовенства в учреждениях УИС на штатной постоянной основе по примеру института военных (полковых) капелланов в Вооруженных Силах России, который состоит из помощников командиров (начальников) соединений, воинских частей и вузов по работе с верующими военнослужащими.
Материальное обеспечение тюремных священнослужителей в учреждениях УИС, совершающих тюремное служение на нештатной постоянной основе, осуществляется за счет епархии или приходов, оплачивающих жалование тюремным священнослужителям.
В отношении государственной поддержки деятельности священнослужителей в учреждениях УИС, согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений от 19 ноября 2013 г., поручено Минфину России, Минэкономразвития России совместно с ФСИН России и централизованными религиозными организациями проработать вопрос о возможном оказании государственной поддержки деятельности священнослужителей в учреждениях УИС.
С 2010 г. Федеральная служба исполнения наказаний запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16 исправительных учреждениях:
УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям.
Руководство УФСИН России по Республике Мордовия заявило о намерении увеличить число штатных священников в колониях бывшего Дуб-равлага ввиду того, что эксперимент по возрождению института тюремных капелланов в Мордовии был признан успешным.
Такой эксперимент по приему на работу в исправительные учреждения священников (в мировой практике именуемых тюремными капелланами) на сегодняшний день запущен в четырех регионах страны. Пока официально православные батюшки приняты на вакансии социальных работников. В штате мордовского УФСИН России первый священник появился в феврале 2010 г. Сейчас руководством Управления рассматривается вопрос о необходимости увеличения числа штатных священнослужителей, возможности обеспечения их заработной платой и жильем. Кроме того, в местные колонии регулярно приезжают на службу 32 священнослужителя. Этот проект по воссозданию института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской православной церкви и ФСИН России.
Финансирование тюремных священнослужителей осуществляется на следующих уровнях: общецерковный, епархиальный, благочинический, приходской.
Для организации работы тюремных священнослужителей в епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению, указаниями епархиального архиерея. Деятельность епархиального отдела по тюремному служению финансируется епархией, а также из других источников.
Финансирование служения тюремного священника и программ тюремной миссии на данном уровне осуществляется на основании решения органов управления прихода или подворья во главе с настоятелем по согласованию с благочинным округа и епархиальным отделом по тюремному служению, а при наличии возможности - на благотворительной основе.
Исходя из предварительных подсчетов суммы ежемесячной минимальной заработной платы для тюремных священнослужителей в 15 тыс. руб. требуется сумма в 240 млн руб. (вместе с налогами) ежегодно для 1 тыс. священнослужителей. Эта проблема может быть решена только на государственном уровне.
Необходимо также отметить, что храмы, расположенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, в настоящее время имущественно входят в состав их основных фондов и будут передаваться церковным приходам (или общинам верующих) на правах ссуды, а материальное обеспечение тюремных священнослужителей, совершающих по благословению епархиальных архиереев священнослужение в местах принудительного содержания заключенных, осуществляется за счет местных епархий. Однако до сегодняшнего дня основной акцент пребывания представителей церкви в учреждениях УИС ставился на обеспечении священнослужителями духовно-пастырского окормления заключенных, совершении богослужений и треб и различных религиозных обрядов. Возрождение института тюремных капелланов, предполагающее тюремное служение духовенства на постоянной основе в учреждениях УИС и привлечение духовенства и верующих мирян-волонтеров к участию в процессах ресоциализации осужденных, прежде всего готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, требует определенного переосмысления их правового статуса.
Правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, закрепленных правящими архиереями за учреждениями УИС, остается неопределенным, отсутствуют положения (инструкция) об их правах и обязанностях.
Существующие правовые нормы не отражают сложившуюся действительность и уровень сора-ботничества, которые достигнуты между Русской православной церковью и ФСИН России за последнее десятилетие со времени подписания соглашения о сотрудничестве в декабре 1999 г. В настоящее время около 1 100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. Согласно данным 2014 г., в исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73 117 осужденных.
Синодальный отдел проводит собеседования с руководством ФСИН России, в сотрудничестве с которым осуществляется работа по уточнению правового статуса тюремных священнослужителей, совершающих богослужения и религиозные обряды на территории учреждений уголовно-исполнительной системы России. В феврале 2011 г. ФСИН России представил проект типовой
инструкции для священнослужителей, осуществляющих духовное окормление сотрудников и осужденных в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, текст которого требовал серьезной переработки и был передан в совместную рабочую группу для урегулирования правового статуса священнослужителей, осуществляющих духовное окормление осужденных в учреждениях, исполняющих наказания.
В отдельных местах лишения свободы священнослужители трудятся на основании договоров с администрацией, но большая часть духовенства ходит в места лишения свободы без всякой системной государственной поддержки, на добровольной основе, что довольно сильно расходится с практикой других стран. Например, в таких странах, как США и Франция, тюремные капелланы работают на штатной основе и оплачиваются государством. На наш взгляд, данная тенденция должна быть реализована и в России.
Если усилить работу тюремных священнослужителей, закрепленных на постоянной основе в местах заключения, то процент посещаемости тюремных храмов будет намного выше (например, пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе в Республике Мордовия на первых же порах увеличил посещаемость заключенными тюремных храмов до 20 %).
На протяжении многих веков Россия имела добрую традицию духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения свободы. Институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах принудительного содержания. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу. Для того чтобы успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание осужденных, необходимо решить проблему закрепления тюремных священнослужителей в исправительных учреждениях на штатной основе. Таким образом, деятельность священников на территории исправительных учреждений регламентирована соглашениями между территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний и централизованными религиозными организациями. К заключенным допускаются представители лишь тех объединений, которые имеют государственную регистрацию.
VALENTIN VJACHESLAVOVICHRYBAKOV,
phd in law,
senior lecturer, civil law and process department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
THE INCLUSION OF THE CLERGY IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS ON REGULAR BASIS: PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation: over many centuries Russia had a tradition of spiritual care of prisoners who are in places of deprivation of liberty. Today, the institutions of the prison clergy exist in most countries of the world, where there are special structures that promote the rights and religious freedoms of prisoners in places of detention. Positive domestic and international experience suggests that the revival of the Institute of prison clergy can benefit the state and society. But in order to successfully implement spiritual and moral education of convicts is necessary to solve the problem of assigning priests in prison correctional institutions on regular basis. The activities of the priests in the penal institutions are regulated by agreements between the territorial bodies of the Federal service of execution of punishments and centralized religious organizations. In this case prisoners are allowed only the representatives of those associations that have state registration.
Key words: clergy, correctional facilities, prisoners, the Russian Orthodox Church.
© Rybakov V. V., 2016