научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART 13252
УДК 371.132:373.2
Монке Елена Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейного и эстетического воспитания ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса [email protected]
Аннотация. В статье сделана попытка утвердить мысль о значимости личности педагога в морально-духовном воспитании дошкольников, а также определить готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников. Предложены критерии и показатели, по которым определялась готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников. Представлены результаты анализа анкетирования и бесед со студентами на констатирующем этапе эксперимента, что засвидетельствовало недостаточную готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста, и подтвердило необходимость целенаправленной работы в рассматриваемом вопросе.
Ключевые слова: будущие педагоги, студенты, морально-духовное воспитание, художественная литература.
Труды многих современных ученых (Ш. А. Амонашвили, В. П. Андрущенко, И. Д. Бех, О. И. Кузьминский и мн. др.) утверждают мысль о том, что в становлении, духовно и морально здорового общества следует несколько по-иному расставить акценты в моделировании образовательно-воспитательной системы. Нужно, чтобы воспитание шло впереди обучения. А, собственно, профессия педагога на государственном уровне должна стать ведущей, как в социальном, так и в экономическом плане. Ведь педагог - это не только транслятор знаний, а прежде всего личность, формирующая морально-духовные ценности молодого поколения.
О значимости личности воспитателя в жизни детей, содержании профессиональной подготовки воспитателя писали выдающиеся педагоги прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, С. Ф. Русова, К. Д. Алчевская, В. А. Сухомлинский и др.). Например, в статьях К. Д. Ушинского чувствуется попытка поднять авторитет воспитателя, показать его огромную общественную ценность. Великий педагог утвердил мысль о том, что позиция учителя, воспитателя - важнейшее звено педагогического процесса: «... влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [1, с. 15-16].
Различные аспекты профессионального становления будущего педагога представлены в научных исследованиях и публикациях современных украинских ученых (Л. Артемова, И. Бех, Г. Беленькая, С. Витвицкая, А. Богуш, Н. Гавриш, М. Евтух, Т. Жаровцева, И. Зязюн, и др.).
Исследователи применяют различные подходы к изучению сущности феномена готовности будущих педагогов к педагогической деятельности. В современном образовании особое место, кроме деятельностного, занимают компетентностный и личностно-ориентированный подходы. Личностно-ориентированный подход утверждает в педагогике представление о деятельной, социальной и творческой сущности
Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART 13252
УДК 371.132:373.2
человека и предполагает отношение преподавателя к студенту, учителя к ученику, а воспитателя к воспитаннику как к личности, помощь ей в самоосознании, раскрытии ее возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении. Как отмечает И. Д. Бех, личностно-ориентированный подход «должен полностью ассимилироваться компетентностным подходом», ведь «морально-духовная опытность личности, предусматриваемая компетентностным подходом, непосредственно связана с использованием идей личностно-ориентированного воспитания, при котором воспитанник является субъектом общественно значимого поведения как существенной составляющей общественной жизни» [2].
Морально-духовное воспитание, на наш взгляд, - это процесс накопления определенных духовных чувств, опыта морального поведения, духовного опыта, формируемых прежде всего на основе знаний о моральных и духовных ценностях, которые в дальнейшем осознаются и превращаются в собственные убеждения, становятся мотивами и стимулами к жизни по законам мудрости, добра и красоты, это осмысление моральных принципов и законов, созданных на основе общечеловеческих христианских духовных ценностей, осознание и реализация их в своей душе. Это, в сущности, направление детей на соблюдение заповедей Божьих, которое позволит им и теперь, и во взрослой жизни жить светло, счастливо, с чистой совестью. Морально-духовное воспитание должно устремляться на раскрытие в ребенке личности, зерна которой в нем были заложены изначально.
Эффективность морально-духовного воспитания детей дошкольного возраста, зависит не только от профессиональных знаний и умений педагога, но и от его пребывания в гармонии с духовной культурой. Формирование личности будущего педагога в широком смысле определяется, с одной стороны, наличием профессиональнопедагогической культуры, педагогических взглядов, с другой - способностью ретранслировать свой внутренний духовный потенциал в работе с детьми и их родителями.
Логика нашей статьи предусматривает определение понятия «готовность». На констатирующем этапе эксперимента наиболее приемлемым нам кажется определение готовности будущего педагога к педагогической деятельности как «фундамента его профессиональной компетентности, где последняя является своеобразной зоной ближайшего (или удаленного) развития педагогической готовности» [3, с. 68].
