Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / ОБУЧЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕНЬГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Красова Татьяна Дмитриевна, Чуйкова Жанна Владимировна, Сушкова Ирина Викторовна

Введение. Интенсивное развитие рынка финансовых услуг, оптимальные финансовые отношения, характеризующие социально-экономическую ситуацию в современном мире, требуют совершенствования качества образования. Социальным заказом системы образования является конкурентоспособный член общества с развитым экономическим мышлением и способностью решать возникающие проблемы в постоянно изменяющихся условиях. Повышение экономической и финансовой грамотности на всех уровнях образования является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Особую важность задача развития финансовой грамотности приобретает на этапе дошкольного детства, когда у детей только начинают формироваться представления о финансовых категориях. Цель данной статьи заключалась в том, чтобы выявить взаимосвязь уровней сформированности финансовой грамотности у детей и их родителей. Методология и методы. В исследовании приняли участие 226 детей шести лет и их родители в количестве 134 человек. Основным методом изучения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста являлся опрос, проведенный на основе методики А.А. Смоленцевой, модифицированный нами. С целью выявления уровня финансовой грамотности родителей нами использовалось анкетирование. Для статистической обработки полученных результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона. Результаты. Высокий уровень финансовой грамотности показали 13% детей шести лет: объясняли смысл финансовых понятий, проявляли устойчивый интерес к труду родителей. На среднем уровне находились 57% детей. Имеющиеся представления у дошкольников характеризовались как нечеткие и поверхностные. Низкий уровень был выявлен у 30% респондентов. У дошкольников отсутствовали представления об экономической жизни людей. Результаты анкетирования родителей показали следующее: на высоком уровне финансовой грамотности оказались 12% респондентов, 56 % - на среднем уровне и 32% - на низком уровне. Выявлена положительная корреляция между уровнями развития финансовой грамотности детей шести лет и их родителей (p<0,05). Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении взаимосвязи уровня финансовой грамотности детей от специфики экономической грамотности их родителей. Полученные результаты позволят совершенствовать научно-методическое обеспечение процесса развития основ финансовой грамотности у детей шести лет, а также могут быть использованы при разработке программ дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Красова Татьяна Дмитриевна, Чуйкова Жанна Владимировна, Сушкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN FINANCIAL LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN AND THEIR PARENTS

Introduction. The intensive development of the financial services market, optimal financial relations, which characterize the socio-economic situation in the modern world, require the improvement of the quality of education. The social order of the education system is a competitive member of society with a developed economic thinking and the ability to solve emerging problems in a constantly changing environment. Of particular importance is the task of developing financial literacy at the stage of preschool childhood, when children are just beginning to form ideas about financial categories. The purpose of this article was to identify the relationship between the levels of development of financial literacy in children and their parents. Materials and methods. The study involved 226 children of senior preschool age and their parents in the amount of 134 people. The main method for studying the financial literacy of older preschool children was a survey conducted on the basis of A.A. Smolentsev, modified by us. In order to identify the level of financial literacy of parents, we used a survey. For statistical processing of the obtained results, the Pearson correlation coefficient was used. Results. A high level of financial literacy was shown by 13% of six-year-old children: they explained the meaning of financial concepts, showed a steady interest in the work of their parents. 57% of children were at the average level. The existing representations of preschoolers were characterized as fuzzy and superficial. A low level was found in 30% of respondents. Preschoolers had no idea about the economic life of people. The results of the survey of parents showed the following: 12% of respondents were at a high level of financial literacy, 56% - at an average level and 32% - at a low level. A positive correlation was found between the levels of financial literacy of six-year-old children and their parents (p<0.05). Conclusion. The novelty of the study is to identify the relationship between the level of financial literacy of children and the specifics of economic literacy of their parents. The results obtained will improve the scientific and methodological support for the process of developing the basics of financial literacy in children of six years old, and can also be used in the development of preschool education programs.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 373.2

Е. Н. Герасимова, Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова, И. В. СушковА

Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей

Введение. Интенсивное развитие рынка финансовых услуг, оптимальные финансовые отношения, характеризующие социально-экономическую ситуацию в современном мире, требуют совершенствования качества образования. Социальным заказом системы образования является конкурентоспособный член общества с развитым экономическим мышлением и способностью решать возникающие проблемы в постоянно изменяющихся условиях. Повышение экономической и финансовой грамотности на всех уровнях образования является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Особую важность задача развития финансовой грамотности приобретает на этапе дошкольного детства, когда у детей только начинают формироваться представления о финансовых категориях. Цель данной статьи заключалась в том, чтобы выявить взаимосвязь уровней сформированности финансовой грамотности у детей и их родителей.

Методология и методы. В исследовании приняли участие 226 детей шести лет и их родители в количестве 134 человек. Основным методом изучения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста являлся опрос, проведенный на основе методики А.А. Смоленцевой, модифицированный нами. С целью выявления уровня финансовой грамотности родителей нами использовалось анкетирование. Для статистической обработки полученных результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты. Высокий уровень финансовой грамотности показали 13% детей шести лет: объясняли смысл финансовых понятий, проявляли устойчивый интерес к труду родителей. На среднем уровне находились 57% детей. Имеющиеся представления у дошкольников характеризовались как нечеткие и поверхностные. Низкий уровень был выявлен у 30% респондентов. У дошкольников отсутствовали представления об экономической жизни людей. Результаты анкетирования родителей показали следующее: на высоком уровне финансовой грамотности оказались 12% респондентов, 56 % - на среднем уровне и 32% - на низком уровне. Выявлена положительная корреляция между уровнями развития финансовой грамотности детей шести лет и их родителей (р<0,05).

Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении взаимосвязи уровня финансовой грамотности детей от специфики экономической грамотности их родителей. Полученные результаты позволят совершенствовать научно-методическое обеспечение процесса развития основ финансовой грамотности у детей шести лет, а также могут быть использованы при разработке программ дошкольного образования.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольники, социальное поведение, педагоги, родители, обучение, финансовое поведение, деньги, экономические отношения

Ссылка для цитирования:

Герасимова Е. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Сушкова И. В. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 320-339. сМ: 10.32744^.2022.5.19

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 31 June 2022 Published: 31 October 2022

E. N. Gerasimova, T. D. Krasova, Zh. V. Chuikova, I. V. Sushkova

Relationship between financial literacy of preschool children and their parents

Introduction. The intensive development of the financial services market, optimal financial relations, which characterize the socio-economic situation in the modern world, require the improvement of the quality of education. The social order of the education system is a competitive member of society with a developed economic thinking and the ability to solve emerging problems in a constantly changing environment. Of particular importance is the task of developing financial literacy at the stage of preschool childhood, when children are just beginning to form ideas about financial categories. The purpose of this article was to identify the relationship between the levels of development of financial literacy in children and their parents.

Materials and methods. The study involved 226 children of senior preschool age and their parents in the amount of 134 people. The main method for studying the financial literacy of older preschool children was a survey conducted on the basis of A.A. Smolentsev, modified by us. In order to identify the level of financial literacy of parents, we used a survey. For statistical processing of the obtained results, the Pearson correlation coefficient was used.

Results. A high level of financial literacy was shown by 13% of six-year-old children: they explained the meaning of financial concepts, showed a steady interest in the work of their parents. 57% of children were at the average level. The existing representations of preschoolers were characterized as fuzzy and superficial. A low level was found in 30% of respondents. Preschoolers had no idea about the economic life of people. The results of the survey of parents showed the following: 12% of respondents were at a high level of financial literacy, 56% - at an average level and 32% - at a low level. A positive correlation was found between the levels of financial literacy of six-year-old children and their parents (p<0.05).

