Научная статья на тему 'Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет'

Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
457
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуняева Елена Алексеевна, Четайкина Ольга Васильевна, Шиндина Ирина Васильевна

В статье рассматривается проблема развития двигательной активности и укрепления физического здоровья студентов в процессе физического воспитания учащейся молодежи в высшем учебном заведении. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование системы фитнеса, которая обладает объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся. В статье исследуется динамика показателей основных физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет, занимающихся фитнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуняева Елена Алексеевна, Четайкина Ольга Васильевна, Шиндина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет»

УДК 796.01:378 (045)

Шуняева Елена Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент eshunyaeva_71 @mail.ru Четайкина Ольга Васильевна кандидат педагогических наук, доцент eshunyaeva_71 @mail.ru Шиндина Ирина Васильевна кандидат педагогических наук, доцент eshunyaeva_71 @mail.ru Elena A. Shunyaeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent eshunyaeva_71 @mail.ru Olga V. Chetaykina

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent eshunyaeva_71 @mail.ru Irina V. Shindina

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent eshunyaeva_71 @mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 18-20 ЛЕТ

EFFECTIVE IMPACT FITNESS FACILITIES ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES STUDENTS PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL 18-20 YEARS

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития двигательной активности и укрепления физического здоровья студентов в процессе физического воспитания учащейся молодежи в высшем учебном заведении. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование системы фитнеса, которая обладает объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся. В статье исследуется динамика показателей основных физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет, занимающихся фитнесом.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, средства фитнеса, физические качества.

Annotation. The problem of development of motor activity and strengthening the physical health of students in physical education students in higher education. One way to solve this problem, in our opinion, is the use of fitness, which has surround arsenal of tools designed for physical training involved. The article investigates the dynamics of the basic physical properties ofpedagogical high school students 18-20 years involved in fitness.

Keywords: students, physical education, fitness facilities, physical qualities.

Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и, вместе с тем, в силу ряда причин подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья [4, с. 316]. Многочисленные исследования, проведенные уже в нашем тысячелетии, свидетельствуют, что около 50 % студентов российских вузов имеют отклонения в состоянии здоровья. Реальный объём двигательной активности учащейся молодёжи не обеспечивает полноценного развития [2, с. 12]. Поэтому процесс физического воспитания студенческой молодежи должен восполнить тот дефицит двигательной активности, который создается в современных условиях жизни, а также содействовать развитию и нормальному функционированию всех органов и систем молодого организма.

Следует отметить, что процесс физического воспитания в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью образования и предусматривает использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности, как важный показатель здоровья юношей и девушек, необходимый для дальнейшей успешной трудовой деятельности, а также отношения к физической культуре по окончанию вуза [6, с. 38; 8, с. 74; 9, с. 68].

Под понятием «физическая подготовленность» понимается результат физической подготовки, целенаправленного организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Результатом такого процесса будет уровень развития физических качеств, определяющих разновидность двигательных качеств, которые представляют собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессе осуществления им двигательной активности. Степень развития физических качеств определяет физическую подготовленность [3, с. 54].

Практическая деятельность и всестороннее изучение состояния данного вопроса путем анализа литературных источников показало, что физическая подготовленность современной молодежи имеет тенденцию к постоянному снижению. Одной из причин этого является недостаточная привлекательность содержания занятий, а также тех средств, которые традиционно используются при их построении. Поэтому, все более актуальной становится проблема поиска идей обновления, модернизации занятий по физической культуре в вузе, включающие популярные среди студенческой молодежи системы физических упражнений и виды спорта [1, с. 3; 7, с 79].

Таким, достаточно популярным среди девушек и женщин средством двигательной активности, являются различные типы физической нагрузки системы фитнеса, представляющие собой совокупность средств, методов и форм организации регулярных занятий физическими упражнениями [1, с. 4]. Сегодня система фитнеса - это не просто оздоровительная гимнастика или

модный способ поддержания формы, а новый вид спорта. Она обладает комплексным развитием и оказывает положительное влияние на организм занимающихся, способствует поддержанию и повышению уровня их физического состояния, соответствует современному образу, темпу и качеству жизни общества, приобщает к здоровому образу жизни [5, с. 7].

Вместе с тем, анализ литературных источников показывает, что проблема совершенствования физического воспитания студенток на основе внедрения фитнес-программ является мало исследованной. В ходе нашей работы анализируются результаты, полученные после применения фитнес-программ в системе физического воспитания педагогического вуза, в частности, исследуется динамика показателей основных физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет, занимающихся фитнесом.

Цель исследования - исследование физической подготовленности студенток педагогического вуза 18-20 лет, занимающихся фитнесом.

Исследование проводилось на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева, на кафедре физического воспитания в 2013-2014 учебном году с целью выявления тренирующего воздействия средств фитнеса на уровень развития основных физических качеств девушек. В исследовании приняли участие 43 студентки 18-20 лет. Педагогическое наблюдение включало в себя два этапа. На первом этапе исследования, который проводился в начале учебного года, определялся уровень развития физических качеств студенток с помощью контрольных упражнений: бег 100 м.; челночный бег 3х10 м.; бег 1000 м.; сгибание -разгибание рук в упоре лежа; поднимание-опускание туловища из положения лежа за 30 с.; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения - сед.

