УДК 336
Н.П. ПЕТРУКОВИЧ
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Пинский колледж, Республика Беларусь
Н.В. АГЕЕВА
Центр научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, Республика Беларусь
Статья поступила 11 апреля 2022 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ УЧАЩИМИСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье рассмотрена роль формирования финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста. Описана модель формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности. Предложена программа реализации данной модели и системы работы по формированию финансового опыта детей. Даны ключевые методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности. Данная статья будет интересна преподавателям колледжей, высших учебных заведений, педагогам дошкольного образования, методистам отделов образования, родителям.
Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольники, практика, педагогическое просвещение родителей, экономическая культура детей дошкольного возраста.
PETRUKOVICH Natalya
Brest State University named after A.S. Pushkin, Pinsk College, Republic of Belarus AGEYEVA Natalya
Center for Scientific and Methodological Support of Vocational Education Educational institution Republican Institute of Vocational Education, Republic of Belarus
FORMING THE BASIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PASSING PRACTICE BY STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE
The article considers the role of the formation of financial and economic literacy in preschool children. The model of the formation of the foundations offinancial and economic literacy in preschool children in the process of internship by students ofpedagogical colleges is described. A program for the implementation of a model for the formation offinancial literacy of children and a system of work on the formation of
the financial experience of children is proposed. The key methods of teaching preschoolers the basics of financial literacy are given. This article will be of interest to teachers of colleges, higher educational institutions, teachers ofpreschool education, methodologists of education departments and parents.
Keywords: financial literacy, preschool children, practice, pedagogical education of parents, economic culture of preschool children.
Введение. В современном быстроразви-вающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появляется широкий спектр новых финансовых продуктов и услуг.
Задача повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе [6, 8].
Поэтому работа в ДОО должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а также на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада -необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка [3].
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению зна-
ний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях в соответствии с программой дошкольного образования. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В Республике Беларусь идея формирования финансовой (экономической) грамотности у населения, взрослых и молодежи далеко не нова.
Национальным банком Республики Беларусь создан единый интернет-портал финансовой грамотности, основная цель - помочь гражданам повысить свои компетенции в финансовой сфере (http://fingramota.by/). На данной платформе базовая финансовая информация представлена в простой и интересной форме, педагогам, волонтерам, другим участникам здесь можно найти информационно-методическую поддержку.
В 2014 года Министром образования Республики Беларусь был утвержден план мероприятий по сотрудничеству в повышении финансовой грамотности обучающихся учреждений образования Республики Беларусь, среди основных пунктов которого разработка и реализация инновационного проекта, направленного на формирование финансовой грамотности как одной из компетенций учащихся учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, проведение мониторинга уровня финансовой грамотности учащихся, разработка и выпуск учебно-методических пособий по финансовой грамотности, участие в разработке настольных финансово-экономических игр, создание электронной финансовой энциклопедии для учащихся на Едином Интернет-портале финансовой грамотности населения в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь вопросами становления и развития финансово-
экономической грамотности обучающихся занимается В.А. Листратенко, кандидат педагогических наук, доцент. В рамках проекта «25 добрых дел» в 2017 году был подведен итог масштабной республиканской акции ОАО «Белагропромбанк» по повышению финансовой грамотности учащихся. На официальном сайте открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» есть раздел о правилах обращения с деньгами «Азбука финансовой грамотности», в свободном доступе работает словарь финансовых терминов, совместно с телеканалом «Бе-ларусь-1» был запущен проект «Финансовая грамота». На экономическом факультете Белорусского государственного университета ведет активную работу Школа «Финансовая грамотность поколения 2». Около 6 лет на базе Минского дворца детей и молодежи работает Ресурсный центр основ экономических знаний, финансовой грамотности и предприимчивости. В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года активно развиваются областные проекты экономической направленности на базе учреждений дошкольного и общего среднего образования (Минская область - областной проект ««Предпринимательская инициатива, финансовая грамотность, современное образование: новые драйверы экономики»). В рамках экспериментальной деятельности формирование финансовой (экономической) грамотности детей и молодежи периодически выступает ключевыми темами исследования.
С целью анализа уровня финансовой грамотности населения Республики Беларусь Институтом социологии НАН Беларуси по заказу Национального банка Республики Беларусь в июле-августе 2020 года был проведен опрос населения страны по национальной репрезентативной выборке.
Многообразен и интересен опыт Российской Федерации: происходит интенсивная разработка программ по формированию финансовой грамотности детей и молодежи (к примеру, программа «Финансовая грамотность» (https://nsportal.ru/).
