Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/65PDMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Жмакина, Н. Л. Формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: мнение родителей / Н. Л. Жмакина, Т. В. Некрасова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN322.pdf
For citation:
Zhmakina N.L., Nekrasova T.V. The formation of preschoolers' financial literacy: parents' opinion. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 65PDMN322. Available at: https ://mir-nauki.com/PDF/65PDMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Жмакина Надежда Леонидовна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=322187
Некрасова Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Студент магистратуры E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9027-6216
Формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: мнение родителей
Аннотация. Участниками образовательных отношений в условиях образовательной организации являются: образовательная организация в лице педагогов, обучающиеся и родители (законные представители). Одним из механизмов полноценного и эффективного процесса формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста является включение всех участников образовательных отношений в ее формирование у детей.
В статье описывается исследование, которое было направлено на то, чтобы изучить мнение участников образовательного процесса о необходимости формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста и готовности взрослых принимать участие в ее формировании. Анкетирование включало 26 вопросов: по своему содержанию вопросы раскрывали фактическую информацию о респондентах, об их познаниях в вопросах финансовой грамотности, о личном мнении и отношении к вопросам формирования основ финансово грамотного поведения у дошкольников. Онлайн-опрос был организован на платформе Yandex Forms.
В статье представлены результаты исследования, проведенного американской холдинговой компанией T. Rowe Price в 2017 и в 2021 годах, которое было направлено на определение мнения родителей и детей о необходимости формирования финансовых знаний детей.
Исследование отражает актуальность вопроса формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют нормативные акты на федеральном и региональном уровнях. Анализ результатов анкетирования, проведенного среди родителей
(законных представителей) детей дошкольного возраста и студентов, позволяет определить актуальность формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
В статье выделены возможные причины, которые могут влиять на качество формирования финансово грамотного поведения детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность; экономическое образование; родители (законные представители); дети дошкольного возраста; участники образовательного процесса; анкетирование
Введение
В последние годы государством прилагаются усилия на то, чтобы помочь повысить уровень финансовой грамотности современному человеку. Об это свидетельствуют нормативно-правовые акты, часто обсуждаемая информация в СМИ. Основным документом в Российской Федерации на данный момент, определяющим необходимость повышения компетенции населения по вопросам финансов, является Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р. В данном документе финансовая грамотность представлена как «результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в итоге, для достижения финансового благосостояния».
Актуальность в просвещении подрастающего поколения обусловлена происходящими изменениями в современном обществе.
В Паспорте региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021-2030 годы" в разделе Целевые группы программы, указаны воспитанники дошкольных образовательных организаций, что соответственно определяет необходимость организации работы по формированию основ финансовой грамотности детей уже в дошкольных образовательных учреждениях.
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста — это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование основ финансового грамотного поведения.
Цель повышения уровня финансовой грамотности населения четко сформирована и изложена в нормативно-правовых актах различного уровня. Данная работа будет эффективна при выполнении простого, но важного условия — включения в процесс формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста всех участников образовательных отношений (рис. 1).
Рисунок 1. Участники процесса формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста (составлено автором)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №№ 273-ФЗ, [3, ч. 1, ст. 44] говорит о том, что родители (законные представители) обладают преимущественным правом на обучение и воспитание детей, а также обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Для активного включения родителей (законных представителей) в педагогический процесс, необходимо выявить уровень информированности, сформированности знаний по данному вопросу, а также отношение и мотивацию к включению в процесс формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях посвящены работы А.Д. Шатовой [1], Л.Н. Галкиной [2], Е.Е. Паршиной, И.М. Бухаловой [3] и др.
Делятся практическими приемами, используемыми в организации экономического образования детей дошкольного возраста, в том числе опытом по разработке и реализации программ формирования предпосылок финансовой грамотности у детей Л.В. Вараксина, О.В. Шайбакова [4], В.А. Жданова [5], Е.А. Богачкова, С.А. Поддубная [6], Е.А. Сидякина [7] и др.
И.Б. Бичева обращает внимание на то, что для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создание системы финансового образования граждан, становление которой должно начинаться еще в период их дошкольного детства и протекать в семье, как наиболее сенситивного этапа развития и социализации личности
Т.И. Горная рассматривает семью как реальную экономическую академию, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности [9, с. 128].
А.Д. Шатова обращает внимание на взаимозависимость между многообразием типов семей и их разнообразными возможностями в становлении экономической социализации личности детей [10, с. 19].
Педагоги выделяют различные способы взаимодействия с родителями при организации экономического образования дошкольников.
Так В.Н. Гнездилова акцентирует внимание на том, что эффективность работы родителей с детьми старшего дошкольного возраста — это личный экономический опыт (воспитывающие ситуации) и предметный разговор с детьми о деньгах, ценностях и мечтах, а также обсуждение сказочных образов, вымышленных персонажей, которые диктуют стратегию поведения детей [11, с. 113].
Т.А. Зиновьева отмечает, что для реализации программы развития финансовой грамотности в подготовительной группе педагогами совместно с родителями организуется развивающая предметно-пространственная среда [12, с. 3].
Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, А.А. Колосова перечисляет формы совместной работы педагогов с родителями по формированию финансовой грамотности дошкольников: родительские собрания; информационные буклеты и памятки; выставки совместных поделок; викторины, досуги, конкурсы; изготовление игр и игровых атрибутов экономической направленности [13].
[8, с. 26].
Л.И. Жербанова определяет основные направления работы с родителями: информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические праздники, ярмарки, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях [14].
И.Ю. Ерошенкова акцент в вопросах экономического образования дошкольников делает на взаимодействие с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности [15].
Разносторонняя работа, проводимая педагогами по формированию основ финансовой грамотности детей в дошкольных образовательных учреждениях, будет более качественной и даст образовательные результаты, если при ее организации будет учтено мнение родителей (законных представителей), считают ли родители необходимым экономическое воспитание дошкольников, готовы ли они участвовать в этой работе совместно с педагогами.
T. Rowe Price, американской холдинговой компанией, были проведены исследования в 20171 и в 20212 годах направленные на определение мнения родителей и детей о необходимости формирования финансовых знаний детей. Опрос родителей в 2017 г. показал, что 69 % опрошенных не готовы говорить о деньгах со своими детьми. Опрос детей показал (данные 2021 и 2017 гг. соответственно), что они узнали о деньгах от своих бабушек и дедушек (55 % против 44 %), педагогов (45 % против 37 %) или других членов семьи (32 % против 22 %). Причиной, по которой изменилась ситуация, является пандемия коронавируса, которая повлияла на финансовое благополучие семей, побуждая родителей говорить со своими детьми о деньгах. Такое повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в общении со своим ребёнком на тему денег, влечет за собой развитие социальных качеств и повышение уровня социальной самостоятельности детей.
Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.
Если представить финансовую грамотность как совокупность представлений, формируемых у детей, то в каждом, определенном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), направлении развития и образования детей: художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном, речевом, физическом развитии, рассматриваются вопросы, связанные с формированием основ финансовой грамотности дошкольников через непосредственно образовательную деятельность и совместные виды деятельности. Данные вопросы рассматриваются при раскрытии таких тем, как, например: профессии, моя малая родина, счет и состав числа, много и один и т. д.
Разработав перспективное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности детей, открывается возможность сделать процесс формирования финансовой грамотности целенаправленным и непрерывным. Включая в план по формированию финансовой грамотности семьи воспитанников, создаются условия для применения
1 T. Rowe Price. Parents Are Likely To Pass Down Good And Bad Financial Habits To Their Kids [Родители, скорее всего, передадут своим детям хорошие и плохие финансовые привычки] / T. Rowe Price. // Site is T. Rowe Price. URL: https://www.troweprice.com/ (дата обращения: 22.06.2022). — (На англ. яз.).
2 T. Rowe Price. Pandemic's impact to financial well-being compels more parents than ever to have money conversations with their kids [Влияние пандемии на финансовое благополучие вынуждает больше родителей, чем когда-либо, обсуждать деньги со своими детьми] / T. Rowe Price. // Site is T. Rowe Price. URL: https://www.troweprice.com/ (дата обращения: 22.06.2022). — (На англ. яз.).
полученных детьми представлений, знаний, умений в жизненных практиках, что сделает процесс еще более эффективным.
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста обогащает их социальный опыт и готовит выйти на новый этап с соблюдением преемственности между уровнями общего образования: от дошкольного образования к начальному общему образованию, где у детей согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.) формируются «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов», знания «о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет», опыт «соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов». Сформированные предпосылки финансово грамотного поведения являются фундаментальным навыком для участия в жизни современного общества: своих сверстников, взрослых. Экономическое образование, частью которого являются финансовая грамотность, является воспитательным инструментом первостепенной важности, который позволяет ценить решения и последствия своего поведения и поведения других людей по различным вопросам.
Таким образом, можно говорить о готовности как детей, так и самой образовательной системы к внедрению целенаправленного процесса по формированию предпосылок финансово грамотного поведения дошкольников.
Всё выше сказанное, свидетельствует, что начинать работу необходимо и с родителями (законными представителями) ребенка, выстроив четкий тематический план и выбрав методы взаимодействия. Это и определило необходимость изучения мнения взрослых о необходимости формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
В исследовании, проведенном в марте 2022 года, приняли участие 118 респондентов. Респондентами выступили родители (законные представители) детей, посещающие МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66 «Забавушка», МАДОУ Белоярского района «Детский сад комбинированного вида» «Березка», педагоги детских садов и студенты ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет».
Для наиболее полной картины о степени заинтересованности и готовности взрослых принимать участие в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста был сформирован онлайн-опрос на платформе Yandex Forms.
Анкетирование включает в себя 26 вопросов: по своему содержанию вопросы раскрывали фактическую информацию о респондентах, об их познаниях в вопросах финансовой грамотности, о личном мнении и отношении к вопросам формирования основ финансово грамотного поведения у дошкольников. Целью анкетирования является выявление степени заинтересованности и готовности взрослых принимать участие в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
По окончании анкетирования был проведён качественный и количественный анализ полученных данных.
Методы исследования
Результаты исследования
В анкетировании приняли участие респонденты разного возраста (рис. 2).
от 51 и старше от 41 до 50 лет от 36 до 40 лет от 31 до 35 лет от 26 до 30 лет от 21 до 25 лет
5,9%
8,5%
16,9%
21,2%
22,1%
24,6%
от 18 до 20 лет Ш 0,8%
Рисунок 2. Возраст участников анкетирования (составлено автором)
Среди принявших участие в опросе 91,5 % респондентов имеют профессиональное образование, 8,5 % — не имеют профессионального образования и не получают его в настоящее время. 44,9 % опрошенных имеют педагогическое образование или получают его в настоящее время. 86,4 % респондентов имеют работу, 13,6 % — не работают. У 89,8 % участников исследования есть дети, 10,2 % — студенты НВГУ, не имеющие детей.
Обобщив данные, полученные в ходе опроса, было выявлено, что 87,2 % респондентов готовы к участию в процессе формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста в сопровождении педагога. 5,1 % родителей (законных представителей) от 41 года до 50 лет с высшем профессиональным образованием (специалитет) выразили неготовность принять участие в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста, а также 7,7 % взрослых в возрасте от 26 до 40 лет затрудняются ответить на данный вопрос.
19,1 % опрошенных считает, что деньги на карманные расходы нужно давать не раньше, чем с 7 лет, а необходимость давать детям деньги с 6 лет видят только 8,5 %. Причины такого мнения обусловлены переживаниями по различным причинам: 33,9 % отмечают тот факт, что ребенок еще не знает как обращаться с деньгами; 32,2 % опрошенных обосновали свое мнение тем, что возраст детей не соответствует их социальным функциям. «Они еще малы, вот придет нужный возраст, тогда и буду давать», отмечают родители. 21,2 % считает, что всё необходимое, взрослый купит самостоятельно, а ребенка привлекать к этому процессу не обязательно. Лишь 3,4 % отметили свою тревогу за безопасность ребенка: «давать деньги ребёнку — это опасного, его могут обворовать/обобрать».
Вызывают интерес ответы на вопросы «Слышали ли Вы о Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023?», «Что такое «финансовая грамотность»?», «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам.», «Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь?». Варианты ответов на данные вопросы представлены на рисунках 3, 4, 5, 6 (соответственно).
да, слышал(-а) и знаю ее основные направления 21,2%
да, слышал(-а), но подробно о ней не знаю 35,6%
Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос «Слышали ли Вы о Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023?» (составлено автором)
не слышал(-а) о Стратегии
43,2%
это фиктивное понятие, не имеющее отношение к реальной жизни; затрудняюсь ответить
иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках
умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг
умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения
умение эффективно управлять личными финансами
| 0,4%
7,9%
14,0%
21,1%
24,0%
умение грамотно вести учет своих доходов и расходов
32,6%
Рисунок 4. Результаты ответа на вопрос «Что такое «финансовая грамотность»?» (составлено автором)
отличные знания и навыки очень хорошие знания и навыки хорошие знания и навыки достаточные знания и навыки плохие знания и навыки очень плохие знания и навыки знаний и навыков нет затрудняюсь ответить
4,2% 5,9%
16,9%
42,4%
10,2%
0,0%
3,4%
16,9%
Рисунок 5. Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам» (составлено автором)
обучающие блоги, вебинары и курсы в интернете
возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы специальные социальные методические объединения
(форсайт-центры) специальные социальные учреждения для получения консультаций у специалистов
специальные печатные издания
обучающие программы по телевидению
возможность прохождения специальных курсов по месту жительства
ничего из вышеперечисленного мне не нужно затрудняюсь ответить
25,9%
10,9% 10,4% 9,5%
4,5%
7,5% 7,5%
8,0%
15,9%
Рисунок 6. Результаты ответа на вопрос «Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь?» (составлено автором)
Обсуждение результатов
В ответах на вопрос, который был нацелен на получение информации о наличии знаний взрослого населения о наличии Стратегии повышения финансовой грамотности населения РФ на 2017-2023 можно обратить внимание на то, что среди тех, кто не слышал о данной Стратегии есть категория респондентов во всех возрастных категория от 21 года и старше. Только участники возрастной категории 18-20 лет 100 % ответили, что слышали о существовании Стратегии.
43,2 % респондентов (в возрасте от 21 до 50 лет имеющих профессиональное образование и работу; в возрасте от 26 до 40 лет имеющие профессиональное не педагогическое образование, не работающие) ответили, что они не слышали о данном документе. 35,6 % слышали о существовании документа, но не знают его содержания, данная группа участников опроса состоит из респондентов в возрасте от 18 лет и старше, студентов, лиц имеющих профессиональное образование и место работы в категориях «рабочий», «самозанятый». В этой категории обращает на себя внимание группа из 5 (4 %) респондентов, которые работают в категории «руководитель» / «заместитель руководителя». 21,2 % составили респонденты в возрасте от 21 года и старше, имеющие профессиональное образование, работающие и неработающие. Эти участники не только слышали, но и осведомлены об основных направлениях данного нормативного акта.
Результат, полученный в ходе анкетирования, показывает, что число знающих о документе незначительно превалирует над теми, кто не владеет информацией о данном нормативном акте, что свидетельствует о том, что просветительская работа требует улучшений.
Если посмотреть на полученные данные в ответах на вопрос «Что такое «финансовая грамотность»?» и сравнить их с определением «финансовой грамотности», сформулированном в Стратегии развития финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг., то увидим, что у подавляющего числа опрошенных есть понимание о том, что такое финансовая грамотность (42,2 %). Дающие правильный вариант ответа в данном вопросе — это респонденты в возрасте от 18 и старше в независимости от образования. Лишь 0,8 % (1 чел.) в возрасте от 31 до 40 лет с высшим образованием в сфере образования считает данное понятием фиктивным. Также, ответы на данный вопрос позволяют констатировать то, что для 32,6 % опрощенных, финансовая грамотность — это в первую очередь эффективное распоряжение личными финансами.
Вопрос по выявлению личного мнения респондентов, считают ли они себя финансово грамотным человеком, дал возможность увидеть восприятие собственного уровня финансовой грамотности опрошенных.
42,2 % респондентов в возрасте от 21 года и старше отмечают у себя достаточный уровень знаний по финансовой грамотности. Такой ответ дали респонденты в возрасте от 21 до 25 лет, имеющие высшее педагогическое образование (бакалавриат) и место работы в категории «служащий»; в возрасте от 26 до 30 лет, имеющие высшее педагогическое образование (бакалавриат) и (магистратура) с местом работы в категории «служащий»; в возрасте от 31 до 35 лет, имеющие высшее педагогическое и высшее не педагогическое образование (специалитет) и место работы в категории «служащий», «самозанятый»; в возрасте от 36 до 40 лет с высшим не педагогическим образованием (специалитет) и местом работы в категории «служащий», «самозанятый», «рабочий», «руководитель»; в возрасте от 41 до 50 лет не имеющие профессионального образования и имеющие среднее профессиональное образование с местом работы в категории «рабочий», «руководитель», «индивидуальный предприниматель», «заместитель руководителя».
10,2 % в возрасте от 26 лет до 50 считают свои навыки и знания по финансовой грамотности «плохими»: в возрасте от 26 до 30 лет такой ответ давали респонденты, имеющие среднее профессиональное образование с местом работы в категории «рабочий», в возрасте от 31 до 35 лет — это респонденты без образования с местом работы в категории «рабочий»; в возрасте от 31 до 35 лет — это респонденты с высшим образованием (бакалавриат), (магистратура) с местом работы в категории «руководитель», «заместитель руководителя»; в возрасте от 36 до 40 лет — люди с высшим не педагогическим образованием (бакалавриат) с местом работы в категории «служащий», самозанятый», «рабочий», «руководитель»; в возрасте от 41 до 50 лет — опрошенные с высшим педагогическим и не педагогическим образованием (бакалавриат), с местом работы в категории «служащий».
3.4 % (4 чел.) опрошенных в возрасте от 21 года до 50 лет, это студенты и люди с высшим не педагогическим образованием (специалитет), (магистратура) с местом работы в категории «рабочий», «руководитель», «госслужащий», отметили у себя отсутствие знаний и навыков.
16,9 % затрудняются оценить себя. Среди опрошенных участники в возрасте от 36 до 40 лет как без образования (9 классов), так и с высшим педагогическим образованием (специалитет), работающие в категории «самозанятый», «служащий»; от 41 до 50 лет с педагогическим средним профессиональным образованием, работающие в категории «служащий»; от 21 до 35 лет и от 50 и старше с высшим не педагогическим образованием (бакалавриат), (специалитет), (магистратура), работающие в категории «рабочий», «госслужащий», «руководитель» и не работающие.
Сравнивая ответы на вопросы «Что такое «финансовая грамотность»?» с ответами на вопрос «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам.» можно сделать вывод, что респонденты указавшие отсутствие знаний не всегда объективно оценивают себя, так как эти же респонденты в своих ответах демонстрировали понимание сути определения «финансовая грамотность». Это может свидетельствовать о неуверенности респондентов в качественности собственных знаний, возможности оценить их по ответу на один вопрос, т. е. их фрагментарности и других причинах таких ответов.
Ответы на вопрос «Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь?» наглядно показывают, что преимущество на стороне источников в цифровом формате, которые доступны в режиме реального времени из любой точки, где есть выход в сеть. На вопрос о том, какая форма подачи информации будет являться приемлемой и желаемой, получили следующие результаты.
25,9 % респондентов предпочитают получать информацию через обучающие блоги, вебинары и курсы в интернете. Такой ответ давали участники различных возрастных групп. Среди давших данный ответ на вопрос только работающие и имеющие профессиональное образование.
9.5 % респондентов комфортнее получать информацию в специальных печатных изданиях. Такой ответ дали анкетируемые различных возрастных категорий, имеющие профессиональное образование и не имеющие его, работающие и неработающие, занимающие руководящие должности и не занимающие их. Также, выделим группу (7,5 %), участники которой выразили желание иметь возможность прохождения специальных курсов по месту жительства, это респонденты в возрасте от 40 лет и старше и у всех есть педагогическое образование.
Данные результаты свидетельствуют о том, что обучающая информация для того, чтобы охватить наибольшее количество родителей (законных представителей) должна быть подготовлена и доступна в различных источниках. 4,5 % отметили, что ничего из перечисленного им не нужно. Это свидетельствует о том, что есть категория взрослых, с
которой необходимо провести первоначально дополнительную работу по уточнению причин незаинтересованности в вопросах финансового самообразования.
Так как 86,4 % респондентов имеют работу, педагогам, занимающимся вопросами формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, нужно учитывать этот факт при построении взаимодействия с семьями в подборе информации и форм работы с родителями (законными представителями). Содержание информации, которую педагоги планируют транслировать родителям (законным представителям), должно быть достоверным и не затратным по времени для ознакомления.
Данные, полученные в ходе опроса, помогут в дальнейшем при планировании работы с родителями (законными представителями) в ходе реализации проекта по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Экономический ликбез» на этапе подготовки информационно-просветительских материалов для родителей (законных представителей).
Таким образом, родители (законные представители) и педагоги, работающие в дошкольных образовательных организациях, должны иметь возможность получать знания для совершенствования собственной финансовой грамотности, а также же финансовой грамотности своих детей. Это позволит им адекватно действовать в ситуациях, когда требуется применить финансовые знания и навыки в практических ситуациях.
В исследовании, проведенном на базе МАДОУ ДС № 66 «Забавушка» г. Нижневартовска в 2020 году, в результате опроса 57 % родителей (законных представителей) высказали своё непонимание, для чего им обсуждать с детьми вопрос денег. Результаты исследования, проведенного в 2022 году, свидетельствуют о том, что 93,2 % родителей (законных представителей) объясняет своему ребёнку откуда в семье деньги и на что их расходуют, 34,8 % — дают детям на карманные расходы. 98,3 % положительно реагируют на желание ребёнка иметь копилку и помогают ему ставить цель и планировать ее достижение через накопление денег. Также, родители (законные представители) отметили, что они обсуждают с детьми следующие темы: что такое труд и продукт труда (товар) (71,2 %); что такое деньги и зачем они нужны, деньги как мера стоимости (89 %). Большинство участников исследования отметили этическую составляющую использования денег, они беседуют/играют и рассказывают о том, как пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду (94,1 %).
Таким образом, можно сделать вывод об увеличении заинтересованности родителей вопросом повышения уровня сформированности предпосылок финансово грамотного поведения у детей дошкольного возраста.
Говоря о проблеме взаимодействия с родителями (законными представителями) для повышения педагогической компетенции по теме формирования финансовой грамотности, в рамках исследования был изучен вопрос готовности к взаимодействию с педагогом: большинство респондентов (87,2 %) высказались о положительном решении и готовности. 12,8 % затрудняются дать однозначный ответ, что свидетельствует о необходимости дополнительной работы с этой категорией взрослых.
Результаты опроса показали, что ответы студентов, которые в большинстве своем не имеют детей, в целом не отличались от ответов категории опрошенных, имеющих детей.
Считает ли человек себя финансово грамотным или нет, он может как осознанно управлять своими личными финансами, так и в целом обладать достаточным уровнем
Заключение
сформированности навыков по обращению с денежными средствами, что позволяет принимать правильные финансовые решения и способствовать личному финансовому благополучию. Несмотря на то, что оценка уровня финансовой грамотности родителей (законных представителей) субъективна, ответы респондентов отражают потребность в организации целенаправленной работы с родителями (законными представителями) для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Современные родители (законные представители) большую часть времени тратят на работу, они не обладают большим объемом свободного времени для затраты его на выполнение трудных, затяжных, с малозаметным результатом рекомендаций, не имеющих четкой структуры. Но это не говорит об незаинтересованности в образовании и воспитании своих детей, напротив, они обеспокоены и готовы принимать в этом участие, но при поддержке квалифицированных педагогов.
Родители (законны представители) и педагоги образовательных учреждений сегодня занимаются воспитанием подрастающего поколения, которому необходимо передавать знания и опыт для возможности применения их в своей взрослой жизни, где они будут нести ответственность за принятые финансовые решения. Выпускник дошкольного образовательного учреждения, это будущий первоклассник, который сталкивается с деньгами и принимает финансовые решения самостоятельно при оплате проезда в общественном транспорте или при походе в магазин, оказывая помощь родителю.
Процесс взаимодействия образовательного учреждения в лице квалифицированных педагогов и родителей (законных представителей), как активных участников образовательных отношений при использовании современных методов и технологий, позволит сделать процесс формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шатова А.Д. Экономика и финансовая грамотность дошкольников: за и против / А.Д. Шатова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года / Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. — С. 286-291. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35262628 (дата обращения: 26.06.2022).
2. Галкина Л.Н. Формирование экономических ценностей у детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 2. — С. 120-125. — URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15119168 (дата обращения: 26.06.2022).
3. Паршина Е.Е. Экономическое образование детей дошкольного возраста — требование времени / Е.Е. Паршина, И.М. Бухалова // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы X межвузовской научно-практической конференции, Ярославль, 09-11 ноября 2015 года. / Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. — С. 391-396. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29949456 (дата обращения: 26.06.2022).
4. Вараксина Л.В. Экономическое воспитание как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Вараксина, О.В. Шайбакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 20 октября 2020 года. / Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. — С. 85-87. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44115201 (дата обращения: 26.06.2022).
5. Жданова В.А. Экономическое воспитание дошкольников: «а у нас в Рязани и деньги с глазами — моргают, глядят, тратить разумно велят!» / В.А. Жданова // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Липецк, 25 сентября 2020 года. / Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. — С. 152-157. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44543315 (дата обращения: 26.06.2022).
6. Богачкова Е.А. Зачем экономика дошкольникам? / Е.А. Богачкова, С.А. Поддубная // Кубанская школа. — 2021. — № 1. — С. 96-99. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45155471 (дата обращения: 26.06.2022).
7. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории / Е.А. Сидякина // Научное отражение. — 2017. — № 4(8). — С. 39-41. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30538823 (дата обращения: 26.06.2022).
8. Бичева И.Б. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема / И.Б. Бичева, А.В. Степаненкова // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. — С. 26-29. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37639018 (дата обращения: 26.06.2022).
9. Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье / Т.И. Горная // Современные наукоемкие технологии. — 2016.
— № 10-1. — С. 128-131. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27180886 (дата обращения: 26.06.2022).
10. Шатова А.Д. О некоторых актуальных направлениях экономического образования / А.Д. Шатова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология.
— 2008. — № 1. — С. 15-21. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14628651 (дата обращения: 26.06.2022).
12.
13.
14.
15.
Гнездилова В.Н. Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста / В.Н. Гнездилова // Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года: Новосибирск: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 30 января 2018 года. / Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2018. — С. 108-115 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32541195 (дата обращения: 26.06.2022).
Зиновьева Т.А. Роль семьи в формировании финансовой грамотности у старших дошкольников / Т.А. Зиновьева // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Тула, 19 ноября 2020 года. / Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда»», 2020. — С. 204-207 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44396774 (дата обращения: 26.06.2022).
Ханова Т.Г. Особенности формирования финансово-экономической грамотности в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, А.А. Колосова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74-3. — С. 270-273. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48308412 (дата обращения: 26.06.2022).
Жербанова Л.И. Дошкольник и экономика / Л.И. Жербанова // Образование в Кировской области. — 2009. — № 4(12). — С. 72-74. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25903822 (дата обращения: 26.06.2022).
Ерошенкова И.Ю. Конструктивное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в ходе реализации практико-ориентированного проекта "Дошкольник, семья, экономика" / И.Ю. Ерошенкова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Архангельск, 17 марта 2017 года / Архангельск: КИРА, 2017. — С. 316-320. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29805246 (дата обращения: 26.06.2022).
65PDMN322
Zhmakina Nadezhda Leonidovna
Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=322187
Nekrasova Tatiana Viktorovna
Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9027-6216
The formation of preschoolers' financial literacy: parents' opinion
Abstract. The participants of the educational establishment are teachers, students and parents (legal guardians). One of the full and effective processes to form preschoolers' financial literacy is to include all participants of the educational establishment in this process.
The article describes the research which was aimed at studying opinions of the educational establishment participants about the need to form preschoolers' financial literacy and adults' willingness to take part in its forming. There were 26 questions in the questionnaire. These questions were about respondents' factual information, their knowledge in financial literacy, their own opinion and attitude to forming preschoolers' financially literate behavior. Online-survey was organized on the platform Yandex Forms.
The article shows the results of studying conducted by American holding company T. Rowe Price in 2017 and 2021. It was pointed at parents' and children's opinions about necessity of forming children's financial knowledge.
The research reflects the relevance of this question. It is demonstrated in legal acts at federal and regional level. The analysis of the questionnaire results, which was conducted among preschoolers' parents and students, allows to determine the relevance of forming preschoolers' financial literacy.
The article underlines the reasons which can influence on the quality of forming preschoolers' financially literate behavior.
Keywords: financial literacy; economic education; parents (legal guardians); preschoolers; participants of the educational establishment; questionnaire