_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
постиндустриальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 19-21.
3. Нестулаева Д.Р. Электронное образование как новая форма подготовки квалифицированных кадров для модернизационной экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 35-37.
4. Батайкин П.А. Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 4. С. 18-20.
5. Тимофеев Р.А., Алафузов И.Г., Нестулаева Д.Р. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции // Горизонты экономики. 2015. № 6 (25). С. 24-28.
6. Батайкин П.А. Направления структурных сдвигов в национальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 20-22.
© Заббарова А.Р., Музилеев Е.А., Пирогова С.В., 2017
УДК 33
Зайнуллин Р.И., студент магистратуры Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В современном мире, в условиях высокой конкуретной среды, компетентность руководителя становиться определяющей в развитии компаний. Требования предъявляемые к компетентности настолько широки, что главными и определяющими факторами успешного руководителя являются не только качество образования и опыт, но и иные способности и особенности личности. В данной статье рассмотрены компетенции современного руководителя, помогающие вести компанию к успеху.
Ключевые слова
Современный руководитель, компетентность, личность, управление, опыт, миссия, цели, фактор успеха.
Эффективность работы любого производственного подразделения зависит не только от уровня компетенции и профессионализма сотрудников, она во многом определяется тем, насколько эффективны распоряжения, которые отдает им руководитель. Причем, это относится к руководителям любого уровня -от директора предприятия до начальников отделов. Эффективность распоряжений руководителя, в свою очередь, определяется его компетенцией, но какой ее уровень можно считать необходимым и достаточным? В идеале, прежде, чем стать руководителем или, тем более, директором предприятия, человек должен поработать на нем и пройти весь путь с самого начала. Таких руководителей много, и можно сказать, что, как правило, это эффективные менеджеры, которые четко представляют себе весь технологический процесс и знают, что требовать от своих подчиненных. В этом случае директор хорошо представляет себе, что входит в круг обязанностей человека, занимающего ту или иную должность, каков его уровень ответственности и что от него можно требовать в рамках этой должности. Опыт работы в данной сфере, карьерная лестница, начавшаяся с низших ступеней, впоследствии значительно облегчают взаимопонимание между директором и подчиненными. В этом случае профессионализм руководителя не вызывает сомнений, авторитет его высок и распоряжения выполняются максимально точно, чего вряд ли можно достичь только лишь демонстрацией своих властных полномочий. Такой руководитель умеет четко формулировать проблемы, ставить перед каждым конкретные задачи, определять реальные сроки их выполнения, предупреждать о возможных ошибках и, конечно, правильно мотивировать. Все это в комплексе делает распоряжения эффективными, как и всю работу предприятия или подразделения в целом. Это касается любого предприятия, вне зависимости
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
от того, чем оно занимается: производством, техосмотром или торговой деятельностью. [1]
Создателем основанного на компетенциях подхода к управлению считается американский психолог Дэвид Макклелланд. В конце 1960-х годов он представил основу понятия компетенции в виде совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность человека в профессиональной сфере. Так, в 1973 году в издании «American Psychologist» была опубликована статья «Тестирование компетентности, а не интеллекта».
Смысл подхода, предложенного Макклелландом, заключался в том, что сравнивались наиболее и наименее успешные сотрудники компаний, чтобы определить факторы, влияющие на эффективную деятельность. Целью было достижение понимания того, какие конкретно поведенческие и психологические особенности служат причинами успеха. Однако наибольшую популярность и актуальность компетентностный подход получил в 1986 году после выхода книги американского психолога Ричарда Бояциса «Компетентный менеджер: модель эффективной деятельности». Так началась интеграция данного подхода в работу специалистов по всему миру.
Понятие компетентности разные специалисты интерпретируют по-разному.
Согласно классического определения: Компетенция — (от латинского competo — добиваюсь; соответствую, подхожу). Имеет несколько значений:
• круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
• знания, опыт в той или иной области.
