Научная статья на тему 'Исправительные работы как перспективное направление в политике уголовно-исполнительных инспекций'

Исправительные работы как перспективное направление в политике уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENITENTIARY INSPECTION / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / COMPULSORY WORK / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / CORRECTIONAL LABOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Яковлев Никита Александрович, Климов Андрей Сергеевич

Предметом настоящей статьи выступает исследование вопросов исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ. Одной из центральных задач, решение которых направлено на достижение основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Статья посвящена тенденции развития современной пенитенциарной политики к сокращению назначения наказания в виде лишения свободы и увеличения объёма применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Исправительные работы представляют собой один из видов таких наказаний. Авторы, проводя исследование, акцентировали внимание на правовых нормах, которые регулируют сферу исправительных работ, а также работу уголовно-исправительных инспекций. Целью настоящей статьи является проведение анализа на основе сложившейся практики работы уголовно-исполнительных инспекций по внедрению в практику исправительных работ и экономической целесообразности данного вида наказания. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы: проведён анализ правоприменительной практики, а также анализ уже применяемых мер в виде исправительных работ на основе уголовно-исполнительных инспекций Липецкой области, сформулированы выводы о последующих направлениях совершенствования и внедрения нового законодательства в этой области. Область применения результатов работы включает в себя систему Федеральной службы исполнения наказаний на федеральном и региональном уровнях. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики применения новых механизмов работы уголовно-исполнительной службы по замене лишения свободы на альтернативные виды наказания, а именно исправительные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The focus of this paper is the study of the Institute alternative to imprisonment, in connection with the humanization of the punitive policy of the state, legal stories regarding statutory regulation of new areas of application as the main form of punishment of correctional labor. The article is devoted to the prospects of replacing the traditional punishment of deprivation of freedom for a more humane, for example, in our case, corrective work, which do not entail deprivation of liberty. The authors, conducting the study, focused on the legal standards that govern the scope of corrective work, and the work of correctional inspectorates. The purpose of this article is to analysis on the basis of the current practice of the criminal-Executive inspections on the implementation in practice of labor and economic feasibility. The methodology of this work was comparative, formal-legal, analytical methods. The results of the work is the analysis of law enforcement practices, and analysis of already implemented measures in the form of corrective works on the basis of the criminal-Executive inspections of the Lipetsk region, the formulation of conclusions about the subsequent improvements and the introduction of new legislation in this area. The scope of the results includes the system of Federal service of execution of punishments at the Federal and regional levels. The findings of the study can be used for further improvement of legal regulation and practice of application of the new mechanisms of the criminal-Executive service for the replacement of imprisonment with alternative penalties, and what corrective work.

Текст научной работы на тему «Исправительные работы как перспективное направление в политике уголовно-исполнительных инспекций»

Егоров Вадим Алексеевич

Доцент кафедры теории и истории государства и права Липецкого филиала РАНХиГС',

кандидат педагогических наук, доцент Е-mail: eg.vadim@yandex.ru

Яковлев Никита Александрович

Доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Липецкого филиала РАНХиГС,

кандидат юридических наук, доцент Е-mail: yakovlev80@inbox. т

Климов Андрей Сергеевич

Доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Липецкого филиала РАНХиГС,

кандидат юридических наук, доцент Е-mail: andklimov80@yandex.ru

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Аннотация.

Предметом настоящей статьи выступает исследование вопросов исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ. Одной из центральных задач, решение которых направлено на достижение основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы.

Статья посвящена тенденции развития современной пенитенциарной политики к сокращению назначения наказания в виде лишения свободы и увеличения объёма применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Исправительные работы представляют собой один из видов таких наказаний.

Авторы, проводя исследование, акцентировали внимание на правовых нормах, которые регулируют сферу исправительных работ, а также работу уголовно-исправительных инспекций.

Целью настоящей статьи является проведение анализа на основе сложившейся практики работы уголовно-исполнительных инспекций по внедрению в практику исправительных работ и экономической целесообразности данного вида наказания.

Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы.

Результаты работы: проведён анализ правоприменительной практики, а также анализ уже применяемых мер в виде исправительных работ на основе уголовно-исполнительных инспекций Липецкой области, сформулированы выводы о последующих направлениях совершенствования и внедрения нового законодательства в этой области.