Conclusion. The novelty of the study is to identify the relationship between the level of financial literacy of children and the specifics of economic literacy of their parents. The results obtained will improve the scientific and methodological support for the process of developing the basics of financial literacy in children of six years old, and can also be used in the development of preschool education programs.

Keywords: financial literacy, preschoolers, social behavior, teachers, parents, education, financial behavior, money, economic relations

For Reference:

Gerasimova, E. N., Krasova, T. D., Chuikova, Zh. V., & Sushkova, I. V. (2022). Relationship between financial literacy of preschool children and their parents. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 59 (5), 320-339. doi: 10.32744/pse.2022.5.19

_Введение

ведущие международные организации - ЮНЕСКО, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Европейский союз отмечают, что приоритетным направлением на пути к построению единого европейского пространства является образование людей, обеспечение их знаниями, привитие культурных ценностей. Данные организации проводят международные конференции по проблемам образования, разрабатывают специальные программы, способствующие оказанию помощи обучающимся в получении качественного образования. Доклады парламентариев ПАСЕ указывают на приоритет ценностей образования как в европейском, так и российском обществе, важность получаемых детьми знаний, начиная с младшего возраста. Рекомендации членов ЮНЕСКО по раннему развитию детей способствуют разрешению проблем по развитию, обучению и улучшению качества образования в разных странах у детей дошкольного и младшего школьного возраста (расширение сферы бесплатного образования, интеграция дошкольного и младшего школьного образования и др.) [14].

Модернизация и цифровизация мировой социально-экономической системы современного общества требует подготовки финансово грамотного подрастающего поколения.

Согласно принятой Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, в дошкольных образовательных организациях обращается большое внимание на развитие оптимальных экономических потребностей. В русле изучения данной проблемы у детей необходимо формировать уважение к представителям разных профессий, бережное отношение к продуктам трудовой деятельности, привитие нравственных качеств, связанных с экономической деятельностью, таких как бережливость, честность, справедливость, предприимчивость и других.

Но в тоже время исследователями отмечается недостаточная финансовая грамотность населения, как в нашей стране, так и мире в целом. Так, Р.А. Кокорев и Е.Н. Кудряшо-ва указывают на недостаточную осведомленность в вопросах финансовой грамотности студентов высших учебных заведений [19]. Авторы советуют с целью повышения финансовой грамотности молодежи, внедрять в практику высшего образования специальные программы и дисциплины. S.K. Agyei с коллегами проводили исследование в Университете Кейп-Коста в Гане. Результаты показали тесную взаимосвязь между финансовой грамотностью и финансовым благополучием респондентов [2]. A.Y. Kolb [20] указывает на обязательную интеграцию теоретических и практических знаний в области финансовой грамотности студентов высшей школы, что является важным условием не только углубления знаний, но и формирования финансовой культуры будущего бакалавра.

В исследовании, проведенном A. Lusardi и O. Mitchell в 2014 году [21], был констатирован низкий уровень финансовой грамотности населения в мире. Данные авторы утверждают, что существуют поразительно схожие модели финансового поведения мужчин и женщин в разных странах мира. Однако, исследование проведенное А. Lusardi A. Samek и соавт. в 2017 г. показало увеличение роста финансовой неграмотности среди женщин [22].

В современном мире уже накоплен определенный опыт по ознакомлению дошкольников с финансовыми деятельностью и отношениями. Например, в США реа-

лизуются образовательные программы, направленные на экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Маленькие американцы могут уже с шести лет получить банковские карты и делать покупки. В Сингапуре банки начинают работать с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем протяжении жизненного пути. Дошкольники могут получить банковскую карту, доходы на свои сбережения, тем самым обогащая свои представления и умения в области экономики.

Дети должны понимать, что люди трудятся затем, чтобы обеспечить финансово себя и своих близких и приносить пользу другим людям. Взрослые формируют у дошкольников представления о том, что в процессе трудовой деятельности производятся различные продукты труда, которые удовлетворяют материальные и духовные потребности людей. Социально-экономические процессы, протекающие в современной России, ставят перед подрастающим поколением новые задачи: развитие необходимого уровня финансовой грамотности у детей, начиная с дошкольного возраста. Однако, несмотря на ряд мер, предпринятых правительством нашей страны по развитию основ финансовых знаний у населения (ответственного отношения к размещению денежных средств в банках, вопросы приобретения жилья, получение кредитов, использование материнского капитала и др.), большинством исследователей отмечается недостаточная финансовая грамотность жителей нашей страны.

Вместе с тем необходимо отметить, что данная проблема не нова. Еще известный педагог А.С. Макаренко обращал внимание на то, что деньги выступают важным средством воспитания и с ними необходимо начинать знакомить уже в дошкольном возрасте. Далее в трудах российских авторов [4; 18] развивалась проблема раннего ознакомления ребенка с финансами. Теоретико-методологические основы экономического образования детей старшего дошкольного возраста были заложены в начале 2000-х годов [9; 27; 31].

Л.Р. Ахметзянова, Р.А. Фахрутдинова обращали особое внимание на моделирование предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, организацию игровой экономической зоны, способствующей погружению детей в мир экономики, включающей комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр, материалов, игрушек и др. [1]. Т.Г Хановой и Н.М. Прокофьевой было раскрыто значение экономического развития, как важной составляющей разностороннего развития личности в условиях современного социума. Авторы раскрыли методику экономического воспитания, основывающуюся на тесной интеграции познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития [25]. Важной составляющей процесса формирования финансовых представлений у дошкольников является активизация познавательных мотивов и их дальнейшая реализация в различных формах познавательно-исследовательской деятельности. Предлагаемые современными исследователями методики, технологии развития финансовой грамотности, способствуют формированию у детей интереса к знаниям экономического содержания, приобретению опыта финансовых отношений, возможности участия в финансово-экономической жизни своей семьи [10; 29].

Однако, несмотря на пристальное внимание к вопросам экономического воспитания дошкольников было выявлено [11], что дети имеют разрозненные и бессистемные представления о потребностях семьи и ее бюджете, о труде родителей и семьи в целом, о том, что такое деньги, как они зарабатываются и на что тратятся. Дети еще не знакомы с финансовыми отношениями, им непонятна проблема отсутствия или на-

личия финансов. Данное положение связано с тем, что взрослые не считают необходимым знакомить детей с экономическими отношениями, финансами, по их мнению, деньги являются исключительно частью только взрослой жизни [29]. В то же время, как показывает анализ анкетирования педагогов дольных образовательных организаций, воспитатели имеют невысокий уровень финансовой грамотности, испытывают некоторые трудности в определении таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «аукцион», «бюджет», «товар», «энергосбережение». Что влечет за собой достаточно низкие результаты развития финансовых представлений у детей.

В своих работах Е. Гиленко, А. Чернова [12] отмечают, что проблема финансовой безграмотности широко распространена в современном мире в целом и в России в частности. А. Amagir, W. Groot, A. Wilshut в своих научных изысканиях показывают на значительные различия в уровне развития финансовой грамотности жителей разных стран, которые объясняются имеющимися различиями в образовательной политике стран и в том числе накопленным опытом обучения финансовому поведению [3]. Результаты показывают, что необходимы национально скоординированные действия, гарантирующие получение лучшего экономического образования и способствующие сохранению стабильности в будущих кризисах. Е. Гиленко, А. Чернова настаивают на внедрении образовательной программы по развитию финансовой грамотности на ранних этапах обучения.