В процессе констатирующего эксперимента нами выявлено состояние готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста. Оценка готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников складывалась по следующим критериям: наличный уровень духовной культуры будущего педагога; педагогическая направленность личности студента на указанную сферу воспитательной работы, т. е. на морально-духовное воспитание дошкольников; оценка соответствующей педагогической компетентности.
Сущность духовной культуры будущего педагога мы рассматриваем как духовный ориентир его личностного и профессионально-педагогического развития через процессы самопознания и саморазвития. Духовная культура позволяет не только успешно решать жизненные проблемы, положительно воспринимать жизнь в целом, но и открывает возможность максимально реализовать свои способности. Повышение уровня духовной культуры будущего педагога как сложный процесс его самопознания и саморазвития неизбежно ведет к повышению его профессиональной культуры, стремление к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. Этот путь духовного развития будущого педагога - не лёгкий, но он является и путём к духовности его будущих воспитанников [4, с.102].
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART 13252
УДК 371.132:373.2
Подводя итог, обозначим показатели первого критерия - наличного уровня духовной культуры будущего педагога.
1. Ценностные ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего педагога дошкольного образования и как ядро морально-духовной сферы.
2. Понимание феномена «духовная культура педагога» и осознание значения духовности для саморазвития личности.
3. Стремление к собственному духовному росту и осознание значимости духовной культуры воспитателя как стимула и мотива к духовному росту его воспитанников.
Показатели второго критерия - педагогической направленности личности будущего педагога на морально-духовное воспитание дошкольников следующие.
1. Проявление интереса к значению морально-духовных ценностей, принятых в различных социальных сообществах.
2. Отношение к первостепенной целесообразности морально-духовного воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении.
3. Наличие желания осуществлять деятельность по морально-духовному воспитанию дошкольников, в том числе средствами художественной литературы.
Здесь следует отметить, что одним из наиболее эффективных средств морально-духовного воспитания ребенка дошкольного возраста мы считаем искусство слова, поскольку именно в нем представлены идеальные модели высокоморального и нравственного поведения личности, красоты человеческого духа. В лучших литературных образцах духовность человека раскрывается в художественных образах, которые вызывают глубокие моральные и эстетические переживания, тем самым закладывая фундамент его духовной культуры. Ребенок, отождествляя себя с яркими героями, или событиями художественного произведения, осознавая его текст и содержание способен на эмоциональные переживания, сочувствие. Все это способствует морально-духовному воспитанию дошкольников [5, с. 91].
Показатели критерия оценки педагогической компетентности в сфере морально-духовного воспитания дошкольников следующие.
1. Знание студентами сущности морально-духовных ценностей, принятых в различных социальных сообществах.
2. Знание будущими педагогами механизмов морально-духовного воспитания.
3. Владение методами морально-духовного воспитания.
По результатам бесед и анкетирования студентов факультета дошкольной педагогики и психологии ПНПУ им. К. Д. Ушинского, которые были составлены в соответствии с каждым показателем первого критерия оказалось, что духовными ценностями студенты считают доброту (57,8%), любовь (55,5%); честность и искренность (по 40%); уважение (24,4%), справедливость (24,4%); милосердие и веру (по 22,2%); прощение (20%); достоинство (13,3%), благородство и надежду (11,1%); взаимопонимание и взаимопомощь (8,9%). 6,7% респондентов называли воспитанность, великодушие, человечность, верность, мудрость; дружелюбие и совершенство, а 4,4% к духовным ценностям относили: совершенство, свободолюбие, непримиримость ко злу, счастье, знания, культуру.
Приоритетными непосредственно для самих опрошенных студентов были названы совершенство (17,7%); благородство и непримиримость ко злу (по 11,1% соответственно каждой духовной ценности); честность и красота (по 8,9%) искренность, любовь; надежда (по 6,7%); прощение, доброта, справедливость, милосердие (по 4,4%) достоинство и свободолюбие (2,2%).
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART ^252
УДК З71.1З2:З7З.2
Анализ полученных результатов также показал, что среди ценностей, непосредственно превалирующих в жизни опрошенных студентов, первостепенное место занимают духовные ценности (62,2 % респондентів); 26,7% респондентов отдают предпочтение материальным ценностям, у 24,4%, опрошенных первостепенным является приоритет «собственного», а 11,1% анкетированных студентов и вовсе имеют сложности в расстановке приоритетов.