Обоснование целесообразности осуществления проекта
Правильное отношение к деньгам у детей закладывается уже в дошкольном возрасте
(младший-старший дошкольный возраст). Среди многих родителей бытует мнение, что современные дети сейчас не знают цену деньгам, постоянно требуют дорогих игрушек, не хотят беречь вещи, впоследствии -такое безответственное поведение может привести к неудачам во взрослой жизни, стать причиной денежных проблем и неправильного распределения финансов. В связи с этим включение в образовательную деятельность учреждения дошкольного образования основ экономического образования может помочь родителям в решении этих воспитательных задач при совместной работе с педагогом [5].
Специалисты считают, что полагаться на стихийное усвоение детьми знаний о финансово-экономических отношениях весьма опасно. Современные дети ходят с родителями в магазины, видят рекламные ролики о разных продуктах, оказываемых услугах, имеют представление о банковских карточках, некоторым образом косвенно участвуют в финансово-экономических отношениях. Формирование финансово-экономической грамотности поможет приблизить ребенка к реальной жизни, приобрести качества, необходимые для настоящей личности, в дальнейшем не затеряться в большом потоке информации, пробудит экономически грамотно мыслить, в будущем правильно распределять денежные средства, давать адекватную оценку при планировании бюджета, сформировать систему позитивных установок по управлению финансами и т.д., поэтому занятия по программе финансово-экономического образования необходимы не только учащимся, студентам, но и детям дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования. Только знакомить детей нужно поэтапно, в соответствии с тематическим подходом, в форме игр, занятий, экскурсий, постановочной деятельности, экспериментированию в «одной теме».
Будущие воспитатели дошкольного образования в соответствии с новым типовым учебным планом по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, в настоящее время изучают учебную дисци-
плину «Основы экономики образования», знакомятся с основными понятиями экономической направленности в сфере образования, впервые учатся ориентироваться в основных направлениях социально-экономических развития Республики Беларусь (ранее этого опыта не было). Однако вопрос формирования у детей финансово-экономической грамотности у детей продолжает быть актуальным, но проработан не в достаточной мере.
Важно то, что формирование финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов и экономики, на формирование финансового и экономического грамотного поведения у детей дошкольного возраста, которое включает творчество и проявление инициативы, способствующее в дальнейшем развитию навыков, определяющих мотивацию и уверенность, необходимых для принятия эффективных решений в разнообразных финансово-экономических ситуациях, оказывающих улучшение финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни государства.
Таким образом, в процессе подготовки будущих воспитателей дошкольного образования с учетом особенностей национального социально-экономического развития, определяющего государственную политику в сфере образования, закрепленную в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, возникает необходимость в формировании финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста.
Вопрос формирования финансово-экономической грамотности у детей продолжает быть актуальным, но проработан не в достаточной мере. Есть попытки по разработке дидактических материалов, но их сравнительно немного [4, 5].
Научная новизна заключается в разработке эффективной модели и программы модели формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе про-
хождения практики учащимися колледжей педагогической направленности. В результате дефицит научных исследований по теме проекта будет восполнен.
Научные теории и разработки, на основе которых создан экспериментальный проект.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.
Состояние и перспективы развития основ финансово экономической грамотности в сфере образования являлись предметом изучения в работах Л.Д. Глазыриной, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло, Е.Н. Табих и др. (экономическое воспитание дошкольника).
В настоящее время в Республике Беларусь вопросами становления и развития финансово-экономической грамотности обучающихся занимается В. А. Листратенко, кандидат педагогических наук, доцент. В процессе исследования автор выделяет следующие проблемы: в подготовке педагогических кадров, способных реализовывать и формировать основы экономических знаний и финансовой грамотности молодого поколения, разработке учебных пособий, организации в учреждениях общего среднего образования факультативных занятий по финансовой грамотности обучающихся.
Кроме этого, на официальном сайте открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» есть раздел о правилах обращения с деньгами «Азбука финансовой грамотности», в свободном доступе работает словарь финансовых терминов, совместно с телеканалом «Беларусь-1» запущен проект «Финансовая грамота». В рамках проекта функционирует рубрика «Уроки для малышей», в которой в сказочной форме главный герой Грошик рассказывает детям про основные финансовые понятия, разработана электронная обучающая игра «Финансовый футбол».
В целях формирования экономически грамотного общества знакомство с общими представлениями о мире экономики должно
уже начинаться с дошкольного возраста, основную роль в формировании экономического мышления детей дошкольного возраста может осуществлять воспитатель дошкольного образования, который, к сожалению, не обладает достаточной подготовкой в данном направлении. К тому же, в настоящее время назрела необходимость включить в профессиональную подготовку будущего педагога дошкольного образования вопросы маркетинга и менеджмента в сфере образования (организация, управление, продвижение качественного образовательного продукта на рынке образовательных услуг) в соответствии с задачей 2 Подпрограммы 1 "Развитие системы дошкольного образования" - совершенствование качества дошкольного образования (задача 2), что в дальнейшем позволит повысить социально-экономическую эффективность деятельности учреждений дошкольного образования.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Гипотеза. Внедрение в образовательный процесс финансово-экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового, математического и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориен-таций в дошкольном возрасте.