В своих исследованиях Е. Блискавка отмечает, что «финансовая грамотность -это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Родителям необходимо с самого раннего возраста объяснять своим детям на четких и правильных примерах, что такое деньги и откуда они берутся» [5]. Целью исследований L. Botazzi, A. Lusardi являлось изучение гендерных различий в развитии финансовой грамотности среди старшеклассников. Как показали результаты обследований, у девушек и юношей имеются существенные различия в развитии финансового поведения [7].Основными факторами, влияющими на данный процесс, являются следующие: социальная и культурная среда, в которой живут девочки и мальчики; социальное происхождение и уровень образования родителей. Как особенно отмечено в исследовании, для девочек большое значение имеет модель финансового поведения матери.

C.E. Bannier., М. Schwarzизучали влияние финансовой грамотности на экономическое благополучие мужчин и женщин, учитывая уровень их образования. Авторы выявили, что уровень финансовой грамотности у мужчин выше чем у женщин. При этом важным показателем финансового благополучия является уровень образования [6].

А. Amagir, W. Groot, A.Wilshut и соавт. изучали специфику развития финансовой грамотности у подростков [3]. Результаты выявили низкий уровень финансовой грамотности у учащихся разных социальных групп (с низкими математическими способностями, учащихся-иммигрантов, учащихся с низким СЭП, учащихся, имеющих матерей без высшего образования, и учащихся, которые не обсуждают финансовые вопросы с семьей). Авторы исследования указывают на наличие большого разрыва между самым низким и самым высоким уровнями финансовых знаний у тинейджеров. В современном мире отмечается тенденция роста числа стран, реализующих программы финансового образования. Однако, в некоторых странах (Нидерланды, Россия и др.)

формирование финансовой грамотности не является обязательной составляющей наполнения основной образовательной программы [3].

Финансовое образование в школе, как отмечают T. Kaiser, L. Menkhoff, значительно влияет на когнитивный компонент финансовой грамотности, что в целом сказывается на финансовом поведении детей и подростков [16]. Систематическое воздействие на финансовые знания аналогично образовательным вмешательствам в других областях, например, таких как математика и чтение [16].

В рамках концепции финансовой социализации А. Grohmann, R. Kouwenberg, L. Menkhoff выделяют три основных агента финансовой социализации: семью, школу и работу [13]. Анализ научных работ ученых показывает, что и семья, и школа положительно влияют на финансовую грамотность детей и взрослых. Авторы в своих исследованиях доказывают, что семейные факторы и школьное обучение оказывают влияние по взаимодополняющим каналам.

A. Bussiol, M. Veronesi [8] проводят коррелирующую взаимосвязь между объемом имеющихся сбережений у взрослых и проводимым обучением финансовой грамотности в детстве. Склонность к сбережениям и сумма сбережений возрастают на 16% и 30%, если детей специально этому обучают. Как считают авторы, лучшей стратегией является включение сочетания различных методов обучения финансовой грамотности (раздача денег на карманные расходы, контроль за использованием денег и предоставление советов по сбережениям и составлению бюджета). По мнению J. Maldonado, E. DeWetti., поощрение детей карманными деньгами является неэффективной стратегией. Эффект родительской финансовой социализации сохраняется с возрастом, но ослабевает в более старшем возрасте из-за склонности к сбережениям [23].

Введением детей в мир экономики занимаются также такие авторы, как Джолайн Годфри (методическое пособие «Как научить ребенка обращаться с деньгами»), А.А. Смоленцева (парциальная образовательная программа «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» и др.), А.Д. Шатова (парциальная образовательная программа «Дошкольник и экономика»), А.Е. Горяев (парциальная образовательная программа «Основы финансовой грамотности») и другие.

А.Д. Шатова в своих исследованиях, отражающих проблематику экономического образования дошкольников, указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов ДОУ в области развития экономических представлений, развития умений устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей, выделять экономическое содержание из художественных произведений [29].

Е.А. Курак в своей авторской парциальной программе «Экономическое воспитание дошкольников» настаивает на необходимости воспитания у детей основ экономического образа мышления, которое заключает в себе осознание образа «я» в мире экономических ценностей и своего поведения в нем [17].

Финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста мы определяем как особое интегрированное качество, отражающее совокупность представлений о финансовых категориях («деньги», «цена», «стоимость», «товар», «рубль», «копейка», «банковская карта» и другие), умений применить полученные знания в разных видах деятельности и социально-нравственных качеств (бережливость, ответственность, честность, предприимчивость, трудолюбие и другие).

Система образовательной работы педагогов по формированию финансовой грамотности дошкольников включает в себя такие формы работы, как игры экономической направленности, проектную деятельность, беседы, которые проводились с детьми в свободное время.

Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья: каким образом родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

На основании исследования Л.Н. Галкиной [9] было выявлено, что ребенок, имеющий в своем распоряжении денежные средства, личный опыт приобретений товаров и услуг раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара. Сегодня мы живем в мире рыночных отношений, когда товарно-денежная составляющая везде сопровождает детей и взрослых. Финансовое обучение ребёнка необходимо осуществлять регулярно, так как это может определить его будущее.

В современной парадигме дошкольного образования особенно важное место занимает развитие экономически грамотного человека. В связи с актуальными задачами современного общества- развитие человека, обладающего достаточными знаниями в области экономики, является приоритетной задачей. Уже в раннем и дошкольном возрасте ребенок соприкасается с финансовой стороной жизни: посещает с родителями магазины, супермаркеты, театры, спорткомплексы и другие учреждения; совершает (вместе с взрослыми) разнообразные покупки - вещи, игрушки, билеты и другие. В обыденной жизни ребенок встречается с тем, что родители могут отказать в покупке желанного продукта, объясняя такой поступок ненужностью покупки, лишней тратой денег. Потраченную сумму, по мнению взрослых, можно отложить на покупку других материальных и духовных объектов (игрушек, игр, одежды, книг, развлечений), которые будут более необходимыми и желанными для ребенка в ближайшем будущем. Таким образом, ребенок в ходе своей жизнедеятельности достаточно часто встречается с экономическими понятиями (деньги, потребности, продукты, труд, стоимость, зарплата, цена, штраф и другие), которые он учится использовать в разных видах деятельности. Одной из приоритетных задач социально-нравственного воспитания дошкольников является формирование основ финансовой культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания и находит выражение в поступках и поведении (О.А. Блохина, О.В. Терешева).

Развитие основ экономических знаний на современном этапе развития дошкольного образования глубоко рассматривается в работе Е.А. Курак [17], раскрывшей роль и значимость знакомства детей с имеющимися экономическими отношениями в обществе. Автор разработала методику формирования у дошкольников представлений о потребностях человека, о труде, профессиях, деньгах, бюджете семьи, нравственных качествах, характеризующих экономного человека (бережливость, расчетливость, трудолюбие и др.).

Элементарные финансовые представления ребенок получает в ходе своей жизнедеятельности, на разных уровнях общения, со взрослыми, сверстниками, обсуждая свои или чужие покупки; анализируя информацию, полученную из разных источников: телевидения, интернета, чтения различного рода литературы. Знакомить ребенка с экономической жизнью общества необходимо на разных уровнях: в детском саду, семье.

