Научная статья на тему 'Оценка уровня подготовленности студентов занимающихся различными видами функционального тренинга'

Оценка уровня подготовленности студентов занимающихся различными видами функционального тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ФИТНЕС-ТРЕНИНГ / FITNESS TRAINING / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / FUNCTIONAL READINESS / ФИТНЕС-ТЕСТЫ / FITNESS TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Логинов Денис Васильевич, Патаркацишвили Николай Юрьевич

Исследования, посвященные определению физического статуса современных молодых людей (школьников и студентов), показывают негативную тенденцию снижения основных показателей уровня физической подготовленности молодежи. Выявлено, что существенное снижение параметров физического развития молодых людей происходит во время обучения в вузах. Для решения данной проблемы специалисты предлагают использовать в процессе физического воспитания студентов средства оздоровительного фитнес-тренинга, в том числе средства функционального тренинга. В тоже время обнаружена проблема, связанная с недостатком изучения эффективности различных методик функционального тренинга, применяемых в процессе физического воспитания студентов. Оценка уровня эффективности использования некоторых видов функционального тренинга (кроссфит, HOT IRON) проводилась методом тестирования студентов, занимающихся данными видами тренинга. Результаты показывают, что уровень функциональной подготовленности студентов не соответствует нормам. Для повышения эффективности использования функционального тренинга следует изменить и адаптировать методики проведения занятий с учетом уровня физического развития и возможностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Логинов Денис Васильевич, Патаркацишвили Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PREPAREDNESS OF STUDENTS ENGAGED IN VARIOUS TYPES OF FUNCTIONAL TRAINING

Studies on the determination of the physical status of modern young people (schoolchildren and students) show a negative trend in the decline of the main indicators of the level of physical fitness of young people. It is revealed that a significant reduction in the parameters of physical development of young people occurs during training at universities. To solve this problem, experts propose to use in the process of physical education of students means health fitness training, including means of functional training. At the same time, there is a problem related to the lack of studying the effectiveness of various methods of functional training used in the process of physical education of students. Assessment of the level of efficiency of some types of functional training (crossfit, HOT IRON) was carried out by testing students involved in these types of training. The results show that the level of functional readiness of students does not meet the standards. To improve the efficiency of functional training should be changed and adapted methods of training, taking into account the level of physical development and potential of students.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня подготовленности студентов занимающихся различными видами функционального тренинга»

Остановимся на ключевых принципах профессионального самоопределения студентов.

Принцип целостности (упорядоченности): означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для профессионального саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса и направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнической направленности. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной методологии, общей для различных наук, технологий производственного процесса, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области в другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

Выводы. В ходе развития профессионального самоопределения формируется его структура, т.е. совокупность компонентов, в которой любой компонент органически взаимосвязан с другими. Таким образом, в результате обобщения имеющейся по данному вопросу информации мы можем сделать вывод, что профессиональное самоопределение учащихся основной школы - это сложное, интегративное качество и предполагающее выработку у учащихся школы определенных профессионально значимых стратегий, адекватных их профессиональному выбору и поставленным перед ними профессиональным задачам.

Литература:

1. Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социологические исследования. 2003. №4. С. 251-253.

2. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. Оренбург, 2009. С. 125-129.

3. Леонтьев Д.А., Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 56-59.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 2000.С. 34-37.

5.Орлов В.Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии//Профессиональное образование.2004. №11. С. 12-16

Педагогика

УДК: 378.172

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск): старший преподаватель Логинов Денис Васильевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель Патаркацишвили Николай Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. Исследования, посвященные определению физического статуса современных молодых людей (школьников и студентов), показывают негативную тенденцию снижения основных показателей уровня физической подготовленности молодежи. Выявлено, что существенное снижение параметров физического развития молодых людей происходит во время обучения в вузах. Для решения данной проблемы специалисты предлагают использовать в процессе физического воспитания студентов средства оздоровительного фитнес-тренинга, в том числе средства функционального тренинга. В тоже время обнаружена проблема, связанная с недостатком изучения эффективности различных методик функционального тренинга, применяемых в процессе физического воспитания студентов.

Оценка уровня эффективности использования некоторых видов функционального тренинга (кроссфит, HOT IRON) проводилась методом тестирования студентов, занимающихся данными видами тренинга. Результаты показывают, что уровень функциональной подготовленности студентов не соответствует нормам. Для повышения эффективности использования функционального тренинга следует изменить и адаптировать методики проведения занятий с учетом уровня физического развития и возможностей студентов.