Область применения результатов работы включает в себя систему Федеральной службы исполнения наказаний на федеральном и региональном уровнях.

Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики применения новых механизмов работы уголовно-исполнительной службы по замене лишения свободы на альтернативные виды наказания, а именно исправительные работы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; исправительные работы; гуманизация; обязательные работы; ресоциализация.

Abstract.

The focus of this paper is the study of the Institute alternative to imprisonment, in connection with the humanization of the punitive policy of the state, legal stories regarding statutory regulation of new areas of application as the main form of punishment of correctional labor.

The article is devoted to the prospects of replacing the traditional punishment of deprivation of freedom for a more humane, for example, in our case, corrective work, which do not entail deprivation of liberty. The authors, conducting the study, focused on the legal standards that govern the scope of corrective work, and the work of correctional inspectorates.

The purpose of this article is to analysis on the basis of the current practice of the criminal-Executive inspections on the implementation in practice of labor and economic feasibility.

The methodology of this work was comparative, formal-legal, analytical methods.

The results of the work is the analysis of law enforcement practices, and analysis of already implemented measures in the form of corrective works on the basis of the criminal-Executive inspections of the Lipetsk region, the formulation of conclusions about the subsequent improvements and the introduction of new legislation in this area.

The scope of the results includes the system of Federal service of execution of punishments at the Federal and regional levels.

The findings of the study can be used for further improvement of legal regulation and practice of application of the new mechanisms of the criminal-Executive service for the replacement of imprisonment with alternative penalties, and what corrective work.

Keywords: penitentiary inspection; correctional labor; humanization; compulsory work; resocialization.

Тюрьма, какой мы знаем её сегодня, не всегда была такой. Однако и сегодня многие не вникают в суть понятий «тюрьма», «исправительная колония», «воспитательная колония».

Однако история пенитенциарной системы идёт в ногу со временем в соответствии с концепцией цивилизации и гуманизации исправления осуждённых. Наказание как цель процесса воспитания остаётся дискуссионным до сегодняшнего времени, например, И. С. Ной считает, что наказание не только не преследует цель кары, но и тем более не ставит перед собой задачу воз-мездия1. Тюрьма как способ изоляции преступника от общества возникла в XVII веке. Автором идеи создания тюрьмы называют

В. Пенна, однако есть и другие точки зрения. Папа Римский КлиментХ1, М. Терезия и другие2. Это, в свою очередь, указывает на идеологию и отношение к наказанию.

Пенитенциарная реформа одновременно началась и в Европе, и в Америке3. Приблизительно восемь последних десятилетий тюремное заключение является основным видом наказаний в мире. Наказание в зависимости от принадлежности к правовой семье отличается, однако некоторые вопросы являются общими, например, общественная опасность совершённого преступления и его субъективные личностные качества и характеристики. В свою очередь, это приводит к индивидуализации наказания на

1 Ной И. Сущность и функции наказания в Советском государстве. Саратов, 1973 С. 65.

2 ТарлеЕ.В.Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств: конец XV — начало XIX в. М.: Наука, 1965. С. 78.

3 Грушин Ф. В. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества: курс лекций /Ф.В. Грушин, С. Р. Тютиков. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2014. С. 110.

основе гуманизации карательной политики государства. Государство стремится наказанием восстановить нарушенный порядок. Необходимо при этом взять на вооружение воспитание личности осуждённого, что непосредственно достигается методом морального и юридического исправления. Сегодня необходимо учитывать и ещё один критерий, такой как экономическая целесообразность. Современное состояние уголовно-исполнительной системы движется к гуманизации карательной политики, например, относимых законом к преступлению (декриминализация), снижения мер наказания за преступления (депенализация) и замены уголовного наказания административными мерами (деинституализация), что вполне себя оправдывает. Проблему установления соразмерности в альтернативных санкциях можно решить таким путём: размер штрафа должен увязываться с размером лишения свободы, а также наказание в виде исправительных работ, что соответствует новой парадигме применения наказания4. Соответственно государство, применяя альтернативные лишению свободы виды наказаний, при этом гуманизирует карательную политику государства, способствует более эффективному исправлению лица, совершившего преступное деяние. Данный вид наказания, а именно исправительные работы — это относительно мягкий вид наказания, однако такое наказание способствует тому, что осуждённые не пребывают в учреждениях закрытого типа, следовательно, данный институт — залог их правомерного поведения и возвращения в общество. Граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, как показывает анализ, по возвращении являются распространителями тюремной субкультуры, что непосред-

ственно сказывается на криминогенной обстановке в субъекте и государстве в целом5.

