Литература:
1. Падун Н. А. Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования исследовательских умений учащихся / Падун Н. А. // Научные записки НДУ имени М.Гоголя. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1
2. Пластюк А. Организация исследовательской деятельности учащихся / Пластюк А. // Биология. Школьный мир. - 2011. - № 4.
3. Шамрай С. М. Биологические эксперименты в школе / С. М. Шамрай, К. М. Задорожный. - X.: Вид. группа „Основа", 2003. - 96 с.
4. Сычёв В.Г., Цыгуткин A.C. Продовольственная безопасность страны и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения // Плодородие. - 2003. - №5. - С. 6-9.
5. Олива Т.В., Панин С.И., Шевель Н.М., Куликова М.А. Экологизация тепличного производства огурцов на беспочвенном субстрате с использованием системы капельного полива // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
6. Ващенко, И.М. Биологические основы сельского хозяйства / И.М. Ващенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
7. Почвоведение: Учебное пособие / А.И. Горбылева, В.Б. Воробьев, Е.И. Петровский; Под ред. А.И. Горбылевой - 2-е изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014 - 400 с.
8. Шитилова Т.И., Витол И.С., Герчиу Я.П., Белопухов С.Л., Семко В.Т. Действие препаратов -фиторегуляторов на формирование качества зерновых культур // Достижения науки и техники АПК. 2010. №12. С. 47-48.
9. Прусакова Л.Д., Кефели В.И., Белопухов С.Л., Вакуленко В.В., Кузнецова С.А. Роль фенольных соединений в растениях // Агрохимия. 2008. №7. С. 86-97.
Педагогика
УДК: 378.172
старший преподаватель кафедры физической культуры Мокрова Татьяна Игоревна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры физической культуры Вапаева Анна Владимировна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИТНЕС-ТРЕНИНГА KANGOO JUMPS В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК
Аннотация. В настоящее время выявлено довольно значительное снижение уровня физического развития и здоровья студентов за период обучения. Одной из причин ухудшения показателей физического здоровья молодых людей эксперты называют существенный недостаток двигательной активности студентов. Для увеличения уровня двигательной активности обучающихся, специалисты предлагают использовать в процессе физического воспитания студентов современные и популярные в молодежной среде виды оздоровительного и спортивного фитнеса.
Для повышения уровня физической подготовленности студенток в процессе физического воспитания девушек (20-21 год) была использована система фитнес-тренинга Kangoo Jumps. В ходе исследований была выявлена возможность качественного повышения некоторых показателей физического развития девушек, использовавших данную систему фитнес-тренинга. Было обнаружено статистически достоверное (Р<0,01) увеличение показателей развития быстроты, общей выносливости и восстановления организма после выполнения стандартной физической нагрузки. Полученные результаты доказывают возможность эффективного использования системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps в процессе физического воспитания студенток.
Ключевые слова: студенты; двигательная активность; фитнес-тренинг; Kangoo Jumps; физическое развитие.
Annotation. Currently, there is a significant decrease in the level of physical development and health of students during the period of study. One of the reasons for the deterioration of physical health of young people experts call a significant lack of physical activity of students. To increase the level of motor activity of students, experts suggest using in the process of physical education of students modern and popular among young people types of recreational and sports fitness.
To improve the level of physical fitness of female students (20-21 years) in the process of physical education of girls was used a system of fitness training Kangoo Jumps. In the course of the studies, the possibility of a qualitative increase in some indicators of physical development of girls applied this system to the fitness training. It was found significant (P<0,01) increase development speed, General endurance and recovery of the body after performing standard physical load. The obtained results prove the possibility of effective use of Kangoo Jumps fitness training system in the process of physical education of female students.
Keywords: students; physical activity; fitness training; Kangoo Jumps; physical development.
Введение: Специалисты в области здравоохранения и физического воспитания молодежи отмечают, что в последние годы обнаружено значимое усиление негативных тенденций ухудшения уровня физического развития и здоровья современных молодых людей практически во всех странах мира [11; 12]. Развитие данных тенденций связано в первую очередь с существенным понижением уровня двигательной активности молодежи, что способствует увеличению массы тела и развитию ожирения у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной активности, по мнению ученых, связан как с повальным увлечением большинства современной молодежи интернетом и компьютерными играми [2], так и с недостатком
теоретических знаний о роли ежедневной физической активности в деле сохранения и укрепления своего здоровья [13].