Согласно авторских определений, компетентность - это:
• Характеристика человека, которая лежит в основе его успеха в рамках конкретной деятельности или конкретной ситуации (Лайл Спенсер и Сайн Спенсер)
• То, что представляет собой человек, его знания и умения (Уэйн Брокбэнк)
• Выражающееся в поведенческих понятиях детализированное описание навыков и черт личности, которые необходимы человеку для успеха в своей работе (Дик Мэнсфилд)
• Конкретные способности и характеристики индивида, позволяющие ему совершать действия, которые приводят к успешному выполнению работы (Ричард Бояцис)
• Поведенческие компоненты, отличающиеся от интеллектуальных и личностных особенностей (Дэвид Макклелланд)
• Поведенческие формы, присущие наиболее успешным, а не посредственным сотрудникам (Мелани Кляйн)
Это далеко не все примеры того, как понимают компетентность разные специалисты, однако внимательное рассмотрение каждого из них говорит о том, что компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.
Но также мы можем увидеть, что эффективность человека обусловлена самыми разными качествами, например, темпераментом, ценностями, убеждениями, мотивацией, способностями, навыками, особенностями поведения и т.д. [2]
Для нашего понимания, важно следующее определение из теории современного менеджмента, где под компетентностью понимается - характеристика качеств личности, являющаяся результатом способностей специалиста к выполнению деятельности в определенных областях. Иными словами - это способность и умение применять знания на практике.
От знаний, способностей и качеств руководителя, от его умений организовывать работу сотрудников и всего в целом, зависит настоящее и будущее организации. Грамотно организовывать и контролировать рабочие функции свои и персонала это наиболее эффективный способ добиться стабильности и процветания компании. В эпоху острой конкуренции и кризиса, в организации бизнес-процессов, компетентность руководителя выходит на первое место.
В современном миребизнеса и управления, компетентность играет главную роль везде: где люди
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. В сфере труда она решающим образом определяет успех руководящих кадров. Современный руководитель должен детально разбираться в организации и экономике, владеть методами борьбы за высокую эффективность труда и качество производимых работ, сочетатьпрофессиональную компетентность с широкими способностями в работе с людьми. Современный руководитель организации для успешной реализации своей миссии должен иметь компетентность в сфере подготовки и реализации управленческих решений, организации работы, выполнения административных функций, обмена информацией и коммуникаций, организации собственной работы,обеспечения мотивации подчиненных, обучения и развития подчиненных,оценки и контроля работы подчине нных.[3]
На каждом управленческом курсе — будь то общий менеджмент, управление проектом или бренд-менеджмент — учат постановке целей. Однако нигде не учат персональной и корпоративной самоидентификации, выявлению смысла жизни и смысла существования компании, формированию ценностной основы как личной жизни, так и деятельности компании. Стратегические цели нередко не известны не только персоналу, но и самому руководству. Бывает, что у каждого руководителя существует свое видение стратегических целей компании и генеральных направлений ее развития. Не «сведенные воедино», такие цели способны породить в компании классическую ситуацию: «лебедь, рак и щука».
Особую актуальность проблемы определения сущности компетентности руководителей организаций представляют для студентов магистерских программ по менеджменту: по результатам социологического опроса на магистерские программы по направлению «Менеджмент» выпускники специалитета и бакалавриата поступают мотивированно с целью овладения набором компетенций в области управления [4].
Руководитель обязан хорошо знать специфику каждой функции управления организации, иметь четкое представление о возможностях компании, его подразделений и отдельных категорий работников с тем, что бы лучшим образом их использовать. С компетентностью связаны и такие важные качества руководителя, как его организаторские способности иделовитость. Руководитель должен быть хорошим администратором и организатором, обеспечивать постоянную жизнедеятельность управляемой системы и ее готовность к достижению поставленных целей, умело мобилизовать коллектив на решение задач, распределять задания и работу среди исполнителей соответственно опыту, умениям и индивидуальным особенностям каждого из них.
Для руководителя очень важно уметь предвидеть последствия принимаемых решений и возможности возникновения новых проблем, уметь решать внеочередные вопросы.
