Научная статья на тему 'Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию)'

Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ / МОРАЛЬНО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / DEVELOPMENT OF THE INTERNAL ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / METHODS / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FICTION / PRINCIPLES AND PROCEDURES OF WORK WITH FICTION / THE MAIN METHODOLOGICAL APPROACHES / THE PRINCIPLES OF THE INTERNAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONTENT OF FICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монке Елена Станиславовна

В статье рассмотрены ключевые методологические подходы касательно подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы; различные пути осуществления морально-духовного воспитания средствами художественной литературы. Исходя из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве, акцентируем внимание на развитии внутренней деятельности ребенка, которая ведет к формированию морально-духовных ценностей. Предложены общие принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений; методы работы с художественной литературой. При этом в рамках каждого метода обозначены определённые принципы и приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and methods of development of the internal activity of preschool children by the means of fiction (in the context of preparing future teachers to moral and spiritual education)

The author examines the key approaches to the preparation of future teachers to the moral and spiritual education of preschool children by the means of fiction; various ways of the moral and spiritual education by means of fiction. Proceeding from leading role of emotions in preschool childhood, it was focused on the development of the internal activity of the child, which leads to the formation of moral and spiritual values. The general principles of development of the internal activities of preschool children in content of fiction, methods of work with fiction are proposed. Within each method are indicated certain principles and procedures.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию)»

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

научно-методический э^ронньи^ щрно, JEIÄiSiSln7:

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Монке Елена Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейного и эстетического воспитания ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса, Украина [email protected]

Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию)

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые методологические подходы касательно подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы; различные пути осуществления морально-духовного воспитания средствами художественной литературы. Исходя из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве, акцентируем внимание на развитии внутренней деятельности ребенка, которая ведет к формированию морально-духовных ценностей. Предложены общие принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений; методы работы с художественной литературой. При этом в рамках каждого метода обозначены определённые принципы и приемы. Ключевые слова: морально-духовное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, основные методологические подходы, развитие внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста, принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений, методы, принципы и приёмы работы с художественной литературой.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Подготовку будущих воспитателей к морально-духовному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы следует рассматривать сквозь целостное видение системы основных методологических подходов, в частности системно-структурного, синергетического и аксиологического подходов.

Так, системный подход, характеризуя структурно-функциональную целостность воспитательно-образовательного процесса, выступает как фактор духовного достояния, передавая все полезное и доброе. Системный подход дает возможность конкретизировать как основные составляющие морально-духовного воспитания, так и сущность подготовки будущих педагогов к его осуществлению. Системный подход ориентирует подготовку будущих воспитателей на организацию воспитательного процесса как целенаправленную творческую деятельность всех его субъектов; требует видения всех его связей - цели, задач, методов и средств, содержания, форм морально-духовного воспитания - не изолированно, а во взаимодействии.

Значение синергетического подхода в подготовке будущих воспитателей к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста проявляется в осознании ведущих принципов и приобретении опыта такого взаимодействия воспитателя с ребенком, которое дает положительный толчок для саморазвития, самоорганизации ребенка, ведет к изменениям и возникновению новых качеств.

Аксиологический подход в современных психолого-педагогических исследованиях признан главным направлением в воспитании, которое осуществляется на основе усвоения определенных ценностей. Здесь важным является формирование

г« ^ г«

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

ноушо-^одичесаш э^ро^ щрш J-);JEirS^iSiSIn7: = ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

личности, ее духовного мира и духовной культуры [1]. При аксиологическом подходе к морально-духовному воспитанию ребенок дошкольного возраста рассматривается как высшее Божье творение. Особое место здесь приобретает воспитание в ребенке таких морально-духовных ценностей, как любовь, милосердие, миролюбие, доброта, кротость, достоинство, совесть, честь.