Важнейшими жизненными ценностями для будущих педагогов являются здоровье (24,4%), любовь (13,3%), семья (8,9%). Еще по 8,9% опрошенных считают главным в своей жизни - быть полезным другим. В карьерном росте видят ценность жизни 6,7% респондентов. Такое же количество респондентов считает ценными в жизни материальную обеспеченность и одновременно отдают предпочтение интересной работе. Отметим, что значительный процент студентов (17,8%) видят наибольшую ценность жизни - в честности. В тоже время, лишь 4,4% респондентов необходимой в их жизни ценностью называют порядочность. И, наконец, ни один из них не указал важность дружбы в жизни человека.
Беседы показали мотивы выбора студентами приоритетных ценностей. Большинство собеседников отмечали, что не взирая на общее социальноэкономическое положение в стране, вызывающее определенные явления в социуме, в них самих вовсе не разрушается стремление ко всему светлому, чистому и доброму, воссозданию и развитию духовных достижений человечества, и в частности, духовного достояния Украины, в мире, который их окружает, улучшению взаимоотношений между людьми, воспитанию более доброго и чуткого, чем сегодня подрастающего поколения.
Касательно следующего блока анкетирования, заметим, что в целях получения наиболее достоверных результатов он был анонимным. Анализ ответов студентов на вопросы анкет, составленных в соответствии с показателем: «понимание феномена «духовная культура педагога» и осознание значения духовности для саморазвития» засвидетельствовали, что большинство студентов или нечетко понимают данный феномен, или сужают его к одной лишь религиозности. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «Как вы понимаете феномен «духовная культура личности педагога?» - «Это личное дело каждого. У педагога должна быть и духовная культура, но не на первом месте»; «...это способность заглянуть в будущее, умение разрабатывать свои жизненные планы» и т. д. Одновременно многие из будущих педагогов отметили, что моральные нормы, которые существуют в тех социальных институтах, в которых они чаще всего находятся, не соответствуют уровню их собственной духовности.
Иногда будущие педагоги давали оригинальные ответы на предложенные вопросы, цитировали стихи, что удостоверяет их как творчески устремлённых личностей. Например, на вопрос «Когда Вы чувствуете реальную радость бытия?» был такой ответ: «Як сходить сонце - я радію, цвіте бузок - всміхаюся, люблю, надіюся і мрію, бо за життя тримаюся. Метуть сніги, а я - з весною, ідуть дощі - я з сонечком. Наповню серденько любов’ю Землі своєї донечка».
Совсем неутешительными оказались ответы на вопрос «В чем Вы видите свое предназначение в профессии, семьи, роде, Родине?», которые засвидетельствовали подавляющее отсутствие патриотизма у молодого поколения.
В то же время будущие педагоги стремятся к познанию искусства, литературы и религии. Именно здесь они чаще всего пытаются найти ответы на свои личные мировоззренческие вопросы. Абсолютное большинство студентов приоритет-
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART 13252
УДК 371.132:373.2
ным в дошкольном возрасте называют морально-духовное воспитание, а путь собственного духовного роста считают главным стимулом и мотивом к духовному росту своих воспитанников. Однако, у будущих педагогов нет четкого представления, ни о том, что является собственно морально-духовным воспитанием дошкольников, ни какими средствами оно осуществляется.
С целью определения педагогической компетентности будущих педагогов в области морально духовного воспитания дошкольников мы объединили ответы студентов в группы. К самой большой группе ответов (96%) относятся те, которые обращаются к художественной литературе как средству морально-духовного воспитания дошкольников. К наиболее действенным средствам морально-духовного воспитания, цитируем ответы студентов, относятся: «устное народное творчество, примеры детской литературы», «художественная литература», «чтение литературных произведений, когда дети накапливают такой опыт переживаний, когда ещё не всегда способны дать оценку собственным поступкам», «чтение произведений на морально-этические темы», «сказки», «рассказы», «песни, легенды», «методика поощрения или успокоения: покажи как тот герой это сделал, или «ты хочешь быть как мальчик из той сказки, которую мы читали, тогда слушай», «знакомство с произведениями, которые не часто попадают в круг чтения дошкольников», «усмешки, легенды, скороговорки, колыбельные».