Можно констатировать, что современный руководитель организации это талантливый человек, обладающий большим набором компетенций в различных областях, разносторонне развитая и неординарная личность. Компетентность современного руководителя, возможно, определяется генетикой человека, но в большинстве случаев набор данных качеств воспитываются, приобретаются и развиваются в процессе профессиональной деятельности.
Компетентность руководителя-это фактор успеха, помогающий просто хорошим организациям становиться лучшими, и что более важно - оставаться таковыми.
Список использованной литературы:
1. Пономарева М.А. «Психологическая компетентность руководителя» М.: Форум, 2015;
2. Кричевский P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 2011;
3. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
4. Брусенцова Л.С., Салихова Э.М., Особенности подготовки магистров менеджмента в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения//Социальная политика и социология -2013. -5-2(99).-с. 205-211;
©Зайнуллин Р.И., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 336.77
А.А.Зайцева,
Студентка УрГЭУ, г. Екатеринбург, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ
Порой появляются ситуации, в которых товарищи и близкие люди не могут одолжить деньги, а банк не рассматривает в качестве своего клиента по разным причинам. Микрофинансовые организации(микрозаймы) могут быть весьма нужными вусловиях, если немедленно необходимы финансовые средства.
Микрозаймы - это маленький кредит, который дают на небольшой срок. Количество микрофинансовых организаций на данный момент очень велико они есть практически в каждом городе, они представляют из себя помещения с небольшой площадью в шаговой доступности, чаще всего их можно встретить на остановках и в оживленных местах с большой проходимостью людей, с недавнего времени их стали контролировать на государственном уровне [1, с. 425].
Микрофинансовые организации могут предоставить кредит уже через 30 минут с очень большой вероятностью при наличии только паспорта, в отличии от банков, в которые будут нужны большое количество справок и других документов, получить их можно в офисе в котором вы оставили заявку, а можно даже получить деньги онлайн через интернет-сайт таких учреждений путем зачисления на карту любого банка, электронные деньги.
Деньги которые граждане получают неимеют целевого назначения и могут быть израсходованы на разные потребности, многие МФО говорят что выдают финансовые средства без проверки кредитной анкеты гражданина или даже с отрицательной кредитной анкетой, но это не совсем так, всем подряд они не будут одобрять кредиты и рисковать своими финансовыми средствами не будут .
Так же есть ограничения, организация не имеет право выдавать кредит в валюте других государств, поменять процентную ставку по кредиту самостоятельно, кредит не должен превышать 1 миллион рублей и начислять штрафные проценты за досрочное погашение займа, поэтому нужно очень внимательно прочитать договор который будет подписываться.
На рынке встречаются множество не добросовестных кредиторов или во все мошенников, обратить внимание следует на очень низкие проценты по сравнению с другими организациями на рынке, организация не дает полностью ознакомится с договором который будет подписываться, требуют предоплату за одобрения кредита [3, с. 25].
Кредит в МФО очень накладный, организации дают займы в среднем под 1,5 % в день, бывают и очень высокие проценты. К примеру, если деньги берутся на небольшой срок на несколько дней, переплата не будет высокой, при долгосрочном кредитовании процент будет высок в среднем при процентной ставке в 1,5 % в день получается 547,5 % годовых, банк к примеру дает кредит по средней ставке 22% годовых разница очень велика. Если все же гражданин решил взять кредит то он должен внимательно отнестись прочтению договора, , а именно штрафные проценты уточнить обязательно. Менеджер организации обязана все полностью объяснить.
Если не получается оплатить во время кредит нужно сообщить в МФО о не возможности по той или иной причине оплатить, МФО должно пойти на встречу. Если есть даже небольшие сомнения, то не стоит брать займ в этой организации, не стоит рисковать своими деньгами. МФО работают с очень большим риском не возврата кредита, так как в основном к ним обращаются граждане которым отказали в получении займа в банках, обращаются люди которые изначально не собираются платить по сути мошенники поэтому устанавливают очень высокие проценты за не оплаченный в срок кредит [2, с.26]. В случае не возврата денежных средств во время граждане очень сильно рискуют, появятся проблемы, а именно телефонные звонки, смс оповещения родственникам, близким и коллегам с требованием погасить задолженность, и это только начало.