Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Белинова Наталья Владимировна, Колосова Анна Александровна

Статья посвящена изучению вопросов, связанных с формированием у детей дошкольного возраста элементарной финансово-экономической грамотности. Представлены педагогические подходы к ее реализации в дошкольной организации. Показана специфика понятий «экономическая грамотность» и «финансовая грамотность» относительно дошкольного возраста. Обоснована необходимость целенаправленной работы по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и материальным ценностям. Определен круг задач экономического воспитания. Охарактеризованы условия эффективности экономического воспитания дошкольников, среди которых авторами выделены профессиональная компетентность педагогов и способы ее совершенствования, взаимодействие с родителями дошкольников. Подчеркивается приоритетная роль семьи в приобщении дошкольников к миру экономики и финансов. Приведена примерная тематика мероприятий для педагогов и родителей. Авторы отмечают особую значимость и сензитивность дошкольного возраста для овладения первоначальными финансово-экономическими понятиями, приобщения к истокам экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Белинова Наталья Владимировна, Колосова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC LITERACY IN PRESCHOOL AGE

The article examines the problem of forming the foundations of financial literacy of preschool children. Pedagogical approaches to its implementation in a preschool organization are presented. The specificity of the concepts of "economic literacy" and "financial literacy" in relation to preschool age is shown. The necessity and importance of financial and economic education of children in the conditions of modern socio-cultural space is proved. The most important tasks of economic education of children are formulated. The conditions for the effectiveness of the economic education of preschoolers are characterized, among which the authors single out the professional competence of teachers and ways to improve it, interaction with parents of preschoolers. The priority role of the family in introducing preschoolers to the world of economics and finance is emphasized. An exemplary theme of events for teachers and parents is given. The authors note the special significance and sensitivity of preschool age for mastering the initial financial and economic concepts, familiarizing with the origins of economic culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

6. Орлова, Л.Г. Корнилова Е.С. Обучение студентов иностранному языку в группе с разным уровнем подготовки / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // В сборнике: Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума. - 2016. - С. 154.

7. Соколова, Е.Г. Содержание межкультурной компетенции юриста в сфере морского и речного транспорта / Е.Г. Соколова // Психология образования в политкультурном пространстве. - 2016. - № 3 (35) - С. 85-90.

8. Хайруллин, Р.Д. Эффективность работы в группе на занятиях по иностранному языку / Р.Д. Хайруллин, Ю.Н. Храмова // В сборнике: Профессиональное образование. Материалы пятнадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 345-349.

9. Храмова, Ю.Н. Применение компьютерных информационных технологий в обучении профессиональному иностранному языку студентов неязыкового вуза / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 316-319.

10. Храмова, Ю.Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза при обучении иностранного языка / Ю.Н. Храмова // Педагогический вестник. - 2018. - № 1. - С. 69-71.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель Колосова Анна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 319» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов, связанных с формированием у детей дошкольного возраста элементарной финансово-экономической грамотности. Представлены педагогические подходы к ее реализации в дошкольной организации. Показана специфика понятий «экономическая грамотность» и «финансовая грамотность» относительно дошкольного возраста. Обоснована необходимость целенаправленной работы по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и материальным ценностям. Определен круг задач экономического воспитания. Охарактеризованы условия эффективности экономического воспитания дошкольников, среди которых авторами выделены профессиональная компетентность педагогов и способы ее совершенствования, взаимодействие с родителями дошкольников. Подчеркивается приоритетная роль семьи в приобщении дошкольников к миру экономики и финансов. Приведена примерная тематика мероприятий для педагогов и родителей. Авторы отмечают особую значимость и сензитивность дошкольного возраста для овладения первоначальными финансово-экономическими понятиями, приобщения к истокам экономической культуры.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экономическое воспитание, формирование основ финансовой грамотности, образовательный процесс, финансово-экономические ценности, экономические представления.

Annоtation. The article examines the problem of forming the foundations of financial literacy of preschool children. Pedagogical approaches to its implementation in a preschool organization are presented. The specificity of the concepts of "economic literacy" and "financial literacy" in relation to preschool age is shown. The necessity and importance of financial and economic education of children in the conditions of modern socio-cultural space is proved. The most important tasks of economic education of children are formulated. The conditions for the effectiveness of the economic education of preschoolers are characterized, among which the authors single out the professional competence of teachers and ways to improve it, interaction with parents of preschoolers. The priority role of the family in introducing preschoolers to the world of economics and finance is emphasized. An exemplary theme of events for teachers and parents is given. The authors note the special significance and sensitivity of preschool age for mastering the initial financial and economic concepts, familiarizing with the origins of economic culture.