Труд выступает основным условием всей человеческой жизни: источником богатства, формой проявления производительных сил общества, источником их развития, средством развития физических и духовных способностей человека6. Данное обстоятельство повышает научный интерес к проблемам реализации рассматриваемого средства исправления относительно условно осужденных на практике.

Исправительные работы — это мера государственного принуждения, применяемая в качестве основного вида наказания к осуждённому как имеющему, так и не имеющему основное место работы, с удержанием части его заработной платы, от пяти до двадцати процентов, в доход государства. Исправительные работы с уверенностью можно назвать гуманизацией карательного направления уголовной политики, так как данный вид уголовного наказания является более мягким по сравнению с остальными и выступает альтернативным по отношению к аресту, лишению свободы, смертной казни.

Практика применения исправительных работ дает положительный эффект. Механизм взаимодействия, а это, как правило, уголовно-исполнительная инспекция, органы местного самоуправления и работодатель. Трудности, которые встречаются, как правило, решаются в каждом субъекте по-своему, но существуют и общие:

• место расположения уголовно-исполнительной инспекции;

• экономические трудности предприятия по удержанию и перечислению средств;

• устройство по Трудовому кодексу РФ;

• прочие7.

4 Хорьяков Н. С. Роль адвоката в обеспечении прав личности при прекращении уголовных дел //Адвокатская практика. 2017. № 2. С. 52.

5 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1990 года № 45/110 «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские Правила)». Режим доступа: http://constitution.garant.ru. (дата обращения 12.11.2017)

6 Бакина В. И. Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. № 4. С. 44.

7 Грушин Ф. В. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: курс лекций /Ф. В. Грушин, С. Р. Тютиков. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2014. С. 115.

1

Многие вопросы, которые вчера были проблемными, сегодня принимают положительный эффект, например, принят закон, который чётко разъяснил порядок удержания из заработанных средств, срок и размер удержаний.

Для более эффективной работы уголовно-исполнительных инспекций необходимо преодолеть некоторые трудности.

Например, в Законе «О полиции» устанавливается обязанность органов внутренних дел производить розыск и задержание лиц, уклоняющихся от исправительных работ. Однако в этом же Законе не определено, какие подразделения должны заниматься целенаправленным розыском осуждённых, какой порядок задержания осуждённых, насколько возможно применение физической силы и специальных средств8.

Также Пленум Верховного Суда РФ отказывает в ходатайстве, даже когда осуждённый находится в розыске за уклонение от исправительных работ, так как суды не могут в отсутствие осуждённого принять решение об ужесточении наказания9.

Другой пример, который не нашёл понимания. Сегодня не существует однообразной практики понимания того, что является «злостным уклонением», хотя в статье 46 УИК РФ говорится, что осуждённый может быть признан злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, если совершил нарушение порядка и условий отбывания наказания повторно после письменного предупреждения. Инспектор уголовно-исполнительной системы в ходатайстве о замене наказания указывает, что осуждённый «злостно уклоняется» от отбывания исправительных работ, а суд, в свою очередь, проводит проверку этой информации, опреде-

ляя обоснованность предупреждений, выписываемых осуждённому.10

Для объективной картины в этой сфере можно сослаться на анализ работы уголовно-исполнительных инспекций УФСИН по Липецкой области. По итогам работы за девять месяцев на учёте в УИИ состоит 5215 осужденных, что на 11,2% больше, чем в предыдущем году за этот период. Нагрузка на одного сотрудника составила 59 осуждённых. В связи с расширением перечня статей УК РФ, в отношении которых применяется альтернативные виды наказаний, например, ст. 264.1 УК РФ и другие, значительно возросло количество осуждённых к исправительным работам 536, резко возросло количество осуждённых к обязательным работам 1044. Уровень привлечения осуждённых к исправительным работам составил 100%, уровень привлечения к труду осуждённых к обязательным работам составил также 100%и.

