230
УДК 274 (470.23)
О. А. Бокова
Протестантские объединения Ленинградской области: некоторые итоги исследования
В статье излагаются некоторые результаты исследования, в ходе которого изучались социальная деятельность религиозных объединений Ленинградской области, межконфессиональные отношения, взаимодействие региональных органов власти с религиозными объединениями, освещение религиозной ситуации в регионе светскими и конфессиональными средствами массовой информации.
The article presents results of the research of social activities of Leningrad region religious associations, inter-confessional relationships, the cooperation of the authorities and religious associations, as well as the way(s) the religious situation is presented by civic and religious mass media.
Ключевые слова: протестантские объединения, Ленинградская область, лютеране, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, социальная деятельность религиозных объединений, реабилитационные центры.
Key words: protestant associations, Leningrad region, the Lutherans, the Evangelical Christian-Baptists, the Pentecostals, social activities of religious associations, convalescent centers.
В 2014 г. по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области проводилось исследование социальной деятельности религиозных объединений Ленинградской области, межконфессиональных отношений, взаимодействия региональных органов власти с религиозными объединениями. Исследование включало в себя анализ светских и конфессиональных публикаций, посвященных религиозной ситуации в Ленинградской области, с целью выяснить, каким образом религиозная жизнь региона представлена в средствах массовой информации. По итогам исследования были изданы три бюллетеня и справочник. Содержание и выводы статьи основываются на материалах участия автора в данном исследовании.
На 2014 г. из 359 зарегистрированных в Ленинградской области местных религиозных организаций (МРО) 102 являются протестантскими, не считая организации, статус которых как протестантских неоднозначен («свидетели Иеговы», мормоны и др.) [10, с. 32-33].
© Бокова О. А., 2015
231
Кроме того, на территории Ленинградской области существуют протестантские группы, которые не имеют регистрации в силу конфессиональных причин. Например, традиционно не регистрируются общи-общины Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ). По количеству зарегистрированных МРО протестанты в Ленинградской области занимают второе место после организаций, принадлежащих Русской православной церкви. По этому показателю они лидируют в сравнении, например, с католиками, мусульманами, иудаистами. Протестанты составляют первое по численности местных религиозных организаций религиозное меньшинство в Ленинградской области. Ориентируясь на эту статистику, можно утверждать, что в поликонфессиональной палитре региона протестанты играют важную роль. Поэтому их позиция и деятельность заслуживают внимания. В статье рассматриваются ценностная позиция и характерные черты протестантских деноминаций, имеющих в Ленинградской области наибольшее количество зарегистрированных религиозных организаций. Это пятидесятники (39 МРО), лютеране (22 МРО) и евангельские христиане-баптисты (17 МРО) [10, с. 32-33].
Необходимо отметить, что изучение жизни протестантских общин Ленинградской области вне связи с их единоверцами в Санкт-Петербурге не всегда представляется возможным и верным, поскольку большинство областных общин находятся в тесном контакте с руководством и общинами, которые располагаются в Санкт-Петербурге. К примеру, в областные общины из Санкт-Петербурга могут направляться служители для проведения проповедей и священнодействий. Такая централизация особенно свойственна Евангелическолютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и объединению церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ЕХБ).
Действующие на территории Ленинградской области общины христиан веры евангельской (пятидесятников) входят в разные объединения: Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ), Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ), Северо-Западное объединение Российской церкви христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ) и др. Заметную активность проявляет «Миссия "Благая весть"» евангельских христиан в духе апостолов, которая входит в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ). Единый портрет пятидесятников Ленинградской области составить непросто. Пятидесятнические объединения обладают различными по полноте информационными ресурсами. Но в целом анализ имеющейся ин-
232
формации позволяет говорить о том, что пятидесятники ведут активную социальную работу, уделяют значительное внимание семейным ценностям и вопросам здоровья. Пятидесятнические церкви (например, АХЦ и «Миссии "Благая Весть”») создают впечатление современных динамичных объединений, открытых для диалога с обществом и государством, в них немало людей, успешных в бизнесе.