Процесс формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогиче-
ской направленности будет более эффективным, если:
• определить сущность понятия «финансово-экономической грамотности» у детей дошкольного возраста;
• выявить проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в аспекте умения формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста;
• выявить тенденции формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности с учетом опыта отечественных и зарубежных практик;
• изучить роль и место социального партнерства, международного сотрудничества в процессе формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности;
• разработать и апробировать модель педагогической системы формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности;
• разработать учебно-методическое обеспечение реализации модели формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности.
Цель: формирование финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности.
Задачи:
1. Изучить отечественный и зарубежный подходы к проблеме формирования финансово-экономической грамотности в психолого-педагогической науке и практике.
2. Проанализировать содержание и характер профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
3. Выявить тенденции формирования финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста.
4. Определить роль и место сотрудничества с законными представителями воспитанников дошкольных учреждений образования в процессе формирования основ финансово-экономической грамотности.
5. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности
6. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
7. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
8. Экспериментально проверить эффективность модели формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохожде-
ния практики учащимися колледжей педагогической направленности.
9. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности
Реализация данной модели осуществляется последовательно:
1. Подготовка педагогами колледжа УМК факультативных занятий, куда войдет разработка программы и тематического плана факультатива « Формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста».
2. Разработка преподавателями колледжа онлайн курса для учащихся по формированию основ финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста.
МОДЕЛЬ
3. Разработка сценариев внеучебных мероприятий, занятий с детьми с использованием легоконструирования и робототехники, конкурсов, методические рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного возраста.
4. Осуществление обучения учащихся на базе специализированного кабинета «Лаборатория дошкольного образования».
5. Разработка учащимися колледжа дидактического материала по основам финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста, (детское пособие, веб-квесты, сказки, раскраски, игры настольные и игры интерактивные
6. Формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста по предложенной модели в процессе прохождения практики учащимися колледжа на базах практики
7. Педагогическое просвещение родителей по вопросам финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста в семейной педагогике.
8. Проведение диагностики воспитанников дошкольных учреждений по вопросам финансово-экономической грамотности на разных этапах экспериментальной деятельности.
9. Создание условий для дальнейшей реализации формирования основ финансово-экономической грамотности через трансляцию опыта экспериментальной деятельности.
Программа деятельности по реализации модели «Формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности»
Подготовительный этап
Задачи:
1. Выявить направления и определить содержание работы, ориентированное на внедрение модели формирования основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности.
2. Провести информационно-просветительскую работу.
3. Разработать УМК факультативных занятий, куда войдет разработка программы
и тематического плана факультатива « Формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
Диагностико-аналитический этап
Задачи:
1. Провести диагностику сформирован-ности основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста на разных этапах внедрения модели.
2. Проанализировать результаты диагностики.
Практический этап
Задачи:
1. Организовать обучение учащихся колледжа на факультативных занятиях « Формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
2. Организовать разработку преподавателями колледжа онлайн курса для учащихся по формированию основ финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста
3. Организация разработки сценариев внеучебных мероприятий, занятий с детьми с использованием легоконструирования и робототехники, конкурсов, методические рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного возраста
4. Формирование основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста по предложенной модели в процессе прохождения практики учащимися колледжа на базах практики
5. Осуществление педагогическое просвещения родителей по вопросам финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста в семейной педагогике.
6. Определить наиболее эффективные формы и методы формирования финансовой грамотности дошкольников.
7. Организовать методическую работу по обмену опытом.
Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа). Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в
беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. Примерные темы бесед по формированию финансовой грамотности у дошкольников:
«Азбука финансов» «Откуда пришли деньги?» «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
«Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости)
«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»
«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»
«Магазин или супермаркет: где выгодно?» «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)
«Дом, где живут деньги» (поговорим о банке)
«Услуги и товары» «Карманные деньги у детей» «Наука Экономика»
«Большой или маленький? Проблема выбора»
«Моя копилка» «Выбираем подарок другу» «Сохранить и приумножить» «Производители и ресурсы» «Как сберечь ресурсы Планеты?» «Какая бывает валюта?» «Копейка рубль бережет», «Учимся экономить»
«Долг платежом красен»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
«Ты - мне, я - тебе!»
«Сколько нужно человеку?» (потребности человека)
«Веселая реклама»
«Не все покупается и продается. Благотворительность»
Обобщающий этап Задачи:
1. Организовать работу по анализу и обобщению результатов деятельности в соответствии с критериями и показателями её эффективности.