Key words: preschool children, economic education, the formation of the foundations of financial literacy, the educational process, financial and economic values, economic ideas.

Введение. В настоящее время наблюдается нарастающая тенденция повышения значимости в современном социуме материальных благ, экономических ценностей, актуализируется способность ориентироваться в мире финансовых категорий и сервисов. В то же время на фоне интенсивного экономического развития социально-экономическая ситуация в стране свидетельствует о недостаточном уровне финансовой грамотности населения, дефиците экономических знаний у современного человека, что свидетельствует о необходимости приобщения граждан к миру финансово-экономических ценностей, начиная уже с дошкольного возраста. При этом следует подчеркнуть, что финансово-экономические знания необходимо формировать как в семье, так и путем целенаправленного педагогического воздействия в системе общественного дошкольного образования. Другими словами, низкий уровень экономической грамотности в современном обществе убеждает в необходимости активизации просветительской работы по обогащению представлений о финансах и экономике в целом, формированию культуры потребления и сбережения.

Данный факт заставляет задуматься о необходимости введения обучения, нацеленного на формирование элементарной финансово-экономической грамотности, в содержание дошкольного образования. Первичная социализация, как процесс приобщения детей к социальному окружению, является основой формирования всесторонне развитой личности, ориентирующейся в окружающем мире и, в частности, в экономической обстановке, поэтому эффективность социализации тесно взаимосвязана с овладением финансовой грамотностью. В данный период могут быть наиболее успешно сформированы полезные финансовые навыки и привычки.

Изложение основного материала статьи. Согласно основным положениям «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017, понятие «финансовая грамотность» включает овладение знаниями, умениями и моделями поведения в сочетании с осведомленностью, позволяющими принимать рациональные финансовые решения, приводящие в последствии к экономическому благополучию [6]. Рассматривая финансовую грамотность под углом специфики

дошкольного возраста, следует иметь в виду, прежде всего, формирование личностных качеств, имеющих основополагающее значение в экономической сфере. В первую очередь, важно сформировать представления о финансовых и рыночных отношениях, принципах функционирования экономики, научить детей ценить результаты труда, понимать реальную ценность товаров и услуг, поэтому экономическое воспитание дошкольников необходимо рассматривать только в контексте нравственно-трудового воспитания [5].

Прежде всего, определим сущность категорий «финансовая грамотность» и «экономическая грамотность», используемых в данной статье. Так, экономическая грамотность является более обширным понятием, чем понятие финансовой грамотности. Экономическая грамотность предполагает знание экономических процессов общества, их взаимосвязь. Экономические знания и умения необходимы для решения простейших финансово ориентированных задач. Финансовая грамотность характеризуется направленностью на собственные финансы, способы управления ими, качества личности, т.е. предполагает действия в целях повышения собственного благополучия [8]. Финансовая грамотность рассматривается сегодня как важная компетенция, включающая предприимчивость, инициативность, деловитость, готовность к принятию собственных решений, нацеленность на результат, осознание ценностей продуктивного сотрудничества и др.

Экономическое воспитание дошкольников считается важным компонентом в развитии личности, т.к. с ранних лет дети приобщаются к механизму товарно-денежного образа жизни, поэтому перед педагогическим коллективом дошкольной организации встает ряд проблем, связанных с проектированием работы по данному направлению:

- как познакомить детей с такими экономическими категориями, как потребности, экономия, использование ресурсов и т.д.;

- как развивать в ребенке рациональное потребление ресурсов и товаров, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- как развивать у ребенка понимание того, что рациональная экономия дает положительный результат в жизни каждого человека и общества, в котором живет ребенок.

В работах ряда исследователей (И.Б. Бичевой [2], Е.А. Курак [4], А.А. Смоленцевой, И.А. Сасовой [7], А.Д. Шатовой [11] и др.) отмечается необходимость экономического воспитания дошкольников в современных условиях, обусловленная требованиями и запросами общества. При доказанной значимости формирования основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте на практике работа в данном направлении не реализуется или реализуется в недостаточной мере.