Ученые считают, что успешное противодействие данным тенденциям будет невозможно без качественной модернизации системы физического воспитания современных молодых людей. Одно из перспективных направлений такой модернизации - использование в образовательном процессе наиболее популярных среди молодых людей видов спорта и оздоровительного фитнеса. Сегодня академические занятия по физической культуре в силу различных причин не могут полностью удовлетворить потребность студентов в необходимом уровне ежедневной двигательной активности [5]. Одна из причин - недостаточная привлекательность занятий, их монотонность и чрезмерная стандартизация. Для повышения интереса к занятиям физической культурой специалисты рекомендуют использовать в большем объеме популярные среди молодых людей виды спорта и формы оздоровительного фитнеса [1; 3; 4]. Выявлено, что во многих вузах РФ используются различные фитнес-технологии, как в учебном, так и во внеучебном процессе обучающихся [7]. К сожалению, специалисты отмечают, что, несмотря на достаточно высокий уровень перспективности, проблемы использования различных фитнес-технологий в процессе физического воспитания студенческой молодежи, до сих пор еще не стали объектом углубленного научного анализа [8]. Присутствует некоторый недостаток изучения возможностей и степени влияния новых форм оздоровительного фитнеса на уровень физического развития и здоровья студентов [6].
Современные фитнес-программы представляют собой специально организованные формы занятий двигательной активностью оздоровительной или спортивной направленности. Основная цель использования данных программ - достижение и поддержание определенного уровня физического развития занимающихся [9]. Специалисты отмечают, что в последние годы все больше программ оздоровительного и спортивного фитнеса используется в процессе физического воспитания молодежи (школьников и студентов) [3].
Основной целью исследований авторы определили поиск возможности качественного увеличения уровня физического развития студенток за счет использования в процессе физического воспитания молодых девушек популярной системы упражнений оздоровительного фитнеса - Kangoo Jumps. Данная система представляет собой комплексы специально подобранных упражнений для развития всех мышечных групп. Также представлены упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах тела и различные упражнения аэробной направленности. Отличительной особенностью фитнес-системы Kangoo Jumps является то, что почти все упражнения выполняются в специальной обуви - ботинках на пружинящей платформе Kangoo Jumps boots.
Изложение основного материала статьи. Исследования, посвященные возможности существенного повышения уровня физического развития и физической подготовленности студенток с использованием фитнес-системы Kangoo Jumps проводились на базе Сибирского федерального университета. В исследованиях принимали участие 50 девушек - студенток 3 курса очной формы обучения. Возраст исследуемых девушек - 20-21 год. Следует отметить, что до начала исследований все девушки прошли врачебное обследование в поликлинике СФУ и не имели противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Для исследований были отобраны девушки, посещавшие занятия по физической культуре в рамках спортивных специализаций, в данном случае - фитнес-аэробики. Занятия по физической культуре у студентов 1-3 курсов очной формы обучения СФУ уже длительное время проводятся в рамках избранных самими студентами видов спорта и фитнеса [14]. Отбор происходил с учетом результатов контрольных тестов по общей физической подготовке. Были отобраны молодые девушки с относительно равным уровнем физической подготовленности и знанием базовых танцевальных движений из фитнес-аэробики. Специалисты в области спортивного и оздоровительного фитнеса рекомендуют занятия фитнесом по системе упражнений Kangoo Jumps лицам, имеющим опыт занятий фитнес-аэробикой [10]. Студентки, прошедшие отбор были разделены случайным образом на 2 равные группы: группу №1 (n=25) - контрольную и группу №2 (n=25) - экспериментальную. Срок проведения исследований составил 1 учебный год (2016-2017 гг.). Контрольная группа продолжила занятия фитнес-аэробикой, а в учебную рабочую программу занятий экспериментальной группы были включены комплексы упражнений из фитнес-системы Kangoo Jumps. Количество занятий составляло 2 занятия в неделю. В обеих группах занятия длились 55-60 минут. Структура занятий включала в себя разминку (5-10 мин.), основную часть занятия (25-30 мин.), кардио-силовой тренинг (10-15 мин.) и комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости занимающихся (5 мин.). Упражнения, входящие в разминку, кардио-силовой тренинг и движения, способствующие развитию гибкости занимающихся, были практически одинаковыми у студенток контрольной и экспериментальной групп. Различались лишь комплексы упражнений из основной части занятия. Студентки контрольной группы продолжили занятия фитнес-аэробикой, в нашем случае изучение степ-аэробики. Данный вид спортивной аэробики представляет собой изучение и выполнение различных комбинаций базовых шагов под подходящее музыкальное сопровождение с использованием степ-платформ. Основная часть занятий у студенток из экспериментальной группы строилась на основе изучения и многократного выполнения движений с использованием специальной обуви - Kangoo Jumps boots под музыкальное сопровождение. Базовые движения фитнес-системы Kangoo Jumps: прыжки, сгибания коленей, «захлесты», выпады, представлены на рисунках ниже.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Прыжок Колено вверх Выпад «Захлест»
Авторы статьи планировали выявить, в первую очередь возможность использования системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps в процессе физического воспитания студенток, за счет сравнения показателей уровня физического развития и физической подготовленности молодых девушек из контрольной и экспериментальной групп. В дальнейшем планируется изучение возможности эффективного использования фитнес-тренинга Kangoo Jumps в процессе физического воспитания юношей-студентов.