В качестве теоретико-методологической основы подготовки будущих воспитателей к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста средствами художественной литературы целесообразно использовать не только системный, си-нергетический, аксиологический подходы, но и другие - деятельностный, компетент-ностный, личностный, культурологический и др. Комплексное внедрение всех указанных подходов позволит добиться положительного результата в подготовке будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников.

Учитывая основные подходы к морально-духовному воспитанию дошкольников, рассмотрим различные пути его осуществления средствами художественной литературы. Предполагаем, что настоящая художественная литература для детей, как правило, создана на основе общепринятых духовных ценностей: христианских духовных и нравственных ценностей; национальных духовных ценностей; эстетических духовных ценностей; экзистенциальных ценностей. Задача педагога - найти соответствующие способы работы с этой литературой, поставив целью развитие внутренней деятельности ребенка, а значит, и морально-духовное воспитание. Овладение методологией развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений косвенно свидетельствует о готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию как в целом, так и в рассматриваемом контексте.

Известно, что в развитии внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста следует исходить из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве. Ведь если эмоциональное переживание отмечается силой, стойкостью и направленностью на определенный объект, то такое эмоциональное переживание становится чувством, а это и является эквивалентом определенной морально-духовной ценности. Очевидно, здесь идет речь о положительном заряде эмоционального переживания, чувства. Ценности, которые необходимо воспитывать в детях в первую очередь: любовь к родителям, природе, Родине, труду, справедливость, почтительность, уважение к другим, готовность помогать (альтруизм), отзывчивость, доброжелательность.

В контексте морально-духовного воспитания дошкольников стоит говорить об одухотворении восприятия ребенком художественного произведения. Одухотворение играет вспомогательную роль в морально-духовном воспитании дошкольника. И. Д. Бех, рассматривая учебный материал как средство духовного воспитания личности ученика, пишет, что «одухотворение является процессом установления субъектом связи каждого отдельного знания или действия с высшей духовной ценностью и предоставления, таким образом, этим учебным достояниям личностной значимости. Иными словами, ученик должен вносить в любой учебный материал высший духовный смысл, подчинять, как говорится, материю духа - собственной духовности: дея-тельностной любви, добросовестности, бескорыстию, справедливости, верности, великодушию, милосердию, честности и т. д.» [2]. Таким образом, касательно развития внутренней деятельности в контексте морально-духовного воспитания дошкольников задачей педагога является научение или подведение ребенка к одухотворению знаний об окружающем мире, воспринимаемых им из художественной литературы.

«VI О nj

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

научно-методический э^ронньи^ щрно, //К-онЦкГп;«р^к-:с9е ШЖ -

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

На наш взгляд, в таком контексте восприятия художественного произведения вспомогательными средствами, имеющими цель стимулировать внутреннюю деятельность ребенка, могут быть: взаимосвязь искусств в организации чтения; собственно развивающий потенциал художественной литературы и её использование в качестве смыслового фона не только для познавательной деятельности дошкольников, но также для осмысления детьми взаимосвязи духовного и материального мира и событий в нем; реализация экзистенциально-гуманистического, духовно-ориентированного подхода с учетом задач морально-духовного развития дошкольников на основе продуманного алгоритма занятия.

Раскроем принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений. Заметим, что в основу указанных принципов мы положили группы методов, разработанные И. Д. Бехом, в частности рефлексивно-эксплицитный метод; интерактивные методы; метод интимно-личностного диалога [3].

Таким образом, принципами развития внутренней деятельности по содержанию художественных произведений в контексте морально-духовного воспитания детей дошкольного возраста определим следующие:

1. Доступность и наглядность. Доступное (по форме и содержанию) разъяснение детям конкретных общепринятых в социуме моральных норм и правил поведения, демонстрация последствий игнорирования указанных моральных норм и правил поведения. Иллюстрирование сказанного сюжетами художественных произведений. При этом не должно быть излишнего дидактизма, поучения, морализаторства, уговоров и т. д.

