Семейная политика и работа с детьми и подростками в протестантских церквях России: реализация традиционных ценностей
О.В. Куропаткина
То, как религиозная организация представляет себе семейные отношения, прямо влияет как на отношение к этому вопросу самих верующих, которых организация воспитывает в русле своих представлений, так и на то, какие модели верующие будут пропагандировать вне своего объединения. В свете демографического кризиса в России был поднят вопрос о необходимости государственной и общественной поддержки традиционных религий, которые сформировали нравственные и семейные ценности народов нашей страны. Православие, ислам, иудаизм и буддизм, несмотря на практически тотальную секулярность россиян и малое количество фактических верующих, пользуются уважением и доверием подавляющего большинства населения. Сразу возникает вопрос: можно ли говорить в этой связи о протестантских церквях, которые не являются традиционными (по крайней мере в той степени, как указанные четыре религиозных направления) и не имеют большого влияния на общество? Кроме того, не представляет ли протестантизм угрозу для традиционных ценностей России и национальной идеи, о необходимости которых сейчас так много говорят?
Мне кажется, что представление о протестантах как о носителях западных (в случае баптистов и пятидесятников чаще говорят — американских) ценностей упрощает картину. Разумеется, корни протестантизма — на Западе, однако все присутствующие на сегодняшний момент в России протестантские конфессии появились на территории нашей страны до революции. Если, например, лютеранство и реформатство были в дореволюционной России в основном «немецкой верой», то баптизм распространился в России среди крестьянства не из-за «заморских проповедников», а благодаря русским книгоношам, которые разносили переведенную на современный русский язык в 1867 году Библию по городам и весям. «Евангельские христиане» — конфессия, близкая к баптизму, родилась без всякого постороннего влияния в среде автохтонного русского сектантства. Таким образом, по крайней мере часть протестантов были под влиянием не западных, а русских ценностей. Советские исследователи отмечали приверженность семейным ценностям, традицию многодетности и то исклю-
чительное внимание, которое уделяется отношениям супругов и воспитанию детей, например, в пятидесятничестве1.
В конце 1980-1990-х гг., после того, как протестантизм вышел из «сектантского подполья», на него обрушилась волна иностранных влияний. Лютеранская церковь возрождалась в России прежде всего по немецким стандартам, баптистская и пятидесятническая молодежь (как дети «советских протестантов», так и новообращенные) увлекалась книгами американских проповедников.
С начала 2000-х гг. положение в протестантских церквях начинает меняться, хотя иностранное влияние остается. Протестанты ищут пути интеграции в российское общество и стремятся отойти от западных моделей. Протестантское руководство уверено, что можно быть русским, любящим свою Родину, и протестантом. Самая распространенная стратегия: отбор тех нравственных основ протестантизма, которые соответствуют российским традициям.
Протестантизм в принципе уделял достаточно большое внимание семейным отношениям, поскольку, согласно классической протестантской этике, угодить Богу можно прежде всего в семье и на работе. Впрочем, если у западных протестантов, как правило, не приняты многодетные семьи, то их российские единоверцы продолжают традиции дореволюционного и советского времени, когда считалось, что, чем больше детей, тем больше ты благословлен Богом. Особенно это касается баптистов, адвентистов и пятидесятников: три-четыре ребенка в семье верующего, особенно пастора — обычное явление.
Российские протестанты, неизбежно принимая часть западной культуры, как правило, резко осуждают Америку и Европу за пропаганду безнравственности, однозначно не приемлют гомосексуализм и внебрачные связи. Это касается не только адвентистов и пятидесятников, в принципе консервативных, но и лютеран, которые не одобряют своих западных собратьев за этический либерализм.