Для оценки уровня физического развития студенток, принимавших участие в исследованиях, авторы использовали ряд контрольных тестов. Уровень развития мышечной силы оценивался по количеству отжиманий (сгибаний рук в положении - упор лежа) от пола. Развитие быстроты у девушек оценивалось по времени преодоления дистанции - 100 м. Уровень развития общей выносливости оценивался по времени преодоления контрольной дистанции - 2000 м. Развитие гибкости оценивалось по результатам теста - наклон вперед в положении сед, ноги вместе, с касанием ладонями пола. Коснуться пола нужно было двумя ладонями. Измерялось расстояние от кончиков пальцев до стоп. Для качественной оценки уровня функциональной подготовленности девушек использовалась одномоментная функциональная проба с 30 приседаниями в максимально быстром темпе. Оценивалось время восстановления пульсовых значений до исходных показателей в покое. Пульс подсчитывался до начала выполнения пробы, сразу после окончания физической нагрузки и на каждой минуте всего восстановительного периода. Также проводилась оценка средних показателей массы тела исследуемых студенток методом регулярного, не менее одного раза в неделю, взвешивания. Статистический анализ полученных в ходе исследований результатов проводился с помощью использования Mann - Whitney U-test. Данный тест является стандартным инструментом определения достоверности различий в результатах, полученных при сравнении данных в малых по количеству выборках испытуемых лиц.
Результаты тестовых испытаний, проведенных в начале исследования, позволили отобрать для проведения основной части исследований две примерно равных по тестовым показателям группы девушек. В конце исследований было выявлено достоверное (Р<0,01) преимущество студенток экспериментальной группы в показателях развития быстроты и общей выносливости. Так среднее время преодоления дистанции - 100 м у студенток из группы №1 составило 16±0,42 секунд. Данный показатель у студенток группы №2 составил 15±0,84 секунд, что достоверно (Р<0,01) быстрее. Время преодоления дистанции в 2000 м у студенток группы №1 в среднем составило 11 ±0,24 минут. У студенток группы №2 данный показатель составил 10±0,46 минут. Разница между значениями признана достоверной. Показатели развития мышечной силы и гибкости у студенток обеих групп по результатам тестов достоверно не различались. Показатели восстановления организма испытуемых девушек после выполнения студентками стандартной физической нагрузки в начале исследований значимо не отличались. В конце исследований было выявлено достоверное (Р<0,01) снижение времени восстановления организма студенток из экспериментальной группы, по сравнению с результатами студенток из контрольной группы. В экспериментальной группе период восстановления достоверно уменьшился в среднем на 6±0,09 секунд. Показатели массы тела девушек за период исследований существенно не изменились. В контрольной группе было выявлено незначительное увеличение значений массы тела в среднем на 0,18±0,04 кг. В экспериментальной группе было обнаружено незначительное снижение значений веса тела исследуемых девушек, в среднем на 0,12±0,05 кг.
Результаты исследований представлены в таблице.
Таблица
Сравнительные результаты показателей физической подготовленности студенток
Исследуемые параметры Группа №1 (n=25) Группа №2 (n=25)
н.и. о.и. н.и. о.и.
