Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРА / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN / FINANCIAL LITERACY / PRESCHOOL AGE / GAME / ROLE-PLAYING GAME / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Еракова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса. Показано значение сюжетно-ролевой и дидактической игры в формировании у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Еракова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF PLAY

The article examines topical issues of the development and implementation of economic education of preschool children, analyzes the possibilities of play activities in solving this issue. The article shows the importance of role-playing and didactic games in the formation of elementary economic concepts in older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Ортега-и-Гассет Х., Миссия университета. М., 2010

7. М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152-236.

8. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. World conference of Higher education. 2009

9. Фролова С.В. Кризис институциональной идентичности педагогического образования: проблемы преодоления / С.В. Фролова, В. Соловьев, В. Ильин // Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2018. С. 150-152.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший воспитатель Еракова Татьяна Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №417» (г. Нижний Новгород)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса. Показано значение сюжетно-ролевой и дидактической игры в формировании у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, экономическое воспитание детей, финансовая грамотность, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

Annоtation. The article examines topical issues of the development and implementation of economic education of preschool children, analyzes the possibilities of play activities in solving this issue. The article shows the importance of role-playing and didactic games in the formation of elementary economic concepts in older preschoolers.

Keywords: developing subject-spatial environment, economic education of children, financial literacy, preschool age, game, role-playing game, didactic game.

Введение. В современных условиях необходимости сохранения экономической независимости и стабильности государства, его научно-технического потенциала и дальнейшего развития первоочередной задачей становится экономическое воспитание подрастающего поколения, формирование основ финансовой грамотности населения. Стремительно изменяющиеся условия современного социума диктуют необходимость осуществления непрерывного экономического образования, начиная с дошкольного возраста, с приобретения воспитанниками детского сада первоначального опыта экономических взаимоотношений. Иначе говоря, современным детям предстоит жить в новых экономических условиях, овладевать совершенно новыми профессиями, требующими сформированности новых компетенций, профессиональных и личностных качеств. Так, сегодня обществу нужны люди творческие, деятельные, самостоятельные, инициативные, грамотные во всех сферах жизни, в том числе, в финансово-экономических и правовых вопросах и конечно, высоконравственные, которые смогут обеспечить стабильность в развитии социума [4]. Поэтому и возникают вопросы: когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста ребенок может узнать о мире экономических отношений и соприкоснуться с ним? Правомерно ли вообще поднимать вопрос об экономическом воспитании в детском саду?

В поиске ответов на эти вопросы, мы пришли к выводу, что экономическое воспитание и образование следует начинать в условиях детского сада, где дети в совместной деятельности с педагогами и родителями, совершая увлекательные путешествия в мир экономики, способны освоить азы финансовой грамотности и первичный опыт экономических отношений, понять, какую роль занимает экономика в жизни каждой семьи и каждого человека [9]. В результате такой работы дети значительно раньше понимают цену деньгам, учатся правильно решать финансовые вопросы.

Работа в данном направлении поможет детям освоить доступные экономические понятия, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации в современном мире, стимулировать развитие экономического мышления, создать основы для последующего освоения экономики и финансовой грамотности в школе.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [10] следует обратить внимание на задачу формирования общей культуры личности, в которую, как часть входит экономическая культура, предполагающая сформированность элементарных представлений об основных экономических категориях (бюджет, кредит, доход, цена, займ, услуга, реклама, рынок, товар и др.), нравственных качеств личности (бережливость, экономность, трудолюбие, др.).

Отметим, экономическое воспитание в дошкольном возрасте является сравнительно новым направлением в дошкольном образовании, еще неокончательно разработанным, но очень актуальным и востребованным в современной практике. Дошкольники рано сталкиваются с экономической стороной жизни, деньгами, рекламой, совершают с родителями покупки, выбирают товар, оплачивают проезд в транспорте и т.д. В условиях семейного воспитания дети впервые познают цену труда, источники доходов и расходов семьи, преимущества материального достатка и трудности бедности и нищеты [3]. Эти элементарные представления дети получают на бытовом уровне, когда слышат разговоры взрослых о планировании семейного бюджета, обсуждают покупки новых игрушек со сверстниками, испытывают

влияние телевизионной рекламы и др., тем самым, стихийно овладевают экономическими понятиями, на житейском уровне. При этом важно, как отмечают ученые, не перегружать детей обилием сложной информации, оторванной от реальной действительности, которая может ввести детей в заблуждение [1, с. 37].

