Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ) / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жмакина Надежда Леонидовна, Некрасова Татьяна Викторовна

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - это преимущество, которое дети получают в процессе накопления опыта и приведет их к правильному принятию финансовых решений в будущем. Дети, которых лишают такой возможности, будут формировать этот опыт самостоятельно, совершая ошибки. Задача взрослых - обеспечить «фундамент» финансовой грамотности дошкольника и преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Целенаправленная работа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста в образовательной организации начинается с 5-летнего возраста. Авторами отмечается, что изучение сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет даёт возможность построения качественного образовательного процесса по формированию представлений и способствует расширению их финансового опыта. В статье описывается исследовательская работа, в которой принимали участие все участники образовательных отношений: воспитанники, родители (законные представители), педагоги, что позволяет получить объективные результаты и на их основе строить образовательную работу по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Для изучения уровня сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет были подобраны диагностические методики. В ходе обработки результатов были выявлены такие проблемы, как: низкий уровень сформированности финансовой грамотности, отсутствие взаимосвязи между теоретическими знаниями и применением их в условиях вне дошкольной образовательной организации; неподготовленность родителей (законных представителей) к формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами проанализированы полученные результаты, данные будут учтены для разработки образовательной программы по формированию финансовой грамотности детей 5-6 лет в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жмакина Надежда Леонидовна, Некрасова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PRESCHOOLERS’ FINANCIAL LITERACY FORMATION

The preschoolers’ financial literacy formation is an advantage which children can get during the process of accumulating experience. It will lead to making right financial decisions in the future. Without such opportunity children will gain this experience making mistakes. The role of adults is to provide the basis of preschoolers’ financial literacy and succession between preschool and elementary general education. The purposeful work on the preschoolers’ financial literacy formation is started from the age of five. The researchers consider that the study of financial literacy formation for 5-6-year-old children gives the opportunity to create qualitative learning process in ideas formation and promote financial experience. The article describes the research work where all participants of educational relationship are included (children, parents or legal guardians and teachers). It allows to get objective results and, on this basis, build educational work on preschoolers’ financial literacy formation. The article shows diagnostic techniques which were chosen for studying level of preschoolers’ financial literacy formation. The processing results identified such problems as low level of financial literacy formation; lack of correlation between theoretical knowledge and using them outside the preschool educational institution; parents’ or legal guardians’ unpreparedness to form preschoolers’ financial literacy. Attained results were analyzed and the data will be taken into account during the process of educational programme development in additional education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/44PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Жмакина, Н. Л. Исследование сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет / Н. Л. Жмакина, Т. В. Некрасова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN622.pdf

For citation:

Zhmakina N.L., Nekrasova T.V. The study of preschoolers' financial literacy formation. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 44PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Жмакина Надежда Леонидовна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: zm-nadya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=322187

Некрасова Татьяна Викторовна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Студент магистратуры E-mail: nekrasova.hp@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9027-6216

Исследование сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет

Аннотация. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста — это преимущество, которое дети получают в процессе накопления опыта и приведет их к правильному принятию финансовых решений в будущем. Дети, которых лишают такой возможности, будут формировать этот опыт самостоятельно, совершая ошибки. Задача взрослых — обеспечить «фундамент» финансовой грамотности дошкольника и преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Целенаправленная работа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста в образовательной организации начинается с 5-летнего возраста. Авторами отмечается, что изучение сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет даёт возможность построения качественного образовательного процесса по формированию представлений и способствует расширению их финансового опыта. В статье описывается исследовательская работа, в которой принимали участие все участники образовательных отношений: воспитанники, родители (законные представители), педагоги, что позволяет получить объективные результаты и на их основе строить образовательную работу по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Для изучения уровня сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет были подобраны диагностические методики. В ходе обработки результатов были выявлены такие проблемы, как: низкий уровень сформированности финансовой грамотности, отсутствие взаимосвязи между теоретическими знаниями и применением их в условиях вне дошкольной образовательной организации; неподготовленность родителей (законных представителей) к формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами

проанализированы полученные результаты, данные будут учтены для разработки образовательной программы по формированию финансовой грамотности детей 5-6 лет в дополнительном образовании.

