"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
2020. Vol. 22. N1
https://e-pubmed. ot
УДК 373.24
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-1-11-16
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Красноперова И.В.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
DESIGNING THE SYSTEM OF FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN
Krasnoperova I. V.
Shadrinsk state pedagogical UniversityShadrinsk, Russian Federation
Аннотация. Актуальность представленной в статье проблемы определена возрастающим в настоящее время интересом к проблеме формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, которая является отражением необходимости повышения финансовой грамотности населения. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это -«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в дошкольной дидактике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, сталкиваются с многочисленными видами рекламы, взаимодействуют с деньгами, овладевая, тем самым, первичными финансово-экономическими представлениями. Однако, стихийно формирующиеся представления не всегда бывают правильными, системными и прочными. Чтобы сделать их таковыми необходимо спроектировать целенаправленную систему работы в ДОО по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Annotation. the Relevance of the problem presented in the article is determined by the growing interest in the problem of formation of financial literacy of preschool children, which is a reflection of the need to improve the financial literacy of the population. In 2018, a number of fundamental documents appeared, which confirmed the seriousness of the intentions of the state authorities to increase the financial literacy of the population. These are the "Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation" and "Strategy for the development of the financial market of the Russian Federation until 2020", where financial literacy is considered as a resource and condition for the development of the country. Financial education and education of preschool children is a new direction in preschool didactics, as financial literacy is a global social problem, inseparable from the child from the earliest years of his life. Children, one way or another, are early involved in the economic life of the family: they go to the store with their parents, face numerous types of advertising, interact with money, thus mastering the primary financial and economic ideas. However, spontaneously formed ideas are not always correct, systematic and durable. To make them such it is necessary to design a purposeful system of work in the DOE on the formation of the foundations of financial literacy of preschool children.
—--—
~ 11 ~
2019. Vol. 21. No 8
https://e-pubmed. ot
Ключевые слова: финансовая грамотность, проектирование, педагогические условия, формирование основ финансовой грамотности
Keywords: financial literacy, design, pedagogical conditions, theformation ofthefoundations offinancial literacy
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Макаренко, А.С. Книга для родителей https://azbyka.ru/deti/kmga-dlya-roditelej-makarenko
[2] Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 - 176 с.
[3] Финансовая грамотность: актуальность, дефинитивная характеристика, условия формирования у детей дошкольного возраста / Красноперова И.В., Пономарева Л.И. / / Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы VIII Междунар. очно-заоч. науч.-практ.конф. 30 марта 2018 / отв.ред. Л.Г. Касьянова; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2018. - С. 61-64/
[4] Аношина, Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
[6] Шатова, А.Д. Дошкольник... и экономика / А. Д. Шатова // Обруч. - 1999. - № 1. С. 42.
REFERENCES
[1] Makarenko, A. S. Book for parents https://az-byka.ru/deti/kniga-dlya-roditelej-makarenko
[2] Smolentseva, A. A. Introduction to the world of Economics, or how we play the economy-St. Petersburg.: CHILDHOOD-PRESS, 2009 - 176 p.
[3] Financial literacy: relevance, definitive characteristics, conditions of formation in children of preschool age / Krasnoperova I. V., Ponomareva L. I. / / Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects: materials VIII international. full-time. science.- pract.Conf. March 30, 2018 / Rel.edited by L. G. Kasyanov; Shadr. state PED. UN-T.-Shadrinsk: SHSPU, 2018. - Pp. 61-64/
[4] Anoshina, L. M. Economic education of senior preschoolers in the process of familiarization with new professions / / Kindergarten from A to Z. 2003. No. 4. pp. 103.
[5] Federal state educational standard of preschool education: Orders and letters of the Ministry of education and science of the Russian Federation [Text]. - Moscow: SC Sphere, 2015. - 96 p.
[6] Shatov, A.D. Preschooler... and Economics / A.D. Shatov / / Hoop. - 1999. - No. 1. P. 42.
Актуальность проблемы финансово-экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, закрепленным ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что финансово-экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю, в России пристальное внимание этому аспекту воспитания стали уделять лишь в новом тысячелетии.
Исследования некоторых зарубежных ученых (Д. Лассар, Б. Пэрэ, Д. Фридман, Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и другие) подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. В России также многие педагоги, высказывались в пользу приобщения детей к азам финансовой грамотности. Например, А.С. Макаренко
говорил: деньги - это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте [1], однако, к разработке методики формирования знаний о финансовых категориях, ученые и практики обратятся намного позднее.