Будучи одним из компонентов общей системы воспитания, экономическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс, решает задачи воспитания уважения к труду взрослых и человеку-труженику, бережного отношения к окружающему, приобщения к социально-нравственным ценностям [13]. По нашему мнению, взаимосвязь экономического и нравственного воспитания очевидна, в процессе овладения элементарными финансово-экономическими категориями осуществляется нравственное воспитание личности, формируются ценные личностные качества (деловитость, бережливость, трудолюбие, ответственность), доброжелательные отношения, социально значимые навыки и привычки поведения.

Экономическое воспитание дошкольников, как уже было сказано выше, нацелено на ознакомление детей с основами экономических понятий, формирование элементарных представлений о мире экономики и финансов, развитие предпосылок экономического мышления, воспитание нравственно ценных качеств, т.к. дошкольный возраст является наиболее сензитивным для выработки первоначальных представлений о морально-правовых основах рыночных отношений в обществе [11]. Обучая основам финансовой грамотности, педагог помогает детям прояснить связь между работой взрослых, заработком, затратами и сбережениями, в результате дети учатся принимать экономически целесообразные решения, т.е. овладевают финансовым поведением.

Игру следует рассматривать как важное средство экономического воспитания детей, она в значительной степени способствует осмыслению общественно-экономических явлений, стимулированию познавательного интереса к миру экономики, мотивации к ее изучению [15]. Игра, как известно, занимает особое место в жизни ребенка, это, прежде всего, ведущий вид деятельности дошкольников, и одна из основных форм организации жизнедеятельности, через игру ребенок осваивает окружающий мир [7].

В дошкольном детстве развивается и достигает своего расцвета сюжетно-ролевая игра - особый вид творческой игровой деятельности, в которой дети моделируют жизнь и труд взрослых на основе собственного сюжета, воспроизводят трудовые, социальные и, в том числе, экономические отношения между ними. Это позволяет считать сюжетно-ролевую игру эффективным средством умственного, нравственно-трудового и экономического воспитания дошкольников.

Моделируя жизнь и взаимоотношения взрослых, сюжетно-ролевая игра делает для детей более понятными сложные экономические категории, позволяет понять смысловую сторону реальных жизненных ситуаций (купля-продажа, производство и реализация продукции, баланс доходов и расходов, др.), осмыслить ценность труда взрослых, лучше ориентироваться в мире профессий, тем самым, совершая первые шаги на пути начальной профориентации [2].

Итак, включение сюжетно-ролевых игр экономической тематики в образовательный процесс поможет педагогу решать комплекс задач:

1) закрепление и обогащение имеющихся у детей представлений об экономических категориях (товар, деньги, доход, оплата услуг);

2) практическое применение экономических представлений в конкретной игровой ситуации (покупки в магазине, доставка пиццы, оплата услуг в салоне красоты, вызов такси);

3) воспитание уважительного отношения к профессиональному труду взрослых и человеку-труженику, бережливости и аккуратности к вещам как результатам труда человека (одежда, игрушки, продукты, мебель, др.).

Чтобы сюжетно-ролевая игра действительно способствовала овладению детьми основами финансово-экономической грамотности, необходимо учитывать следующие условия педагогического моделирования [6]:

- отбор оптимального содержания экономического воспитания старших дошкольников;

- интеграция задач и содержания познавательного, экономического и нравственно-трудового воспитания;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, внесение игровых материалов, инициирующих возникновение игровых замыслов [5];

- единство подходов семьи и дошкольной организации в реализации задач экономического воспитания детей;

- взаимосвязь игровой и внеигровой деятельности на основе единого содержания;

- обогащение игрового опыта детей экономически целесообразным и доступным содержанием;

- расширение тематики сюжетно-ролевых игр, насыщение игр экономическим содержанием (салон красоты, банк, почта, супермаркет, др.);

- сформированность игровой компетентности педагогов, грамотное и тактичное сопровождение игровой деятельности, включающее ознакомление детей с социальной действительностью в активной деятельности (экскурсии, наблюдение, встречи с людьми разных профессий), обогащение игрового опыта (формирование игровых действий и ролевых отношений), активизирующее общение педагога с детьми в игровой проблемной ситуации [14].

Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста, ориентированные на решение задач экономического воспитания, были объединены в несколько циклов (модулей), выделенных в соответствии с основными темами программы: «Труд взрослых», «Мир денег», «Товары и потребности», «Экономные и бережливые».

По теме «Труд взрослых» были созданы условия для организации детьми игр «Строительство домов», «Аптека», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Ателье». В играх данной тематики осуществляется обогащение и закрепление представлений детей о труде как экономической категории, производстве и орудиях труда, роли профессионального труда в жизни человека и общества. Выполняя ту или иную роль взрослого в игре, дошкольники ближе знакомятся с особенностями профессии, личностными качествами человека данной профессии (внимательный, ответственный, вежливый), процессом изготовления товара (пошив одежды) или оказания услуги (заказ такси), практическим путем усваивают взаимосвязь понятий «деньги», «товар», «цена».

