Научная статья на тему 'Теоретические аспекты эмоционального интеллекта'

Теоретические аспекты эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1541
255
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У.

В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Проведен анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается подходы к объяснению природы эмоционального интеллекта.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты эмоционального интеллекта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

Р.Т. Алимбаева

к.пс.н., ^рГУ им. ЕА. Букетовa г. Кaрaгaндa, Кaзaхcтaн Л.У. Есназарова мaгиcтрант 1 курса, КaрГУ им. ЕА. Букетовa г. Кaрaгaндa, Кaзaхcтaн

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Aннотaция

В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Проведен анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается подходы к объяснению природы эмоционального интеллекта.

Ключевые cловa

Интеллект. Эмпатия. Эмоциональный интеллект. Саморегуляция.

Знания об эмоциональном интеллекте до конца не раскрыты и только сейчас многие авторы анализируют всю информацию зарубежных авторов по этой теме и адаптируют к нашему социуму. Эмоциональный интеллект - это восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающих, которая, также оказывает влияние на результативности деятельности, это мощный ресурс, это залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни.

Эмоциональный интеллект, в трактовке И. Андреевой представляет собой совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями.

В отечественной науке теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.

Л.С. Выготский пришел к выводу, что эмоции опосредованы интеллектом и между ними есть тесная связь, уровень развития одного обуславливает развитие другого. Он считал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [1, с.58].

Б.В. Зейгарник указывала, что если у человека есть определенное знание о предметах и явлениях окружающей действительности, то отношение к последним будут иметь изменчивый характер. Данную точку зрения продолжил О.К. Тихомиров, считая, что степень активности эмоциональной регуляции влияет на продуктивность интеллектуальной деятельности.

С.Л. Рубинштейн изменил взгляд на взаимосвязь эмоций и интеллекта, сделав вывод, что эмоции «представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как и познавательные процессы». Определяя эмоциональность как одну сторону когнитивных процессов, он пришел к выводу, что эмоциональные и познавательные процессы не сопоставимы [2, c.131].

Существует три подхода к объяснению природы эмоционального интеллекта. Первый базируется на теории способностей. Его сторонники оценивают эмоциональный интеллект, как совокупность навыков и умений, выделяя три основные составляющие.

Второй подход основан на теории личности. Его сторонники в большей степени ориентируются на личностные особенности, мотивационные доминанты и ценностные ориентации, такие, как потребность в достижениях и удовольствии, а также уровень самооценки, импульсивности и эмпатии.

Третий подход базируется на смешанных теориях, объединяющих обе модели и рассматривающих врожденные личностные особенности как предпосылки эмоционального интеллекта, а навыки,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

приобретаемые с опытом, - как компенсаторные механизмы, позволяющие развивать эмоциональный интеллект путем тренировки [3, с.132].

Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет группы способностей: самопонимание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки. Эмоциональный интеллект по Д. Гоулмену относиться к классу смешанных моделей эмоционального интеллекта и рассматривается как сочетание когнитивных, личностных, мотивационных черт.

Наибольшее распространение в практике получила модель эмоционального интеллекта Д. Люсина. В основе модели лежит представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект, включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность [4, с. 48].

Эмоциональный интеллект не является врожденно характеристикой, а формируется в различных возрастных периодах под определенным воздействием. Развитый эмоциональный интеллект является фактором успешности во многих видах деятельности, а развитие эмоционального интеллекта позволяет позитивно влиять на межличностные отношения. Cпиcок использованной литературы:

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007.- № 5.-С. 57-66.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.: «Академия», 2004. - 544 с.

3. Дэвид Райбак. Как использовать эмоциональный интеллект в работе. - Киев, 2005. - С. 450.

4. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009.-№ 4. - С. 47-62.

© Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У., 2017

УДК 159.99

К.С. Игембаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магистр психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан Н.К. Магзумова Магистр педагогики и психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В данной статье излогается психологические особенности руководителей и приводиться краткий теоретический обзор личности современного руководителя. В процессе исследования была использована методика М.Рокича «ценностные ориентации личности.

Ключевые слова

Руководитель, ценности, ценностные ориентации, личность, современный руководитель, индивидуальный

стиль руководителя.

Социально-экономические преобразования в Казахстане в настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода