Научная статья на тему 'Физическая культура, формирующая адекватную самооценку у студентов'

Физическая культура, формирующая адекватную самооценку у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ФАКТОРЫ / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Абакумова Эльмира Валентиновна

В данной статье будет рассмотрена одна из проблем современности здоровье. Сущность формирования культуры здоровья у студентов в процессе физического воспитания актуальность выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура, формирующая адекватную самооценку у студентов»

сказывается особенно отрицательно: дети замыкаются в себе, боятся лишний раз переспросить учителя или одноклассников и даже избегают включаться в общую беседу или работу.

В группах отрицательно активных и пассивных преобладает осуждение педагога, порицание. И тем, и другим это вредно в воспитательном отношении.

Процесс усвоения норм общения и критического поведения» в учебных и жизненных ситуациях довольно сложный и длительный. Сложность заключается как в самом процессе, так и контроле за ним. Не всегда имеется возможность проверить ход рассуждений ученика, его поведение (если это не учебная деятельность или выполнение определенного задания). Тем не менее, когда была реализована спроектированная система формирования критического мышления, мы наблюдали в целом положительную тенденцию в установлении взаимоотношений и общения учащихся не только в ходе дискуссий, но и в других ситуациях.

Литература

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 с.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

Physical culture, forming an adequate self-esteem in students Ryutina L.1, Abakumova E.2 (Russian Federation) Физическая культура, формирующая адекватную самооценку у студентов Рютина Л. Н.1, Абакумова Э. В.2 (Российская Федерация)

'Рютина Лариса Николаевна / Ryutina Larisa - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта; 2Абакумова Эльмира Валентиновна / Abakumova Elmira - студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье будет рассмотрена одна из проблем современности - здоровье. Сущность формирования культуры здоровья у студентов в процессе физического воспитания -актуальность выбранной темы.

Abstract: this article is one of the problems of today will be discussed - health. The essence of the formation of culture of health of students in physical education - the relevance of the chosen theme.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, факторы. Keywords: health, physical education, factors.

Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может лишь своим умом и трудом. Наиболее целеустремленная студенческая молодежь призвана сыграть большую роль в осуществлении экономических и социальных перемен нашей страны. Высокие цели диктуют необходимость заниматься саморазвитием, непосредственно связанным с физическим и психическим здоровьем [3].

Понятие здоровье многогранно по содержанию и значению. Обусловливается оно такими факторами как стиль жизни, наследственность, состоянием окружающей среды, возможностями медицины и здравоохранения, двигательной активностью. Так же, выделены основные типы здоровья («индивидуальное здоровье» - человек, личность; «здоровье группы» - семья, профессиональная группа, «страта - слой»; «здоровье населения» (популяционное, общественное) [4].

Важнейшим моментом для успешного процесса здоровье формирования является знание педагогами философии здоровья, психологии здоровья и концепции здоровья, что дает целостное представление о факторной зависимости. Физическая культура является уникальной естественной средой для формирования «Я - концепции», так как приближает студента к действительности (могу -не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю [1, 3].

В соответствии с вышесказанным, одной из задач нашего педагогического исследования является анализ факторов, выбранные студентами способствующих укреплению здоровья (Табл. 1).

Группы Медицинское обеспечение Стиль жизни Окружающая среда Наследственность Двигательная активность

до после до после до после до после до после

Э1- м 20,8 12,5 75 83,3 33,3 29,1 16,6 12,5 50 58,3

Э2 -ж 17,4 8,6 86,9 91,3 39,1 34,7 21,7 13 47,8 65,2

К1- ж 15,3 19,2 76,9 69,2 34,6 38,4 11,5 15,4 38,4 38,4

К2 -ж 13,6 18,2 86,3 86,3 31,8 36,3 17,2 22,7 40,9 40,9

Анализ ответов тест - анкеты (составитель М. Рокич), показал, что студенты в экспериментальных группах углубили понимание таких основополагающих понятий, как здоровье, ЗОЖ, дополнили их новым пониманием. Студенты контрольных групп демонстрируют общепринятое толкование заданных категорий, по большей части зафиксированы стандартные общепринятые формулировки, за которыми просматривается поверхностное понимание важности данного вопроса [4].

Удельный вес фактора стиль жизни человека вырос и в экспериментальной (от 75 до 91 %) и контрольной группах (от 76 до 86 %), но, как было уже замечено выше, качественное наполнение содержания образа жизни в ответах студентов экспериментальных групп стало содержательнее и разнообразней. Фактор влияния окружающей среды в понимании студентов экспериментальных групп снизился (с 33 до 29 %), а в контрольных группах обозначилась положительная динамика (с 31 до 38 %). Оценка влияния наследственности в экспериментальных группах снизилась (с 16 до 12 %), а в контрольных возросла (с 11 до 22 %). Динамика влияния двигательной активности на психофизиологические показатели человека была положительной: Э - (от 47 до 65 %), К - (от 38 до 40 %) [2].

Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенным в социальном развитии общества и по мнению студентов важно знать и учитывать основные принципы здорового стиля жизни (см. рисунок 1).

Рис. 1. Основные принципы здорового стиля жизни

Примечание: 1) индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность; 2) отказ от вредных привычек; 3) соблюдение принципов рационального питания 4) оптимальная двигательная активность, 5) соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

Практическая значимость представленных результатов состоит в том, что осведомленность и сознательность студентов в области знаний о здоровье факторах и принципах, позволяют объективно характеризовать педагогическое обеспечение здоровье формирующей адекватной самооценки студентов для дальнейшей трудовой деятельности.

Литература

1. Двигательная активность и здоровье человека./ Щанкин А. А., Николаев В. С. - Директ-Медиа, 2015. 80 с.

2. Здоровье и физическая культура студента / Бароненко В. А. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.

3. Психодиагностические методы в комплексном лонгитудинальном исследовании студентов / Ю. П. Сенько. Л.: ЛГУ, 2003. 237 с.

4. Физическая культура / Ю. И. Евсеев.- Ростов -н/Д: Феникс, 2010. 444 с.

The use of examples from biology on the lessons of physics

Pustynnikova I.1, Mihaylova A.2, Saakyan D.3 (Ukraine) Использование на уроках физики примеров из биологии Пустынникова И. Н.1, Михайлова А. С.2, Саакян Д. Н.3 (Украина)

'Пустынникова Ирина Николаевна /Pustynnikova Irina — кандидат педагогических наук, доцент; 2Михайлова Алина Сергеевна /Mihaylova Alina — студент;

3Саакян Диана Нверовна /Saakyan Diana — студент, кафедра общей физики и дидактики физики, физико-технический факультет, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье рассматривается повышение интереса учащихся биологических классов к физике путем использования на уроках физики примеров из биологии. Показаны способы использования этих примеров, позволяющие активизировать учащихся на уроках физики и повысить их интерес к предмету.

Abstract: the increasing of interest of students in biological classes to the physics lessons by the use examples from biology, is considered in this article. This paper shows how to use these examples, allowing to step up students to the physics lessons and to increase their interest in the subject.

Ключевые слова: физика, биология, межпредметные связи, методика преподавания физики. Keywords: physics, biology, interdisciplinary communication, methodology of teaching ofphysics.

Формирование познавательного интереса школьников к предмету предполагает использование на уроках нестандартных приемов, которые активизируют учеников. К таким приемам, например, можно отнести использование на уроках физики примеров применения законов физики в спорте и отрывков из художественной литературы [4 - 6]. В биологических классах для формирования познавательного интереса учащихся к физике, учитель может предложить их вниманию информацию, иллюстрирующую межпредметные связи физики с «родной» для них биологией. Приведем ряд примеров физико-биологического содержания, которые можно использовать на уроках физики.

Учащиеся с удивлением узнают, что шкура у белого медведя, оказывается, черного цвета. При изучении волосков меха белого медведя под электронным микроскопом было установлено, что они представляют собой миниатюрный световод, пропускающий солнечное излучение, которое, в свою очередь, поглощается черной кожей животного [2].

Люди, чтобы видеть, нуждаются в свете. Если света мало, зрачок расширяется; если света много, зрачок сужается, регулируя световой поток. Без помощи приборов человек не видит в темноте, а вот у кобры между глазами и ноздрями есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, то есть тепловые лучи. Поэтому даже в темноте кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло [1, с. 229].

Некоторые животные (например, кошки) видят ночью лучше, чем днем. Внутри их глаза имеется большое количество клеток, способных улавливать световые импульсы. Кроме того, ночью кажется, что глаза кошки светятся зеленоватым светом, поскольку у кошек позади сетчатки на глазном дне находится еще один светящийся слой клеток (tapetum lucidum), который, еще раз отражая попадающий в глаз свет, посылает его на сетчатку и тем самым его усиливает, улучшая, таким образом, ночное зрение. Благодаря этому кошки лучше видят в темноте [1, с. 229]. У других животных тоже есть такой усилитель света. У акул tapetum lucidum еще сильнее, чем у кошек. В пронизанной светом воде акулы могут просто «выключать» эту дополнительную помощь своему зрению. Поэтому и на свету они отлично все видят [3, с. 168].

С интересом дети воспринимают информацию о том, что некоторые изобретения люди позаимствовали у растений и животных. Природа очень экономна. Инженеры стремятся, чтобы коэффициент полезного действия машин был максимальным. Выяснение особенностей чешуйчатого покрова крыльев бабочки позволило создать авиационное покрытие, по аэродинамическим характеристикам подобное ее чешуйкам, которое помогло решить ряд важных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.