Направлениями формирования экономических представлений детей могут выступать: знания о труде и обо всем, что с ним связано; знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, продукция, ярмарка и др.; формирование у детей экономического мышления посредством вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр.

Многие родители считают, что детей не следует знакомить с финансовой сферой, данная тематика недоступна для их понимания, поскольку финансовые отношения являются частью взрослой жизни. Но как отмечается в исследовании Г.Г. Полищук [24], дошкольников можно и нужно знакомить с финансами, с такими понятиями, как «деньги», «цена», «стоимость», «товар», «рубль», «копейка», «банковская карта» и другие. Детей необходимо учить пользоваться карманными деньгами, тратить их по своему усмотрению. Вместе с выдачей карманных денег взрослые учат детей самостоятельно планировать свои покупки и растраты посредством использования таких форм и методов работы, как игры: сюжетно-ролевые («Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Кафе»), дидактические («Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы», развивающие, игры-соревнования, квесты, командные, аукционы и др.; образовательные ситуации, чтение сказок, рассказов (И. Шведова «Экономическая азбука для детей и взрослых», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», др.); решение финансовых задач, проблемных ситуаций (например, «Как я помогаю маме», «На что бы я потратил деньги?», др.); просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение («Винни-Пух и все-все-все», «Дядюшка Скрудж» и др.); анализ пословиц, поговорок («Хорошо дешево не бывает», «Копейка рубль бережет», «Не деньги богатство, а бережливость и разум» и др.).

В ходе образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста знакомят с деньгами, их номиналом, понятием «покупка», «банковская карта». В процессе экономического образования детей учат планировать свои расходы, выстраивать иерархию своих потребностей и желаний и на основе выделения приоритетных целей, совершать уже необходимые покупки. Кроме того, педагог объясняет ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению [25].

Анализ психолого-педагогических исследований (А.Ф. Аменд, А.А. Горчинская, В.А. Кузьменко и др.) подтверждает, что различные аспекты проблемы развития финансовой грамотности у детей шести лет еще недостаточно изучены. Например, такие содержательные линии формирования финансовых представлений, как технологии формирования финансового поведения, специфика развития нравственно-экономических качеств (бережливость, честность, ответственность, справедливость, предприимчивость, трудолюбие).

Цель исследования: выявить взаимосвязь уровней финансовой грамотности детей шести лет и их родителей.

_Материалы и методы

С целью исследования особенностей развития финансовой грамотности детей шести лет нами был проведён констатирующий эксперимент. Базой нашего исследования являлись детские сады г. г. Ельца и Липецка. В процессе экспериментальной работы участвовали 226 детей шести лет, 134 родителя.

Для выявления особенностей развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан опрос на основе методики А. А. Смоленцевой [26].

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт исследователей в области экономического воспитания дошкольников, были определены взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели

I V V I V I и

финансовой грамотности: когнитивный (наличие представлений о финансовой жизнедеятельности), деятельностный компонент (навыки обращения с финансами), эмоционально-ценностный компонент (отношение к финансам, социально-нравственные качества).

Выявленные параметры, соответствующие вышеназванным критериям, позволили раскрыть уровни финансовой грамотности (высокого, среднего, низкого) у детей.

Дети, находящиеся на высоком уровне, объясняли (на доступном им языке) смысл финансовых понятий: «финансы», «труд», «профессия», «накопления», «кредитная карта», «оплата» и др. Данная категория детей проявляла устойчивый интерес к труду родителей, близких родственников: знакомы с работой родителей, в активной речи использовали слова, связанные с основами экономики; отражают полученные знания в сюжете игр, действиях различных персонажей; проявляли инициативу, пытались объяснить сверстникам финансовые действия, связанные с игровым сюжетом и ролью (сюжетно-ролевая игра «Банк» и др.); понимали взаимосвязь между потребностями и возможностями; умели довести начатое дело до конца.

Респонденты среднего уровня, владея некоторыми экономическими понятиями, не всегда могут объяснить их значение. Дошкольники не проявляют интерес к потребностям семьи. Зная о профессии родителей, имеют поверхностные представления о содержании трудовой деятельности взрослых. Вместе с тем, дети качественно выполняют порученную им деятельность, проявляют настойчивость и предприимчивость в получении эффективного результата деятельности.

Содержание низкого уровня включает невозможность объяснения детьми элементарных экономических понятий, не используют в активной речи слова, отражающие специфику экономической деятельности; отсутствие интереса к потребностям своей семьи: материальным и духовным потребностям семьи, их труду родителей. Дети не желают участвовать в совместном труде со сверстниками. В процессе выполнения коллективной работы, дети безынициативны, не проявляют никакой заинтересованности в ее результате; не выполнив начатое дело, возвращаются к игре.

Для решения поставленной цели исследования нами был проведен опрос детей шести лет, в количестве 226 человек. В процессе проведения опроса мы выяснили, насколько дошкольники финансово грамотны, имеют представления о деньгах, способах их заработка и тратах, личностных характеристиках бережливого человека.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на поставленные вопросы, мы определяли уровень развития финансовой грамотности. Беседы были направлены на выявление особенностей представлений о потребностях человека, о производителях товаров и услуг; представлений о деньгах, рынке и цене; представлений о рекламе.

В содержание опроса входили 3 блока вопросов, посредством которых мы выявляли особенности финансовой грамотности у детей шестого года жизни.

Для получения данных о специфике имеющихся у родителей представлений о финансовой грамотности, о содержании образовательного процесса использовалось анкетирование.

С целью выявления взаимосвязи между уровнями развития финансовой грамотности у детей и их родителей мы использовали коэффициент корреляции г-Пирсона.

Для получения данных о специфике имеющихся у родителей представлений о финансовой грамотности, о содержании образовательного процесса использовались опрос и беседа.

_Результаты исследования

Своеобразие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста проявляется в определенной противоречивости, связанной с недостаточными представлениями о финансовой деятельности взрослых и желанием детей осуществлять финансовые операции (возможностью иметь карманные деньги, расходовать их в соответствии с собственными потребностями).

В результате проведенного исследования, направленного на определение связи между компонентами и уровнями развития финансовой грамотности, мы выявили уровень развития когнитивного компонента финансовой грамотности посредством использования беседы с детьми.

Таблица 1

Результаты сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности

Компоненты Уровни

Высокий Средний Низкий

Когнитивный 0 (0%) 98 (43%) 128 (57%)

Согласно полученным данным, у детей шести лет отмечается недостаточность представлений о потребностях своей семьи, о труде родителей; об экономических понятиях. Анализируя результаты беседы, направленной на оценку сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности (представлений о финансах, связанных с ними понятий, о стоимости, потребностях человека) у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что у большинства детей (88%) практически отсутствуют представления о том, что такое «финансы», «деньги». Они имели недостаточные представления о труде взрослых, не использовали в лексике финансово-экономические понятия, но в тоже время проявляли познавательный интерес по отношению к экономической составляющей жизни общества. Проведенный опрос показал, что большинство детей не совсем понимают, что такое деньги и имеют о них поверхностное представление. Например, на вопрос «Что такое деньги?», они отвечали следующим образом, «Это такие бумажки», «Бумага», «Бумажки для покупок», «Это дорогое». Дошкольники называют виды денег, с точки зрения способа их производства, материала изготовления. В большинстве (85%) своем они называли «бумажные, железные». На вопрос «Зачем нужны деньги?», дети выразили мнение, чтобы «что-то купить (дом, продукты,

игрушки, машины)». 15% опрашиваемых связывают необходимость наличия денег с возможными тратами.