Идеям раннего ознакомления ребенка с деньгами посвятили свои исследования А.Ф. Аменд, Г.А. Бордовский, Г.Э. Королева, В.А. Кузьменко, А.А. Нуртдинова, Е.Е. Парамонова, И.А. Сасова и другие. Научные труды А.Д. Шатовой убедительно доказывают доступность некоторых представлений о деньгах у детей дошкольного возраста. Она считает, что финансовое воспитание детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, представляет собой синтез нравственного,
—--—
~ 12 ~
2020. Vol. 22. No1
https://e-pubmed. ot
трудового, экономического аспектов образования. В исследованиях А.А. Смоленцовой, Л.Н. Галкиной выделены основные подходы к реализации задач экономического образования детей дошкольного возраста [2].
Применительно к нашему объекту исследования, рассмотрим дефинитивную характеристику педагогического проектирования - это продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты, которые имеют место при реализации проекта.
По мнению Л. Тонды и Л. Пейши, педагогическое проектирование - это целенаправленная, рациональная деятельность, цель которой -формулировка и моделирование представления о будущей деятельности, удовлетворяющей общественные, а иногда и личные, потребности, о будущем конечном результате этой деятельности, о будущих последствиях, которые возникают в результате создания и функционирования проекта, где педагогическое проектирование понимается и как процесс, и как ожидаемый результат [1].
В контексте анализа исследований, посвященных педагогической деятельности, понятие педагогическое проектирование можно рассматривать как:
- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукты;
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры.
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие.
Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании основ финансовой грамотности [3].
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. Раннее приобщение детей к экономике, а также содержание финансово-экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников [4].
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию [5].
В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир финансов, когда финансово-экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка, - это старший дошкольный возраст. К 6-7 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребёнка становятся осознанными [3]. Понимая свое поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как финансы. По данным исследований, между шестью и семью годами у ребенка формируются
—--—
~ 13 ~
2019. Vol. 21. No 8
https://e-pubmed. ot
определенные понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Эти особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам финансов. Эту сферу деятельности человека обычно соотносят с понятием «выгода», которое как раз и обнаруживается в поведении детей 6-7 лет. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно - не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха» и «неуспеха». В процессе нравственно-трудового и финансово-экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Эти качества называют базисными качествами финансово-экономической деятельности людей [6].
Основная цель проектирования системы основ финансовой грамотности дошкольников - содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5 - 7 лет.
На уровне дошкольной образовательной организации проектирование системы основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО [5].
1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Решение данной задачи предполагает постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества.
Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий [5].
2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В проектируемой нами системе будет означать, что мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье [5].
3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Включение данной задачи из ФГОС ДО в проектируемую систему приводит к пониманию, что особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка и приобщении к миру финансов [5].
4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней - дошкольного и начального общего образования». Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования также следует включить основные категории финансово-
~ 14 ~
2020. Vol. 22. No1
https://e-pubmed. ot
экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу .
5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по финансовому воспитанию в дошкольной образовательной организации создаются необходимые педагогические условия. Развитие предметно-пространственной среды выступает первым условием успешного функционирования проектируемой системы по формированию основ финансовой грамотности. Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате финансово- экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных финансово - экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекции монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно такая игровая зона предоставляет детям возможность
действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к финансово-экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру.
Следующим педагогическим условием, способствующим формированию основ финансовой грамотности, является многообразие применяемых методов, средств и приемов работы. Кроме того, использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность, и, в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогает игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - третье условие, необходимое для включения в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Особая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым, дидактическим, настольно-печатным и другим играм по экономике [6].
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные воспитательно-образовательные задачи формирования основ финансовой грамотности:
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
~ 15 ~
2019. Vol. 21. No 8
https://e-pubmed. ot
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Таким образом, проектирование процесса формирования основ финансовой грамотности дошкольников становится неотъем-
лемой частью современного образования. С самого раннего возраста дети должны знать цену деньгам и предоставляемым ими возможностям. Соблюдение педагогических условий, при проектировании процесса формирования основ финансовой грамотности, позволит регулировать развитие ценностных ори-ентаций детей дошкольного возраста, содействуя становлению отношения к материальным факторам как средству достижения высших духовно-нравственных целей.
—--—
~ 16 ~