Из протестантских объединений Ленинградской области лишь для ЕЛЦИ характерно сочетание конфессиональной принадлежности с этнической. Например, часть верующих, в том числе священнослужителей, имеет ингерманландские корни, богослужения в приходах ведутся на русском и финском языках. ЕЛЦИ сотрудничает с обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто». В приходах ЕЛЦИ Ленинградской области отмечают национальный праздник финнов Юханнус, звучит старинный финский музыкальный инструмент кантеле. Диаконический «Ингерманландский проект» ЕЛЦИ первоначально был нацелен на пожилых ингерманландцев, затем рамки его расширились, помощь стала оказываться пожилым людям независимо от этнической принадлежности. В информационных материалах ЕЛЦИ присутствует акцент на самобытной культуре ингер-манландцев и трагической судьбе представителей этого этноса и самой церкви в советский период. В СМИ ЕЛЦИ нередко сообщается о различных мероприятиях (например, выставках артефактов, фотографий, книг) краеведческого характера, посвященных ингерман-ландцам. Ориентированность на аудиторию верующих, являющихся финнами по происхождению, проявляется и в присутствии на сайтах приходов сообщений на финском языке (например, на сайте церкви в Губаницах), в организации обучения финскому языку. Как отмечалось в статье С. Б. Филатова и А. Степиной (со слов епископа ЕЛЦИ Арри Кугаппи), в приходах ЕЛЦИ, расположенных в Ленинградской области, финны-ингерманландцы составляют большинство, в то время как в других регионах - не более трети верующих [12, с. 332]. Таким образом, наличие выраженной этнической составляющей в жизни приходов ЕЛЦИ Ленинградской области в настоящее время, на наш взгляд, невозможно отрицать. Можно предположить, что у ЕЛЦИ сложились доброжелательные отношения с РПЦ, и она в большей степени, чем остальные протестантские объединения, признается традиционной в силу как раз того, что она воспринимается по-прежнему как церковь ингерманландских финнов. К церквям, ограниченным этническими рамками, всегда было толерантное отношение в России как у РПЦ, так и у государства, поскольку в их деятельности не обнаруживали угрозы прозелитизма.
233
Для некоторых протестантских объединений Ленинградской области характерно стремление вписать свою историю в контекст истории региона, осмыслить себя как традиционную для этой территории конфессию. Эта тенденция наиболее выражена у лютеран (ЕЛЦИ) и евангельских христиан-баптистов. Она проявляется в исторических материалах, размещаемых в СМИ, принадлежащих этим деноминациям. Ряд признаков свидетельствует о том, что ЕЛЦИ добилась наибольших успехов в признании своего исконного существования на территории Ленинградской области. Официально она образовалась в начале 1990-х гг., но отсчет своей истории на территории Ленинградской области в ЕЛЦИ принято вести с 1611 г. Некоторые светские СМИ Ленинградской области отреагировали на знаменательную дату в жизни ЕЛЦИ - четырехсотлетний юбилей церкви в 2011 г. Материалы, посвященные ЕЛЦИ по этому случаю, были помещены, например, в общественно-политической газете «Сельская новь» Волосовского района [2-3, с. 4], в муниципальной газете «Всеволожские вести» [8, с. 5]. В статье газеты «Сельская новь» «Церкви Ин-грии 400 лет» взаимоотношения ЕЛЦИ и РПЦ характеризуются как дружественные, а отношение государственных структур к церкви Ин-грии названо уважительным. Статья «Вера как часть истории» в том же выпуске «Сельской нови» знакомит с экспозицией, посвященной истории церкви Ингрии, которая была открыта в краеведческом музее г. Волосово, а также c интересными людьми, посетившими ее, и музыкальными выступлениями, сопровождавшими экспозицию. «Всеволожские вести» по случаю 400-летнего юбилея ЕЛЦИ рассказали об истории церкви Ингрии в целом, а также о приходе в Токсове. Отмечается, что концерты органной музыки токсовского прихода стали неотъемлемой частью культурной жизни поселка. В информационных материалах ЕЛЦИ явно присутствует интерес к теме собственной истории. На официальном сайте ЕЛЦИ много сообщений о том, как прошли юбилеи приходов. Такие новостные сообщения сопровождаются экскурсами в историю. Значительное внимание уделено информированию о поисках следов присутствия лютеран и лютеранских церквей на территории Ленинградской области. Так, сообщается об обнаружении захоронения настоятеля лютеранского прихода, о фундаменте лютеранской церкви в Белоострове, о регулярной уборке верующими заброшенного лютеранского кладбища на горе Кирхгоф в Ломоносовском районе. Естественно, историческая тематика в случае ЕЛЦИ тесно переплетается с этнической. В информационных материалах ЕЛЦИ подчеркивается традиционность лютеранского вероисповедания на территории Ленинградской области.