Серия сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», «Кафе», «Рынок», «Почта» и др. вошла в тематический модуль «Мир денег». Организация этих игр нацелена на ознакомление и закрепление знаний детей об элементарных финансовых операциях, способах денежного оборота, банкоматах и кредитных

картах, формирование умений выгодно покупать и продавать товар, определять соотношение цены и качества, получать прибыль от продаж. Игры данной тематики воспитывают правильное отношение к деньгам и ресурсам.

Серия сюжетно-ролевых игр по модулю «Товары и потребности» призвана закреплять у детей представления о формах сбыта продукции, назначении рекламы, учить устанавливать причинно-следственные связи между количеством / качеством продукта и его стоимостью, воспитывать разумные потребности, бережливость, расчетливость. Речь идет об играх «Аукцион», «Рекламное агентство», «Магазин игрушек», «Туристическое агентство», «Пиццерия» и др.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествия», «Семья», «Гостиница» мы отнесли к теме «Бережливые и экономные». Игры такой тематики призваны решать задачи воспитания экономически осознанного поведения в различных жизненных ситуациях, ответственности, бережливости и трудолюбия, обогащения имеющихся знаний о бюджете, материальном достатке, планировании доходов и расходов, развития рационального мышления.

Организация и педагогическое поддержка сюжетно-роевой игры старших дошкольников осуществляется поэтапно [6]:

- на первом - обучающем этапе широко используются приемы прямого руководства играми детей (вопросы, указания, совместные игры);

- на втором - закрепляющем этапе следует применять косвенные методы и приемы (проблемные ситуации, подключение к играм детей во второстепенной роли);

- на этапе творческого развертывания игры детям свойственны самостоятельность и творчество, поэтому целесообразна позиция невмешательства педагога в игру, вместо этого, его роль - наблюдательская.

С целью осуществления экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста путем создания оптимальных условий для сюжетно-ролевой игры должна быть организована предварительная работа. Это могут быть беседы нравственно-экономической тематики, поиск решений в проблемных воспитывающих ситуациях, дидактические игры, конструирование, чтение художественной литературы по данной тематике, изобразительная деятельность, проектная деятельность и т.д.

Важнейшим педагогическим условием, стимулирующим активную творческую игру, является проектирование развивающей предметно-пространственной среды, а именно, оборудование в старших группах центра финансовой грамотности [8]. В таких центрах должны быть представлены игровые материалы и атрибуты экономической тематики (банкомат, касса, витрины, офисная техника), коллекции денежных знаков и монет, муляжи товаров для игры в магазин, магнитные карты, портмоне, кейсы, бланки и чековые книжки, маркеры ролей (костюмы, униформа) и конечно, разнообразные предметы-заместители и природный материал. Развивающая среда центра экономики обогащается путем внесения иллюстраций, книг, альбомов и коллекций (монет, купюр, валюты, карт), дидактических игр и лепбуков «Что такое деньги?», «Экономическая грамотность», «Бизнесмен», «Деньги мира», «Банк», «Семейный бюджет», др.

Дидактические игры широко используются в практике для решения экономического воспитания дошкольников. Их ценность состоит в том, что они позволяют моделировать реальные жизненные ситуации (покупки, сбыт, товарообмен, производство и реализация продукции, др.) для эффективного усвоения детьми экономических понятий и отношений. Постепенное усложнение содержания и правил дидактических игр носит качественный характер и требует создания и решения проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, позволяет выявить и оценить глубину понимания детьми смысла экономических понятий и отношений, стимулирует развитие познавательной активности, инициативности и самостоятельности.

Отметим, что знакомство с экономическими понятиями в занимательной для дошкольников игровой форме способствует качественному их усвоению, продуктивности дальнейшего их применения в практической деятельности. Помимо этого, игровое взаимодействие и общение с партнерами в совместной деятельности сопровождается высокой эмоциональностью и заинтересованностью, что обеспечивает рост познавательной и речевой активности участников игры [12].

Выводы. Таким образом, организация игровой деятельности способствует закреплению и обогащению имеющихся у детей экономических представлений, формированию элементарных экономических умений и навыков, развитию ценных личностных качеств. Сюжетно-ролевая игра, в рамках которой дети овладевают нормами социально-экономического поведения, некоторыми доступными экономическими понятиями, учатся проявлять уважение, бережливость и рациональность мышления, является наиболее эффективным методом экономического воспитания в дошкольном возрасте.

Литература:

1. Аблитарова, А.Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании / А.Р. Аблитарова, Э.Ш. Саганджиева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита.: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 36-39.

