Педагогика
УДК: 378.172:793.327
старший преподаватель Мокрова Татьяна Игоревна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель Логинов Денис Васильевич
Институт физической культуры, спорта и туризма,
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); старший преподаватель Климас Наталья Нагимовна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ФИТНЕСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК
Аннотация. Действующие в вузах программы физического воспитания студентов характеризуются недостатком упражнений, направленных на тренировку функциональных систем организма молодых людей. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют использовать на занятиях по физической культуре у студентов различные виды оздоровительного фитнеса. В статье рассматриваются различные виды оздоровительного фитнеса: фитнес-аэробика, Kangoo Jumps, Hot Iron, с позиций эффективности развития основных физических качеств и двигательных способностей молодых людей, в процессе их обучения в вузах.
Ключевые слова: физическое воспитание; двигательная активность; студенты; оздоровительный фитнес; kangoo jumps; hot iron.
Annоtation. The programs of physical education of students operating in universities are characterized by a lack of exercises aimed at training the functional systems of the body of young people. To solve this problem, experts recommend to use in the classroom for physical education students different types of health fitness. The article deals with various types of health fitness: fitness aerobics, Kangoo Jumps, Hot Iron, from the standpoint of the effectiveness of the development of basic physical qualities and motor abilities of youth, in the process of their education in universities.
Keywords: physical education; physical activity; students; health fitness; kangoo jumps; hot iron.
Введение. Известно, что у значительной части молодых людей за период обучения в вузах, основные параметры физического развития и здоровья не только не соответствуют оптимальному уровню, но и значительно понижаются за время обучения [8; 19]. По мнению М.В. Малютиной, снижение показателей физического развития и здоровья молодых людей происходит, в том числе по причине недостаточной направленности различных систем физических упражнений используемых в процессе физического воспитания студентов, на тренинг функциональных систем организма молодых людей [6]. Недостаток еженедельной двигательной активности является существенным фактором снижения уровня физической и функциональной подготовленности студентов к предстоящей им профессиональной и повседневной социальной деятельности. Исследования показывают, что у значительной части современных студентов уровень физической подготовленности находится на довольно низком уровне [3], также имеются проблемы с координацией и уровнем развития гибкости [5].
Ученые отмечают, что эффективность академических занятий по физической культуре в деле поддержания необходимого уровня еженедельной двигательной активности студентов довольно низкая. Основными причинами недостаточной эффективности занятий служат: низкая посещаемость занятий студентами и недостаточная привлекательность занятий для современных молодых людей [2; 21; 22]. К сожалению, существующие формы проведения занятий по физической культуре не в состоянии обеспечить высокий уровень мотивации молодых людей к регулярной двигательной активности. В связи с данным обстоятельством, ученые считают актуальной задачей поиск новых, эффективных способов оздоровления и повышения уровня физического развития обучающихся, приобщение молодых людей к ценностям здорового образа жизни [4; 20; 21].
Для решения данных проблем специалисты рекомендуют использовать в физическом воспитании современных молодых людей различные виды оздоровительного и спортивного фитнеса [4; 8; 12; 18]. Использование фитнес-технологий в физическом воспитании студентов позволяет, по мнению Т.Н. Шутовой, достаточно успешно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания молодых людей, а также формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и фитнесом [15]. Выявлена возможность успешного использования средств оздоровительного фитнеса в сохранения и укрепления физического здоровья, как у относительно здоровых студентов [1; 16], так и у студентов, имеющих различные заболевания [10].
В тоже время специалисты отмечают наличие проблемы интеграции различных видов активной спортивной деятельности и инновационных видов оздоровительного фитнеса в процесс физического воспитания обучающихся, в том числе и студентов [14]. По мнению О.В. Трофимовой существует значимое противоречие между наличием необходимости совершенствования процесса физического воспитания студенческой молодежи на основе углубленного изучения фитнес-аэробики и недостатком методических разработок по содержательному и технологическому компонентам проведения занятий по фитнес-аэробике у студенток [13]. Подобное противоречие может стать довольно существенной проблемой при проведении занятий по физической культуре у студенток с использованием средств и методов оздоровительного и спортивного фитнеса. Известно, что большинство видов фитнеса, в том числе и фитнес-аэробика, приходит в Россию из других стран, распространяется через сети частных фитнес-клубов и не имеет четких, научно обоснованных методик эффективного применения в образовательных учреждениях. Учеными выявлен некоторый недостаток знаний о возможностях и степени влияния новых форм оздоровительного фитнеса на уровень физического развития и здоровья студенческой молодежи [11; 23]. Таким образом, актуальность исследования выражена наличием запроса у значительной части молодых людей на новые, популярные в современной молодежной среде виды фитнеса и недостатком научных данных о наиболее эффективных фитнес-программах, реализуемых на занятиях по физической культуре с девушками-студентками.
Основной целью исследований авторы статьи определили поиск наиболее эффективных, в деле развития основных физических качеств и двигательных способностей, методик использования в процессе физического воспитания студенток систем упражнений оздоровительного фитнеса: Kangoo Jumps и Hot Iron. Данные системы фитнеса широко используются во многих странах мира с целью оздоровления организма, поддержания тонуса мышц тела, коррекции фигуры и осанки, занимающихся различного пола и возраста. Kangoo Jumps представляет собой комплексы специально подобранных упражнений для оптимального развития всех мышечных групп, а также для развития гибкости, подвижности суставов тела и повышения функциональной пригодности организма [7; 17]. Отличительная особенность данной фитнес-системы заключается в том, что все движения выполняется в специальной обуви - Kangoo Jumps boots (ботинках на пружинящей платформе) [17; 18]. Hot Iron представляет собой систему оздоровительного фитнеса разработанную немецкими специалистами из университета г. Дюссельдорф. Занятия Hot Iron представляют собой комплексы упражнений, выполняемые с мини-штангами различного веса под ритмичную, специально подобранную музыку. При регулярных занятиях по системе оздоровительного фитнеса Hot Iron наблюдается качественная коррекция фигуры (уменьшение жировой и уплотнение мышечной ткани организма) и развитие силовой выносливости [9].
Изложение основного материала статьи. Исследования, посвященные поиску наиболее эффективных методов использования систем упражнений оздоровительного фитнеса: Kangoo Jumps и Hot Iron в процессе физического воспитания девушек-студенток проводились на базе Сибирского федерального университета в период с 2015 по 2018 гг. Участники исследований - девушки, студентки СФУ различных направлений и специальностей подготовки. Общее количество исследуемых - 75 человек, разделенных на 3 равные группы. Возраст девушек на момент начала исследований - 18 лет, в момент окончания исследований - 20-21 год. Все девушки перед началом исследований прошли медицинский осмотр в студенческой поликлинике СФУ и не имели каких-либо противопоказаний к занятиям физической культурой. Все девушки (n=75) в начале 1 курса обучения успешно прошли отбор на специализацию - фитнес-аэробика. В дальнейшем, девушки были разделены на три равные группы, продолжившие занятия физической культурой на основе применения средств оздоровительной фитнес-аэробики, Hot Iron и Kangoo Jumps.
В группу №1 (n=25) вошли девушки, прошедшие отбор на специализацию - фитнес-аэробика. При отборе учитывались: уровень физического развития девушек, музыкальный слух и знание базовых движений фитнес-аэробики. Занятия у девушек данной группы строились на изучении элементов степ-аэробики, силовых тренировках и развитии гибкости. В группу №2 (n=25) вошли девушки, продемонстрировавшие при отборе высокие показатели развития силовых способностей. Данная группа проводила занятия на основе системы фитнес-упражнений - Hot Iron. В группу №3 (n=25) вошли девушки, показавшие при отборе на специализацию - фитнес-аэробика высокий уровень развития координационных способностей. Данная группа проводила занятия с использованием системы оздоровительного фитнеса - Kangoo Jumps. Занятия у девушек всех групп проводились регулярно, 2 раза в неделю (длительность каждого занятия - 90 минут), в течение 3 курсов обучения.
Некоторые упражнения из оздоровительных фитнес-систем: Kangoo Jumps и Hot Iron представлены на рисунках ниже. На рис. 1-4 представлены упражнения Kangoo Jumps: отведения ног, перекаты с ноги на ногу с использованием гантелей, разведения ног в стороны и приседания. На рис. 5-8 представлены упражнения Hot Iron: приседания со штангой, тяга штанги в наклоне, выпады со штангой, тяга штанги к подбородку.
Упражнения, используемые в Kangoo Jumps и Hot Iron
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 7
Рисунок 8.