Сила 15±0,45 15±0,61 15±0,36 15±0,49
Быстрота 16±0,64 16±0,42 16±0,55 15±0,84*
Выносливость 11±0,36 11 ±0,24 11±0,32 10±0,46*
Гибкость 21 ±0,35 21±0,42 21±0,39 21±0,44
Восстановление 92±0,32 90±0,14 94±0,25 88±0,16*
Масса тела 53±0,94 54±0,12 53±0,76 53±0,64
Прим: н.и. - начало исследований; о.и. - окончание исследований. * - достоверность (Р<0,01)
Исследования показывают, что студентки, использовавшие в занятиях по физической культуре упражнения системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps демонстрируют достоверно (Р<0,01) более высокие результаты в развитии быстроты и общей (аэробной) выносливости, по сравнению со студентками, занимавшимися фитнес-аэробикой. В тоже время показатели развития гибкости и мышечной силы у девушек из обеих групп примерно одинаковы. Следует отметить, что регулярные занятия Kangoo Jumps могут служить эффективным средством профилактики увеличения массы тела и развития ожирения у студенческой молодежи. Важность использования эффективных методик профилактики распространения ожирения у современных молодых людей подчеркивают многие специалисты в области здравоохранения и физического воспитания молодежи [15].
Выводы: Результаты исследований позволяют утверждать, что:
1. В ходе исследований доказана возможность эффективного использования системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps в процессе физического воспитания студенток, имеющих опыт занятий фитнес-аэробикой. Выявлено значимое (Р<0,01) увеличение ряда параметров физической подготовленности студенток, использовавших систему фитнес-тренинга Kangoo Jumps, за период исследований.
2. Полученные результаты позволяют авторам рекомендовать систему фитнес-тренинга Kangoo Jumps для целенаправленного развития уровня развития быстроты и общей выносливости у студенток, имеющих опыт занятий фитнес-аэробикой. Допускается возможность использования тренинга Kangoo Jumps в деле профилактики развития ожирения у современных студенток.
Литература:
1. Аникиенко Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств: Дис...канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 185 с.
2. Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Осипов А.Ю. Влияние мониторных вредных привычек на здоровый образ жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. №6. С. 24 - 26.
3. Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Ермаков С.С., Кузьмин В.А., Сидоров Л.К Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2016. №6. С.34 - 39. DOI: 10.15561/20755279.2016.0604
4. Осипов А.Ю., Гибаева Н.Н., Качаева Ю.В., Переус О.В. Hot Iron, как метод повышения уровня физического развития студентов и формирования у них мотивации к регулярным занятиям физической культурой // Вестник КЕПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №4 (30). С.82 - 86.
5. Осипов А.Ю., Тимофеев А.В., Вапаева А.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы средствами оздоровительной аэробики // Вестник КЕПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №1. С. 97 - 100.
6. Подоруев Ю.В., Пихаев P.P., Заппаров Р.И. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 218 - 223.
7. Семенив Д.А. Современные подходы к использованию фитнес-программ в физическом воспитании студентов вуза // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. 2016. №4. С. 96 - 102.
8. Степанова О.Н., Осокина Е.А. Использование комплексных фитнес-программ в системе физического воспитания студенток // Вестник КЕУ им. Н.А. Некрасова. 2010. №4. С. 259 - 263.
9. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №2. С. 116 - 122.
10. Dimitru R. Experts' opinion concerning the role of aerobics on kangoo-jumps boots // Journal of Sport and Kinetic Movement. 2014. №1 (23-2). P. 44-46.
11. Fagaras S., Radu L., Vanvu G. The level of physical activity of university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. №197. P.1454-1457. D0I:10.1016/j.sbspro.2015.07.094
12. Gaetano A. Relationship between physical inactivity and effects on individual health status // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №2 (Supplement issue). P.1069-1074. D0I:10.7752/jpes.2016.s2170
13. Keating X., Harrison L., Chen L., et al. An analysis of research on student health-related fitness knowledge in K-16 physical education programs // Journal of Teaching in Physical Education. 2009. №28 (3). P.333-349. https://doi.org/10.1123/jtpe.28.3333
14. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P.176-181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405
15. Osipov A., Kudryavtsev M., Gruzinky V., et al. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students // Physical education of students. 2017. №1. P.40-45. D0I:10.15561/20755279.2017.0107
Педагогика
УДК 37.013.42(045)
кандидат педагогических наук, доцент Мокшина Надежда Григорьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент Деревянко Мария Сергеевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы. Авторы уточнили сущность понятия «самостоятельность», выявили особенности и механизмы ее формирования в младшем школьном возрасте. Особое внимание в статье уделено практическим приемам и способам формирования самостоятельности у младших школьников.
Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник, учебно-воспитательный процесс, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of independence in the younger schoolchild in the educational process of the school. The authors clarified the essence of the concept of "independence", revealed the features and mechanisms of its formation in the younger school age. Particular attention is paid to practical methods and ways of forming independence for younger schoolchildren.
Keywords: independence, junior schoolchildren, educational process, federal state educational standard of primary general education.
Введение. Проблема формирования самостоятельности современных учащихся младших классов, их включенности в самостоятельную деятельность в контексте подготовки их к адаптации к изменившимся условиям социальной действительности является сегодня одной из приоритетных задач системы российского образования. Формирование самостоятельности у младшего школьника как личностного качества предполагает его ответственность, независимость, целеустремленность, широту мышления, взглядов, гибкости ума и поступков, предприимчивость и анализ происходящего.
Актуальность изучения проблемы формирования самостоятельности младших школьников определяется сегодня существованием объективно сложившихся в новых условиях обучения и воспитания противоречий между:
- новыми целями, задачами обучения и воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов к их решению с использованием современных приемов и технологий;
- изменениями личностного развития современного младшего школьника, его жизнедеятельности и недостаточной степенью изученности характера и глубины этих изменений, значения их в процессе развития личности ребенка;
- существенной значимостью в личностном развитии младшего школьника феномена самостоятельности, реализуемой, как в обучающей, так и воспитательной деятельности педагога, и недостаточной степенью полноты раскрытия данного феномена, его структуры, факторов, механизмов и условий формирования в современной психолого-педагогической литературе.
Формулировка цели статьи. Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости и раскрытие содержания формирования самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы.
Изложение основного материала статьи. Одними из ведущих институтов формирования личности представителей подрастающего поколения в условиях современной России являются общеобразовательные учреждения. Действительно, общее образование, в силу его общественности, является ведущим фактором, формирующим важнейшие личностные характеристики учащихся. В таких обстоятельствах, отвечая новейшим требованиям современного общества, школа должна стать ведущей органической составляющей процесса формирования у детей младшего школьного возраста такого качества как самостоятельность.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающий проблему формирования самостоятельности у младшего школьника позволяет сделать вывод о существовании огромного разнообразия трактовок в содержании термина «самостоятельность», а также многообразие подходов, с точки зрения которых исследуется данное понятие. В частности, В.В. Шульга определяет самостоятельность как готовность школьника продвигаться в освоении знаний собственными силами. Он полагает, что самостоятельность личности по-разному может проявляться в учебной, бытовой, общественной, производственной и других видах деятельности. Постепенно возрастая в процессе выполнения ребенком каких-либо действий, самостоятельность приобретает способность ее перенесения и на другие - вначале родственные - виды деятельности. При этом автор считает, что наибольшая степень самостоятельности субъекта проявляется не при репродуктивном воспроизведении того или иного действия по готовому образцу или шаблону, а при утверждении «личного» способа деятельности и мышления [12].
Далее, с точки зрения С.Ю. Еоловина, самостоятельность является обобщенным свойством личности, которое проявляется в критичности, инициативности, адекватной оценке самого себя и своих действия, а также ответственности за собственные поведение и деятельность [2]. Еще один автор, К.К. Платонов, связывает самостоятельность как педагогический феномен с волевыми качествами личности, которые выражаются в способности планировать, систематизировать, выполнять и - в дальнейшем в случае необходимости - корректировать осуществляемую ими деятельность без помощи и/или прямого руководства окружающих [8].
В.И. Селиванов рассматривает самостоятельность как автономную волевую активность личности, когда обучающийся понимает цели обучения и старается преодолеть возникающие трудности [9]. И.В. Еребенников особо выделят деятельностную черту самостоятельности, подчеркивая ее значимость как на одного из важнейших качеств личности, проявлением которого становится умение ставить цель, желание стремиться к ее выполнению, ответственно относиться к своей деятельности, самостоятельно ее выполнять,