Научная статья на тему 'Пенитенциарная социальная работа: тенденции, проблемы, перспективы'

Пенитенциарная социальная работа: тенденции, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4673
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уфимцева Надежда Федоровна

В статье рассматривается сущность пенитенциарной социальной работы, тенденции ее развития в современном обществе, проблемы организации социальной работы с осужденными и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарная социальная работа: тенденции, проблемы, перспективы»

19. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве/ Горохов А. А.// Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

20. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг/ Вавулин Д. А., Горохов А. А.// Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Уфимцева Надежда Федоровна, к.пед.н.,

доцент кафедры социологии и социальной работы Российский государственный профессионально-педагогический

университет

В статье рассматривается сущность пенитенциарной социальной работы, тенденции ее развития в современном обществе, проблемы организации социальной работы с осужденными и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.

Одной из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. В условиях современного общества в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы в пенитенциарных учреждениях осуществляется процесс гуманизации условий отбывания наказания и приведения их к международным стандартам. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема организации и проведения с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в учреждениях ФСИН России социальной и воспитательной работы.

В России социальная работа в пенитенциарных учреждениях как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001 года. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, предполагающей соблюдение прав осужденных, обеспечение оптимальных условий отбывания ими наказания, возвращение в общество полноценного человека. В реализации данных идей пенитенциарная социальная работа призвана сыграть особую роль, потому как меры социального воздействия на осужденных, наряду с исправительными, обладают огромным воспитательным потенциалом.

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплекс организационно-правовых, социально-экономических, идеологических мер, ориентированных на создание предпосылок для адаптации осужденного к условиям изоляции и исправительного процесса, социального обеспечения и реализации осужденным прав, свобод, законных интересов, восстановления навыков жизнедеятельности в обществе после осво-

бождения, а также способствующих закреплению результатов исправи-тельно-воспитательного воздействия в процессе подготовки к жизни на свободе89.

Основной субъект социальной работы с осужденными - группа социальной защиты осужденных (далее - ГСЗО), являющаяся отдельным структурным подразделением исправительного учреждения. Деятельность группы социальной защиты осужденных в исправительных учреждениях направлена на подготовку осужденных к освобождению уже с первых дней пребывания в местах лишения свободы, а также на адаптацию осужденных к условиям отбывания наказания. Задача сотрудников исправительного учреждения - не только обеспечить исполнение наказания в отношении осужденного, но и помочь ему устроиться в новой жизни в постпенитенциарный период.

Отличительной особенностью профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения является прежде всего специфичность его «клиентов» - это работа с условно-осужденными и оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; работа лицами, находящимися в местах заключения; работа с отбывшими наказание, включая их ресоциализацию, а также работа с семьями заключенных и бывших заключенных.

Пенитенциарная социальная работа обладает следующими характеристиками: изолированность от общества, регулирование посредством норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, стереотипность мышления, устойчивые традиции использования репрессивных методик, универсальность и междисциплинарность. Своеобразие профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС заключается в обеспечении прав и свобод осужденных, в связи с их недостаточной личностной автономией - ограниченностью возможностей обращения за помощью к различным специалистам.

Направления социальной работы в исправительном учреждении весьма разнообразны, их перечень определяется тем, что в современных условиях специалист должен брать на себя ответственность за организацию смежных видов деятельности - воспитательной, культурно-массовой, правовой, спортивно-оздоровительной.

Основные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения в данном аспекте, создающие предпосылки для исправления, ресоциализации и социальной адаптации осужденных таковы:

- организация и обеспечение социальной защиты особо нуждающихся категорий осужденных;

89 Мониторинг состояния социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе России [Текст] / под ред. О. Е. Куренковой; Вологод. ин-т права и экономики. Вологда, 2008. С. 18.

- обеспечение социальной безопасности осужденных, удовлетворение базовых потребностей;

- содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

- помощь в поиске социально приемлемой среды, точки социального интереса (семья, труд, образование, религия, искусство и т.д.);

- содействие в получении помощи узкопрофильных специалистов, в частности - в области психологии, психиатрии, медицины и т.д.;

- выявление социально позитивного потенциала;

- помощь в социальном развитии: повышение социальной культуры, изменение ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

- формирование (поддержка, развитие и укрепление) социально полезных связей между осужденными и внешним миром (семьей, иными социальными институтами);

- организация мероприятий по подготовке к освобождению: восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;

- оказание помощи в решении вопросов трудового устройства, жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из ИУ;

- содействие бывшим осужденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовой реабилитации;

- содействие интеграции (обеспечение взаимодействия и координации) деятельности исправительного учреждения с различными государственными и общественными структурами, организациями и учреждениями по оказанию необходимой социальной помощи осужденным в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.90

Таким образом, профессиональная задача специалиста по социальной работе исправительного учреждения - создание благоприятной среды, предусматривающей защиту интересов и прав осужденного всеми установленными законом способами, содействующей исправлению и возвращению его в нормальное общество.

Особое место в практике пенитенциарной социальной работы занимает подготовка осужденных к освобождению. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего правопослушного поведения в условиях свободы.

Ресоциализация осужденных, оказание им содействия в бытовом и трудовом устройстве регламентированы законодательством Российской Федерации, однако механизмы решения этих вопросов до конца не

90 Уфимцева Н.Ф. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Теория социальной работы: учеб. пособие [Текст] / Н.Ф. Уфимцева. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. -С. 84.

отрегулированы, а возникающие социальные проблемы после освобождения и отсутствие социальной помощи в период адаптации к жизни на свободе значительно снижают успехи по коррекции личности осужденного, достигнутые в период отбывания наказания. Все меньшее количество людей, однажды оказавшихся в местах лишения свободы, имеет возможность после освобождения вернуться к полноценной жизни.

