Научная статья на тему 'Правовые границы обязательных и исправительных работ в нормах уголовно-исполнительного законодательства России'

Правовые границы обязательных и исправительных работ в нормах уголовно-исполнительного законодательства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1771
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / обязательные работы / исполнительные работы / наказания / законодательство / criminal-Executive system / compulsory work / Executive / work / punishment / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарнаев Руслан Наильевич

В настоящее время уголовно исполнительная политика предполагает расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Заметна тенденция к сокращению пр именения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказания. Проведенное исследование позволило выявить противоречие между закрепленными в уголовноисполнительном законодательстве нормами, касающимися обязательных и исправительных работ и практикой их применения. Этот факт определяет актуальность разработки предложений по совершенствованию законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LIMITS MANDATORY AND CORRECTIONAL LABOR IN THE NORMS OF THE PENAL LEGISLATION RUSSIA

Currently, the criminal-executive policy involves the expansion of the scope of application of punishments and other measures not involving deprivation of liberty. There is a tendency to reduce the use of punishment in form of imprisonment and greater use of alternative sanctions. The research allowed to reveal the contradiction between stipulated in the criminal-Executive legislation the rules relating to compulsory or corrective work and practice their application. This fact determines the relevance of the development of proposals on improvement of legislative base.

Текст научной работы на тему «Правовые границы обязательных и исправительных работ в нормах уголовно-исполнительного законодательства России»

УДК 343

ПРАВОВЫЕ ГРАНИЦЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В

НОРМАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Р.Н. Гарнаев

Аннотация. В настоящее время уголовно - исполнительная политика предполагает расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказания. Проведенное исследование позволило выявить противоречие между закрепленными в уголовноисполнительном законодательстве нормами, касающимися обязательных и исправительных работ и практикой их применения. Этот факт определяет актуальность разработки предложений по совершенствованию законодательной базы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, обязательные работы, исполнительные работы, наказания, законодательство

LEGAL LIMITS MANDATORY AND CORRECTIONAL LABOR

IN THE NORMS OF THE PENAL LEGISLATION RUSSIA

R.N. Garnaev

Abstract: Currently, the criminal-executive policy involves the expansion of the scope of application of punishments and other measures not involving deprivation of liberty. There is a tendency to reduce the use of punishment in form of imprisonment and greater use of alternative sanctions. The research allowed to reveal the contradiction between stipulated in the criminal-Executive legislation the rules relating to compulsory or corrective work and practice their application. This fact determines the relevance of the development of proposals on improvement of legislative base.

Keywords: criminal-Executive system, compulsory work, Executive, work, punishment, legislation

В настоящее время уголовно - исполнительная политика предполагает расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказания [3,4]. В Уголовном кодексе РФ предусмотрено восемь уголовных наказаний альтернативных лишению свободы (ст.44 УК РФ) [5], при этом исполнение четырех: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы - исполняются уголовноисполнительными инспекциями ФСИН России.

Исправительные и обязательные работы применяются в качестве основного наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Г оворя об обязательных работах как о самостоятельном виде уголовного наказания, необходимо подчеркнуть, прежде всего, их отличие от исправительных работ.

Исправительные и обязательные работы применяются в качестве основного наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества.

Данные виды уголовных наказаний являются довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права на сегодняшний день, хотя на протяжении истории их отдельные элементы, да и названия неоднократно менялись.

Еще в 1988 году некоторые ученые начали высказывать мысль о необходимости введения работ на публичные цели, которые будут заключаться в выполнении осужденным под надзором бесплатных работ на общественные цели в свободное от работы время, в выходные и праздничные дни. Общественные работы предлагалось закрепить в законодательстве как разновидность исправительных работ. Однако, законодатель не пошел по этому пути, обоснованно закрепив обязательные работы как самостоятельный вид наказания.

Говоря об обязательных работах как о самостоятельном виде уголовного наказания, необходимо подчеркнуть, прежде всего,

их отличие от исправительных работ.

1) Наказание в виде обязательных работ выражается в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно - полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Отбывание исправительных работ также неразрывно связано с трудовой деятельностью осуждённого. Осуждённый, имеющий основное место работы, отбывает данное наказание по основному месту работы, а безработные осуждённые - в местах, определяемых уголовно-исполнительной инспекцией по согласованию с органами местного самоуправления.

2) Одно из отличий исправительных работ от обязательных заключается в том, что они носят возмездный характер: осуждённый за выполнение данной работы получает денежное вознаграждение, в том числе в виде заработной платы в случаях, когда администрацией организации по месту отбывания наказания с ним заключается трудовой договор.

Из заработка осуждённого производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. Соответственно, выполняя обязательные работы, осужденный не получает денежного вознаграждения. Здесь следует сделать акцент на том что, исправительные работы - вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части. А обязательные работы - вид уголовного наказания, заключающийся в выполнении осуждённым лицом в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ

3) Исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК РФ, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае,

если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК РФ.

Условно-досрочное освобождение от отбывания обязательных работ, также как и условное осуждение к этому наказанию, в законе не предусмотрено. Вместе с тем, представляется необоснованным не включение обязательных работ в перечень наказаний, предусмотренных статьей 79 УК РФ, от отбывания которых осужденный может быть освобожден условно-досрочно. Вероятно, это обстоятельство вызвано тем, что максимальный срок отбывания обязательных работ составляет 480 часов. Однако, законодатель предусматривает в ст. 27 УИК РФ возможность проработать осужденному при наличии уважительных причин и меньшее количество часов. Поскольку таких причин может быть много, включая и отсутствие рабочих мест, фактически отбывание обязательных работ может занять и гораздо больше времени. Кроме того, основанием применения условно-досрочного освобождения закон признает решение суда о том, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания, то есть может окончательно исправиться без полного отбытия наказания. Критериями такой возможности, исходя из смысла закона, очевидно, могут служить примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к выполнению обязательных работ, которые он вполне может продемонстрировать и при отбытии половины срока наказания. Во всяком случае, возможность условно-досрочного освобождения законодатель не связывает с необходимостью отбывания осужденным наказания на протяжении какого-либо длительного времени (за исключением пожизненного лишения свободы). В статье 79 установлено лишь, что условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяже-

сти (категории преступлений за которые могут быть назначены обязательные работы) [2].