Еще 12% студентов считают искусство, в частности искусство театра, наилучшим средством морально-духовного воспитания. Процитируем ответы студентов: «методы, средства искусства», «художественная деятельность, изобразительное искусство», «презентации произведений живописи с повествованием поучительных историй из жизни художников в сопровождении классической музыки», «музыка, песни», «творческие средства», «разыгрывание сценок, в которых дети-игроки смогут чувствовать какие-то эмоции», «спектакли: кукольные, цирковые, песенные, театральные», «драматизация».
Ещё 30% студентов средствами морально-духовного воспитания называли «народный этикет и обряды», «национальные обычаи, традиции», «рассказы об истории родного края и других стран», «жизни и деятельности выдающихся людей», «историческую память, традиции рода и семьи, уважение к культуре наших предков», «передачу детям определенными педагогическими способами и методами духовных, эстетических, морально-эстетических идей, представлений народа». По 27% анкетированных студентов считают, что морально-духовное воспитание дошкольников происходит в игровой и познавательной деятельности. 21% студентов лучшими средствами морально-духовного воспитания дошкольников считают «примеры других, когда «подобное притягивает подобное», «социальную деятельность родителей», «быт семьи», «примеры из жизни» и т. д.
18% будущих педагогов целесообразными в рассматриваемом вопросе считают беседы на темы семьи, рода, духовных ценностей своего народа и человечества в целом, встречи с выдающимися людьми, которые, цитируем: «своими рассказами побуждают детей к размышлениям о добре и зле, важной роли труда в жизни каждого человека». 12% ответов студентов относительно средств моральнодуховного воспитания дошкольников составили: «формирование взаимоотношений», «общение», «окружающая обстановка», «природа», «труд»; 9% - «просмотр мультиков, кино», «воспитание культуры поведения», «раскрытие содержания общепринятых в обществе норм». Только 3% студентов называли средствами морально-духовного воспитания дошкольников «посещение библиотек, храмов, теат-
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
научно-методический электронный журнал
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304120Х.
ART 13252
УДК 371.132:373.2
ров». Были и такие ответы: «предоставление ребенку полной свободы и ничего не запрещать» (3%), «как можно больше помогать ребенку подойти к осмыслению своего «я» и себя как личности» (3%), «воспитание уважительного отношения к чужому восприятию мира, к другой точке зрения» (3%), «культура речи» (3%), «нравственное воспитание» (3%), «обучение «лечению вещей» (3%), «познание мира» (3%), «окружение детей добрыми хорошими людьми, любовью» (3%). Ответы 9% студентов засвидетельствовали их полное непонимание сущности понятия «морально-духовное воспитание». Так, например, средствами морально-духовного воспитания дошкольников были названы «воспитание культурно-гигиенических навыков», «развитие ловкости», «какие-то новые методы» и т. д.
Относительно знания произведений устного народного творчества и литературных произведений морально-духовной направленности для детей дошкольного возраста, то результаты оказались следующими: В основном студенты (45%) называли произведения устного народного творчества, как имеющие наибольшую морально-духовную направленность. При этом чаще всего назывались сказки, а именно: «Журавль и Лиса», «Яйцо-райцо», «Мудрая девушка», «Кирилл Кожемяка», «Летучий корабль», «Котигорошко», «Курочка-ряба», «Ивасик-Телесик», «Репка», «Пан Коцкий», «Коза-дереза», «Колобок» и др. Сюда же студентами были отнесены сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, что свидетельствует о незнании ими авторства указанных произведений и отнесения их к украинскому фольклору. Также студенты отметили басни, колыбельные и обрядовые песни, а также песни о любви в качестве таковых, которые насыщены морально-духовным смыслом. При этом отметим как несоответствие некоторых названных произведений жанру, к которому они были отнесены, так и несоответствие возрасту дошкольников. Так, например, к обрядовым песням студентами адресованы народные думы о «Марусе Богуславке», «Козаке Голоте», «Самойле Кошке», «Иване Богуне» и т. д.
Большинство студентов (27%) назвали Ивана Франко и Лесю Украинку как авторов украинских произведений морально-духовной направленности для детей дошкольного возраста. Однако, здесь порой указывались произведения, которые не соответствовали возрасту дошкольников. В качестве формирующих моральнодуховную сферу современных дошкольников 21 % анкетированных студентов называли поэзии Т. Г. Шевченко, басни и стихи Л. И. Глибова, рассказы и сказки В. А. Сухомлинского; 18% студентов - произведения В. Винниченка, М. Коцюбинского, А. Олеся; 15% - произведения О. Пчилки и М. Пидгирянки; 12% -произведения Марко Вовчок и П. Грабовского; 9% - произведения Б. Гринченко; 6% - произведения И. Андрусяка, И. Блажкевич, С. Васильченко, А. Донченко, И. Мацко, В. Сичкориз, М. Стельмаха. У 3% будущих педагогов ответы были распределены между авторами П. Гулак-Артемовским, А. Довженко, И. Карпенко-Карим, Л. Костенко, К. Лукашенко, Д. Павличко, М. Павленко, М. Рыльским, Г. Сковородой, В. Симоненко, М. Старицким, В. Стефаником, Г. Тютюником, Г. Чубай, М. Цыбенко.
