Научная статья на тему 'Использование законов отражения сказочными героями'

Использование законов отражения сказочными героями Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODOLOGY OF TEACHING OF PHYSICS / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Клыкова Наталья Вячеславовна

В статье рассматриваются отрывки из художественных произведений, которые можно использовать на уроках физики при изучении законов отражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Клыкова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование законов отражения сказочными героями»

Using of the laws of reflection by characters from fairy tales

Pustynnikova I.1, Klykova N.2 (Ukraine) Использование законов отражения сказочными героями Пустынникова И. Н.1, Клыкова Н. В.2 (Украина)

'Пустынникова Ирина Николаевна /Pustynnikova Irina — кандидат педагогических наук, доцент;

2Клыкова Наталья Вячеславовна /Klykova Natalia — студент, кафедра общей физики и дидактики физики, физико-технический факультет, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье рассматриваются отрывки из художественных произведений, которые можно использовать на уроках физики при изучении законов отражения.

Abstract: excerpts of literary works, which can be used on the lessons of physics in studying the laws of reflection, are considered in this article.

Ключевые слова: физика, художественная литература, методика преподавания физики, межпредметные связи.

Keywords: physics, literature, methodology of teaching ofphysics, interdisciplinary communication.

В условиях снижения интереса учащихся к изучению точных наук перед учителями физики возникает серьезная проблема: пробудить интерес учащихся. Нужны нестандартные, оригинальные приемы, активизирующие учеников, вырабатывающие критическое отношение к получаемой ими информации и обеспечивающие качество усвоения изучаемого материала. К таким нестандартным приемам относят использование на уроках физики отрывков из художественной литературы. Они могут быть использованы различными способами: для формулировки физических вопросов и задач учителем [5]; для поиска и анализа учащимися физических ошибок, сделанных автором литературного произведения [4; 5]; для иллюстрации изучаемого физического явления. Читая сказки, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в произведениях немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют место поэтическое преувеличение, фантазия. Очень часто можно встретить описание ситуаций, в которых герои сталкиваются или используют в своих целях явление отражения.

В африканской народной сказке «Как тушканчик перехитрил льва» [1] явление отражения спасло жизнь тушканчику, на которого пал жребий. Тушканчик, по его словам, шел к царю зверей и нес мед, но другой лев, что сидит в колодце, остановил тушканчика и отобрал мед. Рассвирепел лев, подбежал к колодцу, заглянул внутрь и увидел другого льва, который смотрел на него. На самом деле это было только его отражение. Лев зарычал, а из колодца ни звука! Прыгнул лев на другого льва в колодец и утонул. И хотя смекалка тушканчика спасла ему жизнь, удивительно, как же так получилось, что в Африке отсутствует эхо!

Явление отражения помогло художнику из персидской народной сказки «Семь приключений Хатема» [2], не нарушая местных обычаев, доказать свое мастерство живописца. Красавица Малика позвала его и, спрятавшись за занавесом, молвила:

- Ты хвалился, что можешь написать Луну, сокрытую тучами. А сумеешь ли ты изобразить меня, не видя моего лица?

И живописец ответил так:

- Сумею, госпожа моя! Если ты соизволишь подняться на крышу и глядеться оттуда в таз с водой, стоящий на земле, то я выполню твою просьбу.

Малика согласилась, и живописец написал портрет девушки с большим мастерством.

В сказке Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» [3]. Енот увидел свое отражение. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот высоко поднял камень. Тот, кто сидел в пруду, тоже высоко поднял камень. Ой, какой это был большой камень! И хорошо, что крошка Енот послушался маму, которая предложила ему: «Не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки! А пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду» И, как Вы понимаете, Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Повторяющиеся сюжеты встречаются и в произведениях фантастики. Однако разные авторы по-разному «знают» физику. Например, Г. Уэллс [7] не учитывает, что его Человек-невидимка, который полностью невидим, слеп, так как лучи беспрепятственно проходят через все его тело, в том числе и через глаза, и не преломляются, а, значит, на прозрачной сетчатке его прозрачного глаза не может

появиться изображения. Дж. Роулинг знает физику лучше: когда машина вместе с Роном и Гарри Поттером [6] стала невидимой, то при этом в воздухе остались парить две пары зрачков, то есть ребята, став невидимыми, не потеряли зрение.

Использование художественной литературы на уроках физики не только активизируют мышление учащихся, но и способствует их заинтересованности не только физикой, но и художественной литературой.

Литература

1. ЕгороваН. Сказки Африки. М.: Терра-Книжный клуб, 2002. 208 с.

2. Заколдованный замок. Персидские сказки. М.: Миф, 1992. 320 с.

3. Муур Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. М.: Детская литература, 1992. 16 с.

4. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Развитие критического мышления учащихся на уроках физики с помощью поиска физических ошибок в художественных произведениях // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал / гл. ред. Е. Ф. Попова. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. Спецвыпуск по итогам II Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии: теория и практика». С. 23 - 25.

5. Пустынникова И. Н., Юдина В. С., Клыкова Н. В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 58 - 62.

6. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. М.: Росмэн, 2001. 478 с.

7. Уэллс Г. Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка. Война миров. М.: Худ. литература, 1973. 479 с.

Innovative technologies in learning foreign languages Bazarova O. (Republic of Uzbekistan) Инновационные технологии в изучении иностранных языков Базарова О. Н. (Республика Узбекистан)

Базарова Ольга Николаевна / Bazarova Olga - старший преподаватель, кафедра языков,

Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: this article deals with the necessity and importance of innovative technology in the foreign language classroom. It also discusses in detail multimedia technology acting as a method for special intellectual activity. This technology has a number of advantages compared with other information technology training. The use of innovative learning technology creates the most favorable conditions and contributes significantly to motivation in learning foreign languages.

Аннотация: эта статья о важности и необходимости использования инновационных технологий при изучении иностранных языков. Более подробно здесь рассматривается мультимедийная технология, действующая как особый метод для активации интеллектуальной деятельности, а также её преимущества по сравнению с другими информационными технологиями. Использование инновационных технологий при изучении иностранных языков создаёт самые благоприятные условия и значительно способствует формированию мотивации в изучении иностранных языков.

Keywords: multimedia learning, paradigm learning, communicative activities, student intensification of independent work.

Ключевые слова: мультимедийное изучение, изучение парадигмы, коммуникативные действия, активация самостоятельной работы студентов.

Learning foreign languages is impossible to imagine without the use of multimedia learning tools. Of course, important tasks for the methodology of teaching foreign languages include providing opportunities to illustrate the actual process of communication in English, and creating an educational environment that provides real conditions for learning use of the target language and its culture.

The 21st century, often called the information age, is bringing about changes to the traditional teaching of language. The use of computer technology in teaching in our time is of great importance, thanks to its new possibilities. The introduction of new information and communication technology expands access to

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.