Ключевые слова: финансовая грамотность; финансовый опыт; экономическое воспитание; родители (законные представители); дети дошкольного возраста (5-6 лет); педагоги

Современное общество характеризуется расширением финансовых систем, они становятся сложнее, процессы глобализуются, увеличивается перечень финансовых продуктов и услуг, а также возрастает потребность в оказании финансовых услуг онлайн. К данным изменениям взрослые люди адаптируются путем переноса, использования своего прожитого опыта, также благодаря способности взрослого человека к осознанному финансовому образованию. Перспективы самостоятельного обучения дают свободу и возможность избежать неверных финансовых решений, так как у них сформировано понимание ценности денег, заложен фундамент для повышения финансовой грамотности.

Но не все взрослые принимают правильные финансовые решения. Это проблема, которая возникают от правовой и экономической безграмотности людей и влечет за собой серьезные проблемы в масштабе общества [1]. Для решения этой проблемы необходимо повысить уровень финансовой грамотности населения страны и начинать процесс формирования финансовой грамотности нужно уже с дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста, у которых сформирована финансовая грамотность — это дети, обладающие знаниями или представлениями о: ценности труда, бережливости, деньгах, потребностях личных и всей семьи; готовые к выполнению элементарных финансовых операций (проезд в общественном транспорте); способные к личной финансовой безопасности; понимающие финансовые решения, принятые родителями. Данные знания или представления у детей дошкольного возраста, ничто иное, как ресурс, который делает возможным достижение цели в подготовке выпускника дошкольного образовательного учреждения — облегчить вхождение во взрослую самостоятельную жизнь ребёнка. Элементарные познания обеспечивают «фундамент» финансовой грамотности дошкольника и преемственность между дошкольным и начальным образованием.

По мнению И.В. Красноперовой у детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности [2].

А.Р. Аблитарова пишет о том, что простейшие представления о финансах дети получает на бытовом уровне — общаясь со сверстниками, обсуждая поход в магазин, становясь слушателем разговора родителей о предстоящих тратах, анализируя и используя информацию, поступающую за просмотром телевизора, просматривая различные приложения на смартфоне [3]. Возникает вопрос о качестве сформированного представления: непроверенные источники информации, не сформированный понятийный аппарат и нет уверенности в том, что опыт родителей (законных представителей) является грамотным с точки зрения финансовой грамотности.

В трудах Е.А. Курак [4], И.Б. Бичевой [5], А.Д. Шатовой [6], И.А. Сасовой [7], Н.Н. Семеновой, Ю.Ю. Филичкиной, С.Г. Бусаловой [8], Е.В. Рыжковой, Н.П. Кориневской [9], отмечается необходимость экономического воспитания дошкольников, как целенаправленного процесса, начиная со старшего дошкольного возраста от 5 лет.

Введение

А.Д. Шатова отмечает, что у детей дошкольного возраста есть период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, — это старший дошкольный возраст [10, с. 3].

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети данного возраста ощущают себя взрослыми среди детей младших по возрасту. Начиная с 5 лет действия ребёнка становятся осознанными: он способен объяснить своё поведение, выражать его в зависимости от внешних факторов, действовать осознанно и произвольно.

Ряд авторов, после анализа и оценки программ по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, пришли к выводу, что детей этого возраста можно обучать основным понятиям денежного обмена, финансовых ограничений, покупок, которые позволят им раньше и легче справляться с будущими финансовыми проблемами и стать более независимыми и финансово обеспеченными [11].

Исходя из этого, целенаправленная работа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста в образовательной организации начинается с 5-летнего возраста.

Методы исследования

В исследовании, проведенном в сентябре 2022 года, приняли участие 50 воспитанников 5-6-летнего возраста, посещающие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка». Из 50 детей возраста от 5 до 6 лет 30 воспитанников посещают группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 20 воспитанников посещают группу общеобразовательной направленности. В диагностике сформированности финансовой грамотности детей 5-6 лет приняли участие 6 педагогов: 5 воспитателей высшей квалификационной категории, 1 воспитатель без категории. Все педагоги прошли повышение квалификации по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Показатели финансовой грамотности в основных сферах личности

Критерии Показатели

Содержательный критерий • имеет представления о профессиях взрослых и новых современных профессиях; • имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; • имеет представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других; • имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе; • в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала, истоки проявления качеств экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие (БЭРДТ).

Операционально-деятельностный критерий • охотно помогает взрослым, любит трудиться; • ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак»; • проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой; • в пределах своих возрастных, физических способностей проявляет экономически значимые качества в повседневной жизни; умеет вести себя в магазине.

Мотивационный критерий • проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей; • сформированы оценочные суждения о явлении «реклама»; • осознаёт смысл базисных качеств экономики (БЭРДТ).

Составлено автором

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Изучение уровня сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет осуществлялось на основе диагностических методик А.Д. Шатовой [10] и методики «Финансовая грамотность дошкольника» Г.П. Поварнициной, Ю.А. Киселевой [12, с. 33-46].

При определении критериев и показателей финансовой грамотности были использованы критерии и показатели сформированности представлений у старших дошкольников и их экономического опыта А.Д. Шатовой (табл. 1). Показатели уровней финансовой грамотности: содержательный, операционально-деятельностный и мотивационный.

Для определения уровня сформированности финансовой грамотности детей использованы следующие методики:

1. Диагностическая методика А.Д. Шатовой [10], предназначенная для педагогов дошкольных учреждений. Данная методика направлена на выявление уровня экономического опыта у детей. Автор разбивает исследовательскую работу на 4 тематических блока: «Труд, продукт (товар)», «Реклама: желания и возможности», «Деньги, цена (стоимость)», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».

Цель диагностики — получить относительно точную информацию об уровне экономического опыта у детей и важности экономического воспитания в конкретной возрастной группе (старшей или подготовительной).

2. Диагностическая методика «Финансовая грамотность дошкольника» Г.П. Поварнициной, Ю.А. Киселевой предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО), методистов, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических учебных заведений. Диагностика содержит 6 серий из 6 заданий в каждом [12].

Цель диагностики: определение уровня сформированности элементарных финансово-экономических знаний детей.

3. Анкета для родителей (законных представителей), состоящая из 12 вопросов.

Цель анкетирования — получить от родителей (законных представителей) информацию об уровне экономического опыта у их детей; определить отношение родителей к проведению образовательной работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Кроме описанных диагностик педагогами и родителями (законными представителями) применялся метод наблюдения: педагогами — в совместной и самостоятельной детальности детей в ДОО; родителями (законными представителями) — в повседневной жизни и деятельности 5-6-летних дошкольников.

В рамках проведения педагогической диагностики использовались методы: беседа, опрос, наблюдение.

Результаты, полученные в ходе педагогической диагностики от родителей, были собраны с использованием программ Яндекс.Формы, педагоги составили справку с качественным и количественным анализом полученных результатов.

Диагностика уровня сформированности финансовой грамотности детей 5-6 лет в группах компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи и общеразвивающей направленности проводилась в совместной деятельности педагога и детей, педагога и родителя (законного представителя). Были проведены индивидуальные беседы с каждым воспитанником по двум методикам.

Ответы оценивались по трём уровням:

Высокий уровень. Ребёнок среди перечисленных называет две-три новые профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что интересная и др.). В ходе игры ребёнок часто и охотно исполняет роли людей различных профессий, среди них одна-две новые профессии, игровые действия (условия) соответствуют данной профессии; интересуется различными профессиями, выражает положительное отношение к ним; может самостоятельно обслужить себя; с удовольствием выполняет поручения; участвует в дежурствах, помогает другим. Ребёнок задаёт вопросы, делится впечатлениями об услышанном, увиденном в средствах массовой информации; охотно делится впечатлениями со сверстниками о праздниках, о разных странах мира (где отдыхал с родителями) и др. Ребёнок правильно, осознанно отвечает на все вопросы; в ответах обнаруживается взаимосвязь нравственной, трудовой и экономической воспитанности («купил бы маме, папе, бабушке...»). Ребенок называет разные виды рекламы, знает её назначение, имеет представление о том, кто делает рекламу и участвует в ней; объясняет, как следует воспринимать рекламу. У ребёнка сформировано объективное отношение к рекламе («реклама нужна, чтобы все знали, где и что продаётся»), он высказывает о рекламе своё мнение; называет несколько видов рекламы. Ребёнок бережно относится ко всему предметному окружению; переживает, если нечаянно сломалась игрушка, вещь, стремится исправить оплошность; разумно использует материалы для практической деятельности (краска, разнообразная бумага, фломастеры и др.); следует правилу: не выбрасывай, если можно «продлить жизнь» вещи, игрушки, (отдай) подари другому, если тебе не нужна; с удовольствием делает подарки другим и испытывает радость от добрых поступков; одинаково бережёт свои и общие (детсадовские) вещи.