Ключевые слова: студенты; физическое здоровье; фитнес-тренинг; функциональная подготовленность; фитнес-тесты.

Annotation. Studies on the determination of the physical status of modern young people (schoolchildren and students) show a negative trend in the decline of the main indicators of the level of physical fitness of young people. It is revealed that a significant reduction in the parameters of physical development of young people occurs during training at universities. To solve this problem, experts propose to use in the process of physical education of students means health fitness training, including means of functional training. At the same time, there is a problem related to the lack of studying the effectiveness of various methods of functional training used in the process of physical education of students.

Assessment of the level of efficiency of some types of functional training (crossfit, HOT IRON) was carried out by testing students involved in these types of training. The results show that the level of functional readiness of

students does not meet the standards. To improve the efficiency of functional training should be changed and adapted methods of training, taking into account the level of physical development and potential of students.

Keywords: students; physical health; fitness training; functional readiness; fitness tests.

Введение. Специалисты в области медицины и физического воспитания населения отмечают тревожные негативные тенденции значимого ухудшения показателей уровня физического развития и физической подготовленности современных молодых людей, в том числе школьников и студентов [14].

Одним из путей решения заявленной проблемы, должно стать широкое использование средств оздоровительного и спортивного фитнеса в системе физического воспитания студенческой молодежи [1; 7; 10; 15]. Исследования показывают, что различные виды кардио-силового тренинга: кроссфит, HOT IRON [6] и др., пользуются значительной популярностью среди современных молодых людей и способны решить проблему снижения уровня двигательной активности и ухудшения физического здоровья молодежи [15]. Сравнительно недавно в область фитнес-тренинга были введены понятия: функциональный тренинг и функциональная подготовка. Целью функциональной подготовки является улучшение физического состояния человека через регулярные занятия физическими упражнениями с высоким уровнем интенсивности их выполнения. Специалисты отмечают, что данные упражнения должны быть похожими на повседневные движения и способствовать развитию двигательных навыков [9]. Функциональный тренинг в свою очередь представляет собой тренировку, направленную на развитие физических качеств и двигательных способностей занимающихся, значимую коррекцию их телосложения, увеличение лимита функциональных резервов организма. Подобный тренинг включает в себя выполнение простых скоростно-силовых упражнений, а также упражнений способствующих развитию силовой выносливости и координации движений [8].

По мнению ученых, в основу высокоинтенсивного функционального тренинга должны быть включены упражнения, позволяющие задействовать как можно больше мышечных групп в организме, способствовать развитию кардиореспираторной системы, совершенствовать двигательные навыки [2]. Обнаружена достаточно высокая эффективность использования методик кроссфит-тренинга в процессе повышения уровня функционального состояния и совершенствования физической подготовленности студентов, как юношей, так и девушек [4], при соблюдении методических рекомендаций и достаточном временном объеме проводимых занятий [3].

К сожалению, специалисты отмечают, что в нашей стране наблюдается недостаток прикладных научных исследований, посвященных проблемам валидации и успешного адаптирования различных методик функционального фитнес-тренинга для широкого контингента занимающихся [10]. Значительное разнообразие видов функционального тренинга не дает возможности выстроить единую стройную методику использования тех или иных упражнений для лиц различного возраста, пола и уровня физической подготовленности.

Основной целью исследований авторы статьи определили оценку уровня функциональной подготовленности студентов, использующих в процессе физического воспитания различные виды функционального тренинга. Для проведения исследований были выбраны студенты, занимающиеся с использованием методик кроссфит-тренинга и HOT IRON («горячее железо»). Эффективность данных методик функционального тренинга оценивалась по рекомендованным специалистами батареям фитнес-тестов.

Изложение основного материала статьи. Большинство тренировочных программ функционального тренинга предполагают широкое использование тренажерных устройств и различный вспомогательный инвентарь. К сожалению, значительная часть современной молодежи в силу недостаточного уровня физической подготовленности и отсутствия необходимых знаний о возможности использования тех или иных тренажерных устройств в процессе тренировки не могут эффективно пользоваться данными программами. Значительной части студентов, как девушек, так и юношей, необходим индивидуальный подбор упражнений без существенных отягощений и работы на снарядах. Большая часть упражнений должна выполняться занимающимися с использованием веса собственного тела. Специалисты считают, что программа занятий функциональным тренингом для подобного контингента занимающихся должна включать в себя кардио-силовые нагрузки без использования значительных отягощений [2], с регулируемым уровнем интенсивности выполнения упражнений и наличием обязательного контроля над уровнем функционального состояния занимающихся [5].

