_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
Р.Т. Алимбаева
к.пс.н., ^рГУ им. ЕА. Букетовa г. Кaрaгaндa, Кaзaхcтaн Л.У. Есназарова мaгиcтрант 1 курса, КaрГУ им. ЕА. Букетовa г. Кaрaгaндa, Кaзaхcтaн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Aннотaция
В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Проведен анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается подходы к объяснению природы эмоционального интеллекта.
Ключевые cловa
Интеллект. Эмпатия. Эмоциональный интеллект. Саморегуляция.
Знания об эмоциональном интеллекте до конца не раскрыты и только сейчас многие авторы анализируют всю информацию зарубежных авторов по этой теме и адаптируют к нашему социуму. Эмоциональный интеллект - это восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающих, которая, также оказывает влияние на результативности деятельности, это мощный ресурс, это залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни.
Эмоциональный интеллект, в трактовке И. Андреевой представляет собой совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями.
В отечественной науке теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.
Л.С. Выготский пришел к выводу, что эмоции опосредованы интеллектом и между ними есть тесная связь, уровень развития одного обуславливает развитие другого. Он считал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [1, с.58].
Б.В. Зейгарник указывала, что если у человека есть определенное знание о предметах и явлениях окружающей действительности, то отношение к последним будут иметь изменчивый характер. Данную точку зрения продолжил О.К. Тихомиров, считая, что степень активности эмоциональной регуляции влияет на продуктивность интеллектуальной деятельности.
С.Л. Рубинштейн изменил взгляд на взаимосвязь эмоций и интеллекта, сделав вывод, что эмоции «представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как и познавательные процессы». Определяя эмоциональность как одну сторону когнитивных процессов, он пришел к выводу, что эмоциональные и познавательные процессы не сопоставимы [2, c.131].
Существует три подхода к объяснению природы эмоционального интеллекта. Первый базируется на теории способностей. Его сторонники оценивают эмоциональный интеллект, как совокупность навыков и умений, выделяя три основные составляющие.
Второй подход основан на теории личности. Его сторонники в большей степени ориентируются на личностные особенности, мотивационные доминанты и ценностные ориентации, такие, как потребность в достижениях и удовольствии, а также уровень самооценки, импульсивности и эмпатии.
Третий подход базируется на смешанных теориях, объединяющих обе модели и рассматривающих врожденные личностные особенности как предпосылки эмоционального интеллекта, а навыки,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
приобретаемые с опытом, - как компенсаторные механизмы, позволяющие развивать эмоциональный интеллект путем тренировки [3, с.132].
Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет группы способностей: самопонимание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки. Эмоциональный интеллект по Д. Гоулмену относиться к классу смешанных моделей эмоционального интеллекта и рассматривается как сочетание когнитивных, личностных, мотивационных черт.
Наибольшее распространение в практике получила модель эмоционального интеллекта Д. Люсина. В основе модели лежит представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект, включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность [4, с. 48].
Эмоциональный интеллект не является врожденно характеристикой, а формируется в различных возрастных периодах под определенным воздействием. Развитый эмоциональный интеллект является фактором успешности во многих видах деятельности, а развитие эмоционального интеллекта позволяет позитивно влиять на межличностные отношения. Cпиcок использованной литературы:
1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007.- № 5.-С. 57-66.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.: «Академия», 2004. - 544 с.
3. Дэвид Райбак. Как использовать эмоциональный интеллект в работе. - Киев, 2005. - С. 450.
4. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009.-№ 4. - С. 47-62.
© Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У., 2017
УДК 159.99
К.С. Игембаева
Магистр психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан Н.К. Магзумова Магистр педагогики и психологии КарГУ им.Е.А.Букетова г. Караганда, Казахстан
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Аннотация
В данной статье излогается психологические особенности руководителей и приводиться краткий теоретический обзор личности современного руководителя. В процессе исследования была использована методика М.Рокича «ценностные ориентации личности.
Ключевые слова
Руководитель, ценности, ценностные ориентации, личность, современный руководитель, индивидуальный
стиль руководителя.
Социально-экономические преобразования в Казахстане в настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода