Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 256-264. УДК 159.923
Личностные качества руководителя как фактор групповой сплоченности коллектива
Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных качеств руководителя и сплочённости коллектива учреждения дополнительного образования детей. Изучены наиболее присущие качества личности руководителя образовательного учреждения, влияющие на групповую сплочённость и групповое развитие в организации. Определена роль личности руководителя учреждения дополнительного образования детей, в групповом развитии коллектива. Разработан опросник личностных качеств человека, в опроснике представлены 39 личностных качеств человека, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей. Цель исследования - теоретический анализ и эмпирическое изучение личностных качеств человека, раскрыть роль качеств личности руководителя образовательного учреждения в процессе формирования групповой сплочённости и группового развития коллектива организации. Исследуются индивидуальные качества личности в соотнесенности с профессиональной деятельностью руководителя учреждения дополнительного образования детей. Индивидуальные качества личности руководителя образовательного учреждения рассмотрены, как один из факторов сплочённости коллектива организации. Практическая значимость исследования содержится в полученных данных по групповому развитию и групповой сплочённости коллектива учреждения дополнительного образования детей и учитывается при решении профессиональных задач в коллективе образовательного учреждения. Полученные результаты исследования могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей в создании условий для благоприятного климата в организации. Разработанный опросник 39 личностных качеств человека можно применять для выявления наиболее присущих личностных качеств, которые нужно развивать руководителям учреждений дополнительного образования детей в процессе своей профессиональной деятельности, эти качества личности способствуют сплочённости коллектива в образовательном учреждении.
Ключевые слова: личностные качества, групповое развитие, дополнительное образование детей, групповая сплочённость, руководитель, коллектив
С. И. H икитин
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 256-264.
S. i. N i KiT i n
Personal Quality of the Head as a Factor of Group Coherence
The article presents the results of an empirical study of the relationship between the personal qualities of the leader and the cohesion of the collective of the institution of additional education for children. The most inherent qualities of the personality of the head of the educational institution, influencing group cohesion and group development in the organization, were studied. The role of the personality of the head of the institution of additional education of children, in the group development of the team was determined. A questionnaire of personal qualities of a person was developed, and the questionnaire includes 39 personal qualities of a person that the head of an additional education institution for children may possess. In order to study the personality traits of a person, the most inherent qualities of a leader's personality were highlighted: Emotional balance, Above average intelligence, Initiative, Resourcefulness, High level of aspiration etc. The professional activity of the head of an additional education institution for children directly or indirectly depends on the above qualities of the person who were selected and analyzed in our study. They fully or partially coincided with the instrumental qualities of personality that M. Rokich singles out. These personality qualities affect the group cohesion of the collective, promote group development. This allows us to actively engage in the further study of personal qualities, the methodology of value orientations M. Rokich. The practical significance of the research is contained in the data obtained on group development and group cohesion of the staff of the institution of additional education for children and is taken into account when solving professional tasks in the collective of an educational institution. The role of the personal qualities of the head of the institution of additional education for children is substantiated as an important factor in the cohesion of the collective. The results of the research can be used by the heads of institutions of additional education for children in creating conditions for a favorable climate in the organization. The developed questionnaire of personal qualities of a person can be used to identify the most inherent personal qualities that need to be developed by the heads of institutions of additional education for children in the course of their professional activities, these qualities of the individual contribute to the unity of the collective in the educational institution. The carried out research work showed that the hypothesis put forward, found its empirical confirmation in the current study.
Key words: personal qualities; group development; additional education of children; group cohesion; leader; collective.
_Введение
современном обществе и образовательной системе все более становится актуальной личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей. Руководитель может объединить вокруг себя единомышленников, при этом следует иметь в виду, что эту задачу придётся решать в условиях разнообразного состава членов коллектива: по возрасту, педагогическому стажу, полу, по направленности деятельности, по уровню квалификации, по психологическим характеристикам. Наличие компетентного руководителя с лидерскими качествами просто необходимо для осуществления организации сплочённости коллектива в современном учреждении дополнительного образования детей [1- 4; 16; 18; 2022; 26; 27 и др.].
В настоящее время роль личностных качеств руководителя возрастает, личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей, непосредственно влияют на групповую сплочённость коллектива и на морально-нравственный климат в коллективе. Этот аспект проблемы получил своё освещение в современной психологии. Так, Е.А Климов [5] описывает и систематизирует качества личности нужные для осуществления и освоения профессий типа «человек-человек», относящиеся к руководителю учреждения дополнительного образования детей.
Научная литература посвящённая психологии личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.В. Бодалев, А.А. Визгина, В.В. Знаков,
B.А. Иванников, А.В. Кимберг, Е.А Климов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А. Маслоу, В.И. Мороса-нова, В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко, Г. Олпорд,
C.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, З.И. Рябикина, В.В. Столин, А.Г. Шмелёв, В. Франк, Э. Эриксон и д. р.) [6-9 и др.], показывает наличие сформированных научных парадигм и теоретико-методологических подходов к изучению феноменологических качеств личности.
Это стало основой для дальнейшего нашего исследования связанного с постижением индивидуальных качеств личности, как одного из факторов сплочённости коллектива.
Учёные считает, что профессионалы в профессиях «человек-человек» должны обладать набором качеств, как: выразительной речью, мимикой, превосходно развитым умением слышать и слушать, обладать творческим складом ума, высокоразвитой эмпатией, способностью к самосовершенствованию и д. р. [5; 8 и др.].
Применительно к вопросу о руководстве учреждения дополнительного образования детей взятого сквозь призму групповой сплочённости коллектива, это дополняется такими качествами, как: уверенность в себе, эмоциональная уравно-
вешенность, креативность, жизнеспособность, предприимчивость, ответственность, самоорганизация, надёжность и д. р. [3; 5; 10-12 и др.].
В целях раскрытия роли личностных качеств руководителя в процессе формирования сплочённости коллектива (на примере МОУ ДОД «Юность»), нами была проведена работа по изучению факторов влияющих на сплочённость коллектива по выявлению наиболее присущих личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей, как одного из факторов сплочённости коллектива.
Объектом исследования стало изучение индивидуальных качеств личности в соотнесенности с профессиональной деятельностью.
Предметом исследования являются личностные качества руководителя, влияющие на сплочённость коллектива (на примере МОУ ДОД «Юность»).
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что индивидуальные качества личности руководителя могут содействовать формированию сплочённости в коллективе.
Во время исследования решались следующие задачи:
1. Провести теоретический и эмпирический анализ индивидуальных личностных качеств человека.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению факторов влияющих на сплочённость коллектива, постижению личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей.
3. Разработать методические рекомендации для руководителей учреждений дополнительного образования детей, по групповой сплочённости и групповому развитию коллектива.
В качестве методов исследования выступали:
1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Психодиагностический метод.
3. Методы математической обработки данных.
Во время работы использовался следующий
психодиагностический инструментарий:
1. Диагностика уровня развития малой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин) [13].
2. Определение индекса групповой сплочённости К.Э. Сишора [13].
3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [6].
4. Разработан опросник личностных качеств человека. В опроснике представлены 39 выбранных нами личностных качеств, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей [6; 14].
При обработке полученных данных была использована непараметрическая статистика статистического пакета «SPSS Statistics, ver. 19.0» (версия 19.0 for Windows), для дальнейшего выявления взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена [15].
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные по групповой сплочённости и групповому развитию (на примере клуба «Планета») могут быть учтены при решении задач, социального и психологического развития профессионального коллектива вообще и МОУ ДОД «Юность», в частности.
Научная новизна, представленная в нашем исследовании (элементы этой новизны):
1.Заключается в обосновании роли индивидуальных качеств личности, как — важного фактора групповой сплочённости коллектива. Единичное не противопоставляется общему, а работает на общее, содействуя групповой сплочённости коллектива в частности учреждения дополнительного образования детей (на примере МОУ ДОД «Юность»).
2.Проведённый анализ работ современных психологов позволяет выделить 39 наиболее важные индивидуальные качества личности руководителя, которые содействуют групповой сплочённости в современных учреждениях дополнительного образования детей.
3. Разработан опросник личностных качеств человека.
Исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Юность» Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Выборку исследования составили сотрудники в составе 30 человек.
Эти сотрудники представляли различные клубные подразделения (на примере МОУ ДОД «Юность»), а именно: клуб «Атлант» — 7 человек; клуб «Бригантина» — 7 человек; клуб «Планета» — 10 человек; клуб «Юность» — 6 человек. Среди 30 участников - 17 женщин (возраст - 25 — 56 лет); 13 мужчин (возраст - 30 — 45 лет). Из 30 участников исследования - 25 человек — это штатные сотрудники (МОУ ДОД «Юность»), 5 человек являются совместителями. В трёх клубах есть руководитель, в одном клубе нет руководителя.
_Результаты исследования и их обсуждение
Исследование состояло из шести этапов: С целью изучения личностных качеств человека на первом этапе исследования были выделены наиболее присущие качества личности руководителя образовательного учреждения, как: Эмоциональная уравновешенность, Выше среднего интеллект, Инициативность, Находчивость, Высокий уровень притязаний, Уверенность в себе, Интерес к людям, Личностная дисциплинированность, Добродушие, Справедливость, Требовательность, Организаторская способность, Чёткость мышления, Духовная зрелость, Высокая квалификация, Надёжность, Доминантность, Новаторство, Креативность, Предприимчивость, Эмоциональная восприимчивость, Активность, Социальная зрелость, Социальный интеллект,
Познавательная самостоятельность, Речь, Самоорганизация, Ответственность, Склонность к сотрудничеству, Эмоциональная гибкость, Долг профессиональный, Жизнеспособность, Творчество, Лидерство, Гуманитарная образованность, Жизнестойкость, Педагогический долг, Амбициозность, Педагогическая толерантность, Этика педагогическая.
Проведённый теоретический анализ индивидуальных личностных качеств человека показал, что профессиональная деятельность руководителя напрямую или косвенно зависит от вышеперечисленных 39 качеств личности, которые были выбраны и проанализированы в нашем исследовании. Они полностью или частично совпали с инструментальными качествами личности, которые выделяет М. Рокич [6]. Эти качества личность влияют на групповую сплочённость коллектива, способствуют групповому развитию, это позволяет нам активно задействовать в дальнейшем исследовании личностных качеств, методику ценностных ориентаций М. Рокича [6].
На втором этапе исследования проанализируем социальные психологические показатели группового развития и групповой сплочённости (на примере МОУ ДОД «Юность») с помощью методики определение индекса групповой сплочённости К.Э. Сишора и «Диагностика уровня развития малой группы» (Л.И. Уманский, А.Н. Лу-тошкин) [13].
По данным исследования из четырёх клубов, в клубе «Планета» самый высокий уровень группового развития и уровень групповой сплочённости, а клуб «Атлант» имеет самые низкие показатели уровня группового развития и уровня групповой сплочённости.
На третьем этапе исследования проведён анализ инструментальных и терминальных ценностей, с целью исследования ценностных ори-ентаций сотрудников (на примере МОУ ДОД «Юность») нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [6].
В исследовании использовался бланк терминальных ценностей, убеждений в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того чтобы к ней стремится и бланк инструментальных ценностей, убеждений в том, какими личностными качествами должен обладать руководитель.
Исследование показало, что во всех четырёх клубах преобладает направленность «конкретных» терминальных ценностных ориентаций сотрудников на здоровье и счастливую семейную жизнь, на последнем месте ценности удовольствия. Среди «абстрактных» терминальных ценностей приоритетными считаются свобода и уверенность в себе.
Во всех четырёх клубах инструментальные ценности «самоутверждения» и ценности «принятия других» выделяются образованность и широта взглядов, на последнем месте непри-
емлемость к недостаткам себя и других. Среди инструментальных ценностей «этические» и «общения» выделяются ответственность, образованность и самоконтроль, остальные ценности представлены в равной мере.
Итак, анализ полученных данных третьего этапа исследования показал, что у всех сотрудников в четырёх клубах определяется содержательная сторона направленности личности, она составляет основу её отношений к окружающему миру, к себе самому, к другим людям, составляет основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности.
На четвёртом этапе было проведено исследование личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей,
с помощью разработанного нами опросника [6; 14], которое позволило выделить близкие к инструментальным ценностям М. Рокича [6] характеристики личности и сравнить их в представленной диаграмме 1 средних значений качеств личности выделенных респондентами в четырёх клубах.
На этапе нашего эмпирического исследования в диаграмме 1 показано, что при анализе данных личностных качеств человека мы выделяем среднее показатели самых важных качеств личности руководителя учреждения дополнительного образования детей, эти качества личности полностью или частично совпадают с инструментальными ценностями, которые выделяет М. Рокич [6].
Балл 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Средние значения
□ 1.Эмоциональная уравновешенность 7 □ 2.Выше среднего интеллект 8
□ З.Инициативность 5 □ 4.Находчивость 4
□ 5.Высокий уровень притязаний 6 □ б.Уверенность в себе 6
□ 7.Интерес к людям 7 □ 8.Личностная дисциплинированность 8
□ 9.Активность 4 □ 10.Добродушие 6
□ П.Справедливость 7 □ 12.Требовательность 4
□ 13.Организаторская способность 6 □ 14.Чёткость мышления 7
□ 15. Духовная зрелость 6 □ 16.Высокая квалификация 8
□ 17.Надёжность 5 □ 18.Доминантность 3
□ 19.Новаторство 4 □ 20.Креативность 4
□ 21.Предпреимчевость 9 □ 22. Творчество 7
□ 23.Эмоциональная восприимчивость 7 □ 24.Эмоциональная гибкость 7
□ 25. Долг-профессиональный 8 □ 26.Жизнеспособность 7
□ 27.Лидерство 8 □ 28.Гуманитарная образованность 9
□ 29.Жизнестойкость 8 □ ЗО.Педагогический долг 9
□ 31.Амбициозность 8 □ 32.Педагогическая толерантность 8
□ ЗЗ.Этика педагогическая 8 □ 34.Познавательная самостоятельность 8
□ 35.Речь 7 □ 36.Социальная зрелость 8
□ 37.Социальный интеллект 8 □ 38.Самоорганизация 10
□ 39.Ответственность 10
Качества личности
Рис. 1 Сравнительная диаграмма средних значений качеств личности руководителя на примере МОУ «ДОД Юность» в четырёх клубах
В результате эмпирического исследования респондентами были выделены наиболее присущие личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей, как — ответственность и самоорганизация. Средние показатели имеют такие качества личности, как — лидерство; гуманитарная образованность; жизнестойкость; педагогический долг; амбициозность; педагогическая толерантность; речь; социальная зрелость; социальный интеллект; этика педагогическая; познавательная самостоятельность и предприимчивость. Остальные качества личности также присущие руководителю учреждения дополнительного образования детей, но представлены ниже среднего во всех четырёх клубах.
Таким образом, в результате теоретического анализа 39 качеств личности на первом этапе и эмпирического исследования на четвёртом этапе нашей работы, выделенные качества личности руководителя учреждения дополнительного образования детей, нами были сопоставлены с инструментальными ценностями личности, которые выделяет М. Рокич [6].
На шестом этапе исследования для определения статистически значимых связей был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена [15]. Математический анализ результатов исследования проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 19.0» (версия 19.0 for Windows).
Для проведения корреляции, нами было выполнено: 1.Ранжирование значений X и Y. Значения X-Уровень группового развития; Значения Y-Данные по доминирующей направленности профессиональной самореализации «интересная работа» сотрудников четырёх клубов.
Для выборки с числом элементов m=30 и уровнем значимости p=0.05 критическое значение коэффициента Ч. Спирмена ркрит=0.36
Проведя расчёты по формулам получаем: поправка А=11.5, поправка B=182, сумма квадратов разностей рангов £D2=7581.5. Подставим полученные значения в формулу и найдём значение коэффициента. Коэффициент корреляции Ч. Спирмена:
p=1-(6*7581.5-11.5-182)/sqrt((27000-30-12*11.5)*(27000-30-12*182))=-0.756
Данные результатов исследования позволяют сделать вывод о том, что Н0 отвергается, корреляция между X и Y статистически значима. Нельзя не сказать, что больший ранг в методике «Ценностные ориентации» М. Рокича [6] приписывается той ценности, которая менее значима в жизни человека, т. е. большее значение ранга «интересная работа» означает для респондента меньшую её значимость в жизни, чем при более низких значениях рангов. Следовательно, отрицательную связь надо трактовать следующим образом: оценка уровня группового развития коллектива респондентом, положительно связана
такой ценностью человека, как — «интересная работа».
Для дальнейшего проведения корреляции нами было выполнено: 1.Ранжирование значений X и У Значения Х-Средние значения 39 личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей; Значения Y-Данные по доминирующей направленности инструментальных ценностей сотрудников четырёх клубов, которые выделяет М. Рокич [6].
Для выборки с числом элементов т=30 и уровнем значимости р=0.05 критическое значение коэффициента Ч. Спирмена ркрит=0.36
Проведя расчёты по формулам получаем: поправка А=19.5, поправка В=51, сумма квадратов разностей рангов 5^2=6179. Подставим полученные значения в формулу и найдём значение коэффициента. Коэффициент корреляции Ч. Спир-мена:
p = 1- (6*6179-19.5-51)/sqrt( (27000-30-12*19.5)*(27000-30-12*51))=-0.394
По результатам исследования отрицательное значение можно трактовать, что наличие связи между инструментальными ценностями, которые выделяет М. Рокич [6] и 39 качествами личности руководителя учреждения дополнительного образования детей независимы друг от друга, при этом полностью или частично близки по смыслу между собой. Корреляция между X и Y статистически значима. Меньший ранг приписывается тому качеству личности согласно инструментальным ценностям М. Рокича [6], которые в большей степени должны преобладать у руководителя учреждения дополнительного образования детей, они сопоставимы полностью с 39 личностными качествами руководителя, выделенными респондентами.
Далее, для проведения корреляции было предложено: 1.Ранжирование значений X и У Значения Х-Уровень личностных ценностей у руководителя учреждения дополнительного образования детей представленных в наименьшей степени «принятие других»; Значения Y-Данные по доминирующей направленности личности «этических» ценностей в четырёх клубах.
Для выборки с числом элементов т=30 и уровнем значимости р=0.05 критическое значение коэффициента Ч. Спирмена ркрит=0.36
Проведя расчёты по формулам получаем: поправка А=725, поправка В=531.5, сумма квадратов разностей рангов 5^2=4205.5. Подставим полученные значения в формулу и найдём значение коэффициента. Коэффициент корреляции Ч. Спирмена:
p=1-(6*4205.5-725-531.5)/sqrt((27000-30-12*725)*(27000-30-12*531.5))=-0.236
В результате исследования мы получили, что данные результатов исследования отвергают Н0, корреляция между X и Y статистически значима. Больший ранг инструментальных ценностей М. Рокича [6] приписывается тому личностному
качеству, которое в меньшей степени значима в жизни человека неприемлемость к недостаткам себя и других, ценностей «принятия других», а меньший ранг «этических ценностей» ответственность, приписывается качеству личности, оно в большей степени значима для человека.
Итак, с помощью метода корреляционного анализа нашего исследования, по результатам ранжирования трёх разных значений X и Y, с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирме-на [15]. Нами были выявлены совпадения:
1.По терминальным ценностям и групповой сплочённостью коллектива. Отрицательную связь надо трактовать следующим образом: оценка уровня группового развития коллектива респондентом положительно связана такой ценностью человека, как — «интересная работа».
2. По инструментальным ценностям, которые выделяет М. Рокич [6] и 39 личностным качествам человека. Отрицательную связь можно трактовать: ценности «самоутверждения», «принятия других», «этические», «общения» полностью или частично совпадают с 39 выделенными личностными качествами, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей.
3. Отрицательную связь трактуем: уровень личностных ценностей у руководителя учреждения дополнительного образования детей, представлен в наименьшей степени «принятие других», как — неприемлемость к недостаткам себя и других, а данные по доминирующей направленности личности «этических» представлен как, — ответственность.
_Выводы
По результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Проведённый теоретический анализ индивидуальных личностных качеств человека показал, что профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения напрямую или косвенно зависит от вышеперечисленных 39 качеств личности человека, которые были выбраны и проанализированы в нашем исследовании. Они полностью или частично совпали с инструментальными качествами личности выделенными М. Рокичем [6]. Эти качества личность влияют на групповую сплочённость коллектива и способствуют групповому развитию. Нами было проведено эмпирическое исследование предполагаемых 39 личностных качеств человека, которое позволило выделить близкие к инструментальным ценностям М. Рокича [6] характеристики личности.
2. Проведя эмпирическое исследование по изучению факторов влияющих на сплочённость коллектива по постижению личностных качеств руководителя, мы пришли к следующему выводу:
A. По нашему мнению гипотеза исследования: что индивидуальные качества личности могут содействовать формированию сплочённости коллектива, подтвердилась и нашла своё применение на примере коллектива клуба «Планета». В этом учреждении наивысший показатель групповой сплочённости и группового развития из всех представленных клубов, посредством грамотного руководства и личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей.
Б. Важно отметить, что в клубах «Бригантина», «Юность» также были руководители, но по результатам исследований групповая сплочённость и групповое развитее коллектива, оказались по показателям ниже, чем в клубе «Планета». Следовательно, только от личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей, может зависеть групповая сплочённость коллектива.
B. Следует обратить внимание, что цель дипломной работы раскрыта т. к. в клубе «Атлант» наименьший показатель групповой сплочённости и группового развития коллектива, в результате отсутствия постоянного руководителя в этом клубе. Наличие руководителя и роль его личностных качеств, непосредственно является главным фактором сплочённости коллектива.
Г. В результате эмпирического исследования респондентами были выделены из предложенных 39 личностных качеств человека, наиболее присущие личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей, как - ответственность и самоорганизация. Средние показатели имеют такие качества личности, как - лидерство; гуманитарная образованность; жизнестойкость; педагогический долг; амбициозность; педагогическая толерантность; речь; социальная зрелость; социальный интеллект; предприимчивость; этика педагогическая и познавательная самостоятельность. Остальные качества личности также присущие руководителю учреждения дополнительного образования детей, но представлены ниже среднего одинаково во всех четырёх клубах.
Итак, в результате анализа проведённой исследовательской работы показано, что выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла своё эмпирическое подтверждение. Полученные результаты исследования дают основание заключить, что поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
Разработаны методические рекомендации руководителю учреждения дополнительного образования детей по групповой сплочённости и групповому развитию коллектива:
А. Руководитель (на примере МОУ ДОД «Юность») должен уметь:
1. Качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес; 2. Адекватно ориен-
тироваться в ситуациях профессионального общения; 3. Уверенно выступать на публике, вести дискуссии; 4. Грамотно осуществлять рефлексивное управление; 5. Умело владеть психотехникой эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
Б. Творческая направленность личности у руководителя современного учреждения дополнительного образования детей обуславливает новый функциональный характер в организации.
Направленность личности руководителя основана на следующих принципах, которые непосредственным образом влияют на групповую сплочённость и групповое развитие в коллективе:
1. Творчество каждого педагога и ориентация на неё.
2. Считаться с уникальностью и неповторимостью личностью каждого преподавателя по отдельности и вместе.
3. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к труду, творчеству педагогов и её организации.
4. Инициативность педагогического процесса и всех его участников.
5. В педагогическом коллективе отношения должны быть демократичными.