Протестанты в России подчеркивают важность роли мужчины в семье. Мужская ответственность, мужество, способность принимать решения, обязанность обеспечивать свою семью — постоянная тема проповедей, семинаров и тренингов в протестантских церквях. Традиционную роль мужчины особенно подчеркивают реформаты, баптисты, адвентисты и пятидесятники. Протестанты стоят на том, чтобы семьи были крепкими, мужчина был достойным мужем и отцом, у которого семья, а не работа, стоит на первом месте, чтобы женщина была любящей женой и матерью (именно в этом, по мнению протестантов, ее главное предназначение), наконец, чтобы супруги вместе воспитывали детей в христианском духе. Именно в такой модели российские протестанты видят как свою преданность общепротестантским («библейским») принципам, так и свою
1 Калугин В.М. Современное сектантство, его разновидности и идеология. М., 1962. С. 23; Кли-банов А.С. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С. 164; Эволюция христианского сектантства в СССР. М., 1979. С. 61; Акинчиц А. Эволюция сознания в новых поколениях верующих в советском обществе. Автореф. ... докт. дисс. М., 1988. С. 13; Мельник В.И. Новый тип верующего в пятидесятничестве. Киев, 1991. С. 27; Подоляк В.А. Миссионерская проповедь в протестантских общинах // Протестантские организации в СССР. М., 1989. С. 139.
принадлежность к российской традиции. Патриотизм протестанты понимают в первую очередь как заботу о конкретных гражданах своей страны и как укрепление семьи — основы общества.
Конечно, у протестантов нет такого влияния и такого авторитета в обществе, как у традиционных религий. Тем не менее они воспитывают в духе семейных ценностей сотни тысяч российских граждан и стимулируют их пропагандировать такую нравственную модель. Это особенно значимо для тех субъектов Российской Федерации, где протестантизм стал сильным и влиятельным: например, в Хакасии, Удмуртии, Свердловской, Омской, Ярославской, Кемеровской областях2.
Что касается опасности «инородных влияний» и ущерба для традиционных религий и национальной идеи, то, на мой взгляд, можно обратиться к поучительному зарубежному опыту.
Известно, что у шведского государства особые отношения с Церковью Швеции, которая до 2000 г. была государственной. Авторитет и государственную поддержку этой церкви никто не оспаривает. Тем не менее государство гарантирует помощь тем религиозным организациям, кроме лютеранской (ст. 6 закона о религиозных организациях № 1998:1593 от 26 ноября 1998 г.), которые проповедуют традиционные для государства ценности и отличаются длительной общественной активностью (ст. 16; ст. 2, 3 закона о поддержке религиозных организаций № 1999:932 от 25 ноября 1999 г.). Согласно ст. 1 положения о грантах религиозным организациям № 1999:974 от 25 ноября 1999 г., которое конкретизирует это положение закона, к ним в том числе относятся: англиканская церковь, экуменический совет халкидонских и дохалкидонских православных церквей, национальный евангелический институт, баптисты, адвентисты, методисты, пятидесятническое движение, буддистские организации. Как видим, многие религиозные сообщества имеют право на государственную поддержку не из-за своей укорененности в национальной культуре, а из-за своей приверженности традиционным ценностям и своей общественной деятельности.
Еще более яркий пример — Италия. Как всем известно, там культурообра-зующая конфессия — католичество. Согласно конституции Италии, католическая церковь имеет особые отношения с государством (ст. 7). Тем не менее Итальянская республика заключила договоры, касающиеся благотворительности, просветительской и образовательной деятельности и т. д. также и с адвентистами седьмого дня (закон № 516 от 22 ноября 1988 г.), пятидесятниками (закон № 517 от 22 ноября 1988 г.), баптистами (закон № 116 от 12 апреля 1995 г.) и лютеранами (закон № 520 от 28 ноября 1995 г.). Ясно, что договоры с данными религиозными организациями заключены не из-за их культурной традиционности для Италии и что эти договоры ни в коей мере не умаляют роли и государственного признания католической церкви.
Думается, что опыт данных государств показывает, что можно и нужно совмещать государственную и общественную поддержку как традиционных ре-
2 Ковальчук Ю.С. Современные тенденции распространения протестантизма в России и миссионерские практики в среде коренных народов Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2006. № 4. С. 97.
лигиозных направлений, которые сформировали культуру и нравственность народа, так и тех религиозных организаций, которые придерживаются традиционных для общества ценностей.
Протестантизм в России представлен очень разнообразно, поэтому кратко перечислим основные конфессии:
- лютеране;
- реформаты;
- пресвитериане;
- баптисты;
- евангельские христиане;
- баптисты;
- методисты;
- церкви методистской традиции: Уэслианская церковь и Церковь Назарянина;
- армия спасения;
- адвентисты;
- пятидесятники.
