Тшминологический „
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИИ
0гуэп
УДК 364.78 Ю.В. Лазарева,
ББК 67.512 кандидат юридических наук
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Б статье поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, освободившиеся из мест лишения свободы. Их нерешенность является одним из факторов, способствующих рецидивной преступности. Отмечается, что закон о надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, нуждается в существенной корректировке. Это может быть реализовано через принятие федерального закона «О постпенитенциарном контроле и социальном патронаже лиц, освободившихся из мест лишения свободы», концепция которого предлагается в статье.
Ключевые слова: социальная реабилитация; исправление осужденных; рецидивная преступность.
Yu.V. Lazareva, Ph.D. in Law
CONTEMPORARY ISSUES OF SOCIAL REHABILITATION OF PERSONS RELEASED FROM PRISON
The paper highlights the problems that persons released from prison face. Insufficient attention to these problems is one of the factors that stimulate recidivism. It is pointed out that the law on supervision over persons released from prison requires a considerable revision. This can be achieved through passing a Federal law «On post-penitentiary control and social patronage of persons released from prison», the concept of which is offered in this paper.
Key words: social rehabilitation; correction of convicts; recidivism.
Проблема социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, не первый год находится в центре внимания криминологов и специалистов уголовно-исполнительного права, поскольку данный вопрос имеет как практическое, так и теоретическое значение.
На современном этапе необходимо строить систему социальной реабилитации освобождающихся осужденных. Вероятность ресоциализации осужденного после отбытия наказания, особенно связанного с лишением свободы, зависит от возможности активного включения его в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей. С одной стороны, этот процесс связан с закреплением результатов исправления осужденных и определенных правоограничений, с другой - он зависит от взаимодействия различных органов, осуществляющих профилактику, бытовое устройство таких лиц.
Люди, освободившиеся из мест лишения свободы, возвращаются в общество, как правило, с новыми знаниями, приобретенными
в заключении, не всегда положительными. Кроме того, они сталкиваются со множеством проблем, среди которых бытовые, жилищные, семейные, социальные и др. Как представляется, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы данные лица как можно быстрее адаптировались, вели право-послушный образ жизни, не совершали преступлений.
Социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, предшествует полугодовая подготовка осужденных к освобождению, которую организуют представители администрации исправительных учреждений, территориальных органов внутренних дел, Министерства труда и социальной занятости на основании гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [4].
Большой проблемой для освободившихся из мест лишения свободы является отсутствие жилья. Наиболее вероятный вариант его получения - общежитие или иная жилая площадь от той организации, в которую поступит на работу данное лицо. Сведения о
50
© Лазарева Ю.В., 2010
Criminology
Ю.В. ЛАЗАРЕВА. Современные проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы poumaiof
Qnuel
предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.
Следует сказать о проблеме сохранения за осужденным права на жилую площадь. Как известно, ст. 60 Жилищного кодекса РФ предусматривает норму, в соответствии с которой за лицом, осужденным к лишению свободы, жилая площадь сохраняется в течение всего срока отбывания наказания. Однако механизм сохранения жилья за осужденным до сих пор не разработан. Более того, довольно часты случаи принудительной выписки с принадлежащей ранее осужденному жилплощади в период отбытия им наказания его родственниками. Таким образом, многие заключенные после освобождения из мест лишения свободы автоматически переходят в категорию бомжей, лишаясь возможности устроиться на работу, получить медицинскую страховку и прочие социальные льготы, положенные им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отмена в 1990 г. в России ограничений в прописке лиц, освобожденных из колоний и тюрем, оказала положительное воздействие на процесс адаптации отбывших наказание. Однако эта мера не могла помочь восстановлению жилищных прав многим, ранее утратившим жилье. Поэтому важным представляется разработка и реализация на практике механизма восстановления прав на утраченное жилье лицам, вернувшимся из мест лишения свободы.
Одной из эффективных мер воздействия на рецидивную преступность в свое время являлось применение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [1, с. 86; 2, с. 75; 3, с. 485]. Б связи с принятием уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, данное положение по отношению к лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устарело, потеряло свою эффективность и в практической деятельности не осуществляется. Закон о надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, нуждается в существенной корректировке, но он необходим для надзора за категорией лиц с высокой степенью вероятного рецидивного поведения и со стойкой деформацией правового сознания.
Данное предложение может быть реализовано через принятие федерального либо регионального закона «О постпенитенциарном контроле и социальном патронаже лиц, освободившихся из мест лишения свободы», где под постпенитенциарным контролем следует понимать установление надзора за лицами, освободившимися от отбывания наказания. Закон должен регламентировать принудительные меры такого надзора и применяться в отношении лиц: а) при опасном и особо опасном рецидиве преступлений; б) судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления; в) совершивших преступление в период отбывания уголовного наказания; г) если поведение лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании исправляться.
Социальный патронаж может осуществляться в виде:
1) обеспечения предметами первой необходимости;
2) предоставления места в реабилитационном центре;
3) постановки в льготную очередь на обучение в колледже, техникуме, повышения квалификации, переквалификации;
4) медицинского обслуживания, оказания наркологической, психологической помощи;
5) оказания помощи в трудоустройстве.