В. Руководителю современного учреждения дополнительного образования детей, необходимо стремиться за счёт своих личностных качеств к овладению таких навыков и умений, как:
1. Ориентироваться в ситуации общения, оценивать и наблюдать собеседника; 2. Оказывать убеждающее воздействие в деловом общении; 3. Осознанно использовать невербальные средства общения; 4. Осуществлять самоподачу в общении; 5. Вести спор, критиковать и дискуссировать, советоваться; 6. Читать невербальные
признаки поведения партнёра; 7. Устанавливать психологический контакт с различными категориями партнёров по общению; 8. Осуществлять активное слушание собеседника; 9. Создавать неформальную обстановку в процессе общения; 10. Устанавливать и поддерживать доверительные отношения; 11. Управлять собственными состояниями в ходе общения; 12. Регулировать психологические состояния, эмоции партнёров по общению; 13. Управлять инициативой и дистанцией в общении.
Результаты исследования могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей в создании условий для благоприятного климата, который будет содействовать групповой сплочённости и групповому развитию.
Предложенные методические рекомендации могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей, для построения программ работы с сотрудниками в процессе профессиональной деятельности с целью повышения эффективности труда сотрудников и установления благоприятного морально-нравственного климата в коллективе, который содействует групповой сплочённости и групповому развитию. Разработанный опросник 39 личностных качеств руководителя можно применять, для выявления личностных качеств, которые нужно развивать руководителю учреждения дополнительного образования детей в процессе своей профессиональной деятельности. Разработанный опросник личностных качеств может использоваться, как дополнение к основным научным методикам по изучению личностных качеств человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамова Л.Е. Изменение самоотношения личности, в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 24 с.
2. Беляева Е.В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь., 2005. 28 с.
3. Винограй Э.Г. Системный анализ факторов сплочённости коллектива // Социально гуманитарный вестник. 2014. №1. С. 67-68.
4. Гичко А.А. Подготовка управленческого резерва посредством развития профессионально важных качеств личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Р, 2006. 26 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. В :, 1996. 400 с.
6. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Экспо, 2007. 416 с.
7. Лельчитский И.Д. Социальный работник, как личность и профессионал; компетентная версия. Т : , 2015. 166 с.
8. Селезнёва Н.Т., Манойленко Е.В., Тодышева Т.Ю. Успех личности: миг и вечность. К, 2014. 308 с.
9. Тамбиев Б.Н. Профессиональная личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук., 2010. 51 с.
10. Гаврилушкин С.А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки ТГУ. Психология. 2011. №1. С. 155-157.
11. Ермаков С.А., Ермакова Е.В. Предпринимательство как ценность жизни человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №3(1). С. 65-67.
12. Комарова А.В., Слотина Т.В. Современный взгляд на идеи Макаренко А.С., Иванова И.П. о взаимосвязи личности и коллектива // Российский гуманитарный журнал Том 3. 2014. №2. С. 122-130.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. М. : 2002. 362 с.
14. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое
проектирование / П. Клайн; под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев, 1994. 688 с.
15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2003. 347 с.
16. Anna Baumert, Manfred Schmitt, Marco Perugini, Wendy Johnson, Gabriela Blum, Peter Borkenau, Giulio Costantini, Jaap J. A. Denissen, William Fleeson, Ben Grafton, Eranda Jayawickreme, Elena Kurzius, Colin MacLeod, Lynn C. Miller, Stephen J. Read, Brent Roberts, Michael D. Robinson, Dustin Wood and Cornelia Wrzus. Integrating Personality Structure, Personality Process, and Personality Development // European Journal of Personality. Special Issue: European Personality Reviews. 2017. Vol. 31. Issue 5. P. 503-528.
17. Aneeta Rattan, Oriane A.M. Georgeac. Understanding intergroup relations through the lens of implicit theories (mindsets) of malleability // Social and Personality Psychology Compass. 2017. Vol. 11. Issue 4. P. 10-27.
18. Filip Lievens. Assessing Personality-Situation Interplay in Personnel Selection: Toward More Integration into Personality Research // European Journal of Personality. Special Issue: European Personality Reviews. 2017. Vol. 31. Issue 5. P. 424-440.
19. José H. Lozano. Personality and Behavior in Social Dilemmas: Testing the Situational Strength Hypothesis and the Role of Hypothetical Versus Real Incentives // Journal of Personality. 2016. Vol. 84. Issue 1. P. 71-78.
20. Joachim HUffmeier, Katrin Wessolowski, Annette van Randenborgh, Julia Bothin, Nikola Schmid-Loertzer, Guido Hertel. Social support from fellow group members triggers additional effort in groups // European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44. Issue 4. P. 287-296.