234
Евангельские христиане-баптисты мыслят себя как религиозное сообщество, традиционное для России в целом и территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в частности, что находит отражение в многочисленных исторических материалах в церковной периодике ЕХБ и на сайтах. Они возводят свою историю к религиозному движению, возникшему в среде петербургской аристократии под влиянием проповедей английского лорда Г. Редстока в 70-х гг. XIX в., к которому вскоре присоединились представители самых разных социальных групп. В издании объединения церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Вестник» постоянно публикуются материалы исторического содержания в рубриках «История рядом» и «Страницы истории», также в нем содержатся рассказы об истории и современном состоянии общин в Ленинградской области. Большинство из них основано в 1990-е гг., однако можно встретить заметки о церквях области, существующих более столетия, к таковым относится, например, церковь в Волосове [7, с. 18-19], или церквях, обнаруживающих свои корни в дореволюционном евангельском пробуждении [4, с. 6-7].
Социальная деятельность протестантских объединений Ленинградской области весьма разнообразна. Одно из успешных ее направлений - работа реабилитационных центров для людей, страдающих алкогольной, наркотической и иной зависимостью, а также созависимых членов их семей. Реабилитацией активно занимаются евангельские христиане-баптисты (РС ЕХБ) и пятидесятники. С 2004 г. занимается реабилитацией бывших заключенных, людей с зависимостями и оказывает помощь созависимым автономная некоммерческая организация «Добрый самарянин», которой руководит В. Н. Ежов. Первый церковный реабилитационный центр ЕХБ в Ленинградской области открылся в Торошковичах; в 2012 г. в Ленинградской области действовали 13 центров (в частности, в Тихвине, Приозерске, Выборге) [9, с. 22]. В газете «Вестник» объединения церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области есть рубрика «Советы нарколога», которую ведут В. Н. Ежов и нарколог-психиатр АНО «Добрый самарянин» Ю. Б. Ежова. По оценкам представителей АНО «Добрый самарянин», результативность программы реабилитации - это более 60 % живущих в трезвости из тех, кто завершил весь курс (стандартная его продолжительность 8 месяцев) [14]. За 10 лет программу полностью прошли более 1000 чел. [6]. В 2009 г. В. Н. Ежов посетил конференцию по проблемам реабилитации людей с различными формами зависимости и созависимых в Германии. На конференции и во время посещения церквей Германии
235
он делился опытом с зарубежными единомышленниками. Организация «Добрый самарянин» постепенно расширяет свою деятельность, помогая не только людям с алкогольной и наркотической зависимостями, но и лицам без определенного места жительства, страдающим игроманией и др. В ее рамках действует дом помощи «Мать и дитя», в котором работают с оказавшимися в тяжелых условиях женщинами с детьми (жертвами семейного насилия, зависимыми и др.).
Благотворительный фонд социального служения реабилитации наркозависимых «Освобождение», основанный церковью ЕХБ г. Павловска, действует с начала 2005 г. Первый реабилитационный центр фонда в мае 2005 г. начал работу в пос. Раболово Г атчинского района Ленинградской области. Срок реабилитации составлял первоначально шесть месяцев, затем - восемь, за реабилитацией следует адаптация в течение четырех месяцев. На территории Ленинградской области в пос. Колодези Гатчинского района фондом «Освобождение» в 2010 г. был создан женский реабилитационный центр. Избавление от зависимости основывается на духовно-нравственном преобразовании человека, труде и взаимопомощи. Реабилитанты посещают церковь, в течение дня отводится время для изучения Библии. Эффективность программы можно оценить на основании отчетов фонда. С 2005 по 2011 г. за помощью обратились 337 чел., окончили курс реабилитации 101 чел., из них стали жить в устойчивой трезвости 55 чел., т. е. около 54 % [5, с. 2]. С 2005 г. фонд ведет активную работу по профилактике наркомании, употребления алкоголя, табакокурения, половой распущенности и ВИЧ/СПИДа в подростковой среде в виде лекций в учебных заведениях, встреч с родителями, демонстрации фильмов, концертов как на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и за их пределами. Например, в 2011 г. работниками фонда было проведено 51 профилактическое мероприятие, на которых присутствовало 1503 чел. [5, с. 12].