Для оценки уровня эффективности академических занятий тем или иным видом оздоровительного фитнеса, авторы статьи использовали результаты контрольных тестовых упражнений. Тестировались: уровень развития силовых способностей (сгибание и разгибание рук в положении - упор лежа), скоростно-силовые и координационные способности (преодоление дистанции - 100 ми челночный бег 10х10 м). Развитие выносливости оценивалось по результатам преодоления дистанции - 2000 м. Для более полных данных об уровне функциональной пригодности девушек использовалась одномоментная функциональная проба с нагрузкой (30 приседаний за 20 секунд). Оценивалось время восстановления значений пульса девушек до исходных показателей в состоянии покоя. Учитывались средние значения массы тела студенток, полученные путем регулярного еженедельного взвешивания девушек на 1, 2 и 3 курсах обучения. Статистический анализ результатов тестирования проводился с помощью использования Mann - Whitney U-test.
Результаты тестовых испытаний студенток представлены в таблице.
Таблица
Показатели физического развития студенток за период исследований
Показатели Группа №1 Группа №2 Группа №3
1 2 3 1 2 3 1 2 3
Сила 18±1,64 20±1,12 20±1,35 21±1,46 24±2Д6 25±2,31 18±1,44 19±1,78 21±1,12
Быстрота 16±1,82 16±2,07 16±2,26 16±1,65 16±1,74 16±1,83 16±1,79 16±1,33 15±1,46
Выносливость 10±0,32 11±1,03 11±1,86 10±1,14 11±1,76 11±1,88 10±0,52 11±0Д9 11±0,28
Гибкость 22±1,54 22±1,76 23±2,15 21±2,16 22±1,56 22±1,49 21±2,09 22±1,24 23±1,42
Координация 34±2,51 33±2,79 33±2,19 34±2,72 33±2,68 33±1,73 34±2,19 33±1,65 32±2,44
Восстановление 94±2,36 93±1,23 92±1,48 94±1,72 92±1,37 90±2,16 93±2,35 91±1,57 89±1,42
Масса тела 51±2,68 53±1,36 54±1,39 52±1,29 53±2,37 53±2,16 51±1,54 52±2Д8 53±1,87
Полученные в ходе проведения тестовых испытаний значения, свидетельствуют о достаточно высокой эффективности использования системы фитнес-тренинга Hot Iron в деле развития силовых способностей студенток. Обнаружено существенное (Р<0,01) преимущество в показателях силовой подготовленности девушек, занимающихся по программе оздоровительного фитнеса Hot Iron, в течение всего периода исследований. В тоже время данные, характеризующие уровень развития гибкости студенток, у девушек из группы №2 (Hot Iron) оказались достоверно (Р<0,05) ниже, чем у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой и Kangoo Jumps. Таким образом, для увеличения уровня эффективности от занятий Hot Iron преподавателям следует целенаправленно вводить в программы занятий комплексы упражнений для развития гибкости у студенток. Следует отметить, что девушкам из группы №2 удалось в течение 2-3 курсов обучения поддерживать массу тела практически на одном уровне.
Студентки из группы №3 (Kangoo Jumps), в конце обучения (на 3 курсе) продемонстрировали достоверное (Р<0,05) преимущество в развитии скоростно-силовых и координационных способностей над девушками из других групп. Также у студенток данной группы выявлено наиболее значимое (Р<0,05) преимущество в параметрах восстановления после тестовой нагрузки, по сравнению с показателями студенток из других групп. Таким образом, можно рекомендовать фитнес-систему Kangoo Jumps для целенаправленного развития быстроты и координационных способностей у студенток, однако следует отметить, что значимое увеличение данных показателей происходит лишь после 2-3 лет регулярных занятий.
Показатели развития общей выносливости организма всех исследуемых девушек не претерпели существенных изменений в течение всего периода исследований. К сожалению, авторы статьи вынуждены отметить, что даже использование современных видов фитнес-тренинга не позволяет значимо повысить уровень развития общей выносливости студенток. Причиной, по мнению авторов, является недостаточное количество занятий физическими упражнениями у современных молодых людей в течение недели.
Выводы. Результаты исследований позволяют утверждать, что:
1. Исследования выявили достаточно высокую степень эффективности использования системы оздоровительного фитнес-тренинга Hot Iron в деле увеличения силовых показателей студенток на занятиях по физической культуре. Значимый (Р<0,01) прирост силовых характеристик происходит в течение всего периода исследований (1-3 курс). Также занятия Hot Iron оказались наиболее эффективны в деле поддержания массы тела студенток на оптимальном уровне.