Данная ситуация усугубляется тем, что на сегодняшний день практически отсутствуют структуры которые осуществляют социальный контроль над лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и решают вопросы их трудового и бытового устройства. В связи с этим бывшие осужденные вынуждены самостоятельно решать вопросы трудоустройства и проживания, однако не все из них могут этого добиться одобряемыми обществом способами. Особо актуальна данная проблема для осужденных, у которых социальные связи были утрачены изначально или в период отбывания наказания (в частности, бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов). По мнению, Е.Я. Тищенко, в настоящее время за пределами уголовно-исполнительной системы фактически отсутствуют учреждения, выполняющие функцию социальной реабилитации освободившихся лиц, не разработана концепция постпенитенциарной социальной реабилитации, не выработана государственная политика в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и соответствующая законодательная база, не согласована деятельность исправительных учреждений и различных государственных служб.

Все это обусловливает необходимость создания эффективно действующей системы реабилитации граждан, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы, их адаптации к условиям жизни в постпенитенциарный период на основе гуманистических и демократических принципов, отвечающих международным правовым нормам. Такая система должна быть непрерывной и включать в себя взаимосвязанные и взаимодействующие исправительные и постпенитенциарные реабилитационные учреждения.91

Таким образом, в современных условиях практика подготовки осужденных к освобождению в исправительных учреждениях еще недостаточно распространена, создание и апробация ее разнообразных моделей - одно из перспективных направлений развития пенитенциарной социальной работы.

Несмотря на имеющиеся теоретические разработки ученых и опыт пенитенциарных учреждений по организации социальной работы с осужденными возможности пенитенциарной социальной работы не используются в полной мере в силу ряда причин:

91 Тищенко Е. Я. Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц // Вестник Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда. - 2007. - № 1. - С. 34.

- ограниченное стереотипное понимание в уголовно-исполнительной системе сущности и задач пенитенциарной социальной работы, связываемой чаще всего с решением юридических и правовых проблем осужденных;

- большая численность осужденных, являющихся объектом профессиональной деятельности сотрудников ГСЗО;

- недостаток различного рода ресурсов у сотрудников ГСЗО (временных, материальных, методических, образовательных и т.п.);

- недостаточный уровень сформированности личностных и профессиональных качеств некоторых сотрудников ГСЗО, не готовых к изменению привычных устоев в своей профессиональной деятельности, к необходимости затраты эмоциональных и физических сил, времени, к трудоемкости деятельности по обстоятельной теоретико-методической проработке новых направлений деятельности и т.д.

Процесс развития и становления института пенитенциарной социальной работы проходит в сложных и противоречивых условиях, так как для отечественной Уголовно-исполнительной системы социальная работа является инновационным видом профессиональной деятельности, не вписывающимся в концептуальные направления. Содержательная специфика и основная целевая ориентация пенитенциарной социальной работы не определена четко: востребована деятельность специалиста по социальной работе не только с осужденными и их семьями, но и с персоналом; существует потребность в узко профильной адресной организации социальной помощи различным категориям осужденных с учетом их личных потенциала и запросов.

На сегодняшний день не обобщены (и в связи с этим не имеют широкого распространения) попытки создания реабилитационного пространства на базе исправительных учреждений, включающего все сферы и уровни организации жизнедеятельности осужденных и сотрудников (информационный, биолого-физиологический, трудовой, культурно-досуговый, спортивный, коммуникативный и др.). При этом отсутствует ясная маршрутная схема для осужденных различных категорий. Не активен в современных условиях поиск самостоятельных, специфичных по содержанию, потенциалу и организации деятельности специалиста методов социальной пенитенциарной работы.

Одной из важнейших проблем пенитенциарной социальной работы является на сегодняшний день социальная защита и профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наряду с изоляцией и наказанием на первый план сегодня выступают более сложные задачи исправления и ресоциализации осужденных к лишению свободы. Однако возможность реализации институциональных преобразований пенитенциарной системы напрямую зависит от того, насколько сотрудники смогут корректировать устоявшиеся взгляды на исполнение собственных функций, освоить новую психолого-

педагогическую специфику работы.

В новых условиях актуализируется проблема соответствия профессионально-личностных качеств сотрудников запросам пенитенциарной практики.92

В связи с этим, можно констатировать, что в научной литературе до сих пор не выработано единого понимания социальной работы с осужденными, ученые-пенитенциаристы, осмысливая теоретические основы данного вида деятельности, ведут поиск оптимальной модели ее организации и проведения на практике.

Уровень проводимой в большинстве исправительных учреждений социальной работы еще не в полной мере отвечает требованиям времени, что актуализирует необходимость разработки теоретических и организационно-правовых основ деятельности социальных служб в исправительных учреждениях.

В современных условиях необходимо совершенствование правового регулирования пенитенциарной социальной работы, а также поиск новых форм и методов организации и проведения такой деятельности в исправительных учреждениях. При этом следует акцентировать внимание на обеспечении комплексного подхода, охватывающего социальную, воспитательную, а также психологическую работу с осужденными.

В настоящее время социальная работа в УИС России переживает процесс институционализации и профессионализации. Вектор ее дальнейшего развития должен определяться при активной позиции и с учетом точки зрения исследователей и практиков социальной работы.

Список литературы

1. Мониторинг состояния социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе России [Текст] / под ред. О. Е. Куренковой; Вологод. ин-т права и экономики. Вологда, 2008. С. 18.

2. Тищенко Е. Я. Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц // Вестник Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда. -2007. - № 1. - С. 34.

3. Уфимцева Н.Ф. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Теория социальной работы: учеб. пособие [Текст] / Н.Ф. Уфимцева. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - С. 84.

Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Монография / Под общ. ред. О.Н. Ракитской. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.