Средний уровень. Ребенок называет одну-две профессии среди знакомых. Не называет профессии своих близких (родителей и др.), но раскрывает содержание их деятельности. В играх ребёнка нет ни одной новой профессии, но он с удовольствием исполняет роль людей знакомых, традиционных профессий. Остальные показатели присутствуют. Ребенок вопросов задаёт мало, впечатлениями делится неохотно. Правильно отвечает на вопросы, отсутствуют знания, определяющие взаимосвязь нравственной, трудовой и экономической воспитанности, преобладает направленность на себя. В диалогах о рекламе в ответе ребёнка присутствуют три показателя: имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы. У ребёнка сформировано субъективное отношение к рекламе; он называет некоторые виды рекламы. Все показатели проявляются, но при напоминании взрослого: бережно относится ко всему предметному окружению; переживает, если нечаянно сломалась игрушка, вещь, стремится исправить оплошность; разумно использует материалы для практической деятельности (краска, разнообразная бумага, фломастеры и др.); следует правилу: не выбрасывай, если можно «продлить жизнь» вещи, игрушки, (отдай) подари другому, если тебе не нужна; с удовольствием делает подарки другим и испытывает радость от добрых поступков; одинаково бережёт свои и общие (детсадовские) вещи.

Низкий уровень. Дети дают расплывчатые и неточные ответы. Ребенок не знает ни одной новой современной профессии, мало ориентирован в данной области, ничего не знает о работе своих родителей. Ребёнок исполняет в играх одни и те же роли, другими не интересуется; участвует в труде только по предложению воспитателя; в повседневном труде нуждается в помощи взрослых. Вопросов не задаёт, впечатлениями не делится, ответы поверхностны, формальны; не имеет представления о том, откуда берутся деньги; отсутствует позиция «для других». Говоря о рекламе содержание ответов поверхностное; недостаточно осознанное, фрагментарное. Отношение к рекламе у ребёнка не сформировано или безразличное; оценочные суждения размыты. Не проявляет: бережного отношения ко всему предметному окружению; не переживает, если нечаянно сломалась игрушка, вещь, не стремится исправить

оплошность; расточительно использует материалы для практической деятельности (краска, разнообразная бумага, фломастеры и др.); не следует правилу: не выбрасывай, если можно «продлить жизнь» вещи, игрушки, (отдай) подари другому, если тебе не нужна; с удовольствием делает подарки другим и испытывает радость от добрых поступков; одинаково бережёт свои и общие (детсадовские) вещи.

Результаты бесед с воспитанниками и наблюдения за ними в течение дня были сформированы в виде аналитических справок с качественным анализом педагогов.

В анкетировании приняло участие 50 родителей (законных представителей) — 1 взрослый от семьи воспитанника. Анкетирование было реализовано через использование Яндекс.Формы.

Результаты исследования

В результате диагностики сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет был проведён количественный анализ результатов.

70%

67%

30%

13%

20%

0% Высокий

Средний Низкий

группы общеобразовательной направленности группы компенсирующей направленности

Рисунок 1. Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет по результатам диагностики 1 (составлено автором)

65% 63%

35%

17%

20%

0% Высокий

Средний Низкий

группы общеобразовательной направленности группы компенсирующей направленности

Рисунок 2. Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет по результатам диагностики 2 (составлено автором)

Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет в результате обработки материалов по двум диагностикам (рисунки 1, 2 соответственно), проведенным с детьми, составил: в группе общеобразовательной направленности — 6 детей (30 %) имеют средний уровень, у 14 детей (70 %) низкий уровень, отсутствуют дети с высокий уровнем сформированности исследуемого показателя; в группах компенсирующий направленности: 4 ребенка (13 %) продемонстрировали высокий уровень, 6 детей (20 %) — средний уровень, 20 детей (67 %) — низкий уровень.

70% 67%

0% 0%

Высокий Средний Низкий

■ группы общеобразовательной направленности

■ группы компенсирующей направленности

Рисунок 3. Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет по результаты наблюдения педагогов за детьми (составлено автором)

66%

Высокий Средний Низкий

■ уровень сформированности финансовой грамотности

Рисунок 4. Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет (составлено автором)

Обобщив данные (рис. 4), полученные в ходе обработки результатов по двум диагностикам, проведенным с детьми (рис. 1, 2) и результаты наблюдения педагогов (рис. 3), получили, что 8 % дошкольников 5-6 лет показали высокий уровень сформированности финансовой грамотности, 26 % — средний, 66 % — низкий уровень.

Обсуждение результатов

Более половины воспитанников 5-6 лет, участвующих в исследовании сформированности уровня финансовой грамотности, по двум диагностическим методикам показали низкий уровень сформированности финансовой грамотности. Дети демонстрировали поверхностные знания по финансовой грамотности, как следствие применение или перенос знаний затруднителен.

Дети с низким уровнем обладают неполными и ошибочными представлениями о деньгах, потребностях, рекламе, семейном бюджете: дети не знают о том, что родители не получают зарплату каждый день, как и то, что сумма выплаты ограниченная, не знают кем работают родители («Папа ходит на работу к дяде, который даёт ему денюжку мне на подарочки»); банкомат выдаёт деньги тогда, когда у него хорошее настроение или если мама ласково попросит. Эти дошкольники не используют и не переносят знания по финансовой грамотности в игру или допускают ошибки. Знания о профессиях у них ограничены или неполные, так, например, в сюжетно-ролевой игре «Пекарня», дети говорили, что повар — это и уборщик, и продавец, а кексы на продажу он покупает в супермаркете, и чтобы начать работать он идет в «Магнит». Педагоги, наблюдая за детьми в различных видах деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОО, отметили, что эти дети демонстрировали низкий интерес

к трудовой деятельности. В сюжетно-ролевых играх показали несформированное представление о ценности труда другого человека, а также не точность в последовательности действий: товар не всегда был оплачен, слова благодарности за работу отсутствовали, а покупка товара не исходила из потребности или причины, дети говорили «что есть, то возьму». Дети с низким уровнем демонстрировали и низкий уровень усвоения основной общеобразовательной (ООП) и адаптированной (АОП) программы ДОО. Дети групп компенсирующей направленности с низким уровнем сформированности финансовой грамотности сталкиваются с трудностями, обусловленными особенностями их психофизического развития: тяжелые нарушения речи, повышенная тревожность, быстрая истощаемость.

Дети группы общеобразовательной и компенсирующей направленности, имеющие средний уровень сформированности финансовой грамотности, демонстрируют корректные представления по финансовой грамотности, но недостаточно полные: дети не всегда корректно называли профессию родителей, но описывали то, чем занимается родитель («Мой папа возит людей, чтобы они могли попасть куда им надо»). Активно используют имеющейся опыт и знания в играх, однако, без влияния взрослых не проявляют интереса к его расширению. Демонстрируя элементы трудовой, нравственной, экономической воспитанности, опираются не только на мнение взрослых, но и на собственные суждения/мнения: «Мама сказала, что нужно делать так...», «Красивая реклама, но мне не подходит, мне не нужна кока-кола, потом надо лечить зубы». Выполняя задания, связанные с подсчетами, дети допускают ошибки и неточности. Анализируя результаты диагностики уровня финансовой грамотности и диагностики уровня освоения ООП и АОП на начало года, то эти же дети имеют средний уровень познавательного развития (математического развития).

Высокий уровень сформированности финансовой грамотности демонстрируют 26 % детей групп компенсирующей направленности по двум диагностикам. Дети обладают полными и правильными представлениями по финансовой грамотности, легко осуществляют перенос полученного опыта из одной области познания в другую, познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития в решении вопросов/задач в области финансовой грамотности: дети называют профессии, легко дают описание профессий, чем она полезна для человека и общества; разделяют рекламу на виды и осуществляют анализ «Реклама шоколада красивая, но мне он не нужен, если я его куплю, то потом мама купит мне много лекарств и нам не хватит на поход в кино». Педагоги отметили, что эти дети с легкостью берут на себя роль лидера в игре и четко распределяют роли, таким образом делясь собственным опытом со сверстниками. Но по результатам наблюдения определили уровень этих детей как средний, так как эти дети демонстрируют данный уровень по результатам диагностики на начало года по ООП и АОП, совершая ошибки при выявлении причинно-следственных связей, классификациях по признакам и подсчетах.

Опрос родителей (законных представителей) воспитанников происходил в два этапа, на первом этапе осуществлялось выявление степени заинтересованности и готовности взрослых принимать участие в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

На втором этапе родители (законные представители) оценивали знания своих детей в области финансовой грамотности (рис. 5). Результат выделяется своей противоположностью по отношению к результатам, которые были получены в ходе диагностик и наблюдения педагогов. Родители определили у 80 % своих детей, посещающих группу общеразвивающей направленности и у 70 % детей групп компенсирующей наполненности высокий уровень сформированности финансовой грамотности. По мнению родителей часть детей, которые в ходе диагностики демонстрировали низкий уровень, также имеют высокий уровень.

[13].

80%

30%

20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий

0% 0% Низкий

Средний

■ группы общеобразовательной направленности

■ группы компенсирующей направленности

Рисунок 5. Уровень сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет по результаты анкетирования родителей (законных представителей) (составлено автором)

Анализируя ответы на вопрос «Составляете ли вы список продуктов для похода в продуктовый супермаркет? Участвует ли при этом ребёнок?» на рисунке 6 показаны данные по двум определенным в исследовании группам. В целом 30 % родителей (законных представителей) всех детей, принимающих участие в эксперименте, не планируют свои покупки, 46 % родителей (законных представителей) планируют свои покупки, но не привлекают к планированию ребёнка и лишь 24 % родителей (законных представителей) планируют свои покупки и привлекают к данному планированию ребёнка.

50%

Нет, не планирую покупки Да, планирую список заранее. Да, планирую список заранее. заранее. Ребенок не принимает участие Ребенок принимает участие

■ группы общеобразовательной направленности

■ группы компенсирующей направленности

Рисунок 6. Результаты ответа на вопрос: «Составляете ли вы список продуктов для похода в продуктовый супермаркет? Участвует ли при этом ребёнок?» в ходе анкетирования родителей (законных представителей) (составлено автором)

Результаты анализа ответов на вопрос «Берёте ли вы с собой ребёнка, когда посещаете продуктовые супермаркеты?» в отдельности по группам показан на рисунке 7. В целом родители (законные представители) отмечают, что 68 % берут с собой детей при посещении супермаркета, 16 % родителей (законных представителей) не берут своих детей при посещении супермаркета, иногда берут с собой при посещении супермаркета 16 % родителей (законных представителей).

70%

67%

Да Нет Иногда

■ группы общеобразовательной направленности

■ группы компенсирующей направленности

Рисунок 7. Результаты ответа на вопрос: «Берёте ли вы с собой ребёнка, когда посещаете супермаркеты?» в ходе анкетирования родителей (законных представителей) (составлено автором)

Таким образом, 68 % детей посещают супермаркет вместе с родителями, но лишь 24 % родителей планируют свой поход за продуктами и привлекают к планированию детей. Можно отметить, что для детей посещение супермаркета с родителями без предварительного планирования не дает положительного опыта в вопросах формирования финансовой грамотности, так как у детей складывается собственное суждение и опыт от данного события, взрослые совершают собственные действия, не объясняя ребенку причинно-следственных связей.

В результате ответа на вопросы: «Знает ли ребёнок, кем и где работают родители?», «Знает ли ребенок, что является продуктом труда разных профессий?» более 90 % родителей ответили положительно, что в свою очередь противоречит результатам, которые были получены в ходе обработки результатов методик и наблюдений педагогами. Дети, при выполнении задании в ходе диагностики на знание профессий, а также в ходе сюжетно-ролевых игр допускали ошибки, подменяли понятия, демонстрировали несформированность знаний профессии. В свою очередь родители предполагают, что их дети имеют представления о их профессиональной деятельности.

Полученные данные позволили сделать вывод, что анкетирование родителей не дало достоверных результатов, они не объективны. Это можно объяснить тем, что родители (законные представители) не всегда владеют информацией, какие представления должны иметь их дети в данном возрасте в области финансовой грамотности и это, как следствие, затрудняет формирование финансового опыта детей в условиях семьи. Это обстоятельство необходимо учитывать при построении работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Заключение

Повышение финансовой грамотности детей и молодежи — это насущная задача и стратегическое направление не только отечественной образовательной политики, но и залог эффективности российской экономики, поэтому ее развитие и решение должно осуществляться совместными усилиями государства, системы образования, финансовых организаций, бизнеса, общественных структур, которые, обеспечивая свою сферу компетентности, вкупе позволят достигнуть заявленных в ряде нормативных документов целей и результатов [14].