2. Принцип «внушения». Внушение моральных норм и правил, основанное на эмоциональности ребенка дошкольного возраста и склонности к подражанию. Этот метод особенно эффективен в морально-духовном воспитании робких, замкнутых детей и способен поддержать в них стремление к активному поведению, пробудить веру в собственные силы. Здесь могут иметь место личные примеры из детства взрослого, но только в том случае, если между ним и ребенком достигнут положительный эмоциональный контакт.

3. Принцип актуализации витагенного опыта. Принцип базируется на теории ви-тагенного обучения А. С. Белкина. Актуализация жизненного, духовного опыта ребенка в содержании художественных произведений и в работе с ними с целью осознания ребенком того, что его действия в отношении себя и других небезразличны взрослым, сверстникам и все поступки (добрые и плохие) имеют соответствующие последствия.

4. Принцип антропности или космологизма. В мировоззренческом плане ан-тропный принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Вселенной, выдвинутую еще в античном мире и развитую плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Джордано Бруно, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, П. Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Фримен Дайсон, Ф. Хойл и др.) [4]. В нашем понимании это проведение доступной детям параллели между соответствием моральных норм и правил поведения, принятых в обществе, общечеловеческим правилам и духовным вселенским законам существования (например, закон причины и следствия, «закон бумеранга», «эффект бабочки» и т. д.).

Исходя из этого, в морально-духовном воспитании дошкольников, на наш взгляд, были бы уместны такие методы работы с художественной литературой, как использование развивающего потенциала художественной литературы и реализа-

м Q м

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

^о-методичесии э^ро^ щрш //К-онЦкГп;«р^к-:с9е шЖ -

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ция экзистенциально-гуманистического, духовно-ориентированного подходов в морально-духовном воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Опишем их.

В рамках первого метода - использование развивающего потенциала художественной литературы - действуют следующие принципы:

- Принцип учета самоценного значения художественных произведений для морально-духовного развития детей.

- Принцип подбора конкретных художественных текстов, исходя из их морального и духовно-развивающего потенциала, в соответствии с особенностями детей группы, с учетом того, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения своих познавательных, морально-духовных интересов в отношении окружающего мира.

- Принцип использования, кроме привычных жанров (поэзия, сказка, рассказ), больших литературных форм - авторских сказочных и реалистических повестей, а также циклов рассказов и сказок со сквозным главным героем, создающих целостную картину событий, которые происходят с персонажами, временно-причинных связей, зависимости поведения персонажей от изменяющихся обстоятельств, внутренних психологических мотивов. Это является особенно существенным для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет им показать широкий спектр возможных моделей поведения в разнообразных и меняющихся обстоятельствах, усваивать общечеловеческие ценности и ценности, которые приняты в обществе [5].

Разножанровые произведения необходимы детям дошкольного возраста прежде всего для более полного понимания мира, поскольку каждый отдельный жанр раскрывает мир особым способом. Художественная форма произведения каждого отдельного жанра тесно связана с его содержательно-смысловым наполнением. Учет содержательно-смыслового наполнения художественных текстов в программах дошкольных учебных заведений соответствует принципу тематического планирования. Однако этот принцип не является корректным при использовании больших литературных форм, которые раскрывают несколько тем, включая различные сферы действительности. Следовательно, здесь правомерно говорить о принципе политематичности, в основе которого - разделение на реалистические, комбинированные и, собственно, вымышленные (воображаемые) сюжеты-миры. Это два крайних «полярных» по характеру типа воображаемых «миров», которые создают эти тексты. Каждый из этих многочисленных миров является особой моделью действительности, и, как замечает Н. А. Короткова, чем разнообразнее эта многочисленность миров, которые представляет себе ребенок, слушающий книгу, тем полнее влияние художественной литературы на его развитие [6].