Известен своими успехами в деле реабилитации наркозависимых центр «Новая жизнь». В «Атласе современной религиозной жизни России» эта организация характеризуется как «крупнейший самостоятельный центр по реабилитации наркозависимых, который работает с церквями РОСХВЕ» [1, с. 427]. Его площадки расположены в пос. Котлы и Преображенка Кингисеппского района Ленинградской области. «Новая жизнь» существует с 1995 г. и оказывает помощь людям с зависимостями, лицам без определенного места жительства. Программа включает 12 месяцев реабилитации, шесть месяцев стажировки в условиях стационара (эта цифра варьируется в разных источниках, поскольку продолжительность программы увеличивалась)
236
и четыре месяца адаптации (в Санкт-Петербурге). Лечение осуществляется посредством трудотерапии, психотерапии и психокоррекционной работы с родственниками больных, весьма важной является духовная составляющая реабилитации. По результатам исследования, проводившегося в 2007 г. Федеральным бюро медико-социальной экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, эффективность социально-трудовой реабилитации в центре «Новая жизнь» составляет 59,1 % (это процент тех, у кого после прохождения полного курса реабилитации в течение 4-5 лет наблюдалась стойкая ремиссия). Реабилитанты «Новой жизни» деятельно участвуют в жизни Кингисеппского района Ленинградской области: организуют уборку и благоустройство территории, проводят профилактические лекции о вреде наркотиков и алкоголя. «Новая жизнь» принимает активное участие в различных акциях в поддержку борьбы с наркоманией, например, во всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее», в областной «Неделе здоровья», в ежегодном музыкально-спортивном фестивале «Мир без наркотиков» и др. На праздниках, устраиваемых «Новой жизнью», присутствуют представители администрации Кингисеппского района. Специалисты «Новой Жизни» совместно с администрацией муниципального образования «Полюстрово» разработали программу «Профилактика наркомании и алкоголизма» [11].
В Ленинградской области действует немало иных центров, которые ведут работу с людьми, имеющими зависимости. В реабилитационном центре «Благодать» РЦ ХВЕ в пос. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области применяется такой же подход к лечению, что и в «Новой жизни». Реабилитационные центры РЦ ХВЕ действуют также в д. Романовка, Дони, Малое Замостье, Верево. «Миссия "Благая весть"» организовала реабилитационный центр для наркозависимых в Сертолове.
Существует множество иных форм социальной работы протестантов Ленинградской области. Объединение церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области развивает тюремного служения. Верующие посещают исправительные колонии (ИК-3 и ИК-4) в Форносове, следственный изолятор в Тихвине, женскую исправительную колонию № 2 в Саблине. На этих встречах христиане поздравляют заключенных с праздниками (Днем Победы, Пасхой), исполняют духовные гимны, произносят свидетельства об изменении своей жизни благодаря вере в Бога, устраивают концерты, вручают слушателям небольшие подарки. Желающие объединяются в группы по изучению Библии. В этих мероприятиях, как
237
правило, участвуют бывшие заключенные (иногда отбывавшие наказание в этих же учреждениях), ставшие христианами. С 2001 г. издается газета «Свобода во Христе», предназначенная для заключенных, их родственников и всех заинтересованных лиц. Работа с заключенными стала более масштабной, когда в 2014 г. региональное управление ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области разрешило служителям религиозных организаций посещать все исправительные учреждения региона. Заключенные, в том числе страдающие зависимостями, приняв христианство, после освобождения проходят реабилитацию в центрах и участвуют в тюремном служении.
Несколько иной акцент обнаруживается в диаконической деятельности ЕЛЦИ, которая большое внимание уделяет работе с незащищенными слоями населения, а именно с детьми и пожилыми людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. В Выборге с 1997 г. осуществляет деятельность благотворительный фонд защиты детей «Дикони». В нем оказывается материальная, духовная, психологическая помощь детям и подросткам от 7 до 18 лет из малообеспеченных и неблагополучных семей, сиротам. В помещениях фонда созданы условия как для дневного, так и для круглосуточного пребывания детей. С 1996 г. в рамках «Ингерманландского проекта» ЕЛЦИ действуют дома престарелых в пос. Колбино, Тайцы, Терволово, Кикерино.