Оглянувшись на постоянно меняющийся мир и запросы современного общества, по формированию финансовой грамотности у подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государства [15].

В последние годы развернулась активная работа по использованию различных форм, методов, приемов и их сочетания для эффективной работы по формировании финансовой грамотности в условиях детей в образовательных организациях и семье. Это требует подбора качественных материалов, методического инструментария, подготовка педагогических кадров и родителей (законных представителей). Способствовать обеспечению качественной работы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста может разработка программы и ее реализация в системе дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подболотова М.И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер. «Информатика и информатизация образования». 2015. № 4(34). — С. 83-91.

2. Красноперова И.В. Теоретические аспекты формирования основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста / И.В. Красноперова // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т. 23. № 3. — С. 24-29.

3. Аблитарова А.Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании / А.Р. Аблитарова, Э.Ш. Саганджиева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39.

4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 180 с.

5. Бичева И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64-4. — С. 24-27.

6. Шатова А.Д. Экономика и финансовая грамотность дошкольников: за и против / А.Д. Шатова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года / Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. — С. 286-291.

7. Сасова И.А. Как изучать дошкольникам экономику? / И.А. Сасова // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 1. — С. 12-14.

8. Семенова Н.Н. Повышение финансовой грамотности детей и подростков: российская практика и опыт стран Европейского союза / Н.Н. Семенова, Ю.Ю. Филичкина, С.Г. Бусалова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-1(23). С. 200-204.

9. Рыжкова Е.В. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игру / Е.В. Рыжкова, Н.П. Кориневская // Источник. 2019. № 1. — С. 37-38.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

11.

12.

13.

14.

15.

Holden K. Financial Literacy Programs Targeted on Pre-School Children: Development and Evaluation / K. Holden, C. Kalish, L. Scheinholtz, D. Dietrich, B. Novak // Working Paper Series. La Follette School Working Paper, no. 2009-009. 85 р. — URL: http://digital.library.wisc.edu/1793/36314 (дата обращения: 26.11.2022).

Поварницина Г.П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал / Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва // — изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель, 2020. 186 с.

Жмакина Н.Л. Формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: мнение родителей / Н.Л. Жмакина, Т.В. Некрасова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. Т. 10 — № 3.

Моисеева Д.В., Романенко О.А. Финансовое просвещение дошкольников: обзор опыта и разработка программы для детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальное пространство. 2019. № 4(21). URL: http://socialarea-journal.ru/article/28317 (дата обращения: 26.11.2022).

Пронькина А.В. Развитие финансовой грамотности как основа личного благосостояния населения — актуальные задачи (опыт просветительской деятельности финансовых организаций Липецкой области) / А.В. Пронькина // Наука и практика регионов. — 2018. — № 1(10). — С. 92-97.

Zhmakina Nadezhda Leonidovna

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: zm-nadya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=322187

Nekrasova Tatiana Viktorovna

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: nekrasova.hp@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9027-6216

The study of preschoolers' financial literacy formation

Abstract. The preschoolers' financial literacy formation is an advantage which children can get during the process of accumulating experience. It will lead to making right financial decisions in the future. Without such opportunity children will gain this experience making mistakes. The role of adults is to provide the basis of preschoolers' financial literacy and succession between preschool and elementary general education.

The purposeful work on the preschoolers' financial literacy formation is started from the age of five. The researchers consider that the study of financial literacy formation for 5-6-year-old children gives the opportunity to create qualitative learning process in ideas formation and promote financial experience. The article describes the research work where all participants of educational relationship are included (children, parents or legal guardians and teachers). It allows to get objective results and, on this basis, build educational work on preschoolers' financial literacy formation.

The article shows diagnostic techniques which were chosen for studying level of preschoolers' financial literacy formation. The processing results identified such problems as low level of financial literacy formation; lack of correlation between theoretical knowledge and using them outside the preschool educational institution; parents' or legal guardians' unpreparedness to form preschoolers' financial literacy. Attained results were analyzed and the data will be taken into account during the process of educational programme development in additional education.

Keywords: financial literacy; financial experience; economic education; parents (legal guardians); preschoolers (5-6-year-old); teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.