Данные факты отчётливо говорят о правильном направлении пенитенциарной политики в отношении замены лишения свободы, а именно привлечения осуждённых к исправительным работам12.

Государство также активно содействует этому направлению деятельности, например, правительство урегулировало ставку налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осуждённым к исправительным работам. Администрация субъектов РФ претворяет в жизнь Постановления Правительства РФ и снижает ставки налога на прибыль организациям, предоставляющим рабочие места осуждённым к исправительным работам, а также по квотированию рабочих мест для этой категории осуждённых.

8 О полиции (в ред. Федеральных законов РФ от 03.07.2016 г. №№ 227-ФЗ, 305-ФЭ): федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. ст. 900.

9 О практике применения судами законодательства об исполнении приговора (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 г. № 59): постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года № 21 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 3.

10 О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 // Российская газета. 29.12.2015. № 295.

11 Там же.

12 Хорьяков Н. С. Международные стандарты обеспечения прав потерпевшего на первоначальном этапе предварительного расследования //Российский следователь. 2017. № 4. С. 32.

Делая вывод необходимо отметить, что данный вектор развития гуманизации наказания в виде исправительных работ имеет большие перспективы эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России по исполнению уголовного наказания в виде исправительных работ.

По мнению Н.В.Ольховика, представляется необходимым создать единую общественно-государственную систему ресо-циализации осуждённых без изоляции от общества. Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, должны только содействовать, создавать условия для ресоциализации осуждённых. Возлагать на эти органы функцию ресоциализации нецелесообразно.

Таким образом, вменение условно осуждённым обязанности в части трудоустройства при отсутствии данной обязанности в приговоре стоит рассматривать также как одно из условий для ресоциализации. Необходимо подчеркнуть, что только при-

общение условно осуждённых к общественно полезному труду путём вменения такой обязанности по решению суда само по себе ещё недостаточно для их исправления. Однако, на наш взгляд, отсутствие в приговоре суда данной обязанности исключает основную мощь карательного воздействия рассматриваемого вида наказания. Считаем, что решить назревшую проблему возможно путём предоставления условно осуждённым вакансий на строительстве социально значимых объектов (дорог, школ, детских садов и т.д.). Построение системы трудоустройства условно осуждённых необходимо организовывать по месту их жительства, как происходит и исполнение самого наказания. Полагаем, что предлагаемый вариант решения проблемы трудоустройства условно осуждённых с учётом потребностей современного общества позволит решить одновременно несколько задач: обеспечить востребованными и хорошо оплачиваемыми вакансиями условно осуждённых, а также развивать инфраструктуру городов.

Библиографический список

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14.12.1990 №45/110 «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские Правила)». Режим доступа: http://constitution.garant.ru. (дата обращения 12.11.2017)

2. О полиции (в ред. Федеральных законов РФ от 03.07.2016 г. №№ 227-ФЗ, 305-ФЭ): федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. ст. 900.

3. О практике применения судами законодательства об исполнении приговора (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №59): постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12. 2011 № 21 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 3.

4. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 // Российская газета. 29.12.2015. № 295.

5. Аврусин, Е. Г., Есипов, В. М. Трудовое использование условно осуждённых и условно осуждённых на стройках народного хозяйства. М.: Изд-во ВНИИ МВД, 1982. 201 с.

6. Бакина, В.И.Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета.— Сер. 7. Философия.— 1998.— № 4.— С. 42-55.

7. Грушин Ф. В. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества: курс лекций / Ф. В. Грушин, С. Р. Тютиков.— Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2014.— 290 с.

8. Гринвальд.— М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965.— 427 с.

9. Данилов, С. Ю. История Канады. М.: Весь мир, 2006.— 256 с.

10. Ной, И. Сущность и функции наказания в Советском государстве. Саратов, 1973. С. 65.

11. Тарле, Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств: Конец XV — начало XIX в. / Е. В. Тарле; вступ. ст. В. Рутенбурга.

12. Хорьяков, Н. С. Роль адвоката в обеспечении прав личности при прекращении уголовных дел //Адвокатская практика. 2017. № 2. С. 50-53.

13. Хорьяков, Н. С. Международные стандарты обеспечения прав потерпевшего на первоначальном этапе предварительного расследования //Российский следователь. 2017. № 4. С. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.