2. Фитнес-тренинг Kangoo Jumps можно рекомендовать для повышения показателей развития скоростно-силовых и координационных способностей студенток. При этом преподавателям следует учитывать, что для достижения значимых результатов необходим достаточно длительный временной период (2-3 года обучения).
Литература:
1. Андреенко Т.А., Ткачева Е.Г., Широбакина Е.А. Организация занятий по оздоровительной фитнес-аэробике со студентами вуза // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2016. №2. С. 79.
2. Аникиенко Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств: Дис...канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 185 с.
3. Брюханова Н.А., Булгакова О.В., Мокрова Т.И., Богащенко Ю.А. Определение возможностей использования высокоинтенсивных тренировочных средств на учебных занятиях оздоровительной аэробикой // Физическое воспитание студентов. 2013. №2. С. 25-29.
4. Дюков В.М., Скурихина Н.В. Применение фитнес-йоги для повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2010. №10. С. 107-111.
5. Гибаева Н.Н., Люлина Н.В., Захарова Л.В. Особенности использования фитнес-программ по физической со студентками // Физическое воспитание студентов. 2010. №6. С. 16-18.
6. Малютина М.В., Андронов О.В., Инжеватов В.В. Физическая и функциональная подготовка студенток в вузе средствами аэробики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №2 (190). С. 34-38.
7. Мокрова Т.И., Вапаева А.В., Осипов А.Ю. Использование системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps в физическом воспитании студенток // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №59-2. С. 249-253.
8. Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Крамида И.Е., Ермаков С.С., Кузьмин В.А., Сидоров Л.К. Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2016. №6. С.34-39. DOI: 10.15561/20755279.2016.0604
9. Осипов А.Ю., Гибаева Н.Н., Качаева Ю.В., Переус О.В. Hot Iron, как метод повышения уровня физического развития студентов и формирования у них мотивации к регулярным занятиям физической культурой // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №4 (30). С. 82-86.
10. Осипов А.Ю., Тимофеев А.В., Вапаева А.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы средствами оздоровительной аэробики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №1. С. 97-100.
11. Подоруев Ю.В., Пихаев Р.Р., Заппаров Р.И. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 218-223.
12. Смирнова Н.О. Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. №4. С. 385-387.
13. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студенток вуза на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: Дис...канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 194 с.
14. Шутова Т.Н. Традиционные виды спорта и фитнес в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. №4. С. 96-101.
15. Шутова Т.Н., Бодров И.М., Мамонова О.В., Кондратьев П.А. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2016. №1. С. 30-31.
16. Яковлева И.В., Кониболоцкая Е.И., Колосова Т.И., Шигаева Е.А. Исследование самоорганизации здорового образа жизни студентов вуза в ходе фитнес-тренировок // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. С. 165-170.
17. Dimitru R. Experts' opinion concerning the role of aerobics on kangoo-jumps boots // Journal of Sport and Kinetic Movement. 2014. №1 (23-2). Р. 44-46.
18. Mokrova T., Bryukhanova N., Osipov A., et al. Possible effective use of Kangoo Jump complexes during the physical education of young students // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №1 (Supplement issue). Р.342-348. D0I:10.7752/jpes.2018.s146
19. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604
20. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P. 176-181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405
21. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P.871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133
22. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1236-1241. DOI:10.7752/jpes.2016.04196
23. Symonik A., Chernenko O., Chernenko A., et al. Application of fitball aerobics means in the system of physical education of female students of non-sporting specialties // Physical education of students. 2018. №3. P. 159166. https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0308
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Мосин Виталий Викторович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
МОДЕЛЬ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО МОДУЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК
Аннотация. Раскрыта роль пропедевтического методического модуля полевых практик для развития профессиональной компетентности будущего учителя географии, которая предполагает развитие умений студентов решать профессиональные задачи методической направленности, разрабатывать методические материалы для организации образовательного процесса в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: полевая практика, профессиональная компетентность, пропедевтический методический модуль, образовательная программа, профессиональная задача.
Annotation. The role of propaedeutic methodological module of field practices for the development of professional competence of the future teacher of geography, which involves the development of students ' skills to solve professional problems of methodical orientation, to develop methodological materials for the organization of the educational process in the future professional activity.
Keywords: field practice, professional competence, propaedeutic methodical module, educational program, professional task.