Практически каждая конфессия делится на несколько союзов или ассоциаций. В тексте статьи названия союзов даны в аббревиатуре; расшифровку аббревиатур см. в конце текста. Кроме того, в статье упоминается несколько автономных церквей и миссий, не входящих в централизованные объединения федерального уровня. В таких случаях в скобках указана их конфессиональная принадлежность.
Задача данной статьи — рассмотреть, что конкретно делается в протестантских церквях в сфере семейной политики и работы с детьми и подростками.
Семейное консультирование
Среди протестантов распространено служение семейного консультирования: либо пастор, либо специально обученный человек проводят тренинги, семинары и отдельные консультации для семейных пар. Разработан курс для тех, кто собирается вступить в брак — «Брак без сожалений», который практикуется в ряде баптистских и пятидесятнических церквей. В Екатеринбурге баптисты (РСЕХБ) используют программу «Мудрость матери», а также видеокурс «Библейский портрет супружества». В Кировской и Тверской областях баптисты проводят консультации по семейным проблемам. В Челябинской области есть отдельное служение для матерей. Евангельские христиане тоже проводят разнообразные семинары и тренинги, посвященные этой проблеме: в Кирове (ОСЕЦ), в Чувашии (РАНЕЦ), в Краснодарском крае (ЕХМС). Методистская церковь проводит семинар «Мудрость матери» в Ставропольском крае, Московской и Псковской областях, а в Санкт-Петербурге — семинар «Мамы в молитве». Адвентисты (АСД) проводят семинары по семейным проблемам в Кировской и Нижегородской областях. РЦХВЕ проводит конференции и семинары по семейным проблемам в Калужской области, РОСХВЕ — в Калужской и Самарской областях.
Семейное служение
В ряде протестантских церквей есть т. н. семейное служение. Оно создано для обмена опытом супружеских отношений и воспитания детей. У баптистов (РСЕХБ) такое служение есть, например, в Омской области. В Приморском крае баптисты специально организовали в ежегодном летнем лагере отдельную семейную смену. У пятидесятников (РОСХВЕ) в Тверской области есть отдельное служение для родителей. Семейное служение есть в Москве и Иркутской области; в Новосибирске и Самаре есть семейные клубы.
Образовательные программы
В своих образовательных учреждениях протестанты изучают предмет, посвященный психологии семейных отношений: предполагается, что пасторы будут заниматься в том числе и консультированием. Такой предмет есть у лютеран (ЕЛЦИ)3, реформатов (ЕРЦ)4, баптистов5 и адвентистов6. Так же он есть в двух межденоминационных протестантских вузах: московском колледже «Новая жизнь»7 и в Санкт-Петербургском христианском университете8. В Евроазиатской семинарии (РОСХВЕ) также есть программа, посвященная семье и браку; планируется введение специальности «бакалавр семейного служения» для специалистов — семейных консультантов.
Борьба против абортов
Сибирская евангелическо-лютеранская церковь организовала в Новосибирске женский антикризисный центр «Надежда», куда могут обратиться женщины, находящиеся в состоянии кризисной беременности, а также их родственники. Подобный же кабинет открыли баптисты (РСЕХБ) в Екатеринбурге. В Смоленске баптисты читают лекции в школах против внебрачных связей и абортов, в Санкт-Петербурге проводят служение «За жизнь» — профилактика раннего и позднего прерывания беременности. Пятидесятники (РОСХВЕ) проводят акции против абортов в Чувашии, Брянской и Костромской областях, а в республике Марий Эл — лекции против абортов в школах. Также РОСХВЕ разработало программу «Жизнь» (о вреде абортов) для молодежи и групп риска, которую проводит в Москве.
3 Теологический институт церкви Ингрии. Курсы пасторской теологии и миссиологии // <http:// www. concordia.ws/program/pstr. htm>.
4 Евангелическо-Реформатская Церковь г. Казани. Учебный план по программе «Бакалавр богословия» // <http://kazan. reformed-church.ru/page12>.
5 Алтайский библейский колледж // <http://www. pastor.ru/site_temp/?module=church&action=detail s&dnmid=1&fs=2&id=1146>; Курская библейская школа // <http://www. pastor.ru/site_temp/?module= church&action=details&dnmid=1&fs=2&id=1243>.
6 Заокская духовная семинария. Программы // <http://www. seminary.ru/rus/programms/prog. php?pb_pro=1>.