На следующий вопрос «Откуда берутся деньги?», респонденты отвечали «из банка» - 65%, «из завода» - 15%, «их зарабатывают» - 20% детей. То есть дети в большинстве своем имеют поверхностные впечатления об источниках денег и лишь частично осознают, откуда берутся деньги. В превалирующем большинстве своем не понимают правильного пути получения денег.

В семьях дошкольников, исходя из ответов детей, деньги в основном тратятся на «жизнь», «продукты», «одежду», «игрушки». Некоторые опрашиваемые (28%) не смогли дать ответа, ответили «не знаю». Ответы на вопрос «Что такое реклама?» показали, что дети затрудняются в определении данного понятия. В качестве источников рекламы дошкольники называют торговые фирмы AliExpress, Yandex, Ozon и др. Также респонденты обобщали рекламу, называя ее направленность, тематику, например, «про игрушки», «про мультики», «про такси», «книжные рекламы» и др. На вопрос «Зачем нужна реклама?», дети отвечали следующим образом: «чтобы люди знали, что, где продают», «смотреть», «чтобы пересматривать», «чтобы приходили и покупали». Анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что дети шести лет плохо понимают предназначение рекламы. Она привлекает их своей яркостью, музыкальным оформлением, быстрой сменой кадров, сюжетов. При этом 20% детей не смогли ответить на поставленный вопрос.

Высокий уровень сформированности когнитивного компонента не был выявлен. Дети не могли правильно объяснить смысл некоторых финансовых понятий, имели недостаточное представление о труде родителей, в активной речи мало употребляли экономических слов и не отражали имеющиеся финансовые представления в играх. Большинство детей находятся на низком (57%) и среднем уровне (43%) сформированности финансовой грамотности.

Их ответы обусловлены, по нашему мнению, тем, что у них имеются недостаточные представления об экономической жизни общества, о сущности финансовой деятельности, ее содержании.

При выявлении эмоционального компонента сформированности финансовой грамотности у детей шести лет мы обращали внимание на проявление ценностного отношения к труду, природе, семье; нравственно-экономические качества (бережливости, честности, ответственности, справедливости, предприимчивости, трудолюбия и др.).

Таблица 2

Результаты сформированности эмоционального компонента финансовой грамотности

Компоненты Уровни

Высокий Средний Низкий

Эмоциональный 34 (15%) 116 (51%) 76 (34%)

Анализ сформированности эмоционального компонента финансовой грамотности у детей шести лет показал, что у 15% детей выявлен высокий уровень. Дети проявляют интерес, позитивное отношение к игровой деятельности (например, сюжетно-ро-левые игры «Магазин», «Банк», «Кафе», дидактические игры «Волшебный кошелек», «Какие бывают доходы?», «Купи другу подарок» и др.), связанной с проявлением

экономических знаний. В процессе игровой деятельности для дошкольников было характерным проявление таких нравственных качеств, как расчетливость, предприимчивость, ответственность и др. К среднему уровню развития финансовой грамотности мы отнесли 51% детей, характеризующихся положительным отношением к труду как социально - нравственной ценности, развитию таких качеств, как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, получение удовлетворения от результатов деятельности, стремлением и умением проявлять инициативу. 34% детей имеют низкий уровень сформированности эмоционального компонента финансовой грамотности. Для них не являлось характерным проявление ценностного отношения к труду, нравственно-экономических качеств, как бережливость, ответственность, деловитость и др. Кроме того, дети неправильно характеризуют вышеназванные качества. Например, на вопрос «Кто такой экономный человек?» 65% детей отвечали «кто все получает», «он богатый», «человек, который разрабатывает деньги». То есть, дошкольники связывают понятие «бережливость» с приобретением и наличием денег. Всего лишь 25% детей шестого года жизни правильно характеризуют бережливого человека. Они отвечали следующим образом: «кто экономит деньги», «который не тратит деньги на что попало». 10 % опрашиваемых не знают, кто такой бережливый человек, не могут его охарактеризовать.

Таблица 3

Результаты сформированности деятельностного компонента финансовой грамотности

Компоненты Уровни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий Средний Низкий

Деятельностный 37 (16%) 128 (57%) 61 (27%)

При анализе деятельностного компонента финансовой грамотности мы опирались на следующие критериальные показатели: отражение имеющихся знаний о финансовой деятельности в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; проявление взаимопомощи, умение находить свое место в совместной деятельности, стремление к сотрудничеству, взаимодействию, достижение поставленной цели. На вопрос «Чтобы ты сделал, если бы заработал миллион?», мы получили следующие ответы «купил бы квартиру со двором и ежиком», «купила айфон», «дачу», «купил машину», «дом с бассейном и собакой», «детскую больницу, кухню». Как мы видим, большинство детей шестого года жизни (75%) потратили бы деньги на какие-либо крупные покупки. Вместе с тем имеются ответы, связанные с дальнейшим накоплением денег, но их мало, всего лишь 15%. Также 16% опрашиваемых теряются при ответе на данный вопрос, не знают, куда они могут потратить крупную сумму денег.

На вопрос «Чтобы ты хотел купить в магазине?» дошкольники седьмого года отвечали: «ролики», «машины», «йогурт ягодный», «одежду и собаку», «еду». Как показали результаты экспериментальной работы, 27% детей не умеют отражать свои представления о финансовой деятельности общества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Дети седьмого года жизни еще не полностью понимают, что такое деньги, каким образом их зарабатывают и получают, на что можно тратить деньги, какая разница между необходимыми и желаемыми покупками.

Таким образом, результаты диагностики финансовой грамотности у детей седьмого года жизни показали, что большинство дошкольников (57%) находятся на среднем уровне, остальные респонденты -на высоком (16%) и низком (27%).

Таблица 4

Сводная таблица сформированности компонентов финансовой грамотности

у детей шести лет

Компоненты Уровни

Высокий Средний Низкий

Когнитивный 0 (0%) 98 (43%) 128 (57%)

Эмоциональный 34 (15%) 116 (51%) 76 (34%)

Деятельностный 37 (16%) 128 (57%) 61 (27%)

13% 57% 30%

30% 13%

57%

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 1 Диаграмма уровня развития финансовой грамотности у детей шести лет

На втором этапе экспериментальной работы родителям было предложено анкетирование, в котором приняло участие 136 респондентов, они ответили на 12 вопросов, касающихся проблемы развития финансовой грамотности у дошкольников. Анализ анкет показал, что 92% родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, остальные 8% не согласны знакомить с финансами, поскольку дети шести лет еще не имеют достаточных представлений о финансовой действительности и не способны правильно распорядиться средствами. Наряду с этим 96% опрашиваемых положительно отнеслись к желанию ребенка иметь копилку. 78% респондентов не готовы давать ребенку деньги, чтобы он мог самостоятельно что-либо купить. Следует отметить, что 100% родителей, участвующих в опросе, не дают ребенку карманных денег, так как считают, что дети еще не могут правильно считать деньги. Вместе с тем 48% родителей поощряют своих детей финансами (за совершенные нравственные поступки, оказанную помощь в хозяйственно-бытовом труде, проявление внимательности, бережливости и др.). Как отмечают респонденты, у 34% детей имеются постоянные обязанности по дому (в уборке своей комнаты, оказание помощи родителям, прародителям, младшим братьям и сестрам), у остальных детей постоянных трудовых поручений нет, в связи с тем, что родители считают, что дошкольники не могут качественно их выполнить. В планировании предстоящих покупок 100% детей шести лет не принимают участие, родители не считаются с их мнением, считая его не-

серьезным, недостаточно весомым. По мнению 76% родителей, дети знают профессии своих родителей и с уважением относятся к их труду.

Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают, что внедрять в педагогический процесс формирование основ финансовой грамотности необходимо, несмотря на то, что данная тема сложная, но важная для социализации детей в современном обществе. 12% родителей еще не думали о развитии финансовой грамотности у детей седьмого года жизни. Большинство респондентов (76%) знакомят детей с основными экономическими понятиями, с мерой стоимости товара, обучают разумной трате денег в процессе совместных видов деятельности. Например, в случае, когда отказывают в покупке дорогостоящей игрушки, объясняя ее высокую стоимость. В процессе беседы многие родители пришли к выводу о том, что насколько важно и нужно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его эффективной социальной адаптации к обществу.

Также мы проводили исследование особенностей развития финансовой грамотности родителей детей, участвующих в эксперименте. Компонентами финансовой грамотности взрослых выступали следующие: финансовые знания, финансовое поведение, нравственно-волевые качества. С целью выявления финансовой грамотности родителей мы проводили анкетирование. Как показали результаты анкетирования, только 18% респондентов планируют свои финансовые расходы на длительный срок (более, чем 6 месяцев), у 43% опрашиваемых иногда заканчивались материальные средства до следующей зарплаты. Взрослые, в основном, берут в долг у родственников и знакомых. У 65% имеются различные займы в банках (ипотека, бытовые нужды, образование и др.). В целом, результаты исследования показали следующее: на высоком уровне финансовой грамотности оказались 12% респондентов, 56 % - на среднем уровне и 32% - на низком уровне.

Для раскрытия взаимосвязей между уровнями развития финансовой грамотности у детей шести лет и их родителей мы использовали коэффициент корреляции Пирсона.

Таблица 5

Особенности взаимосвязи уровня сформированности финансовой грамотности детей

шести лет и родителей

Параметр Уровень финансовой грамотности родителей

Когнитивный компонент 0,783**

Эмоциональный компонент 0,618**

Деятельностный компонент 0,618**

Уровень финансовой грамотности детей 0,623**

Примечание: * - уровень взаимосвязи исследуемых параметров при уровне значимости р<0,05 (коэффициент корреляции Пирсона).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности родителей связан как с уровнем финансовой грамотности детей, так и с уровнем сформированности отдельных ее компонентов. При этом выявлена положительная корреляция. Следовательно, чем выше уровень финансовой грамот-

ности родителей, тем выше и уровень финансовой грамотности и отдельных ее компонентов у детей.

Сложившееся положение объясняется тем, что родители уделяют мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, целенаправленной работы с детьми. Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей седьмого года жизни наблюдались недостаточные представления о финансовой жизни общества; для них характерны средний и низкий уровни умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности.

Полученные результаты исследования финансовой грамотности характерны для детей седьмого года жизни. Основная научная гипотеза о взаимовлиянии компонентов и уровней развития финансовой грамотности у детей шести лет подтверждена. Выявлена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов финансовой грамотности детей шести лет.

_Обсуждение результатов

Высокий уровень финансовой грамотности показали 13% детей шести лет. Дети могли объяснить элементарный смысл финансовых понятий, проявляли интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; способны отразить полученные знания в разных видах деятельности.

На среднем уровне находятся 57% дошкольников. Респонденты имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них представления нечеткие, поверхностные; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно; способны проявлять бережливость, ответственность.

На низком уровне находятся 30% детей седьмого года жизни. У дошкольников отсутствуют представления о цене и стоимости, об экономической жизни людей; в недостаточной степени отражают экономическую действительность в игровой деятельности, в связи с тем, что полученные сведения не заинтересовали детей.

Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей шести лет наблюдались поверхностные представления о финансовой стороне жизни людей; взрослые мало знакомят их с деньгами, монетами, их различным номиналом, не учат правильной трате денег. Кроме того дошкольники в недостаточной степени знакомы с личностными характеристиками финансово грамотного человека. Результаты исследования показали необходимость формирования у детей седьмого года жизни основ финансовой грамотности в процессе разных видов деятельности.

В сравнении с экспериментальными данными, полученными под руководством А.Д. Шатовой, было замечено, что у детей недостаточно развиты представления об экономических понятиях, у них имеются те же переживания, что и у взрослых по поводу роста цен, дороговизны продуктов, маленькой зарплаты родителей, отсутствия или потери работы родителями, отказ ребёнку в желаемой покупке. Например, ребёнок видит переживания родителей, их тревогу, когда они не могут удовлетворить его просьбу. Дошкольники часто упрекают взрослых в том, что они не могут купить желаемые игрушки.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности, показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений воспроизводить экономическую действительность в разных видах деятельности.

Показательным является низкий уровень сформированности когнитивного компонента. Дети не могут правильно объяснить смысл некоторых финансовых понятий,

w n W

имеют недостаточные представления о труде родителей. В активной речи дошкольники мало употребляют понятия экономической направленности и не отражают имеющиеся финансовые представления в играх.

В диссертационном исследовании Е.Н. Беляевой [4] также было показано, что у детей шести лет наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имели низкий уровень умений отражать современную экономическую действительность в процессе культурных практик, так как полученные сведения им были не интересны и у них не возникало желания их воспроизвести.

В этой связи достаточно убедительными являются исследования, проведенные Л.Н. Галкиной [9], Е.А. Курак [17], в которых отмечается, что дети, рано включаясь в финансовые отношения в семье (осуществляют покупки с родителями, участвуют в процессе выбора товара, смотрят рекламные ролики), усваивают полученные знания стихийно, в искаженном виде. Кроме того, недостаточная финансовая грамотность родителей оказывает влияние на духовно-нравственную сферу детей - формирование социально-нравственных качеств (трудолюбие, честность, бережливость, предприимчивость и др.).

Вызывает озабоченность недостаточная сформированность основ финансового поведения у детей шести лет на основе реализации деятельностного подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные возможности детей. Мы согласны с мнением Г.Г. Полищук и Л.П. Бочкаревой [24], отмечающих факт того, что задачей педагогов и родителей является учет региональных условий (природных и социальных особенностей, знакомство с промышленными предприятиями, ремесленными производствами, культурными достопримечательностями) в процессе развития финансовой грамотности. При этом важно использовать игровые, интерактивные технологии, содействующие осмыслению трудовой деятельности взрослых.

Особое значение на этапе современности, в том числе и в вопросах финансовой грамотности детей, приобретают цифровые технологии. Так, в исследовании Г.У. Сол-датовой указано на то, что сегодня средой «обитания» и социализации дошкольников является информационная окружающая среда, наполненная компьютерами, электронными гаджетами, развивающими игрушками и др., способствующими, в том числе и формированию представлений о финансовой грамотности.

Одним из важных факторов, оказывающим влияние на развитие финансовой грамотности детей, является семейное воспитание. В работе Е.В. Козловой [18] раскрывается взаимосвязь социально-экономического статуса семьи и сформированность представ-

\J \J f W I U \J V

лений детей об окружающей финансовой действительности: дети из семей среднего класса раньше приобретают опыт обращения с деньгами. Также и в нашем исследовании была выявлена пропорциональная зависимость уровня развития финансовой грамотности у дошкольников от проводимой образовательной работы родителей в этом направлении: чем выше уровень развития финансовой грамотности у детей шести лет, тем больше внимания уделяли родители ознакомлению с финансами.