2. Разработать методические рекомендации по формированию основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста в процессе прохождения практики учащимися колледжей педагогической направленности
Полученные результаты:
• повышение уровня сформированно-сти ключевых компетенций у учащихся колледжа;
• создание УМК факультативных занятий для учащихся колледжа по формированию основ финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста;
• повышение уровня познавательной потребности учащихся;
• сформированность у учащихся умений самоанализа и самооценки;
• объединение усилий родителей и педагогов и учащихся педагогического колледжа в работе по формированию основ финансово-экономической грамотности у дошкольников;
• обеспечение приобретения первичных знаний и финансово-экономический опыта воспитанниками дошкольных учреждений образования, которые учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности
• выработка стратегии и системы работы по формированию финансового опыта детей
• обобщение опыта деятельности, разработка методических рекомендаций по внедрению модели по формированию основ финансово-экономической грамотности у дошкольников учащимися колледжей педагогической направленности.
Выводы. Формирование финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов и экономики, на формирование финансового и экономического грамотного поведения у детей дошкольного возраста, которое включает
творчество и проявление инициативы, способствующее в дальнейшем развитию навыков, определяющих мотивацию и уверенность, необходимых для принятия эффективных решений в разнообразных финансово-экономических ситуациях, оказывающих улучшение финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни государства.
Таким образом, в процессе подготовки будущих воспитателей дошкольного образования с учетом особенностей национального социально-экономического развития, определяющего государственную политику в сфере образования, закрепленную в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, возникает необходимость в формировании финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение финансовой грамотности в дошкольном учреждении активизирует познавательную деятельность дошкольников, а также совершенствует коммуникативные качества.
Список литературы
1. PISA 2012 Assessment and Analytical
Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Litera-
cy. OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
2. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зелен-цова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. -М.: ЦИПСиР: КНОРУС, 2012. - 112 с.
3. Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст / Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. - Т. 1. - № 2 (37). - С. 31-43.
4. Литвина, Н. В. Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. В. Литвина, Е. И. Варанецкая-Лосик. -Минск : Зорны Верасок, 2018.
5. Мельничук, И. А. Экономическое образование младших школьников: пособие для педагогов общего среднего образования / И. А. Мельничук ; под ред. М.П. Осипо-вой. - Минск: ИВЦ «Минфина», 2015.
6. Морозова, О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / О. В. Морозова. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. - 50 с.
7. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО // Сборник методических разработок -Нефтеюганский район, 2019.
8. Что такое финансовая грамотность: сайт FingramPRO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fin-grampro.ru/finansovaja-gramotnost/. - Дата доступа: 19.06.2019.
References
1. PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
2. Zelencova A.V., Bliskavka E.A., Demidov D.N. Povyshenie fmansovoj gramotnosti na-seleniya: mezhdunarodnyj opyt i rossijskaya
praktika [Improving the financial literacy of the population: international experience and Russian practice]. M.: CIPSiR: KNORUS, 2012, 112 p. (In Russian)
3. Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezhdunarodnyj kontekst [Financial literacy as a component of functional literacy: an international context]. Otech-estvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2017, Vol. 1, no. 2 (37), pp. 31-43. (In Russian)
4. Litvina N.V., Varanetskaya-Losik E.I. Formi-rovanie osnov e'konomicheskoj kuFtury' u detej starshego doshkoFnogo vozrasta : uchebno-metodicheskoe posobie dlya peda-gogov uchrezhdenij doshkoFnogo obra-zovaniya [Formation of the foundations of economic culture in children of senior preschool age: a teaching aid for teachers of preschool education institutions]. Minsk. Zorny Verasok. 2018. (In Russian)
5. Melnichuk I. A. E'konomicheskoe obra-zovanie mladshikh shkoVnikov: posobie dlya pedagogov obshhego srednego obrazovaniya [Economic education of junior schoolchildren: a guide for teachers of general second-
ary]. Minsk: ITC "Minfin", 2015. (In Russian)
6. Morozova O. V. Vvedenie osnov finansovoj gramotnosti v obrazovatel'nuyu deyateFnost' doshkol'noj obrazovateFnoj organizaczii: metodicheskie rekomendaczii [Introduction of the basics of financial literacy in the educational activities of a preschool educational organization: Methodological recommendations]. Murmansk: GAUDPO MO "Institute for the Development of Education", 2020, 50 p. (In Russian)
7. Formirovanie osnov finansovoj gramotnosti u detej doshkoFnogo vozrasta. Sczenarii obra-zovateTny'kh soby'tij i zanyatij dlya detej i ikh roditelej v DOO [Formation of the foundations of financial literacy in preschool children. Scenarios of educational events and activities for children and their parents in preschool. Collection of methodological developments]. Nefteyugansk district, 2019. (In Russian)
8. Chto takoe finansovaya gramotnost': sajt FingramPRO (In Russian) Available at: http://fingrampro. ru/finansovaja-gramotnost/ (accessed: 19.06.2019).
Received 11 April 2022