Научная статья на тему 'Физика в спорте и художественной литературе'

Физика в спорте и художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / СПОРТ / SPORTS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODOLOGY OF TEACHING OF PHYSICS / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Малюк Николай Григорьевич, Василенко Алексей Олегович, Клыкова Наталья Вячеславовна

В статье рассматривается, как отрывки из художественных произведений и информацию о проявлении законов физики в спорте можно использовать на уроках физики для мотивации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустынникова Ирина Николаевна, Малюк Николай Григорьевич, Василенко Алексей Олегович, Клыкова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физика в спорте и художественной литературе»

Литература

1. АзизходжаеваН. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005. С. 75-76.

Physics in sports and literature Pustynnikova I.1, Maliuk N.2, Vasilenko A.3, Klykova N.4 (Ukraine) Физика в спорте и художественной литературе Пустынникова И. Н.1, Малюк Н. Г.2, Василенко А. О.3, Клыкова Н. В.4 (Украина)

'Пустынникова Ирина Николаевна /Pustynnikova Irina — кандидат педагогических наук, доцент;

2Малюк Николай Григорьевич /MaliukNikolay — кандидат физико-математических наук, доцент; 3Василенко Алексей Олегович / Vasilenko Aleksey — студент;

4Клыкова Наталья Вячеславовна /Klykova Natalia — студент, кафедра общей физики и дидактики физики, физико-технический факультет, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье рассматривается, как отрывки из художественных произведений и информацию о проявлении законов физики в спорте можно использовать на уроках физики для мотивации учащихся.

Abstract: the article considers how can be used excerpts from the literary works and information about the démonstrations of physical laws in sports in physics lessons for the motivation of students.

Ключевые слова: физика, художественная литература, спорт, методика преподавания физики, межпредметные связи.

Keywords: physics, literature, sports, methodology of teaching of physics, interdisciplinary communication.

Не секрет, что сегодня школа все чаще сталкивается с низкой мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Учителю нужно помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ученик уходит с урока. Формирование познавательного интереса школьников к предмету - сложный процесс, предполагающий использование нестандартных приемов в системе средств развивающего обучения. Нужны приемы, активизирующие учеников, и обеспечивающие качество усвоения изучаемого материала. К таким приемам относят использование на уроках физики примеров применения законов физики в спорте и отрывков из художественной литературы [1 - 3].

Например, при изучении темы «Сила трения» можно использовать отрывок из хантыйской народной сказки «Маченкат»:

«Девушка лягушкины лыжи-голицы надела, шубу дырявую надела, а лягушка ее лыжи, мехом подбитые, и шубу взяла. Пошла девушка в гору, а лыжи назад катят. Никогда она не ходила на лыжах-голицах - падает. Насилу догнала лягушку. Лягушка радуется: «Ой-ей-ей! Какие лыжи у тебя! Под гору сами катятся, в гору сами идут!»

Маченкат говорит: «Ох, какие худые у тебя лыжи! На гору не могла вылезти на них. За снег хваталась - все руки поцарапала» [5, с. 55 - 56].

В маленькой повести Г. Снегирева «Чембулак» [4] можно прочесть: «Есть у дедушки меховые лыжи: сверху они деревянные, а снизу прибиты кусочки шкуры лосенка. На таких лыжах хорошо ходить по глубокому снегу. Шерстинки вперед скользят, а назад не пускают, топорщатся».

А далее можно рассказать, что северные охотники еще подбивают лыжи шкурами тюленя или нерпы - ворсом по движению. На таких снеговых башмаках, подбитых меховыми подошвами, можно бесшумно подкрадываться к зверю. Они обладают и еще одним очень важным преимуществом: на них можно скользить только вперед. Ворс не дает им соскальзывать назад. На таких лыжах особенно удобно подыматься в гору.

Учащимся будет интересно узнать, что о хорошо скользящих лыжах говорят, будто они идут ходко, как по маслу. Однако если смазать лыжи обычной смазкой, то она сотрется на первых же метрах, т.е. необходима мазь, которая бы крепко держалась на скользящей поверхности лыж. Кроме того, эта мазь должна увеличивать сцепление лыж со снегом, когда спортсмен отталкивается или подымается в гору. При изменении погоды, если стала иной структура снега, то спортсмену приходится менять лыжную смазку прямо на дистанции. Опытный спортсмен потратит на это две-три минуты, но зато выиграет в скорости скольжения. Советский спортсмен конструктор В. М. Абалаков изобрел специальный прибор, при помощи

которого лыжник может быстро подобрать мазь. Этот прибор представляет собой деревянную призму с тяжелым сердечником внутри. Каждая грань призмы - это маленькая лыжа. Каждые два полозка необходимо смазать мазью под определенным номером. Затем надо протянуть призму по снегу. Она скользит на рейках-полозках. Маленький очень чувствительный динамометр отмечает, какое усилие потребовалось, чтобы сдвинуть призму с места, и каково усилие, затраченное для равномерного скольжения. Так можно быстро выбрать наилучшую мазь.

Использование подобной информации на уроках физики не только активизируют мышление учашдхся, но и способствует их заинтересованности предметом.

Литература

1. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Использование законов отражения сказочными героями // International Scientific Review, 2016. № 8 (18). P. 76-77.

2. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Развитие критического мышления учащихся на уроках физики с помощью поиска физических ошибок в художественных произведениях // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал / гл. ред. Е. Ф. Попова. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. Спецвыпуск по итогам II Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии: теория и практика». С. 23 - 25.

3. Пустынникова И. Н., Юдина В. С., Клыкова Н. В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 58 - 62.

4. Снегирев Г. Чембулак. М.: Детская литература, 2005. 16 с.

5. Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М.: Школьная Пресса, 2002. 128 с.

The heroic epic "Forty girls" ("Kirk Kiz") as a cultural and historical phenomenon of education Naimova Z. (Republic of Uzbekistan) Героический эпос «Сорок девушек» («Кырк кыз») как культурно-исторический феномен воспитания Наимова З. К. (Республика Узбекистан)

Наимова Зухра Кайратдиновна /Naimova Zuhra — ассистент, преподаватель, кафедра педагогики и психологии, педагогический факультет, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена непреходящей ценности духовной жизни Узбекистана, которая на протяжении тысячелетий остается бесценным источником воспитания молодежи. Каракалпакский героический эпос «Сорок девушек» представляет собой одно из ярких явлений народной поэзии. В ней нашла своё отражение вера народа в свою мощь, в светлое будущее. Жизнеутверждение молодежи на основе памятников народного творчества - одно из основных качеств этой статьи. Abstract: the article is devoted to the enduring value of the spiritual life of Uzbekistan, which for thousands of years is an invaluable source of education of youth. Karakalpak heroic epic "Forty girls" is one of the brightest phenomena of folk poetry. It was reflected people's belief in its power, in the bright future. Affirmation of life of young people on the basis offolk art monuments - one of the main qualities of this article.

Ключевые слова: Саркоп, Миуели, Аллаяр, Гулаим, Сарбиназ, Арыслан, Алтынай, Отбасар, Журын-таз, Суртайша, Надир-шах.

Keywords: Sarkop, Miueli, Allah Yar, drone Sarbinaz, Aryslan, Altynay, Otbasar, Zhuryn-basin, Surtaysha, Nadir Shah.

Любая деятельность становится продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание как деятельность педагога. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному.

Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.