С одной стороны, эти художественные тексты создают «реалистичные миры», которые моделируют действительность через реалистичное пространство и время, в котором живет персонаж-ребенок. Пример из украинской литературы для детей дошкольного возраста - Ясочка из цикла стихотворных рассказов Н. Забилы «Ясоч-кина книжка» или мальчик Тико из далекого Севера и его верный друг пес Волохан из цикла рассказов Н. Трублаини «Волохан». С другой - эти художественные тексты создают «вымышленные» миры, которые моделируют действительность через условно-неопределенное пространство и время с особенной галереей образов-персонажей: фольклорных-сказочных или детских персонажей, которые стали знаковыми в детской субкультуре, например зайка Кося Вухань и ёжик Колька Колючка, их друзья из «Необычных приключений в Лесной школе» В. Нестайка или Барвинок и Ромашка, а также их друзья из «Ста приключений Барвинка и Ромашки» Б. Чалого.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

ноуыо-методичесаш э^ро^ щрш //К-онЦкГп;«р^к-:с9е Ш Ж -

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Промежуток между этими «полярными» мирами заполняется текстами, которые создают «комбинированные миры», сочетающие между собой вымышленные и реалистичные элементы. Каждый из этих типов возможных миров по-разному «работает» на развитие ребенка: вымышленные и комбинированные миры способствуют развитию воображения и фантазии, реалистичные - усвоению причинно-следственных связей, мотивов и последствий человеческих поступков, воспитанию культуры чувств. И наконец, все они способствуют усвоению моральных норм и духовных ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему миру.

- Принцип использования совокупности художественных текстов, специально отобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно-смыслового наполнения. Эта совокупность имеет вид обязательной систематической программы, но также может быть представлена лишь в виде рекомендательного круга чтения, который, с одной стороны, реализует запланированные развивающие функции, а с другой - удовлетворяет потребности и интересы детей конкретной возрастной группы. Здесь важное место отводится составлению рекомендательных списков художественной литературы различных жанров по морально-духовным темам: произведения для длительного чтения, которые большей частью принадлежат к большим литературным формам (читают их частями); произведения для кратковременного чтения - каждый из них (или несколько коротких стихов, рассказов) можно прочитать за 20 минут.

- Принцип использования художественной литературы в качестве смыслового фона и стимула для продуктивной познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводящего аналогии между событиями, которые происходят с персонажами, их переживаниями, размышлениями и собственной деятельностью детей. Обычно художественные произведения используются в качестве смыслового фона, как рисование по содержанию художественного произведения или этическая беседа. Но в больших художественных произведениях есть огромное количество интересного материала для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, ведь персонажи художественных произведений часто удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, могут служить мотивом для интересной деятельности взрослого с детьми. Приведем примеры:

I. Что это за цветок? «На ujü сам1й галявин ще до тебе кв1тла кв1тка. Навк-руги ще де-не-де нав1ть сн1г лежав. А вона кв1тла! Менша за тебе, тоненька, тен-д1тна. Пелюстки ii були б1л1-б1л1, як сн1г. А формою вона була схожа на маленький дзвоник.... Як могла б вижити у л1а, серед сн1гу, кв1тка, в якоiне було шубки?» («Весенняя сказка» Анни Беленькой) [7].

Эта сказка, по замыслу ее авторов, является прекрасной основой для классификационной работы: «ранньоi весни кв1тнуть п1дсн1жники, прол1ски.... Якщо нал1тае холодний в1тер або падае сн1г, кв1точка нахиляеться до земл1. Коли пригр1е сонечко, i сн1г тане, стебло розпрямляеться, а кв1ти п1дн1мають гол1вки. Ранньовеснян шти називають ефермо1дами...» [8]

II. Отметим на карте те места, откуда прилетели в один древний гай попугаи со всех сторон света («Лайливець Жако» Анатолия Григорука), и заодно познакомимся со странами мира.

III. Богданчику приснился сон, что он вместе с верным щенком Шарко и Ласточкой прилетел на Луну на ракете: «П1нь-п1нь, друз!.... Тут дуже легко л1таеться. Я майже не трачу сил..» - просевала Лас^вочка» [9].

