Научная статья на тему 'Использование на уроках физики примеров из биологии'

Использование на уроках физики примеров из биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / БИОЛОГИЯ / BIOLOGY / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODOLOGY OF TEACHING OF PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Михайлова Алина Сергеевна, Саакян Диана Нверовна

В статье рассматривается повышение интереса учащихся биологических классов к физике путем использования на уроках физики примеров из биологии. Показаны способы использования этих примеров, позволяющие активизировать учащихся на уроках физики и повысить их интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Михайлова Алина Сергеевна, Саакян Диана Нверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование на уроках физики примеров из биологии»

2. Здоровье и физическая культура студента / Бароненко В. А. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.

3. Психодиагностические методы в комплексном лонгитудинальном исследовании студентов / Ю. П. Сенько. Л.: ЛГУ, 2003. 237 с.

4. Физическая культура / Ю. И. Евсеев.- Ростов -н/Д: Феникс, 2010. 444 с.

The use of examples from biology on the lessons of physics

Pustynnikova I.1, Mihaylova A.2, Saakyan D.3 (Ukraine) Использование на уроках физики примеров из биологии Пустынникова И. Н.1, Михайлова А. С.2, Саакян Д. Н.3 (Украина)

'Пустынникова Ирина Николаевна /Pustynnikova Irina — кандидат педагогических наук, доцент; 2Михайлова Алина Сергеевна /Mihaylova Alina — студент;

3Саакян Диана Нверовна /Saakyan Diana — студент, кафедра общей физики и дидактики физики, физико-технический факультет, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье рассматривается повышение интереса учащихся биологических классов к физике путем использования на уроках физики примеров из биологии. Показаны способы использования этих примеров, позволяющие активизировать учащихся на уроках физики и повысить их интерес к предмету.

Abstract: the increasing of interest of students in biological classes to the physics lessons by the use examples from biology, is considered in this article. This paper shows how to use these examples, allowing to step up students to the physics lessons and to increase their interest in the subject.

Ключевые слова: физика, биология, межпредметные связи, методика преподавания физики. Keywords: physics, biology, interdisciplinary communication, methodology of teaching ofphysics.

Формирование познавательного интереса школьников к предмету предполагает использование на уроках нестандартных приемов, которые активизируют учеников. К таким приемам, например, можно отнести использование на уроках физики примеров применения законов физики в спорте и отрывков из художественной литературы [4 - 6]. В биологических классах для формирования познавательного интереса учащихся к физике, учитель может предложить их вниманию информацию, иллюстрирующую межпредметные связи физики с «родной» для них биологией. Приведем ряд примеров физико-биологического содержания, которые можно использовать на уроках физики.

Учащиеся с удивлением узнают, что шкура у белого медведя, оказывается, черного цвета. При изучении волосков меха белого медведя под электронным микроскопом было установлено, что они представляют собой миниатюрный световод, пропускающий солнечное излучение, которое, в свою очередь, поглощается черной кожей животного [2].

Люди, чтобы видеть, нуждаются в свете. Если света мало, зрачок расширяется; если света много, зрачок сужается, регулируя световой поток. Без помощи приборов человек не видит в темноте, а вот у кобры между глазами и ноздрями есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, то есть тепловые лучи. Поэтому даже в темноте кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло [1, с. 229].

Некоторые животные (например, кошки) видят ночью лучше, чем днем. Внутри их глаза имеется большое количество клеток, способных улавливать световые импульсы. Кроме того, ночью кажется, что глаза кошки светятся зеленоватым светом, поскольку у кошек позади сетчатки на глазном дне находится еще один светящийся слой клеток (tapetum lucidum), который, еще раз отражая попадающий в глаз свет, посылает его на сетчатку и тем самым его усиливает, улучшая, таким образом, ночное зрение. Благодаря этому кошки лучше видят в темноте [1, с. 229]. У других животных тоже есть такой усилитель света. У акул tapetum lucidum еще сильнее, чем у кошек. В пронизанной светом воде акулы могут просто «выключать» эту дополнительную помощь своему зрению. Поэтому и на свету они отлично все видят [3, с. 168].

С интересом дети воспринимают информацию о том, что некоторые изобретения люди позаимствовали у растений и животных. Природа очень экономна. Инженеры стремятся, чтобы коэффициент полезного действия машин был максимальным. Выяснение особенностей чешуйчатого покрова крыльев бабочки позволило создать авиационное покрытие, по аэродинамическим характеристикам подобное ее чешуйкам, которое помогло решить ряд важных

проблем (в вертолетостроении уменьшена вибрация и шум винтов, увеличена скорость подъема и маневренность) [7].

Систематическое использование межпредметных связей способствует повышению интереса к физике, помогает формированию в сознании обучаемых целостной картины мира.

Литература

1. Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. 260 с.

2. Оказывается // Юный натуралист, 1987. № 7. С. 25.

3. Ленц Н. 1000 чудес мира животных: Пер. с нем. Е. Зись / Н. Ленц. М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 251 с.

4. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Развитие критического мышления учашдхся на уроках физики с помощью поиска физических ошибок в художественных произведениях // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал / гл. ред. Е. Ф. Попова. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. Спецвыпуск по итогам II Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии: теория и практика». С. 23-25.

5. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Использование законов отражения сказочными героями / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education // International Scientific Review № 8 (18) / XVI International Science Conference (Boston. USA, 7-8 June, 2016). P. 76-77.

6. Пустынникова И. Н., Юдина В. С., Клыкова Н. В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 58-62.

7. Чешуйчатое авиационное покрытие // Физика в школе, 2004. № 5. С. 12-13.

Socio-psychological monitoring as a condition of implementing the federal state educational standards of preschool education Tarabykina A. (Russian Federation) Социопсихологический мониторинг как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Тарабыкина А. А. (Российская Федерация)

Тарабыкина Александра Александровна / Tarabykina Aleksandra — педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 120 «Сказочный», г. Тольятти

Аннотация: в статье анализируются основные требования к системе внутреннего мониторинга качества образования, рассматриваются задачи реализации социопсихологического мониторинга. Abstract: the article analyzes the basic requirements for the system of internal monitoring of the quality of education, the problem of monitoring the implementation of socio-psychological.

Ключевые слова: социопсихологический мониторинг, внутренняя система оценки качества образования, дошкольное образование, психологическая служба.

Keywords: socio-psychological monitoring, internal system of evaluating the quality of education, early childhood education, psychiatric services.

Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому возникает потребность в системе контроля качества образовательного процесса, которая позволит отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития детей [1, c. 126].

Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу дошкольной организации в Российской Федерации. Реализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.