Вместе с тем данные нашего исследования отличаются от результатов эксперимента, проводимого А.Д. Шатовой [29], в котором указывается, что дошкольники связывают получение денег с их зарабатыванием (трудом). Нами было выявлено, что большинство детей (76%) не проводят прямой зависимости между получением денег и их зарабатыванием. Основными причинами данного положения является то, что в детском саду, семье уделяется мало внимания трудовому развитию детей, так как содержание основных образовательных программ выхолощено, в них недостаточно представлено наполнение раздела, касающегося трудового воспитания детей.

Педагоги дошкольных образовательных организаций осознают необходимость развития финансовой грамотности у детей шести лет, но, в тоже время недостаточно используют благодатный возрастной потенциал дошкольного возраста для решения данной проблемы. Педагоги считают свою подготовку по решению данного вопроса недостаточной, отмечают нехватку научно-методической литературы, отсутствие мотивации на организацию совместной деятельности с родителями в решении данного вопроса.

Заключение

Полученные результаты исследования характерны для детей шести лет из городской среды. Из 226 детей, принявших участие в исследовании, все являются жителями областного города. Как показывают результаты, наша основная научная гипотеза о взаимосвязи уровней развития финансовой грамотности у детей шести лети их родителей подтверждена. Чем выше уровень финансовой грамотности родителей, тем на более высоком уровне экономической грамотности находится ребенок. Таким образом, выявленные итоги исследования подтверждают данные А.Д. Шатовой о том, что старший дошкольный возраст сенситивен для развития финансовой грамотности. Исследования А.Д. Шатовой свидетельствуют об ускорении темпов экономической социализации современных дошкольников: дети 6-7 лет не только знают, но и могут соотносить экономические понятия с соответствующими жизненными ситуациями и о влиянии финансового положения семьи на качество финансовой грамотности детей-дошкольников.

В дошкольном возрасте детям доступно усвоение представлений о стоимости, цене, у них активно формируются социально-экономические качества, развиваются финансовые навыки в специально организованных видах деятельности. Одной из задач детского сада является закрепление этих природных посылов ребенка и разработка содержательной основы развития финансовой грамотности у детей шести лет. Результаты экспериментальных данных подтверждают положение о финансовой грамотности как особом интегрированном качестве, отражающем совокупность представлений о финансовых категориях («деньги», «цена», «стоимость», «товар», «рубль», «копейка», «банковская карта» и другие), умений применить полученные знания в разных видах деятельности и социально-нравственных качеств (бережливость, ответственность, предприимчивость, трудолюбие и другие).

Проведенное исследование является первой ступенью изучения особенностей развития финансовой грамотности у детей шести лет. Следующим шагом в направлении исследования будет проведение сравнительного анализа развития финансовой

грамотности у детей шести лет в условиях городской и сельской среды, разработка педагогических условий и содержания развития финансовой грамотности детей шести лет с использованием широкого спектра интерактивных и цифровых технологий.

Результаты научного исследования могут быть рекомендованы для ознакомления организациям дошкольного образования, центрам дополнительного образования, педагогам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметзянова Л.Р. Особенности экономического воспитания старших дошкольников в предметно-пространственной среде ДОУ / Л.Р. Ахметзянова, Р.А. Фахрутдинова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чистополь, 24 мая 2018 г. Казань: Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2018. С. 63-65.

2. Agyei S.K. Culture financial literacy, and SME performance in Ghana // Cogent Economics and Finance, 2018. Vol. 6 (1). рр.222-237.

3. Amagir A., Groot W., Maassenvan den Brink H., Wilschut A. Financial literacy of high school students in the Netherlands: knowledge, attitudes, self-efficacy, and behavior // International Review of Economics Education. 2020. Vol. 34. DOI: 10.1016/j.iree.2020.100185.

4. Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2009. 23 с.

5. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 80 с.

6. Bannier C. E., SchwarzM. Gender - and education-related effects of financial literacy and confidence on financial wealth // Journal of Economic Psychology. 2018. Vol. 67. pp. 66-86. DOI: 10.1016/ j.joep.2018.05.005.

7. Bottazzi L., Lusardi A. Stereotypes in financial literacy: Evidence from PISA // Journal of Corporate Finance. 2021. Vol. 71. 101831.D0I: 10.1016/j.jcorpfin.2020.101831

8. Bucciol A., Veronesi M. Teaching children to save: What is the best strategy for lifetime savings? // Journal of Economic Psychology. 2014. Vol.45. pp. 1-17. DOI: 10.1016/j.joep.2014.07.003.

9. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. Челябинск: Челяб. гос. пед. униврситет, 2015. 89 с.

10. Глазырина, Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. Мозырь: Содействие, 2014. 243 с.

11. Голуб Л. А. Экономическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. С. 34-38.

12. GilenkoE.,Chernova A. Saving behavior and financial literacy of Russian high school students: An application of a copula-based bivariate probit-regression approach // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 127. 106122. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106122.

13. Grohmann A., Kouwenberg R., Menkhoff L. Childhood roots of financial literacy // Journal of Economic Psychology. 2015. Vol. 51.pp.114-133. DOI: 10.1016/j.joep.2015.09.002.

14. Education for All 2000-2015: achievements and challenges // EFAglobal monitoring report. UNESCO, 2015. 499 p.

15. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л. Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.

16. Kaiser T., Menkhoff L. Does financial education impact financial behavior, and if so, when? // World Bank Economics Revu. 2017. Vol. 31 (3). pp. 611-630. DOI: 10.1093/wber/lhx018

17. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2012.80 с.

18. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства: автореф. дис. ...канд. псих. наук: 19.00.07. Москва, Московский педагогический государственный университет, 1998. 22 с.

19. Кокорев Р.А. Новые задачи университетов в повышении финансовой грамотности студентов / Р.А. Кокорев, Е.Н. Кудряшова, И.Г. Телешова, С.А. Трухочев // Материалы в сборнике Ломоносов 2016. XXIII международная конференция. Серия «Экономика». Москва: МГУ, 2016. Т. 1. С. 1174-1182.

20. Kolb A.Y., Kolb D.A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education // Academy of management learning g education. 2005. T.4. № 2. С. 193-212.

21. Lusardi A., Mitchell О. The economic importance of financial literacy: theory and evidence // Journal of Economic Literature. 2014.Vol. 52 (1). рр. 5-44. DOI: 10.1257/jel.52.1.5

22. Lusardi A., Samek A.S., Kapteyn A., GlinertL., Hung A., Heinberg A. Visual tools and narratives: new ways to improve financial literacy // J. Pension Econ. Finance. 2017. № 16 (3). pp. 297-323. DOI10.1017/S1474747215000323

23. Maldonado J.E De Wetti K. The effects of parental involvement in homework: two randomised controlled trials in financial education // Empirical Economics. 2022. Т.62. Vol.3. рр. 1439-1464.

24. Полищук Г.Г. Формирование у старших дошкольников основ экономической культуры / Г.Г. Полищук, Л.П. Бочкарева // Дошкольник. Развитие. Культура: метод. рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ в 1998-1999 учебный год. Ульяновск, 1998.

25. Прокофьева Н.М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н.М. Прокофьева, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92).

26. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63.

27. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2011. 176 с.

28. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25-31.

29. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны одной проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. № 2.

REFERENCES

1. Ahmetzyanova L.R. Features of economic education of senior preschool children in the subject-space environment of preschool / L.R. Ahmetzyanova, R.A. Fahrutdinova. Trends and patterns of development of modern Russian society: economy, politics, socio-cultural and legal sphere: materials of the All-Russian scientific-practical conference. Chistopol, May 24, 2018. Kazan: Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEUP), 2018, pp. 63-65.

2. Agyei S.K. Culture financial literacy, and SME performance in Ghana. Cogent Economics and Finance, 2018, vol. 6 (1), pp. 222-237.

3. Amagir A., Groot W., Maassenvan den Brink H., Wilschut A. Financial literacy of high school students in the Netherlands: knowledge, attitudes, self-efficacy, and behavior. International Review of Economics Education, 2020, vol. 34. DOI: 10.1016/j.iree.2020.100185.

4. Belyaeva N.L. Economic education of children of senior preschool age: Abstract Diss. Cand. Ped. Sci., Chelyabinsk State Pedagogical University. Chelyabinsk, 2009. 23 p.

5. Bliskavka E. Children and Money. A self-study of family finances for children. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2014. 80 p.

6. Bannier C. E., SchwarzM. Gender - and education-related effects of financial literacy and confidence on financial wealth. Journal of Economic Psychology, 2018, vol. 67, pp. 66-86. DOI: 10.1016/j.joep.2018.05.005.

7. Bottazzi L., Lusardi A. Stereotypes in financial literacy: Evidence from PISA. Journal of Corporate Finance, 2021, vol. 71. 101831. DOI: 10.1016/j.jcorpfin.2020.101831

8. Bucciol A., Veronesi M. Teaching children to save: What is the best strategy for lifetime savings? Journal of Economic Psychology, 2014, vol. 45, pp. 1-17. DOI: 10.1016/j.joep.2014.07.003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Galkina L.N. Economic education of children of preschool age: educational-methodical manual. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. 89 p.

10. Glazyrina L.D. Economic education of a preschooler / L.D. Glazyrina, N.V. Zaitseva, V.M. Telenchenko. Mozyr, Assistance, 2014. 243 p.

11. Golub L. A. Economic education of preschool children. Preschool education, 2013, no. 6, pp. 34-38.

12. Gilenko E.,Chernova A. Saving behavior and financial literacy of Russian high school students: An application of a copula-based bivariate probit-regression approach. Children and Youth Services Review, 2021, vol. 127. 106122. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106122.

13. Grohmann A., Kouwenberg R., Menkhoff L. Childhood roots of financial literacy. Journal of Economic Psychology, 2015, vol. 51, pp. 114-133. DOI: 10.1016/j.joep.2015.09.002.

14. Education for All 2000-2015: achievements and challenges. EFAglobal monitoring report. UNESCO, 2015. 499 p.

15. Let's play economy: complex activities, role-playing and didactic / author-companion L.G. Kireeva. Volgograd, Teacher Publ., 2008. 169 p.

16. Kaiser T., Menkhoff L. Does financial education impact financial behavior, and if so, when? World Bank Economics Revu, 2017, vol. 31 (3), pp. 611-630. DOI: 10.1093/wber/lhx018

17. Kurak E.A. Economic education of preschool children. Moscow, Sphere Publ., 2012. 80 p.

18. Kozlova E.V. Psychological features of economic socialization at different stages of childhood. Abstract Diss. Cand. Sci. Psychol. Moscow, Moscow Pedagogical State University, 1998. 22 p.

19. Kokorev R.A. New tasks of universities in improving financial literacy of students / R.A. Kokorev, E.N. Kudryashova E.N., Teleshova I.G., Trukhochev S.A. Proceedings in the collection Lomonosov 2016. XXIII International Conference. Series "Economics". Moscow, Moscow State University, 2016, vol. 1, pp. 1174-1182.

20. Kolb A.Y., Kolb D.A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education. Academy of management learning g education, 2005, vol .4, no. 2, pp. 193-212.

21. Lusardi A., Mitchell O. The economic importance of financial literacy: theory and evidence. Journal of Economic Literature, 2014, vol. 52 (1), pp. 5-44. DOI: 10.1257/jel.52.1.5.

22. Lusardi A., Samek A.S., Kapteyn A., Glinert L., Hung A., Heinberg A. Visual tools and narratives: new ways to improve financial literacy. Pension Econ. Finance, 2017, no. 16 (3), pp. 297-323. DOI: 10.1017/S1474747215000323

23. Maldonado J.E De Wetti K. The effects of parental involvement in homework: two randomized controlled trials in financial education. Empirical Economics, 2022, vol. 62, vol. 3, pp. 1439-1464.

24. Polishchuk G.G., Bochkareva L.P. The formation of the foundations of economic culture in older preschool children. Development. Culture. recommendations for the organization and content of the educational process in preschool institutions in 1998-1999 academic year. Ulyanovsk, 1998.

25. Prokofieva N.M. Necessity of economic education of children of preschool age / N.M. Prokofieva, T.G. Khanova. Kindergarten from A to Ya, 2018, no. 2 (92).

26. Smolentseva A.A. Problem-game technology of economic education of preschool children. Kindergarten from A to Ya, 2003, no. 4, p. 63.

27. Smolentseva A.A. Introduction into the world of economics, or How we play economics: educational-methodical handbook. Saint-Petersburg, Detstvo-press Publ., 2011. 176 p.

28. Khanova T.G., Prokofieva N.M. Economic education in preschool age. Economic Consultant, 2018, no. 1 (21), pp. 25-31.

29. Shatova A.D. Financial literacy of preschool children: two sides of one problem. Preschool education, 2018, no. 2.

Информация об авторах Герасимова Евгения Николаевна

(Россия, г. Елец) Профессор, доктор педагогических наук, проректор по стратегическому развитию и внутреннему контролю

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: main@elsu.ru ORCID ID: 0000-0003-1497-4386 Scopus Author ID: 5719646620 ResearcherlD: V-4615-2017

Красова Татьяна Дмитриевна

(Россия, г. Елец) Доцент, кандидат педагогических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: lady.krasova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2198-426X

Чуйкова Жанна Владимировна

(Россия, г. Елец) Доцент, кандидат педагогических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: zhanna-elets2010@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4094-4324 ResearcherID: AAG-1783-2020

Сушкова Ирина Викторовна

(Россия, г. Елец) Доцент, доктор педагогических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ORCID ID: 0000-0002-3594-2183 Scopus Author ID: 57195197175

Information about the authors

Evgenia N. Gerasimova

(Russia, Yelets) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Vice-Rector for Strategic Development and Internal Control Bunin Yelets State University E-mail: main@elsu.ru ORCID ID: 0000-0003-1497-4386 Scopus Author ID:5719646620 ResearcherlD: V-4615-2017

Tatiana D. Krasova

(Russia, Yelets) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.) Bunin Yelets State University E-mail: lady.krasova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2198-426X

Zhanna V. Chuikova

(Russia, Yelets) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.)

Bunin Yelets State University E-mail: zhanna-elets2010@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4094-4324 ResearcherID: AAG-1783-2020

Irina V. Sushkova

(Russia, Yelets) Associate Professor, Dr. Sci. (Educ.)

Bunin Yelets State University ORCID ID: 0000-0002-3594-2183 Scopus Author ID: 57195197175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.