PU г М

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

^о-методичесии э^ро^ щрш J-);JEirS^iSiSIn7: -

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Неожиданно Шарко, взмахнув хвостом, улетел на десять метров от ракеты. За ним Богданчик, едва подняв правую ногу, повис над ракетой. В чем тут дело? Почему Шарко и Боданчик начали летать? Попробуем провести опыт (с пёрышком, с одуванчиком и т. д.). Они легче воздуха. Точно так же вес Богданчика, его друга-щенка и птицы на Луне был намного меньше, чем на Земле. Так объясняем детям понятие невесомости.

IV. Почему улыбался новенький трамвай? Что рассказал ему старый трамвай? («Почему улыбался трамвай» Василия Довжика). Попробуем разобраться в возможностях и свойствах различных видов транспорта, которые ездят («путешествуют») по дорогам города: Автомобили «ei4HO кудись мчать наввипередки, одне перед одним товпляться на перехрестях, поспiшають. Тролейбуси i собi теж не проти посохом об^хати когось... А трамваi цокочуть поважно, дочекаються черги, доки поде пе-ред^й, i со6iрушають слiдком, нiколи не обганяючи товариша...» [10]

Чтобы подобрать художественные произведения для чтения детям, а также использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, педагог должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, предварительно прочитать их и определить, какие из них понравилось бы детям группы. Ведь очень важно, чтобы чтение книг не стало принудительным действием; книга должна развивать ребенка и одновременно доставлять ему удовольствие.

Рассмотрим следующий метод - реализацию экзистенциально-гуманистического, духовно-ориентированного (Е. А. Помыткин) подходов в морально-духовном воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Прежде всего, определим наше понимание экзистенциально-гуманистического психолого-педагогического подхода в воспитании дошкольников. Экзистенциально-гуманистический подход фиксирует принципиальную общность понятий «экзистенциализм» и «гуманизм», заключающуюся прежде всего в признании того, что человек свободен в построении собственной жизни и способности к этому. Считаем, что дошкольный возраст - это возраст «лучшего человека». Задача педагогов и родителей - увидеть внутренний потенциал ребенка, направить его на следующий и дальнейший духовный рост. Нам импонируют концепции гуманистической теории К. Роджерса, А. Маслоу, в которых личность признается как изначально безусловно позитивная, а также В. Франкла, Дж. Бюджентала, где личность признается изначально условно позитивной. Исходя из этих концепций, смыслы воспитания сводятся в первом случае к помощи ребенку в его актуализации, а во втором - к помощи ребенку в его выборе. В пределах обозначенного метода уместно использовать следующие приемы.

1. Анализ сущности морально-духовных императивов (или морально-духовного императива (установки). Приведем пример. Сначала воспитатель предлагает осмыслить детям сущность установки «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Воспитатель помогает детям, опираясь на их собственный опыт и применяя разнообразные средства и приемы, осознать, что это значит. Осмысление жизненной мудрости поможет детям осознать и принять ее, подготовит к восприятию основной идеи художественного произведения.

2. Чтение художественного произведения с последующим обсуждением представляет детям жизненную ситуацию как образец решения персонажами произведения проблемы, которую начали обсуждать в начале занятия. Важно нацелить детей на восприятие главной идеи произведения: «Дети, ведь это правда, что всем нам приятнее и легче общаться с незнакомыми, да и со знакомыми людьми, если они нам искренне и дружески улыбаются? Послушайте историю, как один маленький енот одолел свой

КОНЦЕПТ

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспита-

ноуыо-методичесаш э^ро^ щрш //К-онЦкГп;«р^к-:с9е Ш Ж -

ART 14117 УДК 371.132:373.2 Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

страх (чтение сказки Лилиан Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду"). Подумайте над тем, как проще найти друга: улыбаясь или с мрачным выражением лица?»