21. Julia Sander, Florian Schmiedek, Annette Brose, Gert G. Wagner, Jule Specht. Long-Term Effects of an Extensive Cognitive Training on Personality Development // Journal of Personality. 2017. Vol. 85. Issue 4. P. 454-463.
22. Kennon M. Sheldon, Mike Prentice. Self-Determination Theory as a Foundation for Personality Researchers // Journal of Personality. Special Issue Manuscript. 2017. 16 November. P. 1-28.
23. Lisa Legault, Netta Weinstein, Jahlil Mitchell, Michael Inzlicht, Kristen Pyke, Afzal Upa. Owning Up to Negative Ingroup Traits: How Personal Autonomy Promotes the Integration of Group Identity // Journal of Personality. 2017. Vol. 85. Issue 5. P. 687-701.
24. Michael P. Hengartner, Markus Graf, Marc Schreiber. Traits across the personality hierarchy differentially relate to positive and negative affect: Evidence for the predictive validity of empirically derived meta-traits // Personality and Mental Health. 2017. Vol. 11. Issue 2. P. 132-143.
25. René Môttus, Juri Allik, Martina H0ebièkova, Liisi Koots-Ausmees and Anu Realo. Age Differences in the Variance of Personality Characteristics // European Journal of Personality. 2016. Vol. 30. Issue 1. P. 4-1.1
26. Ronald Fischer and Diana Boer. Motivational Basis of Personality Traits: A Meta-Analysis of Value-Personality Correlations // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Issue 5. P. 491-510.
27. Stephanie D. Stepp, Lan Yu, Joshua D. Miller, Michael N. Hallquist, Timothy J. Trull, Paul A. Pilkonis. Integrating Competing Dimensional Models of Personality: Linking the SNAP, TCI, and NEO Using Item Response Theory // Journal: Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2012. Vol. 3. P. 107-126..
REFERENCES
1. Adamova L.E. Izmeneniesamootnosheniyalichnosti, vsituatsiyakh uspekhaineuspekha vuchebnoy iprofessionalnoy deyatelnosti [Changing self-relationship personality, in situations of success and failure in the educational and professional activities]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni k.p.n [The dissertation author's abstract on scientific degree competition]. Library of the Stavropol SKSTU, Stavropol, 2003, 24 p. (In Russian).
2. Belyaeva E.V. Sotsialnyy intellekt i psikhologicheskie kachestvo lichnosti rukovoditelya [Social intelligence and the psychological quality of a leader's personality]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni k.p.n. [The dissertation author's abstract on scientific degree competition]. Library of the Samara GPU, Samara, 2005, 28 p. (In Russian).
3. Vinograd E.G. Sistemnyy analiz faktorov splochennosti kollektiva [System analysis of cohesion factors of the collective]. Sotsialno gumanitarnyy vestnik - Socially humanitarian bulletin. 2014, vol. 1, pp. 67-68. (In Russian).
4. Gichko A.A. Podgotovka upravlencheskogo rezerva po sredstvam razvitiya professionalno vazhnykh kachestv lichnosti [Preparation of the management reserve for the development of professionally important personal qualities]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni k.p.n. [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree]. Library of the Rostov State University, Rostov-on-Don, 2006, 26 p. (In Russian).
5. Klimov E.A. Psikhologiyaprofessionala [Psychology of the professional]. Voronezh, Modec, 1996, 400 p. (In Russian).
6. Karelin A.A. Bolshaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. [A great encyclopedia of psychological tests]. Moscow, Expo, 2007, 416 p. (In Russian).
7. Lelchitsky I.D. Sotsialnyy rabotnik, kaklichnost iprofessional kompetentnaya versiya [A social worker, both a person and a professional competent version]. Monografiya [Monograph]. Tver, 2015, 166 p. (In Russian).
8. Selezneva N.T., Manoylenko E.V., Todysheva T.Y. Uspekh lichnosti mig i vechnost [The success of personality a moment and eternity]. Monografiya [Monograph]. Krasnoyarsk GPU named after A.P. Astafiyev, Krasnoyarsk, 2014, 308 p. (In Russian).
9. Tambiev B.N. Professionalnaya lichnostnaya uspeshnost rukovoditelya obrazovatelnogo uchrezhdeniya: teoriya i praktika [Professional personal success of the head of an educational institution theory and practice]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni d.p.n. [The dissertation author's abstract on scientific degree competition]. Library of Education Institute of Educational Technologies, 2010, 51 p. (In Russian).
10. Gavrilushkin S.A. Otvetstvennost kak professionalnoe kachestvo lichnosti [Responsibility as a professional quality of personality]. Vektor nauki TGU. Psikhologiya - Vector of science TSU. Psychology. 2011, vol. 1, pp. 155-157. (In Russian).
11. Ermakov S.A., Ermakova E.V. Predprinimatelstvo kak tsennost zhizni cheloveka [Entrepreneurship as the value of human life]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2013, vol. 3 (1), pp. 65-67. (In Russian).