Для оценки уровня эффективности используемых в процессе физического воспитания студенческой молодежи методик и средств функционального тренинга, авторы использовали батарею тестов - Functional fitness assessment tests. Данная батарея тестов включает в себя последовательное выполнение ряда заданий, позволяющее достаточно быстро, и объективно оценить уровень функциональной подготовленности занимающихся. Полная батарея тестовых испытаний включает в себя: бег на 1 милю (1,6 км), отдых в течение 5 минут, сгибания и разгибания рук (отжимания от пола) в положении - упор лежа (максимальное количество раз), отдых в течение 3 минут, приседания (максимальное количество раз), отдых в течение 3 минут, сохранение баланса тела в положении упор лежа на локтях (планка) [12]. Для оценки уровня восстановления организма студентов после выполнения физической нагрузки использовалась одномоментная проба с 30 приседаниями. Оценивалось время восстановления ЧСС после выполнения нагрузки.

Оптимальные результаты, необходимые для успешного прохождения всех тестовых испытаний представлены в таблице 1.

Таблица 1

Рекомендуемые результаты выполнения фитнес-тестов

Тесты Юноши (15-29 лет) Девушки (15-29 лет)

Бег на 1 милю (мин) 6.00 6.45

Отжимания (кол-во) 60 40

Приседания (кол-во) 100 100

Сохранение баланса (сек) 180 150

Проба с 30 присед. (сек) 100 120

Исследования, посвященные оценке эффективности различных методик функционального тренинга, проводились на базе Сибирского федерального университета (СФУ). Занятия по физической культуре у студентов СФУ уже длительное время проходят в форме специализированных занятий по видам спорта и фитнеса, выбранным самими студентами в начале обучения [16]. Контингент исследуемых: студенты (юноши и девушки) 2 курса СФУ (n=75), различных направлений и специальностей подготовки по программам бакалавриата. В исследованиях приняли участие 3 группы студентов: группа №1 - юноши (n=25), посещавшие занятия по физической культуре в рамках специализации - атлетизм, и 2 группы девушек: группа №2 (n=25), посещавшая занятия по физической культуре в рамках специализации - женский атлетизм и группа №3 (n=25), занятия у которой проводились на основе использования средств и методов функционального тренинга (HOT IRON). Стаж занятий видами функционального тренинга у исследуемых студентов составил 1,5-2 года. Возраст исследуемых молодых людей - 19-20 лет. Все студенты прошли медицинский осмотр в студенческой поликлинике СФУ и на момент исследований не имели проблем со здоровьем. Все студенты дали свое согласие на участие в исследованиях.

Студенты (юноши и девушки) занимавшиеся на специализациях мужской и женский атлетизм использовали в занятиях методики кроссфит-тренинга. Данные методики предполагают выполнение по круговой системе силовых, гимнастических, и легкоатлетических упражнений с достаточно высокой интенсивностью и малыми перерывами отдыха между кругами. Степень интенсивности выполнения упражнений и количество кругов подбиралось индивидуально с учетом возраста, пола, уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся [13]. Методическими особенностями занятий кроссфит-тренингом являются: достаточно высокая интенсивность выполнения заданий, наличие большого выбора упражнений из различных видов спорта, возможность универсального развития всех мышечных групп организма за счет сменяемости тренировочных заданий. Девушки, посещавшие занятия HOT IRON, занимались кардио-силовым тренингом с использованием отягощений (гантелей и мини-штанг) под специально подобранную музыку. Основным преимуществом системы HOT IRON специалисты называют сочетание научного подхода к занятиям и учет особенностей индивидуального развития занимающихся [6]. Цель занятий по системе функционального тренинга HOT IRON - значимое увеличение уровня силовой выносливости, коррекция параметров фигуры и массы тела [5].

Тестовые испытания у студентов были проведены в конце 2 курса обучения молодых людей (2017 год), во время сдачи контрольных нормативов специализаций. Всем студентам был объяснен порядок выполнения тестовых заданий и произведен показ правильной техники выполнения упражнений. Результаты тестирования молодых людей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные данные результатов тестовых испытаний студентов

Тесты Рекомендуемые Юноши Девушки Девушки

результаты группа №1 группа №2 группа №3

Бег на 1 милю 6.00/6.45 8.12±1.26 9.15±1.13 9.23±1.08

(мин)

Отжимания 60/40 48±4 24±3 25±4

(кол-во)

Приседания (кол-во) 100/100 76±4 62±4 67±2

Сохранение баланса (сек) 180/150 144±2 132±3 135±2

Проба с 30 100/120 118±6 126±5 131±6

присед. (сек)