После прочтения сказки педагог обращается к детям с предложенным перед чтением вопросом. Заметим, что в отличие от традиционной методики во время беседы после чтения художественного произведения мы не будем воспроизводить с детьми сюжетную линию. Главное - помочь им разобраться в самой ситуации и усвоить морально-духовные императивы: «От улыбки на душе становится светлей»; «Улыбка поможет не только преодолеть страх, но и найти друзей»; «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»; «Добро возвращается». Вопрос: «А теперь скажите, дети, найти друга легче, когда ты с улыбкой на устах или с мрачным выражением лица? Почему? Вспомните, дети, когда вы знакомились с другими детьми или когда другие дети с вами знакомились, что вы чувствовали? Вам было радостно, вы улыбались, а может, наоборот?» и т. д.

3. Организация «проживания» и осмысления детьми морально-духовного императива поможет им не только осознать его сущность, обозначенную в контексте произведения, но и почувствовать его в эмоциональном переживании, пропустить через собственный духовный опыт, оценить свою готовность и умение поступать соответственно ему. И здесь большая роль возлагается на творческий поиск воспитателя, который должен как бы помочь ребенку пройти узким мостиком от чужого поступка к собственной жизни.

Целесообразной будет также работа вне занятий. Можно предложить дошкольникам разнообразные пантомимические этюды («Луна», «Страх»), участие в играх «Продолжим сказку» и т. д.; разнообразную творческую работу, аппликацию «Смайлик» и т. д., то есть воспитатель должен «погрузить» детей в деятельность, требующую терпения, внимательности к другим, учета чужих интересов, проявления хорошего отношения и упоминания золотого правила «улыбки». На самом занятии целесообразным будет также использование различных видов искусств (песня «От улыбки станет всем светлей», чтение сказки Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», просмотр одноименного мультфильма, картинки с изображением событий сказки).

4. Обобщающая беседа помогает приблизить сущность сложных понятий лично к каждому ребенку: «Как бы ты хотел, чтобы относились к тебе товарищи? Когда ты чувствуешь радость от общения? Вспомни, когда ты получаешь хорошую и искреннюю улыбку от друзей, взрослых?»

В процессе реализации указанных методов ребенка воспитывают, прежде всего, примеры из художественной литературы, которые при условии их внутреннего «проживания» как бы экстраполируются в личностный, духовный план. Но важнейшую роль в этом процессе играют взрослые (родители, педагоги) как своего рода фасили-таторы (К. Роджерс), помогающие морально-духовному развитию дошкольников.

Ссылки на источники

1. Енциклопед1я освгги / Акад. пед. наук Укра'ши; гол. ред. В. Г. Кремень. - К.: Юршком 1нтер, 2008. -С.992.

2. Бех I. Д. Навчальний матерiал як зааб духовного виховання особистост // Сучасний виховний про-цес: сутнють та шновацшний потен^ал: матерiали звгг. наук.-практ. конф. 1н-ту проблем виховання НАПН Укра'ни за 2012 рк / [ за ред. О. В. Сухомлинсько', I. Д. Беха, Г. П. Пустов^а, О. В. Мельника; лп. ред. I. П. Бтоцершець]. - 1вано-Франшськ: НА1Р, 2013. - Вип. 3. - С. 15.

3. Бех I. Д. Рефлексивно-експлщитний метод у вихованн особистост // Рщна школа. - 2012 . - № 12. -С. 3-7.

4. Вiкiпедiя: електронный ресурс. - URL: http://uk.wikipedia.org/wiki [06.04.14].

5. Монке О. С. Укра'нська л^ература для дггей дошктьного вку: навчальний поабник. - Одеса, 2010. - С. 47.

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14117 УДК 371.132:373.2

6.

7.

8.

9.

10.

Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию) // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14117. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14117.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Короткова Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 39.