На основании анализа состояния здоровья и физической подготовленности девушек были сформированы две группы: контрольная (КГ) - 22 человека и экспериментальная (ЭГ) - 21 человек. По уровню физической подготовленности в начале учебного года существенных различий между студентками обеих групп не было. Студентки КГ посещали традиционные занятия по физическому воспитанию, организованные по стандартной схеме Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Занятия проводились согласно расписанию с 1 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года 2 раза в неделю по 75 минут. В ходе занятия использовалась следующие средства физического воспитания: оздоровительный и кроссовый бег, спортивные и подвижные игры, лыжная подготовка, упражнения на развитие силы, гибкости, ловкости и др.

Студентки ЭГ в этот же период занимались по программам фитнеса 2 раза в неделю по 60 минут. В состав средств, применяемых на занятиях, были включены пользующиеся популярностью в настоящее время комплексы упражнений танцевальной аэробики, системы пилатес, упражнения йоги, стретчинг-программы, а также программы с использованием предметов и различных приспособлений (степы, гантели, фит-болы и др.). Главное преимущество применяемых фитнес-программ - сведенная практически к нулю возможность травм и негативных реакций организма занимающихся. Данный

подход позволял одновременно развивать силовую выносливость, равновесие и улучшать психическое состояние девушек [5, с. 7].

Чтобы убедиться в эффективности использования средств фитнеса, по окончанию учебного года (второй этап исследования) студенткам было предложено повторное выполнение тестовых упражнений. В результате тестирования были получены данные, которые фиксировались на основании измерений и обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективность использования средств фитнеса для развития физических качеств студенток 18-20 лет. Так, в экспериментальной группе отмечен наибольший прирост показателей физической подготовленности, по сравнению с контрольной. В начале учебного года уровни развития общей выносливости, гибкости, скоростно-силовых и силовых качеств у студентов ЭГ и КГ были идентичны, соответствовали средним показателям. В конце учебного года анализ результатов выявил изменения по большинству исследуемых показателей физической подготовленности девушек. В ЭГ выявлен достоверный прирост показателей (при р < 0,05 ) в беге на 100 метров + 3,5 %, в КГ + 1,7 %; челночный бег 3х10 м + 6,2 %, в КГ + 2,5 %; в беге на 1000 м + 6,0 %, в КГ + 1,3 %; поднимание туловища + 10,7 %, в КГ + 6,4 %; прыжок в длину с места + 3,2 %, в КГ + 1,7 % и наклон вперед из положения - сед + 12,1 %, в КГ + 7,8 %.

Таким образом, студентки ЭГ значительно превосходили своих сверстниц - студенток КГ по результатам контрольных тестов, определяющих уровень их физической подготовленности. Очевиден тот факт, что применение в процессе физического воспитания в вузе различных типов физической нагрузки системы фитнеса положительно воздействует на показатели физического развития студенток и вместе с этим содействует значительному повышению заинтересованности девушек в двигательной активности.

Литература:

1. Аникиенко Ж. Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2013. - С. 3.

2. Горелов А. А., Кондаков В. Л., Усатов А. Н. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография. Белгород, 2011. - С. 12.

3. Ермоленко С. П. Физическое воспитание студенток на основе специализации фитнес-аэробика // Вестник Бурятского Государственного Университета. 2011. № 13. - С. 52-55.

4. Казакова, Г. Н., Синдеева Л. В., Ефремова В. П., Мартиросов Э. Г. Изменчивость конституциональных признаков молодых мужчин-студентов по данным 20-летнего ретроспективного исследования // Фундаментальные исследования. 2012. № 8. - С. 316-320.

5. Медведева Е. Н., Стрелецкая Ю. В., Муштукова О. В. Фитнес-аэробика в системе физического воспитания студентов: учеб.-метод. пособие. Великие Луки: Великолукская ГСХА, 2008. - С. 7.

6. Носов А. Г. К вопросу о педагогическом сопровождении становления здорового образа жизни // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. -С. 37-41.

7. Серова Т. В. Анализ результатов применения фитнес-программ на занятиях по физической культуре в техническом вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 8 (90). - С. 79-83.

8. Федотова Г. Г., Пожарова Г. В. Физическая культура в контексте гуманитарного образования студенческой молодежи // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2 (10). - С. 74-77.

9. Шуняева Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности // Вестник спортивной науки. 2007. № 2.- С. 68-70.

Literature:

1. Anikienko J. G. Physical fitness of students with primary use offunds on the basis offitness into account the individual development of physical qualities Profile. Extended abstract of PhD dissertation. Krasnodar, 2013. - P. 3.

2. Gorelov A. A., Kondakov V. L., Usatov A. N. Intellectual activity, physical performance, physical activity and health of students: monograph. Belgorod, 2011. -P. 12.

3. Ermolenko S. P. Physical education students on the basis of specialization aerobic fitness, Bulletin of the Buryat State University, 2011, No. 13. - P. 52-55.

4. Kazakova G. N. Variability constitutional symptoms among young male students according to a 20-year retrospective study, Fundamental research, 2012, No. 8. - P. 316-320.

5. Medvedeva E. N., Streleckaya Yu. V., Mushtukova O. V. Fitness aerobics in the system of physical education students. Great Luke, 2008. - P. 7.

6. Nosov A. G. On the pedagogical formation accompanied by a healthy lifestyle, The Humanities and Education, 2011, No. 2. - P. 37-41.

7. Serova T. V. Analysis of results of fitness programs on employment on physical training in a technical college, Proceedings of the University Lesgaft, 2012, No. 8 (90). - P. 79-83.

8. Fedotova G. G., Pogarova G. W. Physical culture in the context of liberal education of students, The Humanities and Education, 2012, No. 2 (10). - P. 74-77.

9. Shunyaeva E. A. Physical education of university students with different structure ofphysical fitness, Journal of Sports Science, 2007, No. 2. - P. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.