В современной дошкольной педагогике сложился ряд подходов к решению вопросов финансово-экономического воспитания детей. Так, большинство исследователей, отмечая важность экономического образования именно в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Е.И. Радина, Г.Н. Година, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.) убеждены, что реализация задач экономического воспитания дошкольников неразрывно связана с задачами нравственно-трудового воспитания [5]. Процесс формирования ценностного отношения к труду взрослых становится основой формирования представлений о материальных ценностях в работах В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Я.З. Неверович, и др., т.е. обогащение представлений детей о труде взрослых рассматривается учеными как компонент финансовой грамотности.

Идея интеграции экономического, трудового и социально-нравственного воспитания представлена в исследованиях А.Д. Шатовой [11], автора программы «Тропинка в экономику». В ее работах доказано, что старшие дошкольники способны соотнести экономические категории с конкретными жизненными ситуациями и найти верный способ решения в соответствии с экономически ценными нормами и правилами. Необходимость воспитания трудолюбия, бережливости, предприимчивости, деловитости, практичности и других экономически важных личностных качеств обоснована в трудах Л.Н. Галкиной [3], Л.А. Голуб, И.А. Сасовой [7], др. Ряд ученых (И.А. Сасова, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова и др.) рассматривает вопросы экономического воспитания дошкольников в контексте познавательного развития в единстве с работой по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью.

Формирование основ финансовой грамотности с точки зрения экономической культуры описывает Е.А. Курак [4]. Такой же принцип лежит в основе образовательной программы «Азы финансовой культуры» (Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская), направленной на формирование у дошкольников разумного отношения к деньгам и материальным ценностям [9].

Итак, проанализировав некоторые подходы к изучению проблемы формирования основ финансовой грамотности, мы пришли к выводу о необходимости освоения доступных экономических категорий и понятий в совокупности с воспитанием ценностного отношения к труду, предметному окружению в рамках экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с основами экономики следует осуществлять на основе взаимодействия ребёнка с окружающим миром, тем самым расширяя и углубляя его собственную картину мира. Для развития познавательных способностей необходимо учить детей сравнивать и сопоставлять экономические явления, устанавливать причинно-следственные связи, объясняющие характер экономических процессов.

Определим круг задач экономического воспитания дошкольников:

- воспитание позитивного отношению к труду, его продуктам, деньгам и способам их зарабатывания;

- формирование системы элементарных научных финансово-экономических понятий;

- обучение навыкам целесообразного поведения в реальных жизненных ситуациях;

- развитие основ экономического мышления;

- воспитание нравственных качеств и ценностных установок.

Одним из основных условий результативности экономического воспитания детей является компетентность педагогов в данной области, предполагающая высокий уровень экономической образованности и сформированности финансовой культуры, владение современными методами и технологиями экономического воспитания детей, стремление к профессиональному самосовершенствованию [1].

Изучение данной темы в формате методической работы через разнообразные формы ее организации (педагогические советы, проблемные семинары, мастер-классы, презентации проектов, открытые просмотры и др.) будет способствовать активизации интереса педагогов к финансово-экономической сфере, освоению содержания и технологий образовательной работы с детьми в данной области, обогащению развивающей предметно-пространственной среды.

В методическом кабинете должны быть собраны методические и дидактические материалы, новинки научно-методической литературы, конспекты и разработки, которые помогут педагогам эффективно осуществлять работу по экономическому воспитанию детей. Могут быть составлены картотеки сказок и мультипликационных фильмов экономического содержания, дидактических игр и игровых ситуаций, кейсов - проблемных ситуаций, загадок, пословиц и поговорок экономического содержания, экономическая азбука для детей, рабочие тетради, др.

Немаловажное значение в повышении педагогической компетентности имеет работа педагогов по самообразованию; тематика работ может быть следующей: «Игровые технологии в экономическом воспитании дошкольников», «Кейс-методы в формировании финансовой грамотности», «Экономическое воспитание через ознакомление с художественной литературой», «ИКТ в освоение финансовой грамотности» и т.д.