Беленька Г., Конюхова Т. С. Весняна казочка // Казки про природу. Чар1вний промшь. Для д1тей дошктьного i молодшого шктьного в1ку: навчальний поабник. - К.: Вид. Д1м «Слово», 2009. - С. 21. Там же. - С. 22.

Магера М. Подорож до з1рок // УкраТнськ лггературш казки / упор. Т. Качалова, О. Шевченко; пе-редмова А. Костецького. - К.: В-во «Школа», 2002. - С. 150.

Довжик В. Чому усм1хався трамвай // УкраТнськ л1тературн1 казки / упор. Т. Качалова, О. Шевченко; передмова А. Костецького. - С. 168.

Elena Monkе,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of family and esthetic education, South Ukrainian National Pedagogical University by K. D. Ushinskiy, Odessa [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Principles and methods of development of the internal activity of preschool children by the means of fiction (in the context of preparing future teachers to moral and spiritual education)

Abstract. The author examines the key approaches to the preparation of future teachers to the moral and spiritual education of preschool children by the means of fiction; various ways of the moral and spiritual education by means of fiction. Proceeding from leading role of emotions in preschool childhood, it was focused on the development of the internal activity of the child, which leads to the formation of moral and spiritual values. The general principles of development of the internal activities of preschool children in content of fiction, methods of work with fiction are proposed. Within each method are indicated certain principles and procedures. Key words: moral and spiritual education of children of preschool age by means of fiction, the main methodological approaches, development of the internal activities of children of preschool age, the principles of the internal development of children of preschool age in content of fiction, methods, principles and procedures of work with fiction. References

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

8.

9.

10.

Kremen', V.G. (ed.) (2008) Enciklopedija osviti/ Akad. ped. nauk Ukraini, Jurin-kom Inter, Kiev, p. 992 (in Ukrainian).

Beh, I.D. (2013) "Navchal'nij material jak zasib duhovnogo vihovannja osobistosti", in Suhomlins'kij, O.V., Beh, I.D., Pustovit, G.P., Mel'nik, O.V., Bilocerkivec' I.P. (eds.) Suchasnij vihovnijproces: sutnist' ta inno-vacijnij potencial: materiali zvit. nauk.-prakt. konf. In-tu problem vihovannja NAPN Ukraini za 2012 rik, NAIR, Ivano-Frankivs'k, vip. 3, p. 15 (in Ukrainian).

Beh, I.D. "Refleksivno-eksplicitnij metod u vihovanni osobistosti", Ridna shkola, 2012, № 12, p. 3-7 (in Ukrainian).

Vikipedija (2014). Avialable at: http://uk.wikipedia.org/wiki [06.04.14] (in Ukrainian).

Monke, O.S. (2010) Ukrains'ka literatura dlja ditej doshkil'nogo viku: navchal'nij posibnik, Odesa, p. 47 (in

Ukrainian).

Korotkova, N.A. (2001) "Hudozhestvennaja literatura v obrazovatel'noj rabote s det'mi starshego dosh-kol'nogo vozrasta", Doshkol'noe vospitanie, № 8, p. 39 (in Russian).

Belen'ka, G., Konjuhova, T.S. (2009) "Vesnjana kazochka", in Kazki pro prirodu. Charivnij pro-min'. Dlja ditej doshkil'nogo i molodshogo shkil'nogo viku: navchal'nij posibnik, Vid. Dim "Slovo", Kiev, p. 21 (in Ukrainian). Ibid. - P. 22.

Magera, M. (2002) "Podorozh do zirok", in Kachalova, T., Shevchenko, O. (eds.) Ukra'ins'ki literaturni kazki, V-vo "Shkola", Kiev, p. 150 (in Ukrainian).

Dovzhik, V. (2002) "Chomu usmihavsja tramvaj", in Kachalova, T., Shevchenko, O. (eds.) Ukra'ins'ki literaturni kazki, V-vo "Shkola", Kiev, p. 168 (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r\j С) r\j

977230412014205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.