НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОИ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
СМИРНОВ Леонид Борисович
Аннотация: в статье изложены ключевые вопросы и проблемы современной политики государства по исполнению наказания в виде лишения свободы в контексте реформирования уголовно-исполнительной системы.
Annotation: in this article were considered some key questions and problems of modern policy of the state on an execution of the punishment in the form of imprisonment in a context of reforming of criminal and executive system.
Ключевые слова: политика, гуманизм, демократизация, наказание, осужденный, колонии, тюрьмы.
Key words: policy, humanity, democratization, the punishment, condemned, colonies, prisons.
Основной стратегической целью современной пенитенциарной политики России является совершенствование пенитенциарной системы на основе принципов законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, применения эффективных мер исправительного воздействия.
Совершенствование пенитенциарной системы предполагается осуществить с учетом пенитенциарного опыта высокоразвитых государств и международных пенитенциарных стандартов.
В концентрированном виде стратегия реформирования пенитенциарной системы отражена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Основными задачами современной пенитенциарной политики в контексте Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы являются принципиальные изменения системы пенитенциарных учреждений.
В основе создания новой системы пенитенциарных учреждений выступает замена существующей системы исправительных учреждений на два основных их вида - тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, -лечебно-исправительных и лечебно-профилактических.
Таким образом, Россия планирует возвратиться к тюремной пенитенциарной модели, где тюрьма является основным видом мест лишения свободы. Из существующей колони-
сткой системы остаются лишь колонии- поселения.
Предполагается преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, функционирующие на новых принципах.
Реализация пенитенциарной политики в соответствии с Концепцией будет заключаться в оптимизации размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.
На основе тюремной системы предполагается более эффективное обеспечение безопасности осужденных и персонала, осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.
Концепция исходит из необходимости углубления и расширения дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны).
Однако есть основания полагать, что заявленные в Концепции цели и задачи, с одной стороны, представляют собой декларации и принципы существующего уголовно-исполнительного законодательства, которые следует исполнять, а не объявлять их в качестве новелл.
Переход системы исполнения наказания на тюремную систему является стержневой линией заявленного в Концепции реформирования пенитенциарной системы и, следовательно, главной стратегической задачей уголовно-исполнительной политики современной России.
Однако на планах перехода на тюремную систему можно поставить большой вопрос либо крест.
В целях реализации перехода на тюремную систему понадобится 428 тюрем. Строительство их по европейским стандартам и технологиям оценивается в 120 млрд рублей, так как в каждом планируемом блоке содержания на 50 осужденных предполагаются комнаты разогрева пищи, спортивный зал, душевые кабины, комнаты проведения культурно-воспитательных мероприятий, кабинеты психолога, социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д.
Таких денег у государства нет, и в ближайшее десятилетие вряд ли они появятся.
Концепция предлагает уделять внимание трудовой занятости осужденных. Однако в последние десять лет были ликвидированы все унитарные федеральные государственные предприятия путем искусственного банкротства, а также закрыты все собственные предприятия исправительных учреждений. Таких ударов и потрясений уголовно-исполнительная система не испытывала никогда за все время своего существования.
Большинство осужденных, в результате осуществляемых в УИС реформ, выведено из производственно-экономической деятельности. Взамен этого в исправительных учреждениях созданы учебно-производственные мастерские, где осужденных обучают различным ремеслам. Кроме того, размер заработной платы осужденных на таких предприятиях позволяет удовлетворять лишь минимальные потребности в декларируемых законодателем благах.
Для сравнения: советские пенитенциарные учреждения фактически находились на самообеспечении и приносили прибыль государству, для чего была создана солидная про-
изводственно-экономическая база, были выделены целые сегменты экономики.
Мы разделяем позицию М.Г. Деткова о том, что упразднение производства в исправительных учреждениях абсурдно и неправомерно, ибо исключает труд как средство исправления из предусмотренных законом основных средств исправления осужденных и заменяет его профессиональной подготовкой, что является грубейшим нарушением законности1.
Представляется, что главное направление Концепции, заключающееся в переходе на тюремную систему, не учитывает все особенности и факторы объективной реальности.
Прямолинейный отказ от коллективных форм содержания осужденных не учитывает менталитет большей части народа, а следовательно, и большей части осужденных к лишению свободы, основанный на коллективных, общинных формах социальной организации общества.
Коллективная колонистская система исполнения лишения свободы стала основной в советском обществе, и ее расцвет и пик развития приходится на 60-70-е годы прошлого столетия, когда было сделано много по налаживанию цивилизованной системы исполнения наказаний в стране. В этот период были внедрены коллективные формы организации содержания осужденных в рамках колонистского и отрядного звена. Отряд осужденных являлся также и центром воспитательной работы как в коллективной, так и в индивидуальной форме. В воспитательной работе с осужденными широко применялись элементы самоуправления. С этой целью создавались самодеятельные организации осужденных на отрядном и общеколонистском уровне.
Колонистская система СССР показала преимущества перед тюремной широкими возможностями различных форм воспитательного воздействия на осужденных и прежде всего масштабами, уровнем и характером привлечения осужденных к труду.
Конечно, колонистская система имела и свои минусы, заключающиеся в слабом надзоре и контроле за осужденными и не обеспечивала надежной безопасности, не смогла нейтрализовать субкультуру осужденных, однако
1 См.: Детков М.Г. Проблемы производства и труда в процессе реформы системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве // Вестн. ин-та: Преступление, наказание, исправление : науч.-практ. журн. Владимир. ин-та права и экономики ФСИН России. 2009. № 1. С. 10.
эти минусы компенсировались высокопроизводительным и достойно оплачиваемым трудом и добросовестной работой высококвалифицированных и преданных делу сотрудников.
Лидеры организованной преступности, как злостные нарушители режима, направлялись для отбывания наказания в тюрьмы и исправительные колонии особого режима, функционирующие как единые помещения камерного типа (ЕПКТ). Подобные учреждения актуальны в настоящее время, и размещать их целесообразно в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока.
В современных условиях колонистская система ошибочно признается не адекватной обществу. Необходимо разумное сочетание колоний и тюрем.
Одним из направлений современной пенитенциарной политики является постоянная гуманизация режима и улучшение условий до
сопоставимых на свободе характеристик. Однако, по нашему мнению, такой подход лишает уголовное наказание в виде лишения свободы устрашающего останавливающего фактора. В таком случае нахождение в местах лишения свободы воспринимается как осужденным, так и обывателем, как пребывание в пансионате, санатории или доме отдыха. Осужденные из числа социально-деградировавших слоев общества, находящиеся на дне социальный организации, пребывание в пенитенциарном заведении расценивают как личное благо.
Учитывая происходящие в российском обществе процессы, пенитенциарная система должна ориентироваться на модель, которая сочетала бы в себе гуманистические подходы к исполнению наказания с одновременным учетом преемственности практики, требованиями укрепления правопорядка, а также реальными ресурсными возможностями.