Результаты тестов наглядно показывают, что уровень функциональной подготовленности студентов, как юношей, так и девушек, не соответствует рекомендуемым специалистами параметрам. Выявлено отставание молодых людей практически во всех аспектах функциональной подготовки. Наиболее значимое отставание у юношей обнаружено в тестах на общую выносливость (бег на 1 милю) и в сохранении баланса тела (планка). У девушек наиболее низкие результаты выявлены в тестах определяющих уровень развития общей выносливости и силы: бег на 1 милю и отжимания от пола. Выявлено также некоторое несоответствие оптимальным параметрам восстановления организма после пробы с 30 приседаниями. Впрочем, результаты исследуемых молодых людей находятся в пределах допустимых специалистами значений для лиц данного возраста и пола.

Для повышения уровня эффективности занятий данными видами функционального тренинга специалистам следует обратить внимание на результаты фитнес-тестов и внести изменения в программы занятий. Необходимо увеличить временной интервал, отводимый на развитие аэробной (общей)

выносливости у занимающихся. Также следует использовать большее количество упражнений для тренировки баланса тела (планка) у юношей, и развития силы мышц верней части тела у девушек.

Выводы. Результаты тестирования позволяют утверждать, что:

1. Уровень функциональной подготовленности молодых людей (как юношей, так и девушек) занимающихся различными видами функционального тренинга, не соответствует рекомендованным специалистами параметрам. Практически во всех фитнес-тестах выявлено отставание средних значений результатов студентов от оптимальных показателей. Наиболее существенное отставание выявлено в результатах тестов определяющих уровень развития общей выносливости, сохранение баланса тела у юношей, силы мышц верхней части тела у девушек.

2. Для повышения уровня эффективности занятий различными видами функционального (кардио-силового) тренинга специалистам следует регулярно проводить тестирование занимающихся с целью коррекции программ занятий и универсального развития занимающихся. Коррекция должна заключаться в индивидуальном подборе упражнений для целенаправленного развития тех или иных мышечных групп занимающихся при оптимальном уровне интенсивности выполнения тренировочных заданий.

Литература:

1. Булгакова О.В., Шубин Д.А., Пономарев В.В. Влияние фитнес-технологий на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток вуза // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2015. №4. С. 48 - 49.

2. Галимова А.Г., Кудрявцев М.Д., Глубокий В.А., Галимов Г.Я. Обоснование содержания высокоинтенсивного функционального тренинга // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. №1. С. 143 - 148.

3. Ермакова Ю.Н., Осокина Е.А., Тихомиров Ю.В. Применение кроссфит-тренировок у студентов, занимающихся силовым троеборьем на начальном этапе подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24617 (дата обращения: 26.09.2017).

4. Кокорев Д.А., Выприков Д.В., Везеницин О.В., Бодров И.М. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. №9. С. 16 - 18.

5. Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Ермаков С.С., Кузьмин В.А., Сидоров Л.К. Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2016. №6. С.34 - 39. DOI: 10.15561/20755279.2016.0604

6. Осипов А.Ю., Гибаева Н.Н., Качаева Ю.В., Переус О.В. Hot Iron, как метод повышения уровня физического развития студентов и формирования у них мотивации к регулярным занятиям физической культурой // Вестник КГПУ им. В .П. Астафьева. 2014. №4 (30). С. 82 - 86.

7. Подоруев Ю.В., Пихаев Р.Р., Заппаров Р.И. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 218 - 223.

8. Савин С.В., Степанова О.Н. Программы функциональной фитнес-тренировки: содержание, конструирование, особенности реализации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. №4. С. 84 - 90.

9. Саитов Р.М., Лисицкая Т.С. Что такое «функциональный тренинг»? // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2013. №6. С.73 - 75.

10. Саитов Р.М., Лисицкая Т.С. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе // Теория и практика физической культуры. 2013. №12. С. 99 - 104.

11. Серова Т.В. Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №8 (90). С. 79 - 83.

12. Functional fitness assessment protocol and testing standards. URL: https://www.wellnessandprevention.com/common/functional_fitness_testing_standards.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

13. Glassman, G. (2007). Understanding CrossFit. Crossfit Journal, 56. 1-2. URL: http://journal.crossfit.com/2007/04/understanding-crossfit-by-greg.tpl (дата обращения: 23.03.2018).

14. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. DOI:10.15561/20755279.2017.0604

15. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P.176-181. DOI:10.15561/20755279.2017.0405

16. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P.1236-1241. DOI:10.7752/jpes.2016.04196

Педагогика

УДК 355.541.4

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин факультета профессиональной подготовки Павлов Игорь Михайлович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры специальных дисциплин

факультета профессиональной подготовки Кравченко Олег Георгиевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПОЛИЦЕЙСКОМ РЕАГИРОВАНИИ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ НА ЭТАПЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ (ЗАДЕРЖАНИЯ) ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется возможная тактика действий группы сотрудников полиции (наряда патрульно-постовой службы полиции) при полицейском реагировании на противоправные действия в городских условиях. Автор предлагает методику проведения практических занятий по программе профессиональной подготовки сотрудников полиции, на которых изучается тактика действий на этапе преследования (задержания) правонарушителей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; сотрудник полиции; наряд патрульно-постовой службы полиции; тактика действий; полицейское реагирование в городских условиях; преследование; физическое задержание правонарушителя.

Annotation. In this article have been analyzed possible tactics of the group of police officers actions (patrol police) in a police response to unlawful acts in urban conditions.

The author proposes a technique for conducting tacticval training program, which examines the tactics of actions during the stage of prosecution (detention) of offenders.

Keywords: Professional training, police officer, patrol police tactics of actions, police response in urban conditions, prosecution, physical detention of offender.

Введение. Положительную роль в осуществлении преследования (задержания) правонарушителей полицейскими играет их тактическая подготовленность. Сформированность умения реагировать целесообразно сложившимся обстоятельствам, учитывать и использовать в собственных действиях специфику городских условий, обеспечивает успешность выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому особое внимание при обучении слушателей факультета профессиональной подготовки следует уделить ознакомлению с тактикой действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя.

Формулировка цели статьи. Цель настоящей статьи заключается в обосновании методики проведения практических занятий по обучению тактическим действиям сотрудников полиции при реагировании на основе анализа содержательных характеристик этапа преследования и задержания правонарушителя в городских условиях.

Изложение основного материала статьи. Обучение слушателей факультета профессиональной подготовки правильной тактике действий при полицейском реагировании в условиях города осуществляется на практических занятиях, позволяющих сформировать умение и закрепить навык адекватного реагирования в сложных и часто стремительно меняющихся условиях полицейского реагирования.

Полицейским реагированием в городских условиях будем считать действия сотрудников полиции по пресечению правонарушений в общественных местах города, которые находятся под открытым небом (улицы, бульвары, площади, парки, скверы, дворы многоквартирных домов и т.д.). Такие условия предполагают наличие оперативного простора для действий группы сотрудников полиции (наряда ППСП) при пресечении каких-либо противоправных действий [2, с. 263].

Для достижения более высокой эффективности обучения слушателей на факультете профессиональной подготовки предлагаем действия по полицейскому реагированию условно разделить на несколько этапов (фаз):

1) этап приближения к месту полицейского реагирования;

2) этап принятия решения на месте происшествия;

3) этап непосредственного реагирования;

4) этап преследования и задержания правонарушителей (заключительный этап).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение молодых сотрудников полиции тактике действий нужно осуществлять на каждом из этих этапов сначала отдельно, а только потом переходить к отработке тактики действий при полицейском реагировании в целом [2, c. 262-263].

Меры полицейского реагирования представляют собой самые простые и необходимые действия сотрудника полиции на месте происшествия и сводятся к пресечению противоправных действий, оказанию первой помощи пострадавшим, если таковые имеются, задержанию и доставлению правонарушителей в какое-либо служебное помещение. Важным также является обеспечение доказательственной базы в отношении задержанных лиц.

Эффективность практических занятий, посвященных обучению слушателей действиям сотрудников полиции, связанных с преследованием правонарушителя (правонарушителей), если имеется такая необходимость, и осуществлением его (их) физического задержания для последующего доставления, значительно повышается, если они проводятся с использованием имитационных ролевых игр и тренинговых упражнений. При реализации таких методов обучения слушатели должны быть распределены на «правонарушителей» и «полицейских» с обязательным условием демонстрации поведения, закрепленного игровой ролью. Так, «правонарушителям» следует инсценировать противоправные действия, а «полицейским» - принимать законные меры реагирования на них. Каждая имитационная ролевая игра завершается обсуждением целесообразности, обоснованности, законности действий «полицейских». Преподавателю следует уделить внимание не только аналитическим действиям слушателей, но и тому, насколько внимательно они отнеслись к соблюдению мер безопасности в каждой конкретной ситуации. К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.