12. Komarova A.V., Slotina T.V. Sovremennyy vzglyad na idei Makarenko A.S., Ivanova I.P. o vzaimosvyazi lichnosti i kollektiva [A modern view of the ideas of Makarenko A.S., Ivanova I.P. on the relationship between the individual and the collective]. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal Tom 3 - Russian Humanitarian Journal Volume 3. 2014, vol. 2, pp. 122-130. (In Russian).
13. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Uchebnoe posobie [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. Tutorial]. Moscow, Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2002, 362 p. (In Russian).
14. Kline P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniyu testov: Vvedenie v psikhometricheskoe proektirovanie [Reference Guide for Test Design. Introduction to Psychometric Design]. P. Kline, under the editorship L.F. Burlachuk, Kiev, PAN Publishing House, 1994, 688 p. (In Russian).
15. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg, Speech, 2003, 347 p. (In Russian).
16. Anna Baumert, Manfred Schmitt, Marco Perugini, Wendy Johnson, Gabriela Blum, Peter Borkenau, Giulio Costantini, Jaap J. A. Denissen, William Fleeson, Ben Grafton, Eranda Jayawickreme, Elena Kurzius, Colin MacLeod, Lynn C. Miller, Stephen J. Read, Brent Roberts, Michael D. Robinson, Dustin Wood and Cornelia Wrzus. Integrating Personality Structure, Personality Process, and Personality Development. European Journal of Personality. Special Issue: European Personality Reviews. 2017. Vol. 31. Issue 5. pp. 503-528.
17. Aneeta Rattan, Oriane A.M. Georgeac. Understanding intergroup relations through the lens of implicit theories (mindsets) of malleability. Social and Personality Psychology Compass. 2017. Vol. 11. Issue 4. pp. 10-27.
18. Filip Lievens. Assessing Personality-Situation Interplay in Personnel Selection: Toward More Integration into Personality Research. European Journal of Personality. Special Issue: European Personality Reviews. 2017. Vol. 31. Issue 5. pp. 424-440.
19. José H. Lozano. Personality and Behavior in Social Dilemmas: Testing the Situational Strength Hypothesis and the Role of Hypothetical Versus Real Incentives. Journal of Personality. 2016. Vol. 84. Issue 1. pp. 71-78.
20. Joachim Huffmeier, Katrin Wessolowski, Annette van Randenborgh, Julia Bothin, Nikola Schmid-Loertzer, Guido Hertel. Social support from fellow group members triggers additional effort in groups. European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44. Issue 4. pp. 287-296.
21. Julia Sander, Florian Schmiedek, Annette Brose, Gert G. Wagner, Jule Specht. Long-Term Effects of an Extensive Cognitive Training on Personality Development. Journal of Personality. 2017. Vol. 85. Issue 4. pp. 454-463.
22. Kennon M. Sheldon, Mike Prentice. Self-Determination Theory as a Foundation for Personality Researchers. Journal of Personality. Special Issue Manuscript. 2017. 16 November. pp. 1-28.
23. Lisa Legault, Netta Weinstein, Jahlil Mitchell, Michael Inzlicht, Kristen Pyke, Afzal Upa. Owning Up to Negative Ingroup Traits: How Personal Autonomy Promotes the Integration of Group Identity. Journal of Personality. 2017. Vol. 85. Issue 5. pp. 687-701.
24. Michael P. Hengartner, Markus Graf, Marc Schreiber. Traits across the personality hierarchy differentially relate to positive and negative affect: Evidence for the predictive validity of empirically derived meta-traits. Personality and Mental Health. 2017. Vol. 11. Issue 2. pp. 132-143.
25. René Mottus, Juri Allik, Martina H0ebièkova, Liisi Koots-Ausmees and Anu Realo. Age Differences in the Variance of Personality Characteristics. European Journal of Personality. 2016. Vol. 30. Issue 1. pp. 4-1.1
26. Ronald Fischer and Diana Boer. Motivational Basis of Personality Traits: A Meta-Analysis of Value-Personality Correlations. Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Issue 5. pp. 491-510.
27. Stephanie D. Stepp, Lan Yu, Joshua D. Miller, Michael N. Hallquist, Timothy J. Trull, Paul A. Pilkonis. Integrating Competing Dimensional Models of Personality: Linking the SNAP, TCI, and NEO Using Item Response Theory. Journal: Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2012. Vol. 3. pp. 107-126.
Информация об авторе Никитин Сергей Иванович
(Россия, г. Нижний Новгород)
Information about the author
Nikitin Sergey Ivanovich
(Russia, Nizhny Novgorod) Student Magistrate National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: cbich2007@yandex.ru
Студент магистратуры
Нижегородский государственный университет имени
Н.И. Лобачевского
E-mail: сbich2007@yandex.ru