2. Белова, Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова // Педагогический вестник. 2020. Вып. 16. С. 4-6.

3. Бичева, И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 24-27.

4. Бичева, И.Б. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 1.

5. Гумерова, Л.С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников / Л.С. Гумерова // В мире научных открытий. 2012. № 2. С. 12.

6. Козырева, О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2(31). С. 1.

7. Кузнецова, Е.Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Кузнецова // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 429-432. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/262/60469/

8. Куликова, Т.А. Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации / Т.А. Куликова, Т.Г. Ханова // Мир педагогики и психологии. 2018. № 11 (28). С. 14-22.

9. Прокофьева, Н.М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н.М. Прокофьева, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92). С. 34-40.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

11. Ханова, Т.Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25-31.

12. Ханова, Т.Г. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре / Т.Г. Ханова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 362-364.

13. Шаламова, Т.П. Приобщаем детей к миру экономики / Т.П. Шаламова // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 89.

14. Шаманова, Н.А. Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования / Н.А. Шаманова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2020. № 3 (105). С. 82-92.

15. Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика / А.Д. Шатова // Обруч. 1999. №1.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Сергеев Юрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РИТОРИКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье рассматривается значение риторики, как искусства владения живым словом, для эффективного и результативного общения. Рассматриваемые законы риторики позволяют определить путь обучающихся к риторическому успеху. Особенностями обучения бакалавров риторике в высшей школе является постижение ими искусства слова независимо от направления подготовки и построение учебного процесса с учетом данных обстоятельств, в соответствии с методическими и дидактическими принципами обучения в высшей школе.

Ключевые слова: риторика, риторические законы, бакалавры, культура речи, компетенции, принципы обучения.

Annotation. The article discusses the importance of rhetoric as the art of using a living word for effective and effective communication. The considered laws of rhetoric allow us to determine the path of students to rhetorical success. The peculiarities of teaching undergraduates rhetoric in high school is their comprehension of the art of speech, regardless of the direction of training and the construction of the educational process, taking into account these circumstances, in accordance with the methodological and didactic principles of teaching in high school.

Keywords: rhetoric, rhetorical laws, bachelors, speech culture, competencies, learning principles.

Введение. В условиях преобразований, происходящих во всех сферах жизнедеятельности современной России, резко возросла необходимость в гуманитарном образовании и в формировании на его основе речевой культуры личности. Необходимость гуманитаризации образования продиктована потребностью возращения к историческим традициям российского гуманитарного образования, расширению возможностей для разностороннего развития личности, ее самосознания. Важнейшим элементом гуманитарной культуры современного профессионала является его успешное владение риторикой, поскольку знание законов и правил построения речи позволяют ему не только устанавливать доброжелательные контакты с аудиторией, но и формируют такие навыки, как толерантность, способность находить компромиссы с оппонентами, уметь слушать собеседника, владеть коммуникативными компетенциями в области риторики спора и др.

Изложение основного материала статьи. Культура речи - залог профессиональной деятельности, визитная карточка для любого специалиста имеющего высшее образование. Умение высказывать свои мысли, владеть профессиональной терминологией, грамотной и выразительной речью - все это, несомненно, является одним из условий успеха в профессиональной деятельности. Этими обстоятельствами и обусловлено введение в образовательный процесс вуза учебной дисциплины «Риторика», которая способствует формированию речевой культуры будущего специалиста, дает знания и умения гуманитарного характера о речи, столь необходимые в жизни каждому человеку.

Риторические способности — это не только природная одаренность человека, воздействие его на партнера по общению и аудиторию в целом с помощью речи, но и приобретенные в тренировках умения осуществлять риторические действия, следовать риторическим образцам, добиваться искомого результата (интеллектуального, эмоционального, коммуникативного). Индивидуальная самостоятельная работа студента по согласованной с преподавателем программе ускоряет путь к риторическому успеху [3].

Путь к риторическому успеху также зависит от знаний современной риторики, опосредованной законами риторики или законами речевого поведения. Отношения между риторическими законами, представлены в трудах Е.А. Юниной и Г.М. Сагач в виде формулы: Р=К+А+С+Т+СВ+ ЭО + СА, где:

- Р- риторика;

- К - концептуальный закон, предусматривающий знание предмета речи;

- А - закон моделирования аудитории - понимание запросов целевой аудитории;

- С - стратегический закон - выстраивание стратегии, программы действия;

- Т - тактический закон - использование приемов, чтобы заинтересовать целевую аудиторию;

-СВ - закон словесно-речевого выражения - искусное владение словом и воздействие на слушателей;

- ЭО - закон эффективного общения - достижение целей в процессе коммуникативного общения;

- СА - системно-аналитический закон - способность коммуникатора к рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.