Постпенитенциарный контроль должен
сочетаться с мерами социального патронажа, но при соблюдении лицом, в отношении которого он применяется, определенных правил поведения в реабилитационном центре. Именно соблюдение этих правил является основанием для предоставления места в реабилитационном центре, медицинского обслуживания, оказания наркологической, психологической помощи, приобретения предметов первой необходимости, постановки в льготную очередь на обучение в ПТу, техникуме, помощи в трудоустройстве. Срок нахождения в реабилитационном центре может быть установлен от шести месяцев до одного года, а в случае необходимости продлен до двух лет. Сочетание постпенитенциарного контроля и социального патронажа, на наш взгляд, является наиболее эффективной мерой предупреждения преступного поведе-
Криминологический „
ЖТал ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИИ
0гуэп
ния лиц, освободившихся из исправительных учреждений.
Кроме того, думается, что социальный патронаж может применяться и без пенитенциарного контроля в случаях, когда осужденный твердо встал на путь исправления, но его социально-бытовые условия не позволяют вести правомерный образ жизни на свободе. Аналогично и постпенитенциарный контроль может осуществляться без социального патронажа в отношении злостных нарушителей режима пребывания в реабилитационном центре до тех пор, пока поведение данного лица не будет свидетельствовать о его желании встать на путь исправления.
Б случае нарушения норм постпенитенциарного контроля может применяться лишение социального патронажа от одного до шести месяцев, применение административного наказания в соответствии с совершенными правонарушениями в виде штрафа, ареста.
Основанием применения постпенитенциарного контроля и социального патронажа должно быть ходатайство администрации исправительного учреждения и справка об освобождении. Субъектами осуществления такого постпенитенциарного контроля могут являться уФСИН, правоохранительные органы, муниципальные и другие государственные органы, в том числе республиканские, министерство занятости, министерство образования, министерство здравоохранения, общественные и религиозные организации.
Контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, необходим, а положения, его регламентирующие, нуждаются в доработке и корректировке. Б первую очередь необходимо уяснить, что постпенитенциарный контроль не является карательной мерой воздействия, а рассматривается как контроль за процессом адаптации лиц после освобождения.
Б этой связи особую актуальность приобретает принятие закона о социальной адап-
тации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающий различные формы социальной помощи данным лицам. Например, это может быть введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу бывших осужденных, возложение на службу занятости задач трудоустройства названных лиц, информирование их о вакантных рабочих местах и др., ведь со стороны местных органов власти законодательно не определено оказание помощи в трудовом устройстве лицам, отбывшим наказание. Предприятиям и организациям, трудоустроившим лиц, отбывших наказание, на уровне местного законодательства можно предложить льготную систему налогообложения, что будет способствовать принятию бывших осужденных на работу.
Крайне важно также создание центров реабилитации, включающих социально-психологическую, наркологическую службы, а также службы оказания помощи в трудоустройстве и во временном проживании в данном центре. Естественно, что проживать там постоянно невозможно, поэтому необходимо определить время максимального пребывания в центре лиц, освободившихся из мест лишения свободы, например, от шести месяцев до двух лет. Срок пребывания будет зависеть от поведения лица и желания начать нормальный образ жизни.
Вопросы организации профилактики рецидивной преступности уголовно-правовыми средствами должны находить обязательное отражение в планах работы по предупреждению преступлений на разных уровнях управления органами внутренних дел и обеспечиваться реализацией конкретных мероприятий, например, организационных, связанных с организацией предупредительной деятельности, и функциональных, предполагающих непосредственное осуществление программы.
Реализация данных мер необходима для сокращения рецидивной преступности в нашей стране.
52
1 (11)' 2010
Criminology
Ю.В. ЛАЗАРЕВА. Современные проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы poumatof
Qnuel
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамов Г. Правовые и социальные проблемы предупреждения рецидивной преступности //Уголовное право. — 2001. — № 3.
2. Гришанин Ф. Задачи повышения эффективности борьбы с рецидивной преступностью // Сов. государство и право. — 1983. — № 6.
3. Криминология / под. ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. — М., 2004.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 января 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 12, ст. 1351.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATED)
1. Agamov G. Pravovye i sotsial'nye problemy preduprezhdeniya retsidivnoy prestupnosti // Ugolovnoe pravo. — 2001. - № 3.
2. Grishanin F. Zadachi povysheniya effektivnosti bor'by s retsidivnoy prestupnost'yu // Sov. gosudarstvo i pravo. - 1983. — № 6.
3. Kriminologiya/pod. red. N.F. Kuznetsovoy, V.V. Luneeva. — M., 2004.
4. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 8 yanvarya 1997 g. // SZ RF. - 1997. - № 12, st. 1351.
Информация об авторе
Лазарева Юлия Валерьевна (Якутск) — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права. Якутский филиал Дальневосточного юридического института МВД России (677000, г. Якутск, ул. Якутская, 2, e-mail: lazareva77@list.ru)
Information about the author
Lazareva, Yulia Valeryevna (Yakutsk) — Ph.D. in Law, Senior Instructor, Chair of Criminal Law. Yakutsk Affiliate of Far Eastern Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs (2, Yakutskaya str., Yakutsk, 677000, e-mail: lazareva77@list.ru)