7 Московский библейский колледж «Новая жизнь» // <ttp://www. newlifecollege.ru/page. php?id=program>.
8 Санкт-Петербургский христианский университет. Программа «бакалавр христианской педагогики» // <http://www. spcu. spb.ru/bchlr-pd. php>.
Пропаганда нравственного образа жизни
Протестанты считают, что детей и подростков нужно как можно раньше и как можно чаще предупреждать о вреде алкоголизма, курения, наркомании, опасности заражения СПИДом. Лютеране (ЕЛЦ) в Свердловской области раздают буклеты для подростков — наркоманов и их родителей. ЕЛЦИ в Татарстане проводит антинаркотический лагерь для подростков. Баптисты (РСЕХБ) читают в смоленских школах лекции о вреде курения и алкоголя, проводят профилактические мероприятия против наркотиков. В Екатеринбурге РСЕХБ используют проект «SOS» — программу, включающую лекции, беседы, ролевые игры и видеоматериалы, помогающие подросткам осознать последствия преждевременных половых связей, абортов, алкоголя и наркотиков. Адвентисты (АСД) в Нижегородской области проводят ряд профилактических мероприятий для молодежи. Пятидесятники (РЦХВЕ) в Москве используют проект «SOS». В Астрахани члены РЦХВЕ читают в школах курсы против алкоголизма и наркомании, а в Республике Алтай верующие читают тот же курс также и в детских домах. Члены РОСХВЕ помогают фонду «Родители против наркотиков» в Алтайском и Красноярском краях, Еврейской автономной области, а также фонду «Матери против наркотиков» в Удмуртии и в Тверской области. Верующие читают лекции о вреде наркотиков в республиках Удмуртия и Марий Эл, в Краснодарском крае, в Ивановской, Кировской и Оренбургской областях. В Читинской области пятидесятники из РОСХВЕ разработали целую программу по профилактике наркомании среди подростков: проведение спортивных мероприятий среди молодежи, проведение бесед с родителями, показ фильмов о вреде наркотиков.
Поддержка многодетных семей
Баптисты (РСЕХБ) в Свердловской области помогают детям из многодетных семей. Евангельские христиане (РАНЕЦ) организовали для многодетных семей клуб «Большая семья» в Санкт-Петербурге. Армия спасения помогает 40-50 семьям на дому. В Волгограде ею осуществляется большая программа помощи детям из малообеспеченных семей. Пятидесятники из ОЦХВЕ материально помогают таким семьям в Волгоградской области, РЦХВЕ — в Челябинской. РЦХВЕ провела акцию для многодетных семей «Моя семья» в Рязанской области. РОСХВЕ помогают таким семьям в Амурской и Владимирской областях.
Помощь малообеспеченным семьям
Лютеране (ЕЛЦ) оказывают помощь 470 неимущим семьям в Калининградской области, а также в Волгоградской области. СЕЛЦ в Хабаровском крае помогает малоимущим детям одеждой и обувью, раздают школьные учебники и дневники. Баптисты (РСЕХБ) помогают малообеспеченным семьям в Ханты-мансийском округе; в Курской и Курганской областях РСЕХБ устраивает лагеря для детей из малообеспеченных семей. Евангельские христиане (РАНЕЦ) помогают малообеспеченным семьям в Московской области. Пятидесятники
(РЦХВЕ) помогают неимущим детям в Мурманской и Челябинской областях. В Пензе РЦХВЕ провела благотворительную акцию, в ходе которой около 20 семей получили гуманитарную помощь в виде одежды, обуви и детских игрушек. АХЦ разработала проект «Дети в нужде» — помощь детям-инвалидам, детям из малообеспеченных семей (Санкт-Петербург). В Костромской области АХЦ помогает неимущим детям закупать канцтовары для учебного года. Пятидесятники (РОСХВЕ) в Иркутской области помогают малоимущим еврейским семьям в приобретении продуктов и лекарств, ремонте одежды, приготовлении пищи. С мая 2001 г. по апрель 2005 г. было предоставлено нуждающимся детям и взрослым 14 485 горячих обедов, 4 525 предметов одежды, 446 пар обуви.