Пятидесятники и ЕХБ также уделяют внимание работе с детьми и подростками. В пос. Тосно члены церкви «Дом Божий» (РОСХВЕ) сотрудничают с Альянсом «Россия без сирот», являются успешными усыновителями и поддерживают приемные семьи. Ежегодно представители РЦ ХВЕ организуют в Луге детский палаточный лагерь для детей из приемных и многодетных семей, интернатов. Церковь ЕХБ г. Выборга завершает строительство дома, квартиры в котором предназначены для проживания на правах бесплатной аренды семей, взявших на воспитание приемных детей. Евангельские христиане-баптисты работают волонтерами в христианском межконфессиональном лагере для детей-инвалидов «Бабочка» [13, с. 14-17]. Верующие многих областных церквей ЕХБ оказывают помощь детским домам (например, в Тихвине, Светогорске), больницам. В 2010 г. в пос. Елизаветино Г атчинского района Ленинградской области фондом «Освобождение» при поддержке местной администрации и АНО «Просвет» был создан детский клуб «Скала», в котором проводятся занятия с детьми и подростками из неблагополучных семей. Такие клубы также стали действовать в пос. Форносово и Глажево. Фонд «Освобождение» ежегодно организовывает в различных населенных пунктах Ле-
238
нинградской области детские площадки «Царство добра», рождественские спектакли. В 2011 г. площадки «Царство добра» посетили более 400 детей [5, с. 16].
Протестантские объединения, представленные на территории Ленинградской области, придерживаются традиционных семейных ценностей и строгих моральных принципов: выступают за многодетные крепкие семьи, против абортов, разводов, добрачных связей, однополых браков, гей-парадов. Такую позицию они излагают в своих официальных документах (например, в «Декларации о христианской семье» ЕЛЦИ), в обращениях к представителям государственной власти, в проповедях. Консервативность взглядов отечественных протестантов по вопросам морали и семейных отношений не меняется под влиянием зарубежных единоверцев, несмотря на то, что последние могут придерживаться более либеральных воззрений (например, скандинавские протестанты). В вопросах внутрицерковной жизни позиция протестантов Ленинградской области также традиционна: например, большинство из них не приемлют женского священства. По этому поводу произошло размежевание ЕЛЦИ и ЕЛЦ, когда в последней рукоположили на служение проповеди женщину.
Таким образом, протестанты Ленинградской области представляют собой первое по численности и весьма деятельное религиозное меньшинство, придерживающееся консервативных взглядов в вопросах морали и семейной жизни. В ходе исследования выяснилось, что жизнь протестантов Ленинградской области слабо освещается в областных средствах массовой информации, в том числе на разнообразных областных интернет-ресурсах. Пожалуй, только ЕЛЦИ уделяется больше внимания в областных СМИ, чем остальным объединениям. Однако материалы, посвященные ей, тоже весьма немногочисленны. В отдельных газетах изредка появляются заметки о других местных протестантах. Такой характер освещения светскими СМИ деятельности протестантских общин, на наш взгляд, не соответствует их месту и роли в жизни региона.
Список литературы
1. Атлас современной религиозной жизни России: в 3 т. Т. 3 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2009.
2. Волошинов П. Вера как часть истории // Сельская новь. - 2011. - № 7 (12056).
3. Волошинов П. Церкви Ингрии 400 лет // Сельская новь. - 2011. - № 7 (12056).
4. «Год за годом, день за днем...» Церкви в Кингисеппе 20 лет // Вестн. 2011. - № 42. дек.
239
5. Годовой отчет благотворительного фонда «Освобождение» за 2011 год. -СПб., 2012.
6. «Добрый самарянин» 10 лет! // [Электронный ресурс]. - URL: http://baptist.spb.ru/?news/shownews&id=558 (дата обращения: 25.12.2014).
7. Камни не сгорают // Вестн. - 2012. - № 45. дек.
8. Кудрявцев В. Церкви Ингрии - 400 лет // Всеволожские вести. - 2011. -№ 51 (1676).
9. Никольская Т. К. 50 лет церкви ЕХБ на Поклонной горе // Вестн. -2012. - № 44. сентябрь.
10. Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность: справ. / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, В.А. Егоров и др.; под ред. А.В. Гайдукова. - СПб.: Верста, 2014.
11. Совместная программа Муниципального образования «Полюстрово» и РЦ «Новая жизнь». - URL: http://newbferas.ra/?view=10567006&p=6 (дата обращения: 25.12.2014).
12. Филатов С., Степина А. Российское лютеранство // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002.
13. Эффект «Бабочки» // Вестн. - 2013. - № 47. сент.
14. Эффективность программы // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.narcostop.org/program?lang=ru-RU (дата обращения: 25.12.2014).