Как видим, будущие педагоги называли не только авторов классической украинской литературы, но и современных авторов, пишущих для дошкольников. Однако, отдельные авторы, названные студентами, не писали для детей дошкольного возраста, а именно: А. Довженко И. Карпенко-Карый, Г. Сковорода М. Старицкий, В. Стефаник. К тому же произведения некоторых из них написаны для детей старшей, чем дошкольная возрастной аудитории (В. Винниченко, Марко Вовчок).
Отметим, что отдельные студенты, называя произведения, сообщали также имена их авторов, объясняя, почему именно эти произведения способствуют мо-
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm
КОНЦЕПТ
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13252.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-
научно-методический электронный журнал
12UX.
ART 13252 УДК 371.132:373.2
рально-духовному воспитанию дошкольников. При этом изложенные будущими педагогами мысли свидетельствуют, что произведения были действительно прочитаны и осмыслены ими. Другие называли только авторов литературы и жанры устного народного творчества без конкретизации произведений, или, наоборот, только произведения без конкретизации авторства. Это свидетельствует о поверхностных знаниях в области художественной литературы и произведений устного народного творчества для детей дошкольного возраста. Кроме того, студенты порой называли произведения, не соответствующие чёткой морально-духовной направленности на дошкольников, то есть «точно в цель» не всегда попадали. Это свидетельствует о том, что у большинства анкетированных нет определённого представления, что именно должно быть в содержании морально-духовного воспитания детей дошкольного возраста, они размыто понимают его сущность. Некоторые ответы свидетельствуют о плохом знании литературных произведений для детей в целом, неумении определить тематику, сюжет того или иного произведения, которое называлось, несоответствие названных произведений возрасту дошкольного детства. Иногда, анкетированные студенты писали неверно названия произведений, что может говорить о том, что они не были прочитаны ими, но о существовании этих произведений студенты слышали; или называли автора и приписывали ему произведения, написанные другим автором. 10% студентов не смогли ответить на предложенные вопросы.
Таким образом, анализ полученных результатов показал недостаточную готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста на настоящий момент, что подтверждает необходимость целенаправленной работы в рассматриваемом направлении.
Ссылки на источники
1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. - М., 1985. - 656 с.
Бех І. Д. Компетентнісний підхід у сучасній освіті. - иРЬ: http://www.ipv.org.ua/component/content/ аПісіе/8-ЬеІі/56-2012-09-04-22-32-01.html.
Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Академия, 2000. - 240 с. Монке Е. С. Духовная культура в профессиональном становлении будущих педагогов // Становлення особистості професіонала: перспективи й розвиток. Матеріали 2-ї міжнародної науково-практичної конференції. 15-16 лютого 2013. - Одеса: Видавець Букаєв В. В., 2013, - С.99-102. Монке Е. С. Виховання духовності дітей дошкільного віку засобами української дитячої літератури // Наука і освіта. - 2011. - № 8. - С. 90-93.
5.
Monkе Elena,
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the chair of family and esthetic education, South Ukrainian National Pedagogical University by K. D. Ushinskiy, Odessa [email protected]. Ua
Criteria and indicators of readiness of future teachers to moral and spiritual education of preschool children
Abstract. The author makes the attempt to approve the thought of the importance of the identity of the teacher in moral and spiritual education of preschool children, and also to define readiness of future teachers for moral spiritually education of preschool children. The criteria and indicators by which readiness of future teachers for moral spiritually education of preschool children was determined are issn 2304-120X offered. Results of the analysis of questioning and conversations with students at noting stage of experiment that testified insufficient readiness of future teachers for moral spiritually education of children of preschool age are presented, and that confirmed the need of purposeful work in this direction.
Keywords: future teachers, students, moral and spiritual education, fiction. 9 f, t, 5 u A , ?, <,
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
pu "7 fu
977230412013512
http://e-koncept.ru/2013/13252.htm