4) Исправительные работы являются имущественным наказанием. В соответствии с ч.3 ст.50 УК РФ, из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов. С утратой работами, выполняемыми осужденными к этому виду наказания, исправительного характера имущественные ограничения становятся основным карательным элементом исправительных работ, превращая их в «штраф в рассрочку». Обязательные работы не относятся к наказаниям имущественного характера. Хотя они и выполняются бесплатно, но заработок по основному месту работы и (или) учебы осужденного сохраняется полностью.

5) Сроки отбывания рассматриваемых наказаний, а также порядок их исчисления существенно разнятся. Сроки обязательных работ исчисляются в часах и устанавливаются от 60 до 480 часов для взрослых осужденных и от 40 до 160 часов - для несовершеннолетних. В законе также оговорено, что обязательные работы могут отбываться не свыше 4 часов в день для совершеннолетних граждан. Уголовно-исполнительный кодекс устанавливает одинаковый порядок исчисления недельного срока обязательных работ, не делая различия между взрослыми осужденными и несовершеннолетними.

Сроки исправительных работ более продолжительны, то есть этот карательный элемент в исправительных работах более суров, чем в обязательных работах. В соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Таким образом, осужденный к исправительным работам будет дольше отбывать наказание, но у него останется больше времени на ежедневный отдых, поскольку обязательные работы должны отбываться в свободное от основной работы время.

6) Различна правовая регламентация права на отпуск осужденных к исправительным работам и осужденных к обязательным работам. В соответствии с ч.6 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ осужденному администрацией организации, в которой он работает, по согласованию с уго-

ловно-исполнительной инспекцией предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней [1].

Осужденному к обязательным работам отпуск не предоставляется. Кроме того, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы (а также на работе по совместительству, по месту учебы и т.д.) не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

7) Если при назначении наказания в виде исправительных работ суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным (ст.73 УК РФ). Обязательные работы условно не могут быть назначены.

8) Рассматриваемые наказания различаются комплексом стимулов интенсивного исправления. Выполняемые осужденными к обязательным работам, должны обладать определенными качествами: быть общественнополезными, не престижными, тяжелыми и т.д.

При отбывании исправительных работ виновный в основном остается трудиться на том же месте, где он работал и до осуждения и продолжает выполнять ту же работу, что и выполнял. Таким образом, работа, выполняемая осужденными к этому виду наказания, не обладает какими-либо особыми качествами и не является исправительной.

Существенные различия между обязательными и исправительными работами позволяют говорить о самостоятельности этих видов наказаний, а не о различных вариантах одного и того же наказания.

Таким образом, поскольку обязательные работы и исправительные работы имеют различную социально-экономическую и уголовно-правовую характеристику, очень важно в каждом конкретном случае правильно выбирать вид наказания с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного.

Решение вопроса о происхождении исправительных и обязательных работ имеет важное значение для понимания их сущности, для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их применения в системе видов наказания.

Литература:

1. Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. -158с.

2. Курс уголовного права. Том 2. Учение о наказании / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова -М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. -С. 445.

3. Рахмаев Э.Р. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы / Рахмаев Э.Р., Епифанов О.Е. // Журнал «Преступление и наказание». -2012. -С. 8.

4. Семенюк В.И. Альтернативные виды наказания / Семенюк В.И. // Преступление и наказание -М. -2008. -№ 4. -С. 33.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон: от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ : в ред. от 12 декабря 2012 г. №16-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996 года, № 25, ст. 2954; 2010. -№8, ст. 780.

6.

References:

1. Grushin F.V., Ljadov Je.V., Smirnov S.N. Ispolnenie ugolovnyh nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osuzhdennogo ot obshhestva. Kontrol' za uslovno osuzhdennymi: Uchebnoe posobie. Rjazan': Akademija prava i upravlenija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij, 2006. -158s.

2. Kurs ugolovnogo prava. Tom 2. Uchenie o nakazanii / pod red. G.N. Borzenkova, V.S. Komissarova -M.: IKD «Zercalo-M», 2008. -S. 445.

3. Rahmaev Je.R. Ispolnenie nakazanij, ne svjazannyh s lisheniem svobody / Rahmaev Je.R., Epifanov O.E. // Zhurnal «Prestuplenie i nakazanie». -2012. -S. 8.

4. Semenjuk V.I. Al'ternativnye vidy nakazanija / Semenjuk V.I. // Prestuplenie i nakazanie -M. -2008. -№ 4. -S. 33.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii : fed-er. zakon: ot 13 ijunja 1996 g. №63-FZ : v red. ot 12 dekabrja 2012 g. №16-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996 goda, № 25, st. 2954; 2010. -№8, st. 780.

Сведения об авторе:

Гарнаев Руслан Наильевич (г.Казань), капитан внутренней службы, старший инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно правового характера ФКУ УИИ УФСИН

Information on author:

Garnaev R.N. (Kazan), the captain of internal service, senior inspector of Department on control over execution of punishments and other criminal legal action PKU UII UFSIN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.