Помощь детям-инвалидам
Лютеране (ЕЛЦ) помогают коррекционному интернату в Омской области, а в Оренбургской они создали Диаконический центр, в котором оказывается психологическая и педагогическая помощь детям (более 50 человек) с нарушенной психикой. Баптисты (РСЕХБ) в Липецкой области помогают глухонемым и слепым детям. Евангельские христиане оказывают помощь детям-инвалидам в Ульяновской области (ОСЕЦ), в республике Адыгея и Волгоградской области (ЕХМС). Методисты (РОМЦ) помогают детям в Ставропольском крае, Армия спасения — в Волгоградской области. Пятидесятники (РЦХВЕ) проводят лагерь для детей-инвалидов в Алтайском крае. РОСХВЕ помогает в Липецкой области детскому дому для детей-инвалидов.
Помощь детским фондам
Баптисты (РСЕХБ) помогают Дому родителя и ребенка в Курской области. Пятидесятники (РОСХВЕ) дают пожертвования на Центр семьи в Архангельской области.
Работа с трудными детьми и подростками
Такой деятельностью занимаются лютеране (ЕЛЦ) в республике Марий Эл. Евангельские христиане (ОСЕЦ) организовали в Ульяновской области реабилитационный центр для трудных подростков. Женщины — методистки (РОМЦ) на волонтерских началах работают в летнем лагере для детей из «группы риска» в Санкт-Петербурге. В том же городе с трудными детьми работают пятидесятники (РЦХВЕ).
Работа в колониях для несовершеннолетних
Лютеране (ЕЛЦ) помогают таким колониям в Омске, баптисты — в Еврейской автономной области, адвентисты (АСД) — в Костромской области. Пятидесятники (РОСХВЕ) помогают 4 подростковым колониям в Кировской области, а также колонии в Новосибирской области.
Помощь семьям заключенных и наркозависимых
Реформаты (ЕРЦ) в Санкт-Петербурге разработали социальный проект помощи детям, чьи родители находятся в местах лишения свободы. Они также проводят акцию «Рождественская елка ангела» — организация посещения заключенных их родственниками. Баптисты (РСЕХБ) организовали в Свердловской области группу «Поддержка» для помощи людям, находящимся алкогольной, наркотической или другой зависимости, а так же их семьям. Пятидесятники проводят акцию «Рождественская елка ангела»: АХЦ — в Красноярском крае, Вологодской, Ленинградской и Тюменской области, РЦХВЕ — в Красноярском крае. РОСХВЕ в Псковской области работает с созависимыми, в Красноярском крае — с родителями наркоманов.
Работа с беспризорниками
Баптисты (РСЕХБ) помогают им в Курске, в Москве — ежегодно проводят летние лагеря для бездомных детей. Пятидесятники (РЦХВЕ) работают с бездомными детьми в Москве, Краснодарском и Пермском краях, Татарстане, Челябинской области. АХЦ — в Алтайском крае, ассоциация «Виноградник» (пятидесятники) — в Красноярском крае. РОСХВЕ — в Алтайском и Красноярском крае, Амурской и Воронежской области. В Иркутске пятидесятники из РОСХВЕ устраивали пять раз в неделю горячие обеды для беспризорных детей; им выдавалась детская одежда и обувь, оказывалась первая медицинская помощь, проводилась санитарно-гигиеническая обработка.