Поиск эффективных путей и методов формирования основ финансовой грамотности с учетом возрастной специфики дошкольного возраста позволил определить наиболее целесообразные способы реализации экономического воспитания детей, среди них выделим:

- дидактические игры, лепбуки «Профессии», «Супермаркет», «Семейный бюджет», «Доходы - расходы», др.;

- мультимедийные презентации;

- мультипликационные фильмы;

- маркеры пространства для сюжетно-ролевых игр в магазин, почту, банк, автомастерскую, кафе;

- игровые атрибуты: банкомат, касса, игрушечные деньги;

- предметные картинки: изображения представителей различных профессий, денежные единицы разных стран и т.п.;

- плакаты, иллюстрации;

- подборка художественной литературы экономического содержания по направлениям: «Потребности», «Труд и продукт труда», «Товар», «Деньги и цена (бартер)», «Полезные экономические навыки (привычки)».

Безусловно, решить задачи экономического воспитания дошкольников невозможно только в условиях детского сада, без поддержки семьи. Эффективность образовательной работы в области финансовой грамотности дошкольников во многом обусловлена степенью взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, поскольку знакомство ребенка со многими экономическими явлениями (совершение покупок, оплата поезда в транспорте, коммунальные платежи и др.) происходит в семье [10]. Семья как первичный социальный институт, способствует формированию основ экономического и финансового сознания, культуры, формирует экономические ценности и знания детей об элементарных финансовых процессах. Воспитательная сила семьи способствует интенсивности, прочности усвоения ребенком экономических знаний в повседневной жизни, осознанию своих истинных потребностей.

Сотрудничество с родителями дошкольников в формировании основ финансовой грамотности - одно из важнейших условий результативности работы по данному вопросу. Совместная работа педагогов с родителями организуется в разнообразных формах:

- традиционные родительские собрания «Финансово-экономическое воспитание в семье», «Карманные деньги: за и против»;

- информационные буклеты и памятки «Как сэкономить деньги в семье», «Бережное и разумное отношение к деньгам», «Дети и деньги», «Финансовый план семьи»;

- выставки совместных поделок «Моя любимая копилка», «Ярмарка ремесел», «Монеты будущего»;

- викторины, досуги, конкурсы «Что такое деньги?», «История монетки», «Азбука финансов», «Ребенок в магазине: правила поведения»;

- изготовление игр и игровых атрибутов экономической направленности (банкомат, терминал, кассовый аппарат и т.д.).

Отметим, что использование интернет-пространства, общения в социальных сетях создает оптимальные возможности для конструктивного диалога педагогов с родителями, обеспечивает открытость образовательного процесса для родителей. Страница, созданная в социальной сети, позволяет педагогу демонстрировать свой педагогический опыт, оригинальные методические находки, плоды сотворчества с детьми. Такие страницы позволяют родителям глубже знакомиться с деятельностью, реализуемой в детском саду, общаться с педагогами через обратную связь.

Приобщая детей к миру экономики, формируя у них предпосылки финансовой грамотности, умение отличать истинные потребности от мимолетных желаний, родители помогут детям вырасти самостоятельными и компетентными, адаптированными к сложным жизненным ситуациям, владеющими нравственно-волевыми качествами и навыками целесообразного нравственно-экономического поведения.

Выводы. Таким образом, проблема экономического воспитания и формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, поиск эффективных форм и методов ее реализации в образовательном процессе являются весьма актуальными. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для овладения первичными финансово-экономическими представлениями, воспитания личностных качеств и ценностных ориентиров, позволяющих в дальнейшем сформировать грамотное с финансовой точки зрения поведение.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 1.

2. Бичева, И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4.

- С. 24-27.

3. Галкина Л.Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Одаренный ребенок.

- 2010. - № 4. - С. 42.

4. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.

5. Прокофьева, Н.М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н.М. Прокофьева, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 2 (92). - С. 34-40.

6. Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». - URL https://docs.cntd.ru/document/436770389 (дата обращения: 21.02.2022).

7. Сасова, И.А. Как изучать дошкольникам экономику? / И.А. Сасова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 1. - С. 12-14.

8. Силаева, О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / О.А. Силаева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - С. 12.

9. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

10. Ханова, Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова, Н.В. Гичева // Современные наукоемкие технологии. -2021. - № 4. - С. 246-250. - URL: https://top-technologies.rn/m/article/view?id=38648 (дата обращения: 21.02.2022).

11. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.