Работа в детских домах и интернатах
Протестанты активно помогают детским приемникам, детским домам и интернатам. Пресвитерианская церковь помогает детскому приемнику в Бурятии, баптисты (РСЕХБ) — в Костромской области. Пятидесятники (РОСХВЕ) помогают Дому ребенка в Томской области, в котором содержатся дети, от которых отказались родители. Верующие покупают памперсы, детские игрушки, помогают медицинскому персоналу в уходе за детьми. Лютеране (ЕЛЦ) оказывают материальную и духовную помощь детским домам в Астраханской и Калининградской областях. Кроме того, в Астраханской области ЕЛЦ разработала программу «Маленькая стряпуха», призванную научить необходимым жизненным навыкам (готовить, мыть посуду, убираться) детей из детских домов, которых недавно усыновили. ХЕЛЦВС помогает детским домам в Новосибирской и Омской областях. Баптисты (РСЕХБ) занимают первое место в благотворительной помощи детским домам: их работа известна в республиках Башкортостан, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия и Алания, в Алтайском, Краснодарском и Пермском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кировской, Костромской, Курской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Тюменской областях. В Брянской области организован благотворительный фонд «Самарянский кошелек», который распространяет гуманитарную помощь ре-
гиональным детским домам через отдел социальной защиты. В Волгоградской и Курской областях баптисты проводят ежегодные лагеря для детей из детских домов. В Рязанской области организован магазин «У источника», где дети из детдомов обслуживаются бесплатно. В Челябинской области верующие организовали шефство над несколькими детьми — сиротами, которым помогают в трудоустройстве и оказывают финансовую помощь. Помогают детским домам и евангельские христиане: ЕХМС — в Астраханской области, ОСЕЦ — в Кировской, СЦЕХ — в Московской, АЦЕХ — в республике Северная Осетия и Алания, РАНЕЦ — в Санкт-Петербурге (помощь детям, оставшихся без попечения родителей), миссия «Вестник мира» — в Чувашии. Методисты (РОМЦ) оказывают помощь детским домам и интернатам в Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Волгоградской, Саратовской и Смоленской областях. Уэслианская церковь помогает детдомам во Владимирской области, Церковь Назарянина — в Волгоградской. Армия спасения, изначально созданная для дел милосердия, не забывает и детские дома — верующие оказывают им помощь в Волгоградской области и в Москве; в республике Калмыкия Армия спасения помогает детскому дому для умственно отсталых детей. Адвентисты (АСД) материально помогают детским домам в Камчатском крае и Нижегородской области. Пятидесятники (ОЦХВЕ) — в республике Коми, Красноярском и Пермском краях, Волгоградской и Воронежской областях. Пятидесятники из РЦХВЕ занимают второе место после баптистов по благотворительной деятельности в детских домах. Эта деятельность известна в республиках Адыгея, Дагестан, Тыва, Алтайском, Краснодарском и Пермском краях, Дойгано-Ненецком автономном округе, Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской областях, Калужской и Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской областях. В Амурской области пятидесятники взяли на обеспечении членов церкви 72 ребенка из детдомов. РОСХВЕ помогает детдомам в республиках Башкортостан, Марий Эл, Ханты-мансийском и Эвенкийском автономных округах, Амурской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кировской областях, Московской, Нижегородской, Псковской, Самарской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ярославской областях. В Перми пятидесятники из РОСХВЕ создали Центр социальной адаптации подростков и молодежи «Надежда», в Хабаровском крае — взяли шефство над детьми из детского дома. В Калужской области верующие проводят ежегодные летние лагеря, в том числе и для детей из детских домов. АХЦ помогает детдомам в Новгородской области, а также организовала в Башкортостане Фонд помощи детским домам.
Адвентисты (АСД) привозят подарки детдомам в Приморском крае, Амурской и Магаданской областях. Пятидесятники (РОСХВЕ) проводят в Алтайском крае акцию «Рождественский ребенок» — подарки детям из детдомов и малообеспеченных семей. Такую же акцию проводит в Камчатском крае Камчатское отделение церквей Полного Евангелия «Благовестие» (пятидесятники).
Как видим, протестанты уделяют большое внимание как семейной политике внутри своих церквей, так и социальному служению детям и подросткам, при этом основа их деятельности — традиционные для России семейные ценности.
Список аббревиатур
АСД — Адвентисты седьмого дня (адвентисты)
АХЦ — Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (по большей части пятидесятники и баптисты) АЦЕХ — Ассоциация церквей евангельских христиан (евангельские христиане)
ЕЛЦ — Евангелическо-лютеранская церковь (лютеране) ЕЛЦИ — Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (лютеране)
ЕРЦ — Евангелическо-реформатская церковь (реформаты) ЕХМС — Евангельский христианский миссионерский союз (евангельские христиане)
ОСЕЦ — Объединение свободных евангельских церквей (евангельские христиане)
ОЦХВЕ — Объединенная церковь христиан веры евангельской (пятидесятники) РАНЕЦ — Российская ассоциация независимых евангельских церквей (евангельские христиане) РОМЦ — Российская объединенная методистская церковь (методисты) РОСХВЕ — Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятники)
РСЕХБ — Российский союз евангельских христиан-баптистов (баптисты) РЦХВЕ — Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятники) СЕЛЦ — Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (лютеране) СЦЕХ — Союз церквей евангельских христиан (евангельские христиане) ХЕЛЦВС — Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод (лютеране).